Рассказы об оружии. СУ-122: несправедливо в тени потомков

41
Продолжая тему самоходных установок образца 1942 года, при этом учитывая, что данный материал выйдет в преддверии Дня Победы, мы решили рассказать о машине, которую знает большинство наших читателей. О машине, которая разрабатывалась параллельно с уже описанной нами САУ СГ-122. О машине, которая была прямым конкурентом СГ-122.





Итак, наша героиня сегодня — СУ-122. Самоходка, которая была предназначена именно для поддержки и сопровождения танков. И, соответственно, была создана на базе самого массового танка Т-34.

Очень часто, рассказывая о вооружении начального периода войны, о работе конструкторов в 1941-42 годах, мы сталкиваемся с мнением, что недостатки данного вооружения вызваны скоростью создания самих машин. Пример САУ СГ-122 и СУ-76и вроде бы доказывает именно этот вывод. Точно так же, как и пример СУ-122. Однако, думаем, следует все-таки поговорить по этому поводу. Дело, на самом деле, гораздо сложнее.

Предыстория появления САУ


Большинство из читателей своё отношение к САУ сформировали после просмотра фильма Виктора Трегубовича "На войне как на войне" (1968). Помните, "Самоходку танк любил, в лес гулять её водил..."? Кстати, многие не знают, но это действительно частушка времен Великой Отечественной. Действительно солдатское творчество. Впервые её исполнил в кинофильме Николай Крючков ("Звезда", 1949 г.). Только в первоначальном варианте САУ была танкеткой.

Полный текст выглядел так:

Танк танкетку полюбил,
В лес гулять ее водил,
От такого романа
Вся роща переломана.

Столько пыла и огня
Было в их наружности,
Что не осталось даже пня
На десять верст в окружности!


Почему же танкистам были необходимы самоходки? Именно танкистам! И "дрались" командиры танковых бригад и полков за каждую такую машину поддержки жестко. До хрипоты. Просили командование дать хотя бы пару машин для атаки. И это действительно было необходимо. От этого действительно зависела жизнь танкистов! И началось это задолго до войны.

Дело в том, что танки предвоенного и первого военного периода, при всей видимой мощи этого вооружения, имели достаточно серьезный недостаток. Эффективный огонь по противнику танки могли вести на достаточно коротких расстояниях — 600-900 метров. Вызвано это самой конструкцией машин. Довольно ограниченный обзор и отсутствие стабилизатора пушки. Либо огонь с ходу "на удачу" с большой дистанции, либо под противотанковые пушки врага, на короткое расстояние. Понятно, что противотанковые орудия имели огромное преимущество в этом варианте.



Вот тут-то и включались в работу САУ. Машины, обладающие орудиями более крупных калибров, которые стреляли из-за наступающих танков (не обязательно прямой наводкой) и подавляющие противотанковые батареи противника огнем как раз в тот короткий период времени, который необходим танкам для выхода на расстояние эффективной работы собственного вооружения.

В период, когда танки были малоподвижны, существовала возможность использовать для подавления ПТС полевую артиллерию. Тогда-то и появились требования к орудиям по быстрому переводу из походного положения в боевое и обратно. Но танки "поехали". И поехали быстро. Вот тут-то и появилась необходимость в артиллерии, которая могла не отставать от мобильных танковых частей.

Рассказы об оружии. СУ-122: несправедливо в тени потомков


Помните эпоху артиллерийских тягачей? Это как раз и была попытка увеличить мобильность полевой артиллерии. В принципе, создать тягач, способный не отставать от танковых подразделений, можно. Точно так же, как можно создать шасси для орудий, которые бы выдерживали такие перемещения. Но совершенно нереально выглядит идея об эффективной работе батарей, которые начинают огонь без разведки и артиллерийских наводчиков на передовой. Да и управление такими батареями выглядит более чем проблематично.

Таким образом, массовое появление различных самоходок в РККА, как и в других воюющих странах, именно в период 1942-43 годов — это общая тенденция развития бронетехники. Развитие танков породило развитие артиллерии поддержки этих машин. Не поддержки пехоты, а именно поддержки танков. И это направление развивается в настоящем времени.



О самой САУ


Возвращаясь к нашей героине, необходимо сказать, что эта машина является логическим продолжением всех тех разработок, которые существовали в советской промышленности как в довоенный, так и в военный периоды. Потому и выглядят наши машины того времени как братья (или сестры). Не близнецы конечно, но братья точно.



Иногда вызывают вопросы орудия, которые использовались. Сегодня, из будущего, мы уже можем оценить эффективность орудий того времени достаточно объективно. Однако в тот период такой возможности не было. Преимущества и недостатки орудий часто выявлялись уже в процессе эксплуатации. Поэтому и решения принимались на основе оценки пушек и гаубиц специалистами. Калибры же и даже сами орудия, которые должны быть использованы в САУ, определялись очень конкретно.

15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета ГАУ РККА. Были приглашены не только члены комитета, но и представители воинских частей, руководители заводов и КБ, специалисты из Наркомата вооружений (НКВ). Считается, что именно на этом пленуме и были поставлены конкретные задачи по созданию полноценных советских САУ. Там же были определены и орудия, которые предлагалось использовать для новых машин.

Для самоходной артиллерии были определены следующие системы.

Для поддержки пехоты на САУ предлагалось устанавливать 76,2-мм пушку ЗиС-3 или 122-мм гаубицу М-30, образца 1938 года.

Для разрушения сильно укрепленных позиций, инженерных сооружений и оборонительных полос предложено использовать 152,4-мм гаубицу-пушку МЛ-20, образца 1937 года.

СУ-122 была разработана именно с учетом этих рекомендаций. А учитывая, что машину разрабатывали практически параллельно с СГ-122, эта самоходка вообще рекордсмен по скорости создания. Ну представьте себе скорость работ. В октябре 1942 года ГКО постановил начать разработку машины на базе Т-34 (19 октября, постановление ГКО №2429сс). 29 октября особая конструкторская группа УЗТМ Л.И. Горлицкого (Н.В. Курин, Г.Ф. Ксюнин, А.Д. Неклюдов, К.Н. Ильин и И.И. Эммануилов) представила проект объекта У-35.

30 ноября 1942 года начались заводские испытания. С 5 по 19 декабря конструкторы УЗТМ и завода №592 уже на Гороховецком полигоне проводят государственные испытания. А в декабре 1942 года машина уже прошла испытания, принята на вооружение и рекомендована к серийному выпуску. Первые предсерийные машины пошли в войска (10 единиц старой (У-35) конструкции рубки). Серийные машины пошли в январе 1943 года. Машинами вооружались самоходные артполки средних СУ. По 16 установок в полку.

Коротко рассмотрим саму машину внимательнее. Установка монтировалась на базе танка Т-34 (Т-34-76). Боевая рубка установлена в передней части корпуса. Рубка сварная, из броневых катаных листов различной толщины — 15, 20, 40 и 45 мм. Противоснарядное действие усиливалось рациональными углами наклона бронелистов. Лоб был составным и имел разные углы наклона — 57 и 50 градусов. Для защиты от пехоты противника и дополнительного обзора, у экипажа имелись отверстия в бронелистах, закрытые броневыми пробками по всей окружности машины.



На крыше рубки имелось две башенки. Командирская и смотровая (у наводчика) для установки панорамы Герца.





Для посадки-высадки экипажа на крыше рубки был оборудован прямоугольный люк с броневой крышкой. Интересно, что люк механика-водителя, который достался по наследству от Т-34, для посадки механика не использовался. Это чисто смотровой люк.

Наблюдение за полем боя велось при помощи специальных зеркальных смотровых приборов. Приборы располагались в трех местах. На лбу машины, по правому борту и в корме.





Вооружена У-35 была стандартной гаубицей М-30 с поршневым затвором. Орудие устанавливалось на специальной, закрепленной на днище, тумбе. Углы наводки составляли: по вертикали от -3 до +25, по горизонтали в секторе 20 градусов (+/- 10 градусов). Наводка орудия производится по панораме Герца. Гаубица, ввиду особенностей конструкции, имела довольно небольшую скорострельность — 2-5 выстрелов в минуту. Боекомплект 36 выстрелов раздельного заряжания.

В боевом отделении находились так же два штатных пистолета-пулемета ППШ и 20 дисков с патронами (1420 шт).

Связь обеспечивалась через радиостанцию Р-9. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф.

Силовое отделение практически не изменилось и было однотипным с Т-34. А вот шасси пришлось усилить спереди. Ввиду явного перегруза передка машины, передние узлы подвески танка не выдерживали нагрузок.



Путь на передовую


В целом машина вызвала достаточно много нареканий. В большинстве исследований эти недостатки трактуются как незначительные. Но, с другой стороны, в большинстве материалов лишь упоминается испытуемая параллельно СГ-2 мытищинского завода № 592. Он и понятно. Иначе необходимо будет прояснить начало выпуска этих СУ практически сразу после испытаний. Попробуем разобраться в том, что же на самом деле происходило в Свердловске.

Понятно, что У (или СУ, как в документах УЗТМ) -35 ходовые испытания прошла на «ура». Учитывая, что к этому времени танки Т-34 собирались именно на УЗТМ. Более или менее удачными можно назвать и стрельбы. А вот в остальном... Дело в том, что государственная комиссия сделала совсем нежелательный для УЗТМ вывод. Боевая рубка на У(СУ)-35 не просто не получилась. Она была опасна для экипажа.

"Комиссия считает необходимым поручить Уралмашзаводу НКТП доработать образец самоходной 122-мм гаубицы, приняв за основу компоновку боевого отделения испытанной самоходной 122-мм гаубицы завода №592 и устранив недостатки, изложенные в настоящем отчете. Доработанный образец самоходной гаубицы подвергнуть испытаниям на заводе для окончательного принятия решения о введении на вооружение артиллерии Красной Армии".


Но есть и другой вопрос. Если Мытищинский завод № 592 сделал такую хорошую машину на той же базе, почему приняли вариант УЗТМ? Ответ прост и невероятен. СГ-2 не прошла... ходовые испытания! Именно ходовая часть СГ-2, танковое шасси Т-34, не выдержало нагрузки. И причина была не в каком-то перегрузе шасси или недостатках конструкции СГ вообще. Причина в самом танке Т-34. Именно сам танк, на базе которого был создан опытный экземпляр СГ-2, оказался дефектным. Так закончилась история СГ-2.

Речи о какой-то диверсии или происках нечестных конструкторов здесь нет. Просто потому, что Мытищинскому заводу вообще не могли поручить производство СУ. Завод уже тогда, до начала испытаний, предназначался для выпуска легких танков. Выпуск же СУ-122 уже был запланирован на УЗТМ на декабрь 1942 года (25 единиц) постановлением ГКО № 2559 "Об организации производства артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38".

Итак, какая рубка стала серийной в СУ-122? Ответ опять стандартный. Собственная! Не У(СУ)-35 и не СГ-2.

Вот перечень изменений, которые внесены в рубку в декабре по инициативе главы проектной группы Н.В. Курина (Горлицкий был на испытаниях), заместителя наркома танковой промышленности СССР, главного конструктора Челябинского тракторного завода Ж. Я. Котина, главного конструктора завода №9 Ф.Ф. Петрова, его заместителя А.Н. Булашева, главного конструктора УЗТМ Н.Д. Вернера и военпредов во главе с Г.З. Зухером.



На крыше вместо командирской башенки появился колпак с тремя смотровыми лючками для перископного прицела. Командир теперь пользовался перископическим прибором ПТК. Люк на крыше рубки (правда одностворчатый, в отличие от СГ-2). Изменено размещение БК. Оно фактически повторило решение КБ Мытищинского завода.

Установка перископа дала возможность переместить место командира вперед. Это увеличило полезный объем рубки. А командир теперь стал выполнять обязанности ещё и радиста, и наводчика по вертикали. Не самый лучший вариант, но о перегруженности командиров советских танков мы говорили не единожды.

Такие же изменения претерпело и место наводчика. Смотровые щели были убраны. Вместо них устанавливались те же смотровые перископические приборы. Был убран левый топливный бак, который находился как раз выше наводчика. Таким образом, и в этом секторе объем рубки был увеличен.

Впервые позаботились о заряжающих. Теперь для них были предусмотрены откидные сиденья. При движении заряжающие имели свои штатные места, а в бою сиденья не мешали работе.

Подвергся изменениям и лоб установки. Он стал более простым. Исчезла "ступенька". Таким образом, можно говорить о том, что от концепции максимального использования шасси Т-34 отказались. Корпус решили переделать. В бронировании ликвидировали щели и отверстия.

Боевое применение


Говорить о том, что СУ-122 выпущена малой серией, глупо. 638 единиц — это достаточно много. Однако, говорить, что машина была удачна, тоже сложно. Иногда создается впечатление, что машина создана для 1941 года. Или на начало 1942-го. Лобовая броня в 45 мм в то время, когда у немцев появились ПАК-40, когда первые "Тигры" уже были в бою (осень 42-го, Синявино), когда немецкие "четверки" и "штуги" получили свою «длинную руку», то есть, длинноствольное 75-мм орудие…



Конечно, можно поспорить о том, для чего предназначено это орудие. Штурмовое орудие. Однако, это орудие должно работать непосредственно во втором эшелоне. Но как только СУ-122 выходил на дальность видимости (1000 метров), как тут же получал поражение от немецких Т-4 и «штугов». Про «Тигров» в такой ситуации и говорить страшно. Лоб советской машины был недобронирован однозначно. Пример немцев и их САУ нам не указ. "Похоронила" эту машину Курская битва. Именно там машины жгли все, кому не лень.



Переход после Курска на СУ-85 и отказ от СУ-122, как нам думается, тоже был ошибкой. Машина могла прекрасно выполнять обязанности штурмового орудия и дальше. Но в составе танковых бригад. Батарея СУ-85 и батарея СУ-122. Просто каждый выполнял бы свою работу. Пушки 85-й, которые по факту были противотанковыми, били бы танки, а гаубицы 122-й – уничтожали бы все остальное: ДОТы, ДЗОТы, пехоту. Но случилось то, что случилось.

Кстати, немцы, которые захватили несколько СУ-122 в качестве трофеев, их использовали с большой пользой для себя. Машины даже название не поменяли — StuG SU122(r).



Уже в 1944-м году СУ-122 стали редкостью. В полках, где они были, старались не отправлять эти машины на ремонт, а ремонтировать на месте. Иначе машину заменят на СУ-85. Но в Берлине 1945-го эти машины были. Немного, но были.



Сегодня единственной СУ-122, которая сохранилась в первозданном виде, является машина (бортовой номер 138) лейтенанта В.С. Принорова за номером 305320. К сожалению боевой путь машины известен мало. Машина из состава 4-й батареи 1418-го САП 15-го танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии. Была подбита в бою за село Никольское Свердловского района Орловской области 24 июля 1943 года. Командир машины и механик были ранены. Наводчик и замковой убиты. Машина отправлена в ремонт.

Всего же, по нашим сведениям, в российских музеях сегодня находится 4 машины этого типа.



Ну и традиционные ТТХ героини материала, СУ-122:



Боевая масса – 29,6 т.
Экипаж – 5 человек.

Количество выпущенных – 638 штук.

Размеры:
Длина корпуса – 6950 мм.
Ширина корпуса – 3000 мм.
Высота – 2235 мм.
Клиренс – 400 мм.

Бронирование:
Лоб корпуса — 45/50° мм/град.
Борт корпуса — 45/40° мм/град.
Корма корпуса — 40/48° мм/град.
Днище – 15 мм.
Крыша корпуса – 20 мм.
Лоб рубки — 45/50° мм/град.
Маска орудия – 45 мм.
Борт рубки — 45/20° мм/град.
Корма рубки — 45/10° мм/град.

Вооружение:
Калибр и марка пушки — 122-мм гаубица M-30С.
Боекомплект пушки – 40.

Ходовые качества:
Мощность двигателя – 500 л.с.
Скорость по шоссе – 55 км/ч.
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч.
Запас хода по шоссе – 600 км.

Преодолеваемый подъём — 33°.
Преодолеваемая стенка — 0,73 м.
Преодолеваемый ров — 2,5 м.
Преодолеваемый брод — 1,3 м.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    9 мая 2019 05:30
    С Днем Победы друзья !!! drinks good hi
    1. 0
      9 мая 2019 09:06
      https://tengrinews.kz/music/gruppa-Motor-Roller-vyipustila-novyiy-klip-ko-dnyu-pobedyi-294079/
  2. +6
    9 мая 2019 06:41
    Спасибо за материал. Правда, так и не понял сколько СУ 122 сохранилось? Одна или четыре?
    Ну, и,конечно же, присоединяюсь к поздравлениям с Днём Победы!)
    1. +6
      9 мая 2019 11:16
      Цитата: Вождь краснокожих
      Правда, так и не понял сколько СУ 122 сохранилось? Одна или четыре?

      Одна целиком оригинальная, и три частично реконструированных.
  3. +6
    9 мая 2019 07:10
    Авторы, спасибо. Не всегда получается то что хочется, а силу различных причин, получается то что получается.
  4. +4
    9 мая 2019 07:16
    Хорошая, познавательная, информативная статья.
    С Днём Победы, Великой Победы.
    За наших Отцов и Дедов, Всех Ветеранов drinks
  5. +10
    9 мая 2019 07:30
    У Першанина есть серия книг ( с названием "Зверобои"...) о том, как воевалось на СУ-122 и ИСУ-122 в 1944-1945 годах. Там тоже подчеркивается слабое бронирование(особенно лобовое) СУ и то, что ИСУ не сильно в этом плане отличалась от СУ. Так же подчеркивалось, что до конца войны было тупое применение этих самоходок-вместо огневой поддержки из второй линии их бросали в бой в составе смешанных с танками подразделений или вообще посылали выполнять присущие именно танкам задачи из-за чего они несли большие потери.
    https://litportal.ru/avtory/vladimir-pershanin/
    https://avidreaders.ru/author/pershanin-vladimir-nikolaevich/
    1. +3
      9 мая 2019 11:00
      Су 122 и Ису 122 это совсем разные машины и вооружение тоже. Ису 122 очень хорошо воевала и была грозой немецких танков
      1. +5
        9 мая 2019 14:05
        Цитата: Владимир Теплов
        Ису 122 очень хорошо воевала и была грозой немецких танков

        Угу. Вот только ИСУ-122 - паллиатив. Просто на момент создания ИСУ-152 пушек-гаубиц МЛ-20с не хватало, вот и пришлось на часть машин ставить 122-мм А-19, которых было в избытке.
        У немцев та же самая петрушка была с ЯгдТигром - на часть машин ставили 8,8 cm PaK43/3 L/71 вместо.12,8 cm Pak 44 L/55.
        1. +1
          9 мая 2019 15:52
          Цитата: Kuroneko
          Угу. Вот только ИСУ-122 - паллиатив. Просто на момент создания ИСУ-152 пушек-гаубиц МЛ-20с не хватало, вот и пришлось на часть машин ставить 122-мм А-19, которых было в избытке.

          Второй, едва ли не более существенной проблемой стал объём выпуска орудий А-19. Нередко можно слышать теорию о том, что ИСУ-122 якобы появилась из-за нехватки систем МЛ-20с, но на это можно только улыбнуться. В мае, то есть уже на второй месяц выпуска ИСУ-122, случились первые перебои с А-19. В результате вместо 100 машин сдали 90, а ИСУ-152 сдали 135 штук вместо 125

          Выпуск МЛ-20 был втрое выше, чем А-19.
          1. +2
            9 мая 2019 18:01
            Во-первых, чтобы впихнуть МЛ-20 в ИСУ-152, её надо было переделывать до МЛ-20С, дабы можно было поставить в САУ. А переделка требовалась довольно серьёзная.
            Во-вторых, на момент разработки и производства ИСУ-152 как раз этих МЛ-20С и не хватало. Смежники не поспевали.
            Так понятнее?
            1. 0
              9 мая 2019 18:11
              Цитата: Kuroneko
              Так понятнее?

              Если Вы не согласны с приведенным мнением Пошолока, было бы разумным указать источник Вашей уверенности.
              1. +1
                9 мая 2019 18:20
                Ах, Пашолок?
                Не-не, это у меня больная мозоль (плюс, усугубляемая игрой в WoT ещё с 2010-го года, когда Пашолок ещё начинал свой взлёт до "эксперта"), так что воздержусь. =_= Надоело.
                1. +1
                  9 мая 2019 18:26
                  Цитата: Kuroneko
                  Не-не, это у меня больная мозоль

                  Ну, знаете ли, кому Пашолок всю жизнь загубил, кому Свирин, что уж тут поделать.

                  Но таки если Вы вспомните, откуда Вы взяли этот паллиатив, было бы кстати. В моей реальности проблема пробивной БТТ была во 2/2 43-го года архиважной, более важной, чем замена СУ-152.
  6. +4
    9 мая 2019 07:41
    Спасибо, интересно.
    Заглушки амбразур для самообороны отличаются от Т-34-85. Вроде посложнее.
    Кстати, знаю как выглядит амбразура на Т-34-85, а вот на Т-34(76) как-то не обращал внимания.
    Всех с Великим Праздником!
  7. +1
    9 мая 2019 07:49
    На Калининской горке в Екатеринбурге (Свердловске) сохранились копании и одна пулеметная мишенная установка полигона где обкатывались «122 Сушки»!
    С уважением, Влад - всех с великим праздником - Днём Победы!!!
  8. +2
    9 мая 2019 08:00
    Спасибо Авторам за новый замечательный материал в цикле рассказов о военной технике!!!
    Удалось снова побывать в этом музее
  9. +3
    9 мая 2019 09:43
    Для стрельбы фугасами по пехоте вполне хороша. Если использовать против танков - не жилец.
    1. +2
      9 мая 2019 11:27
      Да по танку из нее попасть-то проблемно, а если не попал - перезарядить никто не даст. Явно не противотанковое орудие.
  10. +1
    9 мая 2019 11:27
    Еще одна статья к празднику:).
    Странно, перешли на СУ-85, а они так-то такие же картонные по сути. Хотя конечно 122-мм гаубица в танковом бою никуда не годилась, но все же это было не противотанковое (как по сути была СУ-85) орудие. В общем исходя из представленных в статье данных это странно кмк. Получше бы УВН данному агрегату и хотя бы пулемет зенитный для самообороны как у немцев на Штугах - и наверное вполне бы себе, как и указывает автор, было бы САУ для поддержки ТБр, возможно в составе отдельного САП корпусного подчинения.
    1. 0
      9 мая 2019 13:26
      Цитата: CTABEP
      Странно, перешли на СУ-85, а они так-то такие же картонные по сути.

      Может, потому, что получившие СУ-85 части становились противотанковыми, на замену СУ-122 пришла ИСУ-122 ?
      1. 0
        9 мая 2019 14:38
        Цитата: Альф
        на замену СУ-122 пришла ИСУ-122 ?

        Она НЕ была заменой. Это было временное решение из-за нехватки МЛ-20С. И у СУ-122 - гаубица, а А-19С у ИСУ-122 - это уже пушка.
        1. 0
          9 мая 2019 14:43
          Цитата: Kuroneko
          Цитата: Альф
          на замену СУ-122 пришла ИСУ-122 ?

          Она НЕ была заменой. Это было временное решение из-за нехватки МЛ-20С. И у СУ-122 - гаубица, а А-19С у ИСУ-122 - это уже пушка.

          Возможно, поэтому я и говорю-Может.
      2. 0
        9 мая 2019 15:57
        Цитата: Альф
        на замену СУ-122 пришла ИСУ-122 ?

        На замену СУ-122 пришла ИСУ-152. ИСУ-122/152 была дуплексом на единой базе аналогично СУ-85/122. Опыт показал, что в реалиях 44-го года это было удачным и своевременным решением.
        1. 0
          9 мая 2019 18:09
          Данные "дуплексы" существуют только в вашем воображении. От идеи дуплексов-триплексов вообще отказались ещё перед войной. Концепция оказалась несостоятельной. Обе машины - и СУ-122, и ИСУ-122 были паллиативами. СУ-122 вообще была экстренной мерой, попыткой в минимальные сроки заткнуть дыру в номенклатуре боевой техники Красной Армии. ИСУ-122 выпускалась несколько по другой причине, но тоже вынужденно.
          P.S.
          дуплексом на единой базе аналогично СУ-85/122

          Вам там самому шаблон не разрывает, кстати, что СУ-122 - классическая САУ, а СУ-85 - противотанковая (и с появлением Т-34-85 производство СУ-85 моментом свернули)? Дуплексы-триплексы же изначально планировались использовать схоже, в единой тактической нише.
          1. +2
            9 мая 2019 18:15
            Это прозвучит невероятно спорно, на в период ВОВ более-менее вся новая техника была экстренной мерой.

            Что до воображаемых дуплексов, то имеются в виду просто артсистемы на едином шасси, а не дуплекс в довоенном понимании. Оспаривать мысль, что ИСУ-122/152 - это взаимно дополняющие машины на единой базе, кажется мне несколько странным.
            1. 0
              9 мая 2019 18:23
              Цитата: Вишневая девятка
              Что до воображаемых дуплексов, то имеются в виду просто артсистемы на едином шасси, а не дуплекс в довоенном понимании.

              Ну тогда говорите сразу о триплексе, а не о дуплексе. Куда СУ-100 заныкали?
              1. +1
                9 мая 2019 18:35
                Цитата: Kuroneko
                Куда СУ-100 заныкали?

                А какое отношение СУ-100 имеет к ИСУ?

                Как раз отсутствие СУ-100 и невозможность СУ-122П сделали ИСУ-122 крайне нужной машиной, каким бы глупым не казалось производить самоход на шасси ИСа с той же пушкой и той же броней.
                1. 0
                  9 мая 2019 18:58
                  Цитата: Вишневая девятка
                  А какое отношение СУ-100 имеет к ИСУ?

                  У вас с логикой всё в порядке?
                  ИСУ-122/152 была дуплексом на единой базе аналогично СУ-85/122.

                  Ваши слова, так?
                  Ещё раз, куда заныкали СУ-100, называя пару СУ-85/122 "дуплексом"? База-то едина, нэ?
                  1. +1
                    9 мая 2019 19:45
                    Цитата: Kuroneko
                    Ещё раз, куда заныкали СУ-100, называя пару СУ-85/122 "дуплексом"? База-то едина, нэ?

                    А, Вы об этом.
                    Во-первых, нет, не едина, СУ-100 на базе 34-85, а не старого.
                    Во-вторых, СУ-100 это СУ-85, которую сделали, наконец-то, как надо, а не часть "триплекса".
                    В-третьих, Вы, я смотрю, решили прицепиться к термину, который я ввернул. СУ-122/85, будучи очень разными машинами, могли бы дополнять друг друга, но выпускались не параллельно, а одна вместо другой, так что называть это дуплексом нельзя. В отличие от ИСУ.
                    1. 0
                      9 мая 2019 21:52
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Во-первых, нет, не едина, СУ-100 на базе 34-85, а не старого.

                      Что это за таинственная "база 34-85", если даже единственная разница между Т-34-76 и Т-34-85 - это расширенный погон башни и сама башня с новым орудием? Если б новое шасси делали, то вряд ли б оставили уже явно дичайше недостаточные в 44-ом году 45мм брони ВЛД, как думаете?
                      Цитата: Вишневая девятка
                      Во-вторых, СУ-100 это СУ-85, которую сделали, наконец-то, как надо, а не часть "триплекса".

                      Ну так как раз было бы логичнее назвать "дуплексом" именно парочку СУ-85/100, а не СУ-122/85, нэ?
                      Цитата: Вишневая девятка
                      В отличие от ИСУ.

                      И ИСУ нельзя называть дуплексом. Почему - уже говорил, не люблю повторяться.
                      1. +1
                        9 мая 2019 22:49
                        Цитата: Kuroneko
                        единственная разница между Т-34-76 и Т-34-85 - это расширенный погон башни и сама башня с новым орудием?

                        Серьезно? Есть мнение, что это масштабный релиз, и с новыми улучшениями, и с систематизацией накопившихся заплаток. Впрочем, пустой разговор.
                        Цитата: Kuroneko
                        логичнее назвать "дуплексом" именно парочку СУ-85/100, а не СУ-122/85, нэ?

                        Конечно нет. Если истребитель танков и самоходная гаубица теоретически могли быть "дуплексом" (если бы выпускались одновременно, но под разные тактические ниши), то СУ-100 это тот же истребитель танков, но который действительно мог истреблять большинство танков противника конца 44 года.
                        Цитата: Kuroneko
                        Почему - уже говорил

                        Потому что ИСУ-122 - это ИСУ-152, в которую запихали, что нашли на складе? Ну, ОК.
          2. 0
            9 мая 2019 20:56
            Цитата: Kuroneko
            (и с появлением Т-34-85 производство СУ-85 моментом свернули)?

            Насколько я помню СУ-85 и Т-34-85 вооружены сильно разными пушками. СУ-85 потеснили СУ-100, за явным превосходством. :)
    2. +1
      9 мая 2019 16:07
      Цитата: CTABEP
      Получше бы УВН данному агрегату и хотя бы пулемет зенитный для самообороны как у немцев на Штугах - и наверное вполне бы себе, как и указывает автор, было бы САУ для поддержки ТБр, возможно в составе отдельного САП корпусного подчинения.

      Эта машина оказалась жертвой невнятной концепции и неграмотного применения (последнее отчасти объясняется первым). Полное отсутствие брони не мешало пристам и грилям, но буржуй и фашист имели существенно большие УВН и подразумевались исключительно для стрельбы с закрытых позиций. Даже у штурмпанцера УВН больше. С другой стороны, использовать эту машину как штурмовое орудие в реалиях 43-го года нельзя категорически. Практически любое орудие ее берет, в отличие от очень серьезного на морду штуг/штух. Однако, поскольку прикрыть танки навесным огнем при атаке с ходу было вообще нечем, кроме смешного СУ-76, машина была очень нужна там, где ей могли грамотно воспользоваться.
      1. 0
        9 мая 2019 17:53
        Цитата: Вишневая девятка
        в отличие от очень серьезного на морду штуг/штух.

        НЛД у них всё равно было ватным.
        Цитата: Вишневая девятка
        Однако, поскольку прикрыть танки навесным огнем при атаке с ходу было вообще нечем, кроме смешного СУ-76

        Были и Матильды CS, не забывайте. СССР их немало получил.
        1. 0
          9 мая 2019 18:21
          Цитата: Kuroneko
          НЛД у них всё равно было ватным.

          Как показал опыт, ватная НЛД - это куда лучше, чем ватная башня четверки.
          Цитата: Kuroneko
          Матильды CS

          Дело хорошее, но мне не приходилось слышать об их использовании в тк/мк с Т-34 в качестве поддержки навесом, по крайней мере, о вводе подобных лайфхаков в ОШС
          1. +2
            9 мая 2019 18:31
            Ну, боевое применение ленд-лиза традиционно освещалось и документировалось куда более скудно, чем успехи "отечественного производителя". Ибо было бы политически неправильно хвалить инородную технику. Хотя тот же Валентайн всё же получил свою заслуженную славу, как и Аэрокобра. Просто реально зашли они нам в специфические реалии Восточного Фронта.
            1. +2
              9 мая 2019 18:40
              Цитата: Kuroneko
              Просто реально зашли они нам в специфические реалии Восточного Фронта.

              Зашли, но это уже другой разговор.

              Речь была о том, что тд тоже нужен навесной огонь, а у РККА с этим огромные проблемы. Так что на безрыбье хоть СУ-122, хоть СУ-76.
  11. +1
    9 мая 2019 20:58
    Спасибо, очень неплохая статья! И фотографии редкие, реально интересные.
  12. +1
    9 мая 2019 21:12
    Машины даже название не поменяли — StuG SU122(r).

    ,,,в статье фото скорее всего сделано на полигоне Куммерсдорф.









  13. 0
    12 мая 2019 22:12
    СУ-122 создавалась именно как САУ - самоходная артиллерийская установка и на первых порах полки САУ относились не к ГАБТУ, а к артиллерии РККА. Как самоходная пушка она была жизненно необходима именно пехоте, стрелковым корпусам и дивизиям, ну конечно и ТК И МК также, но именно как самоходная артиллерия. К сожалению, реалии эксплуатации машин и приоритеты применения на поле боя привели к передаче полков САУ к танкистам и свертыванию производства штурмовой САУ СУ-122 в пользу противотанковой СУ-85. Ну а при создании СУ-100 был создан даже не дуплекс, а триплекс - СУ-85М в корпусе СУ-100, собственно СУ-100 и СУ-122П, принятая на вооружение и готовая к производству, но так и не прошедшая в серию - тут и давление Котина в пользу ИСУ-122, и необходимость именно Су-100. За статью спасибо, хорошее продолжение цикла.