Боевые самолёты. Dewoitine D.520

75
Говоря о самолетах Второй мировой войны, обычно говорят о тех марках, которые представляли основные страны-участницы. Но есть машины, которые заслуживают того, чтобы о них рассказать. Вот таким самолетом является произведение (реально) фирмы «Девуатин».





D.520 заслуженно считается лучшим французским истребителем Второй мировой войны. И не потому, что он был самым новым из всего, что придумали французские конструкторы, а потому, что машина была просто замечательной.

И дело не только в каких-то выдающихся ЛТХ машины, а в том, что французские летчики на ней воевали и воевали реально весьма хорошо. И не только французские.



Наша история тем интереснее, потому что фирма Эмиля Девуатина разработала самолет, скажем так, в порядке частной инициативы. Нам такой подход понятен, в СССР этот принцип реализовывался и был вполне нормальным явлением, а вот в Европе не получил распространения. Ибо сперва все-таки деньги, а потом все остальное.

Боевые самолёты. Dewoitine D.520

Эмиль Девуатин


И его самолет:



Странно, но на самом старте этот довольно изящный самолет проиграл в конкурсе самолету фирмы «Моран-Солнье» MS.405, который мутировал в «Моран-Солнье.406» и занял место в планах Министерства обороны Франции.

Но машины Девуатина семейства D.500 фактически составляли основу истребительной авиации Франции, поэтому шансы оставались, несмотря на проигрыш в конкурсе. Хотя денег на постройку и дальнейшие работы Девуатину не дали. В 30-е годы такая жадность была для Франции нормальной, за что потом пришлось платить по полной программе.

D.520 впервые поднялся в небо 2 октября 1938 г. Так как из экономии на самолет поставили старый двигатель 12Y21, самолет не показал ничего. Максимальная скорость, которую удалось выжать из D.520, оказалась меньше 470 км/ч. В целом, все было настолько плохо, но с другой стороны, настолько же многообещающе.



Надо было заменить двигатель, поставить нормальный винт, переделать систему охлаждения.

Помогло. Изменив машину и поставив мотор 12Y29, Девуатин получил на выходе 505 км/ч. Что уже было похоже на то, что заказывало минобороны Франции.

В 1939 году, в самом начале, на испытания вышел второй экземпляр, D.520-02. Он отличался от первого экземпляра. У него было совсем другое хвостовое оперение, плюс кардинально переделали фонарь. Средняя секция теперь не откидывалась, а сдвигалась назад, и ее можно было при необходимости (для спасения жизни) открыть в полете.

D.520-02 получил вооружение, состоящее из 20-мм мотор-пушки «Испано-Сюиза» и двух 7,5-мм пулеметов в гондолах под крылом.

Этот самолет пошел и на основные испытания. На испытаниях получили скорость даже выше, чем у первого экземпляра, 511 км/ч.



А с третьим экземпляром все вообще стало красиво. С двигателем 12Y31, который на самолет поставили летом 1939 г., самолет развил 535 км/ч. Бонусом была улучшенная скороподъемность. Воодушевленные таким ростом ЛТХ, оружейники «Девуатина» убрали подкрыльевые контейнеры с пулеметами и разместили в крыльях четыре пулемета калибром 7,5-мм и боезапас к ним.

Для 1939 года – очень внушительно.

Неудивительно, что Минобороны Франции решило заказать 200 самолетов. Это случилось в апреле 1939 года. В июне Девуатин получил второй заказ, еще на 600 самолетов.

Серийные истребители несколько отличались от первых экземпляров немного удлиненным фюзеляжем, дополнительными бензобаками в крыльях и новым мотором 12Y45, мощностью 930 л.с., который должен был еще улучшить ЛТХ самолета.

И вот мотор несколько подвел всех. Прямо как в СССР. Мотор оказался не готов, сроки были сорваны, и самолет в серию хоть и пошел, но очень медленно.

И тут началась война…



К 31 декабря ВВС Франции получили всего 19 машин. В условиях уже идущей войны, пусть и получившей прозвище "странной", этого было явно маловато.

Но и те, что вышли из цехов, назвать полноценными истребителями язык не поворачивается. Вообще, новый мотор – новые проблемы. Двигатели грелись и даже перегревались на максимальных оборотах, барахлили нагнетатели, от перегрева двигателя клинили пушки, были проблемы с выхлопом. Вообще такой набор для новой машины вполне себе характерен, но в довершении ко всему упала скорость.

Вообще, с максимальной скоростью была беда, она упала до 500-510 км/ч, что в итоге расстроило военных до такой степени, что самолеты отправились на завод.

Повторюсь, ни одна машина не становится сразу на крыло. Детские болезни излечиваются руками специалистов и временем, но вот с последним было не очень хорошо. Учитывая появившийся у немцев в достаточных количествах Bf-109Е – все стало вообще печально. И «мессеру» надо было противопоставить реально не уступающий ему самолет. D.520 был таким в принципе. Осталось стать по факту.

Первые боеспособные D.520 начали поступать с завода только в начале апреля, но не ручейком, а вполне себе нормальными партиями. Более того, Девуатин сумел собрать и доработать около сотни самолетов на момент передачи. И внесенные изменения – о чудо! – вернули самолету скорость опытных образцов, то есть 535 км/ч.



Завод, согласно требованиям военных, вышел на рабочий режим сборки 100 самолетов в месяц. К маю 1940 года первые 76 машин уже были в войсках, но увы, 10 мая началось то самое разгромное немецкое наступление.

D.520 фактически с завода были брошены в бой. Если быть справедливым, во всех ВВС Франции только одна группа GC 1/3 (34 самолета) досконально освоила новый самолет до уровня боеспособного подразделения. Остальные, увы, осваивали технику по ходу боев, что не приводило к достижениям.



GC 1/3 вступила в бой 13 мая у бельгийской границы. Результаты первых боев выглядели весьма обнадеживающе. Группа достоверно сбила 10 немецких самолетов (Hs-126 – 3, Не-111 – 1, Do-217 – 2, Bf-109D – 3, Bf-109E – 1). Свои потери составили 2 самолета, сбитых в бою с «мессершмиттами» над Седаном.

Первые бои показали, что D.520 уступал Bf-109Е в скорости и вертикальном маневре, но превосходил в маневренности. У немцев был более мощный двигатель. А вот в плане вооружения фактически был паритет, поскольку 2 крыльевых пушки 109Е не обладали точностью одной французской, но стрелявшей через втулку винта.

Остальные немецкие истребители, в том числе и «мессершмитты» более ранних серий вообще не шли ни в какие сравнение с D.520.

Всего в боях в течение мая-июня 1940 г. на счету D.520 значится 108 подтвержденных побед. Если посмотреть и сравнить с потерями в воздушных боях (14 самолетов), то все весьма впечатляет, но только проблема заключалась в том, что основные потери французские ВВС несли при отступлении, теряя самолеты на земле.

В целом же французы потеряли около 100 «Девуатинов».

На 25 июня, то есть на момент фактического окончания боев, заводы Девуатина изготовили 438 D.520. Завод выпускал по десять истребителей в день, но естественно, что после капитуляции выпуск истребителей был остановлен.

Но на этом война для D.520 не закончилась.



153 самолета остались во Франции, а основную часть боеспособных машин французские летчики просто угнали. 175 самолетов перелетели в Северную Африку, три улетели в Англию. Все оставшиеся во Франции самолеты немцы на всякий случай законсервировали.

В Северной Африке 4 группы на вооружении которых были «Девуатины» оказались в составе вишистской авиации марионеточного правительства Петэна. И фактически тут же начали воевать против бывших союзников англичан.

Две авиагруппы были направлены в Ливан и Сирию, где воевали против британских ВВС, поддерживая немецкие операции в Ираке. Забавный момент: в Сирию в итоге вторглись британские войска, в составе которых были части «Свободной Франции» Де Голля. Немцы предпочли от греха подальше убрать «союзников»-французов из Сирии.

Результаты боев с британскими «Харрикейнами» и «Спитфайрами» были таковы: французы сбили 30 британских самолетов. В ответ англичане сбили 11 самолетов и 7 уничтожили на земле. Сопутствующие потери французов (аварии и крупные поломки) приговорили еще 12 самолетов.

В целом же D.520 показал себя весьма достойным противником как для немцев, так и для англичан.

Учитывая полезность боевых авиационных частей для себя, немецкое командование разрешило правительству Виши свои ВВС, увеличив количество боевых самолетов. В качестве истребителя был утвержден D.520.

Производство самолетов в 1941 году возобновили моментально, из узлов и деталей предвоенного задела. На заводах полностью сохранилась вся оснастка, что позволило почти сразу получать боевые машины.

В общем, в Виши с помощью немцев весьма неплохо обеспечили себя самолетами. В самой Франции имелось 234 D.520, 173 машины базировались в Алжире, Тунисе и Марокко, 30 — в Сенегале.

8 ноября 1942 года англо-американские войска начали высадку в северо-африканских колониях Франции в рамках операции «Факел». Резонно по аэродромам французов были нанесены авиационные удары. Справедливо французы ответили ударом на удар.

В этих боях D.520 показал, что он совершенно не уступает истребителям союзников. Например, в воздушных боях под Ораном, отражая атаки самолетов союзников, французы потеряли 35 «Девуатинов». А союзники лишились 44 самолетов (25 истребителей и 19 бомбардировщиков).



Немцам надоело в итоге заигрывать с французами, и ВВС Виши были обезглавлены и разогнаны. Поводом стал дезертирский перелет группы GCI/2 в Алжир, к «своим». Немцы реквизировали оставшиеся 248 «Девуатинов», а предприятия в Тулузе, выпускавшее самолеты было остановлено и закрыто.

Реквизированные самолеты немцы раздали по союзникам, благо, самолет того стоил. Более сотни машин улетело в Болгарию, где принимали участие в отражении американских налетов на нефтепромыслы Румынии, пытались противостоять бомбардировкам Софии, успели повоевать и против немцев. Вообще, в ВВС Болгарии «Девуатины» служили довольно долго, до 1947 года.

Более полусотни D.520 получили румыны. Так французский истребитель оказался на Восточном фронте, где, правда, особых лавров не сыскал. Румынские летчики предпочитали «мессершмитты», а у противника к тому времени появились самолеты посильнее D.520.

Итальянцам отдали 60 D.520. Ими укомплектовали четыре учебных авиачасти, как боевой истребитель в итальянских ВВС D.520 не использовался.

Сами немцы тоже пытались использовать "Девуатины". Весной 1943 г. начались планово-испытательные полеты, была даже целая эскадра, полностью освоившая эти машины, JG101, которой командовал известный ас Вальтер Новотны.

Но у немцев «Девуатин» как есть «не зашел». Вообще закономерно, поскольку хороших самолетов в 1943 году у немцев хватало своих, как количественно, так и качественно. Плюс французские самолеты технически сильно отличались от немецких. Например, причиной кучи аварий в исполнении немецких летчиков стало то, что на французских самолетах сектор газа традиционно работал в другую сторону от немецкого.

Однако в небольших количествах D.520 использовался в ПВО. А в 1944 году, когда все начало становится неприятно для Люфтваффе, в Тулузе снова начали собирать D.520, и выпустили еще около 150 единиц.

В июне 1944 года завод окончательно прекратил сборку D.520 в связи с фактически полным уничтожением авиацией союзников.

И в том же 1944-м D.520 начали воевать против немцев. При наступлении во Франции союзники захватили около 50 самолетов в различной степени боеготовности. Найти летчиков, сформировать заново авиагруппу GCB 1/18 оказалось делом несложным, и «Девуатины» начали, как и в Болгарии, воевать против бывших союзников.

После войны D.520 очень долго служил в качестве учебного самолета, самолет получился крепким и живучим. Учебный D.520DC с двойным управлением стал кузницей кадров для послевоенных ВВС Франции и в таком виде прослужил до 1963 года.

В настоящее время сохранились четыре D.520 (все во Франции), из них один до сих пор летает — на воздушных праздниках и авиасалонах.

Самолет был реально хорош и ничем не уступал коллегам со всего мира. Единственным минусом карьеры оказалось то, что Франция очень быстро отвоевалась, потому D.520 прошел путь этакого наемника, воюя то за одних, то за других.

Но то, что D.520 провоевал реально всю войну, с первого до последнего этапа, однозначно ставит его в один ряд с самыми выдающимися самолетами того времени.



ЛТХ D.520:

Размах крыла, м: 10,20
Длина, м: 8,60
Высота, м: 2,57
Площадь крыла, кв.м: 15,97

Масса, кг
— пустого самолета: 2 036
— нормальная взлетная: 2 677

Двигатель: 1 х Hispano-Suiza 12Y 45 х 935 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 535
Крейсерская скорость, км/ч: 435

Практическая дальность, км: 1530
Максимальная скороподъемность, м/мин: 690
Практический потолок, м: 10 500

Вооружение:
— 20-мм пушка HS 404
— четыре крыльевых 7,5-мм пулемета MAC 34 M39

Всего было построено 905 «Девуатинов» D.520.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 июня 2019 18:19
    Спасибо интересная история
  2. +13
    4 июня 2019 18:25
    "Век живи, век учись - все ровно дураком умрешь". Это я о себе, в первый раз читаю об этом самолете.
    1. 0
      8 июня 2019 17:10
      О французской военной авиации ВМВ у нас широкой публике известно мало, поскольку считается, что французы - союзники во ВМВ. На самом деле, в основном, Франция, как и её военная авиация, воевали на стороне Гитлера. Главным образом, досталось англичанам.
  3. +9
    4 июня 2019 18:38
    Потенциал у самолёта был (хороший планер), ему бы движок в каких 1500 л.с ....
    Совсем по другому бы залетал )))
    Но не только у СССР были проблемы на те года с двигателями свыше 1 000 л.с )))
    1. 0
      5 июня 2019 14:47
      Цитата: lucul
      Потенциал у самолёта был (хороший планер), ему бы движок в каких 1500 л.с ....
      Совсем по другому бы залетал )))
      Но не только у СССР были проблемы на те года с двигателями свыше 1 000 л.с )))


      В годы ПМВ Франция была мировым лидером в части создания и производства самых современных на то время авиационных двигателей-их французы произвели в количестве более 80 тыс.-столько сколько немцы и англичане вместе взятые. Позднее, в 30-х годах, юлиже к ВМВ, французы отстали в этом деле и от немцев и от англичан.
  4. +3
    4 июня 2019 18:46
    неплохой самолет , разве что боекомплект маленький у него был 30 снарядов пушка это маловато, нано- пулеметы не а счет по 200 на ствол , калибр даже не 12,7 , хотя что то они конечно могли сделать, закрылки разлохматить или киль...
    с другой стороны на наших яках и лаггах боекомплект тоже был весьма скромный
    1. nks
      +4
      4 июня 2019 21:10
      Цитата: Klingon
      боекомплект маленький у него был 30 снарядов пушка

      60 -
      1. +1
        5 июня 2019 13:20
        да точно, спасибо что поправили. с Испаной 60
    2. +3
      5 июня 2019 08:51
      30- это вариант MG FF для бомберов , чтобы стрелкач мог менять диски .
      А у 520-ки БЗ пулеметов составлял 750 на ствол , причем пулеметы обогревались . Плюс какое-никакое бронирование .
      Кстати , Мельдерса сбил именно летун на 520 .(Потом -еще одного , после чего сбили его самого)
      1. +2
        5 июня 2019 09:34
        Абсолютно правы: "Папу" сбил су-лейтенант Помье-Лейрадж, которого потом мельдеровские псы буквально растерзали, не дав даже покинуть машину с парашютом...
      2. 0
        6 июня 2019 12:10
        А разве Мельдерс погиб не в авиакатастрофе?
        1. 0
          6 июня 2019 20:50
          Юрий, в этом бою он не погиб. Его сбили и он спасся с парашютом. Попал в плен, но ненадолго-через несколько дней Франция капитулировала. А погиб действительно, в авиакатастрофе, когда летел на похороны Удета, на Не-111...
          1. 0
            6 июня 2019 20:52
            Спасибо. В истории авиации не очень.
  5. +6
    4 июня 2019 18:52
    ...Но то, что D.520 провоевал реально всю войну, с первого до последнего этапа, однозначно ставит его в один ряд с самыми выдающимися самолетами того времени. soldier
  6. +1
    4 июня 2019 20:06
    Этот "француз" на Як похож. Но история запутанная до абсурда. Сбежать от немцев в Африку, что бы там воевать за немцев belay .
    1. nks
      +3
      4 июня 2019 21:11
      Не воевали они за немцев от слова совсем.
      1. 0
        5 июня 2019 11:30
        Цитата: nks
        Не воевали они за немцев



        Две авиагруппы были направлены в Ливан и Сирию, где воевали против британских ВВС, поддерживая немецкие операции в Ираке...Результаты боев с британскими «Харрикейнами» и «Спитфайрами» были таковы: французы сбили 30 британских самолетов.
        1. nks
          +3
          5 июня 2019 22:50
          Как не трудно заметить по комментариям, в статье много ошибок различного рода. Сирия и Ливан были под французским мандатом. Хотя действительно немцы использовали их территорию для транзита в Ирак, собственно развернутых нацистских сил там не было. Более того -- Дентц отказался от немецкого предложения прислать подкрепление. Вишистские ВВС просто осуществляли ПВО над своей территорией и в операциях в Ираке участие не принимали. Что и как там могли немцы убирать из Сирии после занятия ее британцами и силами Де Голля -- непонятно. Режим Виши, конечно, был коллаборационистским, но не союзником Гитлера и в столкновениях с союзниками по антигитлеровской коалиции (опять же в том числе и свободной Франции) занимался только обороной собственной территории и во внешних операциях участия не принимал
          1. 0
            6 июня 2019 12:10
            Возможно. Я то сужу по информации взятой из статьи, а там четко написано кто, где, с кем, и сколько раз. lol Вы, видимо, в теме, раз дали такой развернутый ответ. Уважаю людей, знающих такие малоизвестные страницы истории. hi (+)
            1. nks
              0
              6 июня 2019 22:20
              Спасибо. Я вас ни в чем и не упрекал. Насчет четко написано -- это все-таки преувеличение bully А насчет истории -- не сказал бы, что так уже они малоизвестны, но понятное дело, что эта часть ВМВ у нас не особо освещается, хотя конкретно БВ был важен для СССР, так как он являлся одним из путей Ленд-лиза
    2. +1
      5 июня 2019 13:21
      а французы из норманди летали на яках
      1. +1
        5 июня 2019 14:30
        Да. И некоторые из них погибли. А Альберт Марсель, Лефевр Марсель, Андрэ Жак, Ролан де ля Пуап были удостоены звания Героя Советского Союза. Но сейчас речь о других французских летчиках.
    3. +1
      10 июня 2019 22:49
      Мне интуиция подсказывает, что тов. Яковлев сделал свой самолёт по французским лекалам и впоследствии был большим поклонником французских самолётов. Да и эскадрилья "Нормандия" не просто так выбрала Яки.
      И советские авиационные двигатели конца 30-ых годов были "оттуда".
  7. +3
    4 июня 2019 20:16

    Пилотская кабина Dewoitine D.520.
    Более полусотни D.520 получили румыны. Так французский истребитель оказался на Восточном фронте, где, правда, особых лавров не сыскал. Румынские летчики предпочитали «мессершмитты», а у противника к тому времени появились самолеты посильнее D.520
    Нет ни одного документа, который бы подтверждал, что D520 попали в Румынию. Франкоязычная и англоязычная литература указывают Румынию как планируемого оператора, до которого самолеты та и не долетели.
    1. +1
      5 июня 2019 13:24
      густав. Bf-109G был у румынов вроде в почете
  8. +6
    4 июня 2019 20:49
    Дико извиняюсь, но последняя фотка поста - это не D-520, а вовсе даже MS-406.
    1. 0
      5 июня 2019 16:58
      Извините , но это MS-410 (реактивные патрубки)
  9. +2
    4 июня 2019 21:06
    У этого самолёта крылья имеют сложный профиль .
    В итоге , визуально, самолёт как бы опирается крыльями о воздух. Прям как живой. Подобный визуальный эффект был и у Спитфайера.
    Вот фото на котором этот эффект заметен.
  10. -9
    4 июня 2019 21:30
    Угу. Почти верю в "отличный самолет". 935 л.с. "Зверь", а не машина. И калибр у пулеметов "мощный" - 7,5.
    Как раз для Ju-88, стрелять - не настреляться. И почти верю, что французы "воевали", вот только победить не успели, а то бы...
    Откуда этот бред?
    Закинуть бы этот спортивный самолетик зимой под Сталинград. Там бы и остался в виде металлолома.
    1. +2
      5 июня 2019 11:06
      Цитата: pro100y.belarus
      И калибр у пулеметов "мощный" - 7,5.
      Как раз для Ju-88, стрелять - не настреляться.

      Так для бомберов у француза пушка была.
      Кстати, напомню, что ВВС союзника Франции в это же время были укомплектованы истребителями, вооружёнными вообще исключительно пулемётами винтовочного калибра. И ничего - неплохо летали и сбивали.
    2. +2
      5 июня 2019 16:55
      Извините , но бредом является Ваш пост . Да , по мощности двигателя 520-ый уступал и 109-ке и спиту .
      Но в целом , машина была достаточно прочной и живучей , с бронеспинкой , пусть и тоненькой , но у многих тогдашних истребителей (в т.ч. у ранних эмилей) не было и такой , с протектированным топбаком и широким шасси . Само собой - с нормально работающей р/станцией(у всех ли она была в 41?) .
      Калибр пулеметов не нравится ?Конечно ,лучше сразу 13.2мм - и побольше , побольше . Но в то время и у того же юнкерса-88 никакого бронирования не было , а калибр пулеметов был практически такой же -7.92
      Причем из-за меньшей скоростельности вес залпа был ниже .
      Для Сталинграда машина , конечно , устарела , но для лета 40-го еще большой вопрос , кто лучше - Bf-109E3 , Spitfire Mk1 или D-520C1
    3. +1
      27 июня 2019 11:23
      А чем дюралевый металлолом хуже деревянного "нашего"металлолома" Вы что полагаете что як 7 круче француза был?
  11. +4
    4 июня 2019 21:39
    Я смотрю пилоты предпочитают фонарь кабины не закрывать однако. Это знак?!. Т.к. открытый фонарь снижает как известно обтекаемость и скорость аэроплана.
    1. +1
      4 июня 2019 23:18
      Покрышкин писал, что на МиГах тоже летали, не закрывая фонарей - боялись, что не откроются, когда надо будет прыгать. Да и плексиглас был так себе.
  12. +2
    4 июня 2019 23:03
    Красивый самолет. С удачной аэродинамикой.

    А с третьим экземпляром все вообще стало красиво. С двигателем 12Y31, который на самолет поставили летом 1939 г., самолет развил 535 км/ч. Бонусом была улучшенная скороподъемность


    Интересно отметить что этот Hispano-Suiza 12Y31 имел мощность всего 860 л.с., но сумел выжать 535 км\ч. Его главный оппонент, Bf 109e, будучи легче (1840\2500кг) и имея двигатель Daimler-Benz DB 601A - 1050 л.с. развивал всего 548 км\ч. Небольшое превосходство прямо скажем. С другой стороны свой DB 601A Мессершмитт получил еще летом 1938 года, на год раньше войны и большую часть детских болячек двигателя удалось вылечить заранее.

    Не знал раньше что французы так явно отставали от немцев в двигателях.
    1. +1
      4 июня 2019 23:44
      Цитата: Saxahorse
      Не знал раньше что французы так явно отставали от немцев в двигателях.

      Но у наших, Климовских М-100-ВК-107 ноги растут из той же Hispano-Suiza 12Y. "Тогда входивший в делегацию военинженер М.И. Левин предложил компромиссное решение, устроившее всех. Советская сторона соглашалась принять документацию на серийный мотор типа 12Ybrs, который на испытаниях удовлетворительно поддерживал мощность 750 л.с., как временную. На базе этой документации развертывалось производство в СССР. В дальнейшем "Испано-Сюиза" обязывалась довести усовершенствованную модель, испытать ее в присутствии комиссии заказчика и отправить в Москву дополнительные чертежи для внедрения в серию.

      Эта идея стала основой при разработке договора с фирмой. Он вступил в силу 14 августа 1934 г. и имел срок действия три года. Согласно этому документу "Испано-Сюиза" предоставляла чертежи, спецификации, технологические карты и др. Французская сторона должна была предоставлять информацию обо всех изменениях, вносимых на серийных двигателях."http://engine.aviaport.ru/issues/39/index.html
      1. +1
        5 июня 2019 00:05
        Цитата: амурец
        Но у наших, Климовских М-100-ВК-107 ноги растут из той же Hispano-Suiza 12Y.

        Вот потому и считал что французы были в числе лидеров по авиадвигателям. А по факту получается что они сами за немцами угнаться не смогли.
      2. 0
        27 июня 2019 11:25
        Спасибо-наглядно рассказано
    2. +6
      5 июня 2019 00:07
      Обратите внимание, что не только от немцев. Всеми ругаемый М-105, якобы ухудшенная копия испано-сюизы, сделанная тупыми совками из говна и палок, выдавал более 1000 лошадиных сил, а М-105ПФ что-то около 1250. Французам такая мощность и не снилась. Что сюиза, что гном-рон так и не взяли рубеж 1000л.с.
      Что касается данного супер самолета, то исходя из его ттх - 2800кг и 935 лошадиных сил, летать он должен был существенно хуже ЯКа, где-то примерно на уровне серийного ЛАГГа, может даже и хуже, а вооружен он хуже МИГа, который всегда ругали за слабое вооружение. Может быть в нем были применены некие передовые аэродинамические решения, о которых автор забыл нам поведать, но на первый взгляд, ничего особенно хорошего в этом самолете не видно.
      1. +3
        5 июня 2019 01:27
        МИГ потому и ругали, что пушки не было. Сравнивать (по срокам) можно только с МИГ-1. А у него 1 пулемёт 12,7 и 2 -7,62. А D 520 остановился в развитии в конце 1939г. Была у него перспектива, резерв модернизации. Но, не судьба ... Но пушка была.
      2. +3
        5 июня 2019 05:36
        D.523 - 12Y51 - 1100 л.с
        D.524 - 12Y89 - 1200 л.с.
        SE.520Z - 12Z - 1600 л.с.
      3. 0
        5 июня 2019 06:59
        Цитата: MooH
        Обратите внимание, что не только от немцев. Всеми ругаемый М-105, якобы ухудшенная копия испано-сюизы, сделанная тупыми совками из говна и палок, выдавал более 1000 лошадиных сил, а М-105ПФ что-то около 1250. Французам такая мощность и не снилась. Что сюиза, что гном-рон так и не взяли рубеж 1000л.с.

        "Ухудшенная копия" - это про М-100, а после падения Франции линейку развивали уже своими силами. Дотяни французы до сорок первого, наверно, и они бы сделали тысячесильный движок. С тем же М-105ПФ, который на момент появления уже проигрывал и немцам, и англичанам, проблем тоже отхватили. Не говоря уже о ПФ2 и М-107, которые толком не зашли.
        1. 0
          5 июня 2019 07:50
          ВК-105 ПФ2 один из основных двигателей Советских ВВС 1943-1945гг
          Мощность на земле ном 1290 л.с. макс 1310 л.с
          На высоте 2200 м ном 1240 л.с.
          Отличался отработанностью и надежностью и был хорошо принят л.с.
          М-107 вообще ни как не зашел, ВК-107А отличался нагруженным тепловым режимом и низким моторесурсом, что при определенном дефиците их на фронте не позволяло поддерживать высокую боеготовность авиачастей эксплуатирующих данную силовую установку.
          1. -1
            5 июня 2019 08:07
            Девуатин отличался определенной строгостью в пилотировании (буквально ходил за ручкой) и слабостью защиты пилота ( спинка 5 мм), да и тяжеловат он для ц.м. самолета. Вопросы к аэродинамике - ББ-22 с М103А в 1938г развивал 567 км/час, И-180 М-87А - 540 км/час, Девуатин -535 ( количество двигателей в случае с ББ-22 компенсируется лобовым сопротивлением)
          2. 0
            5 июня 2019 15:02
            Цитата: mark1
            ВК-105 ПФ2 один из основных двигателей Советских ВВС 1943-1945гг

            Вы путаете ПФ и ПФ2.
            Да и ПФ2, у которого прирост мощности куплен за счёт высотности и ресурса, уступал тем же "Мерлинам", не говоря о "Грифонах".
            1. 0
              5 июня 2019 18:09
              Цитата: Narak-zempo
              Вы путаете ПФ и ПФ2.

              Отнюдь - Як-3, Як-9
              С октября 1944 г. ВК-105ПФ2 полностью вытеснил вариант "ПФ" на заводе № 26. Этот тип двигателя предназначался только для истребителей.
              Но с годом я напутал 1944-1945гг.
              Цитата: Narak-zempo
              уступал тем же "Мерлинам", не говоря о "Грифонах".

              У англичан собственная гордость - не последние люди в авиадвигателестроении, но ВК-107А у нас все таки присутствовал -не совсем в пыли валялись .
              1. +1
                5 июня 2019 19:10
                Цитата: mark1
                У англичан собственная гордость - не последние люди в авиадвигателестроении, но ВК-107А у нас все таки присутствовал -не совсем в пыли валялись

                Историю нашего двигателестроения в войну и перед ней можно охарактеризовать словами Волка Ларсена: "Я делал всё, что мог, но этого оказалось недостаточно".
                1. 0
                  5 июня 2019 20:15
                  Цитата: Narak-zempo
                  "Я делал всё, что мог, но этого оказалось недостаточно".

                  Перед войной -да. По ходу войны - мы красавчики, все вопросы решали сами, движки по ленд-лизу не брали
                  1. 0
                    5 июня 2019 20:36
                    Цитата: mark1
                    движки по ленд-лизу не брали

                    А кто бы их нам дал ?
                    1. 0
                      5 июня 2019 22:17
                      Цитата: Альф
                      А кто бы их нам дал ?

                      Ну так значит мы молодцы?! Или как?!
                      К стати при поставках самолетов по л-л шли запасные моторы в количестве 30% от общего числа ( ни чего не мешало запросить больше , в пределах разумного но это конечно же проблему не решало) , в том числе и Мерлины и Pratt&Whitney R-2800-21 (даже предлагалось поставить на И-185).
                      1. 0
                        6 июня 2019 19:49
                        Цитата: mark1
                        ни чего не мешало запросить больше

                        Съесть-то он съест, да кто ж ему даст. Между прочим моторы в штатах тоже не почкованием появлялись.
                        Цитата: mark1
                        (даже предлагалось поставить на И-185).

                        Вот это новость, можно поподробнее ? what
                  2. -2
                    5 июня 2019 23:01
                    Цитата: mark1
                    Перед войной -да. По ходу войны - мы красавчики, все вопросы решали сами, движки по ленд-лизу не брали

                    Нам повезло, что Германия вела воздушную войну на Западе с заведомо количественно и технологически превосходящим противником, отвлекающую более 2/3 истребительной авиации. А движки нам поставлялись - вместе с ленд-лизовскими самолётами и как запчасти для них.
                    1. 0
                      6 июня 2019 06:45
                      Цитата: Narak-zempo
                      Нам повезло, что Германия вела воздушную войну на Западе с заведомо количественно и технологически превосходящим противником,

                      А "технологически превосходящему противнику" не повезло что Германия вела войну еще и на Востоке? Не стоит принижать собственные заслуги, в том числе и в воздухе. Немецкие пилоты сюда не на отдых приезжали.
                      Цитата: Narak-zempo
                      А движки нам поставлялись - вместе с ленд-лизовскими самолётами и как запчасти для них.

                      Л-л самолетам - л-л двигатели, все правильно. Была правда возможность наладить выпуск И-185 с пратт-уиттни... но видимо посчитали, что выпуск дорогущей "сувенирной" серии не оправдает себя.
                      1. 0
                        6 июня 2019 07:10
                        В первом квартале 1942г в ЦАГИ просчитали вариант установки Мерлин ХХ на Як-7. Кроме прироста скорости на больших высотах и сохранения на малых отмечалось увеличение взлетной дистанции на 28%, невозможность установки мотор-пушки и критическая зависимость от поставок двигателей и винтов, кроме того взлет из за диаметра винта был возможен только с трех точек, что( а так же перенос в крыло вооружения) влекло за собой изменения в конструкции крыла, а это было признано не приемлемым в сложившихся условиях.
                      2. 0
                        6 июня 2019 19:52
                        Цитата: mark1
                        критическая зависимость от поставок двигателей и винтов,

                        Единственная серьезная причина.
                      3. 0
                        6 июня 2019 20:16
                        Цитата: Альф
                        Единственная серьезная причина

                        Остальные причины конечно ерундовые, но по аналогичным ( размер винта, шасси и доработка крыла), например, не пошел в серию Як-7М-82, хотя при доводке был бы как минимум не хуже Ла-5.
                        По И-185 - просто читал, что рассматривался и такой вариант в малой серии, от безъисходности. Выглядит правдоподобно и логично.
                      4. 0
                        6 июня 2019 20:55
                        Наврал я вам, батенька, про И-185, точнее не нашел первоисточника ( что вроде как одно и тоже), но зато точно могу утверждать про проект МиГ-3
                        с мотором Пратт-Уитни R-2800-63 и турбокомпрессором Дженерал Электрик С- 23, которые устанавливались на американском истребителе Рипаблик Р- 47D-10RE "Тандерболт"
                        но и он не пошел по той же причине -дорого.
                      5. 0
                        6 июня 2019 07:54
                        Цитата: mark1

                        А "технологически превосходящему противнику" не повезло что Германия вела войну еще и на Востоке?

                        Безусловно повезло. Переиграть Вермахт образца 1941-42 годов в маневренной сухопутной войне без возможности лишить снабжения за счёт завоевания господства на море, как это случилось с Африканским корпусом, они не могли.
                        И тем не менее это факт: наша авиация с огромным трудом добилась господства в воздухе при условии отвлечения большей части истребителей Люфтваффе на противостояние бомбардировкам союзников.
      4. 0
        27 июня 2019 11:27
        Вы про м 100-м105 военного производства почитайте-его моторо-часы до капремонта.Механики говорили о 80 часах ресурса-да и то за частую и тех не вырабатывал
  13. +4
    5 июня 2019 00:01
    Отличный самолет! Нашим ВВС очень помог во время союзнических бомбардировок 1943/44. Были договорены 120, но пришли 96 самолетов. Ну немцы доставили и Ме 109 G6, тоже. Конце концов союзники потеряли 185 машин, против 27 наших.


    1. +1
      12 июня 2019 23:51
      Цитата: Keyser Soze
      Нашим ВВС очень помог во время союзнических бомбардировок 1943/44. Были договорены 120, но пришли 96 самолетов. Ну немцы доставили и Ме 109 G6, тоже. Конце концов союзники потеряли 185 машин, против 27 наших.

      Интересно, не знал о такой цене для ВВС западного альянса бомбардировок Болгарии. Но что то мне подсказывает, что в это число сбитых входят не только жертвы истребителей, но и зениток.
      1. -1
        13 июня 2019 08:13
        что в это число сбитых входят не только жертвы истребителей, но и зениток.


        Не нашел сведений кем сбиты, но воздушные битвы над Болгарией в Вторую мировую были над целой страной и едва ли очень много смогли перекрыть зенитками. ВВС защищали Софию, Скопие, Ниш, Охрид, Пловдив и вылетали на перехват, а британцы и американцы лезли чаще в 1943/44 годах. американцы и бриты потеряли 256 убитыми и 333 пленными.
  14. +2
    5 июня 2019 07:39
    Первые бои показали, что D.520 уступал Bf-109Е в скорости и вертикальном маневре, но превосходил в маневренности.

    Роман, если резюмировать эту Вашу фразу, то получится "D.520 уступал Bf-109Е в маневренности, но превосходил в маневренности. Вертикальный маневр тоже маневренность. И маневренность такая вещь, что для двух самолетов практически всегда есть области маневренности, где преимущество переходит от одного самолета к другому. Поэтому правильнее было бы написать так :
    Первые бои показали, что D.520 уступал Bf-109Е в скорости и вертикальном маневре, но превосходил на вираже , или в разгоне на пикировании, или в приемистости на малых высотах( выбрать верное).
  15. +1
    5 июня 2019 08:41
    Французы так доэкономились перед войной, что, когда запахло жареным, вынуждены были просить СССР продать им двигатели М-105.
    1. 0
      5 июня 2019 11:11
      Цитата: Snakebyte
      Французы так доэкономились перед войной, что, когда запахло жареным, вынуждены были просить СССР продать им двигатели М-105.

      Точнее, французы просили продать им двигатели "Испано". На тот момент в серии был М-103А.
      Переходной стадией к М-105 можно считать двигатель М-103А. Несмотря на то, что он считался модификацией М-103, от последнего он отличался довольно значительно. Моторы М-103 и М-103А были невзаимозаменяемы по цилиндро-поршневой группе. Новый внутренний диаметр цилиндра, равный 148 мм, стал нормой для всех последующих поршневых моторов В.Я. Климова. На М-103А удалось получить взлетную мощность 1000 л.с. По оценке НИИ ВВС, по своим характеристикам этот мотор был примерно эквивалентен французскому "Испано-Сюиза" 12Y51.

      Возможно, именно М-103А имели в виду французские военные, когда в мае 1939 г. запросили советское правительство о возможности поставки двигателей "Испано".

      А М-105 довели до ума только к середине 1940 г.
    2. 0
      11 июня 2019 08:13
      У них были причины экономить. С таким союзником, как бриты не проиграть войну -- невыполнимая задача. Французы рассчитывали на то, что в случае войны британские ВВС будут переброшены на материк, что собственно оговаривалось в планах совместных действий. Предполагалось, что французы обеспечить войну на земле, британцы в море и воздухе. Но британцы кинули союзника дважды, сначала сняв ограничения с немецкого флота, а затем не перебросив авиацию. В итоге в середине 30-х перед французами встала дилемма: флот или авиация? Требовалось сразу и наращивать численность кораблей и делать много новых самолётов. А денег было не так, чтобы много. Потому и экономили.
  16. +2
    5 июня 2019 09:32
    Замечание. На нижнем фото в статье-"Моран-Солнье - 406"!
  17. +2
    5 июня 2019 12:20
    С интересом прочитал. В фильме истребители второй мировой, всего два слова о нём было.
    1. +2
      7 июня 2019 11:11
      Если интересуетесь, прочитайте Корнюхина "50 лучших истребителей Второй Мировой". Про Девуатин-520 целая статья, кратко, по существу, без воды, с примерами боевых действий и с иллюстрациями.
  18. +1
    5 июня 2019 19:48
    Группа достоверно сбила 10 немецких самолетов (Hs-126 – 3, Не-111 – 1, Do-217 – 2) достоверно! Do-217 ! при том что их в серию пустили в ноябре 40го))
  19. +2
    5 июня 2019 20:25
    не уверен про дальность в 1500км (откуда данные) а в остальном мс-406 был гораздо лучшей машиной которая успешно воевала в финских ввс ,а вообще то очень напоминает спор между як и ла я за мс-406
  20. +1
    6 июня 2019 09:08
    На Девуатине-520 "белая 6" летал самый результативный ас-истребитель Франции( если не брать в расчет летчиков "Нормандии-Неман") Пьер Ле-Глоан. За изящный силуэт машину называли "мисс Франция".
  21. +1
    6 июня 2019 19:10
    На последней фотографии, которая завершает статью, почему-то не D520, а MS406!? Случайность?
  22. 0
    7 июля 2019 13:31
    Всё таки много заимствований в европейской авиации.. Носовая часть похожа на Як-9, центроплан Спитфайра, задняя часть МиГ-3, фонарь ЛаГГ-3.. Крыло как у мессеровского "густава".. Что то от Харрикейна есть. В целом очень красивый самолёт. Я даже удивлён, что французам удалось создать не очередную каракатицу.
  23. 0
    7 мая 2021 16:45
    Вполне себе медленная каракатица, даже для 1941 г., что уж она могл сделать в 1943 г. даже представить не могу.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»