Безаэродромный старт. Предшественники космических стартов

2
По дороге, ведущей к испытательному аэродрому, двигалась колонна машин, в середине которой за тягачом ползла платформа с чем-то громоздким, тщательно укрытым брезентом. Лишь присмотревшись, можно было угадать контуры небольшого самолета.

Колонна свернула на проселок, потом к опушке, там тягач отцепил платформу и отъехал. Люди, выбравшиеся из автобусов, опустили на ней опоры, сняли чехол, открыв серебристый истребитель с убранным шасси, покоившийся на направляющей балке. Затем ее подняли на 7° относительно горизонта, в кабину самолета уселся летчик, закрыл фонарь. Со свистом, переходящим в характерный рев, заработали двигатели, прошло еще немного времени, и прозвучала команда: «Пуск!»

Из-под самолета вырвался сноп желто-красного пламени, дым (нечто подобное мы видим при телерепортажах о запусках космических кораблей) — это заработал твердотопливный ускоритель, размещенный под фюзеляжем. Истребитель сорвался с направляющей, ринулся в небо. Внезапно смолк ракетный рев, и сброшенный ускоритель, кувыркаясь, полетел к земле. Так 13 апреля 1957 года в нашей стране впервые осуществили безаэродромный старт реактивного самолета.

Безаэродромный  старт. Предшественники космических стартов
Слева: Один из авторов системы безаэродромного старта А. Г. Агроник. Справа: Летчик-испытатель Г. М. Шиянов первым осуществил взлет с наземной платформы.

Слева: Летчик-испытатель С. Анохин вторым стартовал на истребителе с катапульты. Справа: Полковник В. Г. Иванов предложил стартовать без фиксации рулей и сам опробовал старт по-новому.

...Идея обходиться без аэродромов, «выстреливать» аэропланы с помощью разного рода устройств в принципе не нова. Еще в 20-40-е годы применяли паровые катапульты для запуска небольших разведывательных гидросамолетов с крейсеров и линкоров, а в носовую часть взлетно-посадочных палуб авианосцев встраивали специальные дорожки-ускорители.

В начале 30-х годов военный инженер В. С. Вахмистров предложил подвешивать истребители сначала к двухмоторным бомбардировщикам ТБ-1, а потом и к четырехмоторным ТБ-3. Взлетев в тылу своих войск, они доставили бы их к линии фронта, таким образом как бы увеличивая радиус действия. Спустя три десятилетия идею Вахмистрова возродили на качественно новом уровне, создав систему «Гарпун». Суть ее заключалась в том, что тяжелый бомбардировщик Ту-4 брал на буксир два истребителя МиГ-15.

Но вернемся к системе безаэродромного старта, с которой начали рассказ. Разработку ее поручили ОКБ А. И. Микояна и М. И. Гуревича, соавторам знаменитых МиГов. В ее создании и испытаниях участвовал один из авторов этой статьи (А. Г. Агроник).

Выбрали МиГ-19, тогда самый совершенный сверхзвуковой истребитель. Подвижная пусковая установка была оснащена рассекателем, который защищал ее от газовой струи, выбрасываемой ускорителем. Этот твердотопливный ракетный двигатель работал всего 2,5 с, но развивал тягу несколько десятков тонн. Катапульта была многоразовой, ее снабдили колесным шасси, подъемно-поворотным механизмом, четырьмя домкратами для фиксации на земле, установили две передвижные эстакады для механиков, обслуживающих самолет. Особое устройство служило для накатывания на опущенную направляющую балку заправленного топливом и готового к бою истребителя.

На самом самолете подфюзеляжный гребень заменили двумя боковыми, смонтировали узлы, удерживавшие машину на балке, и ускоритель. После долгих споров решили при взлете стопорить управление рулем высоты автоматом, действующим 3,5 или 2,5 с — время работы ускорителя.

Подумали и об укороченной посадке, заменив на истребителе стандартный ленточный тормозной парашют большим, конусным, с площадью купола 12 кв. м.
Для испытания системы безаэродромного старта выбрали опытных летчиков. У 47-летнего Г. М. Шиянова, поднявшегося в небо еще в 1934 году, в летной книжке значилось: «Летает на всех типах современных самолетов», а Герой Советского Союза С. Н. Анохин еще до войны прославился смелыми полетами на планерах. Но ни они, ни инженеры не знали, как скажется перегрузка после старта. Судя по расчетам и лабораторным опытам, она могла достигнуть 4-5 «ж». Не знали, как поведут себя после взлета и включения мощного ускорителя рули. Да что там — не было даже до конца ясно, под каким углом к горизонту устанавливать направляющую балку.

Как известно, перед тем как послать в космос Ю. А. Гагарина, запустили макет корабля «Восток». Вот и Гуревич, отвечавший за проект, в августе 1956 года распорядился запустить с катапульты пустой самолет для проверки правильности теоретических расчетов. В его управление ввели автомат, который через несколько секунд после старта должен был переложить рули на пикирование. Так и вышло — вскоре после взлета МиГ клюнул носом и врезался в землю. Все знали, что так должно и быть, но как-то стало не по себе...

Первым стартовал Шиянов. В момент схода с направляющей скорость машины была 107 км/ч, управление блокировалось, а к моменту сброса ускорителя была уже 370 км/ч и продолжала нарастать. Набрав высоту, Шиянов сделал несколько кругов, проверяя управление, и пошел на посадку. Известный летчик-испытатель П. Стефановский так оценил происшедшее: «Если бы Шиянов до этого не совершил ничего особенного, то только за этот старт заслужил звание Героя Советского Союза!» Надо сказать, что Стефановскии оказался провидцем...

22 апреля 1957 года Шиянов взлетел с направляющей, установленной уже под углом 15° к горизонту, потом повторял старты. Позже, при полетах Анохина, время фиксации рулей уменьшили до 3 с. Опробовал Анохин и взлет в перегрузочном варианте с двумя 760-литровыми подвесными баками и двумя блоками реактивных снарядов под крылом, когда масса МиГа достигла 9,5 т.

МиГ-19 вкатили на направляющую балку, через несколько минут летчик займет место в кабине

Вот что он писал в отчете: «Сразу после старта летчик вполне способен контролировать положение самолета и управлять им сознательно. Взлет с пусковой установки несложен и не требует от летчика каких-нибудь дополнительных навыков. При выполнении обычного взлета с момента начала движения до отрыва от земли летчики должны непрерывно управлять самолетом, внося коррективы на боковой ветер, состояние взлетной полосы и другие факторы. При взлете с пусковой установки все это исключается, взлет более прост. Летчик средней квалификации, летавший ранее на данном типе самолета, может успешно выполнить взлет подобного рода».

В июне Шиянов поднял с платформы второй экземпляр МиГ-19 (СМ-30), а Герой Советского Союза К. К. Коккинаки произвел несколько посадок с новым тормозным парашютом, сократившим пробег до 430 м. А потом систему безаэродромного старта передали военным. Те сразу предложили расстопорить рули, и, после того как полковник В. Г. Иванов проверил новый способ, его узаконили. В частности, М. С. Твеленев и будущий космонавт Г. Т. Береговой взлетали без блокировки.

Потом безаэродромный старт показали группе генералов и министру обороны СССР, Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову. Дальнейшие работы в этом направлении были свернуты, но не потеряли значения и по сей день.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 июня 2012 10:10
    У лётчиков есть поговорка "Чтобы количество взлётов соответствовало количеству посадок".
    В данном случае решили проблему короткого взлёта, а проблема посадки осталась. В то время для взлёта и посадки боевых самолётов, в том числе и истребителей, требовались аэродромы с твердыми взлётно-посадочными полосами длиной в 1500-2000 метров, как минимум.
    Именно, не решённая вторая проблема, привела к свёртыванию экспериментальных работ в этом направлении.
    Возобновились они уже с появлением самолётов вертикального взлёта и посадки.
    1. 0
      10 ноября 2014 00:57
      Несколкими строчками выше:"К. К. Коккинаки произвел несколько посадок с новым тормозным парашютом, сократившим пробег до 430 м." Перед написанием комментариев желательно прочитать статью. А то как в анекдоте: писатель - не читатель )).
    2. Kassandra
      0
      25 ноября 2014 15:11
      там кроме экспериментальных была еще боевая работа. стартующие так МиГи во Вьетнаме из засад насшибали порядком...
      работа была свернута для того чтобы флот подольше не получил нормальное авиаприкрытие в открытом море, и чтобы при случае авиацию СССР можно было без проблем уничтожить по аэродромам как это было в 1941 или в 1967г. кстати на море без тактической авиации воевать так же бесполезно как и на суше... результат будет такой же как в обеих июнях у армейцев или в битве за Атлантику.
      если бы ее не свернули и про нее вам не забыли, то неполучилось бы так превосходно компостировать моск с вертикальным взлетом Як-38 (Харриер стартовал укороченно изначально)...
      Як-36 планировалось в войсках пускать именно так как это было в этой статье - с подьемно-стартовыми ускорителями... на посадке у него к сухому весу был запас по тяге всего 300кг. но обратно с полными баками и подвесами на полосу и тем более на корабль никто не садится...
      для самолетов обычной схемы стартующих с RATO при посадке на разбитую полосу применяются примерно такие же арресторы и аварийные барьеры как на флоте, только цепляющие за стойки шасси, плоскости и за киль. так A-10 садится всего на 300футах (95м), это приводит к вчетверо более быстрому износу констуркции, но при БД это уже маловажно.
    3. Комментарий был удален.
    4. Kassandra
      0
      25 ноября 2014 15:33
      Цитата: Гамдлислям
      Именно, не решённая вторая проблема,

      PS. так что никакой нерешенной проблемы на самом деле не было (см. про A-10).
      это как и "авианосцыэтооружиеагрессии" - вопрос политический... ту-ду-да-ду yes
      на больших военных и гражданских аэродромах такие тормозные системы повсеместно применяются в мирное время в случае отказа у самолета тормозов, для предотвращения его выката с полосы и последующего разрушения.
  2. Пессимист
    +1
    29 июня 2012 19:51
    У Широкорада читал, что систему вертикального пуска испытывали для применения в ПКРК "Сопка", там ракета на базе МиГ-15, "Комета".
  3. mind1954
    +1
    29 июня 2012 22:42
    Уважение и Слава первопроходцам !
    Особенно, если учесть, что катапультного кресла Северина,
    как я понимаю, тогда ещё не существовало !

    Ну ничего, в Северном Вьетнаме как-то решали эти вопросы,
    со взлётом, чуть ли не из под земли, и посадкой !?

    А "стартовики" и сейчас никто не отменял ?!
  4. Волхов
    +1
    30 июня 2012 01:56
    Просто Жуков насмешкой угробил перспективное направление, а метод эффективно использовали вьетнамцы с МиГ-21, устраивая засады на путях пролёта американцев.