Военное обозрение

Самоходка от авиастроителей. Проект АСУ-57 ОКБ-115

47
Во второй половине сороковых годов стартовала разработка новых образцов военной техники, предназначенной для воздушно-десантных войск. Среди прочего, ВДВ нуждались в легких десантируемых артиллерийских самоходках. В кратчайшие сроки были предложены несколько подобных машин с разным вооружением. Одним из самых интересных образцов оказалась машина АСУ-57, разработанная в ОКБ-115.


Планер и самоходка


В создании новой бронетехники для ВДВ ведущую роль играли предприятия, имевшие необходимый опыт в этой сфере. Однако в 1948 г. свои силы в строительстве САУ решило попробовать ОКБ-115, возглавляемое А.С. Яковлевым. В тот период бюро занималось разработкой десантного планера Як-14, и параллельно планировалось создать совместимую с ним легкую САУ. Новый образец получил название АСУ-57 («Авиадесантная самоходная установка, 57 мм»), из-за которого ее можно спутать с одноименной разработкой завода №40.


АСУ-57 ОКБ-115 на испытаниях


Согласно некоторым источникам, проект самоходки АСУ-57 создало не ОКБ-115, а харьковский танкоремонтный завод №115. Однако данные, обнаруженные и опубликованные в последние годы, опровергают эту версию. Новый образец сухопутной техники делало именно авиационное ОКБ.

Несмотря на отсутствие опыта, ОКБ-115 быстро справилось с новой задачей. Задание на проектирование САУ появилось в начале февраля 1948 г., а к концу февраля комплект чертежей должен был пойти на производство. Старт заводских испытаний наметили на конец марта. В ходе разработки пришлось корректировать утвержденный облик машины, однако радикальные его изменения не предусматривались.

Особенности конструкции


Проект АСУ-57 предусматривал строительство гусеничной САУ рубочной компоновки с частично открытым боевым отделением. Передняя часть корпуса отдавалась под вооружение и места экипажа, а за ними находился моторный отсек. Принимались меры, направленные на упрощение эксплуатации в ВДВ, в частности десантирования.

САУ получила сварной корпус с дифференцированным бронированием толщиной от 4 до 12 мм. Лобовая проекция прикрывалась крупным наклонным листом, над которым помещался т.н. фонарь – выгнутый щиток со смотровыми приборами. Для подвески под грузовой планер фонарь складывался поворотом назад и вниз. В лобовом листе имелась ниша под орудийную установку.


Вид сбоку. Заметен характерный низкий силуэт


В корме корпуса справа вдоль борта монтировался бензиновый двигатель ГАЗ-М-20 мощностью 50 л.с. Трансмиссия включала коническую главную передачу, четырехступенчатую коробку передач ГАЗ-АА, два бортовых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора. Управление двигателем и трансмиссией осуществлялось традиционным набором рычагов и педалей. Электросистема машины основывалась на генераторе ГБФ-4105.

Ходовая часть имела по четыре обрезиненных опорных катка с торсионной подвеской на каждом борту. Такой же каток без бандажа использовался как направляющее колесо. Ведущие колеса помещались сзади. Гусеницу собрали из траков, заимствованных у тягача Т-20 «Комсомолец».

В носовой части корпуса поместили станок для монтажа основного вооружения. АСУ-57 получила автоматическую пушку 113П калибром 57 мм, изначально создававшуюся для перспективных самолетов-истребителей. Орудие монтировалось со сдвигом назад, из-за чего через амбразуру выступала только ограниченная часть ствола с дульным тормозом. Ствол проходил через обитаемый отсек, а казенник находился рядом с моторным отделением.

Пушка 113П использовала автоматику на основе короткого отката ствола. Техническая скорострельность – 133 выстрела в минуту. Рядом с ее казенником слева помещался механизм подачи с ящиком для рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов 57х350 мм. Рядом находились два ящика на 16 и 20 снарядов. Нормальный боекомплект определялся в 31 выстрел, при перегрузке – 51 с размещением дополнительной ленты в отдельном коробе. Перезарядка после расходования первой ленты осуществлялась гидравликой. Следующая перезарядка требовала вмешательства экипажа.


Орудийная установка с пушкой 113П


Орудийная установка получила гидравлические приводы для наводки в двух плоскостях, а также гидравлический механизм перезарядки. Горизонтальная наводка велась в секторе шириной 16°, вертикальная – от -1° до +8°. Для наведения использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А. Позже его заменили изделием К8-Т, заимствованным у танковых пулеметных установок.

Экипаж состоял всего из двух человек. Справа от пушки в носу корпуса находился механик-водитель. Слева разместили командира-наводчика. Для наблюдения у них имелись собственные смотровые приборы в фонаре. Доступ к местам экипажа осуществлялся через крышу. Штатно САУ должна была иметь радиостанцию, но на опытной машине она не устанавливалась.

Длина АСУ-57 от ОКБ-115 с учетом орудия незначительно превышала 4,5 м. Ширина – 3,8 м, высота – всего 1,38 м в боевом положении или чуть более 1 м при сложенном фонаре. Боевая масса – 3255 кг. Машина должна была развивать скорость до 45 км/ч, а 120-л бак давал 167 км запаса хода. АСУ-57 должна была преодолевать разные препятствия, в т.ч. броды.

Неудачные испытания


В начале лета 1948 г. завод №115 передал опытный образец новой десантной САУ на полигон в Кубинке для проверки силами армии. В течение нескольких недель машина демонстрировала ходовые и огневые качества. Результаты испытаний оказались далеки от желаемых.


Вид с моторного отсека на боевое отделение и места экипажа


Силовая установка САУ оказалась слабой. Обслуживание было затруднено. Отсутствовало экранирование электропроводки. После 62 ч работы двигатель пришлось менять из-за серьезной поломки. Трансмиссия, впрочем, отработала штатно и без существенных проблем. Ходовая часть оказалась недостаточно прочной, и потому регулярно требовалось подтягивать болты и гайки. Над гусеницей отсутствовали предкрылки, из-за чего самоходка покрывалась пылью. Отсутствие глушителя на выхлопной трубе создавало дискомфорт и приводило к рискам возгорания.

Огневые испытания ограничились 21 выстрелом, после чего стали ясны все недостатки. Дульный тормоз пушки 113П поднимал пыль, мешая наблюдении, а также негативно воздействовал на экипаж. Кроме того, при первом же выстреле он разбил единственную фару. Гидравлическая система наведения обеспечивала недостаточные углы перемещения пушки. При этом отсутствовало синхронное перемещение пушки и прицела. Во время работы быстро падало давление в гидравлической системе, мешая наведению. Конструкция систем наведения исключала применение походного стопора пушки.

Коллиматорный авиационный прицел затруднял наводку на больших дистанциях. Система боепитания оказалась неудачной. Проект предусматривал быструю замену ленты силами наводчика, но на практике перезарядка требовала работы двух артиллеристов и занимала порядка 10-15 мин. При этом людям приходилось покидать защищенный отсек.

Также присутствовало множество других недостатков. Отмечались плохая защита экипажа от обстрела сбоку и с кормы, отсутствие шанцевого инструмента, недостаточный комплект ЗИП и т.д.


Доработанный вариант АСУ-57


По результатам испытаний АСУ-57 признали неудачной и не соответствующей требованиям армии. Опытную машину вернули на завод-изготовитель. Вскоре завершились сравнительные испытания нескольких новых образцов, и на вооружение приняли одноименную машину от завода №40.

Попытка модернизации


В том же 1948 году ОКБ-115 предприняло попытку исправления недостатков и улучшения имеющейся САУ. Новые предложения реализовали на макете, а затем и в виде полноценного опытного образца.

Проект модернизации предусматривал отказ от полуоткрытого обитаемого отсека. Позади фонаря появлялась дополнительная броня, образовывавшая крышу рубки. Переделывались смотровые приборы в фонаре. Серьезное обновление прошли ящики для ЗИП и иного имущества, а также внешние крепления. Состав силовой установки сохранялся, но переделывались все вспомогательные агрегаты, вызвавшие нарекания на испытаниях.

Орудийная установка лишилась гидравлики и управлялась ручными механизмами. Угол склонения довели до -2° с возможностью увеличения до -5° за счет открытия люков над казенником. Гидравлику в механизме перезарядки пушки заменили пневматикой. Прицел ПБП-1А заменили изделием ОП-1 с увеличением. Внедрялись иные мелкие доработки.


Самоходка с пусковой установкой для ракет


АСУ-57 по-прежнему не имела пулеметного вооружения, но теперь пушку предлагалось дополнить ракетами. На корме планировалось монтировать легкую съемную пусковую установку на 30 реактивных снарядов РС-82. Управление пуском осуществлялось из-под брони или с выносного пульта.

Обновленная АСУ-57 сохранила прежние габариты, но потяжелела до 3,33 т. Пусковая установка для РС-82 добавляла 320 кг массы. Подвижность оставалась на прежнем уровне.

В конце октября 1948 г. АСУ-57 второй версии отправили в Кубинку для новых испытаний. После проверок, в начале февраля 1949-го ее вернули заводу №115 без особых нареканий относительно работы и надежности агрегатов. Однако военные уже не рассматривали проект ОКБ-115 в контексте будущего перевооружения.

Дальнейшая судьба опытной АСУ-57 достоверно неизвестна. По всей видимости, ее не стали сохранять и разобрали на запчасти. Первый и последний проект авиационного ОКБ-115 в области сухопутной бронетехники не дал желаемых результатов. Следует отметить, что бюро все же внесло заметный вклад в развитие воздушно-десантных войск. Его планер Як-14 поступил на вооружение и активно использовался в течение многих лет. Впрочем, ему пришлось возить самоходки АСУ-57 разработки другого бюро.
Автор:
Использованы фотографии:
Alternathistory.com, Russianarms.ru
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. iConst
    iConst 2 июня 2019 18:08
    +7
    Отмечались плохая защита экипажа от обстрела сбоку и с кормы, отсутствие шанцевого инструмента, недостаточный комплект ЗИП и т.д.


    Особенно последние два - ну абсолютно непреодолимые препятствия

    Интересно, что скрывается за "и т.д." - отсутствие камуфляжа на броне, что делает ее заметной и у самоходки закончилось горючее?
  2. Anchonsha
    Anchonsha 2 июня 2019 18:17
    +2
    Это наша история и не только в создании бронетанковых войск, но и новых технологий
  3. Undecim
    Undecim 2 июня 2019 18:46
    +4

    Десантный планер Як-14.
    1. Undecim
      Undecim 2 июня 2019 19:39
      +5
      В послевоенный период для ВДВ было разработано несколько образцов АСУ, но отсутствовал транспортный самолет, способный перевозить такую технику. Поэтому параллельно САУ разрабатывались рланеры для их транспортировки.

      В октябре 1946 года в Горьком на заводе № 92 имени И.В. Сталина приступили к созданию 76-миллимитровой пушки, а на заводе №40 (Мытищи) — шасси для лёгкой авиадесантной самоходной артиллерийской установки (САУ). Разработкой шасси руководил один их лучших конструкторов СССР Н.А. Астров.
      В марте 1947 года был выполнен эскизный проект «объекта 570», а уже в июне того же года технический проект. Заводом № 92 в ноябре 1947 года было изготовлено два опытных образца пушки ЛБ-76С, переданных на завод № 40. Первую опытную самоходку на заводе собрали в декабре. В 1948 году начались заводские испытания.
      С июля по сентябрь 1949 года в 38-м воздушно-десантном корпусе (Тульская область) войсковые испытания проходили четыре опытных образца САУ. 17 декабря 1949 года Совет Министров подписал постановление, согласно которому установку приняли на вооружение под обозначением АСУ-76 («авиадесантная самоходная установка, 76-мм»). АСУ-76 стала первой поступившей на вооружение отечественной бронемашиной, предназначенной специально для ВДВ.
      Однако машина так и не производилась - планер Ил-32, который должен был ее перевозить "не полетел".
      1. Undecim
        Undecim 2 июня 2019 19:40
        +2

        Десантный планер Ил-32. Построен в единственном экземпляре.
  4. Ken71
    Ken71 2 июня 2019 19:10
    -1
    Похож на китайскую игрушку. Какой-то несуразный
  5. san4es
    san4es 2 июня 2019 20:45
    +8
    hi Спасибо.
    ...Проект АСУ-57 предусматривал строительство гусеничной САУ рубочной компоновки с частично открытым боевым отделением.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 2 июня 2019 23:28
      +4
      Санчес! hi У Вас в закромах есть даже такое!?
      АСУ-57, ту, что приняли на вооружение, видел на полигоне, рядом с моей "полстачетвёркой" она смотрелась как "Запорожец" с КАМАЗом.
      1. san4es
        san4es 3 июня 2019 09:28
        +5
        hi ...Эт не у меня,... в Tube на складе "завалялось" smile
        ...рядом с "потомком":
        1. Морской Кот
          Морской Кот 3 июня 2019 20:42
          +3
          Ну, за умение найти на складе всё что нужно! drinks
          1. san4es
            san4es 3 июня 2019 20:45
            +2
            drinks ...Опыт не пропьёшь smile hi
            1. Морской Кот
              Морской Кот 3 июня 2019 20:48
              +2
              Так точно, товарищ Фельдмаршал!!! hi good
  6. Alex013
    Alex013 2 июня 2019 20:52
    +1
    Что-то напоминает

    https://topwar.ru/109180-samohodnaya-artilleriyskaya-ustanovka-a25-e2-alecto-velikobritaniya.html
  7. gla172
    gla172 2 июня 2019 21:39
    0
    ....по чему то кажется что изделие было перспективно....очень даже импонирует!....но мы не в штабе....не нам решать....статье +!.......
    1. ВАШ
      ВАШ 3 июня 2019 04:05
      0
      АСУ-57 стояла на вооружении ВДВ. С вооружения стали снимать после появления БМД-1.
      https://topwar.ru/10822-asu-57-protivotankovoe-samohodnoe-orudie-vozdushno-desantnyh-podrazdeleniy.html
      В этой статье рассказ об экспериментальном образце который на вооружение не приняли. АСУ-76 хоть и была принята на вооружение, но серийно не производилась и на вооружении ВДВ не состояла. Всего было произведено 7 шт этой самоходки.
      https://topwar.ru/3361-samoxodnaya-artilleriya-desanta-asu-76-asu-57-asu-85.html
  8. Вечно так
    Вечно так 2 июня 2019 22:14
    +2
    А что?? Нормально)) для авиастроителей. Эт вы яхту не видели, которую авиастроители состряпали. В 91 или 92 выделили хорошие деньги на создание семейной парусной яхты и эти деньги раздали ТАДАММММ, АВИАЗАВОДАМ, да ещё и четрежи японской яхты дали, типа подглядеть. Так что эта самоходка вообще чудо техники)))
  9. Альф
    Альф 2 июня 2019 22:46
    0
    Не за свое дела взялся яковлев. Строил бы самолеты, да строил. Да и как авиаконструктор после войны яковлев как-то быстро сдулся.
    1. Альф
      Альф 3 июня 2019 19:21
      0
      Цитата: Альф
      Да и как авиаконструктор после войны яковлев как-то быстро сдулся.

      Кто-то против ? Приведите самолеты Яковлева, принятые на вооружение после войны в массовом количестве.
      1. Кукуруза
        Кукуруза 3 июня 2019 21:17
        +1
        як 15, 17, 23, 25, 27, 28, 30, 38, 130
        hi
        1. Альф
          Альф 3 июня 2019 21:41
          +1
          Цитата: Кукуруза
          як 15, 17, 23, 25, 27, 28, 30, 38, 130hi

          ЯК-15. Единственный реактивный истребитель Яковлева, который был в ВВС как боевая машина. 280 штук.
          Як-17. Самолет для подготовки летчиков. 430 штук.
          Як-23. В ВВС практически не был, все пошло братьям нашим меньшим. 310 шт.
          Як-25-серийный перехватчик. 638 штук.
          ЯК-27. Перехватчик. 180 штук.
          Як-28. Фронтовой бомбер. 638 шт. На вооружение официально не принимался.
          Як-30. Учебный. 4 штуки.
          Як-38. Не пойми чего, с Харриером равнять не стоит.
          Единственный серийный истребитель Яковлева в наших ВВС-Як-15. Все остальные не выдержали конкуренции с МиГ-15. Если по маневренности они еще были более-менее с МиГом, то по скорости, оружию, живучести, дальности были позади. Количество выпущенных МиГ-15 в 15600 штук даже сравнивать нельзя.
          1. Кукуруза
            Кукуруза 3 июня 2019 22:00
            +1
            Немного поправлю
            Цитата: Альф
            Як-28. Фронтовой бомбер. 1 180 шт.
            Немного поправил
            Як-30. Учебный. 4 штуки.
            он и правда в список случайно попал.
            Вы же сами спросили о послевоенных массовых самолетах Яковлева , что на этот раз не так? Все самолеты разошлись тиражом в сотни штук, что весьма неплохо.
            Все остальные не выдержали конкуренции с МиГ-15.
            миг-15 и его модификации, это узкоспециализированные машины ведения воздушного боя, на них свет клином не сошелся, есть в авиации еще перехватчики, штурмовики, бомберы, разведчики, транспортники, вертикалки, и во многих этих областях ОКБ Яковлева весьма преуспело.
            1. Альф
              Альф 3 июня 2019 22:22
              0
              Цитата: Кукуруза
              Немного поправил
              hi

              Цитата: Кукуруза
              Вы же сами спросили о послевоенных массовых самолетах Яковлева , что на этот раз не так? Все самолеты разошлись тиражом в сотни штук, что весьма неплохо.

              1200 истребителей Яковлева сравните с 15 тысячами МиГов. Это ли не доказательство того, что истребители Яковлева проиграли Микояну ? От истребителей Яковлева ВВС отказались сразу. Уже на вооружение приняли Миг-15 с стреловидным крылышком, а Яковлев все лепил с прямым.
              Цитата: Кукуруза
              миг-15 и его модификации, это узкоспециализированные машины ведения воздушного боя,

              А Як-15, 23 это машины для чего ? Такие же самолеты для драки.
              Цитата: Кукуруза
              штурмовики

              Это какой штурмовик создал Яковлев ?
              Цитата: Кукуруза
              бомберы, разведчики,

              Як-28 официально на вооружении ВВС не принимался.
              Цитата: Кукуруза
              транспортники,

              Як-транспортник ? Назовите модель.
              Яковлев даже в вертолетостроение полез, слепил Як-24. Сделали 40 экземпляров и через 2 года списали.
              Про Як-28.
              В эксплуатации самолёт оказался достаточно сложным и в значительной степени отказным, несмотря на почти полное отсутствие какой-либо автоматики. На протяжении всей эксплуатации машины действовала масса ограничений, в том числе был запрещён сложный пилотаж и штопор. Из-за несинхронного розжига, а также периодического самовыключения форсажа разрешался взлёт только на максимальном бесфорсажном режиме работы двигателей (МБФР) и включение форсажей после взлёта, так как при выключении форсажа на взлёте возникал значительный разнотяг, неминуемо приводивший к катастрофе. Для предотвращения этого явления на самолёт установили систему — автомат курса АК-2А, который в случае появления разнотяга двигателей автоматически отклонял руль направления, парируя разворот самолёта в сторону отказавшего двигателя. На практике автомат курса оказался ненадёжен, и из-за его ненормальной работы произошло немало катастроф. Долгое время вызывала нарекания система выпуска закрылков, которая развивала недостаточное усилие, и иногда один из закрылков на посадке выпускался не до конца. Проблема впоследствии была решена установкой более мощного гидропривода.
              Тем не менее, самолёт пользовался уважением в среде авиаторов. Особый восторг вызывала впечатляющая тяговооружённость — при взлёте без вооружения, после розжига форсажей, самолёт мог набирать высоту практически вертикально.
              Фюзеляж самолёта оказался достаточно слаб и при полной загрузке деформировался, при этом невозможно было закрыть фонари. Поэтому приходилось сначала сажать лётчика и штурмана, закрывать кабины и только потом заправлять самолёт и подвешивать боеприпасы (при подвеске бомб большого калибра это было обязательно). Кроме того, малый просвет между фюзеляжем и бетонным покрытием аэродрома не позволял подвешивать бомбы крупного калибра. Пришлось строить на стоянках специальные закрывающиеся «ямы», либо устанавливать самолёт на подъёмники.

              Вот это самолет ? С такими недостатками ? Кстати, от довоенного Як-2 ВВС плевались именно по тем же причинам.
              1. Кукуруза
                Кукуруза 3 июня 2019 22:50
                0
                Это ли не доказательство того, что истребители Яковлева проиграли Микояну ?
                вы хоть читаете или нет? Кроме миг-15 других самолетов в СССР не было? Из победы в тендере машины Микояна вы делаете вывод, что вообще вся конструкторская школа Союза сдулась?
                Як-28 официально на вооружении ВВС не принимался.
                да какая к черту разница, самолет был в крупной серии и активно использовался в строевых частях, остальное формальности.
                Вот это самолет ? С такими недостатками ? Кстати, от довоенного Як-2 ВВС плевались именно по тем же причинам.
                к теме это вообще, совершенно никак не относится, даже не близко. Все никак не могу понять откуда у вас столько негатива к ОКБ Яковлева и давно умершему конструктору, чем он вам насолил? Попадали в аварию на его як40/42 ?
                1. Альф
                  Альф 5 июня 2019 19:54
                  0
                  Цитата: Кукуруза
                  вы хоть читаете или нет? Кроме миг-15 других самолетов в СССР не было? Из победы в тендере машины Микояна вы делаете вывод, что вообще вся конструкторская школа Союза сдулась?

                  Конструкторская школа Союза и конструкторская школа Яковлева-это абсолютно разные вещи.
                  Это Вы не читаете или не пытаетесь понять. Выпуск 310 Як-23 против 15600 МиГов-это и есть проигрыш Яковлева как конструктора. На конкурсе предлагалось два двигателя -РД-45 и РД-500. Что мешало Яковлеву взять для своей машины РД-45 ? Ничего. В то время, как Микоян поставил на свой самолет РД-45 и стреловидное крыло, Яковлев так и остался в своей реальности прямых крыльев и реданной схемы. Фирма Яковлева существует до сих пор. Где хоть один истребитель Яковлева, построенный и пущенный в серию после войны ?
                  Особенно некрасиво выглядит Яковлев в истории с Семеном Лавочкиным. Да и на нелицеприятное высказывание Покрышкина о его самолетах Яковлев то же никак не отреагировал.
  10. Saxahorse
    Saxahorse 2 июня 2019 23:03
    +1
    С пушкой они погорячились. Танк, даже маленький, не истребитель, всем корпусом наводить и сопровождать цели трудно.
    1. Морской Кот
      Морской Кот 2 июня 2019 23:33
      +4
      Так это не танк, а самоходка, да ещё и авиатранспортабельная. Как тут совместишь "коня и трепетную лань"?
      1. Saxahorse
        Saxahorse 3 июня 2019 22:11
        +1
        Цитата: Морской Кот
        Как тут совместишь "коня и трепетную лань"?

        Ну ведь принятая на вооружение АСУ-57 классической схемы - вполне получилась. Ту что Санчес на складах нашел :) Шустрая, легкая машинка, по идее даже в Ми-8 влезет. И с наведением никаких проблем.
      2. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        +1
        Как тут совместишь "коня и трепетную лань"?


        Я лично против такого экзотического зоофильского инцеста.

        laughing
    2. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      +2
      У шведов был танк, который наводил пушку приседанием.
      1. Saxahorse
        Saxahorse 3 июня 2019 22:13
        +1
        Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
        У шведов был танк, который наводил пушку приседанием.

        То то они его на Леопарда поменяли в итоге :) И дорого и трудоемко в обслуживании и не удобно в управлении.
      2. Морской Кот
        Морской Кот 3 июня 2019 22:40
        +3
        Вообще непонятно почему они его танком назвали, самоходка -- она и есть самоходка.
        1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
          +1
          Но, зараза, приземистый был. А наша "Нона" тоже, вроде, приседать умеет но не для прицеливания.
          1. Морской Кот
            Морской Кот 3 июня 2019 22:48
            +2
            На "Ноне" башня, а у шведа не поймёшь кто пушку наводит, то ли наводчик, то ли механик, то ли оба сразу. laughing
            1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
              +2
              Да и на кого им наводить? На лося, разве что ли?

              laughing

              Вот, на котёнка наводит.

              Шведский приседающий танк
              1. Морской Кот
                Морской Кот 3 июня 2019 22:53
                +3
                Не, ну для нахрена-то построили, значит не всех лосей выбили. wink
                1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                  +1
                  А Запор для чего построили? Для четырёх слонов?

                  laughing
                  1. Морской Кот
                    Морской Кот 3 июня 2019 23:17
                    +3
                    Запор лечится клизьмой, а слоны... Ох, мама родная, только что разглядел: у него там вдоль борта не канистры? Движок-то у шведа дизель, или карбюраторный, а?
                    1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                      +1
                      Я предполагаю, что в канистрах они Аквавит возят. Если подхватят насморк и, вообще, для здоровья.

                      В 60-е в Дании старикам-пенсионерами в неделю государство выдавало, вроде как по 400 грамм Аквавита. Для здоровья. Но старикам столько не было нужно и они по дешёвке продавали молодёжи, которым и этого было всё равно мало.

                      drinks
                      1. Морской Кот
                        Морской Кот 3 июня 2019 23:26
                        +3
                        Аквавит -- это чё? Вода разбавленная спиртом? Сиживал за столом со шведами, не хуже нашего употреблять могут. drinks
                      2. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                        +1
                        Вода там не главное. Главное - разные полезные и целебные травы, настоянные на спирту и разбавленные водой до 40 градусов.

                        Зы... его придумали как лекарство от... алкоголизма.

                        Самый чёткий Аквавит называется Линья. В бочках его два раза возят через экватор. За это время он там в бочках бултыхается правильным образом, настаивается и приобретает привлекательные для вкуса свойства.

                        А по мне так это просто анисовая водка. Иван Васильевич очень её уважал.
                  2. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                    +2
                    - Сколько слонов поместится в Запорожец?
                    - Нисколько...
                    - Ответ не верный. Верный ответ - четыре!
                    - ?????
                    - Запор - четырёхместный автомобиль.
                    1. Морской Кот
                      Морской Кот 3 июня 2019 23:28
                      +3
                      Это случайно не "грузинский" анекдот, типа про помидоры и Гоги ?
                    2. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
                      +1
                      Давайте заканчивать, а то нас сейчас забанят за флуд.

                      feel
                    3. Морской Кот
                      Морской Кот 3 июня 2019 23:46
                      +3
                      Согласен, спокойной ночи.
  • амурец
    амурец 3 июня 2019 01:06
    +1
    После 62 ч работы двигатель пришлось менять из-за серьезной поломки. Трансмиссия, впрочем, отработала штатно и без существенных проблем. Ходовая часть оказалась недостаточно прочной, и потому регулярно требовалось подтягивать болты и гайки. Над гусеницей отсутствовали предкрылки, из-за чего самоходка покрывалась пылью. Отсутствие глушителя на выхлопной трубе создавало дискомфорт и приводило к рискам возгорания.
    Поломка двигателя-причём здесь конструкторы? Двигатель М-20 и его вариант ГАЗ-69 были надёжными агрегатами. Кстати двигатель ГАЗ-69 имел экранированное электрооборудование. Просто меня поразило то, что КБ Яковлева взялось за эту работу.
  • Комментарий был удален.
  • Alexey RA
    Alexey RA 3 июня 2019 15:30
    +1
    Дульный тормоз пушки 113П поднимал пыль, мешая наблюдении, а также негативно воздействовал на экипаж. Кроме того, при первом же выстреле он разбил единственную фару.

    Не зря ГАУ и ГАБТУ так не любили дульный тормоз.
    1. Альф
      Альф 3 июня 2019 19:19
      +1
      Цитата: Alexey RA
      Не зря ГАУ и ГАБТУ так не любили дульный тормоз.

      Любишь-не любишь, а против законов физики не попрешь. Как еще откат уменьшить ?