Экспериментальный самолет «Douglas X-3 Stiletto»

5
Самолет предназначался для исследований летных характеристик трапециевидного крыла малого удлинения и аэродинамики полетов на скоростях 2460-3690 км/ч. Военное ведомство Соединенных Штатов связывало с данным самолетом большие надежды – исследования должны были сильно помочь в повышении мощи ПВО. Поэтому вся информация по проекту в свое время была полностью засекреченной.

Экспериментальный самолет «Douglas X-3 Stiletto»


Контракт на создание экспериментального самолета был заключен с компанией «Дуглас» в 1947 году. Проектирование, разработка и создание самолета длились около пяти лет. В течение этого времени конструкторы исследовали более 60-ти всевозможных вариантов компоновки и аэродинамических схем, используя доступные на то время двигательные установки. В итоге специалисты компании остановились на создании самолета по классической схеме. В качестве силовой установки использовали два новейших турбореактивных двигателя J46 (тяга до 37.8 кН) от компании «Вестингауз».



Однако при создании экспериментального самолета оказалось, что реальная тяга двигателей «J46» оказалась намного меньше заявленных характеристик. Пришлось увеличивать диаметр установленных двигателей, что привело к невозможности использования «J46», а также использовать двигатели с меньшей тягой, которые еле могли разогнать Douglas X-3 «Stiletto» до скорости одного Маха. На такой скорости можно было бы только исследовать вибрацию планера и крыла. Построение опытного самолета закончили к ноябрю 1951 года. Однако работы по смене двигателей и модификация конструкции отложили первый полет Douglas X-3 «Stiletto» почти на год. Согласно контракту, было заказано два экземпляра экспериментального самолета, но из-за проблем с финансированием и двигательными установками, был полностью собран один экземпляр «X-3 Stiletto», второй экземпляр, так и не достроив, пустили на запасные части для первого образца. Первый вылет в небо самолет совершил 20 октября 1952 года, а первый сверхзвуковой полет состоялся в июне 1953 года. Исследования и полеты продолжались до 1956 года, максимальная скорость достигнутая самолетом 1120 км/ч. Исследования показали, что низкая тяга, большая удельная нагрузка на крыло и большая скорость взлета-посадки делают самолет очень небезопасным в эксплуатации, а особенно при совершении взлета-посадки.

Устройство и конструкция
Экспериментальный «Douglas X-3» – является среднепланом, построенной по классической схеме с трапециевидным прямым крылом. Крыло выполнено с использованием профиля ромбовидного типа относительной толщиной до 3 процентов и имеет носовые щитки, элероны и щелевые закрылки с узлами внешней навески, которые размещены в удлиненных обтекателях. Из-за больших нагрузок на крыло (до 1000 кг/кв.м), его изготовили из титана со сплошным сечением. Фюзеляж «X-3 Stiletto» получил большое удлинение (длина фюзеляжа превышает длину крыла почти втрое), которое оканчивается острым носом и плавно переходит в низкопрофильный заостренный фонарь. Для обеспечения максимальных аэродинамических свойств фюзеляжа, кабину пилота выполнили с минимальным комфортом – летчику-испытателю пришлось сидеть в кабине с небольшим наклоном. Из-за формы фюзеляжа, имеющего переднюю вытянуто-острую часть и фирменное хвостовое завершение, экспериментальный самолет называли неофициально - летающей авторучкой. Пилотную кабину встраивают в среднюю часть фюзеляжа, не нарушая обшей геометрии корпуса, и оснащают ветрозащитной конструкцией имеющей треугольное сечение. Конструкция состоит из 2-х листов оргстекла. Кресло летчика-испытателя смещено влево-назад относительно оси симметрии. При катапультировании кресло отстреливается вниз, имеет два стабилизатора и автомат, который автоматически отделяет летчика от катапультного кресла при достижении высоты 3.4 тысячи метров. Если катапультирование происходит ниже данной высоты, автомат отделяет летчика по истечении трех секунд после отделения кресла от самолета.

Самолет создавали для исследований характеристик крыла на больших скоростях, более трех Махов, поэтому кабину самолета оборудовали кондиционером с испарителем водяного типа и искусственным охлаждением носовой части фюзеляжа, для чего использовали принудительную циркуляцию авиационного топлива под корпусом.



Хвостовое оперение выполнено по нормальной схеме симметричного типа с рулем направления и управляемым стабилизатором. Управление хвостовым оперением происходит с помощью необратимого гидравлического привода. Шасси - три опоры, заканчивающиеся одним колесом, полностью убираемые в фюзеляж «Douglas X-3 «Stiletto».

В данный самолет – экспериментальную летающую лабораторию, установили различного оборудования и аппаратуры общим весом в 550 килограмм. Характеристики давления снимались с 850-ти точек на всей поверхности самолета, характеристики механического напряжения снимались с 185-ти точек, а данные по температуре в 150-ти точках. Установленные маломощные двигатели «J34-WE-17» с тягой до 15.3 кН, оснащенных форсажными камерами, расположены в центральной части фюзеляжа. Между ними установлен топливный бак. Воздухозаборники с плоско-овальным сечением нерегулируемого типа, размещены по бокам фюзеляжа, в его верхней части, сразу за кабиной летчика. У них имеются щели, служащие отводом пограничного слоя с обшивки корпуса. Регулируемые сопла двигателей выполнены в конце центральной части фюзеляжа под креплением оперения.

В 1956 году были полностью окончены испытания «Douglas X-3 Stiletto». С него снимают всю аппаратуру и оборудование и отдают дейтонский музей ВВС Соединенных Штатов в штате Огайо. И хотя не удалось провести все запланированные исследования, из наиболее весомых вкладов «Douglas X-3 Stiletto», в развитие авиации, неожиданно становится шасси самолета, а именно материал шин колеса. Ведь самолету приходилось садиться и взлетать на скоростях более 250 км/ч. «Douglas X-3 Stiletto» стал одним из самых сложных в построение самолетов серии Х, но визуально получился самым привлекательным экспериментальным самолетом из всех построенных в Соединенных Штатах.



Основные характеристики:
- длина – 20.3 метра;
- крыло - 6.9 метра;
- высота – 3.8 метра;
- вес пустой/взлетный – 6.5/10.1 тонны;
- топливо – 3.7 тысячи литров;
- тяга норм/форсаж – 15/22 кН;
- подъем до 96.5 м/с;
- максимальная продолжительность полетов – 60 минут;
- длина взлета/посадки – 2/4 километра;
- высотный потолок – 11.5 километров;
- коэффициент тяговооруженности – 0.44;
- расчетная скорость – 2200 км/ч;
- реальная скорость – 1120 км/ч;
- минимальная скорость (сваливание) – 324 км/ч;
- экипаж – 1 летчик-испытатель.
- достижения: скорость – 0.98М на высоте 6.1 километр, достижение высоты 10.6 километров за 303 секунды.


Источники информации:
http://www.youtube.com/watch?v=Z6jnwKpdaP0
http://www.swannysmodels.com/X3.html
http://www.fiddlersgreen.net/models/aircraft/Douglas-X3.html
http://www.airwar.ru/enc/xplane/x3.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 июня 2012 10:05
    Можем сделать вывод (пытаемся учится на чужих ошибках). При проектировании ЛА следует учитывать возможность замены двигателя на аналог другого производителя.
  2. 755962
    +2
    26 июня 2012 11:15
    Что-то подсказывает, данный планер ( в частности крыло) широко использовался при создании и производстве истребителя Lockheed F-104 Starfighter
  3. romachipo
    0
    26 июня 2012 13:35
    Согласен с тобой 755962 ! они очень похожи !
    1. 0
      27 июня 2012 10:14
      Не соглашусь. Это разные конторы. А-104 создавался Локхидом, а Х-3 Дугласом. А похожи они не больше чем Виджилент похож на МиГ-25, а МиГ-25 на F-15.
  4. Wolkin
    +1
    26 июня 2012 15:37
    Статье плюс! Много слышал об этом самолете, но копаться искать нет времени, а здесь все сразу коротко и четко. Я такие статейки в отдельную папочку, как справочник.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»