Конные стрелки византийской армии VI века

Снаряжение


Исходя из тактики византийских войск, в том числе описанных в Стратегиях, ключевой принцип ведения боевых действий сводился к перестрелкам и попыткам как можно дольше не сходиться врукопашную. А вот, например, решение короля Тотилы не использовать луки и стрелы, а только копейщиков, в сражении у Тагина в 552 г. стоило ему победы. Битва на реке Касулине в 553 г. (совр. Вольтурно) была выиграна Нарсесом в том числе и благодаря тому, что находящиеся на флангах конные стрелки безнаказанно расстреливали «свинью» алеманов и франков.



Пряжка в виде коня. Вестготы. VI в. Археологический музей. Мадрид. Испания. Фото автора



Изображение всадника. Лен. Египет. V—VII вв. Инв. № Е26536. Лувр. Париж. Франция. Фото автора


Лучники-всадники (ίπποτоξόταί) составляли, согласно «Стратегикону» Маврикия, две третьих от всех курсоров. Курсоры – это всадники, находящиеся в передовой линии и которые участвуют в преследовании врага. Наличие защитного вооружения — забы, дававшего возможность кавалеристам попеременно сражаться то копьем, то луком, в принципе, делала воинами-стрелками всех всадников. Об этом говорил Агафий Миринейский:
«Всадники были расставлены по краям с обеих сторон, вооруженные копьями и легкими щитами, мечами и луками, некоторые имели сариссы».



Медальон с охотящимися. Сирия VIII вв. Лувр. Париж. Франция. Фото автора


Стрелки были в защитном вооружении и без него, как писал Фиофилакт Самокитта:
«Они не были одеты в доспехи, так как не знали, что им предстоит встретить. Ни шлемы не прикрывали их головы, ни панцирь не защищал груди, чтобы железом отразить железо, — не было этой охраны тел, идущей вместе с охраняемым и ему сопутствующей; славный подвиг заставил их ослабить свою бдительность, а победа героев, сильных духом, не умеет учить осторожности».


Стратиоты поступали на службу со своим оружием и снаряжением для стрельбы, именуемым токсофаретра, в то время как снаряжение и одежду предоставляло государство.

Токсофаретра, или, по-древнерусски, саадак — это лук, стрелы и предметы для их хранения, колчан-фаретра и налучие. Часть предметов для хранения могли быть нераздельны, составляли единый комплекс: колчан и налучие составляли один футляр.

Собственно, лук VI в., технические детали которого были заимствованы у северных кочевников: сарматов и гуннов, был сложносоставной, части его составлялись из рога. По размерам он уступал персидскому и гуннскому. Такой лук, можно отчетливо видеть на шелковом медальоне (накладке на одежду) из Эрмитажа: два всадника со средней величиной луками охотятся на тигров. Если судить по дошедшим до нас изображениям (Большой императорский дворец, Базилика на горе Небо, египетская пластинка из Тира, мозаики из Мадаба, Иордания), лук был длиной 125-150 см., в зависимости от того, кто его использовал: «луки по силе каждого». Для сравнения традиционный сложный лук гуннов был ≈160 см, а более технологичный, аварский, ≈110 см. Усилия зависело от силы стрелка, силы лука и тетивы. Стрелы были длиной 80-90 см. В колчане, согласно воинскому наставлению, должно было быть 30-40 стрел.


Лучник. Мозаика Большого Императорского дворца. VI в. Музей мозаики. Стамбул. Турция. Фото автора


Воины обязаны были заботиться о сохранности тетивы, иметь запасную, сберегать их от сырости. Аноним VI в. рекомендовал стрельбу не по прямой, а по касательной, исключая стрельбу по ногам коней. В то же время стрельба должна была быть прицельной, а не по навесной, как любят изображать в современных исторических фильмах. Тем более, такой плотности стрельбы, как показывают в современных фильмах, не могло быть. Стрелы, выпущенные по навесной, будучи отраженные щитами, никуда не попадали.

Лук натягивался двумя способами: римским и персидским. Первый – «пальцы кольцом»: большим и указательным, но не смыкаясь, как на мозаике из Большого императорского дворца. Второй – тремя сомкнутыми пальцами. Для защиты частей рук при стрельбе использовались браслеты на запястье рук и кольцо для большого пальца. Аноним VI в. считал, что в случае усталости, стрелок должен уметь вести стрельбу и тремя средними руками, как персы:
«Римляне всегда пускают стрелы медленнее [ в отличие от персов – В.Э.], но поскольку луки их чрезвычайно крепкие и туго натянуты, и к тому же сами стрелки — люди более сильные, их, стрелы значительно чаще наносят вред тем, в кого они попадают, чем это бывает у персов, так как никакие доспехи не могут выдержать силы и стремительности их удара».


Хорошие стрелки из луков


Полководец Велисарий, сравнивая ромейскую конницу с готской, отмечал: «…разница в том, что почти все римляне и их союзники гунны являются хорошими стрелками из луков верхом, а из готов с этим делом никто не знаком».

«Они, — писал о ромейских всадниках Прокопий, — прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них, так и преследующего их неприятеля. Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара».


Уздечка. Северный Кавказ. VI—VII вв. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора


Виды одежды


В рамках статьи о всадниках я хотел бы остановиться на двух видах их одежды, упомянутых в источниках, но не имеющих однозначного объяснения в исторической литературе. Речь идет о гиматии и гунии.

Гиматий – это верхняя одежда, который одни исследователи считают плащом, который гораздо бóльших размеров, чем хламида, и в который, при необходимости, можно было плотно укутаться. Другие видят в нем специальную, поддоспешную тунику.

В VI в., да и позднее, он изначально обозначал просто плащ или паллиум, как в позднеримскую эпоху. Во время голода, при осаде, в Риме 545 г. отец семейства, закрыв лицо гиматием т.е. плащом, бросился в Тибр. Из «Книги Эпарха» мы знаем, что гиматий это синоним плаща, гиматий упоминается в тактике Льва Х в. Византийская иконография, и не только VI в., дает нам массу изображений святых и простых смертных в плащах, подобных гиматию или паллиуму. Так, в Сен Витале мы видим фигуры, как в ниспадающих плащах, так и в плащах, используемых на манер гиматия, т. е. обернутых вокруг корпуса.

Таким образом, во-первых, в VI в. это плащ, в виде прямоугольного куска ткани, с прямоугольным вырезом для головы, с открытой только правой рукой и полностью закрытой плащевой тканью левой рукой, хотя, конечно, он мог использоваться и как пенула, у которой можно было открыть обе руки (епископ Максимин из Сен Витале в Равенне).

Во-вторых, в VI в., гиматий определяется как поддоспешная одежда, «шинель». Аноним VI в., писал о том, что защитное вооружение
«следует надевать не прямо на исподнее [хитон], как это делают некоторые, стремясь уменьшить тяжесть вооружения, но на гиматий, толщиной не менее пальца, чтобы, с одной стороны, вооружение, плотно облегало тело, вместе с тем не травмировало его своим жестким соприкосновением».


Маврикий противопоставляет этот тип одежды плащу или накидке:
«Гиматий, то есть, зостарии, изготовляемые по аварскому образцу либо из льна, либо из козьей шерсти, либо из другой шерстяной ткани, должны быть просторным и свободными, чтобы во время езды ими можно было прикрывать колени и поэтому иметь хороший внешний вид».


Объяснение, возможно, нам дает древнерусский период. В Остромировом Евангелие гиматий был переведен как риза (фелонь). Таким образом, гиматий не только общее название плаща, но и название одеяния похожего на ризу: плащ, близкий к пенулле, с вырезом, посредине ткани для головы, Таким образом, его использование, как поддоспешного одеяния вполне объяснимо: он одевался через голову, подпоясывался и на него мог быть надет доспех, он позволял закрывать колени при езде на коне.


Детская туника с капюшоном. Египет. V- VI вв. Инв.№ Е29525. Лувр. Париж. Франция. Фото автора


А какое снаряжение использовалась поверх доспеха?

Снаряжение поверх доспехов


Маврикий писал о том, что
«всадникам следует позаботиться о том, чтобы когда они в полном вооружении, в панцире и имеют при себе луки, и если, как это случается, пойдет дождь или воздух станет сырым от влаги, то они, надев эти гунии поверх панцирей и луков, смогли защитить свое вооружение, но и не были бы ограничены в движениях, если они захотели бы использовать либо луки, либо копья».


В большинстве поздних «Стратегий» «плащ», прикрывающий доспехи и оружие, да и самого всадника, имеет такое же описание как гуния, но именуется он по-другому. У императора Льва текст находим название эплорика – «на лорику» (Éπιλωρικια). Никифор II Фока в Новеллах и Стратегике называет ее эполорикой (Éπλωρικα):
«И сверху кливаниев носить накидку с грубым шелком и хлопком. А из подмышек выходить их рукавам. Рукавам же висеть сзади на их плечах».
В работе «О боевом сопровождении» читаем:
«…войска, облаченные в доспехи и накидки, именуемые эпаноклибанами»
. Такой плащ-накидка на Руси назывался охобенью (охабень), а у арабов — бурнусом.


Бурнус. Музей исламского искусства. Стамбул. Турция. Фото автора


Этот плащ-накидка попал к ромеям, как и многие другие предметы одежды, с востока, от народов-всадников. Археологические находки говорят о том, что этот плащ мог быть не только из грубых материалов, но и из более качественных, дорогих тканей: такой легкий плащ VII в. из Антиноополиса (Египет), сшитый из сине-зеленого кашемира с отделкой из шелка.

Гуния, таким образом, – широкий, кавалерийский плащ, с рукавами и прорезями для рук или без них, грубой выделки из войлока, шелка или хлопка, может быть с капюшоном или без него, аналогичный плащ в пехоте назывался кавадием (καβάδιον).

Это статья является заключительной в цикле рассмотрения византийских всадников VI в. по данным исторических источников. Логичным продолжением будут статьи, посвящённые знаменитой римской пехоте на новом историческом этапе VI в., этапе восстановления Римской империи.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сепар ДНР 3 июня 2019 18:14 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Конные стрелки византийской армии VI века
    Византия... Давно это было.
    Византийские,двухглавые орлы были изображены на колокольне Софии Киевской... Сохранились ли они сейчас ?
    И что в нас осталось от Византии,греков ?
    1. kalibr 4 июня 2019 08:59 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Осталась склонность к интригам и подкупам!
  2. Брутан 3 июня 2019 18:27 Новый
    • 16
    • 0
    +16
    Конные стрелки это моя слабость
    1. Сепар ДНР 3 июня 2019 18:46 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Брутан
      Конные стрелки это моя слабость

      А они разные были(в истории)...


      И такие :
    2. Конные стрелки это моя слабость


      Даладнааааа??? Пойду заряжу свой Глок 17. Шучу...

  3. paul3390 3 июня 2019 18:47 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Занятно что готы, типа - недавние властители степей Причерноморья, всеми современниками называются не умеющими стрелять из лука.. Тяжёлая конница - да, но вот с конными лучниками - сплошная зрада.. Как же они степью-то тогда рулили столько лет, без конных стрелков? В тех краях без них никак.. Иначе - тупо перестреляют из далека.. Дык - как же тогда?
    1. Коте пане Коханка 3 июня 2019 19:48 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Тяжелая конница самратского типа, никогда не была легкой добычей для конных лучников! Англичанам приходилось использовать двух-метровые лонг-боу, что гасить удары тяжелой рыцарской конницы!!! Французы и швейцарцы использовали арбалеты! По сути пехота победила конницу только после Второй Мировой войны!
      1. paul3390 3 июня 2019 20:13 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Англичанам приходилось гасить потому что пехота.. А что может в голой степи катафракт - сделать конному стрелку-то? Он его не то что обидеть - догнать не сможет.. Что не раз и доказывалось..
    2. Эдуард Ващенко 3 июня 2019 20:59 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Готы пришли из Сканзы (Скандинавии), немного задержались в Повислье и двинулись на юг, подняв с собой многие племена, но прежде всего славян.
      Археологически в Повислье стрел нет, можно гадать, что может они были просто без наконечников, но - их нет.
      Если учесть тот факт, что готы «густыми рядами» сражались как пехотинцы с копьями в 5-6 вв., то скорее всего и в Причерноморье они сражались пешими, но лошадь использовали как средство доставки, а вот гунны показали им, что значит сила конных всадников стрелков, хотя справедливо сказано, что до стремян стрельба с коня была сложнейшим упражнением.
      Кстати, как и удар копьем сверху, только что смотрел реконструкции, где катафрактарий наносит удар сверху.
      Тот же Тотила прекрасно джигитовал, но мастерство джигитовки не готская изюминка, справедливо, что всадником надо родиться. Точнее родиться среди всадников, если речь не о регулярной коннице в ХIХ веке.
      1. kalibr 4 июня 2019 08:58 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Есть прекрасное описание как он оделся так, что стал похож на короля и бросал копье и довил его на лету сидя в седле...
    3. Михаил Матюгин 12 июня 2019 19:45 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: paul3390
      Занятно что готы, типа - недавние властители степей Причерноморья, всеми современниками называются не умеющими стрелять из лука.. Тяжёлая конница - да, но вот с конными лучниками - сплошная зрада.. Как же они степью-то тогда рулили столько лет, без конных стрелков?

      Всё просто - готы (особенно остготы) однозначно были преимущественно кавалеристами, и имели 3 типа конницы : тяжёлую (аристократы в панцирях), среднюю (конные копейщики со щитами и в кожаных латах\стёганках) и лёгкую (бездоспешные дротикометатели). Для преследования конных лучников у готов вероятно наличие лёгких конных копейщиков типа продромов Александра Македонского, а после создания Готской державы конных стрелков предоставляли покорённые и союзные племена (остатки тех же скифов в Крымском царстве, часть савроматов и сарматов, вероятно даже некие протославяне).
  4. faterdom 3 июня 2019 20:09 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Нельзя уповать на только одну или две компоненты вооружений и тактик. За что готы и поплатились.
    Хотя, надо признать, хорошие конные стрелки, да еще и достаточном количестве и с хорошими луками вообще не у всех народов и были. Больно сложный и дорогой вопрос это, а не для кочевых народов - и вообще маловероятный, такие всадники воспитываются с детства.
    1. paul3390 3 июня 2019 20:15 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Непонятно как они якобы Степью-то рулили аж 200 лет без конных стрелков...
      1. Коте пане Коханка 3 июня 2019 20:32 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Давайте не будем забывать, что готы спустились в причерноморье с севера. И по сути небыли кочевым народом в прямом понимании, как гунны, аварцы, печенеги и половцы. К слову тех же самых скифов (лучников которые подарили Данию стрелы) вытеснили не гоплиты Александра Македонского, панцерная конница самратов и роксалан!
        1. paul3390 3 июня 2019 20:46 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Э-э-э, нет! Сарматы - были отнюдь не только панцирной конницей, стрелков - у них было не меньше чем у остальных степняков. Это у многих древних авторов указано. А готы - единственный типа пример до огнестрела, когда лесовики - якобы сумели покорить Степь. Больше таких случаев нет. Ибо это физически невозможно. В связи с чем - сильные сомнения в легенде о готах...
        2. Сколько народов за всю историю канули в лету...
  5. EKZECUTOR 3 июня 2019 20:16 Новый
    • 14
    • 0
    +14
    Сложно скакать и в скачке стрелять. Особенно без стремян
    1. paul3390 3 июня 2019 20:46 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Да. Но если тебя учат этому с 5 лет - вполне возможно...
    2. kalibr 4 июня 2019 08:56 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Есть очень интересная книга на английском "Варвары", автор которой был и в Скандинавии, и у венгров. У Последних ему показывали конную стрельбу их лука без стремян... и показали, традиция жива!
      1. Эдуард Ващенко 4 июня 2019 09:57 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Вячеслав Олегович, думаю дело не в традиции, а в современных реконструкциях)
  6. paul3390 3 июня 2019 21:37 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Эдуард Ващенко
    они сражались пешими, но лошадь использовали как средство доставки, а вот гунны показали им, что значит сила конных всадников стрелков

    КАК можно сражаться пешими в Степи?? Все, кто это пробовал - неизменно огребал. Без вариантов. А до гуннов - там что, стрелков не водилось? Да там со времён киммерийцев только они и были! Конные стрелки. Не было против них у готов никаких шансов. Совсем. А значит - Иордан просто сказочник, и никаких готов-германцев в Причерноморье никогда не было..
    1. Cartalon 3 июня 2019 22:00 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Первые походы готов на империя были внезапно морскими, готы заняли речные долины, казаки знаете тоже далеко не сразу конными были.
    2. Sertorius 4 июня 2019 07:13 Новый
      • 0
      • 0
      0
      КАК можно сражаться пешими в Степи?? Все, кто это пробовал - неизменно огребал.
      Примеров тому не счесть. Русские князья с половцами воевали, например. И огребали друг от друга. Только не пишите про конных дружинников. Пехоты в войсках того времени всегда в разы больше.
      И почему вы решили, что готы жили в степи. Посмотрите ареал черняховской культуры. Там лес и лесостепь - 2/3. Или вы думаете? то Украина - степь да степь кругом?
      А значит - Иордан просто сказочник, и никаких готов-германцев в Причерноморье никогда не было..
      Забавно, что когда что-то не укладывается в ваше представление о мире, вы объявляете в этом виновным историка. Вы фоменковец?
      1. paul3390 4 июня 2019 08:04 Новый
        • 0
        • 0
        0
        И что по вашему делали типа пешие дружины в степи?? Как вы себе это представляете - бодание пеших с конными лучниками даже в лесостепи? Ещё опыт ранних римлян, того же Красса - чётко показал, пехота против стреляющей конницы ни фига не рулит. При чём тут черняховская культура - её принадлежность готам лишь предположение, ничем не доказанное. Слишком много отличий, причём кардинальных, от достоверно готской - вильбарской. Например по такому яркому маркеру как захоронения... Или керамика, украшения, оружие.. Почему сразу фоменковец? Даже сочинение Иордана, на чём вся готская легенда и строится - называется De origine actibusque Getarum, а отнюдь не Gotarum! История ГЕТОВ, фракийского народа известного в тех краях ещё со времён Геродота.. Откуда тут германцы готы-то? Просто Иордан, то ли спецом, то ли по неграмотности смешал две истории - степного царства фракийцев-гетов, живших там с незапамятных времён, и выход с севера на Дунай германцев-готов. Видимо - схожесть названий понравилась, вот и прицепил одно к другому..
        1. Sertorius 4 июня 2019 08:50 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Иордана, на чём вся готская легенда и строится
          . Это заблуждение. О готах мы знаем из многих источников.
          черняховская культура - её принадлежность готам лишь предположение, ничем не доказанное.
          Тогда обоснуйте свои доводы со ссылками на какого-либо, что готы - степные жители. Я со своей стороны сошлюсь на работы А.Л. Никитина, который считал готов-тервингов теми самым древлянами (от нем. Tre -лес, дерево). Так всё-таки лесные жители?
          1. paul3390 4 июня 2019 09:04 Новый
            • 0
            • 0
            0
            О ранней истории типа готов - только из Иордана. Всё остальное - либо его перепевы, либо относится уже ко времени появления их на Дунае.. Никитин - выдвинул всего лишь гипотезу.. По меньшей мере странно на основе очень распространенного этнонима "жители леса" делать выводы об их тождестве. Тем более - народов одной языковой семьи да ещё 2 тыщи лет назад.. Корень -ar например в кельтских означает примерно тоже что и у индоарийцев - благородный, знатный, свободный.. Значит ли это что индийские арьи - были кельтами? Конечно нет - подобные притягивания за уши учёного не красят..
            К тому же - всё это никак не проясняет для нас заданный вопрос - КАК лесовики умудрились завоевать Степь и типа создать там своё царство? Если кроме них - это никому не удавалось? До огнестрела конечно... Обычно как раз наоборот всё бывало - это степняки приходили к оседлым, никак не наоборот.. Слишком уж жизнь в Степи специфична - без определённых навыков там делать нечего.. Да даже породы лошадей - и то в степи и в лесу разные!
            А вот как раз геты - были в тех краях аборигены с незапамятных времён.. Эти - как раз могли..
            1. Эдуард Ващенко 4 июня 2019 10:05 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              По поводу источников, поддержу, Иордан и Прокопий Кесарийский - ключевые источники, оба жили в 6 веке, то есть Иордан досрочно серьезно отстоял от описываемых событий, об этом гигантская историография - плюс многие моменты сложно перевести, как считают исследователи, "плохая" латынь - и об это м тоже огромная историография. Но тем не менее - это все что есть. Прииск Панический описал нам и готов и гуннов, он был очевидец 5 века, но у него мало информации. Археология - дисциплина вспомогательная, тем более по рассматриваемому периоду. Нет письменных источников - археология чаще всего нема.
              А готы - древляне - ну это гипотезы из области фантастики, таких за 300 лет историографии истории степей и лесостепей восточной Европы было очень много. Интересно другое, если ранее авторы или историки корректно относились к источникам и их трактовке, то сейчас в погоне за сенсацией, лепят гипотезы одна другой диковеннее, падает уровень исследовательской культуры, увы.
  7. МИМО ПРОХОДИЛ 3 июня 2019 23:57 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Варвары! В хрип переходит крик,
    Фыркает кровь на груди часового
    Всадник к растрепанной гриве приник,
    Вслед ему грохот тяжелого слова.

    Варвары! Вздрогнул седой Цареград.
    Тяжесть мечей, Коловрата сияние…
    Боли не знают, не чувствуют ран,
    Не понимают, что значит преграда.

    Город ли, крепость, гора ли, скала…
    Что бы ни стало - едино разрушат!
    И византийских церквей купола
    Молят спасти христианские души.

    Но и Христос что то бледен с лица…
    Страх как комок обнажившихся нервов
    И под доспехами стынут сердца
    Старых и опытных легионеров.

    Хмурое небо знаменья творит,
    Тучи в движении пепельно-сером.
    Варвары! Посуху плыли ладьи
    К окаменевшим от ужаса стенам.

    Быль или небыль о предках гласит…
    Ждет лишь потомков пытливого взгляда,
    Как Святослава порубанный щит
    На не преступных вратах Цареграда.
  8. kalibr 4 июня 2019 08:53 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Очень интересная статья, а главное рассматривает все со стороны освещаемой всегда недостаточно.
  9. Старший матрос 4 июня 2019 12:28 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Аноним VI в. считал, что в случае усталости, стрелок должен уметь вести стрельбу и тремя средними руками, как персы:

    Вот хоть убейте, не понял!

    Вот так?
    1. Эдуард Ващенко 4 июня 2019 15:08 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Извините! опечатка
      1. Старший матрос 4 июня 2019 15:58 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Это как раз понятно... А что имелось в виду?
        Пальцами? так средний тоже только один на руке...
        1. Эдуард Ващенко 4 июня 2019 16:41 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Аноним VI века пишет: «Среди стрелков из лука одни натягивают тетиву тремя средними пальцами, другие двумя…так чтобы в случае, если пальцы утомились от непрерывного натягивания тетивы каким-то одним способом, можно было бы воспользоваться другим»
          1. Старший матрос 4 июня 2019 20:03 Новый
            • 0
            • 0
            0
            Хм. Спасибо.
  10. Абрек ВЛГ 19 сентября 2019 18:46 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Благодарю за статью! Как всегда - очень содержательно и интересно. Единственное, что не могу понять (немного отойду от темы византийской армии) - как всё-таки сарматы смогли победить скифов, ведь принципы структуры армии и тактики были одинаковые?