Посадили «стрелочников». Самая страшная авария на железной дороге СССР

59
Тридцать лет назад, 3 июня 1989 года, произошла крупнейшая в истории Советского Союза железнодорожная катастрофа. На перегоне Аша — Улу-Теляк, что в районе Уфы, во время встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск», произошел сильнейший взрыв. Как впоследствии выяснилось, взрыв стал следствием аварии на трубопроводе Сибирь — Урал — Поволжье, проходившем вдоль железнодорожного полотна.

Посадили «стрелочников». Самая страшная авария на железной дороге СССР


В результате катастрофы погибли 575 человек, в том числе 181 ребенок. Еще более 600 человек получили ранения и травмы различной степени тяжести. О силе взрыва можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что в городе Аше, расположенном в 10 км от места происшествия, взрывной волной повыбивало стекла в домах. Взрыв повредил 37 вагонов и 2 электровоза, 26 вагонов полностью выгорели, 7 вагонов были повреждены до такой степени, что их ремонт не представлялся возможным и они были исключены из инвентаря.

Взрыв на нефтепроводе


Трубопровод Западная Сибирь – Урал – Поволжье, на котором произошла авария, приведшая к трагедии, был сравнительно недавно построен. Его строительство началось в 1981 году по поручению Совета Министров СССР. Первоначально он строился как нефтепровод, но затем Министерство нефтяной промышленности СССР приняло решение перепрофилировать объект в продуктопровод, в соответствии с чем были внесены изменения, направленные на перепрофилирование трубопровода для транспортировки сжиженного газа. Хотя правила запрещали транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, а диаметр данного трубопровода составлял 720 мм, это требование было проигнорировано.

В 14 местах трубопровод пересекал железнодорожное полотно. Среди пересекаемых железнодорожных магистралей была и Транссибирская железнодорожная магистраль, характеризовавшаяся большим грузопотоком. На протяжении 273 км трубопровод очень близко подходил к железным дорогам – на расстояние ближе 1 км, а также шел в опасной близости от населенных пунктов – городов Миньяр, Усть-Катав, Златоуст, поселка Кропачево.



4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени) в момент, когда друг с другом встретились два пассажирских поезда, следовавших по Транссибу, произошел мощный взрыв газа и вспыхнул сильнейший пожар. Газовая смесь могла взорваться от случайной искры, от «бычка» сигареты, выброшенной из окна поезда.

В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находились 1284 пассажира и 86 членов локомотивных и поездных бригад. Столь большое количество пассажиров объяснялось тем, что оба поезда были курортными, в них ехали семьи с детьми, отправлявшиеся на курорты или возвращавшиеся с них, а также дети, следовавшие в пионерские лагеря на Черноморском побережье Кавказа.

Кстати, именно большое количество детей в поездах и стало одной из главных причин расхождения в подсчете количества погибших. Не исключено, что их было больше на несколько десятков человек, чем заявлялось в официальных сообщениях, поскольку часто на маленьких детей билеты не покупали, кроме того многие люди предпочитали ездить за небольшую мзду в купе проводников, также не приобретая билеты через кассу.



В результате взрыва 11 вагонов были сброшены с железнодорожных путей, 7 из них полностью сгорели. Еще 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. В катастрофе погибли 575 человек. Среди них были 9 хоккеистов команды «Трактор-73». 623 человека стали инвалидами вследствие полученных тяжелейших травм и ожогов.

Как произошел взрыв


Как удалось выяснить, на трубопроводе Западная Сибирь – Урал – Поволжье образовалась узкая щель длиной около 1,7 м. Из-за протечки трубопровода газ скапливался в низине, по которой и проходила железная дорога. Транссиб шел в 900 метрах от трубопровода. До катастрофы оставалось всего три часа, когда приборы показали падение давления в трубопроводе. Но дежурные не стали искать утечку, а увеличили объемы подачи газа, чтобы восстановить давление. В результате увеличения подачи, газа через образовавшуюся щель вытекло большое количество пропана, бутана, которые сформировали «газовое озеро» в низине, где проходила железная дорога.

Хотя незадолго до катастрофы машинисты проходивших по данной магистрали поездов предупреждали диспетчерскую службу о сильной загазованности участка, железнодорожное начальство также не придало этому обстоятельству серьезного значения и не стало предпринимать каких-либо мер по временному прекращению движения поездов через данный участок.



Согласно официальной версии, главной причиной образовавшейся утечки газа могло стать механическое повреждение, которое трубопроводу нанес ковш экскаватора при проведении строительных работ в октябре 1985 года, за четыре года до взрыва. Но собственно утечка газа началась за 40 минут до взрыва.

Другая версия говорит о том, что авария могла стать следствием коррозионного воздействия электрических токов утечки на внешнюю часть трубы. Примерно за 2-3 недели до катастрофы на трубопроводе образовалась пробоина, которая в месте расширения газа, вследствие охлаждения трубы, стала расти в длину. Образовалась трещина. Почва на глубине траншеи начала пропитываться жидким конденсатом, после чего он спускался в сторону железной дороги. Когда два поезда встретились и затормозили, могла возникнуть искра, в результате которой и произошел взрыв газа.

Реакция советского руководства


4 июня 1989 года, на следующий день после аварии, на место происшествия прибыли представители высшего руководства коммунистической партии и советского государства — Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР Михаил Сергеевич Горбачев.

Приехали и члены правительственной комиссии по расследованию обстоятельств аварии, председателем которой был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Геннадий Георгиевич Ведерников – бывший первый секретарь Челябинского обкома КПСС, а до этого – первый секретарь Челябинского горкома КПСС, хорошо знавший регион и его проблемы. В память о погибших в результате Уфимского взрыва людях 5 июня 1989 года был объявлен однодневный траур.

Судебное разбирательство по делу о взрыве под Уфой продолжалось шесть лет и закончилось уже в Российской Федерации, после прекращения существования советского государства. Обвинение было предъявлено девяти должностным лицам – начальнику строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», проводителям работ и начальникам участков.

Но каких-то серьезных сроков лишения свободы им так и не было назначено. Фактически за гибель 575 человек никто не понес реального наказания. Более того, высокопоставленных руководителей советской нефтегазовой промышленности суд обошел стороной, хотя на стадии следствия их ролью в халатном отношении к трубопроводу и интересовались следователи.

Ответили «стрелочники», приговоры были мягкими


Юрист Андрей Лисов давно изучает вопросы ответственности перевозчиков и государства перед людьми, пострадавшими в результате аварий и катастроф. Как отмечает эксперт, в Уголовном кодексе РСФСР в то время присутствовало несколько статей, по которым предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности при проведении определенных видов работ. Так, например, статья 215 УК РСФСР предусматривала ответственность за нарушение правил безопасности при проведении строительных работ, если оно причинило вред людям. И эта статья предполагала весьма мягкие наказания – по части первой до одного года лишения свободы, по части второй – до пяти лет лишения свободы.

— Отмечу, что часть вторая инкриминировалась, если были человеческие жертвы. Что касается того, кого могли обвинить в подобных авариях, то, как правило, обвиняемыми становились рядовые сотрудники – рабочие, мастера, бригадиры, начальники участков, железнодорожные служащие. Хотя причины могли носить системный характер, но ведь всегда проще найти «стрелочника», который отсидит года два и вопрос будет закрыт – вроде как виновные получили по заслугам.

— Полагались ли какие-то компенсации жертвам? Получили ли они их?

— В Советском Союзе с компенсациями все обстояло похуже, чем сейчас. Впрочем, дотацию на погребение власти выплачивали – в размере 800 рублей, а по советским меркам, по ценам 1989 года, это были очень неплохие деньги. Другое дело, что имели место многочисленные злоупотребления при начислении этих дотаций. Например, известны случаи получения дотации по два раза особо предприимчивыми людьми. Но, конечно. о таких компенсациях, которые бы выплачивались в наши дни, тогда речь и не шла.

— Кто был признан виновным, какие получил наказания, справедливо ли это с вашей точки зрения?

— Как я уже отметил выше, признали виновными обычных людей – технических работников среднего звена. Впрочем, сроки, к которым их приговорили, были несерьезными.

Виновными были признаны, во-первых, главный инженер ПМК-1 Рамиль Уразин и прораб ПМК-1 Фануз Кашапов. Они были осуждены по статье 215 часть 2 УК РСФСР и получили по 2 года лишения свободы с отсрочкой приговора на год, после чего их освободили от ответственности по амнистии. Во-вторых, виновным признали проводившего изоляционные работы начальника участка СМУ-1 Игоря Калачева. Он получил точно такое же наказание и тоже был освобожден по амнистии. Реальные сроки получили начальник строительного управления треста «Нефтепроводмонтаж» Виктор Курочкин и начальник линейной инженерно-технологической службы Альметьевского управления магистральных продуктопроводов и Минибаевского газоперерабатывающего завода Александр Курбатов. Их осудили по двум статьям – статье 215 часть 2 УК РСФСР и статье 172 УК РСФСР «Халатность». И Курбатов, и Курочкин были приговорены к лишению свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Наконец, начальник смены линейно-технологической службы Александр Макаров получил по статье 215 часть 2 два года с отсрочкой и также был амнистирован.

Таким образом, все лица, признанные причастными к катастрофе, унесшей жизни нескольких десятков советских граждан, по сути, отделались легким испугом. Вышестоящее начальство, прикрывая самих себя, сделало все возможное, чтобы не раздувать скандал вокруг этой страшной катастрофы. Конечно, такие приговоры вряд ли можно назвать справедливыми, и вдвойне несправедливо то, что из руководителей более высокого ранга не пострадал никто.



Последствия страшной катастрофы


На месте страшной катастрофы много дней подряд продолжались спасательные работы. Некоторые их участники до сих пор работают в скорой медицинской помощи.

Врач-реаниматолог Юрий Фурцев в интервью РИА Новости вспоминал:

Не было дороги, и спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком. А когда прибыли, увидели развороченные вагоны, сгоревший лес и обожженных людей.


Сама по себе авария, унесшая жизни 575 человек (и это только по официальным данным!), была одним из самых масштабных трагических событий в истории перестроечного СССР. Однако вскоре она оказалась «затертой» последовавшими не менее страшными событиями, только уже не техногенного, а политического и военного характера.

В 1990-1991 гг. усилились центробежные тенденции в национальных республиках, сформировалось фактическое двоевластие, в рамках которого президент РСФСР Борис Ельцин конкурировал за власть с президентом СССР Михаилом Горбачевым. В конце 1991 года Советский Союз прекратил свое существование, и постсоветские республики погрузились во мрак экономических кризисов, гражданских войн, политического хаоса. В этой ситуации всем было уже не до железнодорожной аварии, а о сотнях погибших людей остались скорбеть лишь их родственники да немногие очевидцы и участники ликвидации последствий страшной трагедии.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    3 июня 2019 05:16
    Помню.Молодой тогда был,но до сих пор не понимаю,(газовик,если что)как можно было,простите за выражение "не унюхать" столько газа?КАК?Страшное дело-мужики с нашего города седые оттуда приехали и начальство неделю отгулов дало им,дабы водкой залили...
  2. +7
    3 июня 2019 05:21
    Первая и самая главная ошибка что кто то додумался утверждать проект этого объекта в опасной близости от транспортной магистрали...технари лишь выполнили его в соответствии с заданием...странно что на них и повесили эту трагедию.
    Та же картина сейчас и со взрывами в Дзержинске...опасные объекты надо выносить как можно дальше от мест проживания людей...впрочем в России как всегда пока гром не грянет мужик не перекрестится...так и живем.
    1. -13
      3 июня 2019 07:32
      Думали об эффективности "строительства коммунизма". Не думали о людях...
      1. +19
        3 июня 2019 09:13
        Зато теперь, в эпоху "строительства капитализма" люди на первом месте и лозунг "Все во имя человека" наконец-то внедрен в жизнь.
        1. 0
          3 июня 2019 21:15
          Как раз нет. Разница в том, что тогда лозунг был, но... на деле с ним было плохо. Сейчас его нет и... плохо по-прежнему. В чем разница, если главная вещь - результат!
          1. +3
            3 июня 2019 21:21
            Разница в том, что тогда лозунг был, но... на деле с ним было плохо. Сейчас его нет и... плохо по-прежнему.
            Да ладно! Лозунг не просто есть, он закреплен законодательно. Напомнить?
            Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
          2. +2
            4 июня 2019 16:34
            Раньше была идея (хорошая или плохая это второй вопрос), цель к который мы шли всей страной всем народом! А сейчас? ну вот куда мы идем? даже если все вдруг станет хорошо, зачем и куда движемся? к чему хотим прийти? вопросы без ответа, и если люди по старше еще носят в голове "те" идеи, то у молодых их просто нет! Вот кто себе что спланировал туда и идет.
      2. +11
        3 июня 2019 11:13
        Цитата: kalibr
        Думали об эффективности "строительства коммунизма". Не думали о людях..

        Да уж. Коммунисты во всём виноваты. В 98-м в Саксонии, Германия тоже вон поезд ICE завалили. Колесо сломалось, торопились видимо когда колесо делали, думали об эффективности "строительства коммунизма". Не думали о людях. Ага.
      3. +5
        3 июня 2019 19:12
        Цитата: kalibr
        Думали об эффективности "строительства коммунизма". Не думали о людях...

        Кто о чем, а Шпаковский в своем амплуа-где бы что-либо не случилось-виноваты коммуняки.
        1. -1
          3 июня 2019 21:16
          А кто тогда? Марсиане?
          1. +6
            3 июня 2019 21:56
            Цитата: kalibr
            А кто тогда? Марсиане?

            То есть, если бы СССР был капитализм, то подобного бы не случилось ? 82-й год, Юнион Карбайд, сколько индусов отчалило ? А ведь коммуняк там не было.
            1. -3
              3 июня 2019 22:00
              Что ж Вы так примитивно все понимаете? Понятно, что техногенные аварии бывали везде. Вопрос, самый передовой строй должен был как-то их минимизировать? Да или нет? На мой взгляд ответ -ДА! А он минимизировал? Ответ - нет. Вот Вам данные по самым крупным авариям.
              Аварии АПЛ: 3 — США, 5 — СССР, 2 — Россия
              Космос: СССР – 1960 - Катастрофа Неделина», тот же год – «Смерть Бондаренко», 1967 – Союз-1, 1977 – Союз-11, 1980 – «взрыв в Плесецке». К счастью, в постсоветское время в России не произошло ни одной космической аварии, повлекшей за собой смерть людей. Что же касается точного числа жертв всех космических катастроф, то назвать его никто не может: часть информации о полётах и по сей день остаётся засекреченной.
              США – 1967 – Аполлон-1, 1965 - Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас, 1986 – Шатлл Челленджер, 2003 – Шаттл Колумбия,
              Итог в США 4, у нас 5, и это, не считая гибели 4 ракет Н1 из которых не влетела НИ ОДНА. все взорвались! Закрыли ее в 1978-ом. Расскретили ее только в 1989 году.
              У них Тримайл-айленд, у нас Чернобыль и Маяк. Последствия в разы в их пользу!
              1. +7
                4 июня 2019 07:41
                Цитата: kalibr
                Итог в США 4, у нас 5, и это, не считая гибели 4 ракет Н1 из которых не влетела НИ ОДНА. все взорвались! Закрыли ее в 1978-ом. Расскретили ее только в 1989 году.

                Вячеслав, вы как и все гуманитарии - двоечник по физике. Выдергивать из контекста вы мастера, в этом вам не откажешь. Но по сути - вы лезете туда, куда не стоит соваться гуманитариям ни при каких условиях.
                В начале эры космонавтики аварийность запусков СССР и США была примерно равной - 13,9% у СССР и 12,3% у США. Однако уже в 1970-е годы СССР вырвался вперед - 4,6% против 5,9%. И это при том, что СССР осуществил в 3,3 раза больше запусков, чем США, а с ростом "налёта" высоко ожидание и роста аварийности, но картина была прямо обратная. СССР осуществил 909 запусков, а США всего 273.
                Наконец в 80-е годы "проклятый коммунистический режим" добился снижения аварийности до 2,3% при 954 запусках, в то время как в США этот показатель вырос до 5% при всего лишь 161 запуске.
                Хватит вешать лапшу на ушам людям!
                1. -3
                  4 июня 2019 15:45
                  Очень рад за Вас, что Вы такой информированный. Мне вот только эти мои цифры попались и... разве они неверны?
                  1. +5
                    4 июня 2019 16:29
                    Цитата: kalibr
                    разве они неверны?
                    Они не верны. Потому что они ни о чем не говорят. Что вы хотели продемонстрировать этими данными? Что у СССР было на 1 катастрофу больше? Разве эти вырванные из контекста данные хоть как-то характеризуют уровень надежности космической техники СССР или США? Или вообще что они призваны иллюстрировать? Надёргать фактов можно разных, подгоняя под нужный результат. Это уровень жёлтой прессы. Разве это объективно?
                    Вы даже поленились посмотреть общедоступную статистику космических запусков, как вы после этого можете делать какие-либо выводы, просто не располагая фактами и информацией? Есть ведь вполне точные математические методы оценки, тот же процент аварийности - которые просто не оставляют двояких трактовок. Аварийность в советской космонавтике была в целом ниже чем в США и постоянно снижалась. Это факт. В вашей логике, очевидно этот факт должен свидетельствовать об успешности и превосходстве коммунистической системы управления. Я это предполагаю потому, что вы пытались доказать обратное приводя в пример бОльшее число катастроф в СССР - как аргумент в пользу ущербности той же коммунистической системы управления. Между тем любому инженеру ясно что это полный бред. Все эти цифры об авариях и катастрофах говорят лишь об успехе инженерной мысли технарей, и то с высокой долей везения. Выпала плитка теплоизоляции - привет "Коллумбии". Причём тут капитализм или социализм?
                    Но уж если на то пошло и вам так надо притянуть "политику", то давайте вспомним, что наша страна единственная в 20 веке подвергалась невиданному разрушению двумя мировыми войнами, потеряла миллионы людей, получила полное разорение на наиболее освоенной своей территории, но несмотря на это в тяжелейших климатических условиях, непрерывного экономического давления извне, смогла найти в себе силы не только для того, чтобы выжить, но еще и в космос первой в истории человечества выйти. И даже получить в итоге более высокую надежность при полётах в космос чем самая богатая, никем не тронутая страна с превосходным климатом на другом материке. Это ли не успех?
                2. +3
                  4 июня 2019 16:50
                  Добавлю по АПЛ, в СССР (в отличии от США) каждая АПЛ была построена на пределе возможностей, можно посмотреть сколько мировых рекордов (половина до сих пор не побита) пренадлежит кораблям которые вообще первенцы в серии или даже в классе были. Если даже сейчас американцы попытаются это все повторить, то мировой океан ждет катастрофа, потому-что терятся будут десятки атомоходов. А по глубине кстати они и сейчас с нами не стрельнут. И еще кое-что, только американцы с их капитализмом (который по мнению некоторых тут лучше комунистического относится к безопасности граждан) умудрились в ОНДОЙ плоскасти протаранить на ПАРОВОЗЕ ПАРОХОД (!!!) Еще раз не с моста паровоз упал на пароход (такие случаи история знает) а именно протаранить в одной горизонтале.
              2. +2
                5 июня 2019 20:04
                Цитата: kalibr
                Что ж Вы так примитивно все понимаете?

                Да нет, это именно Вы находитесь в пелену дикого антисоциализма.
                Какую Вашу статью не прочти, везде две основные идеи-Ваш нарциссизм ( не дали, не пустили, я один такой умный) и какой-то пещерный антисоветизм ( украли, скопировали, такое отношение). В стране было много людей, которые не любили советский путь, но они нашли в себе смелость уехать из СССР и начать жить по своему. Вы же, пользуясь всеми благами, которые Вам дал социализм, постоянно его оплевывали, при этом на вопрос-почему Вы не эмигрировали, Вы давали ответ, сути которого не понимали-а кому я там нужен. В темах СССР Вы даже не пытаетесь разобраться. Ближайшая Ваша статья о моделях об этом прекрасно говорит. Не изучив тему, нахватавшись где чего услышали, Вы, в очередной раз, начали плевать в страну.
  3. Комментарий был удален.
  4. +2
    3 июня 2019 06:43
    Халатность приводит к страшным последствиям.Выносить предприятия из населенных пунктов,как сказано выше?Это огромные издержки-на это владельцы не пойдут.Да и трагедия с продуктопроводом показывает что это не выход...Должны быть соответствующие системы контроля и повышать ответственность руководителей...Кстати,подобные трагедии мало учат,к сожалению.Через несколько лет подобное случилось в Мексике,в Гвадалахаре.
  5. +16
    3 июня 2019 06:59
    На вскидку:
    1.С какого перепуга " когда два поезда встретились и затормозили"?
    Поезд тормозит для выдерживания скорости движения по перегону, станции или по ограничениям скорости на ремонтируемых и опасных участках. Просто так перед каждым встречным никто не тормозит и даже не притормаживает. Если была информация что там было ограничение скорости по перегону, то подавать ее надо по другому.
    Там электофицированный участок, искра могла быть банально от искры токоприемника, искры между автосцепками, да вообще от чего угодно, а не только от торможения.
    2. 800 советских рублей я думаю что и есть около 1000000 руб сейчас.
    Так что " о таких компенсациях как сейчас", можно не свистеть в свисток. А уж похороны в разы дешевле можно было устроить чем сегодня.
    3. Вы когда на поезде едете всегда есть рядом автомобильная дорога?
    Это совершенно случайное обстоятельство. Зачем акцентировать на нём?
    Для обличения "кровавого и людоедского" режима СССР, который не озаботился прокладыванием вдоль ж/д путей 4-х полосных автомагистралей?
    Тема статьи тяжёлая. Подача статьи с "запашком".
    1. -8
      3 июня 2019 07:34
      Алекс! Если бы все было прекрасно, мы бы и сегодня жили в СССР, как американцы живут в США.
      1. +5
        3 июня 2019 07:52
        Цитата: kalibr
        Если бы все было прекрасно, мы бы и сегодня жили в СССР, как американцы живут в США.

        Противостояние двух систем могло закончится только крахом одной из них и победой другой. Так что если бы СССР был и по ныне, то США не было, они бы ещё в 70-е кончились.

        Перед развалом СССР много трагедий происходило: и пароход в пролёты моста не вписался, и Чернобыль, и эта трагедия... Была ли это спланированная диверсия или что-то другое, об этом возможно узнают наши дети, а возможно нет.
        1. +12
          3 июня 2019 08:10
          Цитата: Boris55
          Перед развалом СССР много трагедий происходило

          ....... и Руст загадочно приземлился на Красной площади, и круизный теплоход на дно пошёл, и всё трудно объяснимо и загадочно.
          Советский человек был буквально морально пришиблен.
        2. +2
          3 июня 2019 09:18
          По крайней мере до трагедии в бухте Чажма США не дотянулись точно, свои косяки
    2. -1
      3 июня 2019 08:00
      Цитата: Alex T
      800 советских рублей я думаю что и есть около 1000000 руб сейчас.

      Это были (800 руб.) небольшие деньги, к 1989году рубль обесценился,похоронить на эти деньги конечно можно было и устроить поминки, бутылка водки тогда стоила 25 руб. ( с рук)
      1. +2
        3 июня 2019 11:48
        Цитата: bober1982
        бутылка водки тогда стоила 25 руб. ( с рук)

        Это смотря кто чем интересовался. Знавал людей которые в 1989 (именно в 89) покупали стакан водки(с рук) за 100 руб., в магазине (сухой закон) "Пшеничная" в это время 4,12 р., не более двух бутылок !!! Деньги были действительно полновесные, иное дело потратить была проблема. Вы наверное те годы больше по "мемуарам" проходили.
        1. +3
          3 июня 2019 12:01
          Цитата: Serg Koma
          Это смотря кто чем интересовался. Знавал людей которые в 1989 (именно в 89) покупали стакан водки(с рук) за 100 руб., в магазине (сухой закон) "Пшеничная" в это время 4,12 р., не более двух бутылок !!! Деньги были действительно полновесные, иное дело потратить была проблема. Вы наверное те годы больше по "мемуарам" проходили.

          В 1989 году никакого сухого закона не было, и водка в то время 4,12 не стоила, и о полновесном рубле к тому времени можно было забыть.
          1989 год - это год "вареных" джинсов,турецких свитеров (в них ходили даже в жару),псевдо джинсовых рубах с глупой надписью Air Force USA, видеокафе и прочих перестроечных прелестей. Тратить было на что, жизнь бурлила.
          По ценам 1989года - перелет на Ту-154 по маршруту г. Киев - г. Куйбышев обходился в 35 рублей,а переезд на такси из аэропорта г. Куйбышева (Курумоч) до города обходился в 50 рублей.
          Советского человека мордовали со всех сторон.
          1. +2
            5 июня 2019 06:05
            Цитата: bober1982
            В 1989 году никакого сухого закона не было

            запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён 24 июля 1990 года постановлением Совмина СССР № 724
            Что же тогда отменяли?
            Цитата: bober1982
            переезд на такси из аэропорта г. Куйбышева (Курумоч) до города обходился в 50 рублей.

            ОДИН руб километр по счетчику? belay
            Цитата: bober1982
            Советского человека мордовали со всех сторон.
            - Это если водку брать по 25 (у таксиста?) и на тачке за 50 руб кататься (на "бобиле"), денюшек на жизнь "советскому человеку" и не останется wassat
            1. -3
              5 июня 2019 07:39
              Цитата: Serg Koma
              запрет на продажу алкоголя до 14 часов был отменён 24 июля 1990 года постановлением Совмина СССР № 724

              Это не имеет отношение к сухому закону, абсолютно.
              Цитата: Serg Koma
              ОДИН руб километр по счетчику?

              Это было время разрухи, и никто по счетчику такси не расплачивался,на тот текущий момент такой счетчик был пережитком прошлого.
              Цитата: Serg Koma
              - Это если водку брать по 25 (у таксиста?) и на тачке за 50 руб кататься (на "бобиле"), денюшек на жизнь "советскому человеку" и не останется

              Я бы так не сказал, денег хватало (именно на 1989год), другое дело,что сама жизнь советского человека изменилась,а вернее сказать - от самого советского человека ничего не осталось.Имею ввиду - очень хотелось иметь видеомагнитофон,а денег - нет, или очень хотелось иметь модную польскую курточку (стоила примерно 400 руб.),а денег - нет.
              Ну,а раз денег нет - иди покупай водку за 25 руб. у таксиста или проводника, и не горюй.
        2. +4
          3 июня 2019 17:14
          Цитата: Serg Koma
          в магазине (сухой закон) "Пшеничная" в это время 4,12 р.,

          Это какая-то заповедная область у Вас была, что водка по 4 р.12. коп "Пшеничная" . По 4 р.12 коп. была "Экстра" в "коньячных" длинногорлых бутылках, но её производство прекратили с появлением "Андроповской" по 4 р.70 коп., а "Пшеничная" в 1989 году стоила 6 р.80 коп. До "сухого закона" в 1985 году "Пшеничная" стоила 5 р.30 коп.Были такие наборы из трёх бутылок "Пшеничная", "Сибирская" и "Посольская" в кожаной коробке с отверстием напротив этикеток, стоил набор 30 рублей.
          1. 0
            5 июня 2019 06:12
            Цитата: Кэптен45
            Это какая-то заповедная область у Вас была,

            drinks
            Точно "заповедная область" - только в мозгах laughing в память отложилась более вкусная водка, и более приятная цена - каюсь hi
            1. 0
              5 июня 2019 06:22
              Цитата: Serg Koma
              в память отложилась более вкусная водка,

              А у меня отложилось, что коньяк московского завода клопами вонял.
        3. 0
          25 мая 2021 17:37
          Была уже и водка по талонам в магазинах тогда. Но цены ещё были. На тот же 211 купейный от Омска до Сочи 24 рубля 80 коп (1989 год). Мандарины под новый 1989 год в Омске доходили до 8 рублей за кг. В поезде 211 под новый год в вагоне ресторане 3 р 20 к. Казалось очень дорого. А в самом Сочи 80 коп на рынке. А на выходе с рынка 60 коп Абхазские те же. А водка. Да за спиртным уже в магазинах началось. Но кому была нужна бутылка водки за 25 руб. Самогон тогда потёк рекой. Желающие выпить узнали про тройной, шипр, корвалол и тд.
    3. 0
      3 июня 2019 16:11
      800 рублей не миллион,к сожалению..Это Вы пересчитали на хлеб.По зарплате приблизительно 150 килорублей.Но дело не в этом.Про "стрелочников"..Те,кто был ответственен за этот участок,те и ответили.Название статьи не соответствует содержанию.Тема жуткая действительно.Я представляю,что чувствовали эти люди на скамье подсудимых..
  6. +13
    3 июня 2019 08:28
    Я помню как сейчас это кошмарное зрелище. Мы проезжали через место трагедии всего через несколько дней после взрыва. Насколько хватало глаз, в низине стояли обгоревшие и валялись поваленные деревья. Поразил масштаб взрыва....
    Вдоль полотна лежали сгоревшие вагоны. Что-то где-то вдали дымилось. От этого было не по себе, казалось, а вдруг и сейчас рванёт. Работала техника и краны, помню, все эти завалы разгребали солдаты.
    Поезд шел медленно. Пассажиры безмолвно смотрели на все это...У многих были слезы на глазах, тем более это были земляки, новосибирцы.
    Когда приехали на станцию Аша, увидели состав из уцелевших вагонов. Какие-то относительно целые, но в основном обгоревшие. Помню, что локомотив был такой раскуроченный, как будто в него попал снаряд.
    Через три недели возвращались назад. Все было уже расчищено и убрано.
    Вечная память...
  7. -2
    3 июня 2019 09:01
    Странно. Вот про взрыв на Свердловск-сортировочный. В 1988 помню. Сам из окна видел, сбросило с кровати, выбило стекла, я как смотрел на самый настоящий гриб, еще думал, вторая прилетит?
    А про эту катастрофу не помню. Вернее не помню по тем временам.
    Все замалчивалось.
    1. +9
      3 июня 2019 09:22
      С чего это замалчивалось? Эпоха гласности уже была. Всё показывали в новостях. Авария произошла в дни первого Съезда народных депутатов СССР. В стране был объявлен траур, а заседания Съезда на один день были отменены. По ТВ показывали Горбачёва и Рыжкова, прибывших месту трагедии. Запомнились слёзы Горбачёва и просьба его к журналистам не снимать его в этот момент.
      1. 0
        3 июня 2019 12:43
        Ну вот вообще не помню. Увы. belay мне тогда было 22. Вообще не помню. Ни траура, ни слез Михаила Сергеевича. Ну раз вы говорите, что было.Не оспариваю, знать память моя совсем плоха......
        1. +1
          5 июня 2019 08:43
          Мне было тогда 16 лет, но я с детства любил смотреть новости и интересовался политикой. Про это катастрофу очень много говорили, ничего не скрывали.
          1. 0
            5 июня 2019 08:48
            Да я не оспариваю. Просто не помню. Увы..., вообще.
    2. 0
      3 июня 2019 17:17
      Цитата: Мрачный Жнец
      Вот про взрыв на Свердловск-сортировочный. В 1988 помню. Сам из окна видел, сбросило с кровати, выбило стекла, я как смотрел на самый настоящий гриб, еще думал, вторая прилетит?

      В том же кажется году в Арзамасе вагон со взрывчаткой на станции рванул.
  8. +5
    3 июня 2019 09:21
    Крупнейшие ж.д катастрофы

    Крушение на станции Каменская
    Дата: 7 августа 1987
    Погибло: 106
    Ранено: 114


    Арзамасская железнодорожная катастрофа
    Дата: 4 июня 1988
    Погибло: 91
    Ранено: 799

    Крушение на станции Користовка
    Дата: 6 ноября 1986
    Погибло: 44
    Ранено: 100

    Крушение на станции Подсосенка
    Дата: 3 марта 1992
    Погибло: 43
    Ранено: 108

    Крушение на перегоне Березайка — Поплавенец
    Дата: 16 августа 1988
    Погибло: 31
    Ранено: более 100

    Крушение у путевого поста Крыжовка
    Дата: 2 мая 1977
    Погибло: 22
    Ранено: 82

    Крушение на станции Ламенская
    Дата:23 ноября 1972 г.
    58 человек,
    Ранено 16

    Крушение на станции Минино
    2 июня 1959 года.
    Погибло не менее 65
    Ранено 61
    1. +6
      3 июня 2019 11:07
      Большинство жд катастроф пришлось на рассвет и закат перестройки..."Совпадение?..Не думаю.."
      1. +6
        3 июня 2019 14:22
        Цитата: parusnik
        Большинство жд катастроф пришлось на рассвет и закат перестройки..."Совпадение?..Не думаю.."

        Да и не только ЖД. Всё посыпалось каким-то загадочным образом. "Нахимов", Чернобыль, описанная в статье ЖД катастрофа, землетрясение в Армении, авария в бухте Чажма, Карабахский конфликт, гибель "Комсомольца". Как-то реально много, учитывая что и до, и после развала СССР такой концентрации катастроф не наблюдается. Наверное землетрясение тут единственное стихийное бедствие, которое не возможно создать умышленно. А остальные - навевают странные мысли и подозрения. Может быть конечно в те годы был апогей раздолбайства людей потерявших мотивацию делать свою работу качественно, а может и без диверсий не обошлось. Часть перечисленных аварий вполне допускают диверсию. Особенно данная ЖД катастрофа, Чернобыль и Карабах.
      2. 0
        4 июня 2019 09:59
        Цитата: parusnik
        Большинство жд катастроф пришлось на рассвет и закат перестройки..."Совпадение?..Не думаю.."

        Как будто внутренние , непонятые тогда , процессы распада страны, сопровождались в этими катастрофами.
        Сравнить можно с моретрясением, всегда сопровождающимся цунами, незаметными в открытом океане, но при подходе к берегу, в особенности если берег изрезанный, приносит ужасные разрушения и человеческие жертвы, ну и, походя, выбрасывает на берег трупы рыб, морских животных, и даже доисторических чудовищ, не известных науке (о чём упоминалось в связи с сильнейшим цунами в Индийском океане)!
      3. 0
        9 августа 2019 18:01
        Цитата: parusnik
        Большинство жд катастроф пришлось на рассвет и закат перестройки..."Совпадение?..Не думаю.."
        вы не правы.В истории СССР большинство пришлось на совсем другой период

        1934
        "В 1934 году на советских железных дорогах произошло 61 142(!!!!!!!!!!!!!) аварии и крушения, в которых было разбито или повреждено 6832 паровоза и 65 304 вагона. Основными причинами аварий и крушений поездов в 1934 году являлись разрывы и саморасцепы поездов (21 265 крушений и аварий), проезд закрытых семафоров (3847), сход поездов с рельсов (3225), приём поезда на занятый путь (2313) и столкновения поездов (2158 крушений и аварий)",т.е. в среднем 167 аварий в день

        но тут заработал в полную силу "указ 7/8" со своими основными положениями(где крестьяне со своими колосками были постольку -поскольку):
        "За последнее время участились жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. ............
        Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
        1. Приравнять по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.
        2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.
        3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.
        "

        итогом стало то что в 1938
        "Всего в данном году на железных дорогах Советского Союза произошло 3118 крушений и аварий"

        Если кто не понял: при той же самой технике и людях - количество крушений сократилось в 20(ДВАДЦАТЬ!!!!) раз. Это говорит о том что в 1932-34 гигантское количество крушений вызывалось банальным воровством - эшелон разворовали, после чего произвели крушение и все - кто сможет доказать что там не все ценное уничтожено??Естесвенно все кому положено были в доле - и стрелочники(место), и диспетчеры(время), и товарные кассиры(сам груз-что ценного везут) и организатор всего этого -начальник станции(без него никак-он должен прикрывать все)
        А когда возник вопрос о зеленке в силу указа "7/8" - народ начал репу чесать, что невыгодное дело выходит - взамен вагона шмотья 9 граммов....

        А к 1940 до 1700...
        а войну до 800 и это с учетом диверсантов,налетов авиации и прочего присущего войне

        А вы наивные-не было коррупции при Сталине, не было....ага....

        З.Ы. Подробно описано в "Золотом теленке"- чуть раньше правда,но технологии те же
  9. +3
    3 июня 2019 10:25
    Как же судьба устроена, сошлось несколько факторов для такой большой традегии. Встретились в одной точке не грузовой или один, а два пассажирских поезда, да ещё Новосибирск-Адлер, туда-обратно, и концентрация газа в момент прохождения поездов достигла концентрации взрыва.
    1. +4
      3 июня 2019 10:40
      Как же судьба устроена, сошлось несколько факторов для такой большой трагедии.


      Поезда Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск никак не могли встретиться в этой роковой точке. Ни при каких обстоятельствах, если бы следовали по расписанию. Но 212-й поезд опаздывал по техническим причинам, а 211-й был вынужден экстренно остановиться на одной из промежуточных станций для высадки пассажирки, у которой начались роды, что также повлекло за собой смещение графика движения.
  10. +5
    3 июня 2019 11:06
    Страшная трагедия....жуть...и еще более жуткая из-за того,что явилось причиной собственного разгильдяйства,непрофессионализма и наплевательства...а не чьей то злонамеренной волей
  11. +2
    3 июня 2019 17:06
    В этой катастрофе тогда погибла инспектор ИДН с нашего отдела, с сыном возвращались из Адлера.Муж остался с дочкой, мужик враз поседел. Страшное дело, привезли два закрытых гроба, а что там внутри..... Дня два тому назад в новостях по НТВ видел сюжет - в 1959 году возле Красноярска цистерна с нефтепродуктами на путях взорвалась, а по соседней колее пассажирский проходил и два вагона, как корова языком слизнула. Дело до сих пор засекречено, даже точное количество погибших не известно, местный журналист копает материалы.
  12. Комментарий был удален.
  13. -2
    3 июня 2019 21:17
    Цитата: bober1982
    Советский человек был буквально морально пришиблен.

    А почему не был пришиблен американский человек?
  14. -2
    3 июня 2019 21:20
    Цитата: Alex_59
    Может быть конечно в те годы был апогей раздолбайства людей потерявших мотивацию делать свою работу качественно

    Именно так!
    1. +4
      4 июня 2019 00:06
      Цитата: kalibr
      Цитата: Alex_59
      Может быть конечно в те годы был апогей раздолбайства людей потерявших мотивацию делать свою работу качественно

      Именно так!

      А это уже первые плоды горбачевской перестройки. Закон о кооперативах, которые присосавшись к госпредприятиям, начали перекачивать деньги из безналички в наличку и установили себе сумашедшие зарплаты. Денежная масса увеличилась, цены возросли, честно работать на госпредприятиях стало безперспективно.
  15. +4
    3 июня 2019 21:29
    Цитата: Undecim
    люди на первом месте и лозунг "Все во имя человека" наконец-то внедрен в жизнь.

    Как тогда, так и сейчас мы знаем имена этих людей.
  16. -1
    4 июня 2019 01:18
    Так выяснили, кто бросил тот "бычок"?
    Сдается мне, что то была личность секретная и фигуры не имеющая. Как и в других катастрофах перестройки.
  17. -2
    4 июня 2019 15:48
    Цитата: Undecim
    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Это не лозунг, это декларация. Есть тонкая грань. Не мне Вам объяснять.
  18. 0
    6 июля 2019 18:41
    Это ж какой силы взрыв был что сдуло 11 вагонов ....ахренеть.
  19. 0
    18 июля 2019 11:06
    Заговоры зло!
    Но случайный взрыв в точке пересечения трубопровода и двух пассажирских составов - сомнительно.
  20. bar
    0
    26 июля 2019 14:17
    Цитата: Sergej1972
    Запомнились слёзы Горбачёва и просьба его к журналистам не снимать его в этот момент.

    Ничего не путаете? По части слёз именно Рыжков был большой спец.
  21. bar
    0
    26 июля 2019 14:23
    Цитата: Alex T
    800 советских рублей я думаю что и есть около 1000000 руб сейчас.

    В пылу спора вы минимум один нолик лишний написали. В те времена 800 ре это 5-6 средних советских месячных зарплат.
  22. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»