Российские противолодочные корабли. Модернизация БПК проектов 1155 и 1124М

45
На данный момент в списках российского военно-морского флота имеется 36 противолодочных кораблей нескольких типов. Имеющиеся корабли не отличаются малым возрастом и потому нуждаются в модернизации. Уже запущено обновление одного из БПК пр. 1155, а в ближайшем будущем ожидается модернизация МПК пр. 1124М. В последние дни стали известны некоторые подробности текущих и запланированных работ.


БПК "Маршал Шапошников" пр. 1155, 2006 г.




Проект 1155


29 мая издание «Известия» рассказало о текущем ремонте и модернизации большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» пр. 1155. От неназванного источника в командовании ВМФ были получены сведения о целях и задачах текущих работ, а также о сроках их выполнения.

По данным «Известий», в настоящее время «Маршал Шапошников» готовится к возвращению военно-морскому флоту. Его передадут заказчику до конца года. Модернизация, как утверждается, заключается в замене ряда приборов и систем различного назначения. Также осуществляется обновление систем противовоздушной обороны и ракетного вооружения в целом. Одной из целей проекта является внедрение ракетных комплексов «Калибр» и «Уран».

По результатам такой модернизации БПК «Маршал Шапошников» сможет решать более широкий круг задач, перестав быть узкоспециализированной боевой единицей. Дальнейшая судьба других кораблей пр. 1155 пока не уточнялась.

30 мая информагентство ТАСС опубликовало иные данные о БПК пр. 1155 – они были оглашены начальником управления кораблестроения ВМФ контр-адмиралом Владимиром Тряпичниковым. По очевидным причинам, эти данные представляют больший интерес.

Руководитель управления отметил, что БПК пр. 1155 является хорошим образцом и имел удачное для своего времени вооружение. Однако к настоящему времени появилась необходимость в модернизации таких кораблей, и этот процесс уже запущен. Первым модернизацию проходит «Маршал Шапошников» из состава Тихоокеанского флота.

На проведение текущих работ необходимо время. Корабль вернется в боевой состав только в 2021-22 годах. БПК пр. 1155 представляет собой удачную платформу, и теперь ее оснащают новыми приборами и оружием. По результатам обновления «Маршал Шапошников» сможет и дальше выполнять свои задачи.

Контр-адмирал Тряпичников указал, что планы по другим БПК пр. 1155 пока отсутствуют. Командование намерено в будущем изучить результаты модернизации «Маршала Шапошникова» и сделать необходимые выводы. Впрочем, текущие планы военного ведомства подразумевают массовую модернизацию боевых кораблей Северного и Тихоокеанского флота.

Проект 1124М


31 мая «Известия» сообщили о запуске второй программы, направленной на обновление кораблей противолодочной обороны. На этот раз речь идет о малых противолодочных кораблях пр. 1124М «Альбатрос». Информация о запуске их модернизации вновь была получена от неизвестного источника в командовании ВМФ.

Опубликованы лишь отдельные сведения о модернизации. Так, планируется обновить гидроакустические комплексы – корабли получат современные цифровые системы. Также запланирована установка нового противолодочного вооружения, однако конкретные изделия и системы не назывались. Такая информация пока является секретной, и источник не смог раскрыть ее.

Объемы и сроки модернизации тоже не уточняются. Указано лишь то, что программа уже запущена, а в составе ВМФ России все еще имеется два десятка «Альбатросов».

Хорошие и плохие новости


Таким образом, в последние дни мая общественности сообщили о дальнейшей судьбе надводных кораблей, задействованных в ПЛО. В обозримом будущем министерство обороны планирует провести модернизацию определенного числа противолодочных кораблей, по результатам которой они смогут оставаться на службе и эффективно решать свои задачи.


МПК "Кореец" и "Усть-Илимск" пр. 1124М, 2007 г.


Впрочем, не все новости являются поводом для оптимизма. Так, контр-адмирал В. Тряпичников указал, что БПК «Маршал Шапошников» пр. 1155 вернется с ремонта в строй только в начале двадцатых годов. Этот корабль пребывает в ремонте с 2016 г. и получает крупный набор нового оснащения. Не так давно, в феврале отечественные СМИ сообщали, что до конца года корабль выйдет на ходовые испытания. Его возвращение флоту планировалось на 2020-й.

Согласно последним заявлениям официального лица, процесс модернизации БПК заметно затягивается. «Маршал Шапошников» вернется на службу только в 2021-22 гг. С чем связан такой перенос сроков – неизвестно, но подобные изменения графика заставляют проявлять беспокойство.

Новости о модернизации МПК пр. 1124М следовало ожидать. Такие корабли продолжают службу, но их состояние и возможности уже далеки от желаемых. Обновление, предусматривающее установку новых ГАК и вооружений на существующей удачной платформе, приведет к очевидным положительным последствиям.

Перспективы ПЛО


На данный момент надводные корабли нескольких типов являются основным элементом противолодочной обороны российского ВМФ. В общей сложности в списках флота числится 36 больших и малых противолодочных кораблей. Несколько вымпелов сейчас находятся на ремонте, тогда как другим придется временно уйти со службы в ближайшем будущем.

Самым новым и наиболее оснащенным БПК в нашем флоте является корабль «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1, однако он временно небоеспособен. С 2014 г. этот БПК находится на ремонте, а его возвращение в боевой состав ВМФ возможно не ранее начала двадцатых годов.

По проекту 1155 было построено 12 больших противолодочных кораблей, треть которых в прошлом была списана и утилизирована. Шесть или семь БПК этого типа несут службу, тогда как «Маршал Шапошников» с 2016 г. находится на ремонте и модернизации. После его возвращения к службе командование планирует решить вопрос обновления оставшихся однотипных БПК. Пока четкие планы такого рода отсутствуют.

По проекту 1124М было построено более трех десятков МПК. После распада СССР часть таких кораблей досталась ВМС Украины. К настоящему времени российский ВМФ сохранил в строю два десятка «Альбатросов». МПК пр. 1124М служат в составе Северного (6 единиц), Тихоокеанского (7 единиц) и Черноморского (5 единиц) флотов; также имеется два корабля пр. 1124.

Самые новые МПК пр. 1124М вошли в состав ВМФ в первой половине девяностых годов, и с тех пор их вооружение и оснащение успело морально устареть. В рамках запланированной модернизации новые приборы может получить значительная часть имеющихся кораблей, что приведет к заметному росту боеспособности существующих соединений МПК.


Корабль "Адмирал Чабаненко" пр. 1155.1 до убытия на нынешний ремонт


В составе Балтийского флота отсутствуют МПК семейства «Альбатрос», но имеются корабли того же класса пр. 1331М в количестве шести единиц. Эти корабли вступили в строй во второй половине восьмидесятых и в дальнейшем неоднократно проходили ремонт. Какие-либо данные о грядущей их модернизации по типу пр. 1124М пока не поступали.

Нетрудно заметить, что российская группировка надводных кораблей ПЛО не отличается небольшим возрастом, а кроме того, имеет определенные проблемы в контексте потенциала целевого оборудования и вооружения. БПК и МПК все еще способны решать поставленные задачи, но сохранение требуемой эффективности в будущем оказывается под вопросом.

Таким образом, возникает необходимость в строительстве принципиально новых противолодочных кораблей двух классов, а также в модернизации имеющихся вымпелов. Разработка и строительство новых образцов пока отложены на неопределенный срок. Ранее представители флота говорили, как минимум, о начале двадцатых годов. Модернизация кораблей ведется уже сейчас, и подобные планы постепенно расширяются.

Учитывая доступную информацию, в том числе последние новости, можно предполагать, что в средней перспективе количество противолодочных кораблей в ВМФ России почти не изменится. Возможно списание окончательно устаревших кораблей, но оно вряд ли будет массовым. При этом планируется осуществить постепенную модернизацию наличных БПК и МПК.

Следует отметить, что задачи ПЛО решаются не только специализированными кораблями. Большая часть новых боевых единиц изначально имеет ГАК и ракетно-торпедное вооружение для борьбы с подлодками. Таким образом, не самая лучшая ситуация с МПК и БПК частично компенсируется появлением кораблей других классов с аналогичными возможностями.

ВМФ России продолжает модернизацию надводных сил и осуществляет ее всеми доступными способами. Одним из самых удобных методов поддержания боеспособности является модернизация имеющихся кораблей. Подобные процессы в сфере ПЛО уже начаты и будут продолжены в будущем.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    3 июня 2019 05:24
    "Таким образом, не самая лучшая ситуация с МПК и БПК частично компенсируется появлением кораблей других классов с аналогичными возможностями."
    Вот и именно,как говорила моя учитель химии.С БПК и МПК не всё радужно,мягко выражаясь,но остальные-то смогут тоже удавить вражью ПЛ..
    1. +1
      3 июня 2019 07:24
      Надо наверное серийно модернизировать, поставить на поток, а штучные изделия это нарезание хвоста кота. А что делать.
      1. +5
        3 июня 2019 08:25
        С 1155 есть проблемы:
        - Ремонт или замена турбин - они у многих кораблей убитые. Тот же Чабаненко в ремонте с 2014 с непонятными перспективами.
        - Непонятны трудозатраты на ремонт. Вот сделют Шаопшникова и по факту поймут сколько надо вложить в модернизацию одного вымпела.
        - Большой срок службы.
        Как бы не оказалось что модернизировать их дороже чем "Горшковых" строить. А ведь "горшков" должен прослужить подольше чем модернезированный БПК.
        1. +2
          3 июня 2019 11:21
          ТАк и будет, там кабель трассы под замену по идее должны пойти, а это очень большой процент от полной стоимости корабля.
          Тем не менее, стоит попробовать. Даже 30% от 22350 за перестроенный 1155 по идее приемлемо.
        2. -2
          3 июня 2019 14:58
          Чабабенко недавно светился на фото. Вроде активные работы идут
        3. +5
          3 июня 2019 18:00
          С 1155 есть проблемы

          Александр, все указанные Вами проблемы проистекают из одной: модернизацию этих кораблей нужно было проводить в начале-середине нулевых, когда ЗИПов было больше, Николаевские движки не являлись недоступной роскошью, да инженеров и рабочих, которые создавали эти машины на заводах и КБ ещё можно было застать, тогда глядишь и сроки бы не сдвигали поминутно вправо.

          Вообще по самой модернизации тоже есть много вопросов. Понятно обновят всю электронику, кроме разве что Полинома - это дело нужное, особенно в части РЭБ. Хорошо что убрали вторую арту и на её месте монтируют универсальные пусковые ячейки. Только вот плохо, что это опять ЗС-14, когда, как мне видится, на самом деле этим кораблям не хватало не столько ударных функций, сколько ПВО, ведь Раструб-Б вполне мог работать и по кораблям, пусть и с меньшей эффективностью нежели специализированные ПКР. С заменой раструба на наклонные ПУ Калибров (2*6) эта проблема бы нивелировалось сама собой, зато появлялась возможность усилить противовоздушную компоненту корабля хотя бы тем же Штиль-1, который дешев и хорошо освоен промышленностью. Про то что на обновленном 1155 появится Полимент-Редут лично я очень сильно сомневаюсь. Корабли для этого уже стары, а заявленная переделка слишком трудоемка чтобы быть осуществимой на практике. Скорее всего главным ЗРК корабля так и останется Кинжал, на большее в текущих реалиях рассчитывать не приходится.

          Как итог давайте сравним то что будет с тем, что могло бы быть.
          Будет: 16 Уранов (2*8) + 8 ракет-торпед Калибр и 64 ЗУР Кинжала, которые хороши на близком расстоянии, но не работают на средней дистанции. В целом заметна диспропорция в ударной компоненте, при том что Ураны далеко не панацея против серьезного противника. Да, конечно, вместо 8 торпед мы можем поставить только 4, а ещё 4 заместить 3М-14Э или аналогами, а то и вовсе Ониксом, но все это будет осуществлено в ущерб ПЛО.
          Что могло бы быть: 12 наклонных ПУ под Калибры (в идеале 8 - 91РЭ1 и 4 3М55 Оникс - чтоб наверняка), 64 ЗУР Кинжала, и скорее всего только 16 ЗУР 9М317М, которые тем не менее уже являются ПВО средней дальности. Если кому-то ударных функций показалось вдруг мало, путем сокращения ЗУР Кинжала в корме до 16 единиц, можно было бы впихнуть 2*4 наклонных того же Урана, что не сильно бы ослабило ПВО корабля, но и не сильно бы усилило его ударную мощь, поскольку Х-35 для современного противника (мы же собираемся противостоять современному противнику, верно?) уже не являются сколько бы то ни было серьезной угрозой. Но если уж хочется - почему бы нет. Зато при таком раскладе мы гарантированно сохраняли бы исконное предназначение корабля как большого геморроя для вражеских субмарин, т.к. ПЛО почти не претерпевала бы изменений.

          Ещё раз повторюсь: эту модернизацию надо было проводить даже не вчера, а позавчера. Тогда бы сегодня мы с учетом строящихся 22350 вполне могли бы на Северном и Тихом океанах создать группировку, где на каждый БПК приходился бы один современный фрегат, а на каждый фрегат по два корвета 20380 / 20385. Вот тогда бы это был в меру дорогой, но сбалансированный и боеготовый флот, способный создать "точку напряжения" в любом вверенном ему квадрате. Но этого уже никогда не будет, и речь здесь даже не в том, что нет наклонной ПУ для Калибра (хотя объективно это самый простой и дешевый способ оснастить данными ракетами наш ВМФ, ибо не требует необходимости корочить палубу и так уже немолодых кораблей, да исам наклонный пуск много проще и безопаснее порохового выброса), а в упущенном моменте. 1155 медленно уйдут в утиль, им на смену придут 22350 в количестве не превышающем списываемые единицы. Как итог: мы лишь несколько притормозим полную деградацию нашей военно-морской компоненты, но уже никогда не станем прежними владыками, хотя бы прилегающих акваторий.
          1. +1
            3 июня 2019 19:11
            Грустный получился итог.
            Но посмотрим. Ведь точный состав вооружения до сих пор не известен, есть только предположения по фотографиям да какой-то информации по закупкам запчастей. Будем наедятся ПВО расширят. Мне тоже кажется, что этого в первую очередь не хватает этому кораблю. Ситуация с корабельным составом тоже вырисовывается совсем печальная, но говорить о том что надо было делать 15 лет назад сейчас уже бесполезно, остается только скрестить пальцы и ждать новостей о том сколько всего кораблей продет модернизацию и какую.
          2. +5
            3 июня 2019 19:34
            ВМФ на модерн старых кораблей целенаправлено забил.

            Ведь можно было доделать наклонные пусковые для 91РТ/Калибр. Тогда всё намного прощше и дешевле сделалось бы, вместо Раструба оказалось бы возможно ставить или Калибры или ПЛУР 91РТ

            Но!

            Вы сейчас в управлении кораблестроения скажите кому про наклонные направляющие и ТПК для ракет семейства Калибр - на Вас как змеи зашипят, и толку не будет вообще. Имел возможность убедиться.
            1. 0
              3 июня 2019 20:06
              Вы сейчас в управлении кораблестроения скажите кому про наклонные направляющие и ТПК для ракет семейства Калибр - на Вас как змеи зашипят

              А что вдруг? В чем конкретно причина такого отношения? Не хотят экономить на автогене?
              1. 0
                4 июня 2019 12:47
                Не знаю. "Будет долго и дорого, лучше не начинать", хотя старт "в наклон" для ракеты легче, чем вертикально, как сейчас. По сути вопросы только к системе управления ракеты. И к самим пусковым.
    2. -1
      3 июня 2019 07:36
      Цитата: ГКС 2111
      но остальные-то смогут тоже удавить вражью ПЛ..

      можно уточнить? какие другие?
      1. 0
        3 июня 2019 08:17
        Очевидно 5 корветов 20380 + 1 фрегат 22350 + в меньшей степени 3 фрегата 11356
        1. +2
          3 июня 2019 08:21
          Цитата: donavi49
          Очевидно 5 корветов 20380 + 1 фрегат 22350 + в меньшей степени 3 фрегата 11356

          это очевидно?...на 4 флота?...причем Адмиралы все на ЧФ и половина в Тартусе!! корветы на Балтике в основе....а у нас АПЛ на Севере и ТОФе
  2. +3
    3 июня 2019 05:49
    Тут вообще мало чего понятно в том плане все ли корабли того или иного проекта из состава имеющихся в наличии будут проходить модернизацию! А ее нужно было массово начать ещё лет 10 назад! Сейчас бы имели гораздо больше боеспособных вымпелов!
    1. +8
      3 июня 2019 08:21
      Ну там есть узкий момент. У Альбатроса монстрик со звезды. Он сам себя неслабо глушит. Если мы говорим о работе не по ревущим коровам 70-х, а по современным подводным средствам.

      Сегодня для кораблей включая фрегат нормой является полностью электрический ход до 10 узлов. На котором, корабль сам себя не глушит. Энергетическая установка также базируется либо на мало/средне оборотных дизелях с серьезными мерами шумоподавления, либо на газовых турбинах, либо новый концепт электростанции с накопителями (это для всяких Зумвальтов, новых итальянских фрегатов и т.п.), там весь ход электрический.
      1. -1
        3 июня 2019 11:18
        У Альбатроса монстрик со звезды. Он сам себя неслабо глушит.


        На стопе глушит что ли?
        1. +4
          3 июня 2019 13:59
          Нет. Но со стопа работать - это такое себе. Повторю конкуренты могут преследовать контакт на скорости от 6 до 12 узлов (в зависимости от того, какой конкурент) на электроходе. Альбатросики же вынуждены строить пикеты с загонными кораблями.
          1. +4
            3 июня 2019 19:32
            Тактика 1124 предусматривает работу со стопа. Для чего специально есть ОГАС. Один гонится за ПЛ, второй стреляет по ней со стопа, это была одна из основных схем боевого применения.
  3. +1
    3 июня 2019 06:23
    "От неназванного источника в командовании ВМФ были получены сведения..."
    Если есть такая или подобная фразы, значит журналюга сей момент испражняться ложью начнёт... Дальше читать нет смысла.
  4. +2
    3 июня 2019 08:08
    Всё это надо было начать где-то в 2005 году, хотя бы в виде "бумажного" проектирования.
    А сейчас там минимум половина кабель-трасс под замену, при некоторых раскладах цена модернизации под половину нового корабля выйдет.
    Ну хоть так пусть делают.
    1. +4
      3 июня 2019 14:24
      Цитата: timokhin-a-a
      Всё это надо было начать где-то в 2005 году, хотя бы в виде "бумажного" проектирования.

      Так до 2014 года проектирование как раз и шло. Но не модернизации "Альбатросов", а нового корвета ОВР им не замену. Что с ним случилось - Вы сами помните.
      1. 0
        3 июня 2019 19:31
        Я имел ввиду ОКР по модернизации старых кораблей.

        Кстати, тот же Климов на 1124М Северного флота сделал кое-что... Всего за несколько миллионов (!), а корабль прибавил в эффективности так, как будто его перестроили полностью.

        Но дальше дело не пошло.
  5. +2
    3 июня 2019 08:46
    Нетрудно заметить, что российская группировка надводных кораблей ПЛО не отличается небольшим возрастом

    Эх, у нас 80% корабельного состава не отличается небольшим возрастом. sad
  6. +2
    3 июня 2019 08:56
    модернизация 1155 это верное решение, только количество их вряд ли будет уже более 6, Чабаненко Левченко изношены Харламова режут, мпк очень важно модернизировать и сохранить, для этого нужно отказаться от ненужных линкоров и УДК и прочей дребедени типа суперлинкороэсминцев,в польху ПЛ, береговой авиации, небольшого количества фрегатов, БПК, МПК
  7. +2
    3 июня 2019 11:21
    Почитал комментарии. Все как обычно - надо было бы, если бы, надо было вчера думать и т.д. Все в прошедшем времени.
    Может надо исходить из реального положения вещей, а не из того, что могло быть?
    Всего в составе ТО 4 БПК проекта 1155 «Фрегат» — «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц».
    И 8 МПК проекта 1124 (было).
    Руководитель управления отметил, что БПК пр. 1155 является хорошим образцом и имел удачное для своего времени вооружение. Однако к настоящему времени появилась необходимость в модернизации таких кораблей, и этот процесс уже запущен. Первым модернизацию проходит «Маршал Шапошников» из состава Тихоокеанского флота.
    На проведение текущих работ необходимо время. Корабль вернется в боевой состав только в 2021-22 годах.

    «Маршал Шапошников» проходит модернизацию на AO «Центр судоремонта «Дальзавод» во Владивостоке.
    Некоторые комментаторы высказываются, что мол надо ставить модернизацию на поток и т.п. Хорошее предложение.
    Но. Сколько кораблей пр. 1155 можно одновременно поставить на ремонт? Хватает ли доков? Если квалифицированный персонал?
    Говоря проще, можно загнать на ремонт все 4 БПК, вот только куда?
    А ведь есть еще и 3 эсминца («Бурный», «Быстрый», «Безбоязненный») пр. 956. С ними что делать?
    Согласно информации AO «Центр судоремонта «Дальзавод», новый судостроительный комплекс "Звезда" в бухте Большой Камень будет закончен в 2022-24 г.г.
    На мой взгляд, даже если захотеть сейчас начать модернизацию всех БПК и МПК, поднапрячься и найти деньги, это не получиться по чисто техническим причинам.
    Модернизировать негде и некому.
    1. -1
      3 июня 2019 15:00
      Эсминцы однозначно в утиль скоро. Явно неудачный проект.
    2. +1
      3 июня 2019 23:59
      Цитата: Every
      Почитал комментарии. Все как обычно - надо было бы, если бы, надо было вчера думать и т.д. Все в прошедшем времени.
      Может надо исходить из реального положения вещей, а не из того, что могло быть?
      ...

      Цитата: Every
      Некоторые комментаторы высказываются, что мол надо ставить модернизацию на поток и т.п. Хорошее предложение.
      Но. Сколько кораблей пр. 1155 можно одновременно поставить на ремонт? Хватает ли доков? Если квалифицированный персонал?


      Цитата: alexmach
      Как бы не оказалось что модернизировать их дороже чем "Горшковых" строить. А ведь "горшков" должен прослужить подольше чем модернизированный БПК.


      Цитата: timokhin-a-a
      Так а 1155 и осталось как раз на пару-тройку КУГов с "ядром" в виде крейсера, обеспечивающего ПВО в дальней зоне или пару фрегатов для того же самого.


      А не кажется ли Вам, друзья мои, что в данной теме, поднятой Рябовым (с его неуёмным копирайтерским перефразированием 2-3 абзацев по сути, на 12-15 абзацев воды толчённой в ступе, но в другом порядке написания слов), важна всего лишь тема (чем придётся разруливать проблемы ПЛО в БМЗ и ДМЗ, в перспективе 10-20 следующих лет, учитывая старения БПК 1155 и МПК 1124М). А для решения этого вопроса, нужно просто взять и подсчитать, в кукую сумму выльется модернизации того же "Маршала Шапошникова", и каков в действительности он получит "новый состав вооружения" на момент его передачи флоту, после модернизации ?!. Стоит ли даже начинать модернизировать пр.1124М (а так же какой состав своего "нового вооружения" после модернизации он сможет получить и какую сумму это встанет флоту ?!), естественно за каждую единицу.

      В качестве альтернативы, нужно рассмотреть возможность строительства под современные требования по своему составу вооружения скажем пр.11560 (переведя этот проект в современном оцифрованном виде, для удобства его корректировки). Плеваться пока не спешите. Тут дело вот в чём: 1) Он и создавался (прорабатывался в нескольких видах и планировался) как дальнейшее развитие пр. 1155 (1155.1) и пр. 956 (после того, как стало ясно, что использовать ЭМ и БПК по парно, как показала практика не особо получалось в действительности). На основе полученного, пусть горького, но опыта эксплуатации и котлотурбинной ГЭУ, и прочих выявленных недостатков (в.т.ч. слабых возможностей ПВО пр. 1155, и.т.п.). Там уже были и проработка под 24 УВП для УКСК "Калиб/Оникс", и вариант с 64 ячейками под ЗРК "Полимент-Редут" (ну и ЗРК "Форт-М" был вариант) ?! 2) ГЭУ для старых 1155, стали "проблемными сейчас" из-за того, что в своё время, налаживать серийный производственный выпуск морских ГТД аналогичных ДТ-59 (22500 л.с.), М063 (8 или 9 тыс. л.с.), Д090 (от 9 до 12 тыс. л.с.), и т. д. (по своей мощности) на территории РФ, на каком-либо предприятии кроме "НПО Сатурн" никто не удосуживался. Но есть, одна но неплохая новость. Сейчас есть всего два, но новых и своих (вроде как "освоенных") типа "Сатурновских" ГТД; М-70 ФРУ (в 14000 л.с.) и М-90 ФР (в 27500 л.с.) ?!. Присмотримся к пропорциям (разнице в ВИ пр. 1155 и 11560) и если в первом случае это 7-8 тыс. тонн, то второй проект (в зависимости от разности прорабатывавшихся "перспективных на то время" систем вооружений "П-Р", "Ониксы" и проч.) это уже от 9 до 12 тыс. тонн. Не напрашивается ли мысль, о возможной новой ГЭУ ?! 3) По поводу ГАК. У меня лично, (как увы наблюдателя морской тематики, а не профессионала в этой области), напрашивался бы вывод на фоне успешной эксплуатации "Адмирала Чабаненко", как о ГАК "Звезда-2". 4) По скольку ВМФ, в реальности столкнулся с тем, что ГЭУ для ремонта 7-8 тыс. тонных БПК лепить реально не из чего. И планируемая маршевая М-70 ФРУ и форсажная М-90 ФР (в среднем на 5000 л.с. больше/сильнее своих Советско/Украинских аналогов выпускавшихся в прошлом), он упорно/упорото того не замечая, грезит о новом пр. 22350М (который ещё надо "родить" ?!) но опять в ВИ около 8000 т. ?! А вот оцифровать и откорректировать пр. 11560 с его ВИ около 11000-12000 т., никому в голову не приходит, при том, что мощность новых (причём своих) ГТД, мои мысли к этому, ну прямо подталкивает. Я уже не говорю о том, что мысль о большем ВИ прямо располагает, к тому, что скомпоновать там большее количество вооружений, топлива для большей автономности и.т.п. должно быть проще. 5) Единственным "слабым звеном" и болезненным местом в развитии такого пути восстановления/восполнения ПЛО в ДМЗ, может стать то, как долго будут рожать новый редуктор для этой новой ГЭУ. Ибо скорость создания в РФ редукторов для корабельных ГЭУ, увы не впечатляет.

      Ну а если вернуться немного выше, к пр. 1124М, то стоит ли ?! Может наладить серийно выпуск "Гепардов" 11661-К (Э), просто не усекая его на ГАК (как он и планировался изначально), на ГЭУ ДДА-12000 (прошедшей обкатку и доводку на пр. 20380). Т.е. в этом случае уже практически всё необходимое для замены "Альбатросов" уже есть в наличии. И реальный (рабочий в действительности) проект, и реальная ГЭУ к нему, и опыт и налаженная кооперации Зеленодольского завода (который ещё имеет в Крыму, мощности второго судостроительного завода в своей аренде) ?! Вперёд. Было бы желание ВМФ и ОСК (как заказчиков кораблей для флота, а не освоителей средств) видеть явное.

      Ну и естественно продолжать выпуск фрегатов 22350 (в их ВИ 5400 т.), как основного связующего звена БМЗ и ДМЗ, и основного эскортного корабля для формирования в достаточном количестве КПУГ.
  8. -2
    3 июня 2019 12:25
    what Вопрос флотским. Если специализированный противолодочный корабль получает ударный комплекс вооружения, предназначенный для работы по надводным кораблям и береговым целям - не повод ли это для его переклассификации в эсминец/фрегат/корвет?
    1. -1
      3 июня 2019 14:59
      Кстати командующий ТОФ и назвал Шапошникова фрегатом
  9. -1
    3 июня 2019 12:29
    Я так так понимаю, это примерно как модернизация бмп1 и т72 в СВ. Т.е. не что иное, как очередной не имеющий аналогов в мире рывок в светлое будущее.
  10. -1
    3 июня 2019 13:23
    Цитата: Every
    Модернизировать негде и некому.

    любая работа начинается с постановки задачи.
    если этого не делать, вообще ничего делаться не будет
  11. +3
    3 июня 2019 15:05
    Вот за что я обожаю "ВО", так это за то, что в комментариях всегда узнаешь о затронутом в какой либо статье предмете гораздо больше, чем из текста самой статьи
  12. +2
    3 июня 2019 18:25
    Получается, что проект 1155 так и не получит полноценную ПВО ордера. Остается надежда на 1144 и 1164, но их катастрофически мало. Ситуацию не исправит 22350, т.к. у него ограниченное водоизмещение и как следствие боезапас. Ситуация как в поговорке "голову вытянули, а хвост увяз". Печаль
    1. 0
      3 июня 2019 19:37
      Так а 1155 и осталось как раз на пару-тройку КУГов с "ядром" в виде крейсера, обеспечивающего ПВО в дальней зоне или пару фрегатов для того же самого.

      Плюс часть вопросов по высотной ПВО (не все) решил бы 100-мм УАС, сделай его кто-нибудь
  13. 0
    3 июня 2019 20:10
    Модернизация 1124М безнадежно опоздала в связи с запредельным износом этих кораблей, модернизация 1155 не реальна (кроме одного вымпела) из-за производственных проблем, проще, делать ее в реальные сроки для всех вымпелов проекта негде и некому. Очередной "великий прорыв" в никуда и ни о чем. Вместо реальной работы по поддержанию боеготовности флота новая пиар акция. Для 11356 и 22350 нет "движков", уже втуляют, что корвет 20386 заменит 11356 и даже будет более эффективен. В плане "распила" да, более эффективен. А в остальном как можно их сравнивать?
    Цитата: "Учитывая доступную информацию, в том числе последние новости, можно предполагать, что в средней перспективе количество противолодочных кораблей в ВМФ России почти не изменится. Возможно списание окончательно устаревших кораблей, но оно вряд ли будет массовым. При этом планируется осуществить постепенную модернизацию наличных БПК и МПК."
    Все будет проще и жестче, примеров полно: даже без официального списания советские корабли без ремонта "встанут" (двигатели ремонтировать некому), модернизация ограничится одним вымпелом, т.к. мощностей, а главное, кадров, нет, а нам будут внушать, что МРК и корветы гораздо лучше "старых" БПК, эсминцев и фрегатов., а их меньшее число компенсируется "высокой эффективностью". Результат будет примерно как в Крымскую войну - флот есть, но все, что он может - затопиться на входе в бухту.
    1. -1
      3 июня 2019 22:58
      для 22350 оказывается нет движков. Простите не знал
      1. -1
        4 июня 2019 17:20
        Официально есть, так же как рост ВВП, продолжительности жизни в стране и рейтинг Президента в 72 с лишним %. Реально смотрим на факты: пока ГЭУ для проекта 11356 поставлял "ЮжМаш", задержек с поставкой в Индию 6 кораблей этого проекта из-за двигателей не было. Пока не началась бойня в Донбассе, с поставками ГЭУ для 3 кораблей этого же проекта для ВМФ РФ никаких проблем не было. Вывод: "ЮжМаш" сохранил производство, может не такое, как при СССР, но сроки не срывает, т.е. выпускает продукцию СЕРИЙНО. Если Россия научилась делать такие же двигатели серийно, почему 3 готовых корпуса проекта 11356, построенных блочно-позиционным методом (т.е. корпуса не "пустые", они уже напичканы оборудованием, в т.ч. дорогостоящим) с коротким сроком введения в строй (это при катастрофической нехватке надводных кораблей морской и океанской зоны) продаются Индии, а для ВМФ РФ "строятся" 22350 с неизвестными сроками ввода в строй? Причем газотурбинные двигатели для этих проектов - модификации одного и того же. Ответ на поверхности: производство газотурбинных энергоустановок для кораблей в России на настоящий момент является ШТУЧНЫМ со всеми вытекающими последствиями: сроки, дороговизна, доводка и качество.
        1. -1
          4 июня 2019 17:52
          Какой еще южмаш??????? Что за бред. Завод называется зоря
          По моему кто-то не понимает почему для 11356 ГЭУ не делают. У 22350 проблема была не с двигателями (вернее она была наиболее легко решаемой). Проблема была в редукторе, который на Украине делали. Газотурбинные двигатели для 22350 делали изначально в Рыбинске. С 2014 года в России пытались сделать редуктор р055 для фрегата 22350. Буквально месяц назад собрали первый образец, который сейчас проходит испытания. Проделана огромная работа
          Теперь вопрос. Зачем открывать ОКР для 11356, который по всем параметрам намного хуже 22350 и который создавался как временное решение пока не решат все проблемы с 22350 ( вспоминаем историю с полимент-редутом), если и так уже огромные силы и деньги вложены в 22350
          Просто если нет смысла открывать ОКР для редуктора на 11356
          1. 0
            4 июня 2019 19:09
            Виноват, погорячился. Действительно, "Южмаш" - это название "ракетного" завода в Днепропетровске, выход которого то же нам "икается". "Зоря" - это название от "Вильной Украины", в СССР он назывался "Южный (Николаевский) турбинный завод".
            Кроме редуктора, он делал газогенератор и осуществлял сборку и испытание агрегата в целом (это по официальным российским данным). Но это не принципиально, вопрос в другом: если это так просто, почему с 2014 г. (5 лет прошло) это до сих пор не освоено в России в качестве СЕРИЙНОГО? Проект 11356 по всем параметрам хуже 22350? Это по рекламным параметрам или реальным? "Полимент-Редут" до сих пор не доведен до "ума", "Бук" уже стрелял много раз, комплекс на 11356 РЕАЛЬНО обеспечивает одновременное наведение 8-ми ЗУР по 4 целям, если цели не "затенены" конструктивными элементами. "Полимент" хоть раз испытывался по нескольким целям? Нет. Мореходность и обитаемость 11356 устроили индусов, изначально привыкших к стандартам британского флота, гораздо выше наших. И так по всем характеристикам: 22350 - чистая реклама, 11356 - много лет эксплуатации. Но главное не в этом. Планировали 6 вымпелов проекта 11356 для флота РФ плюс 22350 по мере поступления. От 3 11356 отказались при высокой степени их готовности в пользу 22350, сроки вступления которых неизвестны и вечно "сдвигаются вправо". На недостроенные корабли 11356, продаваемые Индии, будут установлены двигатели из Николаева. Если Рыбинск освоил их производство, почему бы ему не заработать валюту и не поставить на эти фрегаты свои установки? Это от хорошей жизни или от избытка двигателей? Или от неспособности промышленности поставить необходимое количество ЭУ в срок? Ответ очевиден.
            1. -2
              4 июня 2019 20:17
              Если что полимент редут уже прошел госиспыатния, а значит доведен до ума. у 11356 только 8 калибров. У 22350 их 16( а в этом году уже заложены с 24 ячейками, те боекопмлект уже в 3 раза больше). Дальность плавания у 22350 лучше. Артиллерия у 22350 лучше ( 130 мм против 100). Незаметность у 22350 лучше.
              К рыбинским двигателям нужен новый редуктор если для 11356. Никто в проект 70ых годов не будет вкладывать деньги и открывать ОКР если есть 22350. Для 22350 уже построен первый редуктор. Так что 11356 это уже прошлое. А Янтарь будет делать новые БДК с ВИ 8000 тонн
              1. -1
                4 июня 2019 21:02
                Вынужден повториться: "полимент" прошел госиспытания, но стрельб по нескольким целям в них не было. Артиллерия 130 против 100 для фрегата не великое преимущество, а может, и наоборот: темп стрельбы у 130 меньше, по СВН неизвестно, что лучше, тем более 130 новая, еще не применявшаяся и испытанная по "короткой программе". Мореходность не испытана, малозаметность то же из теории. Для 11356 нужен не новый редуктор, а повторение имеющегося. О чем я и пишу: если за 5 лет не смогли повторить уже готовый, чего же мы хотим? Очень рад, что уже построен ПЕРВЫЙ редуктор для 22350. Он еще не испытан в реальной эксплуатации, а сколько корпусов его уже ждут? В какие сроки они хотя бы выйдут на испытания? Если 11356 это уже прошлое, то 22350 (хотя бы 6 боеготовых вымпелов, 3 вместо не достроенных 11356, три в плюс вместо обвально выходящих из строя кораблей океанской зоны советской постройки) - это не близкое будущее. А где настоящее? "Сметливый", которому более 40 лет? Или "Москва", которая после отставки Лужкова никому не нужна? Может, "Кузнецов", который вообще вряд ли выйдет из ремонта, а если выйдет, к этому времени будут списаны его самолеты? А да, есть (или почти есть) еще "грозные" "Каракурты". Поместите его снимок рядом со снимком американского эсминца в одном масштабе - вопросы отпадут.
                1. -3
                  4 июня 2019 21:24
                  Я не думаю, что для М70ФРУ подойдет украинский редуктор, который подходит для дт59. В любом случае, а как его скопировать этот редуктор. Чертежей то нету
                  1. 0
                    5 июня 2019 17:07
                    Это у головного КБ - проектанта корабля в советское время нет чертежей какого-то агрегата? Не смешите детей. Проект 1135 давно создан, отлажен и производился СЕРИЙНО на нескольких заводах. Двигатели для всех вариантов 1135 поставлял ЮТЗ (Николаев). Энергоустановка неизменна для всех модификаций. Вопрос в том, что "эффективные менеджеры" НЕ ХОТЯТ производить отлаженные и устраивающие "потребителя" (в данном случае - моряков) системы. А где "роспил"? А нет у нас редуктора, дайте денег на проектирование и освоение в производстве. И не расслабляйтесь, все настолько сложно, что лет через 5 (китайцы быстрее достроили и ввели в строй "Варяг") мы, может быть, с барского плеча дадим вам опытный образец.
              2. +1
                4 июня 2019 22:25
                Цитата: Artemiy_2
                К рыбинским двигателям нужен новый редуктор если для 11356. Никто в проект 70ых годов не будет вкладывать деньги и открывать ОКР если есть 22350. Для 22350 уже построен первый редуктор. Так что 11356 это уже прошлое.


                Цитата: samaravega
                Для 11356 нужен не новый редуктор, а повторение имеющегося. О чем я и пишу: если за 5 лет не смогли повторить уже готовый, чего же мы хотим? Очень рад, что уже построен ПЕРВЫЙ редуктор для 22350. Он еще не испытан в реальной эксплуатации, а сколько корпусов его уже ждут? В какие сроки они хотя бы выйдут на испытания? Если 11356 это уже прошлое...


                Цитата: Artemiy_2
                Я не думаю, что для М70ФРУ подойдет украинский редуктор, который подходит для дт59. В любом случае, а как его скопировать этот редуктор. Чертежей то нету


                Прошу простить, что влажу, но рискну и свои 5 копеек вставить. Рыбинский НПО "Сатурн", на территории РФ, единственное специализированное предприятие, которое занимается выпуском морских ГТД. И на мой взгляд именно в этом уже есть бОльшущий такой (основной) просчёт !!!. Начиная с 2014 года (если даже не ранее), планируя кораблестроительные программы для ВМФ РФ, на своей территории надо было создавать не менее двух-трёх таких специализированных заводов изготовителей, так как одно такое предприятие, за короткий срок освоить выпуск широкой номенклатуры (по показателям мощности) будет просто не силах. Что "Сатурн" уже в принципе и доказывает (на своём опыте), так как по открытым данным, на сегодняшний день им освоены только два типа ГТД; М-70 ФРУ (в 14000 л.с.) и М-90 ФР (в 27500 л.с.), которые якобы, в ближайшем будущем, завод сможет изготавливать серийно. Даже исчезла информация о возможности "Сатурном", выпуска М-75 (в 5000 л.с.), которая периодически ранее (в 2014-2015 годах) просачивалась в СМИ. Естественно, ни той ни другой турбиной, заменять ДТ 59Н.1 (в 19500 л.с., от "Зоря-Машпроект") в составе ГТУ 11356 Р/М, никто не сможет. И копировать старый редуктор нет смысла уже по этой причине. С другой стороны, осмелюсь выдвинуть предположение, что учитывая схожие показатели по своему ВИ проектов фрегата 11356 Р/М и "сверх перспективного и модно/широко рекламируемого" корвета пр. 20386, а так же то, что на мой субъективный взгляд, "Буревестники", это во-первых фрегат проверенный временем, во-вторых достаточно сбалансированный по словам моряков корабль, и в-третьих, наверняка дешевле в постройке чем 20386 (?!?!), напрашивается вопрос о том, что бы ГЭУ планируемую для 20386, скажем так "примерили бы" и испытали на одном из корпусов 11356 Р/М (стоящих на Калининградском "Янтаре", у достроечной стенки), не торопясь продавать все три корпуса Индусам. Если там такая ГЭУ, вдруг "запоёт", учитывая скорость постройки "Янтарём" фрегатов 11356 Р/М, это для флота будет полезней (на мой взгляд), чем разорительное строительство 20386... Там скорее может возникнуть (как основная) проблема со скоростью создания редуктора 6 РП, который туда планируется. Насколько я понимаю, пока в наличии, его ещё не создали в металле ни одного ?!
                А вот по ГЭУ для пр. 22350, там как раз, есть ещё более близкая перспектива. Турбины М-90 ФР (первые, опытные) но уже есть в наличии. Перспектива в ближайшее время (год, максимум два) сделать их выпуск серийным (а не штучным) вроде как тоже достаточно высока. Первый (свой, а не "Зоря-Машпроекта") редуктор РО55, якобы уже собран (хотя ещё и не испытан) ... Правда как быстро их сможет собирать "Звезда-Редуктор" большой вопрос пока, но есть надежда...
                1. -3
                  5 июня 2019 10:54
                  М70 и М90 будут нужны еще для 22350М