Самый массовый компьютер в СССР

154

С магнитофоном и кассетами


В ещё советское время конца 1980-х годов отечественные персональные компьютеры только-только стали появляться в магазинах. Они были не по карману рядовому обывателю, так как стоили ещё очень дорого. Запомнились на полках магазинов «недосягаемые» отечественные ПК «Микроша», «Агат», «Электроника БК-0010» с ценником как у хорошего мотоцикла или подержанного авто. Однако импортные «Commodore-64», «Atari 800XL» были редкостью и стоили гораздо дороже. К слову сказать, тот же «Apple II» или новые IBM на базе процессоров Intel 80286/80386, выпущенные в США, стоили тысячи долларов. Собственный недорогой домашний компьютер в то время был заветной мечтой для миллионов граждан нашей страны. Правда, были потуги создания «конструктора» для массового пользователя типа «Радио-86РК», описание и схему которого опубликовали в нескольких номерах журнала «Радио». Но из-за сложностей сборки и настройки его удавалось повторить лишь узкому кругу опытных радиолюбителей. Из электронных развлечений была игра «Ну, погоди!», где волк с корзиной ловит падающие яйца. А ещё мы в старших классах играли на инженерных калькуляторах, куда нужно было руками вбить страницу машинных кодов, чтобы «полетать» на самолёте над горами. Так что в то время назрела весьма подходящая (революционная) ситуация для появления недорогого домашнего компьютера.

Самый массовый компьютер в СССР




Всё поменялось с появлением в нашей стране различных схем клонов домашнего компьютера Клайва Синклера «ZX Spectrum», выпущенного английской компанией «Sinclair Research Ltd» на основе микропроцессора Z80. Основным преимуществом «Спекки» (так прозвали иностранные пользователи ZX Spectrum) стала его возможность использовать вместо монитора обычный телевизор и любой магнитофон как внешний накопитель. Для записи программ использовались обычные аудиокассеты. Клайв Марльз Синклер мечтал, чтобы компьютер вызывал ассоциации у пользователей не с громоздким шкафом, а был таким же бытовым устройством, как и электрический чайник. Его труды по заслугам оценили на родине: в 1983 году он был награждён почётным дворянским званием «Рыцарь Королевского ордена». К его имени добавилась приставка «сэр».


Реклама «Спектрума» в британском журнале


Только официальным производителем было выпущено пять миллионов этих компьютеров, не считая периферийных устройств к нему. Клоны ZX Spectrum выпускались в Южной Америке — Аргентине и Бразилии, а также в Европе — Польше, Восточной Германии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Испании, Италии, и в самой Великобритании. В результате низкой себестоимости и возможностей цветной графики компьютер завоевал популярность в Европе и за океаном, а его многочисленные клоны разошлись по всему миру, попав в руки советских инженеров. И тут закипела работа... Инженерам нужно было адаптировать импортные микросхемы под нашу элементную базу, попутно ещё разложив фирменную БИС (ULA) на составляющие её части. Спорный вопрос: какому коллективу единомышленников первым удалось запустить схему своего клона ZX Spectrum? Отмечу только, что параллельно работали инженеры во Львове, Каунасе, Ленинграде, Москве, Новосибирске, Харькове, Краснодаре.


Фрагмент блок-схемы сборки клона «Ленинград-2»


Моя ZX-история


Я расскажу свою историю.

На радиорынках страны стали появляться принципиальные схемы и кустарно выполненные печатные платы от разных разработчиков: ленинградская (Сергея Зонова), московская, львовская, краснодарская. У каждого были свои «плюсы» и «минусы». У нас, естественно, лидировал краснодарский вариант ZX Spectrum. Фактически весь радиорынок тогда переориентировался под «синклеристов». В дело шло всё подходящее для будущих компьютеров, начиная от кварцевых генераторов, стабилизаторов КРЕН5А, микросхем логики различных серий до памяти на микросхемах К565РУ5/РУ6. Да и всю прочую мелочёвку тащили на рынок отовсюду, где она «плохо лежала». Основными «поставщиками» стали радиозаводы и профильные предприятия. Мне попадались даже микросхемы военной серии.



Из импортных компонентов использовались только процессоры Z80 и перепрошиваемые микросхемы ПЗУ 2764, позже и у них появились наши аналоги. Предприимчивые товарищи заказывали компьютерные корпуса на предприятиях, производящих пластмассовую продукцию, но большинство умельцев делало корпуса самостоятельно. Микросхемы ПЗУ можно было прошить прямо на рынке или купить готовые с нужной прошивкой. Клавиатуру приходилось собирать из отдельных кнопок. Широкий ассортимент представляли наклейки на клавиатуру – от обычной глянцевой фотопечати до вытравленных в металле надписей. Делали даже самодельные джойстики из импровизированной ручки управления и пяти «микриков» (микровыключателей).



Все, кто умел держать в руках паяльник и горел желанием заполучить собственный компьютер, устремились на радиорынок за набором деталей и печатной платой со схемой. Дома из этого «конструктора» каждый мог собрать собственный ПК и, подключив его к телевизору, увидеть на экране мигающий курсор и долгожданную надпись «© 1982 Sinclair Research Ltd.». Это означало, что компьютер прошел внутреннее тестирование памяти и готов к работе. Для того чтобы поиграть, нужно было подключить магнитофон с записанными на кассете играми, набрать на клавиатуре команду загрузки данных LOAD и включить воспроизведение. По экрану побегут горизонтальные полосы, и через несколько минут игра загрузится.



С программным обеспечением, а конкретно с играми, проблем не было. «Копирайтинг» процветал повсеместно. Там же, на радиорынке, продавали и записывали на кассеты компьютерные игры. Делались целые подборки из «боевиков», «драк», «гонок», «звёздных войн» и т.д. Кроме игрушек, было ещё множество прикладных программ, текстовые и графические редакторы, электронные справочники радиодеталей, эмуляторы, программаторы и т.п.



Мой старший брат Александр работал в то время на Краснодарском заводе «Тензоприбор». Вместе с товарищами они сумели собрать местный вариант ZX Spectrum, один из первых в городе. Как-то раз Александр пригласил меня поиграть на этом компе, пока его не было дома. Зайдя в комнату, я увидел на столе записку брата: «Компания «Синклер» приветствует вас!» Сколько было счастья, когда я впервые загрузил космическую игру Starglider и взялся за джойстик.



Потом я уехал учиться в Таганрог и стал там собирать свой компьютер, покупая комплектующие с каждой стипендии. В общагах радиотехнического института доска объявлений пестрела предложениями о продаже радиодеталей и проверке микросхем, помощи в сборке и настройке компьютера. Можно было собрать компьютер не выходя из общежития. Торговля шла практически круглосуточно, а по выходным продавцы выезжали в Ростов-на-Дону, чтобы торговать и оптом закупаться на радиорынке.

Кстати, тогда появились и первые признаки «игромании». Мне товарищ из общаги радиотехнического факультета рассказывал, как соседи по комнате жаловались на проживающего с ними студента. Тот всё время «залипал» за примитивной компьютерной игрой, где нужно было из зенитки отстреливаться от налетающих самолётов. Телевизор в комнате был один, поэтому страдали все, не в силах оторвать бедолагу от его «боевого поста».



Как горячие пирожки


Потребность в компьютерах была огромная, их расхватывали как горячие пирожки. В то время на этом бизнесе можно было неплохо заработать. Кто сам был не в состоянии собрать компьютер, обращались к тем, у кого это хорошо получалось. От единичных мастеров доходило до коллектива единомышленников, а развернувшись по-крупному, они образовывали кооперативы. На незанятых производственных мощностях начинался выпуск очередного клона ZX Spectrum, с некоторыми доработками и улучшениями, но уже под собственным брендом. Улучшения схемы проводились повсеместно. Добавляли оперативную память с 48 КБ до 128 КБ (версия Пентагон) и далее до 256 КБ (версия Scorpion). С помощью контроллера удалось подключить пятидюймовый дисковод и хранить программы на дискетах. Клоны ZX Spectrum могли работать с матричными принтерами, имели музыкальные контроллеры и встроенные СЕКАМ-кодеры для подключения к телевизору. Вот только наиболее известные: «Ленинград», «Пентагон», «Scorpion», «Дельта», «Москва», «Дубна», «Профи», «Хоббит», «Композит», «Нафаня», «Импульс». Неофициальных клонов, идентифицированных на территории нашей страны, было около семидесяти.



Но даже 48 КБ хватало, чтобы не только поиграть, но и программировать на BASIC. В стандартную прошивку ПЗУ был вшит «оксфордский» диалект Бейсика, так называемый Sinclair BASIC. Наши студенты делали свои курсовые и дипломные расчеты на этой крохе. Издавался даже специальный журнал «ZX-Ревю», посвящённый тематике ZX Spectrum, в котором печатали различные программные решения, схемы компьютеров и периферии, обзоры игровых программ, обсуждались собственные идеи читателей.



Целые поколения наших программистов выросли за клавиатурами отечественных клонов ZX Spectrum. Этот компьютер был настолько популярен, что породил армию последователей идей сэра Клайва Синклера. Будущие российские инженеры учились азам системотехники и микроэлектронике на практическом опыте, собирая и модернизируя собственными руками это электронное чудо.


ZX Spectrum: жизнь и реинкарнации

Эволюция ZX Spectrum в клонах


От львовского клона до краснодарского.



Оригинальная модель ZX Spectrum на 48 КБ



Львовский клон



Харьковский клон



Ленинградский клон



Краснодарский клон



Компьютер «Пентагон-128» (модернизированный клон ZX Spectrum с памятью 128 КБ)
154 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    8 мая 2019 05:18
    Марс - игры, так юностью навеяло. Какая замечательная игра была - Элита. Джойстики от сеги, телевизор юность.
    1. +9
      8 мая 2019 05:53
      Помню купил своему пацану-старшекласснику "Спектрум". Жена без норковой шубы осталась. winked
      Потом пошли наши компьютерные приставки "БК". А первый наш игровой копм был "Спорт" с двумя джойстиками и пистолетом еще в начале 80-х. Стоил он тогда 90 рэ., почти как зарплата работника легкой или пищевой промышленности. Классная была развлекуха.
      1. +14
        8 мая 2019 06:09
        В Смоленске было ПО"Искра".Выпускались там компьютеры,в том числе персональные."Микро","Турбо","Ассистент"-этот был помощнее "Синклера",но и стоил дорого,почти тысячу.Унмчтожили завод в 90-е,гады.
        1. +8
          8 мая 2019 06:44
          Мне папа собрал Синклер - это было чудо, на тот момент. Оставшиеся микросхемы я пошел продавать на рынок. Там ко мне подошли ребята и сказали, чтобы я в следующий раз не приходил.
          1. +1
            8 мая 2019 07:15
            "За пределами Синклера жизни нет" wink . Да и про Синклер нет основного. Потому что написано только про Синклер с Бейсиком, который был на таком и загрузчиком, и операционкой. Грузи из под Бейсика игрушки и зависай... Только тормозно всё это было, и на самом Синклеровском Бейсике мало чего можно было сделать. Правильные пацаны тогда на Синклер ставили CP/M-80. А вот с CP/M-80 были не только Синклеры. Тем более, что с этой операционкой было много чего ДО Синклеров.
            Болгария для СЭВ тогда выполняла роль китайского копировального производства. Быстренько освоила производство Правец-82 (клон AppleII+), потом Правец-16 (клон IBM PC XT). Качество хуже китайского. Но в некривых руках работало даже болгарское. Тем более, что "правцев" в СССР было как грязи. Только не на радиорынках. (Которые тогда были скорее похожи на то, что показано в "Иван Васильевич меняет профессию").
            В школы в 80х активно поставлялись классы на Ямахах MSX. Вот они не тормозили. И качество графики на них, по ощущениям, было намного лучше тогдашней эпловской (- Макинтоша ж ещё в природе не было).
            Много чего было. Тогда этот рынок ещё не был так монополизирован как сейчас.
            1. +4
              8 мая 2019 17:10
              Угу. А потом резко упали в цене Ай-Би-Эмы, рынок завалили копеечными Денди и вся эта кустарщина сошла на нет. И началась эпоха действительно массового компьютера, компьютера в каждой семье, с которым могла управляться любая девчёнка с бантиком, а не только помешанный на радиодеталях уникум. laughing
              1. +4
                9 мая 2019 17:43
                Эххх! Тоска нахлынула! Был и Спектрум и Пентагон с 5.25 дюймовым дисководом и потом с двумя дисководами и примитивной кустарной звуковой картой... Писал, что-то на Бейсике, даже заставки делал для программ местной телестудии...А космический шутер или рпг или симулятор ELITE чего стоила, сколько времени от "безобидного" до "элиты" налетал тогда!!! Спасибо ZX-Spectrum!!!
        2. +3
          8 мая 2019 08:24
          На кружок ходил компьютерный.микро 86,турбо 86 были.азы бейсика учил.га Смоленщине родной.
        3. +2
          8 мая 2019 09:37
          Цитата: 210окв
          В Смоленске было ПО"Искра".

          А в Кишинёве, на "Счётмаше", где начали было выпускать IBM-совместимые EC-1840, -41 выпускали и бытовые "ВЕКТОРы". Графика там была сильнейшая. К "ВЕКТОРам" потом ещё штамповали дополнительную память и подключали внешние дисководы.
          1. +1
            8 мая 2019 17:17
            Да помню, был на комплекте K580. Сам работал на производстве ИМС, ПО Мезон, поэтому процессоры, контроллеры у нас всегда были под рукой (использовались в оборудовании), память выпускалась на заводе (кстати на Векторе стояла более старая РУ3), покупали только корпуса, платы и клавиатуры, естественно на другом заводе. А иногда просто бартером на рушки. Кстати клавы были на герконах!, но выпускались в другом городе, Дубоссары.
            Обходилось всё это примерно в 50-70 рублей максимум, а можно было продать при желании за 500-600 рублей. Был даже налажен бартер с телевизионным заводом, меняли 1 на 1 Вектор на телевизор Альфа, на тот момент суперсовременного в формфакторе "кубик" как тогда говорили.
            В конце 90-х продал его любителям вытаскивать из деталей драгметаллы.
            PS Кассетный магнитофон Электроника у нас тоже выпускался, обходился где-то в 25 руб за лентопротяжку и плату, корпуса на отбраковке можно было подобрать. Некоторые даже делали из двух корпусов магнитофон с 2-мя колонками типа псевдостерео.
        4. +2
          8 мая 2019 09:55
          Ну не только эти ... а про ПК Искра 1030 забыли?! belay
          Клон PC XT был и не плохой ... на сколько я помню у нас в институте уже 1988г были!
          1. +1
            8 мая 2019 13:48
            Цитата: Dali
            Ну не только эти ... а про ПК Искра 1030 забыли?! belay
            Клон PC XT был и не плохой ... на сколько я помню у нас в институте уже 1988г были!

            XT - это Микро с двумя флоппами на 5.25, а вот AT это Турбо с одним флопом и винтом аж на целых 20 Мб... мои первые компы, потом была 486SX...
            1. 0
              11 мая 2019 00:57
              XT это нормальный ПК на i8086, Искра 1030 это аналог на КР1810ВМ86 и были у нас как 5мб так и с 10мб винтами.
              AT это уже были ПК с i80286 клоны которых у нас уже не делали ...
          2. 0
            8 мая 2019 14:14
            Я не забыл.был такой с монохромным монитором.Его выпускали если не ошибаюсь с 1986 года еще до "Микро"и "турбо".А до этого выпускали "Искра555"..Но это был целый стол с принтером.
        5. 0
          8 мая 2019 18:51
          "Ассистент" - это уже был реальный 8086. То бишь РС, к которому можно было подключать флопик и грузить MS-DOS 3.3. и проги к нему. Хотя и магнитофон тоже воспринимал.
      2. +1
        8 мая 2019 08:32
        Цитата: сибиралт
        Помню купил своему пацану-старшекласснику "Спектрум". Жена без норковой шубы осталась

        Это какой год? Помню Синклеры (у нас так модно было называть wink ), стоили достаточно не дорого. Сопоставимо со средним кассетником.
        1. -2
          8 мая 2019 10:39
          Смотря где.
          В столице самое начало 90-х. В провинции середина 90-х.
          1. +4
            8 мая 2019 13:05
            Смотря где.
            В столице самое начало 90-х.


            В 1989 -м собрал "Специалист" Волкова из журнала "Моделист- Конструктор" за 87 г. Процессор 8080. Был и наш аналог этого комплекта. В 90-м появился "Орион" в журнале "Радио". Начал было, но на барахолке появилась знаменитая плата "Ленинградка " первая. Тогда радиорынок ( точнее, столы на общей барахолке) был и местом встреч, консультаций . Продавцы тогда ещё были спецами, бросившими паяльник .
            Автор, аналог проца Z-80 выпускался в ГДР. Причем с метрическим шагом ровно 2,5 мм . laughing Запомнилось, потому что в наших метрических платах приходилось слегка подгибать ножки "дюймового" малазийского проца. Да, весёлое время. Самодельный программатор, ультра-фиолетовая лампа ДРБ-8 для стирания памяти. Проблема подключения к разным теликам с инверсией сигнала или без неё. laughing
            Но зато в награду - полное понимание работы компа вместе с низкоуровневым программированием напрямую в машинных кодах проца. Отладчик "MONS-4" . Шестнадцатиричная арифметика прям как родная была. Мозги так повернулись , что и перевод в десятки не требовался. laughing
            А первая "взломанная" мной игрушка - "Venom". Смешно - застрял у самого конца и никак. Годы 1990- 93. Потом уже пошли на барахолке первые "тройки" 386. Причём сразу, без раскачки на XT и 286.
            1. +2
              8 мая 2019 18:59
              Цитата: dauria
              Самодельный программатор, ультра-фиолетовая лампа

              Прямо своё вспомнилось... то же самое практически. Радио-86 собирал, РФ2, по моему, там стояла...
              Цитата: dauria
              Шестнадцатиричная арифметика

              Бейсик на кассету писал - несколько страниц шестнадцатеричных кодов мелким шрифтом, то ли за две, то ли за три ночи... эх, молодость, всё нипочём было...
            2. +1
              10 мая 2019 02:42
              В 1989 -м собрал "Специалист"

              во, я тоже первым "Специалиста" собрал. Причём запустился он сразу, после исправления одной ошибки в печатке. Самым трудоёмким оказалось изготовление клавиатуры, а до корпуса вообще руки не дошли. Потом купил плату к "Ориону", но так и не сделал. Потом купил MSX-1, потом AMIGA 600, затем на волне массового психоза собрал 286-ю, затем сразу Пень-1.
              Замечание по статье: Пентагон - это 48К с интегрированным на плате контроллером FDD. Подключался не только 5-дюймовый, но и 3-х, 720К. Насчёт 1,44 не знаю, подключали ли такой.
              1. +2
                15 мая 2019 10:19
                1,44 FDD вполне подключался, но работали только в режиме 720К . На дискетах HD (1,44) заклеивали окошко, чтобы флопик видел их как DD (720). Ограничение на использование HD были обусловлены микросхемой ВГ95 на которой базировался контроллер FDD. И вообще 720К, на дискете было только в форматировании под IS-DOS. Более распространенный TR-DOS - обеспечивал только 640 Кб на одной дискете DD.
            3. +1
              13 мая 2019 19:08
              До сих пор в загашнике лежит отладчик на микрухе... ))) Рабочий "Скорпион" с 2-мя 5,25... А еще в самопальном корпусе "Ленинградец" с контроллером НГМД! Но без драйва. Драйв ушел вторым "апом" к Скорпу! )) Ну как ЭТО выкинуть? ))) Тем более работает! ))
          2. 0
            8 мая 2019 20:33
            Прочитал прямо понастольгировал. Брат в 1990г. собирал синклер в качестве дипломной работы в техникуме. А в Таганрогском радике их действительно паяли все подряд. В начале 90-х на стихийных рынках этого добра продвалось на любой вкус
        2. +1
          8 мая 2019 14:41
          Цитата: Сибирь 75
          Это какой год? Помню Синклеры (у нас так модно было называть wink ), стоили достаточно не дорого. Сопоставимо со средним кассетником.

          Это если покупать. А если самому паять или настраивать, то рано или поздно в закромах оказывалось достаточное количество "лишних" комплектующих для сборки своего "Спектрума". Двухэтажную память на РУ5 для своего 128-го я собрал как раз из настроечных запасов. smile

          Помню я проходной подвал главного корпуса питерского Политеха в начале 90-х - десятиметровое "место для объявлений" было от пола до потолка в несколько слоёв забито объявлениями о покупке и продаже "Спектрумов" и комплектующих.
      3. boo
        -19
        8 мая 2019 22:53
        И что вы вспоминаете? Свое золотой возраст, третьесортные советские компютеры? Трогает, умиляет, смешит. В самом деле, классная была развлекуха. Надеюсь сейчас вы юзаете хорошую железяку. Как в лучших домах Ландона и Парижа.
      4. boo
        -17
        8 мая 2019 22:53
        И что вы вспоминаете? Свое золотой возраст, третьесортные советские компютеры? Трогает, умиляет, смешит. В самом деле, классная была развлекуха. Надеюсь сейчас вы юзаете хорошую железяку. Как в лучших домах Ландона и Парижа.
        1. +3
          9 мая 2019 18:05
          Ну если Синклер это третьесортный советский компьютер, то ладно...
          А в лучших домах Ландона и Парижа что юзали в конце 80-х? Amiga за 1,5 тыс зелённых? Прямо все?
        2. +2
          9 мая 2019 19:06
          Цитата: boo
          что вы вспоминаете? Свое золотой возраст, третьесортные советские компютеры?

          Ну ка сходу назови мне чем третий сорт от первого отличается. Две минуты, время пошло, иначе ты звездобол.
    2. +5
      8 мая 2019 07:18
      Цитата: sala7111972
      Какая замечательная игра была - Элита.
      о-о-о Элита, таких больше не делают...
      1. +3
        8 мая 2019 19:36
        Не совсем так, в начале нулевых наши программисты с Elemental Games создали игру впитавшую все самое лучшее из Спектрумовских игр "Space Rangers - Космические рейнджеры" позже было выпущено 2-е части продолжений, сын установил на планшет играет до сих пор. В этой игре кроме космических битв, есть экономика, свобода выбора, добавлен текстовые квесты, а мини игра с роботами которые ты сбираешь из деталей м посылаешь захватывать заводы и уничтожать другие роботы, прмая копия спектрумовской игрушки только на более высоком графическом уровне. Даже сейчас игра вполне на уровне.
      2. 0
        12 мая 2019 18:03
        Ошибаетесь, уважаемый. Существует он-лайн игра Elite Dangerous с отличной графикой. Создатель, кстати, тот же человек, что и создавал первую Элиту.
      3. +2
        13 мая 2019 19:38
        И, заметьте, ОГРОМНАЯ вселенная (я так и не смог всю облететь) со своей экономикой, базами, боями...
        48 кБ!
        А сейчас скучнейшие картошко-танки столько же... Но в ГИГАХ!
        «640 КБ должно хватить всем» © )))
    3. +7
      8 мая 2019 17:48
      Какая замечательная игра была - Элита.

      Великолепная! Играли вдвоём с другом, я за пилота, он за стрелка и карго. Пару толстых тетрадок было исписано товарами. Вроде даже остались где-то.
      В Новогоднюю ночь мы прорывались на Анархическую планету второго уровня (уж не помню зачем нас туда понесло) и прорвались без док - парковщика. Помню, что сзади у нас стоял промышленный лазер и мне приходилось маневрировать вслепую... Только на последних секундах синхронизировал вращение и запарковался... Сохранились и пошли на ёлку в сквер. В пять утра. С красными глазами, скрюченными пальцами и бутылкой "Флоричихи". До сих пор гордость! И всё это на 48 кб...
    4. 0
      9 мая 2019 15:44
      В те годы у нас в проектном отделе было 2 компа - черно-зеленый "Роботрон" производства ГДР и цветной западный 14". Не помню марку. У него был винчестер на сумашедшую емкость 40 Мб! Конечно, игрались. Любимая наша игра была Диггер. Если бы сказали, что в будущем компы будут в каждой семье, я бы не поверил.
  2. +9
    8 мая 2019 05:32
    А вот мне родители купили Электронику МС-1502. Когда все гоняли на денди и спектрумах - мне приходилось писать себе игры на бейсике (между прочим это в последствии очень сильно помогло в жизни). Игр было много меньше для электроники и достать кассеты в провинции было сложно. А архитектура была максимально совместима с IBM - когда появились ПК - было большое преимущество и понимание работы.
  3. +3
    8 мая 2019 05:50
    Была у меня подобная фигня в детстве) игры через касеты зашружали с кучей звуков при этом))) принц Персии по моему одна из них))) я уже и забыл об этом))) спасибо что напомнили)
    1. +3
      8 мая 2019 07:33
      Принц персии это уже IBM PC, я его запускал на ЕС1840, которая после спектрума у меня была
      1. 0
        8 мая 2019 07:34
        Этих подробностей мне уже не вмпомнить) слишком мал был)
      2. 0
        8 мая 2019 08:17
        Цитата: ZAV69
        Принц персии это уже IBM PC, я его запускал на ЕС1840, которая после спектрума у меня была

        Аналогично. Но я так "Принца" и не прошёл, хотя как раз на ЕС1840 было довольно комфортно играть. А вот "Тетрис" в Ч/Б графике и с направляющими точками освоил неплохо.
        У нас правда клавиатура была хоть и заводской, но халтурной - гнездо БИС-ки клавы было посеребрённым и постоянно окислялось, что приводило к "зависанию" клавиатуры.
        1. 0
          8 мая 2019 09:59
          Мне ПК ЕС 1840/41 никогда не нравился, а клава вообще ужас ... а вот Искра 1030 с не убиваемой клавиатурой была вполне употребима!
      3. 0
        8 мая 2019 18:02
        Принц персии это уже IBM PC
        Был и на ZX Spectrum. Но на тот момент, люди уже начинали массово переходить на IBM PC
  4. +6
    8 мая 2019 06:00
    До сих пор лежит дома и пылится "Бином" на базе ZX, с джойстиком.
    Игры как то меня не затянули. С другом по школе занялись программированием сначала на бейсике а затем на Ассемблере. Все продлилось года три, потом пришло время поступать в институт, но сказали, что это всё игрушки и надо идти в строительство.
    Опыт пригодился, но думаю все же надо было идти в программисты.
  5. +6
    8 мая 2019 06:09
    Спасибо, напомнили. Первоначально, для друзей и для себя, было сделано несколько разновидностей Ленинградской версии. Замучился возней с печатными платами. Приобретали весьма посредственного качества. Где-то. не протравки, где-то замыкания, хуже всего было обрыв металлизации в отверстиях. На последок, приобрел какой-то Пентагон-128 с двумя 5" дисководами, и был своего рода "королем" по распространению игр среди друзей.
    Брошюрки по играм, до сих пор валяются. Корпус от Пентагона, сделанный из фольгированного текстолита, уже без начинки, используется как ящик для мелочевки.
    Параллельно пытался сделать болгарский клон IBM, но комплектующие так до появления ПК и не собрал.
  6. +3
    8 мая 2019 06:28
    У меня ВК был. До сих пор с умилением вспоминаю
  7. +1
    8 мая 2019 06:44
    В Советском время умели качественно и надёжно изготовлять и производить технику, которая спустя столько времени всё равно продолжает работать.
    1. +5
      8 мая 2019 06:55
      Цитата: SERGEY SERGEEVICS
      В Советском время умели качественно и надёжно изготовлять и производить технику, которая спустя столько времени всё равно продолжает работать.

      Ваша правда...Жаль во временном отрезке истории нам достался только такой:
      1. 0
        8 мая 2019 07:32
        Качество сборки техники и производство деталий было намного лучше.
      2. +7
        8 мая 2019 07:35
        Ты не поверишь, такой лежал в сбербанке до 2000 года в резерве. И я сиильно удивился что его списать нельзя. Сказали на случай войны.
    2. +1
      8 мая 2019 07:15
      Цитата: SERGEY SERGEEVICS
      В Советском время умели качественно и надёжно изготовлять и производить технику, которая спустя столько времени всё равно продолжает работать.

      -------------------------
      Про всю электронику не скажу, транзистор ВЭФ-212 где-то дома лежит на антресолях, работает, если включить. А так, мотоцикл отцовский Иж-Планета-2 1967 года тоже на ходу, но не востребован с 2004 года, не байкер я.
      P.S. Компьютерная игромания как-то прошла мимо меня.
      1. 0
        8 мая 2019 07:28
        Цитата: Altona
        Цитата: SERGEY SERGEEVICS
        В Советском время умели качественно и надёжно изготовлять и производить технику, которая спустя столько времени всё равно продолжает работать.

        -------------------------
        Про всю электронику не скажу, транзистор ВЭФ-212 где-то дома лежит на антресолях, работает, если включить. А так, мотоцикл отцовский Иж-Планета-2 1967 года тоже на ходу, но не востребован с 2004 года, не байкер я.
        P.S. Компьютерная игромания как-то прошла мимо меня.

        Просто качество производства тогда было намного лучше и качественние изготавливали.
      2. +1
        8 мая 2019 07:36
        ЭТо вкм повезло) а я зацепил по полной) вот эта фигня,потгм игровые салоны и игры в марио, потом уже своя приставка) что с ребенка взять)
  8. +4
    8 мая 2019 06:52
    Славные были времена. Синклеров по ленинградскому варианту собрал штук пять. Кстати, один до сих пор храню, на память.
  9. +19
    8 мая 2019 07:04
    В далеких 80-х своими руками собрал несколько таких для себя и друзей. Отдельно плата, отдельно набор кнопок и радиодеталей... А потом у меня появился "Хоббит" с огромной оперативой в 256кб, с матричным принтером "Электроника" МС-6313 (аналог Epson FX-100), дисководом с гибкими дисками и монитором в 14". Стоил каких-то огромных денег. На бэйсике делал программки для работы, которые сильно облегчали мне жизнь. Дольше всего прожил принтер, больше 20 лет. Вот ведь время было... Все чего-то паяли, ковырялись, платы травили, в телевизорах выходы выпаивали в обход блока радиоканала... В машинах ковырялись... Карбюратор перебирали и настраивали с завязанными глазами. Что-то движок не нравится как работает. Давай головку сдернем, посмотрим что там? А давай! Час делов! А давай светомузыку замастрячим? Давай! На радиорынок метнемся, к вечеру готово... А сейчас попробуй молодежь заставь что-то сделать.
    1. +1
      8 мая 2019 08:13
      Цитата: Андрей НМ
      "Электроника" МС-6313 (аналог Epson FX-100)

      Эх, наврал я. По системе команд это аналог Epson LX-800, а по внешнему виду что МС-6313, что Epson FX-100 были очень похожи, у меня на работе такой был, поэтому и "приврал". Да не столь важно...
      1. -7
        8 мая 2019 09:32
        Почему же?
        Это был как обычно, упрощённый, худший по качеству клон устройства 5 - 10 летней давности.
        И всё, в чём вы тогда увлечённо ковырялись, травили и паяли было точно таким же.
        В отличии от иностранной техники, в которой не надо было ковыряться и паять. Она просто работала.
        1. +5
          8 мая 2019 13:42
          В отличии от иностранной техники, в которой не надо было ковыряться и паять.


          Это миф. И импортные железки тогда точно также горели и отказывали , если узел был серьёзным и напряжённым. Импульсные блоки питания ЭЛТ- мониторов, узлы кадровой и строчной развёртки, да и цифровые платы с кучей микросхем низкого уровня интеграции .А миф родился по простой причине - нас массово завалили импортным барахлом уже следующего поколения , уже с приличным уровнем наработки на отказ. А своего уже не было после Мишеньки Горбатого. Так, остатки доедали.
          1. +4
            8 мая 2019 18:50
            Цитата: dauria
            Это миф. И импортные железки тогда точно также горели и отказывали

            Еще как горели. Причем по тем временам целые трагедии по этому поводу были. А мифы один другого краше: японскую аппаратуру нельзя открывать - все сразу расплавится и сгорит, потому как большой японский секрет... Или про 25 лет гарантии... Есть такие кто и сейчас верит.
    2. +1
      8 мая 2019 17:56
      А сейчас попробуй молодежь заставь что-то сделать.

      Заставлять уже смысла нет. У меня дети готовы встать в пять утра, включить комп и СМОТРЕТЬ ролик про то, как кто-то играет. Там ещё свиньи-зомби с квадратной головой....
  10. +2
    8 мая 2019 07:05
    К концу 90х на спектрумах даже фидошные станции запускали, памяти до мегабайта ставили.
    1. 0
      8 мая 2019 09:33
      Полноценные станции с мылером, тоссером, и редактором ? Или просто с терминалом на ббс слазить ?
      1. 0
        10 мая 2019 07:02
        Да, полноценные. Вживую одну видел. И в эхе zx.spectrum было описание как все это настроить.
    2. -3
      8 мая 2019 10:46
      В конце 90-х это интересовало только энтузиастов, поскольку уже массово появились те самые компьютеры от IBM. и их клоны.
      Кстати, и по сей день существуют целые сообщества "синклеристов", прикручивающих к своему любимцу разные современные штуки. Но их понятное дело совсем немного.
  11. +6
    8 мая 2019 07:05
    Собственный недорогой домашний компьютер в то время был заветной мечтой для миллионов граждан нашей страны.
    Это некоторое преувеличение. Большинство граждан понятия не имело что такое персональный компьютер и зачем он дома. Игровые приставки были, хотя и узкоспециализированы, но проще и понятнее рядовым гражданам. А потому гораздо популярнее.
    1. 0
      8 мая 2019 08:40
      Цитата: abrakadabre
      Большинство граждан понятия не имело что такое персональный компьютер и зачем он дома.

      Изучали "Информатику", никак понять не мог, зачем она нужна, всякие графики на бейсике строить. Разве, что в игрушки поиграться. Дома играл во всякие Робокопы, Звездные войны с помощью телевизора Горизонт и мага Электроника 324. Разок попробывал игру написать, хватило меня на пару десятков строчек и несколько линий. Плюнул, да бросил.
  12. +2
    8 мая 2019 07:14
    Да уж, Z80 из ЗИПов импоршных станков исчезали на раз, как в тумане растворялись!!!
    1. +1
      8 мая 2019 07:28
      У меня, где-то валяются Z80 и РУ5. Когда-то оставил на всякий случай, так этот случай и не наступил. smile
      А 5" дисководы были друзьями разобраны на детали для ремонта станков ЧПУ.
      1. +1
        8 мая 2019 07:46
        Ха, у меня лежит куча ТЭЗ с РУ1!!! Бухгалтерия никак не разберётся как их списать ..... драг металлы однако и МНОГО! На пенсию свалю, а бухгалтера так и будут гадать, куда и как их деть!
        Когда "ЭЛЬБРУС" делали, буквально ходили по "золоту"!!! не успевали сдавать все отбракованные р\э .....
        Прикольно! Просто идёшь по участку и вдруг зацокал как подкованный!!! Глядь на подошву, а там РУшка влепилась!
        1. +1
          8 мая 2019 08:14
          Цитата: rocket757
          Когда "ЭЛЬБРУС" делали, буквально ходили по "золоту"!!! не успевали сдавать все отбракованные р\э ....

          Мы на своем заводе ходили по платине, в буквальном смысле этого слова. На заводе делали конденсаторы типа КМ с применением платины и возможно палладия. Во дворе завода, около столовой решили засыпать лужу бракованными конденсаторами. request Но это было еще до 90-х.
          1. +1
            8 мая 2019 08:29
            Цитата: igordok
            На заводе делали конденсаторы типа КМ с применением платины и возможно палладия.

            В курсе. Эти конды тоже в спросе были у скупщиков .....
            Одно помню, когда такие "пробивало", зажимай нос и беги, ВОНЮЧИЕ!!! Страсть.
  13. +3
    8 мая 2019 07:22
    Цитата: SERGEY SERGEEVICS
    В Советском время умели качественно и надёжно изготовлять и производить технику, которая спустя столько времени всё равно продолжает работать.

    Эт как сказать!!! При изготовлении изделия, отход\отбраковка комплектующих, иногда, превышала все разумные пределы!!! Некоторые поставщики из союзных республик, особенно отличились своим "какчеством"!
    1. +3
      9 мая 2019 10:21
      Некоторые поставщики из союзных республик, особенно отличились своим "какчеством"!

      "Армянские" электролиты- это песня laughing
      1. +1
        9 мая 2019 11:04
        Да, кровушки армяне попортили всласть! Моему родственник такой девайс сквозь ушо пролетел. Написано было 350вольт, а оказался на 16. Вот такая засада.
        1. 0
          9 мая 2019 12:39
          Цитата: T.Henks
          Да, кровушки армяне попортили всласть! Моему родственник такой девайс сквозь ушо пролетел. Написано было 350вольт, а оказался на 16. Вот такая засада.

          Уточняю - не на армян, как народ "бочку качу"! Воры, они существа интернациональные! Просто в Армении тогда угнездились сообщество преступное, от верха донизу, во всех властных структурах!
          Это беда и их народа тоже, потому как впоследствии те же люди у руля и остались! Последствия катятся до сих пор!
          1. +2
            9 мая 2019 17:13
            Я не про национальность говорю. Как нация армяне умный народ. А как о производителе товара. Хорошо не в глаз корпус летел.
            А у руля редко хорошие бывают. История об этом вся говорит.
            1. 0
              9 мая 2019 17:24
              У руля всякие бывают, только система Советского хозяйствования сильно ограничивала хотелки всяких ворюга, да и возможности реализовать награбленное, пустится во все тяжкие, проявилась только в самый поздний период, накануне распада!
              Впрочем и распад произошел, что парт чиновничья элитка почувствовала вкус к шикарной жизни!!!!! Захотела расширить свои возможности.
              Вот и имеем капитализм, а бывшая Эли элитка захапала все и все.
              1. +1
                9 мая 2019 17:26
                Согласен с Вами.
        2. 0
          9 мая 2019 23:04
          Цитата: T.Henks
          Написано было 350вольт, а оказался на 16

          Скорее полярность перепутана была. Маркировали как рука возьмёт. В результате бабах... Не единожды вспоминали "братьев-армян" работающих на том заводе незлым тихим словом...
          1. 0
            10 мая 2019 11:19
            С полярность вряд ли. После всю коробку проверяли. Дело в самом плохом варианте могло и в уголовное перейти. Начальство в шоке было.
      2. 0
        9 мая 2019 12:34
        Армянские РУ1, где золотые проводки(волосинки) были заменены на алюминиевые, это отдельная песня!!! 96% брака, после термо циклирования!!! Это было что то!!! Все были с ПЗ, то есть с военной приемной!!! Эт какой же уровень воровства был уже тогда!
        Большой скандал был, но посадили мелкую шушеру!
        Рыба гниёт с головы, только голов было не одна!
        Вот от туда и пошли теперешние богатеи! И страна развалилась потому, что тогдашние ПАРТ ЧИНОВНИЧЬИ ВОРЫ, захотели ещё и ЛЕГАЛИЗОВАТЬСЯ!
        Любые власть придержащие становясь бесконтрольными, становятся БОГАТЫМИ и кроят систему под себя!
        Они уже тогда, себя и себе подобных охраняли ... просто народу рассказывали сказки про всякое правильное и красивое.
        Цитата: spech
        Некоторые поставщики из союзных республик, особенно отличились своим "какчеством"!

        "Армянские" электролиты- это песня laughing
  14. +3
    8 мая 2019 07:26
    Эх, молодость... Мой брат тогда начинал монтажником и просто собрал мне этот "Спектрум" на макетной плате по принципиальной схеме. Струнным монтажом. Из 133 серии. До сих пор помнится мелькание экрана при загрузке с магнитофона и звук....
    1. +1
      8 мая 2019 07:31
      А 133 серию, в 90-ые, на цветмет (золото) не продали? recourse
      1. +3
        8 мая 2019 07:34
        Я - нет, а брат - не знаю. Тоже вряд-ли. У него не было доступа к большим количествам - простой монтажник. А из-за мелочи связываться... Тогда ещё не всё советское (в хорошем смысле) выветрилось.
        1. +1
          8 мая 2019 07:50
          Цитата: acetophenon
          Тогда ещё не всё советское (в хорошем смысле) выветрилось.

          Прикольно! Как то собрал, давно, все компоненты с драг металлом ....... так и не стал продавать!!!
          До сих пор не выветрилось, что не ради ..... а для чего то живем!
    2. 0
      9 мая 2019 12:22
      может не 133(ттл), я 1533(ттлш) серия была?
  15. +2
    8 мая 2019 07:37
    Зачем в "святые 90-е" это все развивать было. Проще продукцию Microsoft купить и снова продать. Вот .
    1. +2
      8 мая 2019 10:01
      Дело в том, что и до 90-х, ещё при СССР всё это конечно пытались развивать, но делали это с опозданием лет на 10, да ещё традиционно медленно и громоздко.
      А если что-то и выпускалось, то стоило оно безумно дорого для советского человека, вызывая при этом желание хвататься за напильник. В смысле паяльник.
      Речь идёт именно о ПК. В более простых устройствах, типа калькуляторов, каких то простейших игр почти успевали копировать с небольшой относительно задержкой на 2-3 года.
      Или в больших, промышленных системах отставание было разве что по элементной бзе, да и то относительно небольшим.
      Но в сегменте именно ПК был явный, эпичный провал.
      1. +2
        8 мая 2019 20:19
        И что. Вместо хоть какой-то базы просто всё уничтожить. Это лучше. И платить валюту.
      2. 0
        9 мая 2019 22:05
        пытались развивать, но делали это с опозданием лет на 10

        подпишусь под всем сказанным. Мне кажется, нужно было запустить госпрограмму всеобщей компьютеризации пораньше, с дотированием. Продавать массовый комп ниже себестоимости. Но то что мы получили (коипики, собранные "на коленке") - тоже неплохо. Развитие творчества опять же.
  16. +1
    8 мая 2019 08:33
    Да... Словно на какое-то время окунулся в свою молодость. :)
    У меня тогда было 2 подобных компа - "Спектрум" и "Вектор"- нашей сборки.
    И 2 телевизора в семье редко когда были выключены... lol
  17. -1
    8 мая 2019 09:42
    Цитата: abrakadabre
    Большинство граждан понятия не имело что такое персональный компьютер и зачем он дома.

    И они были правы. То, что тогда называлось компьютером ( например некачественные клоны Спектрума, или не дай Бог что-то типа БК-0010) почти ничем не могло быть полезным. Для полноценного использования они были слишком неудобными, медленными, отсутствовала необходимая периферия. Способ хранения информации ( аудио кассета) был крайне медленным и ненадёжным).
    А самое главное, что не было возможности быстрого обмена информацией.
    Ведь не секрет, что компьютеры стали по настоящему массовыми именно с развитием глобальных сетей.

    Эта ситуация похожа на современную в классе микроконтроллеров.
    Например известный проект Arduino. Ввиду крайне ограниченных, по сравнению с "настоящим" большим компьютером возможностей эта штука интересна только энтузиастам программирования, и всевозможной робототехники уровня школьного кружка.
    Подавляющее большинство остальных граждан не сможет найти применение такому устройству, поскольку 99% условно задач решаются в их жизни без применения таких устройств.
    1. +1
      8 мая 2019 10:56
      Подавляющее большинство остальных граждан не сможет найти применение такому устройству, поскольку 99% условно задач решаются в их жизни без применения таких устройств.
      О чем и речь.
      В то время, потребительские свойства все перечисленных в статье персоналок даже близко не оправдывали стоимости их приобретения для ПОДАВЛЯЮЩЕГО большинства потенциальных пользователей. Персоналки пошли в массы с распространением IBM-ок на чипе 8086 с операционкой MS-DOS и поддержкой "мышки". И главное: с распространением псевдографических приложений и оболочек. Когда снизилась необходимость для рядового пользователя в мегакрутом понимании железа и углубления в премудрости командной строки чтобы делать рутинные или элементарные вещи по своей основной специальности.
      1. 0
        9 мая 2019 22:50
        В массы - это, в первую очередь, в качестве домашних ПК. Домашние компьютеры стали массово появляться у обычных людей (которым комп не нужен по работе или учёбе) тогда, когда они стали тянуть кино, музыку и 3D-игры, а особенно - когда появился быстрый безлимитный интернет, позволяющий это все качать. По наблюдениям, последним шагом в окончательном утверждении компов в качестве домашней утвари стали ОК и ВК во второй половине 00-х.
  18. +3
    8 мая 2019 10:27
    Я "ленинградский" собрал году в 93 или 94 уже не помню точно.Да были времена!Одна загрузка программ с аудиокассеты как квест,получится или сбой будет.
    1. +2
      8 мая 2019 11:16
      Я "ленинградский" собрал году в 93 или 94 уже не помню точно.
      А я в это время в институте на Искрах, IBM-8086 и -80186 учился и подрабатывал лаборантом на кафедре. Еще был у нас класс УКНЦ и Корветов. Из двух последних, УКНЦ были на порядок круче и приятнее в работе. На складе валялся спаренный внешний дисковод на 8-дюймовые дискеты, размером с крышку журнального столика и толщиной около 12 см.
      В классе Искр был матричный принтер Электроника-какой-то-там-номер. Могучий как металлообрабатывающий станок. Глядя на размеры печатающей головки, валы и шестерни привода мне всегда казалось, что в него можно заправлять рулон жести и чеканить текст без красящей ленты, только ударом иголок головки.
      Я на нем свою дипломку печатал. Имел просто фантастическую скорость печати на рулоне. Но не хило грелся и от этого через минут двадцать начинал сильно вонять перегретой пластмассой и проводкой.
      Из-за скорости печати и размеров, сам процесс печати напоминал какое-то адское безумие: огромная печатающая головка металась туда-сюда, издавай оглущающий скрипучий вой, от ее метаний вся конструкция тряслась, от нагрева быстро все начинало вонять... В общем со стороны это было то еще зрелище. Зато много-много напечатанных страниц выплевывало быстро. Оставалось только порезать по меткам на листы.
  19. +1
    8 мая 2019 10:53
    Помню помню!!!!!Это было для нас чудо!!В моем доме где я жил,он был для военных той части где служил мой отец,и на первом этаже в однушке жили два молодых лейтенанта и они как раз собрали это чудо и мы ходили к ним поиграть...просто невидаль,а потом у одноклассника отец из загранки,а он был моряк,привез подобное заморское чудо,вообще писк был)))
  20. +2
    8 мая 2019 11:10
    Эх, Спектрум! Он меня, в свое время, кормил. Собирал их на продажу. Ну и пользовался, само -собой, программировал для души. Если бы не авиация, точно пошел бы в IT.
  21. +2
    8 мая 2019 11:18
    Да, было время...

    Но MSX и особенно MSX-2 - вот это была тема! Ух! Хочешь - программируй, хочешь играй!
    Было бы машинное время (время, когда ты прорывался к клавиатуре)...

    Помнится, когда у нас в институте появились IBM PC XT, а затем и мощнейший PC AT 286, летающий на 12 Мгц, то турбо-Паскаль они конечно компилировали заметно быстрее, да и наличие встроенного винчестера трудно переоценить, но вот насчёт графики и "музыки" расстраивали напрочь.

    Оказывается MSX-2 даром, что был всего лишь 8-битным, но дюже способным в плане рационального использования имеющихся аппаратных ресурсов. А наличие графического процессора и звуковой микросхемы, делало его куда как более способным в плане игрушек, нежели тогдашние серьёзные, офисные компьютеры.

    Которым еще много лет, требовалось дополнительно приобретать звуковую и сетевую платы, а YAMAHA MSX-2 всё это имела с рождения.

    Мал был золотник, да удал!
    Да.
  22. +2
    8 мая 2019 13:04
    О, даааа!!!Я помню этот скрип из динамиков магнитофона при загрузке игры! Пока игра грузилась, мы играли в "Дурака"!Причём, в модернизированного - колода состояла из двух-трёх колод!))))))))))))))))
    Ностальгия!!!
    Автору огромное спасибо, респект и уважуха за статью!
    1. +4
      8 мая 2019 14:46
      Цитата: Lexa-149
      О, даааа!!!Я помню этот скрип из динамиков магнитофона при загрузке игры!

      А я сразу вспомнил, как при копировании кассет с программами выключал холодильник и не давал щёлкать выключателями - ибо в советском кассетнике "щелчки" по питанию попадали на плёнку и давали сбои при загрузке. А потом появился двухкассетник Sanyo, который мог копировать напрямую и плевал на помехи в сети. smile
      1. 0
        8 мая 2019 15:12
        А я на деке Philips копировал )
      2. 0
        8 мая 2019 15:40
        или подключался магнитофон через стабилизатор напряжения!)))
  23. +1
    8 мая 2019 13:48
    Вот и у меня в кладовке где-то есть Спектрум и кажется еще рабочий.
    1. +2
      8 мая 2019 14:48
      Цитата: Травник
      Вот и у меня в кладовке где-то есть Спектрум и кажется еще рабочий.

      Аналогично! Лежит на антресолях.
      Осталось где-то найти телевизор, к которому его можно подключить. smile
    2. +2
      8 мая 2019 19:25
      Цитата: Травник
      в кладовке где-то есть Спектрум

      Я 286 заныкал. Рука не поднимается выбросить - монументальная вещь... толщина железа корпуса - у современной профтрубы меньше наверное...
  24. +2
    8 мая 2019 15:10
    Эх, ностальгия накатила - аж слезу выбило...) Минский радиорынок, вечно кочующий с места на место, "Спектрумы", собираемые с каждой получки по паре деталек, редко обходящаяся без осциллографа отладка этого "чуда техники"... А кто-нибудь АОНы собирал? А телевизоры? До сих пор детали по всем углам валяются )))
    1. +3
      8 мая 2019 16:10
      Цитата: Narcolog
      Минский радиорынок, вечно кочующий с места на место, "Спектрумы", собираемые с каждой получки по паре деталек, редко обходящаяся без осциллографа отладка этого "чуда техники"...

      Осциллограф - это уже последний этап. Сначала была проверка на КЗ дорожек питания на землю и проверка на разрывы дорожек (особенно в отверстиях - при переходе дорожек со стороны на сторону). Затем включалось питание - и микросхемы проверялись на предмет нештатного перегрева (лучше всего работал нос - ибо пальцы после регулярного снятия лишнего олова с жала паяльника температуру уже не чувствовали). И лишь потом начиналась проверка сигналов. smile
      1. +1
        8 мая 2019 21:56
        А тест ПЗУ забыли ?
    2. +2
      9 мая 2019 18:45
      А кто-нибудь АОНы собирал? А телевизоры?

      - Точно! Была такая тема)) Брательник мой делал АОНы из обычных ТА.
      А телевизоры у нас в общаге студенты в 90-х сами собирали. Корпуса на мебельной фабрике закажут, а всю фурнитуру и кинескоп с заводов привозили, кто на практике там был. Платы сами набивали и настраивали. "Альфа" назывался. Настроен был, кстати, гораздо лучше чем на заводе! Паспорт и печати ОТК с ним шли, как настоящие)) И на "мировой рынок"...
      1. 0
        9 мая 2019 19:26
        Цитата: Катран
        А телевизоры у нас в общаге студенты в 90-х сами собирали. Корпуса на мебельной фабрике закажут, а всю фурнитуру и кинескоп с заводов привозили, кто на практике там был. Платы сами набивали и настраивали. "Альфа" назывался. Н

        Был вроде у сестры Альфа.
        Но, сказать по честному, наши телевизоры мало чем отличались от импортных. Я купил видак в 94-ом году, Универсального солдата поставил, так по качеству было лучше, чем на видеосалонах.
        1. +1
          10 мая 2019 09:53
          Потому что эти телики проходили более вдумчивую настройку и отбраковку комплектации. Я даже кинескопы с единственным битым пикселем не брал, хоть и скидку на них делали неплохую.
          1. 0
            10 мая 2019 10:04
            Цитата: Narcolog
            отому что эти телики проходили более вдумчивую настройку

            Фигня полная.. Я на ДМВ подключал
            1. 0
              10 мая 2019 16:49
              А Вы точно радиолюбитель?...
              1. 0
                10 мая 2019 17:55
                Цитата: Narcolog
                А Вы точно радиолюбитель?...

                Сабсэс чут-чут.
      2. +1
        10 мая 2019 09:51
        А наши "Горизонты" в общагах Минского РТИ собирались партиями. Вот не поверите - потом фурами гнали в Россию. Сложился парадокс - завод выпускал ограниченными партиями, зато "народная" сборка процветала.
  25. +1
    8 мая 2019 16:04
    до сих пор лежит на полке в рабочем состоянии (на ваучер поменял)мечта была купить 5.25 дюймовый дисковод,а так мучал плеер.сэру синклеру спасибо. goodпришлось "горизонт"допиливать ,чтобы игрули гонять,а дальше началось : "денди" ,"сеги"...
  26. Комментарий был удален.
  27. 0
    8 мая 2019 16:52
    Помню программирование.

    ld a, c
    add b
    ld [hl], a
  28. +2
    8 мая 2019 17:38
    Это была целая эпоха! Собственноручно сделал не один десяток.
    Благодаря им народ начал массово приобщаться к компьютерной
    технике. Из тех, кто собирал Синклера, выросло немало специалистов.
  29. 0
    8 мая 2019 18:53
    Цитата: Starover_Z
    А в Кишинёве, на "Счётмаше", где начали было выпускать IBM-совместимые EC-1840,

    А белорусы (Брест) делали ЕС 1845 в защищенном исполнении. Все экранированное, и с генераторами шума по всем линиям. Мышка весила - убить можно, если по голове попасть.
    1. 0
      8 мая 2019 19:37
      Цитата: faterdom
      делали ЕС 1845

      Так это ж, по моему, версия для "специального применения"?
    2. 0
      10 мая 2019 11:24
      Они еще сделали клона и назвали БАЙТ, хотя его в пору называть килабайт. Размером с полметра, неудобный ,хотя в те времена полметра не размер.
  30. 0
    8 мая 2019 19:45
    Эх настальгия, в начале 90-х с другом в складчину купили Магик, цветной телевизор, магнитофон, гирконевый джойстик и мир комп игр, зависали.
  31. +1
    8 мая 2019 20:00
    Я будучи студентом, имел знаний по программированию поболее преподавателей. 18 лет было. Изза этого преподаватели ставили низкие оценки. Ну я и угробил всю сеть универа. Писал игры, программы. Вирусы в целях изучения как оно будет. Интересно тогда было. А так уже лет 10 назад такое поднадоело. Сейчас защитой информации заниюсь. И по работе и по интересу
  32. +1
    8 мая 2019 20:56
    Первый Спектрум был переведён на отечественную элементную базу (кроме процессора, Z80 чуть-чуть отличался системой команд от к580ик80а) в 1985 году, в Новосибирске, Сергеем Тереховым и Павлом Захаровым, во время службы в Центре Оповещения Округа, под крышей капитана Рябцева.
    Проект, под которые были даже заказаны оборонке печатные платы, был заявлен как "КМ-1 (2,3)" - "контроллер места", а мне досталась печатка 4-ой версии, ""КРМ" - "контроллер рабочего места".
    1. 0
      10 мая 2019 01:14
      Первый Спектрум был переведён на отечественную элементную базу в 1985 году, в Новосибирске

      а в видео, что выше, говорят, что во Львове. Кому верить?
  33. 0
    8 мая 2019 21:11
    Ностальгия. Паял такой себе. Ленинграская версия - автор вроде Зонов. Магнитофон был электроника.
    А еще были программируемые калькуляторы МК-61 и МК-52 и на них тоже играли и даже работали.
  34. 0
    8 мая 2019 21:53
    Моя первая персоналка. Правда у меня уже была машина на 128Кб. и грузилась не с магнитофона а с дисковода на 5.25 дюйма.
  35. +1
    8 мая 2019 21:55
    Ух))) Как обратно слетал)) У меня был питерский Спектр-(номер не помню, вроде - 001). Гибрид всего)) Вроде и оперативка даже была 80! Точно не 64. Вроде и не Пентагон, но был круче "родного" Синклера точно) Грузил с мага "Томь"))) Но что все умели тогда - это кружки на экране рисовать) Ну и мамы были против перепайки родных Берёзок и Рубинов - у них "кинескопы садятся от этого"))) СПС!
  36. 0
    8 мая 2019 22:38
    Помню,помню в 1993 стоил около 200 р. На высокогорной точке это стала реальная отдушина для отдыха. Некоторые товарищи умудрялись по двое суток непрерывно играть.
  37. +1
    9 мая 2019 01:56
    Да... это была великая эпоха... На выставках курсантского ВНО каких только ZX не было... У меня был "Пентагон", купленный на Юноне. С дисководом и 128 кБайт ОЗУ. А вот модулятор, чтобы подключаться к антенному входу телевизора, я сам паял. "Randomise Usr 15616", кажется, так вход происходил. Преподаватель с кафедры электрорадиоцепей, подключивший к Спектруму винчестер, получил репутацию великого гуру... Это сколько же народу приобщилось в вычислительной технике через это изделие? Из игрушек ещё была "Легионы смерти". Стратегия про древний Рим.
  38. +4
    9 мая 2019 02:45
    Собрал свой первый Спектрум, с 48К, в 1996 г., после первой Чечни, для подсчета результатов стрельб за подразделение. Помог один из моих замков, который шарил в железе.
    Я же сам написал программку на бейсике, согласно БУСВ-84. Замечательно помогало! Только вводишь количество получивших различные оценки - и всё считала програмулька и процент выполнения и оценку. Даже защита от некорректного ввода цифр стояла!
    Затем напаяли LPT порт, (хотя только побайтово получилось), переписали драйвер одного текстового редактора (на мега-бейсике кажись), и подключили польский матричный принтер D-100, который я выменял у завклуба на старый зимний камок. (В клубе всё равно компа не было, сгорел). Сколько потом было напечатано различных служебных бумажек! Ведомости на стрельбу - сотнями, через две копирки!
    А дома - разумеется ЭЛИТА!
    На службу приходил с дипломатом, в котором лежал Speccy 48К, маленький магнитофон и пару кассет, затем в канцелярии подключал к большому ламповому телеку и принтеру D-100, загружал переделанный текстовый редактор с кассеты - и работал! После службы собирал комп и маг в дипломат, шел домой и рубился в элиту!
    Затем купил Scorpion 256, лично ездил к Зонову в Питер. Отдал целых 160 $, -по тем временам приличные деньги, на них уже можно было купить 386-й IBM PC. Начальник связи бригады жутко уговаривал меня на покупку писюка, и покупку скорпа воспринял как личную обиду.....:) Скорп у меня уже был с НDD, с писишными мышкой и клавой. Кроме эмуляции на винте образов TR-DOS дискет, поставил и IS-DOS, а это уже нормальная ось с деревом каталогов. Чуть позже поставил 3,5" флопик ( дополнительно к 5,25") и Проф ПЗУ. Венцом навороченности моего скорпа стала установка платы GMX, что позволили расширить память до 2048 кб. и эмулировать через ПЛИС архитектуру Пентагон 1024 и Композит 1024.
    А как работал IS-DOS запихнутый целиком в RAM-диск ! Летал аки реал-тайм, какой-то! По "диалоговой" работе "сделал" Celeron 300 МГц ! Это-то с 7 МГц! Причем на писюке, "для чистоты эксперимента" крутилась не винда, а дос!
    До сих пор считаю громадной удачей, что начал свою "компьютерную" жизнь со Speccy, а не винтела. Субкультура спектрум-сообщества, - электронные журналы и газеты на дискетах, фесты, общение с целым рядом неординарных творческих людей позволило взглянуть на компьютерный мир гораздо шире рамок унылой архитектуры IBM PC и виндоуз-импритинга.
    Позднее были миры, и Амиги и Линукса, и определенная помощь в военной карьере за счет фактора более высокой компьютерной грамотсти........
    .....Но начиналось всё с маленькой черной железной коробочки с бумажками на клаве, где черной ручкой по желтому фломастеру были от руки написаны команды бейсика.....
    СПАСИБО SPECCY !!!
    1. 0
      14 мая 2019 18:21
      Но выше старшины ты так и не прыгнул...
      1. 0
        15 мая 2019 09:22
        Ну да как-то не слишком привлекает карьера в рядах "диванных войск", особенно в окружении людей "тыкающих" незнакомым....:)
        А в "оффлайне" - всё было достаточно успешно.....
        1. 0
          15 мая 2019 12:43
          Ну ты ещё разрыдайся. "Ты" ему сказали...
          1. 0
            16 мая 2019 16:53
            Тролль детектед....... Что деффки не дают? Или просто дефицит общения?
            ......Короче - можешь дальше нести что хочешь. Корма больше не будет.......
            1. Комментарий был удален.
  39. 0
    9 мая 2019 04:32
    у меня был Кворум и чуть позже Компаньон-2 - тоже на аудиокассетах, даже помню как родители говорили, чтобы я не заигрывался:"Выключай! Кинескоп посадишь!" а потом пришли Денди с Сегами
  40. 0
    9 мая 2019 08:14
    Сразу вспомнились Lode Runner, мега-эпопея Dizzy(6 частей+3,5 полудемка), REX...целая шуфлядка кассет была...
    Спектрум 48к, AY-8912 уже сам припаивал по схеме в журнале 'Радиолюбитель'.
    Эх, эпичная машина была.
    На Андроиде и сейчас иногда гоняю в эмуляторе.
  41. 0
    9 мая 2019 13:04
    У меня был "Балтик".
  42. +1
    9 мая 2019 13:14
    у меня был клон Sinclair со встроенной кассетной декой под названием "Восток". из любимых игрушек запомнились Load Runner, Bruce Lee, Saboteur, Arcanoid, Knight Lore и некий псевдо 3D авиасимулятор F-18 Hornet со взлетом с авианосца и видом из кабины lol
  43. 0
    9 мая 2019 15:33
    Да, после "Львова" на КР580ВМ80А (аналог интел 8080), ZX оказался сказкой.
    А "Elite" - супер игра, столь же легендарная, как позже F-19 на 8088 и старше...
    Сын приводил пол-класса поиграть на чудесах.
  44. 0
    9 мая 2019 19:07
    Да, целая эпоха была!! Мы собирали и продавали "Ленинградки", в основном по знакомым.
  45. +1
    9 мая 2019 19:13
    Вот такая моя домашняя коллекция процессоры/сопроцессоры от Z80, 286, 386, 486
  46. 0
    10 мая 2019 00:12
    Был ещё вычислительно - игровой комплекс Украина с Дисководом слотами расширения для подключения дополнительного дисковода и расширения памяти до 640кб, но не было собственного монитора, который приходилось покупать.
    1. 0
      18 мая 2019 10:50
      Ну, это киевский офигенный "Поиск".
      Сам делал ля него джойстики и писал драйверы.
  47. +1
    10 мая 2019 00:45
    Был ли Спектрум самым массовым? - Утверждение спорное. Мне один такой попался уже в виде нерабочего железа. Массовое увлечение новинками происходит не впервые. Так было и с радио, и с телевидением, первыми магнитофонами, да и с лампочкой Ильича полагаю было тоже самое. Изначальная примитивность, дороговизна или что-то еще, интересу к новинкам или моде никогда не мешали. Самое забавное, что новинки последующих генераций никогда не вызывали такого же успеха каким он был вначале, они не становится явлением.
  48. +1
    11 мая 2019 02:44
    Читатели этой статьи вспоминают свою юность и детство. Я слишком молод для таких воспоминаний. После майских праздников пойду на работу (завод) и буду работать на станках 70-ых, 80-ых годов . В 2002г пришёл на завод - со времён СССР там НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ !!! Через 3 года у завода сменился хозяин и началось - старые станки в чермет, новых нет. Большинство станков осталось старые СОВЕТСКИЕ, привезли новые - несколько штук (с мозгами) Вживую видел 2 старых станка (прожигной - проволочный) работающие на ПЕРФОЛЕНТАХ (бумажная полоса с отверстиями) они даже работали - прожигали матрицы небольшого размера. У конструкторов в нашем цеху стояли 2 стола с механизмом програмирования ПЕРФОЛЕНТ - прокалывали отверстия соответствующее заданной программе . При переезде цеха на новое место всё выкинули... crying
  49. +2
    11 мая 2019 14:40
    Ностальджи...
    Есть нюансы:
    1. мне пришлось работать в "компьютерном клубе" емкостью 3 спектрума. И играть в эти игры с 9 утра до 9 вечера. Каждый день. Играть - потому что дети не очень разбирались. Приходилось быстренько проходить Саботёр-2 на их глазах. За их деньги. Каждый день. Много раз.
    С тех пор я не играю в компьютерные игры.
    2. После пленочной клавиатуры осталась привычка лупить по клавишам со всей дури. Жена вечером недовольна. А куда деваться - рефлексы.
  50. +1
    11 мая 2019 21:32
    Для записи программ использовались обычные аудиокассеты


    когда загрузка допотопной игры идет по 15-20 минут,свет моргнул загружай по новой.
    Фактически компьютер в сегодняшнем понимании (музыка,видео,интернет) появился в России лишь с приходом хрюши в конце первой половины 2000-х.
  51. +1
    12 мая 2019 16:24
    Многие вспомнили Елиту. Может кто не знает, легендарный автор ее. Выпустили уже года как 3, современную версию. Да вот, парадокс, не зашла она не только у молодежи, но и "старперов". Вроде и возможностей куча и графика толковая.
    Спектрум ZX 80, лежит, не подымается рука его выкинуть.
  52. +1
    13 мая 2019 10:53
    У меня почти все модельки "Спектрумов" побывали(если считать по объёму памяти) 48, 64, 128, 256
    После "Пентагона" 128Кб был Scorpion 256Кб, на базе ZX Spectrum.
    И ещё вроде в природе была какая-то машинка с 512Kb, не помню название у меня её не было, я к тому времени уже заимел 386SX...

    А ещё у меня был мафон с ускоренным воспроизведением(international) - игрухи вдвое быстрей грузились, но при этом был выше шанс непрогрузки.

    фото из интернета
  53. +1
    15 мая 2019 09:55
    Кстати еще пару интересных фактов про Speccy:
    1. В Польше была FM-радиостанция, которая транслировала программы под Speccy для записи на магнитофон.
    2. Когда в (кажись) 1999 году, видео "демок" под спекки с "Хаос Констракшен" (российский фест по компьютерному арт-исскуству в Питере) попали в Аргентину, к местной спекки-тусе, то там вначале это было однозначно воспринято как "видеомонтаж".......:)
    .... Но когда аргентинцы убедились в их подлинности.........:)
    .... То отзовы были в стиле "Россия не только великая ядерная держава, - но и самая великая спектрумная!", "русские сделали невозможное !!!"
    3. Под спекки существовала графическая среда в стиле "окошки-значки-курсор", называлась кажись ZX-Window (впрочем достаточно "сырая"). Был такой крутой розыгрыш, - ставим на ZX-Scorpion 256 с HDD автозагрузку скрипта, который вначале выводит на экран на десяток секунд скриншот загрузочного окна Windows 95, затем запускает ZX-Window.......:)
    Потом показываем ЭТО "непродвинутым юзверям"...... и говорим что поставили 95-ю винду на спектрум......:) !!! Многие верили........ :)
  54. 0
    18 мая 2019 11:07
    Спасибо всем, кто вспомнил!
    Годы были суровые, а тут - отдушина!
  55. 0
    26 мая 2019 21:02
    Был такой в начале 90-х. Юзал, радовался.
  56. 0
    28 июня 2019 16:53
    Спасибо огромное автору, честно не слыхал раньше о самодельных компьютерах на телевизоре и магнитофоне! Были денди, сеги и тд но такого не видал.
  57. 0
    30 июня 2019 13:00
    В кладовке валяются ZX Spectrum 48 и Scorpion 256. Может и поиграл бы да как подключить к монитору не знаю.
  58. Комментарий был удален.