Военное обозрение

Рождение крейсера «Меджидие»

13
Слуга двух господ. Дряхлеющая Османская империя, несмотря на внутренние распри и политические интриги, по традиции продолжала показывать зубы всем своим соседям в надежде откусить кусок пожирнее, даже не задумываясь о том, может она его проглотить или нет. Флот в этом играл одну из центральных ролей. Поэтому власти империи задумались над его пополнением современными боевыми кораблями. Так, в 1901 году в трёх разных странах был сделан заказ на постройку трёх относительно однотипных бронепалубных крейсеров.


Один корабль («Султан Абдул-Хамид II») заказали в Англии, второй («Драма») в Италии, а третий — в США. Вот о третьем и пойдёт речь.

Заказ на его постройку достался судоверфи компании William Cramp and Sons в Филадельфии (фирма упразднена в 1947-м году). Корабль должен был получить имя «Султан Абдул-Меджид», но пришедшее к власти правительство «младотурок» решило не особо мозолить глаза новой стране старыми именами, поэтому «Султан Абдул-Хамид II» превратился в «Гамидие», а «Султан Абдул-Меджид» — в «Меджидие».

Рождение «трудного ребёнка»


Крейсер, возведённый в Филадельфии, получился неоднозначным. Отчасти он пал жертвой военно-технического прогресса, отчасти стараниями собственных проектировщиков. Крейсер после осмотра немецкими специалистами в 1914-м году был подвергнут критике за неудачное расположение судовых механизмов, в том числе паровых котлов.



Заложен корабль был в ноябре 1901 года в Филадельфии. В июле 1903-го года его спустили на воду, а уже в 1904-м году под именем «Меджидие» крейсер вступил в строй ВМС Османской империи.

Основные тактико-технические данные крейсера:

— длина 105,1 м, ширина 14,5 м, осадка 5,2 м;
— силовая установка — 2 вертикальные паровые машины тройного расширения и 16 котлов Никлосса, а общая мощность составляла 12500 л.с.;
— максимальная скорость доходила до 22-х узлов;
— водоизмещение составляло 4030 тонн;
— бронирование палубы – 101 мм, а бронирование боевой рубки – 25 мм;
— экипаж корабля – 282 человека (по другим данным 249 матросов и 19 офицеров).

Отдельная тема – вооружение крейсера. Фактически всё вооружение корабля было в основном артиллерийским, кроме двух 457-мм торпедных аппаратов. К тому же вооружение периодически с годами сменялось. Так, до 1916-го года крейсер нёс два 152-мм орудия, восемь 120-мм, шесть 47-мм и шесть 37-мм. В 1916-м году на корабль установили десять 120-мм орудий и четыре 7,62-мм пулемёта. А уже в середине 1917-го вооружение было изменено на восемь 130-мм орудий, два 75-мм и четыре 7,62-мм пулемёта.

Боевое крещение крейсера долго откладывалось. Даже разразившаяся в сентябре 1911 года итало-турецкая война, также известная под именем Ливийской, не позволила кораблю поиграть мускулами. Кстати, за всё время этой войны крупнейшим морским боем стало скоротечное уничтожение двух устаревших турецких кораблей двумя итальянскими крейсерами в гавани Бейрута. Командование не спешило использовать флот по целому ряду причин. Одной из них была из рук вон скверная подготовка личного состава и офицеров. Матросы были апатичны, безынициативны, откровенно ленивы и к тому же деморализованы.

Рождение крейсера «Меджидие»

"Меджидие" в бухте Золотой Рог

Немцы, которые в Первой мировой войне были союзниками осман, а также по сути взяли на себя управление турецким флотом, неоднократно отмечали настоящий кадровый коллапс в плане личного состава флота. Вот какие неприглядные факты оставил в журнале боевых действий обер-лейтенант цур зее Ганс фон Меллентин, находившийся на одном из турецких кораблей в качестве старшего немецкого офицера:

«Часть вечера я посвятил тому, чтобы вместе с первым офицером перевести на турецкий язык изданные боевые приказы и объяснить ему важность задачи, поскольку в том же смысле они должны были быть переданы турецкому командиру, не говорившему по-английски. При всем желании боевого воодушевления я не заметил… Турецкого командира пришлось постепенно отстранить от управления кораблем, приняв все меры предосторожности. При ухудшающейся погоде команда становилось все более беспомощной. Сказать, что корабль двигался, было бы преувеличением. И, несмотря на это, турки, как трупы, скрючившись, лежали по углам, полностью недееспособные…»


Боевое крещение


Боевое крещение «Меджидие» получил только в 1912-м году, когда полыхали Балканские войны, теснившие османов с континентальной Европы. Наконец нашлось дело и для бронепалубного крейсера. В двадцатых числах октября 1912-го года корабль в составе эскадры провёл набег на болгарский порт Варну. Артиллерийскому обстрелу подвергся ряд объектов: казармы, таможня, провиантские склады, портовая инфраструктура в целом, также досталось и домам мирного населения. Однако предполагаемая высадка десанта была сорвана энергичными действиями болгарского гарнизона. Более интенсивных или успешных действий вплоть до конца октября крейсер не предпринимал.

В ноябре крейсер вошёл в соединение флота из броненосцев «Хайреддин Барбарос», «Мессудие» и «Ассари Тевфик». Их задача заключалась в артиллерийской поддержке войск со стороны Мраморного моря в приморских районах так называемой Чаталджинской укреплённой линии, к которой турок вынудили отступить атаки болгар. В итоге присутствие в этом районе флота с его огневой мощью стало одним из факторов, остановивших почти беспорядочное бегство турецких войск.



Вскоре болгарские войска окончательно завязли у Чаталджинской линии. Используя данную ситуацию, турки перебросили флот в район Дарданелл, заблокированный военно-морскими силами Греции. Наконец, состоялось достаточно спорное «сражение» при Элли, также известное как бой у Геллеспонта, но «Меджидие» не принял в нём участия, продолжая вести дозор и разведку у проливов.

Во время одного из таких дозоров в декабре 1912-го года крейсер напоролся на греческую подводную лодку французского производства «Дельфин». Подлодка вышла на торпедную атаку. Но одна-единственная торпеда, выпущенная с дистанции 800 метров, прошла мимо цели.

В середине января следующего 1913-го года у турецкого командования созрел план снятия греческой блокады в проливах. По плану эскадра, в состав которой входил и «Меджидие», должна была манёвром обеспечить прорыв в Средиземное море крейсера «Гамидие» («Хамидие»). Прорвавшийся корабль должен был оттянуть греческие силы на свои поиски, ослабив тем самым эскадру Греции у проливов. Воспользовавшись этой ситуацией, турки рассчитывали снять наконец блокаду.

На этот раз турок ждал успех. «Гамидие» под командованием известного турецкого капитана и будущего премьер-министра Хюсейн Рауф Орбая удалось прорваться сквозь греческую эскадру, а обеспечивающие этот прорыв корабли без неприятностей вернулись обратно на свои позиции. А на следующий день «Меджидие» получил приказ провести разведку греческих сил. На радость туркам греки в самом деле увели в Средиземноморье свой флагман – броненосный крейсер «Георгиос Авероф» (ныне корабль-музей в южном пригороде Афин Палеон-Фалироне).

Воодушевлённые этой новостью турецкие флотоводцы решились атаковать ослабленный, как им казалось, греческий флот. В бой турецкую эскадру повёл недавно получивший адмиральский чин Рамзи-бей. В итоге 18 января 1913-го года у острова Лемнос состоялось сражение, опять-таки крайне спорное, т.к. стороны действовали столь нерешительно, что ни одна из них не смогла пополнить список своих побед именем очередного потопленного вражеского корабля.


"Меджидие" в Салониках в 1911-м году

Артиллерийская дуэль началась на дистанции 12 километров. Огонь турок при этом меткостью не отличался, хотя они имели перевес в количестве тяжёлых орудий и броневой защиты. Так, турки располагали двумя броненосцами и двумя броненосными крейсерами, а у греков был лишь один броненосный крейсер и три устаревших броненосца береговой обороны.

В итоге вскоре из боя вышла часть турецкой эскадры во главе с «Меджидие», который на тот момент был самым современным кораблём всей группы у острова Лемнос. Несмотря на то, что турки в этом сражении посчитали победителями себя, они, безусловно, проиграли его. Во-первых, блокада снята не была. Во-вторых, сами действия флота были нерешительными и показали слабую выучку экипажей. И, в-третьих, хоть ни один корабль в том сражении не пошёл ко дну, потери среди экипажей были не в пользу турок. И если греки отделались только одним раненым, то турецкий флот потерял от 30 до 80 моряков убитыми, не считая раненых.

В начале февраля 1913-го года временное и шаткое перемирие, установленное на Чаталджинской укреплённой линии, рухнуло. 5 февраля в район захваченного болгарами города Шаркёй, что на Мраморном море, прибыл «Меджидие». Присоединившись к минному крейсеру «Берк-и Сатвет» и двум канонерским лодкам, «Меджидие» в течение всего дня держал город и окрестности под непрерывным артиллерийским обстрелом.

Вскоре болгары вновь начали теснить турок по фронту, поэтому командование решило переломить ситуацию десантом в район вышеуказанного Шаркёя. «Меджидие» вошёл в группу кораблей огневой поддержки наравне с броненосцем «Хайраддин Барбаросса», «Тургут-Рейс» и минным крейсером «Берк-и Сатвет». Более трёх часов турецкие корабли обстреливали берег. Однако разгрузка самого десанта шла настолько медленно, что позже возникли подозрения в намеренном саботаже. В итоге даже к 10 февраля все силы десанта на берег так и не были доставлены. А в это время болгары подтянули резервы и сбросили турок с занимаемых позиций. Срочно пришлось снимать с берега людей.

А впереди уже маячила Первая мировая война. Она круто изменит судьбу крейсера «Меджидие».

Продолжение следует…
Автор:
13 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Товарищ
    Товарищ 18 мая 2019 03:49
    +5
    Крейсер, возведённый в Филадельфии, получился неоднозначным.

    Зато сравнительно недорогим.
    Как известно, зимой-весной 1900 г. правительство Оттоманской империи последовательно заключило два контракта на постройку двух крейсеров (с вооружением). Первый с компанией Ч. Крампа на постройку «Abdülmecid» (нормальное водоизмещение 3 540 т.) за 1 559 515,00 $, второй – с «Armstrong Whitworth & Co Ltd» на постройку «Abdülhamid» (нормальное водоизмещение 3 904 т.) за 2 003 208,00 $. (общая стоимость комплекта артиллерийского вооружения для каждого из двух крейсеров, по расценкам английской фирмы «Armstrong», составила около 108 409,00 $).
    Таким образом, стоимость тонны водоизмещения крейсера американской постройки составила 505,08 $/т, а стоимость тонны водоизмещения крейсера английской постройки - 578,56 $/т.
  2. Ланнан Ши
    Ланнан Ши 18 мая 2019 12:29
    -1
    Информацию о бронепалубе поправьте. Не 101, а 25. В Первой мировой до 100 мм палубы линкоры то не все дотягивали, а на корытце в 3 килотонны её просто не впихнуть.
    1. Старший матрос
      Старший матрос 18 мая 2019 17:07
      +2
      Ну, линкоры линкорами, а для "эльсвикских крейсеров" скосы бронепалубы такой толщины - не предел. На "Касаги" (построенный там же) доходили до 114мм.
      1. Ланнан Ши
        Ланнан Ши 18 мая 2019 18:07
        +1
        Цитата: Старший матрос
        а для "эльсвикских крейсеров" скосы бронепалубы такой толщины - не предел

        Предел запредельный yes
        Ладно была неточна, специально глянула. Палуба не 25 а 51 мм, скосы да, скосы больше. Но сколько их там было... Источник Морская коллекция год 2014, номер 5.
        А при 101 мм палубы, объем брони в районе 80-100 кубометров будет, а вес около 650-800 тонн lol
  3. vladcub
    vladcub 18 мая 2019 12:47
    +3
    Турецкий флот НИКОГДА не блистал хорошей выучкой.
    Давно уже читал книгу об Ф. Ф. Ушакове и там мне попалась такая мысль: у турецких моряков есть два состояния:1азарт боя, когда побеждают и 2 паническая трусость"
    1. arturpraetor
      arturpraetor 18 мая 2019 13:19
      +7
      При тех методах комплектования личного состава флота, что были в Османской империи, иного и быть не могло. Даже относительно небольшой и скромный Египет при Мухаммеде-Али смог организовать подготовку кадров (и не только военно-морских) намного лучше, чем турки, и египетский флот на практике оказался куда более боеспособным, чем собственно турецкий. К ПМВ конечно подготовка кадров у турок исправилась, но тут речь идет об улучшении с "отвратительного" до "плохого" уровня. Только германцы спасли ВМС Османской империи от полного слива в условиях войны.
    2. Kuroneko
      Kuroneko 18 мая 2019 16:10
      +3
      Несколько не соглашусь. Не скажу за времена броненосцев, но в эпоху парусного флота основная проблема турков была в типично восточном подходе к "командной цепочке". Даже если вспомнить все великие русские победы против количественно и качественно превосходящих турок - мы просто наваливались на флагманы, а потом начиналось избиение стада. Т.е. турки моментом терялись, утратив управление. Короче, собственной инициативы (ну и мотивации) турецкие моряки и средней руки капитаны не имели. Это не поощрялось. Дрессировалось только полное повиновение Главному паше, никакой самодеятельности (т.е. ты - винтик, должен только исполнять что прикажут, а если приказов нет - то хз, что делать, самостоятельно думать не учили). Русские же быстро раскусили фатальный недостаток данной системы, выигрывая раз за разом почти невозможные бои качеством и стойкостью отдельно взятого русского матроса, решимостью и свободой мышления капитанов отдельных кораблей (и даже нижних чинов).
      Ну Бог, понятное дело, был с нами. ^_^
  4. Undecim
    Undecim 18 мая 2019 15:20
    +5
    — бронирование палубы – 101 мм, а бронирование боевой рубки – 25 мм;
    Сколько уже раз сайтовские "авторы", переписывая в виде статей википедию, переписывали и ейные ляпы.

    Как видно из справочника Conway All The World's Fightingships 1860-1905, толщина горизонтальной палубы "Меджидие" (flats) составляет 1,5 дюйма или 38 мм, а толщина скосов броневой палубы (slopes) - 4 дюйма - 102 мм.
    1. arturpraetor
      arturpraetor 18 мая 2019 15:36
      +5
      Собсно, "Меджидие" - бронепалубный крейсер, и 25мм палубы от него ждать несколько странно, особенно учитывая тот факт, что в то время для палуб широко применялась "слоенка". Возможно, 25мм - это как раз толщина одного слоя на скосах.

      Отдельный плюс за Conway - на него редко ссылаются, хотя справочник во многом эпичный, охват всех флотов с 1860-х по конец XX века - это сильно hi
      1. Undecim
        Undecim 18 мая 2019 15:55
        0
        38 мм горизонтального бронирования для бронепалубных крейсеров конца XIX начала ХХ века постройки - практически стандарт. "Варяг", "богини", "Хайфлаеры", "Виктории Луизы" - все 38-40 мм.
        На скосах - там большее разнообразие.
  5. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 18 мая 2019 16:09
    0
    Спасибо, очень интересно. Читал с удовольствием, "не перескакивая" со второго на третье)
  6. rayruav
    rayruav 18 мая 2019 16:46
    0
    при описании ттх кораблей того времени в разделе бронирование надо указывать вид брони,а то люди далекие от истории броненосных флотов подумают палуба 110мм это здорово
  7. Pushkowed
    Pushkowed 22 мая 2019 14:50
    0
    На радость туркам греки в самом деле увели в Средиземноморье свой флагман – броненосный крейсер «Георгиос Авероф»
    Не так всё было. Греки не купились на эту приманку. Хотя «Хамидие» и порейдерствовал на их коммуникациях, но отправлять на охоту за ним «Аверова» греки не стали - они оставили его в составе блокирующей эскадры, за счёт чего и выиграли повторное сражение с турецкими броненосными силами.