Минобороны заканчивает формирование системы космической разведки

53
Формирование на околоземной орбите системы радиолокационной разведки "Лиана", позволяющей наблюдать даже за небольшими объектами, будет закончено в этом году. Об этом сообщают "Известия" со ссылкой на Министерство обороны.

Минобороны заканчивает формирование системы космической разведки




Как сообщили в военном ведомстве, до начала следующего года на орбиту будут запущены два спутника, после чего система разведки "Лиана" заработает на полную мощь. Выведенные на 100-км орбиту спутники могут обнаружить объект размером с автомобиль и при необходимости навести на него системы высокоточного оружия.

Всего в систему разведки входят четыре спутника - два "Лотос-С" и два "Пион-НКС". "Лиана" разработана на основе советской системы морской космической разведки и целеуказания "Легенда", созданной еще в 1970-е, которая отслеживала движение американских АУГ. Однако из-за низкой разрешающей способности оптической техники спутники "Легенды" могли обнаруживать только крупные объекты.

Новая система начала разрабатываться в начале 90-х годов, но процесс затянулся, так как изначально спутники создавались для вывода на орбиту ракетами "Зенит", а после того как "Южмаш" остался на Украине, их пришлось перепроектировать под ракеты "Союз".

Первый "Лотос-С" был запущен на орбиту в 2009 году, второй - в 2017. Два "Пиона-НКС" планируется запустить до конца этого года.

Характеристики системы радиолокационной разведи "Лиана" засекречены. Известно, что с помощью нее российские военные смогут наблюдать за небольшими морскими и наземными объектами и наводить на них высокоточнное оружие.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 мая 2019 11:57
    Четыре спутника, а не слишком мало ? "Леганд" из тридцати состояла что обеспечивала ей отказоустойчивость, а тут один с орбиты сойдет и все ...
    1. -5
      7 мая 2019 12:40
      Четыре спутника, а не слишком мало ?

      Для территории России достаточно. Если соберёмся нападать на кого - тут же нарастим ))
      1. -4
        7 мая 2019 12:47
        Для территории России достаточно

        И вот тут мне стало страшно ...
        Известно, что с помощью нее российские военные смогут наблюдать за небольшими морскими и наземными объектами и наводить на них высокоточнное оружие.
        1. +1
          7 мая 2019 12:50
          И вот тут мне стало страшно ...

          Ну целеуказание то новым крылатым ракетам то нужно давать )) А то всё про кривизну Земли песни пели - сейчас аккуратненько в цель будут ложить.
          1. +1
            7 мая 2019 13:45
            Ну целеуказание то новым крылатым ракетам то нужно давать

            По территории РФ ? Если учесть что
            Для территории России достаточно
          2. 0
            7 мая 2019 14:13
            Всего 4 спутника, из которых только 2 с рлс. Целеуказание если и смогут дать, то только чудом.
            1. Цитата: Кукуруза
              Целеуказание если и смогут дать, то только чудом.

              Не то, чтобы чудом, просто 2 спутника радиолокационной разведки на низкой орбите дадут возможности контроля любой точки земшара примерно 1 час в сутки. А с учетом того, что их в случае масштабного конфликта моментально собьют...
              1. 0
                7 мая 2019 14:49
                Один период вращения на НОО , это уже минимум 88 минут .
                Т.е. два спутника смогут давать целеуказание только на одном квадрате местности и с периодичностью раз в 44 минуты. И это при условии активного маневрирования, т.е. расходования топлива, которого не так много.
                1. +1
                  7 мая 2019 15:35
                  Видимо речь о первом этапе развертывания.
                  Я слышал о высокоорбитальных спутниках тоже.
                  В любом случае новость хорошая! hi
                2. 0
                  7 мая 2019 19:27
                  Цитата: Кукуруза
                  Один период вращения на НОО , это уже минимум 88 минут .
                  Т.е. два спутника смогут давать целеуказание только на одном квадрате местности и с периодичностью раз в 44 минуты

                  Не-а. Земля вращается, и каждый следующий виток будет проходить в другом месте. Для низких орбит для полного покрытия штук сто спутников надо, а для дискретности в полчаса - не меньше десятка.
                  1. 0
                    7 мая 2019 20:40
                    Земля вращается, и каждый следующий виток будет проходить в другом месте.
                    всё верно, но у этого смещения есть ось, при этом "полюса" (так называемые трассы орбит) остаются примерно на одном месте, что (теоретически) даст возможность возможность наблюдения двумя спутниками за одним квадратом раз в 44 минуты.
                    Если допустить, что на спутниках широкоугольный радар с сектором эффективного сканированя под 90°, а высота 150 км(скорость спутников на которой примерно 8км/с), то для непрерывного наблюдения и целеуказания на ОДНОМ квадрате 300км² понадобится 140 спутников....
                    1. 0
                      7 мая 2019 22:12
                      Цитата: Кукуруза
                      что (теоретически) даст возможность возможность наблюдения двумя спутниками за одним квадратом раз в 44 минуты.

                      Не получается. За 44 минуты земля повернётся больше, чем на 10°. На широте Москвы следующий спутник пройдёт примерно в 500 км на запад от трассы предыдущего.
                      1. 0
                        7 мая 2019 23:09
                        Да, вероятно, тут вы правы.
                        Сейчас начал вникать в тему и то, какие бывают типы орбит, и понял, что нихрена не понимаю, "Лыжи не едут". Надо хоть какую нибудь 3D анимацию для наглядности.
                      2. +1
                        7 мая 2019 23:31
                        Ну, тут не просто сопоставить два движения. Спутник движется по орбите относительно всей земной массы. Вращение планеты на движение спутника по орбите не влияет (ну, там есть тонкости, но будем считать что почти не влияет). А поверхность земли движется под спутником благодаря вращению планеты. Таким образом, если движение подвижного спутника спроектировать на поверхность подвижной планеты - то получатся линия суммарного движения, иногда довольно причудливая, и иногда с неравномерной скоростью движения точки проекции. А ещё на движение спутника по орбите оказывают влияние притяжение Луны, Солнца, солнечный ветер и много всякой другой фигни, но это уже довольно малозначительно.
              2. +2
                7 мая 2019 21:28
                Цитата: Андрей из Челябинска
                2 спутника радиолокационной разведки на низкой орбите

                Андрей, привет! hi
                Редакция ошиблась при наборе высоты ИСЗ -- не 100км, а 1000 ! км высота орбиты Лотосов и Пионов. Отсюда все и вытекает.
                В 2006 году правительство дало поручение Минобороны проработать вопрос с точки зрения использования новых оптических технологий точного обнаружения. К работе подключили 125 предприятий 12 отраслей промышленности, рабочее название – «Лиана». В 2008 году был готов проработанный проект, а в 2009-м состоялся первый экспериментальный запуск и выведение экспериментального аппарата на заданную орбиту. Новая система более универсальна – из-за более высокой орбиты она может сканировать не только крупные объекты в океане, на что была способна советская «Легенда», а любой объект размером до 1 метра в любой точке планеты. Точность выросла более чем в 100 раз – до 3 метров. И при этом никаких атомных реакторов, представляющих угрозу экосистеме Земли.
                В 2013 году Роскосмос и Минобороны России завершили опытное создание на орбите «Лианы» и приступили к отладке ее систем. По плану уже к концу этого года система заработает на 100%. Она состоит из четырех новейших спутников радиолокационной разведки, которые будут базироваться на высоте около 1 тыс. км над поверхностью планеты и постоянно сканировать наземное, воздушное и морское пространство на наличие вражеских объектов.
                «Четыре спутника системы «Лиана» – два «Пиона» и два «Лотоса» – будут в режиме реального времени обнаруживать объекты противника – самолеты, корабли, автомобили. Координаты этих целей будут передаваться на командный пункт в Подмосковье, где будет формироваться виртуальная карта реального времени. В случае войны по этим объектам будут наноситься высокоточные удары», – пояснил принцип действия системы представитель Генштаба.

                Есть еще одна интересная инфа по возможностям "Лианы":
                Если спутники «Легенды» находились на низкой 250-километровой орбите, то теперь рабочую орбиту подняли до 1000 километров. Одновременно это позволило расширить полосу сканирования, и увеличить срок службы спутников. «Лиане» предполагается придать функцию наблюдения за подводными лодками противника в пределах ближней морской зоны от побережья России. Для этой цели намечено создать сеть сонаров, как активной гидролокации, так и пассивной, которые будут установлены на якорях на мелководном шельфе. Снимаемые с них сигналы будут передаваться на спутники и затем транслироваться в центр подводного мониторинга и целенаведения. И с помощью обработки информации на суперкомпьютере будет фиксироваться достоверная подводная картина.
                Предположительно сеть сонаров будет развернута в Баренцевом море, на подходах к основным базам Северного флота. И контролироваться будет участок морской границы России протяженностью в несколько сотен километров.
          3. +1
            7 мая 2019 19:43
            сейчас аккуратненько в цель будут ложить

            Ложат в штаны, а в цель укладывают lol
            1. +4
              7 мая 2019 20:16
              Цитата: Aqr009
              а в цель укладывают

              Укладывают в кровать...любовниц. lol
              В цель принято ПОПАДАТЬ! либо -- ПОРАЖАТЬ! bully
      2. 0
        7 мая 2019 16:06
        Цитата: lucul
        Для территории России достаточно

        На стокилометровой орбите, спутники не висят на одном месте. Пока нужный спутник из четырёх, долетит до нужной точки, сутки пройдут. Те, за кем собрались наблюдать, уже давно разъедутся и расплывутся. Смущает меня высота орбиты, практически на границе. Вроде уже и в космосе, но вроде как ещё и в атмосфере. Да и сектор обзора с такой высоты меньше.
      3. +1
        7 мая 2019 16:16
        [quote=lucul]Для территории России достаточно[/quo
        А зачем нам отслеживать территорию России? Задача этой системы - целеуказание для наших "Гранитов", "Цирконов". Которые дальше 300 - 400 км. бьют, но ничего не видят. Отслеживать нужно не просторы Сибири, а океаны, где болтаются американские АУГ. Но для этого 4 спутника - это смешно
        1. +1
          7 мая 2019 16:36
          Цитата: Грица
          Но для этого 4 спутника - это смешно

          с дивана видится, что спутники будут висеть над направлением вероятного удара...
    2. -1
      7 мая 2019 13:27
      Сейчас мы отслеживаем только северную атлантику и северную часть Тихого океана.
      1. +1
        7 мая 2019 13:48
        Чувствуются колоссальные возможности - прошерстить все подозрительные на военное присутствие территории. Если потом даже и собьют какой спутник - главное он уже выполнит.
    3. Комментарий был удален.
    4. +4
      7 мая 2019 17:59
      Информация к размышлению...
      Количество спутников в космосе (по состоянию на ноябрь 2018 г.)

      США: 830
      Китай: 280
      Россия: 147
      Япония 75
      Англия: 54
      Индия: 54
      Канада: 37
      Люксембург: 33
      Германия: 29
      Испания: 17
      Аргентина: 14

      (Union of Concerned scientist satellite Database), Лиана говорите? Ой ли?
  2. +8
    7 мая 2019 12:15
    Про стокилометровую орбиту забавно.
    Цитата:
    По данным открытых источников, "Космос-2524" является аппаратом радиотехнической разведки "Лотос-С1".
    NORAD зафиксировала спутник на орбите через час после отделения от третьей ступени ракеты-носителя. Параметры его орбиты составили: перигей - 240 км, апогей - 900 км.
    1. +4
      7 мая 2019 12:24
      Цитата: v_bueff
      Про стокилометровую орбиту забавно.

      Да, довольно забавно, но ... Может это сказано для широкой общественности и не более того ? Разве не вариант ?
      1. Цитата: Starover_Z
        Разве не вариант ?

        Вариант скорее таков - РЛС будет эффективно работать на высоте около 100 км, поэтому для того, чтобы выполнить свою функцию спутнику придется снизиться для этой высоты. Понятно, что вскоре он упадет на землю после этого, но, наверное, какое-то время проработает... несколько дней, если не собьют раньше
    2. 0
      7 мая 2019 13:48
      [quote=v_bueff]Про стокилометровую орбиту забавно. [quote]
      Что забавного? Выше 100км, а точнее, выше ~126 км (зависит от широты) купол
  3. 0
    7 мая 2019 12:18
    4 аппарата на орбите 100 км? Не маловато ли?
    1. -3
      7 мая 2019 12:51
      Это очень мало. Но наши предпочитают тратить деньги на лунно - марсианские прожекты. Хотя, первым делом, необходимо наращивать группировки разведывательных и метеоспутников, развертывать системы раннего обнаружения. Мирный космос мирным космосом, а безопасность прежде всего.
  4. 0
    7 мая 2019 12:19
    Хорошо, но мало. Хватит ли для контроля обширной площади?
    1. -1
      7 мая 2019 12:26
      При заявленной орбите в 100 км для глобального покрытия скорее всего потребуется много сотен аппаратов
      1. +2
        7 мая 2019 13:01
        При заявленной орбите в 100 км для глобального покрытия скорее всего потребуется много сотен аппаратов


        Спутники не геостацинорны, что означает, что они двигаются относительно земной поверхности, а это в свою очередь значит, что ими охватывается вся или бОльшая часть земного шара и сотни спутников не нужно.
        1. 0
          7 мая 2019 13:20
          laughing good А как же оперативность?
        2. Цитата: Светлан
          а это в свою очередь значит, что ими охватывается вся или бОльшая часть земного шара

          Ага. С учетом того, что один спутник может контролировать 1 точку земшара примерно полчаса, для полного покрытия нам надо 48 таких спутников
          1. 0
            7 мая 2019 16:05
            Бог его знает сколько времени этот спутник может контролировать объект. Точные данные засакречены. В статье говорится о 100-километровой орбите, а в коментах пишут о эллиптической. Но не суть. Для разведки этого достаточно. Разведка не есть наблюдение. Для нее важна хорошая оптика, радио локация, привязка к координатам и люди сумеющие разобраться в этих фотках сверху.
            1. Цитата: Светлан
              Бог его знает сколько времени этот спутник может контролировать объект.

              В пределах получаса за пролет.
              Цитата: Светлан
              Для разведки этого достаточно.

              Ага. Но недостаточно для формирования целеуказания, а без этого идея спутников с РЛС теряет смысл - можно и обычным фотоспаем обойтись
              1. 0
                7 мая 2019 19:23
                В статье говорится о спутниках и системе РАЗВЕДКИ, а не целеуказания.
  5. 0
    7 мая 2019 12:38
    Формирование на околоземной орбите системы радиолокационной разведки "Лиана", позволяющей наблюдать даже за небольшими объектами, будет закончено в этом году

    Шах и мат вам западные партнёры )))
  6. -15
    7 мая 2019 13:06
    ничего не получится потому что для таких систем нужны современные компютеры и программное обеспечение а в РФ их нет, лучше на эти деньги все заборы в воиснких частях покрасить
    1. 0
      7 мая 2019 13:28
      Цитата: Igoresha
      потому что для таких систем нужны современные компютеры и

      Разочарую..для таких систем нужны не современные компьюетры...,а соотвествующие ТЗ. И современые компы им совершенно не соотвествуют.. и по энергопотребление и по теплонагруженности и по надежности..
    2. +4
      7 мая 2019 13:49
      Цитата: Igoresha
      ничего не получится потому что для таких систем нужны современные компютеры и программное обеспечение а в РФ их нет

      Вы отстали от жизни
    3. 0
      7 мая 2019 21:31


      ничего не получится потому что для таких систем нужны современные компютеры и программное обеспечение а в РФ их нет, лучше на эти деньги все заборы в воиснких частях покрасить

      извините, но коментарий ваш - коментарий слепого, описывающего дорогу зрячему! laughing tongue
  7. +2
    7 мая 2019 13:11
    Приятно, когда не только хотят, но и могут. А так же есть чем платить и за что.
    1. +2
      7 мая 2019 16:12
      Могут даже больше чем хотят. Вопрос в финансировании.
  8. 0
    7 мая 2019 13:14
    Характеристики системы радиолокационной разведи "Лиана" засекречены.

    И много чего еще...! Изголяйтесь пока привереженцы "общечеловеческих ценностей"..А наши работают за все эти 90-е унижений и т.д. hi
  9. +2
    7 мая 2019 13:46
    Это просто ВЕЛИКОЛЕПНАЯ новость! Хотя и ГСНом можно наводиться, но теперь возможности будут расширены еще больше
  10. +2
    7 мая 2019 14:08
    до начала следующего года на орбиту будут запущены два спутника, после чего система разведки "Лиана" заработает на полную мощь.
    да уж... 4 спутника на низкой орбите, из которых 2 спутника радиотехнической разведки и только 2 с рлс, супостат наверняка уже не знает где прятаться от "всевидящего ока.
    1. +1
      7 мая 2019 14:53
      А запущенный в 2009 году еще на ходу?
  11. +2
    7 мая 2019 15:27
    Тут единицы кто хоть что то знает об этих спутниках))) Почитайте про Легенду, удивитесь своей неграмотности! Заодно узнаете срок службы спутника Легенды и принцип их работы и не будете писать бред!
  12. 0
    7 мая 2019 21:13
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Цитата: Светлан
    а это в свою очередь значит, что ими охватывается вся или бОльшая часть земного шара

    Ага. С учетом того, что один спутник может контролировать 1 точку земшара примерно полчаса, для полного покрытия нам надо 48 таких спутников

    Это не система наблюдения реального времени, это система целеуказания.
  13. +1
    7 мая 2019 21:14
    Цитата: Кукуруза
    до начала следующего года на орбиту будут запущены два спутника, после чего система разведки "Лиана" заработает на полную мощь.
    да уж... 4 спутника на низкой орбите, из которых 2 спутника радиотехнической разведки и только 2 с рлс, супостат наверняка уже не знает где прятаться от "всевидящего ока.

    Они не на низкой орбите, это ошибка в статье. Сейчас система находится в опытной эксплуатации, и хотя её характеристики засекречены, эксперты сходятся во мнении, что спутниковая группировка будет наращиваться.
  14. +4
    8 мая 2019 01:21
    Цитата: Ментат
    это ошибка в статье

    В статье вообще масса ошибок. Начиная от орбиты в 100 км.
    Далее
    Первый "Лотос-С" был запущен на орбиту в 2009 году, второй - в 2017. Два "Пиона-НКС" планируется запустить до конца этого года.

    Вообще-то "Лотос-С" (14Ф138), представляющий из себя упрощенный вариант спутника без некоторых приборов и оборудования запускался всего один раз - в 2009 году. Орбита почти круговая 900 км..
    Полноценный вариант спутника - "Лотос-С1" (14Ф145) запускался: первый - в 2014, второй в 2017, третий в 2018 годах. По всем открытым источникам озвучены планы запуска в 2019 году ОДНОГО спутника "Пион"-НКС" (14Ф139). Он планировался к запуску сначала в 2017, потом в 2018 и теперь в 2019 году. Так что дай бог, чтобы один запустили, не говоря уже о двух.

    Цитата: armata_armata
    Четыре спутника, а не слишком мало ? "Леганд" из тридцати состояла что обеспечивала ей отказоустойчивость, а тут один с орбиты сойдет и все ...

    "Легенда" никогда не состояла из такого количества спутников. Всего в рамках системы "Легенда" было запущено 32 спутника УС-А (радарный) в течение 18 лет, 37 спутников УС-П в течение 17 лет, 13 спутников УС-ПМ в течение 13 лет. То есть почти за 40 лет было запущено 82 спутника...

    Цитата: lucul
    И вот тут мне стало страшно ...

    Ну целеуказание то новым крылатым ракетам то нужно давать )) А то всё про кривизну Земли песни пели - сейчас аккуратненько в цель будут ложить.

    Пусть хотя бы обнаруживает цели. О системе целеуказания вообще речи не идет. И что, если радарный спутник зафиксирует цель в 5 или 6 тысячах километров от территории России?

    Цитата: Alex777
    Видимо речь о первом этапе развертывания.
    Я слышал о высокоорбитальных спутниках тоже.
    В любом случае новость хорошая! hi

    В этой системе разведки не планируются высокоорбитальные спутники. Примерно высота 800-1000 км, причем радарные будут на солнечно-синхронной орбите

    Цитата: Starover_Z
    Может это сказано для широкой общественности и не более того ? Разве не вариант ?

    Широкой общественности эта информация до фени. Зато ресурсы, отслеживающие о описывающие параметры орбиты делают это на основе измерений. И если сказали, что при выводе перигей был 240, а апогей в 900 км, то так это и есть.

    Цитата: Rostislav
    Хватит ли для контроля обширной площади?

    Хватить то хватит. Правда обзор одним спутником будет раз в сутки в течение получаса...

    Цитата: Светлан
    При заявленной орбите в 100 км для глобального покрытия скорее всего потребуется много сотен аппаратов


    Спутники не геостацинорны, что означает, что они двигаются относительно земной поверхности, а это в свою очередь значит, что ими охватывается вся или бОльшая часть земного шара и сотни спутников не нужно.

    Не нужны, если вы удовлетворитесь обзором района 1 раз в сутки. Если захотите, чтобы обзор был раз в час или хотя бы раз в 2 часа - понадобится десятки спутников. А если с высоты в 100 км, то может быть и сотни

    Цитата: Светлан
    Бог его знает сколько времени этот спутник может контролировать объект. Точные данные засакречены.

    А взять карту и самому посчитать - это за пределами возможного? не надо все спихивать на секретность. Сейчас по очень большому количеству спутников можно найти все необходимыен данные:
    орбита, период обращения, полоса просмотра, разрешение и прочее и прочее. Даже по тем спутникам, по которым нет таких данных - можно экстраполировать...

    Цитата: Светлан
    Для разведки этого достаточно. Разведка не есть наблюдение. Для нее важна хорошая оптика, радио локация, привязка к координатам и люди сумеющие разобраться в этих фотках сверху.

    Разведка уже не наблюдение? Оригинальный ход мысли... А что же тогда разведка, как не наблюдение за определенными зонами???

    Цитата: Ратуш
    А запущенный в 2009 году еще на ходу?

    Насколько известно - нет. Да вроде и запущенный в 2014 отработал положенное время. Хотя по нему - не точно
  15. 0
    8 мая 2019 04:42
    Фейк ньюз-что такое 100 км ??? похоже шутка обозревателя !!!