Лёгкие танки Франции в межвоенный период

41

Танковая доктрина французских военных


После окончания Первой мировой войны Франция имела самый многочисленный танковый парк в мире, однако до 1935 было выпущено только порядка 280 новых танков. Французские военные считали себя победителями и мыслили категориями прошедшей войны, на танки они смотрели исходя из принятой военной доктрины. Эта доктрина была сугубо оборонительной и состояла не в нанесении превентивных ударов по противнику, а в попытке приостановить наступление противника и измотать его в надежде перевести войну в позиционную форму, как это было в предыдущей войне.





В танках они видели не средство прорыва обороны и проникновения в глубину территории противника, а средство поддержки пехоты и кавалерии, которые оставалась главными родами войск. Главными задачами танка были поддержка маневра и наступления пехоты и кавалерии. Исходя из этого к танкам и предъявлялись соответствующие требования. Танки считались «спотыкающимися, полуслепыми бункерами на гусеницах», которые должны были иметь противопехотное вооружение и защиту от стрелкового оружия и полевой артиллерии.

Во французской армии в то время бронетанковых сил не было, танки были рассредоточены по пехотным и кавалерийским соединениям, которые самостоятельно заказывали технику для своих нужд. Так во Франции появились «пехотные» и «кавалерийские» танки.

После прихода к власти в Германии нацистов, принявших «доктрину блицкрига», основанную на достижении молниеносной победы за счет использования крупных танковых соединений для прорыва на узком участке фронта и проникновения в глубину территории противника, во Франции свою доктрину не изменили, и развитие танков продолжилось в том же направлении. Основными танками французской армии оставались легкие танки поддержки пехоты и кавалерии с пулеметным и небольшого калибра пушечным вооружением, с противопульной и противоснарядной защитой от полевой артиллерии.

Кроме этого, в рамках концепции «боевого танка» должны быть средние и тяжелые танки, способные вести самостоятельные боевые действия и противостоять танкам и противотанковой артиллерии противника.

Основным танком в армии оставался легкий танк FT17 и его модификации, хорошо проявивший себя в предыдущей войне. В межвоенный период также было разработано и запущено в производство целое семейство легких танков для нужд пехоты и кавалерии.

Легкий танк FT17


Танк FT17 являлся первым в мире танком классической компоновки с вращающейся башней, разработанным в 1916 году и ставшим самым массовым танком Первой мировой войны. В предыдущей части я подробно описал его конструкцию и характеристики. Это был легкий танк клепанной конструкции весом 6,7 т, с экипажем 2 человека, с 37-мм пушкой «Гочкис» или 8-мм пулеметом «Гочкис», дифференцированным бронированием 6-16 мм, с двигателем мощностью 39 л.с., развивал скорость 7,8 км/час и имел запас хода 35 км.


Легкий танк FT17


Этот танк стал прототипом многих французских легких танков и танков в других странах. Танк претерпел ряд модификаций: FT 18 — с 37-мм пушкой SA18, FT 31 — с 8-мм пулеметом Hotchkiss, Renault BS — c 75-мм гаубицей Scheider, Renault TSV — радиофицированный танк без вооружения с экипажем 3 человека, Renault NC1(NC27) – удлиненная кормовая часть корпуса, двигатель мощностью 60 л.с., запас хода до100 км, RenaultNC2 (NC31) – ходовая с восемью опорными катками, балансирная подвеска, резино-металлическая гусеница, двигатель 45 л.с., скорость 16 км/час, запас хода 160 км.

Лёгкие танки Франции в межвоенный период

Легкий танк FT17 на марше


Модификации танка широко использовались во французской армии и экспортировались во многие страны мира. Танк FT17 был на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны, всего было выпущено 7820 танков

Легкий танк D1


Танк D1 был создан в 1928 году на основе танка Renault NC27 как танк сопровождения пехоты и имел классическую компоновку — отделение управления впереди, по центру вращающаяся башня с боевым отделением и сзади МТО. За счет увеличения ширины танка удалось довести экипаж до 3 человек – командир, радист и водитель.


Легкий танк D1


Водитель размещался слева в корпусе в рубке с трехстворчатым люком. Он мог вести огонь из курсового 7,5-мм пулемета Reibel, справа от него находился радист. В связи с тем, что танк был оборудован радиостанцией, на корме устанавливалась двухбалочная антенна, из-за этого башня поворачивалась только на 345 градусов.

В башне была установлена 47-мм пушка SA34 со спаренным 7,5-мм пулеметом. На крыше башни была куполообразная командирская башенка, из которой командир мог вести наблюдение.

Конструкция корпуса была клепанная из катаных броневых листов, при весе танка 14 т он имел усиленную бронезащиту, толщина брони в лобовой части корпуса и верха бортов составляла 30 мм, нижней части борта 16(25) мм, крыши и днища 10 мм. На корме танка оставался традиционный «хвост» для преодоления препятствий.


Легкий танк D1


В качестве силовой установки на танке использовался двигатель Renault мощностью 65 л.с., обеспечивающий скорость 16,9 км/час и запас хода 90 км.

Ходовая часть D1содержала на один борт12 опорных катков, сблокированных в три тележки с пружинной подвеской (по одной на каждую тележку), 2 независимых опорных катка с гидропневматическими амортизаторами, 4 поддерживающих ролика и крупнозвенчатую гусеницу.

Танк серийно выпускался в 1932—1935 годах. Было произведено 160 образцов.

Легкие танки АMR33 и АMR35


Танк АMR33 был разработан в 1933 году как разведывательный для кавалерийских и пехотных соединений. Серийно производился в 1934-1935 годах, всего выпущено123 образца.

Это была легкобронированная машина с экипажем 2 человека и весом 5,5т. Водитель размещался в корпусе впереди слева, командир находился в башне и мог вести огонь из 7,5 мм пулемета Reibel, установленного в башне в шаровой установке. Башня танка была смещена относительно продольной оси к левому борту, а двигатель Reinstella к правому.


Легкий танк АMR33


Конструкция приземистого корпуса и шестигранной башни была клепанной из катаных броневых листов, установленных под небольшими углами наклона. Бронирование было слабым, лоб толщиной 13 мм, борта 10 мм и днище 5 мм.

В качестве силовой установки использовался двигатель Rheinastella мощностью 82 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе до 60 км/час и неплохую подвижность.

Ходовая часть на каждом борту состояла из четырех обрезиненных опорных катков, два из которых были сблокированы в одну тележку и четырех поддерживающих роликов с резиновыми бандажами.

В 1934 году фирма Renault разработала более совершенную модификацию танк АMR33, получившего индекс АMR35ZT. При сохранении компоновки танка был увеличен корпус, в башне установлен крупнокалиберный 13,2мм пулемет, вес танка увеличился до 6,6т. Танк серийно производился с 1936 до 1940 года, всего было выпущено167 образцов.

Легкие танки AMC-34 и AMC-35


Танк AMC-34 был разработан в 1934 году в развитие AMR 33 как танк поддержки кавалерии, производился в 1934-1935 годах, было выпушено 12 образцов. Танк был весом 9,7 т и выпускался в двух вариантах – с башней AMX1 c 25-мм пушкой Hotchkiss и двумя членами экипажа и башней AMX2 с 47-мм пушкой SA34, 7,5-мм пулеметом и тремя членами экипажа.

Корпус был клепанной конструкции, башня литой. Бронирование было на уровне 5-20 мм. Двигатель Renaull мощностью 120 л.с. обеспечивал скорость по шоссе 40 км/час и запас хода 200 км.


Легкий танк AMC-34


В 1936 году была разработана модификация танка AMC-34, получившая индекс AMC-35, котрый выпускался до 1939 года, всего было изготовлено50 образцов. Размеры танка были увеличены, он стал весить 14,5т. Была установлена более мощная 47-мм пушка SA35 с длиной ствола 32 калибра, 7,5 мм пулемет сохранился. Бронирование было усилено до уровня (10-25) мм, установлен более мощный двигатель мощностью 180 л.с.


Легкий танк AMC-35



Легкий танк R35


Самый массовый французский легкий танк R35 был разработан в 1934 году для сопровождения пехоты, производился в 1936-1940 годах, было выпущено 1070 машин для французской армии и 560 на экспорт.

Танк имел не классическую компоновку, силовая установка размещалась сзади. Трансмиссия в лобовой части, отделение управления и боевое отделение с вращающейся башней в средней части танка. Экипаж был два человека — командир и водитель.


Легкий танк R35


Конструкция корпуса собиралась из листов брони и броневых отливок с помощью сварки и болтов. Нижняя часть бортов корпуса были из листов брони толщиной 40 мм, днище также из броневого листа толщиной 10 мм. Лобовая часть корпуса толщиной 40мм, верхняя часть бортов толщиной 25-40 мм и корма корпуса толщиной 32мм были отлиты из броневой стали. Башня была целиком отлита из броневой стали с толщиной бортов 40 мм, наклоненных под углом 24 градуса к вертикали и толщиной крыши 25 мм. На крыше башни был установлен литой поворотный купол с вентиляционным лючком. В крыше башни был также лючок для флажковой сигнализации. Вес танка 10,5 т.

В башне устанавливалась 37-мм пушка SA18 и спаренный 7,5-мм пулемёт. Для наведения оружия использовался телескопический прицел, установленный слева от пушки. На модификации танка R 39 была установлена пушка SA38 того же калибра с увеличенной длиной ствола.

В качестве силовой установки использовался двигатель мощность 82 л.с., обеспечивающей скорость 23 км/час и запас хода 140 км.

Ходовая часть по каждому борту состоит из пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Четыре опорных катка были сблокированы в двух тележках «ножничного типа», состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, верхние части которых шарнирно соединены между собой через упругий элемент. Пятый каток подвешен на балансире, рессора которого соединена другим своим концом с корпусом танка. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 126 траков шириной 260 мм.

Легкий танк Н35


Легкий танк Н35 разработан в 1934 году для поддержки кавалерийских соединений и был максимально унифицирован с танком поддержки пехоты R35. С 1935 по 1940 гг. было выпущено около1000 образцов.

Компоновка танка была аналогичной танку R-35, в конструкции танка также широко использованы литые детали, соединенные между собой болтами. Литая башня была заимствована с танка R35. Толщина брони лба корпуса составляла 34 мм, башни 45 мм. Вес танка был 12 т, экипаж 2 человека.


Легкий танк Н35


Вооружение Н35 состояло из 37-мм пушки SA18 и спаренного с ней 7,5-мм пулемета Reibel.

В качестве силовой установки использовался двигатель мощностью 75 л.с., обеспечивающий скорость 28 км/час и запас хода 150 км.

Для устранения недостатков Н35 в 1936 году была разработана модернизированная версия Н38, броня лба корпуса была увеличена до 40 мм и установлен двигатель мощностью 120 л.с. Вес танка вырос до 12,8 т, однако скорость поднялась до 36,5 км/час.

В 1939 году разработана версия Н39 с усиленной до 45 мм лобовой броней и длинноствольной 37-мм пушкой SA38. Внешне этот танк отличался более высоким и угловатым моторным отсеком, расширенной до 270 мм гусеницей. По скоростным характеристикам Н39 остался на уровне Н38, но запас хода уменьшился до 120 км.


Легкий танк Н39

Танки этих моделей приняли участие в боевых действиях в начале Второй мировой войны и не смогли серьезно противостоять немецким танкам.

Легкий танк FCM36


Танк FCM36 был разработан в 1935 году в рамках конкурса на разработку танка поддержки пехоты, основными конкурентами выступали Н35 и R35. Всего было выпущено порядка 100 образцов этих танков.

Компоновка пехотного танка FCM36 являлась «классической», экипаж танка был 2 человека. В передней части корпуса находилось место механика-водителя, за ним располагался командир, одновременно выполнявший функции стрелка и заряжающего. В башне была установлена устаревшая короткоствольная 37-мм пушка SA18 и спаренный 7,5-мм пулемет. Башня была выполнена в форме усеченной пирамиды с четырьмя смотровыми приборами, пушка и пулемет устанавливались в общей маске, позволявшей наводить вооружение в вертикальной плоскости в пределах от -17° до +20°. Вес танка был 12 т.


Легкий танк FCM36

Нам этом танке появилось ряд принципиально новых конструкторских решений. Конструкция танка была сложнее, чем у Н35 и R35, бронелисты располагались под рациональными углами наклона, корпус и башня были не клепанными, а сварными. Танк имел хорошее противоснарядное бронирование, толщина брони башни, лба и бортов корпуса составляла 40 мм, крыши 20мм.

Несомненным плюсам этого танка была установка дизельного двигателя Berliet мощностью 91 л.с., обеспечивающий скорость 25 км/час и значительно увеличивший запас хода танка до 225 км, практически удвоив его по сравнению с другими танками.

Эти нововведения и идеи с наклонными бронелистами и дизельным двигателем были впоследствии использованы при разработке советского танка Т-34.


Легкий танк FCM36

Ходовая часть танка также была довольно сложной. На каждом борту она состояла из 9 опорных катков, восемь из которых были сблокированных в 4 тележки, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Катки и внешние элементы трансмиссии почти полностью закрывались фальшбортом сложной формы, в котором имелось вырезы для сброса грязи с верхних ветвей гусениц.

Легкие танки Франции перед началом войны


Семейство легких танков, разработанных в межвоенный период, отличались небольшим весом в основном до 12 тонн, экипажем два, реже три человека, наличием пулеметного, 37-мм и/или 47-мм пушечного вооружения в различных сочетаниях, в основном с противопульным бронированием, а на образцах с середины 30-х годов и с противоснарядным бронированием, использованием бензиновых двигателей, обеспечивающих скорость до 60 км/час. Принципиально отличался танк FCM36, на котором был установлен дизельный двигатель, клепанная конструкция корпуса и башни была заменена на сварную и обеспечено противоснарядное бронирование.

В межвоенный период к 7820 танкам FT17 и его модификаций, значительная часть которых эксплуатировалась в армии, было выпущено 2682 легких танка новых образцов, которые в количественном отношении представляли серьезную силу, но с точки зрения требуемых тактико-технических характеристик и тактики использования танков они во многом уступали немецким танкам, и в начале Второй мировой войны это наглядно было продемонстрировано.

Продолжение следует…
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    7 июня 2019 19:51
    Автор не удосужился точнее описать, какая же это была голытьба и убожество, это самое французское танкостроение межвоенное.
    Да в 1й мировой французы были пердовыми им пренадлежит первенство в открытии классической схемы компонтовки танка, с МТО сзади за за противопожарной пергородкой.
    Но меджу войнами случился упадок в их танкостроении в связи с прекращением финансироания.
    Результат пушка Sa18, кототрая изначально была установлена на рено фт17 снималась с танков, и переставлялась в новые танки. А это была ещё та пушка, с очень плохой баллистикой и крайне условным бронепробитием в 30мм. Если для 1917 для поддержки пехоты этого может и хватало, то на 33-35, а уж темболее 1939-40 30мм броепробития это неочем.
    Голытьба были эти французы.
    1. +1
      10 июня 2019 15:42
      Цитата: EXPrompt
      Результат пушка Sa18, кототрая изначально была установлена на рено фт17 снималась с танков, и переставлялась в новые танки. А это была ещё та пушка, с очень плохой баллистикой и крайне условным бронепробитием в 30мм. Если для 1917 для поддержки пехоты этого может и хватало, то на 33-35, а уж темболее 1939-40 30мм броепробития это неочем.

      Ну... для поддержки пехоты нужно не бронепробитие (у пехоты и так есть ПТП), а осколочное и фугасное действие снаряда. Поскольку основными целями танка НПП являются soft targets - полевые укрепления, позиции пулемётов и артиллерии, живая сила противника.
      И тут Sa18 тоже откровенно слабовата. К тому же, малая начальная скорость снаряда означает малую дальность прямого выстрела - то есть, для уверенного поражения цели французскому танку придётся подойти к ней практически вплотную, влезая в зону эффективного огня ПТО.
  2. +1
    7 июня 2019 19:57
    Очень слабая статья
  3. -1
    7 июня 2019 20:04
    Эти нововведения и идеи с наклонными бронелистами и дизельным двигателем были впоследствии использованы при разработке советского танка Т-34.

    Ну, ясен пень, разве могут унтерменьши сами что-то придумать, все хорошее изначально придумывается на просвещенном Западе, а потом нелегально копируется в лапотной России.
    Автор, тебе не надоело кидать субстанцию на свою (свою ли ?) страну ?
    Особенно прибил пассаж о дизеле. Автор, который якобы танкостроитель, видимо, не знает, что дизель для танка в СССР начали конструировать в 1932-м году.
    1. +6
      7 июня 2019 21:08
      Добрый вечер, коллега. hi Ну что Вы так бедного автора... Тут ведь вопрос в первенстве: кто первый придумал и применил на практике. А с наклонной бронёй французы всё-таки были первыми. Другое дело, что танки у них были д е р ь м о, да и танкисты у них тоже не очень.
      1. -3
        7 июня 2019 21:23
        Цитата: Морской Кот
        Добрый вечер, коллега.

        hi
        Цитата: Морской Кот
        Ну что Вы так бедного автора...

        Не люблю дилетантов. Тем более тех, кто к месту и не к месту кидает лопаты субстанции на СССР, как, например, Шпаковский.
        1. +6
          7 июня 2019 22:04
          Не знаю, я Шпаковского читаю с интересом, а насчёт лопат с субстанцией... мы жк взрослые люди и у каждого есть своё устоявшееся мнение, если статьи толковые, то всё остальное можно отбросить. Вот и на этой статье мы с Вами нормально общаемся и вроде уже не так одиноко. drinks
          1. -3
            7 июня 2019 22:09
            Цитата: Морской Кот
            я Шпаковского читаю с интересом,

            Понимаете, пока он пишет о средних веках-читать можно и интересно, но как только он начинает писать о СССР, его сразу начинает заносить. Да и человек явно болен нарциссизмом.
            Цитата: Морской Кот
            Вот и на этой статье мы с Вами нормально общаемся и вроде уже не так одиноко.

            Так всегда приятно пообщаться с человеком вменяемым и достойным противником, получаешь удовольствие от такого общения, даже если не сошелся с ним во мнениях.
            1. +4
              7 июня 2019 22:20
              Всё верно: нужно общаться, говорить, спорить и нормальные люди всегда найдут общий язык и постараются друг друга понять.
              Я в средних веках полный неуч, всегда интересовался более близкими временами. А вот в статьи по оружию влезаю сразу и "по уши", так и не переболел этой детской болезнью. Причём комментарии к ним порой бывают не хуже самих статей, а иногда и поинтересней.
              Что до СССР -- я всю жизнь прожил в той стране, всяко бывало. И честно полагаю, что "патоки и д е р ь м а" там было в равной пропорции, чего вот уж никак не могу сказать о времени нынешнем. В том смысле, что с патокой сейчас, на мой взгляд, не очень... зато другого -- хоть отбавляй.
            2. -1
              8 июня 2019 08:57
              Судя по минусу, заглянул сам господин Шпаковский.
    2. +6
      7 июня 2019 23:25
      И тут внезапно выясняется что первые дизельные танки вообще появились у японцев ещё 27 году
      1. -1
        8 июня 2019 00:43
        Ну многие верят резуну в его сентециях о танках ... впрочем еще и гигантских мониторах на Пине!
      2. -11
        8 июня 2019 17:49
        Цитата: Nehist
        первые дизельные танки вообще появились у японцев ещё 27 году

        Разработка нового улучшенного танка была начата в 1927 году, параллельно с завершением работ по «№ 1». Значительное влияние на его конструкцию оказало изучение закупленного в Великобритании в марте 1927 года танка Vickers Medium Mk.C (не путать с Mk.C Hornet). Испытания Mk.C оказали влияние на дальнейшую историю японского танкостроения ещё и тем, что произошедшее во время них самовозгорание карбюраторного двигателя танка заставило японских конструкторов обратиться к дизельным двигателям в разработке будущих танков.
        1. +1
          8 июня 2019 23:05
          Совершенно верно. С 27 года они банально меняли карбюраторные двигатели у купленных танков на дизеля а в 33 году выпустили первый в мире сирийный танк с дизельным двигателем
    3. 0
      10 июня 2019 15:50
      Цитата: Альф
      Ну, ясен пень, разве могут унтерменьши сами что-то придумать, все хорошее изначально придумывается на просвещенном Западе, а потом нелегально копируется в лапотной России.

      Кхм... вообще-то, "Форж и Шантье" обр. 1936 как раз был образцом при создании одного из советских опытных танков с рациональными углами наклона брони.
      В наст. время мы закончили разработку обтекаемого броневого корпуса улучш. защищенности клиновой формы, но макетная комиссия по танку Т-46 отклонила наши предложения об изготовлении в опытном порядке этого корпуса для его всесторонних испытаний… В то же самое время группа т. Цыганкова получила задание по испытаниям обтекаемого корпуса на примере корп. франц. танка "Форж и Шантье" обр. 1936
      © Гинзбург
      1. 0
        10 июня 2019 17:53
        Цитата: Alexey RA
        Кхм... вообще-то, "Форж и Шантье" обр. 1936 как раз был образцом при создании одного из советских опытных танков с рациональными углами наклона брони.

        Вообще-то, я имел ввиду дизель-мотор.
  4. +4
    7 июня 2019 22:32
    Опять у автора:"Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали."
    Четвертое фото в статье, подписанное "Легкий танк D1". на самом деле - легкий танк (иногда его относят к средним) Char de bataille D2.

    Танк являлся развитием описанного в статье D1. В 1936 фирмой Renault была изготовлена первая партия из 50 единиц, в 1938 заказана вторая — в том же количестве. В войска D2 поступили только весной 1940 года. Этот танк имел корпус клепано-сварной конструкции и лучшую броневую защиту (20 — 40 мм), а 150-сильный 6-цилиндровый бензиновый мотор Renault позволял 19-т машине развивать скорость на 5 км/ч выше, чем D1. Запас хода составлял 140 км. Башню ST1 заменили на АРХ1, такую же, как у танка В1. D2 второй серии получили новую башню АРХ4 с 47-мм пушкой SA35. Кроме того, в мае 1940 года некоторое количество машин первой серии перевооружили башнями АРХ4. В боекомплект входило 108 выстрелов и 2000 патронов.
    1. +7
      7 июня 2019 22:47
      Автор "урезал" модельный ряд фирмы "Рено". После R-35 последовал Renault R-39.

      На танк была установлена новая длинноствольная 37-мм пушка SA38 в литой башне АРХ-R1. Изготовлено 273 единицы.
      1. +5
        7 июня 2019 22:50
        Дальнейшее развитие конструкции R40/

        Установлена пушка SA38, новая ходовая часть фирмы АМХ из 12 опорных катков малого диаметра и четырех поддерживающих катков. Боевая масса 12,5т. Изготовлено 120 единиц.
        1. +4
          7 июня 2019 23:03
          Из пятидесяти AMC-35 пятнадцать были изготовлены для Бельгии. На них устанавливалась башня другой конструкции с более мощной 47 мм пушкой.
          1. +3
            7 июня 2019 23:22
            Добрый вечер, Вик! hi

            Я же говорил, что порой комментарии бывают интересней самой статьи, особенно Ваши (прогиб засчитан).
            А Вам не показалось, что на фотографиях АМС-34 и АМС-35 изображен один и тот же танк? И вообще, эта одна и та же фотография. request Сколько ни присматривался, но абсолютно не заметил различий.
            1. +5
              7 июня 2019 23:39
              Константин, я немного не успел, с фотографиями возился. На первом снимке AMC 34, прототип с литой башенкой Berliet 1917 года.
              В серию пошел образец с башней APX-1.
              1. +5
                7 июня 2019 23:46
                Существовал и бельгийский вариант AMC 34 с башней APX-2 и пушкой 25 мм (1 дюйм), позднее замененный бельгийским орудием калибра 47 мм.
                1. +3
                  7 июня 2019 23:51
                  На втором снимке автор опять поставил под видом АМС 35 АМС 34.

                  АМС 35 выглядит так.
              2. +1
                7 июня 2019 23:46
                Виктор, так по моему он (34) там на обоих снимках, но с разными подписями. И башни совершенно одинаковые. Это как поместить два фото Т-34-76, а под вторым подписать Т-34-85. request
  5. 0
    8 июня 2019 00:40
    Кстати, статья проливает свет на вопрос количества танков у Вермахта перед нападением на СССР - одних только легких более десяти тысяч и очень многие из них повоевали на территории СССр, например против Второй ударной использовались трофейные французские легкие танки с усиленным бронированием, 45-мм орудия ПТО их не брали. Брест брали французские танки, но почему то псевдоисторики типа Резуна все еще тылдычат о кратном превосходстве числа советских танков над немецкими. Но если посчитать все бронетехническое добро, захваченное в Европе Гитлером перед 22 июня 1941 года, то соотношение кардинально меняется. Да, не все немецкие (+трофейные) танки вышли в атаку 22-го июня, но ведь и не все танки СССР находились в приграничных округах.
    1. 0
      8 июня 2019 06:22
      И тут Внезапно!!! - К маю 1940 года французская армия имела 2637 танков нового типа. В их числе: 314 танков В1, 210 —D1 и D2, 1070 — R35, AMR, АМС, 308 — Н35, 243 — S35, 392 — Н38, Н39, R40 и 90 танков FCM. Кроме того, в парках хранилось до 2000 старых боевых машин FT17/18 (из них 800 боеспособных) периода Первой мировой войны и шесть тяжелых 2С.(с)
      1. 0
        8 июня 2019 06:29
        Ваши числа отличаются от приведенных в статье. И не понятно бурное начало "И тут Внезапно!!!" . Это по какому поводу?
        1. +1
          8 июня 2019 06:52
          В 2013 году была великолепная серия статей (автор Михаил Барятинский) , где автор скурпулезно перечислил все трофейные танки Вермахта. И вот 10000 танков там ни как не набралось.
          1. -1
            8 июня 2019 23:11
            По моим подсчетам число собственной и трофейной бронетехники на момент начала вторжения в СССР в Германии составил порядка 18 000. Это именно бронетехники включая самоходные установки и тяжелые БТР. Но, естественно, важно то, что немцы умело пользовались имевшейся техникой, концентрируя ее на острие главного удара + отличная радиосвязь, взаимодействие с Люфтваффе, отличная оптика, командирские башенки, обученность и слаженность экипажей.
            1. 0
              8 июня 2019 23:59

              Данные на 22 июня 1941 года
              * из них 12 танков Pz.35 S 739 (f) (трофейные французские танки «Сомуа» S-35) и 32 танка Pz.38 Н 735 (f) (трофейные французские танки «Гочкис» Н-38).
              ** танки Pz.A13 744(e) (трофейные английские крейсерские танки А13 Cruiser)
              *** из них 24 огнеметных танка Pz.B2(f) (Flamm) на базе трофейных французских танков B1-bis и 6 танков B1 Bis 740(f) (трофейные французские B1-bis )
              К этому можно добавить ещё примерно 1000-1200 самоходок и танков резервных дивизий. В итоге получим около 5000 тысяч танков и самоходок сосредоточеных для вторжения
              1. -1
                9 июня 2019 06:47
                Посмотрите внимательно - я писал об общем количестве бронетехнике, так как Резуны огульно считают, что все произведенное в СССР толпилось возле границы.
                1. 0
                  9 июня 2019 07:32
                  В западных округах войска РККА имели от 10000 тыс танков,самая большая цифра что мне встречалось это 13 с чем то тысяч
                  1. 0
                    9 июня 2019 23:09
                    Александр, да числа разнятся ... дело в том, что много старой техники, фактически пребывала в небоеспособном, более того в неромонтно пригодном состоянии. Старые Т-26 и БТ, многое просто находилось в ремфондах, счиатлось учебным парком и т д. Я читал последний предвоенный доклад Павлова, точнее отчет по положению дел в Особом ВО, это просто ужас, что в танковых войсках, что в авиации, что в часах наезда и стрельб танкистов, что летчиков ... Да и кроме того все это было либо растянуто равномерно вдоль границ, либо находилось во вторых эшелонах Завесы, либо только выдвигалось из внутренних округов, все в процессе формирования - переформирования. Потому цифры и скачут. Я читал воспоминания танкистов, ка кони копались в ремфонде, буквально на коленках собирая из нескольких инвалидов более-менее боеспособные БТ. они, кстати, были сняты с производства в 1940-м, а это значит ... по доброй традиции и прекращение выпуска запчастей. Кстати, Вы в таблице не учли наличие массы тяжелой колесной бронетехники, которая также усиливала наступательные возможности Вермахта.
                    1. -1
                      10 июня 2019 10:53
                      Ну это известный факт что примерно 3000-3500 тысячи были не исправно. Колесную БТТ не считаю так как в РККА её было больше и она была бонально лучше. Ну а то что в тот момент не было взаимодействия в РККА согласен полностью. Так же и по авиации,Люфтваффе больше 3500-4000 тысяч самолётов на всем восточном фронте не имело. Но умело концентрировать силы на нужных участках. В чем в чем а в том что Оперативно тактическоя подготовка у немецкой армии была на высоте сомнений не вызывает
                      1. -1
                        11 июня 2019 02:18
                        Колесная БТТ была лучше у немцев по всем показателям, посмотрите справочники. Они просто смеялись над советскими бронемашинами как над старым хламом.
                      2. -1
                        11 июня 2019 05:14
                        Вы это БА-10 скажите!!! Которая могла шить немецкие танки! И которую немцы с удовольствием использовали
                      3. -2
                        11 июня 2019 16:21
                        Ну, насчет шить, все не так просто. Что бы шить нужно иметь хороший прицел, хорошую проходимость, хорошее бронирование, хороший движок. Увидав БА-10 в Польше в 39-м, немцы просто смеялись - броневичок с прошлой войны. По сравнению с немецкими броневички были откровенно слабее по всем параметрам.
                  2. 0
                    17 июня 2019 14:21
                    Я вот одного понять не могу, при чем тут все эти пляски вокруг количества танков? Оно же само по себе не показатель, вообще ничего не означает.
    2. -1
      8 июня 2019 06:50
      К сожалению, псевдоисториков, в том числе и официальных. и в нашей стране хватает с избытком.
      Разумеется, "проект Резун" - антисоветский,антироссийский. Но,это не значит,что ВСЕ,что было написано в рамках этого проекта не соответствует истине. Этот проект не встретил бы в нашей стране такого понимания,если бы в нашей историографии не было проблем с освещением,пониманием того,что произошло перед войной и в ее начальный период.
      Я уже писал о том, что самым сложным предметом исторических факультетов является историография.
      Редко кто из студентов сдает зачеты и экзамены по этому предмету с первого,второго раза. На моей памяти, люди умудрялись сдавать по пять,шесть раз. Да и ведут этот предмет самые сильные преподаватели,чаще всего завкафедрами, или деканы. Особенность этой дисциплины заключается в том,что необходимо фактологически владеть ВСЕМИ точками зрения по теме, не отдавая предпочтение ни одной. Это позволяет, при наличии соответствующих интеллектуальных способностей, рассмотреть тему со всех сторон, вычленяя аргументы всех ,часто диаметрально противоположных точек зрения, для создания более объективной картины произошедших событий.
      А проблемы отечественной исторической науки начались не при Горбачеве, а как минимум, при Хрущеве.
      1. -1
        8 июня 2019 23:06
        Вы внимательно с карандашем проработайте Резуна, практически все или подтасовка или прямая ложь. Беда военой историографии в гражданском обществе прежде всего в том, что люди без военного образования плохо себе представляют принятие командных решений военноначальниками, всю сложность и многотрудность подготовки операций, качество и количество военной техники, ее использование, снабжение и т д. Особо слабо с пониманием военной науки. План нападения на СССР начинал разрабатывать коллектив немецких (одних из лучших в мире) генштабистов во главе с генералом Марксом, потом его перерабатывали во главе с Паулюсом - это практически заняло время с октября 39-го до июня 41-го. Это огромный массив документов по детальной проработке операций на всех уровнях. А что противоставляет этому Резун, тылдыча об "агрессивных" планах Сталина? Пару бумажек без подписей? Или Бунич, намеренно обманывающий читателей смешивая понятия план "Гроза" и условный сигнал по прикрытию границы "Гроза". Ну а вранье о Пинской или Дунайской военных флотилиях это вообще песня Сирены для неподготовленных ушей. Ну и так далее ... То есть резунам и им подобным очень легко впаривать свои "концепции" неподготовленным людям. Кроме того их ведь печатают миллионными тиражами и плевать издателям на правду, им главное получить прибыль на "истерике и сенсации". А правдивые книги издаются отнюдь не массово. Так книга о Пинской военной флотилии вообще была издана позорным тиражем в сто экз.
  6. +1
    17 июня 2019 14:09
    Цитата: Альф
    хорошее изначально придумывается на просвещенном Западе

    fcm36 реально послужил удачной стартовой идеей для разработки схемы бронирования т34
    и на тот момент времени во всем мире не было более удачной схемы.
    И хотел высказаться насчет дизеля для т34. Его разрабатывали не для танка, а для катера и только в последствии решили устанавливать на танк.