Оружие Второй мировой. Авиационные пулемёты

Какой из пулемётов, перечисленных в статье, можно назвать лучшим?

Type 89-2 - 0 (0%)
0%
Vickers E - 0 (0%)
0%
Breda-SAFAT - 1 (0.56%)
0.56%
МАС 1934А - 0 (0%)
0%
MG-131/8 - 38 (21.23%)
21.23%
ШКАС - 113 (63.13%)
63.13%
Browning 0.30 М2-AN - 27 (15.08%)
15.08%
Первое, с чего решили начать, – с авиационных пулеметов. Да, если говорить о самолете, то он – очень сложная штука и состоит из многих частей. В сфере нашего рассмотрения будут двигатели и вооружение.


Начнем с вооружения и с пулеметов винтовочного калибра. Понятно, потому, что пулемет был основной всего. А крупнокалиберные пулеметы и пушки – это уже вторично. Хотя не менее интересно.

Оружие Второй мировой. Авиационные пулемёты


Но на момент начала Второй мировой войны основные массы истребителей всех стран бодро так тарахтели пулеметами винтовочных калибров. Да, у кого были пушки, те были с пушками. Но пулемет винтовочного калибра – непременный и обязательный атрибут того времени. Так что начнем с них.

Умышленно мы не станем расставлять их, разделяя на лучший/худший. Давайте это сделаете вы.

Итак, начали!

1. ШКАС. СССР


ШКАС многие считают достижением отечественной конструкторской оружейной школы. И не без оснований. Да, за годы, прошедшие с момента создания пулемета, количество легенд и сказок о ШКАСе просто изумляет, что количественно, что качественно.



Но о легендах мы поговорим в другой раз, сейчас же отметим, что действительно, по некоторым параметрам и конструктивным решениям пулемет был более чем выдающийся. Невероятную по тем временам скорострельность обеспечивала именно барабанная система подачи патронов, придуманная Шпитальным. Основное же большинство узлов оружия сконструировал тульский инженер-оружейник дореволюционной школы Иринарх Андреевич Комарицкий.

Пулемет Шпитального и Комарицкого серьезно отличался от классических схем того времени. Главная изюминка – это то, что разработчики смогли превратить главное неудобство устаревшего отечественного патрона с фланцем-закраиной в достоинство.

Именно благодаря наличию фланца патрон мог прокатываться по винтовой канавке барабана и его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов.

ШКАС был универсальным пулеметом. К 1934 году были освоены крыльевая и турельная версии, а с 1938 на самолеты начали устанавливать и синхронную модель.

Применение синхронизатора несколько снижало скорострельность, до 1650 выстрелов в минуту, крыльевая и турельная версия имели скорострельность 1800-1850 выстрелов в минуту. Зато на синхронном варианте для компенсации удлинили ствол на 150 мм, что дало более хорошую баллистику.

Достоинства: лучшая скорострельность на тот момент в мире, хорошая баллистика патрона.

Недостатки: сложная конструкция и высокая стоимость. Пулемет был весьма капризен к загрязнениям, существовало более 30 видов задержек при стрельбе.


2. Browning 0.30 М2-AN. США


Жаль, конечно, что Джон Браунинг не дожил до того момента, как его детище начало торжественное шествие по странам и континентам. Но Браунинг умер в 1926 году, а пулемет встал на крыло в 1929-м.



Вообще, судьба пулемета складывалась непросто. Принятие на вооружение М2 совпало с началом Великой депрессии в США и последовавшим финансовым кризисом. Все новые военные разработки были свернуты, а производство пулеметов М2 шло неспешными темпами вплоть до начала 2-й мировой войны.

Похоже на день сегодняшний, но в другой стране, не так ли? Но да, экспорт выручил. И не просто выручил. Первыми лицензию купили бельгийцы, и FN начала выпускать пулемет FN38/39 с минимальными изменениями.

В 1935 году к бельгийцам присоединись британцы, намучавшись с «Виккерсом». Англичане изрядно поработали над пулеметом и внесли в М2 кучу изменений, в том числе подогнав под себя калибр. «Browning 0.303. Mk II» стал основой авиационного вооружения в Великобритании в годы 2-й мировой войны.

К началу 2-й мировой войны в США калибр 7,62-мм (0,3 дюйма) сочли недостаточным для вооружения самолетов. И М2 начал уступать свое место другому пулемету, «.50 Browning AN/M2».

К 1943 году 7,62-мм Browning М2-AN окончательно был отстранен от боевого применения и использовался в качестве оружия для учебных стрельб при подготовке летчиков.

Но тем не менее, он сыграл весьма значительную роль в войне, так как ВСЕ без исключения американские самолеты, выпущенные до 1941 года были вооружены этим пулеметом.

Выпуск пулемета Browning М2-AN оценивается более чем в полмиллиона штук, считая и лицензионные.

Достоинства: небольшой вес, надежность, отличная скорострельность, хорошая баллистика.

Недостатки: довольно сложная схема (Браунинг этим отличался).


3. MAC 1934. Франция


«Я его слепила!» Просто слепила, без продолжения. Пулемет весьма и весьма своеобразный, от момента начала работ и до принятия на вооружение прошло более десяти лет. Но французам нужен был пулемет для авиации, и вот…



Конструкторы из государственного арсенала Шательро решили создать новое оружие для Франции, используя наработки своей компании «Berthier» и американской «Browning».

Так в 1934 году версия пулемета MAC Mle1931 практически без изменений поступила на вооружение французской авиации под обозначением МАС 1934.

Пулемет предназначался для установки на все самолеты, но по первому времени был предназначен для установки в крыло.

Здесь французы устроили такое шоу, которое реально останется в анналах авиационной оружейной истории.

По идее конструкторов, МАС 1934А (крыльевой) должен был осуществлять боепитание из… магазинов! Для этого были спроектированы здоровенные барабанные магазины на 300 или 500 патронов. Пока что эти чудища уверенно держат (скоро 100 лет будут отмечать) первое место среди всех магазинов всех времен и народов. Никто пока не переплюнул по объему.



Понятно, что авиаконструкторы были просто счастливы придумывать для этих чудовищ всяческие обтекатели, так как эти барабаны не влезали ни в одно нормальное крыло. Или, как вариант, располагать пулеметы боком, что вызвало горячую любовь у техников-оружейников. Да, еще и привод подачи патронов был пневматическим, через зубчатую пару…

Очень интересный пулемет…

Для использования пулемета в качестве оборонительного оружия бомбардировщиков, все-таки были придуманы «крошечные» магазины на 150 и 100 патронов.

Через несколько лет, насытившись этим извращением, французы все-таки решили, что надо приколдовать ленточное питание. И тут судьба сделала им подарок в лице И-15бис с испанским летчиком, попавшим в их руки путем перелета из Испании, где заканчивалась гражданская война.

Французы тщательно изучили ШКАС и… просто содрали на 101% систему подачи патронов!

И – о чудо! – у Франции появился нормальный пулемет! Который ставился на все французские истребители и бомбардировщики до того момента, как Франция закончилась в войне. Это «Chatellerault МАС 1934 Mle39» с ленточной подачей. Использовалась как матерчатая лента, так и металлическая. В остальном – МАС 1934 и ШКАС.

Достоинства: высокая скорострельность (французские источники говорят о 1400-1500 выстр/мин, но современные специалисты утверждают, что реальные цифры – 1200-1300 выстр/мин).

Недостатки: как и все подобные конструкции не отличался надежностью.


Баллистика была средней из-за низкой начальной скорости пули, что частично компенсировалось длиной ствола, но именно частично.

4. MG-131/8. Германия


В плане пулеметов, конечно, крупнокалиберное изделие концерна «Рейнметалл» было более чем известно. Компактный крупнокалиберный авиационный пулемет MG.131 выпускался в турельном, синхронном и крыльевом вариантах.



Но мы говорим не о самом MG.131, а о MG.131/8, переходной модели калибра 7,92-мм. Переходили от пулеметов MG.15 и MG.17, от которых унаследовали конструкцию большинства узлов и принцип действия.

История доводки пулемета заняла целых три года (что для немцев в общем нехарактерно) и на вооружение пулемет поступил только в конце 1941 года.

Пулемет можно назвать оружием следующего поколения. В устройстве применили систему электровоспламенения капсюля, что заметно сказалось на скорострельности оружия. Перезарядка была дублированной электропневматической. Пулемет был реально двусторонним, то есть, путем переставления нескольких деталей, можно было изменить направление движения ленты. Электропневматический механизм заряжания тоже можно было переставлять с одной стороны на другую, что сильно облегчало жизнь при монтаже пулемета в крыльях или синхронном варианте.

Начиная с 1942 года MG.131/8 уверенно прописался в качестве синхронного пулемета под капотом истребителей «Мессершмитт» Bf-109 и «Фокке-Вульф» FW-190. Выпускался уверенными партиями до конца войны, и, если истребители постепенно перешли на крупнокалиберную версию, то в бомбардировщиках на турелях и в башенных установках MG-131/8 устанавливались до самого конца войны.

И даже после окончания производства в 1944 году (всего было выпущено более 60 тысяч штук) невостребованные в авиации пулеметы запросто переделывались в ручные и передавались в вермахт. Систему электровоспламенения пулемета менялась на стандартный ударно-спусковой механизм, пулемет комплектовали сошками и плечевым упором либо станком.

Достоинства: высокая скорострельность, отличная баллистика, лучшая начальная скорость пули, надежность.

Недостатки: тяжелый в полной комплектации с электроспуском и механизмом перезарядки и подачи.


5. Breda-SAFAT. Италия


Итальянская кузница оружия – это нечто. Это «Беретта», «Бреда», «Бенелли» и так далее. Это конструкторская Мысль высшего полета. И, честно скажем, реализация так себе. Возможно, виной итальянская безалаберность. Впрочем, судите сами.



Фирма «Società Italiana Ernesto Breda» является одной из старейших в Италии. Основана была в 1886 году в Милане. Вот только производила не оружие, а паровозы. НО вот Эрнесто Бреда решил, что не паровозом единым жив конструктор и занялся созданием оружия.

Натренировав персонал на лицензионной сборке пулемета «FIAT – Revelli» M1914, Бреда пошел дальше. И представил на суд самому Муссолини (Бреда финансировали партию фашистов, так что тут все логично) проект пулемета.

Муссолини дал команду не просто начать производство не дожидаясь результатов испытаний, но и выпускать сразу два пулемета, с разными калибрами, 7,7 и 12,7-мм. Крупнокалиберный пулемет мы рассмотрим в следующей статье (с ним все было очень печально), а вот исходный, 7,7-мм, оказался вполне себе. Изделие получило название «Breda-SAFAT».



Пулеметы Breda-SAFAT устанавливались практически на все типы производимых в Италии боевых самолетов до момента отладки крупнокалиберной версии. То есть, до 1942 года. Но то, что было нормально для 30-х годов (2 синхронных пулемета 7,7-мм), с начала войны стало вообще ничем.

Вообще, итальянцам не повезло. 7,7-мм пулеметы быстро сошли со сцены в начале войны, а с дальнейшими разработками по более крупным калибрам просто не успели, и война для Италии закончилась.

Но на земле пулеметы Breda-SAFAT, как это ни странно, прослужили до 70-х годов прошлого века в качестве зенитных.

Достоинства: надежность и безотказность.

Недостатки: слабая баллистика, низкая начальная скорость пули.


6. Vickers E. Великобритания


Этого пулемета было выпущено много. По разным оценкам не менее 100 тысяч. Но война – это не только количество, но и качество. А здесь у нас двояко.



Когда-то, в конце 19 – начале 20 века, английское вооружение считалось лучшим в мире, однако английский консерватизм сгубил многое, в том числе и это. Английские оружейники все-таки были во многом передовыми ребятами, придумав рассыпную пулеметную ленту, гидравлический синхронизатор и оборонительную турель для бомбардировщиков, так называемое "Кольцо Скарффа". А вот пулеметы… Да, надежный и безотказный Vickers Mk.I был, но все-таки это по сути доработанный "Максим".

В самом начале 20-го века британская корпорация Vickers выкупила патенты американского инженера Хайрема Максима. Доведя пулемет до совершенства с присущей британцам тщательностью, британская армия приняла на вооружение Vickers Mk.I.

Жизнь пулемета в серии модификаций оказалась весьма долгой. Но парадокс, в самой Британии он не прижился. Британское военное ведомство предпочло наладить лицензионный выпуск пулемета «Браунинга».

А «Викерсу» была уготована довольно долгая жизнь в лицензионном исполнении. Польские, чешские, австралийские и японские пулеметы с большей или меньшей степенью успеха провоевали почти всю войну.

Достоинства: простота, надежность.

Недостатки: низкий темп стрельбы, не самая лучшая баллистика.


7. Type 89-2. Япония


Япония стала жертвой своей дружбы с Великобританией. Роль основного авиационного пулемета в довоенный период прочно занял «Vickers class E» калибра 7,7 мм, экспортная версия «Vickers Mk.V».



Морская авиация также приняла на вооружение своих самолетов «Виккерсы». Стоит вспомнить, что в отличие от многих стран в Японии морская авиация представляла собой отдельную силу. Минусом было то, что помимо пулеметов японские силы вынуждено закупали и боеприпасы к ним. Японская авиация очень сильно зависела от импорта.

С 1929 по 1932 год пулемет «Виккерс Е» выпускался под обозначением «Тип 89 модель 1». Но позже он был заменен на новую модель «Тип 89 модель 2», в которой было возможно применение и старого патрона «Тип 89», и нового «Тип 92».

Пулемет «Тип 89 модель 2» выпускался большими сериями до самого конца Второй мировой войны. Понятно, что даже на начало войны пулемет не удовлетворял современным требованиям. Но консервативность японцев вполне сопоставима с консерватизмом британцев, поэтому «Тип 89 модель 2» провоевал до самого конца Японии.

Пулемет использовался в синхронных установках японских истребителей и легких бомбардировщиков практически всех типов. Его главной «фишкой» было то, что в синхронном исполнении он почти не терял в темпе стрельбы в сравнении с крыльевой версией.

Морская авиация использовала тот же пулемет одновременно с сухопутными коллегами, но в отличие от них лицензионными соглашениями вообще не заморачиваясь. До 1936 года японские морские летчики использовали покупные пулеметы, и только после наладили выпуск пулемета «Тип 97», который мало чем отличался от «Тип 89 модель 2».

Достоинства: надежность и практичность «Викерса».

Недостатки: недостатки «Викерса».




И кто был лучшим?

Источники:
Евгений Аранов. Авиационные пулеметы Браунинга.
Александр Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Авиационное вооружение Германии.
Автор:
Использованы фотографии:
alternathistory.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. нафанаил 19 мая 2019 05:24 Новый
    • 4
    • 4
    0
    Вообще то -если не врут-в приёмной гитлера стоял ШКАС.. как укор немецким оружейникам не сумевшим создать нечто подобное
    1. BORMAN82 19 мая 2019 07:01 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      Цитата: нафанаил
      как укор немецким оружейникам не сумевшим создать нечто подобное

      С 1938г немцы серийно выпускали пулемет MG.81 имевший скорострельность более 1600м/мин и вес 6,5кг.
    2. пищак 19 мая 2019 10:10 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Цитата: нафанаил
      Вообще то -если не врут-в приёмной гитлера стоял ШКАС.. как укор немецким оружейникам не сумевшим создать нечто подобное

      hi Если не врут, то про якобы обнаруженный "ШКАС, под стеклом и с "укоряющей надписью фюрера", в гитлеровской рейхсканцелярии"-это лишь "расСказки" самого Бориса Гавриловича Шпитального?!
      Впервые узнал об этой якобы "рейхсканцелярности" из журнала "Техника-Молодежи" 1973 года, цикла статей о советском стрелковом оружии, редактируемой самим Б.Г. Шпитальным-все остальные, ироничные и неироничные, источники этой "байки( имхо)" так или иначе ссылаются на того же автора!
      Выжившие и оставившие свои воспоминания, штурманы самолётов МБР-2 и ДБ-3(3Ф-Ил-4), которым приходилось использовать турельные пулемёты ШКАС, даже в цензурированной советской мемуарной литературе отмечали их склонность к частым отказам в самые ответственные и напряжённые моменты воздушного боя( очевидно стоившие жизни тем многим, кто уже не смог оставить мемуаров?!).
    3. sh3roman 25 мая 2019 21:38 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Брехня,ничем и никем не подтвержденная,появилась в книге оружие победы
  2. амурец 19 мая 2019 06:32 Новый
    • 8
    • 0
    +8
    Недостатки: сложная конструкция и высокая стоимость. Пулемет был весьма капризен к загрязнениям, существовало более 30 видов задержек при стрельбе.
    И ШКАС требовал специальные патроны.
    "Задержки, которые возникали при стрельбе из ШКАСа обыкновенными патронами (демонтаж и излом патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава) были вызваны именно инерционными перегрузками. Устранение большинства из вышеперечисленных задержек требовало разборки пулемёта, что во время полёта, естественно, невозможно. Несовершенство патронов ставило под угрозу жизнь лётчика и выполнение боевой задачи. Прекрасно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло – довольно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: необходимы специальные авиационные патроны. За их разработку взялся коллектив конструкторов, возглавляемый Н. М. Елизаровым. К середине 30-х годов работа была завершена и, в результате, появились 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС." http://weaponland.ru/publ/patrony_dlja_sverkhpulemjota/13-1-0-779
    1. КЕРМЕТ 19 мая 2019 09:37 Новый
      • 6
      • 2
      +4
      В итоге ШКАС сложно назвать удачным пулеметом-была задача создать пулемёт под существовавший патрон с закраиной, из-за этого пошли на усложнение конструкции, которая не прибавляла надёжности, а в итоге с обычным винтовочным патроном этот пулемёт толком и не работал....
  3. mr.ZinGer 19 мая 2019 06:48 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Авторы до безобразия лаконичны. Жду комментариев.
    P.S. качество авиационного оружия по моему у Шаврова оценивалось как отношение секундного залпа к массе оружия.
    1. Вишневая девятка 19 мая 2019 11:23 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: mr.ZinGer
      качество авиационного оружия по моему у Шаврова оценивалось как отношение секундного залпа к массе оружия.

      Слишком просто.
      1. Оружие начинается с патрона. Про патроны полслова. Краем вылез рант советской (русской) гильзы, вообще не упомянута аналогичная проблема английского патрона. Когда авторы доберутся до ККП, такой подход будет совсем уж кислым.
      2. Надежность. Возможно, главная характеристика оружия. Посредственный образец с абсолютной надежностью всегда будет более предпочтительным, чем вундервафель с одной задержкой на 200 выстрелов. Тут и само оружие, и установка систем перезарядки.
      3. Применительно к авиационному оружию. Синхронизация. Упомянутые системы по-разному теряют темп стрельбы при синхронизации. Это влияет на выбор центральной или крыльевой схемы расположения вооружения.
  4. Undecim 19 мая 2019 08:56 Новый
    • 6
    • 1
    +5
    Французы тщательно изучили ШКАС и… просто содрали на 101% систему подачи патронов!
    Хотелось бы задать авторам вопрос - где еще кроме статьи на "Уголке неба" они встречали подобное утверждение.

    Работа револьверного механизма подачи пулемета ШКАС основывалась на гильзе с закраиной.
    Французский патрон 7,5 × 54 мм MAS как видно на фото, закраины не имел. Посему скопировать механизм подачи тут не получится. Да это и не надо. Бесфланцевая гильза позволяет решить вопрос скорострельности и без такиз ухищрений.
    1. Undecim 19 мая 2019 09:06 Новый
      • 5
      • 0
      +5

      Так выглядит револьверный механизм подачи пулемета ШКАС
      1. Undecim 19 мая 2019 09:10 Новый
        • 4
        • 0
        +4

        А так механизм подачи французского пулемета.
    2. пищак 19 мая 2019 10:25 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      hi Честно говоря, меня тоже эта фразочка про 101% скопированную шкассовскую систему подачи патронов ввела в кратковременный ступор-от множества нахлынувших вариантов такого её вероятного использования и технологии изготовления сопрягаемых поверхностей( вместо технологичной и устойчивой к повреждениям внутренней канавки под рант, имеющих очень непрочный и во многом нетехнологичный тонкий винтовой выступ под проточку гильзы). Вплоть до предположений о спецфабрикации французами своего старинного рантового лебелевского патрона, но с усиленным креплением пули и повышенной чувствительностью капсюльного состава! Может так и было?! smile
  5. bionik 19 мая 2019 09:24 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    надежный и безотказный Vickers Mk.I был, но все-таки это по сути доработанный "Максим".
    В СССР тоже был так скажем " рестайлинг" пулемета" Максима" это ПВ-1 выпускался до 1940 года.В конструкции Надашкевича была сохранена автоматика "максима" (использовалась энергия отдачи при коротком ходе ствола). Авиационный пулемет отличался от станкового меньшим весом, достигнутым за счет обточки ствола, введением воздушного охлаждения и системой питания, предназначенной для стрельбы из металлической звеньевой ленты. Спусковой механизм был приспособлен для синхронной стрельбы. Для увеличения темпа стрельбы пулемета уменьшен диаметр втулки надульника и введена буферная пружина, сообщавшая дополнительную скорость подвижной системе при движении ее вперед и принимавшая на себя удар при ее отходе. Пружинный буфер был впервые применен в авиационном пулемете как у нас, так и за рубежом. В результате конструктивных изменений, введенных в пулемет, темп стрельбы повысился с 600 до 750 выстрелов в минуту.
  6. тлауикол 19 мая 2019 10:43 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    хорошо бы голосовалку в конце статей размещать
    1. Kuroneko 19 мая 2019 15:32 Новый
      • 1
      • 1
      0
      Это технически невозможно на данном движке сайта.
      1. тлауикол 19 мая 2019 16:27 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Жаль, ведь большинство голосует даже не разобравшись в ттх и не читая
  7. Fotoceva62 19 мая 2019 10:57 Новый
    • 4
    • 2
    +2
    Шкас наиболее совершенный образец(моё мнение).Спец. патроны для него?,порождение проблем нашей промышленности... ПВ-1,Браунинг,виккерс,как и японца стоит наверное сравнивать отдельно,как клоны максима. Да и где "ДА"?
    Статья не полная малоинформативная. На фото ПВ-1.
  8. san4es 19 мая 2019 12:02 Новый
    • 1
    • 0
    +1

    hi ........Browning MKII vs. Vickers
    ...Почему-то не сказано про Browning М2 50 cal.

    ...в В-17, их 12 шт. было................ soldier
    1. san4es 19 мая 2019 12:19 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: san4es
      ...Почему-то не сказано про Browning М2 50 cal.

      feel ...Был не внимателен...Крупный калибр -- "в следующий раз".
  9. bars1 19 мая 2019 12:13 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    А почему в статье не говориться ничего о MG-81, MG-17?!
  10. Narak-zempo 19 мая 2019 13:54 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Пулемет Шпитального и Комарицкого серьезно отличался от классических схем того времени. Главная изюминка – это то, что разработчики смогли превратить главное неудобство устаревшего отечественного патрона с фланцем-закраиной в достоинство.

    Именно благодаря наличию фланца патрон мог прокатываться по винтовой канавке барабана и его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов.

    Сомнительное достоинство. Растягивать извлечение из ленты пришлось потому, что фланец не давал подавать патрон из звена вперёд, а при рывке назад с такой скоростью происходило распатронирование или даже разрыв гильзы. Но даже и растягивание не помогало - пришлось делать патроны со стальной гильзой и усиленным дульцем. Потом, с введением синхронизатора, оказалось, что выстрел не всегда происходит недостаточно быстро, и пришлось отбирать особо качественные патроны для синхронного варианта и маркировать особым образом. Так что основной цели, ради которой усложняли конструкцию - унификации по боеприпасам с другим стрелковым оружием - не добились.
  11. Undecim 19 мая 2019 14:08 Новый
    • 14
    • 1
    +13
    Да, замах был "рублевый". Авторы репрезентовали терабайты информации о вооружении периода второй мировой, у народа потекли слюнки в предвкушении ппотребления этих террабайтов...
    Первым на стол решили подать авиационные пулеметы винтовочного калибра. Совершенно правомерно.
    Учитывая разнообразие образцов, напрашивается несколько частей, каждая из которых посвящена какой то стране, так как на этой ниве даже Швейцария и Чехословакия отметились интересными образцами, а уж ведущие авиационные державы имели таковых по нескольку штук.
    Увы и ах! Вместо ожидаемых террабайтов читатели получили предельно "усушеный и утрушеный" пересказ статей с "Уголка неба", разбавленный авторскими эмоциональными эскападами и совершенно непонятно по каким критериям составленный для "голосования" список, в котором германские авиационные пулеметы винтовочного калибра не представлены вообще. Пулеметы MG15, MG17, MG81 отсутствует. Зато присутствует MG 131/8, который к пулеметам винтовочного калибра никак отнести нельзя ввиду того, что он был спроектирован под патрон 7,92 x 82 мм, представлявший собой модификацию штатной гильзы 13х64, обжатой до винтовочной 7.92-мм пули. При сохранении порохового заряда от крупнокалиберного оружия, масса пули была снижена в 3.5 раза - 11.55 г вместо 38 граммов. Таким образом достигалось значительное увеличение начальной скорости (1130 - 1160 м/с) и прицельной дальности оружия. Эдакий гибрид.
    Из "соревнования" исключили многие образцы, оставив по совершенно непонятным критериям семь штук. А "дисквалифицированные" чем хуже?
    Особо хочу отметить в источниках наличие знаменитого компилятора Широкорада, ибо к специалистам в области авиационных вооружений он не относится вообще. Он от них далек.
    Так что терабайтная мегаинтрига закончилась мегапшиком. Если дело пойдет так и дальше - можно смело "сворачивать надежды".
    1. Kuroneko 19 мая 2019 15:36 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Undecim
      Из "соревнования" исключили многие образцы, оставив по совершенно непонятным критериям семь штук. А "дисквалифицированные" чем хуже?

      Кстати, на эту тему тоже хотел сказать пару ласковых, но вводная к голосовалке сформулирована довольно хитро:
      Какой из пулемётов, перечисленных в статье, можно назвать лучшим?

      Так что подумал и не стал ничего писать.
  12. Undecim 19 мая 2019 18:44 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Интересный момент об авиационных пулеметах.
    В 2011 году возле ирландского городка Донегол в торфяном болоте был найден истребитель "Спитфайр", потерпевший аварию в 1941 году. У самолета заглох двигатель, пилот выпрыгнул с парашютом, машина упала в болото и разбилась, так что доставали из болота самолет по частям.
    Извлекли и все пулеметы Browning .303 Mark II, которыми "Спитфайры" вооружались.

    Ирландские военные решили проверить, будут ли пулеметы стрелять.
    Из найденных шести собрали один, который работал, как новый.
    1. Undecim 19 мая 2019 18:50 Новый
      • 2
      • 0
      +2

      Это собранный из деталей шести пулеметов Browning .303 Mark II на импровизированном станке во время пробных стрельб.
      1. Blue Fox 19 мая 2019 19:26 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Про пулемёты не скажу, а вот пример, когда наш УБТ с Ил-4 сбитого в Карелии функционировал знаю от людей которые с ним ещё в 70-х начинали работать.
        А ШКАС люблю, хотя бы за то, что он сужает круг поиска при обсуждении версий для идентификации самолёта во время поисковых работ.

  13. Джон22 19 мая 2019 21:41 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Статья, как информация нужная и интересная, но поверхностная и не доработанная. Объём маловат. Подскажите, как прикрепить фотографии!
    1. Альф 19 мая 2019 22:13 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Нажимаете Ответить.Выскакивает пиктограмма Прямоугольник с горой, нажимаете на нее, выскакивает окно с предложением загрузить картинку из Сети с введением URL и Загрузить с компьютера. Выбираете второе, указываете путь из какой библиотеки загрузить, ставите галочку Сохранить и нажимаете Ввод.
      Уф, дольше писать, чем грузить картинку.
  14. Dzafdet 20 мая 2019 07:50 Новый
    • 1
    • 1
    0
    ШКАС у Гитлера был под стеклом с надписью : КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ПУЛЕМЁТЫ !
  15. Замах, в смысле замысел, был на миллион,
    а удар, в смысле по факту,- на рубль!
    Обещан был грандиозный цикл статей.
    Но судя по первой, которую иначе как ликбезом, да и то не по всем образцам( где ДА, к примеру) не назовешь,- нас ждет впереди разочарование.
    Рад бы ошибаться...