Авиация времён ВОВ: "летающий танк" и пулемётчик на лямке

36
За несколько дней до празднования 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне вышел документально-исторический фильм «Легенды войны». Фильм посвящён военной авиации тех лет, подготовке лётчиков, а также судьбе самих лётчиков, принимавших участие в воздушных боях.

Авиация времён ВОВ: "летающий танк" и пулемётчик на лямке




В 1-й части фильма рассказывается о легендарном Ил-2 – «горбатом». Этот самолёт появился благодаря реализации конструкторских идей Сергеем Ильюшиным. Конструктор сам предложил руководству Советского Союза создание двухместного бронированного штурмовика. Ильюшин назвал будущий самолёт «летающим танком».

Со временем было предложено создать одноместный штурмовик, однако идею Ильюшина не поддержали. Те, к кому конструктор обратился, не были готовы принять штурмовик, который обходился бы без пулемётчика, способного вести огонь в тыльном широкоугольном конусе. Однако идею Ильюшина одобрил Сталин, результатом чего и стало появление того самого легендарного «горбатого» - прозвище самолёту дали военные лётчики тех лет.

Однако по ряду причин в Ил-2 со временем вновь появился пулемётчик. Отличие от первоначального конструкторского варианта состояло в том, что его кабина находилась вне бронированного корпуса штурмовика. Сам стрелок располагался вовсе не на авиационном кресле, а на обычной лямке, которая в качестве «кресла» и выступала. Удерживать равновесие в таких условиях было крайне сложно, особенно когда Ил-2 закладывал вираж.



Во 2-й части фильма той же серии о самолётах эпохи Великой Отечественной рассказывается о Як-3. В ленте есть повествование и об отправке в СССР французских лётчиков для участия в боевых действиях.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 мая 2019 11:16
    Где то читал что как раз Илюшин был против ликвидации стрелка и превращения ИЛ-2 в одноместный. Но по линии партии были не умолимы и Илюшину пришлось согласится. Но когда начались огромные потери, стрелка в срочном порядке вернули.
    1. +1
      2 мая 2019 11:28
      Вы совершенно правы коллега. hi Причём, пока не начался выпуск той модели штурмовика, что с самого начала и предлагал Ильюшин (со стрелком в задней полусфере), лётчики и техники исхитрялись как могли, впихивая в кабину стрелка с пулемётом. Да и недолго просуществовала эта №линия партии" -- потери и разумный подход к делу перевесили упрямство власть имущих п р и д у р к о в.
      1. +7
        2 мая 2019 11:44
        лётчики и техники исхитрялись как могли, впихивая в кабину стрелка с пулемётом.
        hi

        Инструкция по монтажу задней пулеметной установки на самолете ИЛ-2











        1. +5
          2 мая 2019 12:11
          Спасибо, Сергей hi , даже не представлял себе, что была подобная инструкция, думал чистая самодеятельность наших умельцев. Однако, выходит и в штабах сидели мудрые головы.
          1. +5
            2 мая 2019 12:53
            Где-то читал, что на ИЛы, где не было стрелка втыкали палку и это отпугивало немецкие истребители - боялись заходить в хвост ИЛу !
            1. -3
              2 мая 2019 15:01
              Цитата: Uncle Lee
              Где-то читал, что на ИЛы, где не было стрелка втыкали палку и это отпугивало немецкие истребители - боялись заходить в хвост ИЛу !

              Ни чем не подтверждённая байка.
          2. +2
            2 мая 2019 14:57
            Цитата: Морской Кот
            Однако, выходит и в штабах сидели мудрые головы.

            Нет в штабы только по умению подлизнуть берут.
            1. 0
              2 мая 2019 18:11
              Фиттер.. Война заставляла выкручиваться, вот на Т 34-85 вешали ведро на конец пушки, так выдавали за ИС танки, ибо немцам рекомендовалось не вступать в бой с тяжёлыми ИС-2., их главной приметой и был дульный тормоз (факты из воспоминаний танкистов)..Возможно и выставляли на первых ИЛ-2 палки, все ж лучше, чем ничего...Насчет дураков и штабистов, всяко бывало, разных было достаточно в штабах разного уровня, чем штаб ниже рангом, тем и дураков более, а на полковом уровне таки наиболее.. Конечно виновна и созданная система беспрекословного выполнения приказов сверху. без никаких своих улучшенных вариантов....Особенно наглядно по проведению провальных операций, что на первые годы таковы подавляющими были...
              1. -1
                3 мая 2019 10:26
                Цитата: Vladimir 5
                немцам рекомендовалось не вступать в бой с тяжёлыми ИС-2., их главной приметой и был дульный тормоз

                И в каком циркуляре или приказе по ОКН эта рекомендация была? Тигр при его скорострельности успевал сделать не один выстрел , пока ИС-2 перезаряжался для второго выстрела , а учитывая качество немецкой оптики и обзорность из того же Тигра, то у ИСа шансов было меньше в танковой дуэли. А Т-34 даже с ведром на конце ствола только, ну ни как с ИСом не спутаешь.
                1. +2
                  3 мая 2019 10:42
                  Фиттер...Не рассказывайте отсебятину. Тигров было очень ограниченное число, и рекоменлдации были для основных Т-4, и Пантер...Когда мозги не работапют, начинается словесный понос у некоторых...
                  1. -2
                    3 мая 2019 11:31
                    Цитата: Vladimir 5
                    Не рассказывайте отсебятину. Тигров было очень ограниченное число,

                    Какую отсебятину ? Уточните! Про скорострельность ИС и Тигра? Так номер приказа или циркуляра которым немецким танкистам запрещалось вступать в бой с ИС приведёте?
                  2. 0
                    3 мая 2019 12:01
                    Цитата: Vladimir 5
                    Тигров было очень ограниченное число, и рекоменлдации были для основных Т-4, и Пантер...Когда мозги не работапют, начинается словесный понос у некоторых...

                    И так продолжим.
                    Кроме того, уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню "Пантеры" лишь с дистанции 600 — 700 м. Более слабая лобовая броня "Тигра" поражалась с расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики

                    А вот ещё такой момент из жизни танка ИС
                    Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года бронестойкость корпуса пытались повысить, закаливая его на очень высокую твердость, но на практике это привело к резкому увеличению корпусных деталей. При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-З с дистанции 500 — 600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы — весны 1944 года.

                    Если ЗИС-3 смогла то почему же 75-мм танковая пушка KwK 42 которой вооружались Пантеры, или 75-мм KwK.40 L/48 которой вооружались Pz.KpfW.IV Ausf.G и последующие модификации этого танка не могли?
                    Одним из первых вступил в бой 13 гв.ттпп. 15 февраля 1944 года, имея в своем составе 21 танк ИС-85, он прибыл в район Фастов — Белая Церковь. После марша полк получил задачу поддержать атаку 109 тбр на д.Лисянка, для чего командиром полка была выделена рота — пять танков ИС. К моменту вступления ее в бой последние Т-34 109 тбр, атаковавшие Лисянку в лоб, были подбиты "пантерами" и противотанковыми и штурмовыми орудиями немцев. Подпустив ИСы на расстояние 600 — 800 м, немецкие танки и САУ открыли шквальный огонь и в течение 10 минут подбили все наши тяжелые машины, при этом две из них сгорели.

                    А тут вот про редкий Тигр.
                    Первое зафиксированное столкновение ИС-85 с "тиграми" произошло 4 марта 1944 года в районе г.Староконстантинова на Украине в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции. 1 гв. ттпп (командир — подполковник Н.И.Буланов) вступил в бой с ротой тяжелых танков "Тигр" 503-го тяжелого танкового батальона. В ходе перестрелки в условиях плохой видимости с дистанции 1500 — 1800 м один ИС оказался подбит, а три получили повреждения, но впоследствии были отремонтированы. Ответным огнем ИСов у одного "Тигра" повредили пушку, а у другого — ходовую часть. 16 марта "тигры", открыв огонь из засады, подбили четыре ИСа, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта два ИСа со 150 — 200 м были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, другой — 4.

                    это вот к вопросу скорострельности
                    На более близком расстоянии переставала играть решающую роль мощная броневая защита ИСа—она легко пробивалась из 75- и 88-мм пушек "пантер" и "тигров", более важным оказывался такой параметр, как скорострельность, а с ним у ИС-2 было совсем плохо — на один его выстрел "Пантера" отвечала тремя, а значит, и вероятность попадания при всех прочих равных условиях (качество прицелов, уровень подготовки наводчиков) у немецкого танка была втрое выше. Кроме того, боекомплект "Пантеры" состоял из 82 унитарных патронов, а ИСа — из 28 выстрелов раздельного заряжания.

                    Что касается "Тигра", то ИС-2 имел перед ним преимущество в броневой защите, но был на 10 т легче. Оба танка могли пробить броню друг друга с дистанции 1000 м. На больших дистанциях все зависело от выучки экипажа и условий боя. Как и в случае с "Пантерой", боекомплект "Тигра" в три раза превышал боекомплект ИС-2 и опять-таки состоял из унитарных 88-мм патронов, что обеспечивало большую скорострельность.

                    Но ответ на мой вопрос о № приказа от вас не получен. Как я понял у вас на данном этапе, как вы пишите
                    Цитата: Vladimir 5
                    .. мозги не работают, начинается словесный понос ...
            2. 0
              2 мая 2019 22:40
              Да вы знаток САШ!
      2. +4
        2 мая 2019 12:58
        Прежде чем обзывать кого нибудь почитайте или посмотрите того же Растренина, там все уже разжевано как и почему появился одноместный Ил-2
      3. 0
        7 мая 2019 23:45
        Ставили палки сзади кабины, которые изображали пулемет:-) Много про это написано.
    2. +5
      2 мая 2019 14:54
      Цитата: Alex_You
      Где то читал что как раз Илюшин был против ликвидации стрелка и превращения ИЛ-2 в одноместный. Но по линии партии были не умолимы и Илюшину пришлось согласится

      И кто же конкретно по линии партии дал такое указание? Если не знаете так не портите воздух. Для тех кто не в теме, а конкретно для Alex_You (Александр ) поясню. В архивах есть докладная записка от начальника 1-го ГУ НКОП (он же Главный конструктор завода №39) С.В.Ильюшина ,в которой он предлагает создать бронированный штурмовик. Записка поступила 2.02.1938г., есть резолюция которую наложил на эту записку председатель СНК СССР. Есть постановление о строительстве тов. Ильюшиным С.В. бронированного штурмовика, где указанны характеристики самолёта и сроки выхода самолёта на госиспытания. Есть докладная от февраля 1939 г. где С.В. Ильюшин вместе со Смушкевичем доложили А.Д Локтионову новые ТТТ к БШ-2 с более мощным у земли двигателем АМ-35. Есть утверждёные за подписью Локтионова новые ТТТ к БШ-2 с АМ-35.Есть приказ от 15.08 1939 по НКАП об освобождении Главного конструктора тов. Ильюшина от всех работ кроме постройки модификации ДБ-3 2М-88 и постройки бронированного штурмовика БШ-2... Есть много документов, которые сопровождали весь путь становления Ил-2, от начала и до снятия его с вооружения. На всех стоят конкретные даты и подписи конкретных людей, каждый документ указывает на конкретные изменения в конструкции самолёта или технологии его изготовления. А вот почему -то фамилия партийного работника указавшего строить одноместные Ил-2 и номер постановления, ну или хотя-бы № приказа по НКАП , которым бы это строительство узаконивалось почему-то ни где не указывается . А почему? Может вы Alex_You (Александр ) подскажете?....
    3. -3
      2 мая 2019 15:18
      Цитата: Alex_You
      Где то читал что как раз Илюшин был против ликвидации стрелка и превращения ИЛ-2 в одноместный. Но по линии партии были не умолимы и Илюшину пришлось согласится. Но когда начались огромные потери, стрелка в срочном порядке вернули.

      Все было точно так, но наоборот.
      Требовали двухместный штурмовик. Но Илюшин не уложился в вес, и, как следствие, в скорость. Тогда он почикал стрелка, превратив самолет в одноместный. Тем самым сэкономив вес, он уложился в требования по скорости. И в таком одноместном виде ему как-то удалось протолкнуть самолет в серию (намекают, что Джугашвили активно лоббировал его изделие).
      А уже потом у серийной модели сделали ряд изменений, посадив за спину летчиков фактически смертников. Стрелок на Ил-2 не был защищен ни от чего вообще ничем. Поэтому потери стрелков в Ил-2 заметно превышали потери летчиков.
    4. +3
      3 мая 2019 10:34
      Где то читал что как раз Илюшин был против ликвидации стрелка и превращения ИЛ-2 в одноместный.
      Но по линии партии были не умолимы и Илюшину пришлось согласится.
      - Alex_You (Александр )

      Вы не правы. Всё гораздо прозаичнее.
      Самолет Ил-2 в начале был оснащен 1350-сильным мотором АМ-35, который с 2 членами экипажа не обеспечивал заданных военными характеристиками по дальности, вооруженности, скорости, поэтому и пришлось конструкторам решать задачу облегчения веса самолета, убирать стрелка, которого первоначально Ильюшин и планировал в самолет, уменьшать для снижения веса самолета размеры бронекорпуса за счет удаленного места стрелка, и пр. мероприятия обеспечивающие снижение веса.

      В ходе первых боев и больших потерь ИЛ-2, сразу выявилась необходимость бортового стрелка для защиты задней полусферы. Для этого был нужен новый более мощный мотор, чтобы сохранить ТТХ штурмовика. Остановились в конце концов на моторе АМ-38Ф (буква «Ф» означает «форсированный»), который и стал с 1942 года основным двигателем ИЛ-2. Мощность АМ-38Ф (1720 л. с.) позволяла разгонять штурмовик до скорости 420 км/ч при полной боевой нагрузке и 2 членах экипажа.
      1. +1
        8 мая 2019 10:48
        я думаю что еще и вопрос о количестве тех же патронов стоял - 70-80кг стрелок+пулемет (условно еще 50кг) кг патронов или столько по весу боекомплекта для штурмовки...
    5. 0
      24 мая 2019 19:41
      Партия тут ни причём. Лётные данные оказались ниже заявленных, что не устроило военных. Плюс из-за задней центровки были проблемы с продольной устойчивостью. Пожертвовали кабиной стрелка ради улучшения данных и сдвига ц.т. вперёд. Данные подросли, в частности скорость выросла с 362 ло 423 км/ч, вооружение также усилили. Когда осенью 1941 года из-за нехватки АМ-38 на ИЛ-2 поставили М-82, Ильюшин восстановил двухместный вариант, но он не пошёл в серию (данные оказались ниже, а к началу 1942 года производство АМ-38 восстановилось). В начале 1942 года от Ильюшина потребовали выпустить двухместный Ил-2, не останавливая при этом конвейер. В результате кабина стрелка оказалась вне бронекорпуса. Были варианты с полностью бронированной кабиной стрелка, которые не были приняты, так как из-за возросшего веса снизилась боевая нагрузка. Рекомендую книгу "Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина" под редакцией Г.В.Новожилова.
  2. +5
    2 мая 2019 11:28
    Кстати,с лямки как раз и удобнее стрелку..Попробуйте в пристегнутом кресле туловищем покрутится..Это касается практически всех самолётов того периода.
    1. +6
      2 мая 2019 12:58
      В фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика" показан стрелок радист, как раз на лямке. А ведь суть одна.
      1. +3
        2 мая 2019 15:08
        Цитата: Uncle Lee
        В фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика" показан стрелок радист, как раз на лямке. А ведь суть одна.

        Стрелок-радист не Пе-2 изначально располагался на лямке...
    2. +1
      2 мая 2019 15:32
      Цитата: 210окв
      Кстати,с лямки как раз и удобнее стрелку


      И как изменилась статистика потерь Ил-2 после появления стрелка? Ну кроме того факта что стали погибать вдвоем на нем
      1. +2
        2 мая 2019 19:50
        До появления крыла со "стрелкой" участились случаи падений Ил-2 со стрелком из-за увеличенной задней центровки
  3. +1
    2 мая 2019 11:31
    Фильм то не свежий. У кого-то "позднее зажигание".
  4. +7
    2 мая 2019 15:06
    который обходился бы без пулемётчика, способного вести огонь в тыльном широкоугольном конусе.

    Это что за "гений" такое на ВО пишет? Вообще как этот бред на ВО появился?
  5. -9
    2 мая 2019 15:13
    "летающий танк"

    "Летающий танк", это большой комплимент для Ил-2. Танком там и не пахло.
    1. +2
      5 мая 2019 01:36
      Серьезно? тогда может приведете аналоги других штурмовиков того же периода, бронезащита которых превосходила, или может быть была того же уровня что и у Ил-2? Или вы воспринимаете слово танк буквально? Что, вот прям к танку приделали крылья и он стал штурмовиком?
      1. 0
        8 мая 2019 10:50
        да и позже ,в после ВМВ-шный период очень немного самолетов с бронезащитой такого уровня
  6. +2
    2 мая 2019 17:04
    Знаю еще версию о стрелке. Ильюшин перед войной представил 2-местный вариант штурмовика. Но у него оказались проблемы с балансом и центровкой. Чтобы не оставлять авиацию без штурмовика на время исправления дефектов, пошли на временный выпуск одноместного. После исправления вновь пошел в серию 2-местный.
    1. -1
      2 мая 2019 18:21
      Михельсон...Война выдвигает свои требования, и когда по боевым уже действиям оказались большие потери у ИЛ-2, посадили стрелка. Кто мог заранее знать о необходимости стрелка у бронированного штурмовика , утюжищего на малых высотах землю... Действия показали, что нужен, так никого заранее винить, или искать виновных не надо.. Вывод: обкатка в боевых условиях образцов необходима, что и видим по Сирии, когда на новом принятом вооружении срочно вносятся изменения...
  7. +6
    2 мая 2019 21:28
    Кудишина Тамара Алексеевна,953-й штурмовой авиационный полк.

    2 февраля 1945 года, Ил-2 был сбит огнём зенитной артиллерии противника и упал в лесу на территории противника. Командир экипажа лётчик лейтенант Радюкин, получивший тяжёлые ранения при падении, потерял сознание. Тамара перевязала его и остановила кровь. Экипаж отправился к линии фронта. Когда раненый пилот совсем потерял силы, Тамара понесла его, взвалив к себе на спину. Они пробирались к своим 7 дней. 9 февраля достигли расположения наших войск и были отправлены в госпиталь ( Тамара получила обморожение ног 3-й степени ).

    За спасение командира, проявленные на территории противника мужество и отвагу, старший сержант Кудишина Тамара Алексеевна награждена орденом Красного Знамени.


  8. +3
    3 мая 2019 04:37
    В начале 1936 г. сразу несколько конструкторских бюро (КБ: Д.П. Григоровича, С.А. Кочергина, И.Г. Немана, Н.Н. Поликарпова, П.О. Сухового) получили задание разработать такую машину. Эта программа получила условное название "Иванов". Боевые действия в Китае и Испании лишь подтвердили необходимость такой машины. Хотя Ильюшин С.В. официально не участвовал в этой программе, так как занимался самолетом ДБ-3, но "пройти мимо" такой большой и перспективной программы он просто не мог. Поэтому в январе 1938 г. он вступает в конкурсную гонку по программе "Иванов" со своей двухместной машиной ЦКБ-55 (войсковое обозначение БШ-2). Вооружен он был как и Ю-87 только бомбами и пулеметами (пять пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм): четыре крыльевых и один оборонительный у стрелка. Двигатель АМ-35 с жидкостным охлаждением имел взлетную мощность 1350 л.с.

    В декабре 1940 г. самолет в одноместном варианте, после серьезной переделки, был запущен в серийное производство под наименованием Ил-2.

    В сентябре 1941 г. одновременно с установкой более мощного двигателя АМ-38 (1700 л.с.) с воздушным охлаждением, облегчения Ил-2, Ильюшин С.В. возвращается к двухместному варианту с тяжелым пулеметом УБТ в качестве оборонительного оружия, но впервые в бой этот вариант Ил-2 вступил лишь в октября 1942 г. под Смоленском. Причин того, более чем годового, разрыва много: Ильюшин С.В. сомневался в надежности пулемета УБТ (при стрельбе очередью более, чем в 10 патронов его обязательно заклинивало - обрыв дульца гильзы и заклинивание автоматики); долго продолжалась работа по конструированию кабины стрелка (было много вариантов), - надо было обеспечить большие сектора обстрела пулемета (хотя все равно в итоге они оказались недостаточными и чтобы их "расширить" стрелок зачастую брал с собой дополнительно ручной пулемет ДА); но главное - переход на двухместный вариант привел к серьезному переконструированию и новой отработке самолета, к перестройке отлаженного производства, что в условиях войны было сделать очень и очень не просто.
    Подробности в моей статье:
    http://www.sinor.ru/~bukren3/IL-2_w.doc
  9. 0
    3 мая 2019 10:51
    Цитата: Vladimir 5
    .Когда мозги не работапют, начинается словесный понос у некоторых...

    Если судить по вашим комментария то вы им давно страдаете. Прошу привести конкретный документ (циркуляр,приказ) или хотя бы номер данного документа, в котором указывалось бы о запрете панцерваффе прямого боестолкновения с танками ИС.
  10. 0
    8 мая 2019 18:00
    Автор сего опуса отправляет нас к неграмотным авторам фильма. Почему неграмотным? Потому, что читать или не умеют или не хотят! В.В.Шавров "История конструкций самолётов в СССР", первоначальная конструкция ЦКБ-55 была ДВУХМЕСТНАЯ, каковая и испытывалась на двух первых самолётах! Далее найдёте и прочтёте сами! Насчёт "лямки", лямка была не простая (см. конструкцию с-та), Из личного опыта-грамотный лётчик выполняет вираж без скольжения, так что всё хорошо, а бронепластина у стрелка стояла.