Легендарный таран

"На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила Московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя...

Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло стоящий человек.

Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бесарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты.


О капитане Гастелло уже шла слава в летных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу."

«Правда», 10 июля 1941 года


Легендарный таран


Человека, который на самом деле совершил этот подвиг звали Александр Маслов. На том месте, где сейчас стоит 70-пудовый памятник Гастелло, некогда покоились останки Маслова и его экипажа.

А сам Гастелло, позабытый всеми, покоится в совсем другой могиле - с надписью «неизвестным летчикам». Останки еще двух, бывших тогда с ним, до сих пор не найденные, тлеют в белорусской земле.

«ДБ-3ф», на которых они летали, - тяжелые машины, для бомбардировки городов и заводов в глубоком тылу. А их бросают на колонны с танками, без прикрытия истребителей. Гибло по 15 экипажей в день. Через две недели от полка не осталось ничего.

Утром вылетело звено под командованием капитана Маслова. Над целью командира подбила зенитка, самолет загорелся. Маслов дал команду «парашют» и развернул горящую машину на колонну, хотел таранить. Не попал - горящий самолет упал в поле.

Спастись никому из экипажа не удалось - высота была мала. Местные жители достали летчиков из обломков, похоронили наскоро.

Через несколько часов бомбить вылетело звено Гастелло. Командирская машина с задания не вернулась. А вскоре появляется доклад ведомых Гастелло - Воробьева и Рыбаса. Они якобы видели, как пылающий самолет командира врезался в гущу немецких танков. То, что Воробьев прибыл в полк только 10 июля, уже никого не смущало. У страны было трудное время. Стране нужен был подвиг. Стране нужны были образцы для подражания. А Маслова сочли пропавшим без вести.

В 1951 году, в ознаменование героической даты, Советом министров БССР останки героев решено было перезахоронить, а обломки разбившегося самолета выставить в музее. Выехали на место подвига. Вскрыли могилу. В могиле народного героя Гастелло лежали Маслов и его экипаж. Но менять что-либо в истории было уже поздно. Останки Маслова из могилы в сквере вынули и еще раз перезахоронили - на общем кладбище. А там, где он раньше лежал, поставили огромный гастелловский бюст. Обломки самолета Маслова увезли в Минск, в Белорусский государственный музей истории войны и стали там экспонировать как самолет Гастелло.

А все то время, пока о нем пели песни пионеры, сам Николай Гастелло лежал в никому не известной могиле с надписью «неизвестным летчикам». Через три часа после тарана Маслова его подбили над деревней Мацки, что в 20 километрах от места падения масловского самолета. На пылающей машине Гастелло ходил еще и еще раз над дорогой, шерстя немцев из пулеметов.

Финал этой истории все-таки довольно оптимистичный. В 1996 году власть наконец-то Маслова признала. Указом президента № 636 «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» весь экипаж посмертно был награжден званием Героя России. Опять общие формулировки, о таране - ни слова... Получили награды и члены гастелловского экипажа. Здесь решили почему-то обойтись орденом Отечественной войны.

Легендарный таран Но до сих пор на месте подвига Маслова стоит памятник Гастелло. И до сих пор Николай Гастелло, совершивший к досаде историков не тот подвиг, который был нужен, лежит в скромной безымянной могиле.

Пропаганда - дело непростое, но отрицать сам факт героизма наших предков, сражавшихся за нашу с вами Родину, слава Богу никто не стал. Всякое бывало в истории нашей страны, и забытые подвиги и сфабрикованные агитки. Имя Гастелло стало нарицательным, поэтому поклонимся до земли ему и всем павшим в этой войне Героям. Вечная память!

Летел на битву капитан Гастелло,
Как гордый сокол, выше облаков.
На крыльях сокола гроза летела,
Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджёг бензиновые баки.
Раздался взрыв, и вспыхнул самолет…
Казалось, что летит под небом факел,
Как метеор, в единственный полет!

Дрожит мотор в последнем содроганьи,
Кругом бушует и гремит гроза.
Нет времени для мысли, для дыханья,
Нет силы приоткрыть в огне глаза!

Но капитан всей волею последней
Ведёт машину прямо на врага!

Горят цистерны, гибнут вражьи танки,
Гремит металл, врагов сбивая с ног…
Мёртв капитан, и на его останки
Ложится пламя кругом, как венок.

Так умер в битве капитан Гастелло…
Запомним навсегда его, друзья!
Народ, способный на такую смелость,
Ни запугать, ни победить нельзя!

Музыка: В. Белый Слова: В. Винников 1941г

Источники информации:
http://4ygeca.com/gastello.html
http://blog.fontanka.ru/posts/105328
Автор: Средний брат


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 12
  1. SVV 27 июня 2012 08:08
    Вечная память ГЕРОЯМ Войны!
    SVV
    1. Алексей67 27 июня 2012 08:17
      Люди гибли за свою Родину, совершали подвиги и становились Героями, необходимо, не смотря на прошедшее время и смену эпох все таки должным образом "восстанавливать справедливость", устанавливать правду и воздавать должное. Во всем мире был признан подвиг Маринеску и Лунина и только у нас в СССР их практически "затравили". recourse
      Алексей67
      1. Гамдлислям 27 июня 2012 10:18
        По данному эпизоду только во время существования Советского Союза (по окончании ВОВ) было было 4 следствия по установлению истины. Три из них инициировали родственники Маслова.
        Входе этих следствий были установлены точные места падения самолётов Гастелло и Маслова. Сбитый самолёт Маслова упал довольно далеко от дороги и от того места, где Гастелло направил свой самолёт на немецкую колону.. Да, и вылетали экипажи Гастелло и Маслова с довольно большим (почти часовым) промежутком.
        В 90-е годы началась в дерьмократической СМИ России компания охаивания герое Великой Отечественной войны (да и не только). Вот тогда и всплыл этот миф о Маслове вновь, но после посмертного награждения Маслова как-то резко СМИ забыло о нём. В конце 90-х появилось сообщение, что было проведено новое расследования, которое подтвердило, что огненый таран совершил Гастелло. Но, уже вышедший указ о присвоении звания Герой России Маслову никто отменять не стал.
        Анонимный автор, видимо, понимает подлость своего опуса, а потому и скрывает своё имя. Всё же совесть должна быть у того, кто берётся за перо. am
        1. 755962 27 июня 2012 14:42
          Множество фильмов, книг, опубликованных дневников, очерков рассказывают о подвигах советского народа во время Великой Отечественной войны. Порою это были самые обычные люди, ничем не выделявшиеся среди других, но пришел час испытаний - и они стали олицетворением мужества и героизма в борьбе с угрозой фашизма, о которой сегодня, к сожалению, приходится вспоминать все чаще.
          Сколько ещё неизвестных Героев так и остались в прошлом?Зачастую эти поступки оставались без особого внимания, т.к. те искренние и смелые люди, которые их совершали, не напоминали после о своих заслугах, не требовали дополнительного внимания и почета.Вечная Слава Героям!
          755962
        2. Средний брат 27 июня 2012 23:17
          Гамдлислям
          Этот материал подготовил я, моё имя в моем профиле. Твоего, кстати, имени в твоём профиле нет. Материал посвящён годовщине подвига, опубликован в разделе "мнение", и если ты не прочитал его полностью или как то недопонял, то не бросайся громкими словами. А если понял по своему, то аргументируй, ёпт
  2. Йошкин Кот 27 июня 2012 08:29
    не важно, Людям нужен был пример для подражания, время было трудное!
    Слава Нашим Дедам и тем кто получил Звезду и тем у кого её не было вернувшимся и оставшимся ТАМ!
    Йошкин Кот
  3. borisst64 27 июня 2012 10:13
    Те кто совершал подвиги думал не о наградах, все они сражались за Родину и надеялись, что она их не забудет!
    borisst64
  4. SIT 27 июня 2012 12:43
    Оба экипажа свой долг перед Родиной выполнили, а вот как мы отплатим им за то , что они закрыли нас собой, это уже будет на нашей совести...
    SIT
  5. vostok 27 июня 2012 12:50
    Спасибо Маслову , Гастело и всем летчикам - бомбардировщикам, не важно кто из них совершил подвиг, вылетать на задание без прикрытия - это уже подвиг! Слава героям!
    vostok
  6. Роман Дмитриев 27 июня 2012 14:36
    Да хоть Гастелло, хоть Маслов, хоть другой лётчик, хоть пехотинец, хоть танкист- все они герои. Про такие случаи (тараны) в других армиях я вообще никогда не слышал(кроме Японии конечно).
  7. atesterev 27 июня 2012 14:52
    Да какая разница, кто был первым, вторым или третим! Главное что эти люди СПАСАЛИ СТРАНУ!!! И ИМ надо отдать дОлжное!!!
  8. wbigfire 27 июня 2012 15:26
    В музее Великой Отечественной Войны в г. Минске экскурсоводы рассказывают правдивую историю подвигов обоих летчиков - и Гастелло и Маслова. А про фрагмент двигателя самолета ДБ-3Ф, который там экспонируется, так и говорят, что он от машины Маслова и ранее ошибочно считался фрагментом самолета Гастелло. Работы по поиску фрагментов самолета Гастелло музей ВОВ в Минске с помощью добровольцев и энтузиастов ведет до сих пор и, говорят, что есть вероятность найти.
    А памяти, славы и уважения достойны оба пилота, как и тысячи других летчиков тех лихих времен.
  9. Андрей77 27 июня 2012 18:43
    До 1996г. (!) власть не решалась признать свою ошибку. А коммунистическая - не признала до своего падения. Позор!
  10. gfd11120 27 июня 2012 19:46
    Тяжело из памяти заложеной в детстве вычеркнуть подвиг Гастелло, в детстве просто восхищались героями, пусть они ими останутся навсегда .
    gfd11120
  11. OdinPlys 28 июня 2012 08:06
    Память всем воинам...Победителям...
    OdinPlys
  12. Дядька 28 июня 2012 21:54
    Мёртвому земная слава не нужна, о его небесной славе мы ничего не знаем, но догадываемся, что Господь принял его в свои обители. Примеров, подобных этому, полно, пионеры-герои, комсомольцы -подпольщики, когда события трактовались не точно, фамилии менялись, но сам факт подвига был, и не так важно, как фамилия героя. Гастелло - красивая фамилия, по тому и взяли её, а не Маслова.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня