История о короле Артуре

73
«Весь он с головы до пят был покрыт старинной железной броней; голова его находилась внутри шлема, похожего на железный бочонок с прорезями; он держал щит, меч и длинное копье; лошадь его тоже была в броне, на лбу у нее торчал стальной рог, и пышная, красная с зеленым, шелковая попона свисала, как одеяло, почти до земли».
Марк Твен. «Янки при дворе короля Артура»


Король Артур — рыцарь из легенды. Так ли он выглядел, каким нам описал его писатель Марк Твен в своей остроумной и забавной книге «Янки при дворе короля Артура» или как-нибудь иначе? И что сегодня действительно известно о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Была ли история о них красивой выдумкой или в основе нее лежат реальные исторические события? И можно ли верить тому, что снимают о них постановщики мультиков и популярных кинофильмов? Обо всем этом мы вам сейчас и расскажем.




«Смерть короля Артура. Рука из озера забирает его меч». Не совсем правильно, наверно, помещать в начало материала иллюстрацию, на которой изображается смерть главного героя статьи. Но… уж очень она впечатляющая. Кроме того, иллюстраций времен самого короля Артура нет вообще. А все, что появились уже позднее не более, чем вымысел их авторов. Миниатюра из манускрипта «Смерть Артура», 1316 г. Сент-Омер или Турне. (Британская библиотека, Лондон)

О королях и рыцарях. История по заказу!


Ну а начнем мы с того, что еще раз вспомним английскую поговорку о том, что «много рук делают все лучше». И это действительно так. Не было у меня даже и в мыслях писать про короля Артура и его рыцарей, пока… эта тема не заинтересовала одного из читателей «ВО», и он не попросил меня этой темой заняться. После чего оказалось, что она, во-первых, мало того, что интересна сама по себе, так ведь, она, во-вторых, еще и самым непосредственным образом связана с «рыцарской темой». Правда, хронологические рамки у нее несколько другие, но нельзя же, в конце концов, быть педантом до такой степени. К тому же тема оказалась настолько увлекательной, что я должен сказать, что получил большое удовольствие от работы над ней.

Откуда мы знаем об Артуре?


Теперь давайте поговорим о самом в нашей истории главном. А откуда вообще нам известно хотя бы что-то о короле Артуре и рыцарях Круглого стола? Из популярных телемультиков, древних преданий и манускриптов, либо все это одна сплошная экстрасенсорная перцепция, как, например, в романе Альфреда Бестера «Человек без лица»? Давайте попробуем доискаться до самых основ легенд об Артуре, а затем еще и посмотрим, а что это было за время для Англии, что важного тогда в этой стране происходило, и что великого этот самый Артур действительно совершил, если, конечно, его деяния не вымысел.

История о короле Артуре

Мерлин читает свои пророчества королю Вортигерну. «История королей Британии». Джеффри из Монмута. (Британская библиотека, Лондон)

Поэма, ровесница героя, и другие письменные источники


Что ж – уже давно известно, что имя Артура впервые встречается в поэме «Уай Гододдин», валлийского барда Анейрина, которая датируется примерно 600 годом. В ней описана битва при Катраэте в которой англосаксы сражаются с королями «Древнего Севера». И вот там-то и идет речь о короле Артуре, доблестном воине, совершившем множество подвигов. С ним в этой поэме сравнивается предводитель бриттов. То есть речь идет о человеке, которого все должны знать, так как сравнение с неизвестным это нонсенс. В другой валлийской поэме «Трофеи Аннуна», авторство которой приписывается барду Талиесину, описывается путешествие Артура в валлийский потусторонний мир Аннун. Согласно лингвистическому анализу текст ее относится к 900 году. То есть между этими двумя поэмами есть разница в 300 лет. И то, что образ Артура за это время нисколько не потускнел и не был забыл, говорит только об одном – его распространенности и значимости.

В «Анналах Камбрии» относящихся ко второй половине X века, имя Артура упомянуто в связи битвой при Бадоне в 516 году и при Камланне в 537 году, то есть это определенным образом указывает на то время, в которое он жил, а именно – VI век.

Вся родословная Артура как короля, наследовавшего власть от родовитых предков, изложена в манускрипте «Мостун», датируемого концом XIII в. и который хранится в Национальной библиотеке Уэльса. Встречается она и в ряде других манускриптов, так что, кто он и чей сын, известно абсолютно точно. Но опять же известно лишь по этим письменным источникам. В том же манускрипте «Мостун» написано следующее: «Артур сын Утера, сына Кустеннина, сына Кинфаура, сына Тудвала, сына Морфаура, сына Эудафа, сына Кадора, сына Кинана, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Малоречивого». Впрочем, все эти фигуры полулегендарные. Их реальное существование, как, впрочем, и самого Артура, ничем, по сути дела, ничем не доказано. Хотя… кое-что материальное на сегодня все-таки есть…


«Король Артур». Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Камни и надписи


Это найденный культурном слое замка Тинтагель, и относящегося как раз к VI в. то есть эпохе короля Артура, камень с выбитой на нем надписью, сделанной на латыни: «Отец Коль сотворил это, Артугну, потомок Коля, сотворил это». По мнению археолога Гордона Мэйхена часть букв в этой надписи пропущена, что было характерно для тогдашних надписей. Поэтому читать ее следует так: «Артугну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля». Ну, а король Коль — это еще один полумифический король Британии, который жил в IV—V в. н. э. Если считать, что Артугну это искаженно имя Артур (либо Артур – искаженное имя Артугну), то… мы имеем артефакт, в котором не на бумаге, а на камне, засвидетельствовано реальное существование человека с таким именем. Но и не более того! Тому, что Артур и Артугну один и тот же человек доказательств, увы, нет.


Тот самый камень, хотя надпись и едва различима…

Существовала и так называемая «Могила Артура». Еще 1191 году во время ремонта в аббатстве в Гластонбери нашли могилу мужчины и женщины, на плите которой обнаружили имя короля Артура. Многие годы к ней сходись паломники со всей Британии. Но в 1539 году монастырь разогнали, и сегодня от него сохранились лишь руины. Могила тоже не сохранилась, но на том месте, где вроде бы она находилась для туристов поставлена табличка. И на сегодня это все!


Та самая могила, вернее все, что от нее осталось…

«История бриттов» Ненния


Ну, а первым историческим документом, а не поэмой, в котором упомянут король Артур, является «История бриттов», датируемая примерно 800 годом, и написанная валлийским монахом по имени Ненний на латинском языке. Многие британские ученые считают, что он при этом использовал народные предания о нем имевшие распространение в Уэльсе. В «Истории» об Артуре сказано, что он одержал над саксами двенадцать побед, и окончательно разбил их в битве у горы Бадон.


Руины замка Тинтагель в Корнуолле

Впрочем, описание Артура у Ненния весьма противоречиво. С одной стороны, Артур – вождь христиан британцев против саксонских захватчиков, а с другой… явно волшебная фигура. Это, однако, не помешало Джеффри из Монмута включить Артура в свою «Историю королей Британии», написанную в первой половине XII века. Он писал о нем, как о безусловно существовавшем историческом персонаже, но вот достоверность его труда все же вызывает у историков большие сомнения.


«Король Утер Пендрагон прибывает в Тинтагель». Миниатюра на странице из манускрипта Роберта Вэйса «Сухое повествование, с продолжением до Эдварда III; Разрушение Рима; Фьерабрас». Вторая четверть XIV в. (Британский музей, Лондон)

«История королей Британии» Джеффри из Монмута.


Так, Джеффри написал, что Артур жил в VI веке нашей эры, что было уже известно, а затем превратил его… в победоносного лидера, который был королем всей Британии и завоевателем большей части Северной Европы. Его двор привлекал самых смелых рыцарей со всего христианского мира, а сам он являлся воплощением рыцарства. Джеффри либо сам посещал Тинтагель, либо знал кого-то, кто был там и просто пересказал ему бытовавшие в тех местах легенды о короле Артуре. Видимо, именно так и появилось сообщение о том, как при помощи магии король Утер вошел в замок Тинтагель, победил его хозяина Горлуа и женился на его жене, вернее, уже вдове, Игерне. И что Артур был зачат и родился именно в Тинтагеле, что, безусловно, не могло не льстить обитателям одноименной деревушки, лежавшей неподалеку от его развалин. Тут, впрочем, имеется одно важное обстоятельство. Либо мы верим в магию, и тогда все именно так и было. Либо не верим – и тогда всего этого просто могло не быть, либо все это было совсем по-другому.


Король Утер Пендрагон беседует с Мерлином. Питер де Лангтофт. «Хроника Англии» ок. 1307 – 1327 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Литературный перевод Роберта Вэйса


Весьма своеобразное «историческое сочинение» Джеффри было переведено на нормандско-французский язык в 1155 году Робертом Вэйсом из Джерси, который добавил в него свои собственные измышления и, в частности, описание знаменитого «Круглого стола» короля Артура, и здесь же у него меч Артура впервые был назван Эскалибуром. Как итог именно эта книга нашла благодатную почву при дворе Генриха II и всех последующих английских королей и, кстати, неоднократно переписывалась. Собственный внук Генриха и строитель нового замка Тинтагель – Ричард, граф Корнуоллский – был также воспитан на рассказах об Артуре, и неудивительно, что он построил свой замок именно в этом месте. Легенда дала английским королям образец для подражания, который в конечном счете привел к созданию Ордена Подвязки королем Эдуардом III, которому явно хотелось хоть чем-то напоминать славного короля Артура.

Скептик Уильям Мальмсберийский


Современник Джеффри Монмутского — Уильям Мальмсберийский, также не сомневался в реальности существовании Артура, однако относился к нему, как к историческому деятелю, с большой осторожностью. В обширном труде «Хроника королей Англии» он посвятил королю Артуру всего лишь несколько строк, причем свои подвиги у него тот совершает на пару с римлянином Амвросием Аврелианом. Вот что у него написано: «Амвросий, единственный выживший из римлян, который стал королём после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров с помощью воинственного Артура. Это тот Артур, о котором британцы наивно рассказывают множество сказок, даже в наши дни, человек, безусловно, достойный прославления, не только из-за пустых фантазий, но ради истинной истории. Он долго поддерживал тонущее государство, и побуждал сломленный дух своих соотечественников к войне. Наконец в сражении у горы Бадон, положившись на образ Святой Девы, который он прикрепил к своим доспехам, он вступил в бой с девятью сотнями врагов в одиночку и рассеял их с невероятной жестокостью».

В этом сообщение, безусловно, самым важным является упоминание образа Святой Девы. Прикрепил он его к доспехам, и одержал победу. Все точно также, как и в средневековых русских летописях, в которых обращение к святым и упоминание божьей помощи встречаются чуть ли не в каждом втором абзаце.


Киноверсия образа Артура 2004 года. В ней он показан римлянином, ну и снаряжение, в которое его облачили, в этой связи еще вполне терпимо…

В конце своего повествования Уильям Мальмсберийский пишет обо всем этом весьма показательно: «Правда, следовательно, туманна; хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели». То есть он просто сказал другими словами, что истина всегда где-то там!

Использованная литература:
1. Roger Middleton. 'The Manuscripts' in The Arthur of the French, ed. by Glyn S. Burgess and Karen Pratt, Arthurian Literature in the Middle Ages, 4 vols (Cardiff: University of Wales Press, 2006), IV.
2. Pamela Porter. Medieval Warfare in Manuscripts (London: British Library, 2000)
3. David Nicolle. Arthur and the Anglo-Saxon Wars (Anglo-Celtic Warfare, AD 410-1066). L.: Osprey Pub., (Men-at-Arms series №154), 1984.


Продолжение следует…
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    12 мая 2019 07:04
    Самая рыцарская тема! На Артуре, как на «краеугольном камне» стоит весь рыцарский роман. А он в свою очередь, источник для понимания рыцарской ментальности.
    Всегда задавался вопросом: как так могло случиться, что история 6 века из Уэльса стала столь популярной среди рыцарей Европы.
    Спасибо за раскрытие темы, ну и иллюстрации – супер!
  2. +13
    12 мая 2019 07:28
    Как поговаривал один мой знакомый, «все это замысел для детской сказки, но ведь и взрослым надо во что-то искренне и неистово верить»! Иначе «дыма без огня не бывает»!
    Мои сугубо личные ассоциации на тему Короля Артура, это сравнение с нашими былинами. По сути живет человек - живет, дело делает, детей внуков ростит, потом умирает. А его дело и жизнь начинает обрастать комом мифов и легенд! Так сказать издержки устной передачи информации из поколения в поколение.... Христоматийный пример - Князь Владимир Красное Солнышко (который включил в себя двух популярных в нашем народе Владимиров - Святого и Мономаха).
    Так и с Королем Артуром, я искренне уверен, что последний «топтал земли Туманного Альбиона», но был ли он королем или героем хоть одной легенды о нем, бабушка надвое сказала!!!
    Р.s. Вот-вот отсюда и вывод во всем виноваты «бабки сплетницы»! За всю историю только своё место положение старушки меняли (у подъезда, на лавочке или на завалинке) но свой миссии - «влезть куда не просят» - никогда! А так «с балкона любовницы вылез простой уфимский парень Артур» и влип на «века, как кудесник проходящий сквозь стены»! good
    Вячеслав Олегович спасибо за утреннее чтиво, извиняюсь за ёрничество в комментарии, не удержался! С уважением, Влад!
    1. +5
      12 мая 2019 13:10
      Цитата: Коте пане Коханка
      Как поговаривал один мой знакомый, «все это замысел для детской сказки, но ведь и взрослым надо во что-то искренне и неистово верить»!

      ППКС good drinks Без сказок, пускай и взрослых, жизнь становится скучнее...
    2. +3
      12 мая 2019 13:12
      Не в плане спора, а просто «ремарка». «Старик наслушка», как писал Марк Блок, действительно правит историей. Но…порядок происхождения былин и цикла об Артуре разный. Период рыцарства – период феодализма – условно феодализма, если хотите – цикл об Артуре – это уже литературные произведения, сочиненный конкретными авторами, типа на тему об Артуре. А былины относятся к «героическому» периоду или распаду родо-племенных отношений, Владимир Монаномах, это как бы наш афинский Салон, ограничивший рост процентов на ссуду и закладного рабства (холопства).
      Поэтому разные истоки, разный смысл. Наличие сказочных элементов показывает неразделенность сознания этого периода.
      Как-то так)))
      1. +4
        12 мая 2019 14:32
        Эдуард я имел ввиду устный период существования легендарного эпоса о Короле Артуре! В целом по разным прикидкам, условное существование «героя» до появления его литературного описания событий отделяет от 350 до 600 лет! Срок не просто огромный, а страшно огромный, но в целом равен находкам наших филологов, которые открывали (записывали) былины о наших богатырях с середины позапрошлого, до конца прошлого веков. Я не ищу полный генезис формирования подобного эпоса, а просто обращаю внимание на механизм и процессы! Например мы с Вами прекрасно понимаем, что если и был бы реальный Артур, то однозначно он не обладал титулом Короля, не владел мечем с именем «Эскалибр», а про рыцарей круглого стола, я только могу улыбнуться! Но реальный Артур существовать мог, мог иметь советника Мерлина и друга Ласенлота, который кутил с его женой! Так и в наших былинах, например Добрыня Никитич имеет реального прототипа дядьку князя Владимира! Но наши попытки найти настоящего «змея Горыныча» потерпят увы крах! Художественный вымысел, или аллегория - событий?
        К слову Артур, может быть образ снятый с нескольких реальных человек, которые отделяют века. Например как наш Князь Владимир!
        1. +1
          12 мая 2019 17:05
          Конечно, вполне возможно.
        2. +3
          12 мая 2019 22:11
          Цитата: Коте пане Коханка
          Но наши попытки найти настоящего «змея Горыныча» потерпят увы крах!

          Отнюдь, Владислав.
          Есть мнение, что если глядеть на окружающее пространство с высокого холма, то движущаяся дружина некоего барона будет выглядеть как змея. А если понаблюдать за ней некоторое время, то можно увидеть как она приближается к деревне, деревня загорается, после чего "змея" возвращается в свою "пещеру", сиречь, замок. Дракон в чистом виде.
          А уж Змей Горыныч, то есть трехголовый дракон, не напоминает ли как две капли воды нашествие степняков, производимое несколькими колоннами, с сопутствующими ему пожарами и похищениями "красных девок"? Да и само имя Горыныч вызывает "подозрения". Например, небезызвестный Тугарин - суть Тугоркан, половецкий хан. Горыныч мог быть, например, сын некоего хана, по имени, скажем, Горан или Харан... smile
      2. +3
        12 мая 2019 14:41
        . Владимир Монаномах, это как бы наш афинский Салон, ограничивший рост процентов на ссуду и закладного рабства (холопства).

        А почему не Ярослав Мудрый? Который сделал куда больше в правовом поле, чем его отец и внук?
        Думаю, все банально просто!
        Если эпоха родила Гомера и он обратил внимание на Троянскую войну, то мы посредством его Эллиады и Олесе знаем больше чем о современниках Гомера!
        Неизвестный нам Баян воспел подвиг Владимира и поэтому мы имеем былины о нем или их!!!
        1. +3
          12 мая 2019 17:04
          В период Ярослава просто кодифицировали часть обычного права, при Владимире Мономахе новые процессы на Руси, при чем во всех землях, распад радо-племенных отношений, род перестает защищать своих членов, появляется ростовщичество и рабство соплеменников. Переход к соседской общине. Этот процесс известен в истории, так совпала, что севший на киевский стол Владимир Мономах упорядочил эти процессы, как Салон в Афинах. Повторюсь, не так радикально как он.
          1. +4
            12 мая 2019 18:12
            Эдуард, я предполагаю, что Владимиру Монамаху свойственны только «средние пласты» былин! Возможно ему обязана популяризация былинного эпоса. Но более ранний этап формирования сказов напрямую связан с Владимиром Святославовичем! А есть и более поздние наслоения былинного эпоса, который можно отнести ко времени Всеволода Большое Гнездо и отца Александра Невского.
            По сути мы скорпулезно вытягиваем самые ранние факты, но суть устного сказа имеет такие факторы как динамичность и актуальность!
            Золотые слова Пушкина «в каждой сказке есть намёк, добру молодцу урок»!
            В априори русская сказка кладезь воспитательного материала! Одно только «не пей из копытца - козлёночком станешь»!!! Минимум данный тезис достоин введения в научный оборот по доброму десятку дисциплин!!!
            Ёрничаю, но отчасти!
            1. +3
              12 мая 2019 21:49
              Владислав согласен, особенно про копытца) Давно как то не читал Проппа - истоки волшебной сказки) А тема наслоения - очень актуальна.
            2. +3
              13 мая 2019 08:03
              То есть через гипотетические 10 000 лет, или с планеты Тау-Кита это наслоение может продлиться до Ульянова (Ленина) или нынешнего президента?

              Всегда подозреваел, что любое событие, даже измеримое, вроде температуры, может казаться прямой. А это часть огромного цикла. Иногда и не одного.

              За измерения!
    3. +2
      12 мая 2019 15:30
      «все это замысел для детской сказки, но ведь и взрослым надо во что-то искренне и неистово верить»! Иначе «дыма без огня не бывает»!

      "Где сказка, а где быль на этих мирах, спрятавшихся за бесконечными годами?
      Когда пытаешься пересказать историю одного человека,то, вступив в ничем не примечательный и озаренный лучами солнца вход, находишь внутри мрак, а в нем – мерцание огонька, которого не ждешь,,,
      Где быль, а где сказка, где одна истина и где другая?"
      wink
      1. +1
        12 мая 2019 16:14
        "Истина где-то рядом." (т\с "Секретные материалы")
        1. +2
          12 мая 2019 17:58
          Шикарные стихи Сергей!
          Дорогой Антон, есть такая наука формальная логика, при изучении которой адепты вузов (тобишь студенты) зубрят правила! Но в реальной жизни иногда так хочется пустить «мысли в голос» вопреки этих простых правил!
          Но жизнь всегда ставит точки над и! Иногда очень жёстко и больно! Опалив «руки в огне» подобные мне начинают искать «истину» там, где исходных источников, артефактов и др. материалов нет или очень мало! Например сегодняшняя тема, хотя будучи прагматиком честнее сказать «убедительных фактов нет - значит существование Артура опровергнуто»! Но мы за «уши» тянем гипотезу за гепотеизой, раздуваем версии, мечтаем догадками!!!!???... а реально понимаем, что все это пшик (игра ума и интеллекта) точнее даже эрудиции!
          1. +2
            12 мая 2019 18:07
            Влад! С формальной логикой я знаком с 17 лет, когда я прочитал сборник феймановских лекций по физике. 'Много сыра - много дырок, много дырок - мало сыра, много сыра - мало сыра".
            1. 0
              13 мая 2019 03:32
              Цитата: 3x3zsave
              Влад! С формальной логикой я знаком с 17 лет, когда я прочитал сборник феймановских лекций по физике. 'Много сыра - много дырок, много дырок - мало сыра, много сыра - мало сыра".
              good
              А теперь вспомните Антон, постоянно ли мы этим правилам следуем?
  3. +7
    12 мая 2019 07:58
    В детстве в 7-ом классе, это было в 1952 году, зачитывался этой книгой. Брал ее в библиотеке на 7-ой Советской улице в Ленинграде.
    Вспомнил детство. Спасибо.
  4. +3
    12 мая 2019 08:29
    А что уважаемый автор думает о теории Демюзиля?
    1. +1
      12 мая 2019 13:36
      Уважаемый Иван! Извините мою наивность, а Дюмезиль здесь каким боком?
      1. +7
        12 мая 2019 14:10
        О, это очень интересная теория. Жорж Дюмезиль обратил внимание на сходство кельтских мифов и нартского эпоса. И там, действительно, есть определенные параллели. Скажем, смерть короля Артура и Батрадза (отца Сослана) описаны как под копирку. То есть, для того чтобы герой ушел в мир мертвых нужно бросить его меч в море. А приближенные, которым, ессно, жалко терять такое драгоценное оружие, пытаются волю своего господина всячески продинамить. Однако обман вскрывается и меч всё-таки отправляется в пучину вод, после чего кинг Артур и Батрадз благополучно почивают в бозе.
        И тут можно вспомнить ещё, про то, что в Римской Британии служило немало сарматских федератов, которые вполне могли остаться там после вывода римских войск и стать местной военной элитой.
        В общем - рай для конспирологов:))) Но месье Дюмезиль, как ни крути, ученый вполне почтенный (хотя так далеко, конечно, он не заходил:))).
        В Голивуде в 2004 году эту теорию изрядно опошлили, но, как гипотеза... пуркуа бы и не па?
        1. +2
          12 мая 2019 14:33
          Ну таким-то образом можно рассматривать теорию влияния индийской культуры на мифологию ацтеков.
          1. +4
            12 мая 2019 15:20
            Хм, если вы найдете такие же параллели между героями Рамаяны и Кетцалькоатлем....
            1. +1
              12 мая 2019 15:26
              Аэронавтика, виманы и прочее палеоконтактирование... "В общем - рай для конспирологов:)))"
    2. +3
      12 мая 2019 14:34
      Знаю миномет Дюмезиля... теорию не знаю. Про сходство нартских легенд и кельтских мифов читал...
      1. +5
        12 мая 2019 14:40
        Оружейник Дюмезиль - отец лингвиста Дюмезиля
        1. +3
          12 мая 2019 15:09
          Цитата: 3x3zsave
          Оружейник Дюмезиль - отец лингвиста Дюмезиля

          Дело родило слово!!!
          good
          1. +1
            12 мая 2019 18:16
            Обычно - наоборот, но посыл хороший, в духе Курцвейла.
        2. 0
          13 мая 2019 18:24
          Ну, Типа - ДА!
  5. +3
    12 мая 2019 08:57
    Очень интересная тема: окраины бывшего Римского мира - от Ирландии до Волги. Вроде бы и хронисты работали, дипломаты курсировали, а находилось место драконам, воителям, магии с добавкой бытовых подробностей. Артура потихоньку помещают в школьные учебники и даже создают его "внутреннюю и внешнюю политику".
  6. +6
    12 мая 2019 09:05
    Вот в отношении короля Артура почему-то хочется быть скептиком.

    Не "колку же льда" из современных фильмов за образец брать.
    Мерлин, конечно, любопытный персонаж.

    Но и здесь Марк Твен первым в голову приходит.

    Сколько попыток не делал прикоснуться к теме - не давалась.
    Не умею, видно, меч из камня вытягивать.

    Или меч не тот, или камень. Или лыжи не едут.
    1. +1
      13 мая 2019 18:33
      А мне на УМ(! иронично о себе) приходит современность с её дикой паблисити и саморекламой госустройства англо-саксонского золотого миллиарда!
      Как их голливуды "" эту тему о иха расовом превосходстве?! И только им(!) присущей "демократической свободе"?! Вспомните к/ф "Робин Гуд - принц воров и разбойников" .... араб кричит массам: - "Пиппл!!!! Джоин ту Робин Хууд!!!!" типа, на бой с тиранией во всём Мире!!!!!!!!!
  7. +1
    12 мая 2019 09:23
    Была ли история о них красивой выдумкой или в основе нее лежат реальные исторические события?

    Артур - это краеугольный камень англосаксонской пропаганды. Развеяв этот миф , можно пошатнуть всю идеалогию англосаксов.
    1. +6
      12 мая 2019 11:14
      Совершенно верно!!! А так же "утопить" "Мэйфлауэр", уничтожить творческое наследие Киплинга... Уважаемый, в англосаксонской парадигме, как и любой другой, этих краеугольных камней столько, что китайцам хватит замкнуть Великую стену вокруг Поднебесной.
    2. +7
      12 мая 2019 12:26
      Цитата: lucul
      Развеяв этот миф , можно пошатнуть всю идеалогию англосаксов.

      Да, они расплачутся и потеряют ориентировку (не путать с ориентацией) в историческом пространстве. Лишенная отправной точки их история забуксует, прогресс остановится. После этого мы внедряем им вместо Артура Чебурашку (King Chebur Russian) и они у нас в руках.
      Все срочно расшатывать "краеугольный камень англосаксонской пропаганды"!
      1. +3
        12 мая 2019 12:43
        Чебурашку нельзя! Лет десять назад Успенский продал права на использование образа Чебурашки японцам.
    3. 0
      13 мая 2019 18:36
      Поставьте это на "постумент" Стоунхендж (англ. Stonehenge)!
  8. +6
    12 мая 2019 11:45
    Существовала и так называемая «Могила Артура». Еще 1191 году во время ремонта в аббатстве в Гластонбери нашли могилу мужчины и женщины, на плите которой обнаружили имя короля Артура. Многие годы к ней сходись паломники со всей Британии.
    Аббатсво Гластонбери к началу XI века было самым богатым и процветающим в Британии. Но в 1184 году случилось несчастье - практически все постройки были уничтожены пожаром. Восстановление шло медленно, поэтому главный источник доходов аббатства - паломники, практически пересох. Сундуки пустели на глазах. Требовались деньги.
    И тут в 1191 году на настоятеля монастыря Генриха де Салли снизошло откровение. Святой отец заявил, что узнал, где находится могила короля Артура и погнал монахов копать пол в недавно восстановленной часовне Девы. Монахи взялись за заступы и на глубине пяти метров откопали гроб, выдолбленный из цельного дубового ствола. В нем нашли мужской и женский скелеты и вот этот свинцовый крест.

    Надпись на кресте предельно информативна:"Здесь лежит знаменитый король Артур,погребенный на острове Авалон". Тут надо отметить, что аббатство стояла на острове среди болот.
    Тут же было обьявлено, что найдена могила короля Артура и королевы Гвинервы. Народ опять повалил в аббатство, а монеты в казну. К началу 14 века Гластонбери было вторым самым богатым аббатством в Британии (после Вестминстера). Король Артур и королева Гвиневра обеспечивали стабильный доход. Как говорится - цель оправдывает средства.
    В 1539 году, когда Генрих VIII приказал распустить все монастыри, аббат Уайтинг отказался, поэтому был повешен на Гластонбери Тор. Таков печальный конец.
    1. +2
      12 мая 2019 13:40
      Что интересно - как самостоятельный образ в изобразительном искусстве, король Артур появился совсем не в Британии и не во Франции, а в Италии, на архивольте Порта делла Пешериа - северном портале кафедрального собора Модены (1100-1140).
    2. +1
      12 мая 2019 19:41
      Это как в "Простоквашино" клад искали. Круг замкнулся.
  9. BAI
    +2
    12 мая 2019 13:01
    Киноверсия образа Артура 2004 года. В ней он показан римлянином, ну и снаряжение, в которое его облачили, в этой связи еще вполне терпимо…

    Нет. Ну Вам как историку, обращаться к версии Голливуда ....
    Кстати, о Гластонбери. Есть такое мнение:
    В конце ХХ века английские ученые, собрав воедино накопленные знания, решили раз и навсегда дать ответ на все вопросы, которые ставило перед ними Гластонбери на протяжении более тысячи лет. Нельзя сказать, что эту задачу они выполнили полностью, но кое-что сделано все-таки было. Так, например, археологи провели повторное вскрытие могилы Артура, и сведения хроники аббатства полностью подтвердились! Ученые занимались не только черной мраморной гробницей, но и изучили самую раннюю погребальную камеру, обнаруженную монахами в 1190 году. Скелеты Артура и Гвиневеры были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI веками нашей эры, т.е. временем, когда и жил легендарный король. Сомнений больше не оставалось!
    1. +5
      12 мая 2019 13:33
      Вы бы еще цитату из "Спид-инфо" привели.
      Почитайте лучше (Edited with H. Mytum) The Archaeology of Rural Monasteries. Oxford: British Archaeological Reports (BAR 203), 1989 или аналогичные, а не аналог "Спид-инфо" - "Еveryday".
      1. BAI
        0
        12 мая 2019 17:54
        А конкретно это мнение можете опровергнуть? Вскрытие могилы было или нет? Если согласно этому источнику было - тема закрыта. И не важно какое издание об этом сообщило. Тем более, что
        (BAR 203), 1989
        в 1989 году об этом могло и не знать.
        1. +4
          12 мая 2019 18:20
          Уважая вас обоих мне просто интересно: как вы забодаетась? Время делать ставки
          1. 0
            12 мая 2019 19:43
            Рыцарских турниров хочется? Не прошли бесследно дуэльные темы.

            Тогда уж жеребьевку провести. И номерки вытянуть для олимпийской системы.
        2. +5
          12 мая 2019 18:25
          А конкретно это мнение можете опровергнуть?
          То есть Вы считаете, что археологические отчеты Оксфордского университета, ссылка на которые в моем комментарии Ваш материал с рекламного сайта Эвридей не опровергают? Серьезная позиция.
          Хорошо.Пойдем в обход.

          "Аббатство Гластонбери: археологические исследования 1904–79"
          Это всестороннее исследование археологических архивов и коллекций артефактов аббатства Гластонбери и данные по современным геофизическим исследованиям участка.
          Анализируются тридцать шесть сезонов археологических раскопок под руководством таких ученых, как сэр Уильям Сент-Джон Хоуп, сэр Чарльз Пирс, сэр Альфред Клэпхем ​​и доктор Кортни Артур Рэлл Рэдфорд. Приведены самые последние взгляды британских историков на историю аббатства, в том числе и на "могилу Короля Артура".
          Издатель - Society of Antiquaries of London.
          Книга доступна в сети. Скачать книгу можно по ссылке http://www.oapen.org/search?identifier=619339.
          Приятного чтения.
          1. +2
            12 мая 2019 19:06
            Отлично, Виктор Николаевич! Теперь левой в печень и подсечка справа.
          2. BAI
            0
            12 мая 2019 19:15
            Вы подходите к вопросу все так же, как и к учебнику по ядерной физике. По правильной информации делаете неправильные выводы.
            1. Было написано
            Есть такое мнение
            Мнение, а не утверждение. С учетом кадра из голливудского боевика вполне уместное.
            2.
            Вскрытие могилы было или нет?
            Вскрытие было. Информация - верная.
            3. А вот то, что разные источники по разному оценивают результаты вскрытия - тут с помощью цитат из интернета можно дебатировать до бесконечности. И вот этим уже не вижу смысла заниматься. М.б. автор это будет рассматривать в продолжении. Вряд ли он пройдет мимо этого.
            1. +2
              12 мая 2019 19:51
              Очевидно Вы и в этом вопросе, как и в ядерной физике, являетесь носителем каких то суперсекретных знаний, о которых никто больше не знает. Даже британские историки и археологи, книгу которых я Вам предложил почитать.
              Никакого вскрытия не было. И исследований скелетов не было. И скелетов нет в природе.
              В 1962 году были найдены археологические свидетельства, подтверждающие историю о том, что в древней церкви была могила и она разрушена много веков назад. Все. Ни костей, ни других предметов найдено не было. Поэтому ищут до сих пор любители тайн.
              Три года назад такой вот искатель Грэм Филлипс нашел аж два места, притом в одном даже со щитом Артур похоронен. Правда еще не раскопали до сих пор.У него свой сайт есть. можете посмотреть. http://www.grahamphillips.net/
        3. +1
          12 мая 2019 19:20
          Не сдавайся, Гражданин! Ответь варвару с окраин!
          Империя ждёт твоего триумфа!
          1. +2
            12 мая 2019 19:44
            "И ещё земляным червяком" (с).
  10. +1
    12 мая 2019 13:28
    Как итог именно эта книга нашла благодатную почву при дворе Генриха II и всех последующих английских королей
    Книга очень органично вписалась в мейнстрим аквитанской культурной экспансии и на века создала образ рыцарства "без страха и упрека".
  11. +1
    12 мая 2019 14:39
    Меня не версия интересовала, а костюм...
    1. 0
      12 мая 2019 15:03
      В свете теории Дюмезеля, костюм вполне аутентичен, "бракка" только не хватает
      1. +2
        12 мая 2019 15:27
        В свете Дюмезиля надо так:
        1. +1
          12 мая 2019 15:35
          Иван, зачем?!?!?! Сейчас фолькхисторики нагрянут и начнут доказывать что это прижизненное изображение Кия, Щека и Хорива!
          1. +2
            12 мая 2019 15:36
            Слава тебе Господи, хоть не Лыбеди:)))
            1. 0
              12 мая 2019 15:38
              Объяснимо, она - автор полотна!
          2. +2
            12 мая 2019 20:02
            Цитата: 3x3zsave
            Сейчас фолькхисторики нагрянут и начнут доказывать что это прижизненное изображение Кия, Щека и Хорива!

            Горы на фоне - стопудов Киев laughing
            1. -1
              13 мая 2019 05:29
              Чой-то сразу Киев? Это Шамбала!
  12. 0
    12 мая 2019 16:13
    Цитата: Старший матрос
    И тут можно вспомнить ещё, про то, что в Римской Британии служило немало сарматских федератов, которые вполне могли остаться там после вывода римских войск и стать местной военной элитой.

    Именно так и было!
  13. +1
    12 мая 2019 16:13
    Для меня король Артур и рыцари круглого стола - не более, чем книга "В стране легенд" из далёкого детства. Нам бы в своей истории разобраться.
    1. +3
      12 мая 2019 16:30
      Вот мы и пытаемся разобраться. А отделение "своей истории", от Истории всемирной - путь вникуда. И немцам на этом пути еще очень повезло. С нами церемонится не будут.
    2. +1
      12 мая 2019 19:46
      А вот интересно, кто тот гений, что легенду запустил? И почему она ко мне в отличие от многих прочих не достучится?

      Впрочем, круглые столы сами по себе уважаю.
      1. 0
        12 мая 2019 19:59
        Может Вы молитесь другим богам?
        1. +1
          12 мая 2019 20:27
          Может. А кому поклонялась эта команда? Мерлин - понятно, чародей. А эта братия с христианством не связана?

          Вот Древняя Греция - близка. Древний Китай - интересен.
          Карлы и Лизы Гусятницы - тоже.

          Даже Собака Баскервилей - ничего.

          Но не эта братия.
  14. +2
    12 мая 2019 18:06
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Все срочно расшатывать "краеугольный камень англосаксонской пропаганды"!

    Ну, это к Веллеру, и его исследованиям по происхождению имени Айвенго.
    1. +2
      12 мая 2019 18:34
      Достаточно хорошо знаком с творчеством Веллера, но это прошло мимо меня. Пожалуйста, ссылку?
      1. +4
        12 мая 2019 18:54
        Баллада о доблестном рыцаре Иване Гуеве (Айвенго)
        https://airborn.io.ua/s10523/ballada_o_doblestnom_rycare_ivane_gueve_ayvengo
        Я поржал от души.
  15. +3
    12 мая 2019 18:12
    Влад! С формальной логикой я знаком с 17 лет, когда я прочитал сборник феймановских лекций по физике. 'Много сыра - много дырок, много дырок - мало сыра, много сыра - мало сыра".
  16. +1
    12 мая 2019 23:27
    Даже не будь короля АРТУРА - его нужно было придумать... fellow
    1. 0
      13 мая 2019 05:54
      Цитата: котик-русич
      Даже не будь короля АРТУРА - его нужно было придумать... fellow

      Ну, рыцаря телеги то придумали.
  17. 0
    13 мая 2019 19:54
    Тема интересная, но ..........на любителя.
    А вообще-то произведение называется "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура".