Семейство амфибийных машин FNSS ZAHA (Турция)

22
В настоящее время Турция строит свой первый универсальный десантный корабль. Будущий УДК TCG Anadolu (L-408) нуждается в специализированной бронетехнике для перевозки и высадки личного состава. Перспективные бронемашины для десанта разрабатываются в рамках программы Zırhlı Amfibi Hücum Araçları или ZAHA. Недавно турецкая промышленность представила опытный образец одной из машин будущего семейства. Первым появился линейный бронетранспортер-амфибия, которому предстоит стать основой для двух других машин.

Цели и планы


В апреле 2016 г. состоялась закладка первого турецкого УДК. Корабль TCG Anadolu (L-408) должен будет войти в состав ВМС не позднее начала двадцатых годов. Позже, в марте 2017-го была запущена разработка новых образцов бронетехники, предназначенных для эксплуатации на будущем УДК.





Создание новой техники поручили компании FNSS Savunma Sistemleri – совместному предприятию, основанному турецким холдингом Nurol и международной организацией BAE Systems. Тем же контрактом задавались сроки и объемы выполнения работ. Новое семейство техники обозначили как ZAHA (Zırhlı Amfibi Hücum Araçları – «Бронемашина-амфибия»). В англоязычных материалах фигурирует равнозначное обозначение MAV – Marine Assault Vehicle.

В соответствии с заказом, в 2021 году компания-подрядчик должна передать военно-морским силам 27 амфибийных бронемашин нового семейства. 23 единицы выполнят в конфигурации линейного транспортера. Также требуется строительство двух командно-штабных и двух ремонтно-эвакуационных машин. Такой комплект техники закроет потребности строящегося УДК.

1 мая на выставке IDEF-2019 компания FNSS Savunma Sistemleri впервые представила опытный образец линейного бронетранспортера ZAHA. В ближайшем будущем он пройдет испытания, а затем на его базе построят две другие требуемые машины. В следующие годы планируется наладить серийную сборку техники для выполнения имеющегося контракта.

AAV7 по-турецки


Доля в FNSS Savunma Sistemleri принадлежит компании BAE Systems, ныне выпускающей амфибийный транспортер AAV7. Конструкция последнего легла в основу будущих бронемашин для ВМС Турции. Общая архитектура новой машины ZAHA заимствуется у старого образца, однако бронекорпус, силовой агрегат и ходовая часть прошли самую серьезную переработку. Это позволило улучшить основные характеристики, а также обеспечить некоторый модернизационный потенциал.



Бронекорпус БТР ZAHA похож на базовую конструкцию, но имеет существенные отличия. Он выполнен из алюминиево-магниевого сплава и содержит керамические вставки. Присутствуют элементы противоминной защиты Лобовые и бортовые проекции прикрыты накладными элементами. Заявлено общее повышение уровня защиты. Корпус с дополнительными модулями обеспечивает защиту от бронебойных пуль калибром до 14,5 мм.

ZAHA получает двигатель Caterpillar С13 мощностью 600 л.с. и автоматическую трансмиссию Alisson. Ходовая часть сохранила прежнюю архитектуру с шестью опорными катками и торсионной подвеской, но ее детали были усилены. В корме помещены два водометных движителя. Для плавания при волнении на уровне 2-4 баллов могут использоваться съемные воздухопитающие трубы.

Проект предусматривает применение полноценной боевой информационно-управляющей системы разработки компании Aselsan, объединяющей различные устройства. Набор комбинированных камер обеспечивает круговой обзор, имеются приборы управления боевым модулем. БИУС также включает современные средства связи и управления.

Семейство амфибийных машин FNSS ZAHA (Турция)


На крыше машины могут монтироваться разные боевые модули. Опытный образец получил изделие от FNSS с качающейся установкой под 40-мм автоматический гранатомет и крупнокалиберный пулемет. Модуль управляется дистанционно с рабочего места оператора.

Экипаж линейного БТР ZAHA состоит из трех человек и помещается в передней части корпуса, рядом с моторно-трансмиссионным отделением. Центральная и кормовая части корпуса отданы под десантный отсек с 21 местом для солдат. Сохранены люки в крыше и кормовая аппарель.

Габариты ZAHA соответствуют размерам AAV7. Боевая масса – не более 30 т. Обеспечена высокая подвижность на суше и на воде. Так, водометы разгоняют транспортер до 6-7 км/ч.

Три модификации


Согласно контракту 2017 года, компания FNSS Savunma Sistemleri должна создать и поставить в серию три версии амфибийного транспортера ZAHA / MAV. Наиболее массовой станет линейный бронетранспортер – такую машину уже показали общественности. Командно-штабная и ремонтно-эвакуационная машина пока не демонстрировались и, вероятно, еще не существуют в металле.



Более того, компания-разработчик пока не спешит публиковать даже технические подробности. Пока ясно лишь то, что КШМ типа ZAHA будет иметь минимальные конструктивные отличия от БТР. В ее случае десантное отделение отдадут под размещение автоматизированных рабочих мест для командиров и связистов.

БРЭМ типа ZAHA должна будет получить набор оборудования для буксировки поврежденной техники и самостоятельного выполнения ремонтных работ. На ее крыше установят подъемный кран, а в десантном отделении организуют некое подобие мастерской.

БТР, КШМ и БРЭМ строятся на общем шасси и в унифицированном корпусе. Это упрощает все этапы разработки и строительства, а также должно положительно сказаться на эксплуатации и боевом применении. Унификация приобретает особое значение в свете малого количества заказанных машин. ВМС Турции желают получить менее трех десятков ZAHA / MAV, и создание своей платформы под каждый образец оказывается бессмысленным.



Ближайшее будущее


В течение нескольких следующих лет турецкий флот получит свой первый УДК, и для него будет построено 27 амфибийных бронемашин трех типов. Ожидается, что корабль и его бронетехника серьезно расширят десантный потенциал ВМС Турции. Впрочем, реальный рост боеспособности десантных сил будет ограничен количеством новых образцов.

Компания-разработчик уже раскрывает свои планы на отдаленное будущее. Пока она планирует заниматься существующим заказом, а в дальнейшем надеется получить новые. По-видимому, возможность появления нового контракта на бронемашины ZAHA прямо связана с развитием десантного флота и строительством следующего УДК. Для гипотетического нового десантного корабля могут понадобиться еще три десятка единиц техники – бронетранспортеров, КШМ и БРЭМ.

Также FNSS Savunma Sistemleri рассчитывает на получение заказов от зарубежных армий. Международный рынок десантно-высадочных средств не отличается большими размерами, но и на нем можно получать выгодные контракты. Разработка полностью новых образцов или улучшенной техники на базе существующей серьезно повышает шансы производителей на получение заказов.



Таким образом, судьба проекта ZAHA уже определена на ближайшие несколько лет и пока является поводом для оптимизма. Компания-разработчик уже имеет заказ на проведение опытно-конструкторских работ и серийную постройку 27 машин трех модификаций. В дальнейшем возможно появление второго подобного заказа в интересах ВМС Турции. Не исключается и поставка техники на экспорт.

Некоторые выводы


Появление УДК TCG Anadolu (L-408) и специализированной бронетехники для него станет большим шагом в развитии турецких вооруженных сил. Пока в составе ВМС Турции имеются только танкодесантные корабли нескольких типов, а морской пехоте приходится использовать бронетранспортеры M113. После получения новых образцов десантные силы Турции будут более полно соответствовать современным взглядам и теориям. Таким образом, проект ZAHA решит актуальные задачи в контексте перевооружения флота.

Компания FNSS Savunma Sistemleri планирует в дальнейшем вывести свои ZAHA / MAV на международный рынок. Здесь проявляется любопытная особенность проекта. В коммерческом отношении ZAHA является прямым конкурентом американского БТР AAV7. Однако турецкая машина разрабатывалась при содействии компании BAE Systems, ныне выпускающей AAV7. Таким образом, производитель более старого образца не пострадает от экспорта турецких ZAHA.

Турецкие ВМС не являются лидерами в сфере десантных сил, но военное и политическое руководство страны принимает меры для исправления такого положения дел. Стоится новый корабль, под который делается перспективная техника. Подобные программы модернизации ВМС и морской пехоты не отличаются высокой скоростью, но имеют большое значение для обороноспособности, а в перспективе и для заработка на международном рынке вооружений.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 мая 2019 06:57
    Вызывает двойственные чувства. С одной стороны, вещь нужная, но габариты.... Опонентам, которые скажут, что это только для большей остойчивости, хочу напомнить, что машина бронированная. Значит, предполагается и огневое воздействие. И, кстати, обратите внимание на бронирование против 14,5 мм. Калибр советских/наших БТР...
    1. +5
      17 мая 2019 08:18
      Габариты неизбежны. БМП-3 маленькая, но бросать ее амфибийно = лучше в полный штиль. Иначе будут очень большие проблемы с переходом.

      Турки сделали свой AAV7 = то есть взяли лучшую амфибию на сегодня, с опытом применения от позднего Вьетнама до наших дней. Во всех боевых конфликтах включая даже Фолкленды (на аргентинской стороне).




      1. -2
        17 мая 2019 09:17
        Цитата: donavi49
        БМП-3 маленькая, но бросать ее амфибийно = лучше в полный штиль. Иначе будут очень большие проблемы с переходом.

        Там нет непреодолимых проблем.

        Цитата: donavi49
        Турки сделали свой AAV7 = то есть взяли лучшую амфибию на сегодня

        Гроб. Яркий образец "универсальности"- хуже практически всех катеров на море и хуже практически всех ББМ на суше
        1. +3
          17 мая 2019 20:38
          Там нет непреодолимых проблем.


          У БМП нет непреодолимых проблем? Ну да, корпус поменять на другой, мотор чтобы мог хотя бы три часа на полных оборотах без перегрева молотить хотя бы, да топлива на 15 км по воде+100 по суше. Обеспечить ход против волны до трёх баллов. Делов-то...

          Гроб. Яркий образец "универсальности"


          Этот гроб бронирован куда лучше чем любой наш БТР, кроме экспериментального БТР-90, который не стали производить, и лучше, чем БМП-1,2.
          Кроме того это как раз не универсальная, а узкоспециализированная машина, созданная для по большому счёту одной задачи.

          хуже практически всех катеров на море и хуже практически всех ББМ на суше


          Если стоит задача высадиться на плав вне зоны визуального наблюдения противника, подойти к берегу будучи развёрнутыми в боевой порядок, иметь возможность обманного манёвра (выхода к ложному участку десантирования, отвороту и переходу по воде к реальному), и прохода простреливаемого пляжа на ходу, без спешивания пехоты, то альтернативы тупо НЕТ.
          1. 0
            18 мая 2019 17:21
            Цитата: timokhin-a-a
            Этот гроб бронирован куда лучше чем любой наш БТР

            Естественно. Ведь "наши БТР" и не планировали под огонь пускать.

            Цитата: timokhin-a-a
            то альтернативы тупо НЕТ.

            У западной школы с принципиальным отсутствием возможности перемещения БМП на плаву- может быть. "На безрыбье и рак рыба". Но ведь это не делает рака рыбой, не так ли?

            Цитата: timokhin-a-a
            У БМП нет непреодолимых проблем?

            У какой из них?
            1. 0
              18 мая 2019 19:39
              "На безрыбье и рак рыба". Но ведь это не делает рака рыбой, не так ли?


              У Вас извращённый взгляд на вещи.

              Поставить на ААV пушку - не проблема ни разу, была бы необходимость.
              Вот с Бушмастером, например.

              Броня с новой керамической броней там и так примерно на уровне БМП-3, может местами чуть похуже.

              Зато есть мореходность, которая абсолютно недостижима ни для какой из существующих БМП, равно как и для гипотетических машин на их базе.
              И, соответственно, возможность загоризонтной высадки, без риска для десантного корабля.
              1. 0
                18 мая 2019 19:50
                Цитата: timokhin-a-a
                Поставить на ААV пушку - не проблема ни разу

                Можно. Но это не сделает этого уродца ни нормальным катером, ни нормальной БМП.

                Цитата: timokhin-a-a
                Зато есть мореходность, которая абсолютно недостижима ни для какой из существующих БМП

                Не факт. Советским БМПшкам никто мореходность повышать не собирался. Ну а остальные попросту плавать не умеют. Кроме разве что К-21, но надувные подушки это несерьёзно
        2. 0
          18 мая 2019 07:24
          Цитата: Лопатов
          Гроб. Яркий образец "универсальности"- хуже практически всех катеров на море и хуже практически всех ББМ на суше

          Все так, но вот у уреса воды, где еще не суша и уже не вода - такая машина - король положения.
  2. 0
    17 мая 2019 08:31
    Оригинально размещены водометные движетели, по бортам выше гусениц. Большой сарай, промахнуться тяжело.
    1. -1
      17 мая 2019 09:20
      Сравним сараи?
      Высота ZAHA / MAV со всеми башеньками и приборами, кроме антенн 3,3 м. Высота БМП Б-11 на базе Курганец-25, башеньками и приборами, кроме антенн 3,29 м (по прицел командира) Не понял значение "по прицел" - это под или над, или посерёдке?
      ZAHA / MAV предназначен для первой, огневой, фазы десанта, завоевание, удержания плаца и беготни по-перевозки Ж/С и боезапаса и материала между плавбазой и берегом, ну, и медицина. Потом другие работают.
      БМП Б-11 предназначен для долговременных фронтовых боевых действий.
      "промахнуться тяжело"? Одно дело, раз выстрелить из засады, а потом быстро перейти в разряд "груз 200" или, в лучшем случае, "груз 300". И совсем другое дело целиться и стрелять в бою, когда около тебя, чего-и свистит, и бичём хлопает и плюхи разные около тебя падают аж всего тебя и лежащего, волнами по земле волочит.
      1. +1
        17 мая 2019 10:19
        Цитата: R.L.
        Высота ZAHA / MAV со всеми башеньками и приборами, кроме антенн 3,3 м. Высота БМП Б-11 на базе Курганец-25, башеньками и приборами, кроме антенн 3,29 м (по прицел командира)

        Мягко говоря, неравнозначное сравнение... Причём 3.3 это высота совсем другой машины.
        1. 0
          17 мая 2019 13:31
          Именно - аппараты для разных целей созданы. И, к тому, ZAHA / MAV ещё И ПЛАВАЕТ, до 3-х баллов, если не ошибаюсь.
          1. 0
            17 мая 2019 13:37
            Цитата: R.L.
            ZAHA / MAV ещё И ПЛАВАЕТ

            у "Курганца" скорость на плаву 10 км/ч
            1. 0
              17 мая 2019 14:17
              Не совсем понятно. Курганец-25 и ему подобные, умеют плавать?
              1. 0
                17 мая 2019 15:19
                Ну да, иначе зачем ему водомёты в корме, прикрытые крышками?
            2. 0
              17 мая 2019 20:42
              На нулевой волне. А на трёх баллах?
              1. 0
                18 мая 2019 17:23
                8)))))))))))))))))))
                Уважаемый, ну это уже совсем перебор. Вы мореходность "Курганца" как определили? По фотографии?
                1. 0
                  18 мая 2019 19:42
                  Можно и по фотографии. В данном случае.
                  1. 0
                    18 мая 2019 20:11
                    Цитата: timokhin-a-a
                    Можно и по фотографии. В данном случае.

                    8))))))))))))))))))))))))))))))))))
                    Без комментариев
                    Особенно если учесть, что в Сети нет фотографий с "Курганцем" на плаву.
                    8)))))))))))))))))))))
    2. 0
      17 мая 2019 20:45
      Правда? Фото ZAHA на воде у меня нет, но вот его прототип.
      По мне так весьма низенько выглядит. Особенно в ходе нормального ночного десанта, так и вообще хорошо.

      1. -2
        19 мая 2019 23:25
        Правда?
        Вы для кого стараетесь? Вы не заметили, что на данном ресурсе, даже количество комментариев стало минимум в 2 раза меньше, чем скажем даже год назад. Кроме УРАшников и кучки привет семёныч, на те плюс, тут почти ни кого не осталось. Пустое это дело. Особенно с Лопатовым))
  3. 0
    9 августа 2019 08:43
    А что у нас ? Какие планы, достижения, фантазии. Все таки четыре флота.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»