Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

30
В Советском Союзе за разработку тяжелой многоосной техники военного назначения отвечала Белоруссия. Именно в Минске в 1954 году при Минском автомобильном заводе (МАЗ) было образовано специальное КБ по разработке многоосной автомобильной техники высокой проходимости для нужд военных и гражданского хозяйства страны. В 1991 году это производство выделилось в отдельное предприятие – Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Произведенная в Минске многоосная колесная техника используется сегодня в армиях России и других стран постсоветского пространства, а также активно поставляется на экспорт в другие регионы нашей планеты.

К необычным проектам минских конструкторов можно отнести гигантское по размерам 140-тонное 12-колесное шасси МАЗ-7904, созданное в рамках работ по проекту «Целина». Носитель для перспективного ракетного комплекса построили в Минске в единственном экземпляре, но разработанное шасси стало отправной точкой для целого семейства тяжелых колесных машин, аналогов которым просто не существовало. Так в рамках работ по проекту «Целина-2» (подвижный грунтовый комплекс на базе ракеты РТ-23УТТ) в Минске создали 24-колесного монстра МАЗ-7907, при проектировании которого использовались наработки по машинам предыдущих проектов.



Предпосылки создания колесного шасси МАЗ-7904


Появление нового шестиосного автомобиля невозможно представить вне контекста холодной войны. Сам проект «Целина» был ответом на появление новых американских межконтинентальных баллистических ракет и следствием очередного витка мировой напряженности и гонки вооружений, которая ускорилась в 1980-е годы на волне обострения отношений между Советским Союзом и США. Перспективная разработка минских конструкторов должна была стать основой для нового грунтового ракетного комплекса.


МАЗ-7904


Машины, создаваемые в рамках проекта «Целина», долгие годы оставались секретными разработками, впервые о них по-настоящему заговорили только в 2000-х годах. Созданная в Минске автомобильная техника отличалась не только колоссальными размерами, но и использованием новых компоновочных решений, новых конструкций. Детальной проработкой и производством многоосной колесной техники повышенной проходимости занимались сотрудники УГК-2 (Второе управление главного конструктора) завода МАЗ, возглавлял работы Владимир Ефимович Чвялев, впоследствии ставший генеральным конструктором предприятия. Считается, что новый автомобиль создавался в качестве носителя новой МБР РТ-23 «Стилет», над которой работали инженеры КБ «Южное» из Днепропетровска. Ракета, оснащенная разделяющейся головной частью, весила более 100 тонн и переносила до 10 ядерных зарядов на расстояние 10 тысяч километров.

Специально для решения поставленной военными задачи в Минск командировали еще 100 конструкторов с семьями, которые были обеспечены квартирами за счет Минобороны. При этом главный конструктор СКБ МАЗ Борис Львович Шапошник, который на тот момент уже был человеком в возрасте (конструктор скончался в 1985 году в возрасте 82 лет), стал обладателем персонального лифта в рабочий кабинет, располагавшийся на третьем этаже административного здания. Важно понимать, что в годы холодной войны Советский Союз не жалел денежных средств и других ресурсов на создание и развитие сил ядерного сдерживания. Созданные в 1980-х годах инженерами специального конструкторского бюро МАЗа многоосные колесные тягачи до сих пор производят впечатление на всех, кто знакомиться с данным проектом или просто рассматривает фотографии спроектированной и собранной в металле техники.

Белорусская «Целина». Неизвестный проект МАЗ-7904

Предполагаемый внешний вид пусковой установки на базе МАЗ-7904 (рисунок Александра Архипова, kolesa.ru)


МАЗ-7904 и его возможности


Экспериментальный автомобиль был полностью готов и построен в 1983 году, как впоследствии оказалось, машина была изготовлена в одном единственном экземпляре. В июне автомобиль, получивший заводской индекс МАЗ-7904, впервые покинул заводские цеха. Собственный вес построенного в Минске гиганта составлял 140 тонн, общая грузоподъемность оценивалась в 220 тонн. Полная масса автомобиля с грузом превышала 360 тонн, это примерно 60 африканских слонов, которые являются самым крупным наземным млекопитающим на нашей планете. При взгляде со стороны новый автомобиль напоминал уже выпускавшиеся в Минске тяжелые шасси для различных советских ракетных комплексов, но полная масса новинки заставляла сразу же выбросить подобные сравнения из головы.

Размеры нового шасси были под стать полной массе. Общая длина шестиосного автомобиля превышала 32 метра, ширина – 6,8 метра, высота по уровню кабин – 3,45 метра. Дорожный просвет также был внушительным и составлял 480 мм. На передний свес рамы МАЗ-7904 конструкторы вынесли две стеклопластиковых кабины, рассчитанных на двух человек. Подобные кабины на долгие годы стали своеобразной классикой минского предприятия. Новое шасси получило три двухосных тележки, которые были базой для 12 колес, диаметр которых составлял практически три метра. Шины для этих колес специально были закуплены в Японии у компании Bridgestone, в СССР их ввозили под видом колес, необходимых для оснащения новых карьерных самосвалов. На тот момент времени советские предприятия не могли обеспечить производство шин, способных выдержать сопоставимые нагрузки, на каждое колесо приходилось до 30 тонн веса комплекса.



Чтобы привести такую махину в движение, требовались нестандартные решения и нестандартное оборудование. Сердцем автомобиля стал корабельный дизельный двигатель производства ПО «Звезда». Скорее всего, это была одна из разновидностей судового V-образного 12-цилиндрового дизельного двигателя ЧН18/20. Установленный на МАЗ-7904 двигатель развивал максимальную мощность порядка 1500 л.с. Дополнительно на автомобиле устанавливался еще один дизельный двигатель – ярославский V-образный 8-цилиндровый ЯМЗ-223Ф с турбонаддувом, выдававший максимальную мощность 330 л.с. Второй дизельный двигатель использовался в качестве привода различного вспомогательного оборудования автомобиля, к которому относились компрессор тормозной системы или гидронасос рулевого управления.

Основной двигатель автомобиля МАЗ-7904 установили между двумя двухместными кабинами. Силовая установка приводила в действие две четырехступенчатых гидромеханических трансмиссии, которые и передавали крутящий момент на три передних и три задних моста необычного автомобиля. Согласно проекту управляемыми были четыре колеса передней и задней тележек, а примерный радиус поворота машины составлял 50 метров. Рулевой механизм машины получил гидроусилитель. Каждое из 12 колес было установлено на гидропневматической подвеске.

Испытания и судьба МАЗ-7904


Первые заводские испытания новой разработки минских конструкторов начались уже во второй половине 1983 года. Так как проект создавался в рамках полной секретности, комплекс испытаний под Минском организовали в темное время суток, автомобиль покидал территорию завода ночью и возвращался назад до наступления рассвета. График испытаний согласовали с военными, которые предоставляли информацию о том, когда над территорией Белоруссии нет иностранных спутников-шпионов. Таким образом, заводские испытания нового автомобиля повышенной грузоподъемности МАЗ-7904 проходили в достаточно специфических условиях.





После завершения цикла заводских испытаний автомобиль было решено отправить на Байконур, чтобы провести испытания уже в казахстанских степях, к которым так располагало название проекта «Целина». Для транспортировки через всю страну автомобиль разобрали и погрузили на специальный прицеп, в Казахстан МАЗ-7904 прибыл в январе 1984 года. На космодроме новый автомобиль пришлось собирать заново. Считается, что по одной из легенд прикрытия новый минский автомобиль планировалось использовать для перевозки крупногабаритных блоков ракетной системы «Энергия» в МИК – Монтажно-испытательный корпус, либо для транспортировки отработавших блоков первой ступени в многоразовом исполнении ракетной системы, такой проект ракеты действительно существовал. Возможно, автомобиль, как и многие другие многоосные колесные тягачи, действительно планировалось использовать не только в военной, но и в гражданской сфере.

Вторая фаза испытаний специального колесного тягача началась в казахстанских степях уже в феврале 1984 года, всего машина прошла около четырех тысяч километров. Теперь автомобиль испытывали с имитатором максимальной нагрузки на борту. Подобные испытания достаточно быстро помогли выявить присущие машине недостатки, главным из которых было большое давление на грунт – на каждую ось приходилось до 60 тонн. По этой причине новый тягач демонстрировал низкую проходимость вне дорог или твердого покрытия. Также испытания продемонстрировали плохую управляемость тягача МАЗ-7904 и небольшую скорость хода.


24-колесный МАЗ-7907


На судьбе проекта проведенные в Казахстане испытания сказались самым худшим образом. Проект было решено свернуть. Специальный колесный тягач отодвинули в сторону следующие проекты Минского автомобильного завода. Отказавшись от проекта «Целина», военные обратились к проекту «Целина-2», для которого потребовался новый транспорт. В рамках работ по этой теме в Минске собрали еще два уникальных многоосных монстра – автомобиль МАЗ-7906 с 16 колесами и 8 осями и МАЗ-7907 с 24 колесами и 12 осями, но это уже совсем другая история. А жизненный путь тягача МАЗ-7904 заканчивается грустным финалом. С 1991 года уникальный автомобиль хранился в одном из ангаров на космодроме Байконур, где, судя по размещенным в открытом доступе документам, он был утилизирован в 2010 году.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -19
    22 мая 2019 18:12
    <I>испытания достаточно быстро помогли выявить присущие машине недостатки, главным из которых было большое давление на грунт – на каждую ось приходилось до 60 тонн</I>

    Т.е. это был косяк белорусов - а деньги в бюджет МО СССР, интересно, вернули?
    1. +1
      22 мая 2019 18:27
      Интересно конструкторы рассчитать нагрузку на ось сразу не могли?
      1. +9
        22 мая 2019 20:04
        Не смогли рассчитать автор исходной книги и автор публикации. 30т на ось и 15т на колесо на самом деле..
        1. -3
          23 мая 2019 13:04
          Цитата: Гончар
          Не смогли рассчитать автор исходной книги и автор публикации. 30т на ось и 15т на колесо на самом деле..

          ....Полная масса автомобиля с грузом превышала 360 тонн.....

          Берём 360 тонн и делим на количество колёс 360 : 6 = 60
          О каких 15 тоннах Вы говорите ?
          1. +2
            23 мая 2019 15:52
            Цитата: Bad_gr
            Берём 360 тонн и делим на количество колёс 360 : 6 = 60
            О каких 15 тоннах Вы говорите ?

            winked Блин! 6-есть не колёс, а осей, колёс 12-ать. То-есть, 30 тонн на колесо.
          2. +1
            24 мая 2019 07:17
            Приношу извинения автору -спутал с 12-тиосной моделью моделью 7907, всё правильно, у 7904 6 осей, вседальнейшие цифры правильные.
  2. +8
    22 мая 2019 18:31
    Уже в стадии проектирования можно было понять, что при почти 7 м ширины и нагрузке 30 т на колесо, этот монстр нигде, кроме казахской степи и поехать не сможет. Какой уж из него ракетовоз. Видимо у конструкторов появилось профессиональное любопытство....
  3. mvg
    +1
    22 мая 2019 20:00
    На сколько знаю, передвижные ракетные комплексы ходят по заранее отработанным маршрутам, их можно и укрепить. По казахстанским пустыням ездить необязательно. Собственный вес 140 тн, вес ракеты 100 тн, откуда еще 120? Это вес аппаратуры?
    1. +11
      22 мая 2019 20:40
      всегда может быть такой оборот
    2. +1
      19 июля 2019 15:32
      Уважаемый на Ваш вопрос до сих пор так никто и не ответил? Меня тоже это заинтересовало 120 тонн откуда? 140 пусковая установка, 105 тонн ракета...
  4. +11
    22 мая 2019 20:02
    Статья в сжатом виде повторяет информацию из книги Е. Кочнева "Секретные автомобили Советской Армии", Москва, 2011г, стр.584-595. И повторяет арифметическую ошибку, которую допустил автор книги и тупо скопировал автор публикации в ВО. Полная масса машины 360т, число осей 12, нагрузка на ось 30т, а не 60, о чем ошибочно написал Е. Кочнев и что не глядя повторил С. Юферев.
    И название статьи! Советская машина, какая к черту белорусская! Главным конструктором тяжёлых машин МАЗа был Шапошник, перед ВОВ главный конструктор ЗИСа.
    Не могу плюсовать.....
    1. +6
      22 мая 2019 22:59
      Всё нормально с математикой у автора. 360т на 6(шесть) осей равно 60 тонн. 12 осей уже у МАЗ-7907.
  5. +4
    23 мая 2019 00:38
    Сердцем автомобиля стал корабельный дизельный двигатель производства ПО «Звезда». Скорее всего, это была одна из разновидностей судового V-образного 12-цилиндрового дизельного двигателя ЧН18/20. Установленный на МАЗ-7904 двигатель развивал максимальную мощность порядка 1500 л.с. Дополнительно на автомобиле устанавливался еще один дизельный двигатель – ярославский V-образный 8-цилиндровый ЯМЗ-223Ф с турбонаддувом, выдававший максимальную мощность 330 л.с.

    Автор при написании статьи вы хоть с источниками сверяйтесь,
    "Основным силовым агрегатом шасси 7904 являлся судовой дизель 12ЧН18/20 (М-351) V12 (42,4 л, 1500 л.с.) с турбонаддувом...Для привода гидронасосов, электрогенераторов, вентиляторов системы охлаждения, пневматических компрессоров высокого и низкого давления служил второй 330-сильный автомобильный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 с турбонаддувом." Кочнев."Секретные автомобили Советской Армии."
  6. +8
    23 мая 2019 00:54
    Видел этого "монстра" своими глазами в одном из сооружений на 42 площадке космодрома (фото из статьи, где у него кабина желтого цвета). На 1995 год он выглядел вполне прилично, не то что на фотографиях. Вблизи конечно он производит неизгладимое впечатление. Он просто огромен! На специальной раме у него были весовые имитаторы нагрузки весом по 20 тонн каждый (на фото их плохо, но видно). Тогда их было больше. Очень жаль, но его судьбу после развала Союза повторили многие грандиозные проекты советского машиностроения.
  7. +1
    23 мая 2019 06:12
    Фантастическая машина!
  8. -2
    23 мая 2019 07:52
    МЗКТ имеет стратегическое значение для нашей армии. Неужели никого не напрягает, что он до сих пор находится за границей?
    1. +5
      23 мая 2019 11:10
      Цитата: Narak-zempo
      МЗКТ имеет стратегическое значение для нашей армии. Неужели никого не напрягает, что он до сих пор находится за границей?

      Напрягает. Пытались купить - Лукашенко против: не дам, говорит, завод в руки русских олигархов.
      У нас приняли во внимание позицию суверенного государства - и восстановили БАЗ. После чего Россию обвинили в недружественном шаге по отношению к Белоруссии - оказывается, мы не имели права производить свои шасси для ЗРК, а обязаны были спонсировать экономику Белоруссии, покупая только их тягачи и шасси.
      Параллельно начали работы по новому шасси на КАМАЗе. После чего президент союзного нам братского государства сказал следующее:
      Нас пугают, что Россия, мол, изобретёт свои "сороконожки" и будет ядерные боеголовки перевозить на своих — и на здоровье! Если у них есть сегодня мозги и деньги, которых у них нет — пускай изобретают!
    2. +3
      23 мая 2019 11:13
      Цитата: Narak-zempo
      МЗКТ имеет стратегическое значение для нашей армии

      МКЗТ имел стратегическое значение для армии РФ. До тех пор, пока КамАЗ не разработал и представил "Платформу-О". Именно потому что важных людей в РФ напрягало то, что стратегическое предприятие находится за границей (и используется как рычаг давления при "переговорах" с РФ). Поэтому белорусы в целом и батька в частности теперь могут обмазываться своими тягачами до посинения. Продукция МЗКТ кроме РФ, никому в мире больше не нужна. Не те стандарты.
      1. -1
        23 мая 2019 12:02
        Был у нас свой КЗКТ выпускавший продукцию анологичную МЗКТ но его убили сказали ненужен а теперь локти кусают. Камаз для МЗКТ тоже неконкурент и выяснить очень просто как делали арабы когда выбирали себе танковозы собрали всех желающих продать свои тягачи загрузили их и пробег по пустыне итог до финиша дошел МЗКТ его и купили а База и Камаза там и близко небыло потому как знали что недоедет и придется или бросить в пустыне или тем же МЗКТ вывозить оттуда
        1. +1
          23 мая 2019 14:20
          Цитата: Владимир Теплов
          а База и Камаза там и близко небыло потому как знали что недоедет и придется или бросить в пустыне или тем же МЗКТ вывозить оттуда

          БАЗу не до танковозов - им сейчас нужно перевести все машины "четырёхсотки" на свои шасси (пока что есть только тягачи для буксируемых ПУ).
          1. 0
            23 мая 2019 17:24
            Однако Искандэры на МЗКТ а не на Базе ну крепче МЗКТ надежнее
            1. +3
              23 мая 2019 18:18
              Цитата: Владимир Теплов
              Однако Искандэры на МЗКТ а не на Базе ну крепче МЗКТ надежнее

              Дело не в надёжности. БАЗ - это не самостоятельный автозавод, а часть "Алмаз-Антея". Поэтому кто заводом владеет - тот его продукцию первым и получает. Сначала - шасси для ПВО, и лишь потом - для других.
              1. 0
                24 мая 2019 10:28
                Системы ПВО ставят и на МЗКТ а на Базе анологичная система ставится на полуприцеп потому как нехватает грузоподьемности и по длине она больше .
                1. 0
                  24 мая 2019 20:22
                  Цитата: Владимир Теплов
                  Системы ПВО ставят и на МЗКТ а на Базе анологичная система ставится на полуприцеп потому как нехватает грузоподьемности и по длине она больше .

                  Так главной задачей БАЗ сейчас как раз и является полный перевод техники "трёхсотых" и "четырёхсотых" комплексов на отечественное шасси, так, чтобы в дивизионах и полках остались только БАЗ и КАМАЗ.
        2. 0
          23 мая 2019 14:50
          Цитата: Владимир Теплов
          дошел МЗКТ его и купили а База и Камаза там и близко небыло потому как знали что недоедет и придется или бросить в пустыне или тем же МЗКТ вывозить оттуда

          А в каком году проходил этот конкурс? И чем занимались Баз и Камаз? "История проекта МЗКТ-74135+99942+83721 началась в середине девяностых годов, когда Минский завод колесных тягачей решил найти покупателей в новом для себя регионе. Конструкторы предприятия приступили к проработке облика перспективных тягачей и иной спецтехники, приспособленной для работы в сложных условиях Ближнего Востока."https://topwar.ru/138123-avtopoezd-tankovoz-mzkt-741359994283721-respublika-belarus.html. Камаз и сном и духом не думал о такой продукции, а у База свои проблем хватало. А теперь комплектующие: сборная солянка, в СССР и РФ эти комплектующие не выпускались :"В первом варианте проекта тягач комплектовался дизельным двигателем Deutz MWM TBD 234 немецкого производства, развивавшим мощность 788 л.с. Использовалась гидромеханическая коробка передач Alison M6600AR. В рамках модернизации машину оснастили дизелем Daimler Chrysler OM 444LA мощностью 796 л.с. ....С новым двигателем соединяется улучшенная автоматическая коробка передач Alison M6610AR с шестью передачами переднего хода и двумя заднего." Ссылка та же.
          1. 0
            23 мая 2019 17:22
            Совсем недавно по заказу построили тэнтованые танковозы расчинаные на два танка. Моторы да импортные потому что у нас очень маленькое разнообразие моторов и они не могут конкурировать с импортными по по всем параметрам
            1. +1
              24 мая 2019 00:34
              Цитата: Владимир Теплов
              Моторы да импортные потому что у нас очень маленькое разнообразие моторов и они не могут конкурировать с импортными по по всем параметрам

              А двигатели ТМЗ и ЯМЗ840-й и 850-й серий? По крайней мере они неплохо зарекомендовали себя. И диапазон мощностей 450-800 л.с.
              1. 0
                24 мая 2019 10:38
                ТМЗ и ЯМЗ неплохо зарекомендовали у нас в стране но вы сравните вес габариты экономичность ресурс. А какого года эти разработки? У нас очень долго разрабатывают и очень долго выпускают . На западе это делается гораздо быстрее и брака меньше если он есть.
                1. 0
                  24 мая 2019 12:57
                  Цитата: Владимир Теплов
                  ТМЗ и ЯМЗ неплохо зарекомендовали у нас в стране но вы сравните вес габариты экономичность ресурс. А какого года эти разработки? У нас очень долго разрабатывают и очень долго выпускают . На западе это делается гораздо быстрее и брака меньше если он есть.
                  Уже в середине 90-х годов они начали на МЗКТ. Позже горнорудную промышленность, в основном для тяжёлых бульдозеров фирмы "Комацу". До этого пытались ставить ЯМЗ-240, разных модификаций, но они не всегда себя оправдывали.
  9. -1
    26 мая 2019 21:47
    Цитата: амурец
    Цитата: Владимир Теплов
    Моторы да импортные потому что у нас очень маленькое разнообразие моторов и они не могут конкурировать с импортными по по всем параметрам

    А двигатели ТМЗ и ЯМЗ840-й и 850-й серий? По крайней мере они неплохо зарекомендовали себя. И диапазон мощностей 450-800 л.с.

    Уж на ярославские и тутаевские V-шки(8 и 12 цилиндровые) точно грех жаловаться.
    Неубиваемые движки, и с ресурсом у них полный порядок!
    Имел дело с гражданскими версиями(на тракторах К-700м и К-701), просты как топор и тяга на низах более зверская, в отличии от рядных шестерок, на которые нынче все так башкой тронулись.
    Подводит лишь Качество изготовления, и то, на "евронормированных" версиях.
    Камаз-мастер вообще, на их доводке до перфекта, собаку сьели(если бы не изменения в регламенте в угоду западным конкурентам-по сей день на наших движках всех рвали бы).
    А как для оборонки, тут вообще спор Ни о Чем, идеальнейшие движки, и по эксплуатации неприхотливы, и ремонт прост+зч еще на десятилетия вперед наштамповано.
    Дойц и Кат ставят вовсе не потому, что они такие "современные и продвинутые"(это сказка для диванных экспердов, что с ними дела не имел, да и видел только на рекламных постерах максимум), а потому что у иностранцев МТО изначально построено под обслуживание силовых установок и трансмиссий(это по поводу басурманской ZF) данных фирм.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»