СУ-57 (Т48). Самоходка из ленд-лиза

19
Уже в ноябре 1941 года Советский Союз присоединился к программе ленд-лиза, по которой США поставляли своим союзникам военную технику, боеприпасы, стратегические материалы для военной промышленности, медикаменты, продовольствие и другой перечень военных товаров. В рамках реализации данной программы СССР получал и бронетехнику, первоначально от Великобритании, затем от США, к примеру, до 1945 года советские войска получили 3664 танка «Шерман» различных модификаций. Но среди поставляемой Красной Армии бронетехники были куда более редкие машины, к таким специфичным образцам справедливо относят противотанковую САУ Т48 на базе полугусеничного бронетранспортера М3.

Изначально данная самоходка создавалась в США по заказу британских военных, и сразу предназначалась для поставок в рамках программы ленд-лиза. С декабря 1942 по май 1943 года цеха компании Diamond T Motor Car Company покинули 962 противотанковых самоходки Т48. К этому моменту британские военные потеряли к установке интерес, а СССР согласился на поставку этой машины, став крупнейшим эксплуатантом ПТ-САУ T48, которая получила новый индекс СУ-57. Всего Советский Союз получил 650 самоходок данного типа, машины активно использовались советскими войсками как в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад, так и мотоциклетных батальонов и бронеавтомобильных разведывательных рот.



Т48 от идеи до реализации


Уже в самом начале Второй мировой войны в США начала работу смешанная британо-американская комиссия по вооружению. Задачей комиссии было составление программы разработки, проектирования и выпуска разных образцов и видов техники военного назначения. Одним из таких образцов и стала 57-мм самоходная пушка на базе шасси распространенного в американской армии полугусеничного бронетранспортера М3. На базе бронетранспортеров M2 и M3 американскими конструкторами было спроектировано большое количество зенитных самоходных установок, самоходных установок с разным артиллерийским вооружением, а также самоходных минометов. Часть из них американская промышленность выпускала достаточно крупными партиями, машина на базе полугусеничных бронетранспортеров принимали на вооружение армии США и армий стран союзников по антигитлеровской коалиции.


57-мм противотанковое орудие QF 6-pounder


Возможность использования шасси бронетранспортера в качестве базы для разных видов вооружений понравилась английским военным. Они проявили интерес к созданию на базе М3 истребителя танков, который вооружался бы английской противотанковой пушкой QF 6-pounder. Эта британская противотанковая 57-мм пушка активно использовалась в годы Второй мировой войны как на колесном лафете, так и в качестве основного вооружения бронеавтомобилей и танков британской армии. Дебют орудия состоялся в Северной Африке, это произошло во время боев в апреле 1942 года. Орудие оценили и американцы, которые приняли британскую пушку на вооружение, слегка модернизировав 57-мм орудие, в армии США артиллерийская система проходила под обозначением М1.

Бронебойный снаряд указанного орудия с расстояния 900 метров пробивал до 73 мм броневой стали, расположенной под наклоном 60 градусов. Для 1942 года – это были приемлемые цифры, но с появлением новых немецких танков и усиления лобового бронирования уже существующих боевых машин эффективность 57-мм британской противотанковой пушки только снижалась. Выбор именно этого орудия для установки на бронетранспортер М3 был обусловлен тем, что англичане хотели получить технику, которая была бы сопоставима по вооружению с их собственной, к примеру, танками «Валентайн» и «Черчилль». Именно пушка была основным и единственным вооружением противотанковой самоходки на шасси полугусеничного бронетранспортера, но уже в боевых частях машины могли комплектоваться и пулеметами для самообороны.

Первый экземпляр новой противотанковой самоходки поступил для прохождения программы испытаний на Абердинский полигон в апреле 1942 года. Вооруженная адаптированным вариантом британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой бронемашина получила обозначение Т48 – 57 mm Gun Motor Carriage. Уже в октябре 1942 года американский заказ на новую самоходку был аннулирован, в США обратили внимание на новые артиллерийские системы калибра 75 мм и гусеничные самоходки. При этом выпуск новой САУ по британскому заказу продолжился, серийное производство развернули в декабре 1942 года. Сборкой машин занималась компания Diamond Т Motor Company. Однако к 1943 году интерес к новой самоходке потеряли и англичане, которые поняли, что она малоэффективна против новейших немецких средних и тяжелых танков, к тому же в Великобритании разработали новую 17-фунтовую пушку (76,2-мм) QF 17 pounder, которая стала лучшим противотанковым орудием союзников, получив бронебойный подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном.


Полугусеничный бронетранспортер М3


В итоге только что разработанная самоходка оказалась ненужной основным заказчикам, англичане получили только 30 машин Т48, а американцы ограничились и вовсе закупкой одной противотанковой САУ, еще 282 уже готовых самоходных установки они просто переоборудовали обратно в бронетранспортеры М3А1. А вот оставшиеся 650 штук нашли пристанище в СССР, советские военные проявили к данной машине интерес и заказали ее в рамках поставок по ленд-лизу, 241 машина прибыла в Советский Союз в 1943 году, еще 409 – в 1944 году. При этом только в СССР данная противотанковая самоходка использовалась по своему прямому назначению вплоть до завершения боевых действий.

Особенности конструкции САУ Т48


Компоновка и внешний вид американской самоходной установки Т48 были традиционными для техники на такой базе. Подобные боевые машины имелись и в арсенале германской армии. Немцы также оснащали свои полугусеничные бронетранспортеры Sd Kfz 251, получившие известность как «Ганомаг», артиллерийскими системами разных калибров: 37-мм противотанковыми пушками, короткоствольными 75-мм орудиями, а к концу войны и 75-мм длинноствольными пушками. Возможно, познакомившись с подобными боевыми машинами на фронте, советские военные решили получить собственный аналог, что и привело к поставкам 650 противотанковых САУ из США. В Советском Союзе машина получила новое обозначение СУ-57. Стоит отметить, что собственных бронетранспортеров в СССР не производилось вовсе, поэтому подобная техника в целом представляла большой интерес для Красной Армии.

Компоновку противотанковой самоходки, построенной на базе шасси полугусеничного бронетранспортера, можно было назвать классической. Корпус самоходной установки отличался простотой форм и линий, коробчатая конструкция с вертикально расположенными бортами и кормовыми стенками собиралась с использованием бронелистов, установленных на каркасе из уголков. При изготовлении противотанковой самоходки Т48 широко использовались агрегаты коммерческих грузовых автомобилей, главным образом, в органах управления и в трансмиссии. В передней части корпуса располагался двигатель, скрытый под бронированным капотом, за ним находилась кабина механика-водителя. При этом капотную часть и кабину американские конструкторы позаимствовали у колесного разведывательного бронетранспортера Scout Car M3A1, который поставлялся в СССР и стал самым массовым БТР Красной Армии в годы Второй мировой войны.

СУ-57 (Т48). Самоходка из ленд-лиза


Бронекорпус самоходки сверху был открыт и отличался противопульным бронированием, толщина брони лобовых листов корпуса доходила до 13 мм, в целом же в конструкции боевой машины использовались листы бронированной стали толщиной до 6,5 мм. В открытом кузове была установлена 57-мм американская противотанковая пушка М1, получившая полуавтоматический вертикальный клиновой затвор. Орудие было установлено на станке Т-5, который разместили в передней части корпуса сразу за отделением управления. Орудие было установлено в прикрытое сверху от осадков укрытие с коробчатым щитом, который защищал расчет от пуль и осколков снарядов, возимый боекомплект составлял 99 снарядов. Пушка отличалась отличными углами наведения по горизонтали – 56 градусов, вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +16 градусов. Для ведения огня из 57-мм пышки использовалось три типа унитарных выстрелов: два бронебойных (тупоголовый трассирующий и остроголовый трассирующий) снаряда и осколочная граната. На дистанции 500 метров орудие позволяло расчету пробить до 81 мм брони (при угле встречи 60 градусов).

Настоящим сердцем самоходной установки можно назвать карбюраторный 6-цилиндровый двигатель White 160АХ, развивавший мощность 147 л.с., на часть машин ставился чуть более слабый двигатель – International RED-450-B, развивавший мощность 141 л.с. Слабая огневая мощь и недостаток брони компенсировались неплохой подвижностью и скоростью. При боевой массе около 8 тонн, такой двигатель обеспечивал машине удельную мощность на уровне 17,1 л.с. на тонну. При движении по шоссе САУ T48 разгонялась до скорости 72 км/ч, запас хода самоходки оценивался в 320 км.



Передние колеса самоходной установки были управляемыми. Применительно к каждому борту гусеничный движитель ленд-лизовской самоходки состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, катки были объединены попарно в две балансирных тележки. На части самоходок в передней части корпуса размещалась однобарабанная лебедка. При этом на некоторых боевых машинах лебедку меняли на буферный барабан диаметром 310 мм. С таким приспособлением проходимость САУ увеличивалась, наличие барабана облегчало процесс преодоления эскарпов, рвов и траншей шириной до 1,8 метра.

Особенности боевого применения СУ-57


Полугусеничное шасси и небольшой вес обеспечивали противотанковой самоходке неплохую проходимость даже по слабым грунтам и снегу. При этом самоходка предсказуемо теряла в управляемости. При повороте передних колес боевая машина не всегда готова была выбраться на необходимое направление движения. Справедливости ради стоит отметить, что подобные недостатки были присущи и немецким полугусеничным бронетранспортерам. Открытое боевое столкновение с танками противника не оставляло ленд-лизовским самоходкам Т48 практически никаких шансов на успех. Эффективным считалось применение данных САУ из засад и с заранее укрепленных позиций. При этом примерно для таких действий на поле боя, новая боевая машина изначально и создавалась.

К 1943 году 57-мм орудие испытывало проблемы в борьбе с новыми немецкими танками «Тигр» и «Пантера». При этом она пробивала лобовую броню средних немецких танков Pz.IV модификаций G и Н, поразить «Тигр» или даже самоходку «Фердинанд», можно было в борта корпуса. С расстояния в 200 метров можно было постараться поразить «Тигр» или «Пантеру» непосредственно в лоб, но при таких действиях без качественно подготовленной и замаскированной позиции – это был билет в один конец. Можно отметить, что с определенными ограничениями, часто весьма существенными, самоходка все-таки справлялась со своими обязанностями, активно участвуя в боях на Восточном фронте.



Если бронепробите позволяло поражать технику противника, пусть и с большим количеством ограничений, то воздействие 57-мм орудия на пехоту и полевые укрепления было очень слабым. Для разрушения подготовленных полос обороны и фортификационных сооружений подобное орудие не подходило. Могущество 57-мм осколочно-фугасных боеприпасов было явно недостаточным. Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.

Получившие обозначение СУ-57 ленд-лизовские противотанковые самоходки широко использовались в составе трех отдельных самоходно-артиллерийских бригад, в каждой из которых имелось по 60-65 боевых машин данного типа. СУ-57 являлись штатным оружием для 16-й, 19-й и 22-й (позднее ставшей 70-й гвардейской) самоходно-артиллерийских бригад, которые воевали в составе 3-й, 1-й и 4-й гвардейской танковых армий соответственно. В Красной Армии американские самоходки использовались также побатарейно и подивизионно, в этом случае они включались в состав мотоциклетных батальонов и отдельных разведывательных рот на бронеавтомобилях. В таких подразделениях САУ Т48 применялись особенно эффективно, выступая в своей прямой роли – полугусеничного бронетранспортера, обладающего усиленным комплексом вооружения.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    31 мая 2019 18:46
    ,,немцы ,по моему, ничего не бросали.
    1. +1
      8 июня 2019 01:41
      Так это, поди, в Африке, а там любому подарку были бы рады. Со снабжением-то было туго. И воевали немцы от одного британского склада горючего до другого. Думаю и ф трофейных запчастях и боеприпасах у них проблем тоже не было.
      А машинка-то, судя по всему путёвая, получше германского Демага.
      1. +1
        8 июня 2019 16:07
        Морской Кот
        hi ,,вроде в Тунисе.
  2. +8
    31 мая 2019 19:07
    При повороте передних колес боевая машина не всегда готова была выбраться на необходимое направление движения. Справедливости ради стоит отметить, что подобные недостатки были присущи и немецким полугусеничным бронетранспортерам.

    Немного наоборот.
    Американские БТР страдали этим недостатком гораздо меньше из-за переднего ведущего моста.
    1. 0
      4 июня 2019 19:26
      Ганомаги еще и гусеницами (по танковому) могли поворачивать...
  3. +12
    31 мая 2019 19:33
    Немного вспомнил про наши эксперименты!
    САУ ЗИС-41

    Сергею спасибо за очерк о САУ-57. Если честно она для меня оставалась долгое время машиной призраком. Так как в документах она упоминалась, а реально не ТТХ, описания ее в книгах позднего СССР не было!
    Так что ещё раз спасибо!
    С уважением, Влад!
    1. +1
      31 мая 2019 19:47
      Коте пане Коханка (Владислав) Сегодня, 20:33

      Владислав hi как Вы думаете, данное изделие (СУ-57),принимало участие на Дальнем Востоке против японцев?
      1. +2
        31 мая 2019 20:56
        Вечер добрый Сергей!
        Увы, если честно не знаю. Тут надо проводить толковый анализ, что из техники волокли через всю страну в июле и августе 1945 года на восток!
        К слову трофейную технику всю бросали в Германии, Австрии и Венгрии! Те же Пантеры и Ганомаги, которые использовали наши дивизии, так и остались там где их застал конец войны!
        Хотя возможно был и другой вариант появления СУ-57 на Дальнем Востоке - через Тихий океан. Но тут есть одно, но все поставки СУ-57 в СССР прошли с 1943 по 1944 год!
        Хотя меня мутит смутное сомненье, что я где-то встречал упоминание о СУД-57 в войне с Японией! Но утверждать, что-то не могу! Надо банально делать анализ. У кого на 9 мая 1945 года «57» остались и с чем они убывали на Дальний Восток.
        С уважением, Влад!
      2. +1
        1 июня 2019 01:56
        Английская страница Википедии не упоминает о применении на Дальнем Востоке.
        The Soviets called it the SU-57 (Samokhodnaya ustanovka 57); under this designation it served in Operation Bagration and other fighting on the Eastern Front during World War II.

        Операция Багратион и другие сражения на Восточном фронте.
        хотя, конечно, это не доказательство.
  4. +2
    31 мая 2019 19:33
    Уже в ноябре 1941 года Советский Союз присоединился к программе ленд-лиза

    С 01.10.1941 .
    а СССР согласился на поставку этой машины,

    Еще бы. Для уровня советской артиллерии 6 фунтовка была очень даже ничего.
    Если бронепробите позволяло поражать технику противника, пусть и с большим количеством ограничений, то воздействие 57-мм орудия на пехоту и полевые укрепления было очень слабым. Для разрушения подготовленных полос обороны и фортификационных сооружений подобное орудие не подходило. Могущество 57-мм осколочно-фугасных боеприпасов было явно недостаточным.

    На уровне советских 76 мм ОС О-350А военного времени. Т.е. приблизительно, как у Т-34/76.
    Зато бронепробиваемось у 57 мм 6 фунтовок была заметно лучше, чем у 76 мм Ф-34.
    Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.

    От 2,85 до 2,97 (это британские модели, поздние американские были чуть тяжелее).
    Вес ВВ был порядка 1,06 кг. тротила у всех.
    1. +2
      1 июня 2019 01:49
      Осколочно-фугасный выстрел подобной пушки весил всего 3,3 кг, а масса взрывчатого вещества составляла всего 45 граммов.

      это бронебойный, а не осколочно фугасный.
      марка- APC-T M86 Projectile
      1. +1
        1 июня 2019 09:27
        Да, 45гр взрывчатки в осколочном снаряде - как-то уж совсем маловато выходило бы. По-идее грамм 300 должно быть.
        1. +1
          1 июня 2019 10:34
          Цитата: CTABEP
          По-идее грамм 300 должно быть.

          От 186 до 241 г.
    2. +2
      1 июня 2019 09:43
      На уровне советских 76 мм ОС О-350А военного времени

      То есть вы сравнили осколочно-фугасный снаряд с чисто осколочным?
      А почему не с ОФ 350?
      Вы утверждаете что снаряд весом менее 3 кг по ОФ воздействию одинаков со снарядом весом более 6 кг.
      Ну вы даете.
      От 2,85 до 2,97 (это британские модели, поздние американские были чуть тяжелее).
      Вес ВВ был порядка 1,06 кг. тротила у всех

      И объясните каким образом у вас получилось запихать более 1 кг тротила в снаряд весом менее 3 кг
      Это прямо не снаряд, а авиабомба.
      Сильно не искал, но по быстрому - Shell Mk.10 - 153 гр! тротила. Вы ошиблись почти на порядок.
      1. +1
        1 июня 2019 10:31
        Цитата: Юрий_999
        о есть вы сравнили осколочно-фугасный снаряд с чисто осколочным?

        Т.е. я сравнил снаряды одного назначения.
        Цитата: Юрий_999
        А почему не с ОФ 350?

        Потому что во время войны их не было.
        Цитата: Юрий_999
        Вы утверждаете что снаряд весом менее 3 кг по ОФ воздействию одинаков со снарядом весом более 6 кг.

        Да, снаряд весом под 3 кг снаряженный порядка 190 г тротила по осколочному воздействия равноценен снаряду весом 6,21 кг снаряженному 490 г амматола А-80, а то и А-90 с тротиловой пробкой.
        Цитата: Юрий_999
        Ну вы даете.

        Учите матчасть.
        Цитата: Юрий_999
        И объясните каким образом у вас получилось запихать более 1 кг тротила в снаряд весом менее 3 кг

        Там перепутаны цифры. Это вес метательного заряда. Вес ВВ в разных 57 мм ОФС был от 186 до 241 г.
        Цитата: Юрий_999
        Shell Mk.10 - 153 гр! тротила.

        Mark XT: weight 2.98 kg total; 186 g HE.
        1. 0
          2 июня 2019 00:15
          Ага то есть "не 10 000, и не в преферанс ..........
          "
          Т.е. я сравнил снаряды одного назначения.

          С чего вы взяли что осколочный и осколочно-фугасный являются снарядами одного назначения?
          Осколочно-фугасный может быть и осколочным и фугасным, но осколочный не может быть фугасным.
          У ручной наступательной гранаты практически только фугасное действие, у оборонительной - осколочно-фугасное. Это гранаты одного назначения? (Утрированно).
          Потому что во время войны их не было.

          При этом в описании боекомплектов к 76,2мм всегда упоминаются ОФ снаряды, но чисто осколочные не нашел (О-350А). По описанием "копателей" и ссылкам на устройство выстрелов так же масса ОФ 350 и отсутствие О 350А. Так что утверждение что О 350А был, а ОФ 350 не было - требует доказательства. (Ну или ссылки).
          Да, снаряд весом под 3 кг снаряженный порядка 190 г тротила по осколочному воздействия равноценен снаряду весом 6,21 кг снаряженному 490 г амматола А-80

          То есть вы утверждаете, что тротиловый эквивалент ВВ снаряда О-350А был всего лишь 0,39. Как так, если у простой аммиачной селитры он уже 0,42 (https://dpva.ru/Guide/GuideChemistry/burningandexolisions/DdetonationSpeedandREtnt/)
          И аммотол выигрывает по фугасному действию.
          Кстати, а почему именно А-80?
          При этом вы почему то указываете вес ВВ - 490 гр, но в О-350а его 540 гр. А в ОФ-350 его уже 710. Может 490 это как раз тротиловый эквивалент?
          Да и про количество и массу осколков вы совершенно забываете.
          Учите матчасть.

          Я не являюсь специалистом в области боеприпасов. Но даже мне резануло глаз несоответствие цифр. А вы заявляя себя "спецом" написали фигню
          Вес ВВ был порядка 1,06 кг. тротила у всех.
          , так что учите матчасть сами, или перечитывайте что пишите.
          Впрочем учитывая сколько ошибок и набросов вы сделали в двух сообщениях, стало мне понятно что вы за "эксперт".
    3. +1
      1 июня 2019 10:33
      Цитата: Урфин22
      Вес ВВ был порядка 1,06 кг. тротила у всех.

      Поправка - это вес метательного заряда.
      Вес ВВ от 186 до 241 г. Чаще всего, у неудлиненных снарядов, 186 г.
  5. +6
    31 мая 2019 19:59
    hi Спасибо.
    ...При движении по шоссе САУ T48 разгонялась до скорости 72 км/ч, запас хода самоходки оценивался в 320 км.
    T12/M3 Gun Motor Carriage”, модифицированный полугусеничный M-3 С 75-мм пушкой M1897A4. "Идея такой тонко бронированной машины, противостоящей бронированным танкам, может показаться безумной сегодня, но доктрина армейского истребителя танков в то время была “стрелять и убегать”, где быстро движущиеся противотанковые машины будут препятствовать продвижению вражеской брони, стреляя с закрытых позиций, быстро отступая, а затем повторяя процесс, уничтожая врага. Когда они попытались сразиться лицом к лицу с немецкими танками на перевале Кассерин в Тунисе, результаты были катастрофическими, но, как и предполагалось, они могли быть эффективны против танков оси в начале войны.
    M3 вскоре были заменены более эффективными M10 в Европе, но были успешно использованы против более легкобронированных японских войск на Дальнем Востоке и Тихоокеанском театре военных действий на протяжении всей войны, часто в качестве мобильной артиллерии. Основные моменты фильма включают обслуживание поля, стрельбу и маневры в поле.... hi
  6. +6
    1 июня 2019 16:53
    Из боевого применения вспомнилось:

    "С большим успехом САУ СУ-57 использовались в составе разведгрупп бригад и корпусов, по существу в роли бронетранспортера с усиленным артиллерийским вооружением. В соответствии с инструкцией по применению СУ-57 в Красной Армии, ее стрелковое оружие (на экипаж из 4-х человек) составлял один пулемет ДП или ДТ (так как американского пулемета не было) и три автомата ППШ.
    14 января 1945 года 6-й отдельный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого 11 степени мотоциклетный полк (1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) при переправе через реку Оджувол (Польша) догнал отходящую немецкую колонну, в арьергарде которой находилось несколько «Пантер». В полку, кроме двухсот мотоциклов, была танковая рота танков «Валентайн IX» из 10 машин, артиллерийский дивизион двухротного состава из 8 САУ СУ-57, батарея 76-мм пушек ЗИС-3, которые буксировались БТР МЗА1 «Скаут кар», а также пулемётная рота «Максимов» (12 штук), установленных на «Виллисах», и рота автоматчиков на 13 бронетранспортёрах МЗА1.
    После недолгого совещания было решено ударить не по «хвосту», а по «голове» колонны, предварительно отрезав немцев от переправы.
    Командир 6-го отдельного мотоциклетного полка В. Н. Мусатов выделил для операции танковую роту Долгополова («Валентайн IX») из шести машин и дивизион СУ-57, посадив на бронетранспортеры десант автоматчиков. Руководить группой был назначен майор Иванов.
    На полной скорости, обойдя колонну с фланга через поле, советские танки и самоходки захватили мост и ударили по голове колонны. У немцев поднялась страшная суматоха. Началась стрельба. Автомашины свернули влево на открытое поле, но там оказалось много канав. Побросав машины, немцы стали разбегаться, побежав уже вправо к лесу. И тут по ним ударили пулеметы подоспевших мотоциклистов… «Пантеры», шедшие в арьергарде колонны, не стали ввязываться в сражение и поспешили уйти за реку, найдя брод.
    Так как немецкие части были рассеяны, требовалось подсчитать трофеи и доложить об итогах боя вышестоящему командованию. Но 1-я Гвардейская танковая армия непрерывно продвигалась на Запад, и полк должен был обеспечивать разведку одного из его флангов. Поэтому в штаб армии отправили простое и наглядное донесение: «Полк разгромил колонну противника длиной в 5 километров».