Пятое и шестое поколения истребителей в ВВС Европы

47
Истребители пятого поколения перестают быть диковинкой и постепенно превращаются в обязательный атрибут современных и развитых военно-воздушных сил. Европейские страны понимают это и действуют соответственно. Целый ряд стран уже принимает на вооружение самые современные образцы, тогда как другие готовятся к их получению. Кроме того, ведущие государства Европы смотрят в будущее и прорабатывают вопросы создания следующего поколения истребителей.


Су-57 - единственный на данный момент истребитель 5 поколения европейской разработки. Фото Wikimedia Commons




Желания и возможности


Далеко не все из 40 с лишним европейских государств имеют собственную авиационную промышленность и способны разрабатывать самолеты-истребители либо участвовать в их создании. Кроме того, сложность создания новых образцов и ограничения разного рода приводят к тому, что европейские истребители последних моделей нередко создавались в рамках международной кооперации.

Таким образом, складывается специфическая ситуация. Самостоятельную разработку и выпуск истребителей 5 поколения могут выполнять только несколько стран Европы. Еще ряд государств может делать это сообща, а большинство европейских ВВС вынуждено прибегать к импорту. Впрочем, такое разделение стран на три группы со своими особенностями имеет место не только в сфере авиапромышленности.

Доступные данные позволяют предполагать, что по мере освоения актуального пятого поколения такая ситуация будет сохраняться – равно как и распределение стран по трем условным группам. Дальнейшее развитие авиации и формирование будущего шестого поколения, похоже, не приведет к серьезным изменениям.

Своими силами


Несмотря на наличие развитой авиапромышленности у нескольких европейских стран, собственный проект истребителя 5 поколения есть только у одной – у России. Прочие «авиационные державы» не стали создавать такую технику или просто не справились с этой задачей. Все это сейчас интересным образом сказывается на парках техники ВВС.

В нашей стране пока имеется только один проект истребителя нового поколения – Су-57. К настоящему времени несколько опытных самолетов успешно справились с испытаниями. В середине мая стало известно о запуске серийного производства. За несколько лет планируется построить 76 машин для перевооружения трех истребительных полков. При этом развитие проекта не останавливается, и в дальнейшем Су-57 будет улучшен.


Истребители F-35B КВВС Великобритании. Фото Минобороны Великобритании / defenceimagery.mod.uk


Таким образом, Россия стала первой страной Европы, разработавшей собственный истребитель пятого поколения и поставившей его в серию. Прочие страны пока могут похвастаться только своим участием в разработке чужих проектов или безуспешными попытками сотрудничества.

Импортная техника


Любопытно, что отсутствие собственных проектов не помешало целому ряду европейских государств вооружить свои ВВС истребителями пятого поколения. Задача перевооружения решается при помощи американских самолетов Lockheed Martin F-35 Lightning II. Некоторые европейские страны внесли вклад в его разработку и производство, тогда как другие просто покупают готовый образец.

Крупнейшим заказчиком и производителем F-35 в Европе должна стать Великобритания, она намерена приобрести почти 140 машин версии «B». Полтора десятка самолетов уже переданы заказчику. В начале этого года британские военные сообщили о достижении готовности первого подразделения. F-35B американской и английской сборки будут служить в Королевских ВВС и КВМФ.

Менее крупные, но важные соглашения заключены с Италией. Запланирована поставка порядка 60 самолетов F-35A для ВВС – из них около десятка уже готовы, а до конца года появится новая партия из 17 машин. Также ВВС Италии получат 15 самолетов F-35B. Столько же купят для ВМС, причем первая машина из этой серии уже поставлена.

Важным заказчиком для США является Норвегия. Ее КВВС уже поставили в строй и осваивают первые 7 истребителей F-35A; еще 9 переданы заказчику и скоро начнут службу. В дальнейшем численность такой техники должна превысить 50 единиц. КВВС Нидерландов эксплуатируют один «боевой» F-35A и еще два используются в учебных и испытательных целях. В общей сложности купят до 28-30 самолетов.


Первый F-35A, переданный КВВС Норвегии, октябрь 2015 г. Фото Минобороны Норвегии / flickr.com/photos/forsvarsdepartementet


В обозримом будущем эксплуатантами F-35A станут военно-воздушные силы Бельгии и Дании. Они запланировали закупку 34 и 27 истребителей соответственно, но еще не успели получить готовую технику.

Также можно рассмотреть закупки Турции и Израиля, формально не являющихся европейскими государствами, но способных повлиять на регион. Турецкие ВВС уже получили четыре F-35A и имеют заказ на 30. В дальнейшем могут появиться новые контракты еще на 90 машин. Также в планах приобретение 32 самолетов F-35B. Израиль имеет 14 единиц F-35I (доработанный вариант самолета «A») из 50 заказанных (всего запланировано 75).

Таким образом, ВВС Европы к настоящему времени получили более 40 самолетов F-35A/B. С учетом Турции и Израиля это число превышает 60 единиц. Суммарные планы предусматривают закупку почти 370 самолетов (почти 600 вместе с Турцией и Израилем). Как видим, компания Lockheed Martin, по сути, стала монополистом на европейском рынке истребителей 5 поколения и реализует весь коммерческий потенциал такого положения.

Следующее поколение


Западноевропейские авиационные державы по ряду причин не стали заниматься тематикой пятого поколения. Последние серийные истребители европейской разработки относятся к предыдущим поколениям «4» и «4+». Однако ведущие предприятия отрасли не намерены останавливать прогресс и теперь хотят сразу заняться следующим шестым поколением.

Еще в прошлом десятилетии Франция и Великобритания собрались разрабатывать перспективный проект истребителя для замены существующей техники. Однако несколько таких программ закрылись до получения заметных результатов. В первой половине нынешнего десятилетия имела место очередная попытка, завершившаяся фактическим выходом британской промышленности из кооперации. Разработка новой техники разделилась на две нынешние программы.


Итальянский F-35A после перелета в США через Атлантический океан, февраль 2016 г. Фото US Navy


Весной 2018 г. компании Airbus Defense and Space и Dassault Aviation объявили о запуске проекта истребителя 6 поколения под обозначением Future Combat Air System (FCAS). В проекте участвуют Франция, Германия и Испания; возможно приглашение новых участников. Первый самолет типа FCAS появится не ранее 2025 г., а к концу тридцатых годов серийные машины поступят на вооружение. С их помощью планируется заменить существующие истребители ВВС стран-участниц, которые к тому времени окончательно устареют.

Участники программы FCAS пока не могут раскрыть какие-либо технические подробности проекта. Пока речь шла только о малозаметности, высоких летно-технических характеристиках, а также о новом этапе развития авионики и вооружений. Возможно создание т.н. опционально пилотируемой машины. Окончательный облик самолета еще не утвержден и ведется поиск его оптимального варианта.

Летом прошлого года британское отделение BAE Systems объявило о запуске проекта Tempest, предусматривающего создание истребителя 6 поколения для КВВС Великобритании. Британский проект тоже предусматривает участие зарубежных компаний, однако пока не направлен на перевооружение чужих ВВС. С точки зрения общих требований и путей развития, проект «Темпест» похож на параллельно разрабатываемый FCAS.

В 2016 г. российские официальные лица впервые упомянули работы по созданию истребителя 6 поколения. В дальнейшем такой проект неоднократно упоминался вновь, в том числе с уточнением некоторых подробностей. Утверждалось, что российский самолет будет малозаметным, сверхманевренным и многофункциональным. К радикальным нововведениям относятся возможность гиперзвукового полета и отсутствие пилота в базовой комплектации – кабина для человека будет опциональной.

Таким образом, сразу несколько стран Европы ведут разработку принципиально новой авиационной техники для своих и чужих военно-воздушных сил. Первые результаты ожидаются через несколько лет, а серийное производство и полноценная служба пока относятся к тридцатым и сороковым годам. Впрочем, шестое поколение представляет интерес уже сейчас – едва ли не самим фактом своего формирования.

Обновление парка


Необходимость своевременной модернизации ВВС очевидна, равно как и потенциал истребителей пятого поколения. Однако не все европейские страны могут позволить себе подобное перевооружение. Всего семь государств (9 – с учетом Турции и Израиля) закупают или планируют приобретать истребители последнего поколения. Три с лишним десятка прочих стран вынуждены продолжать эксплуатацию существующих машин более старых типов.


Предполагаемый облик истребителя 6 поколения BAE Tempest. Рисунок BAE Systems / baesystems.com


В нынешних планах Европы присутствует закупка 450-670 истребителей 5 поколения нескольких основных моделей. При этом только Россия разработала полностью собственный проект и сама будет строить самолеты. Прочие страны, в лучшем случае, принимали участие в чужом проекте.

Всего пять стран к настоящему времени озаботились проблемой следующего шестого поколения. Такие работы ведутся в России, Великобритании, Франции, Германии и Испании. Другие государства вновь остаются в стороне. Возможно, в будущем они пожелают приобрести технику о соседей, но о собственных проектах речи вновь не идет.

Таким образом, европейские страны стремятся обновлять парк истребительной авиации, но своими силами обходятся лишь единицы. Закупка чужих образцов тоже не решает всех вопросов. Истребители нынешнего 5 поколения сложны и дороги, и поэтому большинство покупателей вынуждено ограничиваться только десятками машин импортного происхождения. Есть все основания полагать, что с появлением и внедрением следующего 6 поколения все эти тенденции усилятся и еще больше повлияют на развитие европейских ВВС.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 июня 2019 18:19
    Пятое поколение - очень дорого и не вполне понятно зачем нужно, войн-то для него нет и не предвидется. Свое разрабатывать - без штанов остаться, лучше уж эти деньги в гражданку того же айрбаса влить, выгоды больше.

    Так что думается мне, что в итоге все заинтересованные сойдутся на F-35, который всех устраивает в первую очередь своей ценой, из-за гигантской серии.
    Ну и плюс к тому он ещё и заточен в первую очередь под текущие войны с терорюгами - и побомбить может, и самого хрен собъешь, и движок один - обслуживать недорого. Самое то.
    1. -6
      10 июня 2019 18:38
      Один движок - это одна птичка покрупнее в воздухозаборник, не говоря уже про средства поражения и машина потеряна.
      1. -1
        10 июня 2019 23:14
        Цитата: Рябов Кирилл

        Утверждалось, что российский самолет будет малозаметным, сверхманевренным и многофункциональным. К радикальным нововведениям относятся возможность гиперзвукового полета и отсутствие пилота в базовой комплектации – кабина для человека будет опциональной.

        Осталось только добавить применение искусственного интеллекта и возможности полёта самолёта 6-го поколения в ближнем космосе пока. Если люди со временем поумнеют, то в дальнем космосе их не потребуется...
      2. +2
        10 июня 2019 23:20
        Ну у Ф16 с этим проблем нет, значит опасность птичек преувеличена.
      3. +4
        11 июня 2019 01:04
        А F-16 с одним двигателем тебе нечего не говорит. Их почти 5тыс. наштамповали и ничего летают.
        1. -1
          14 июня 2019 02:31
          Цитата: utas216
          А F-16 с одним двигателем тебе нечего не говорит. Их почти 5тыс. наштамповали и ничего летают.

          Американцы как всегда поступили грамотно и рационально. Тяжелый Ф-15 с двумя движками и легкий Ф-16 с одним. У нас же отказались от истребителей с 1 двиглом. В результате получили легкий Миг-29 с двумя двигателями, который по своей "легкости" недалеко ушел от Су-27.
          Не мешало бы нам иметь легкий и недорогой фронтовой истребитель с одним движком. Но вряд ли он появится. А Миг-35 тоже, похоже, застрял...
    2. +3
      10 июня 2019 20:09
      Цитата: Rudel
      Пятое поколение - очень дорого и не вполне понятно зачем нужно, войн-то для него нет и не предвидется. Свое разрабатывать - без штанов остаться, лучше уж эти деньги в гражданку того же айрбаса влить, выгоды больше.

      Так что думается мне, что в итоге все заинтересованные сойдутся на F-35, который всех устраивает в первую очередь своей ценой, из-за гигантской серии.
      Ну и плюс к тому он ещё и заточен в первую очередь под текущие войны с терорюгами - и побомбить может, и самого хрен собъешь, и движок один - обслуживать недорого. Самое то.

      Если не разрабатывать истребитель 6 поколения и еже с ним, стоять на месте в технологиях и материалах и думать что нам оно не нужно то тогда мы безнадежно отстанем и будем проглочены в будущем. Нужно понимать что это высокотехнологичное производство тянет за собой огромное количество производств и охватывает различные сферы нашей жизни. В него не только нужно вкладывать но с него и получают.
      С терарюгами можно и на 4 поколении успешно воевать и танками начала 90-х. Только терарюги уже не те - это глобальные корпорации и целые государства вроде США. С ними нужна соответствующая техника чтобы отбить желание сразу и надолго.
      1. +5
        10 июня 2019 23:01
        Правильно. Поэтому для России критически важно наладить серийное
        производство Су-57. И по ходу дела апгрейдить его новыми движками, АФАРами,
        сетевой связью, сделать стелс-покрытие наконец.
        1. +2
          10 июня 2019 23:27
          На Су-57 воздухозаборники S-образные?
          1. +5
            10 июня 2019 23:32
            Нет. Прямые. Но в них можно поставить
            маскирующие лопатки заслонки, как сделали в Ф-18 Суперхорнете.
            1. 0
              10 июня 2019 23:43
              А "открытые" корпуса движков-прикрыть брезентом)
              Заслонки-это паллиатив.Они хороши для + к 4 поколению.
              1. +3
                10 июня 2019 23:50
                Есть возможность превратить Су-57 в стелс хотя бы в фронтальной
                плоскости - спереди. Как и планировали изначально. Для встречного боя.
                Для этого надо:
                1) спрятать лопатки движков заслонками,
                2) сделать колпак кабины литым (стеклянный моноблок)
                3) сделать оптический прибор-прицел перед кабиной граненым, а не
                округлым.
                4) аккуратнее вписать предкрылки.
                Все это вполне реальные апгрейды, без переделки фюзеляжа.
                1. 0
                  10 июня 2019 23:57
                  Можно конечно.Только все эти улучшения-они применяются на самолетах 4 поколения для снижения ЭПР.и немного странно видеть этот список модификаций в отношении самолета который заявлен как 5 поколения.Эти моменты-они изначально должны быть в конструкции предусмотрены.А S образные заборники и открытые двигатели которые светятся как новогодняя елка в ИК диапозоне(а это диапазон в котором работают ОЛС)-это вообще невозможно исправить кроме как построив новый самолет
                  1. +3
                    11 июня 2019 00:29
                    Но новый самолет не построить. По финансовым причинам.
                    Надо максимально улучшить, то что есть. Это ведь первый
                    истребитель с АФАРом, с новым дигитальной СУО, дисплеем в кабине.
                    Без Су-57 не прыгнуть дальше. Вон, европейцы безуспешно пытаются
                    перепрыгнуть 5-е поколение.
                    1. 0
                      11 июня 2019 01:00
                      Думаю что проблемы не только финансовые.Насчет АФАР,СУО,управляемого оружия ,двигателей и особенно сетецентричности-все в будущем времени,по некоторым пунктам-очень отдаленном будущем.
                      Что касается европейцев.Время конечно покажет.Но многие европейские фирмы учавствовали в разработке и производстве проекта Ф-35,сам самолет на вооружении многих стран,имеют возможность хорошо его изучить,понять сильные и слабые строны и что можно улучшить,проблем с АФАРАми у европы нет,имеется высококлассная самолетостроительная школа,производственные мощности,навыки кооперации,деньги.
                      Из проблем-политика.Пока утрясут кто сколько потратит и купит,на каких заводах будет что строиться и где,рабочие места и тд.
                      1. -3
                        11 июня 2019 23:29
                        АФАР, СУО - всё уже разработано и серийно производится.
                  2. -4
                    11 июня 2019 08:07
                    А S образные заборники и открытые двигатели которые светятся как новогодняя елка в ИК диапозоне(а это диапазон в котором работают ОЛС)-это вообще невозможно исправить кроме как построив новый самолет

                    хех))) прямо все так плохо?! Жаль что конструкторы Cу-57 не знакомы с этим реальным положением дел. Вы бы съездили в Москву, к Михаилу Юрьевичу (директору ОКБ) и все рассказали ему. А то ведь гонят халтуру, шаражники laughing
                    а если серьезно, то S-образные ВЗ это просто обычные компромисс "между-между". Как и многое в конструкторском подходе в проектировании ЛА. Просто не нужно считать американцев носителями единственно правильных идей априори, не задумываясь.
                    Про от крытые гондолы двигателей - ну так вы, мил человек, сначала задумайтесь над возможностями AN/AAQ-37, над ее дальностью обнаружения и селекции целей в видимом диапазоне. Поверьте, на максимуме она способна засечь теплоконтрастную цель только выхлопу двигателя. И тогда как светятся там гондолы ультрофиалетово. А на более близком расстоянии уже это не имеет значение, так цель обнаруживается уже гарантированно другими возможностями РЛС.
                2. -1
                  11 июня 2019 04:13
                  voyaka uh, ужас, полное незнание характеристик Су-57 и мер, принятых для уменьшения видимости в радиодиапазоне и инфракрасном... Прочитайте для начало в Интернете, чтоб не писать неправду на ВО. И обоснуйте пожалуйста:
                  Цитата: voyaka uh
                  3) сделать оптический прибор-прицел перед кабиной граненым, а не
                  округлым.

                3. -2
                  11 июня 2019 07:32
                  voyaka uh (Alexey) Вчера, 23:50
                  1) спрятать лопатки движков заслонками,

                  - Если вы имеете в виде радар-блокер, то это вам не заслонка. РБ выполнен из изогнутых (как правило s-образных) лепестков. Принцип поглощения отражения от лопаток компрессора такой же как и в S-образном канале - уменьшение амплитуды сигнала из-за многократного отражения.
                  А подобие "заслонок" стоят на B1B. Там канал делится на несколько частей вставками, которые блокируют видимость компрессора
                  2) сделать колпак кабины литым (стеклянный моноблок)

                  опять мантра про перегородку, "убивающую ЭПР"? laughing
                  3) сделать оптический прибор-прицел перед кабиной граненым, а неокруглым.

                  во-первых, это НЕ оптический прибор-прицел. Это оптический блок ОЛС, которая прицелом в буквальном понимании не является. Во-вторых, 85% этого "прицела" выполнено из радиопрозрачного материала. Поэтому делай их хоть гранеными, хоть пупырчатыми, на отражающую способность это не повлияет от слова "совсем".
                  4) аккуратнее вписать предкрылки.

                  а вот тут поподробнее.
              2. -2
                11 июня 2019 07:36
                Заслонки-это паллиатив.Они хороши для + к 4 поколению.

                это если молится на S-образные ВЗ, как единственное правильное решение, пришедшее в голову именно американцам.
                1. -4
                  11 июня 2019 08:43
                  пришедшее в голову именно американцам.

                  тут я конечно задену нежные чувства минусовщиков, ну да не привыкать tongue им ведь тоже нужно тактильный зуд чем то удовлетворять :))
            2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. 0
          10 июня 2019 23:33
          Цитата: voyaka uh
          И по ходу дела апгрейдить его новыми движками, АФАРами,
          сетевой связью, сделать стелс-покрытие наконец.

          voyaka uh! Для таких, как вы - на Су-57 применена БРЛС с АФАР Н036 "Белка", которая намного превосходит БРЛС F-35 AN/APG-81 ...по дальности действия 1,5-2раза ...
          1. 0
            10 июня 2019 23:45
            И когда сей девайс(АФАР) запущен в серийное производство?
          2. 0
            10 июня 2019 23:46
            Дальность обнаружения цели с ЭОП=1 кв.м AN/APG-81 Д=241 км по открытым данным, а у РЛС Н036 "Белка" Д=400 км в свободном пространстве.
            Не путайте только с БРЛС ПФАР Н035 "Ирбис-Э", где дальность Д=400 км в свободном пространстве, но для целей с
            ЭОП=3 кв.м...
            1. 0
              11 июня 2019 00:03
              БРЛС с АФАР Н036 "Белка" Су-57 обнаружит F-35 на расстоянии Д=296,3 км в свободном пространстве...
              1. +1
                11 июня 2019 00:38
                С таким мощным радаром, по имеющимся закрытым сведениям,
                он даже САМ СЕБЯ сможет обнаружить на расстоянии Д=303,9 км
                и поразить ракетой (эти сведения совершенно секретны - я рискую)
                на расстоянии Д=117,55 км bully
                Все цифры актуальны, разумеется, только в СВОБОДНОМ пространстве.
                1. -2
                  11 июня 2019 01:05
                  voyaka uh! Ваш глупый сарказм, как всегда не к месту. Научитесь считать. Вы настолько безграмотны и сознательно лжёте на ВО:
                  Цитата: voyaka uh
                  И по ходу дела апгрейдить его новыми движками, АФАРами,
                  сетевой связью, сделать стелс-покрытие наконец.

                  Некрасиво лгать! Про РЛС с АФАР Н036 "Белка" я написал. Про сетевую связь - читайте про Миг-31 и не пишите ложь, всё давно сделано... И если не знаете про применение стелс-покрытия на Су-57, то это говорит о полной вашей безграмотности и о не знании градации военных самолетов... И не надо русских считать за дураков! Поэтому свои сказки оставьте себе, израильтянам и своему патрону - США, вам далеко всем до России, безграмотный стратег и не только!... laughing
        4. 0
          14 июня 2019 02:33
          Цитата: voyaka uh
          Правильно. Поэтому для России критически важно наладить серийное
          производство Су-57. И по ходу дела апгрейдить его новыми движками, АФАРами,
          сетевой связью, сделать стелс-покрытие наконец.

          Вот только он все равно будет намного дороже Ф-35. поскольку Ф-35 штампуют большими партиями, да еще и продают в другие страны, имея хороший навар. Американец без прибыли - это не американец. Нам же придется вкладываться по крупному, потому что свою авиацию нужно насыщать. И никакого дохода, только расходы.
          1. +1
            14 июня 2019 08:54
            "потому что свою авиацию нужно насыщать. И никакого дохода, только расходы."////
            ----
            Но с точки зрения некоего рывка в технологиях самолет все-равно необходим.
            Даже с высокой себестоимостью.
            А если будет серийное производство, то, возможно, и покупатели появятся.
            Индия, например.
  2. -1
    10 июня 2019 18:42
    А наш красивше,чем фу!
    1. -3
      10 июня 2019 18:47
      Вот блин испортили на фото.Приписали-единственный европейский реально созданный.Не надо путать нас,Россию с толерастической Европой
  3. -3
    10 июня 2019 20:06
    Россия - не Европа.
    И где в этом эскизе самолета шестого поколения все вооружение будет располагаться? Пара ракет хоть влезет во внутренние отсеки?
    1. +5
      11 июня 2019 00:05
      И где в этом эскизе самолета шестого поколения все вооружение будет располагаться?


      Да не будет никакого шестого , седьмого.... Всё равно , что выводить новую породу лошадей в век окопа, пулемёта , колючей проволоки и танков.
      Сейчас уже упёрлись в стоимость этой чудо-техники. Теперь просто прикиньте - ну, наконец искусственный интеллект стал реальностью. В 2030-м , как обещают весит 5 кило, жрёт 200 вт и стоит пару тыщ сегодняшних баксов. Суём его в самолёт и радуемся. Мол, кабина не нужна, обучение тоже, перегрузки ограничены только планером . Красота.
      Тогда пойдём дальше. Ради чего делают авиацию ? Довести свою бомбу до окопа или города вражины - раз. И не дать вражине сбросить свою вам на голову-два . Выбросили лётчика- отлично, получили выигрыш. А чё ж дальше не пойти ? Выбросим топливо на обратную дорогу, дадим движок с минимальным ресурсом,выкинем посадочные прибамбасы в виде механизации и шасси, можно обойтись махоньким крылом. Что получим -правильно. калибр или томагамвк. Правда, стелс, сверхзвук и прочая чухня. И выигрыш в ТТХ перед возвращаемым просто офигенным получится. Ах, цена !!! Ну, так аэродромы не нужны . Да и цена - вопрос спорный . Сколь вылетов успеет сделать многоразовый ? ХЗ. Ах , тратить ради одной фугаски в 500 кг неразумно!! А вы в какую войнушку играть собрались ? Какая фугаска ? Только ядрён батон." До первой крови " и "ниже пояса не бьём" - так вам не на войну, а на чемпионат мира по армреслингу надоть.
      Короче , будут ракеты ударные и ракеты ПВО. С ИИ, одноразовые. А самолёты - так, конная полиция для бабаек будет.
      1. -3
        11 июня 2019 00:18
        А вы в какую войнушку играть собрались

        Всё идёт к тому , что будет просто рой дронов. И чем они меньше тем лучше.
        За комаром с топором не побегаешь.
        С ними только лазеры справятся.
        Но это всё ещё не скоро.
        1. 0
          11 июня 2019 00:31
          Всё идёт к тому , что будет просто рой дронов


          Не ... Всё идёт к тому, что как ни ругай Хрущёва, а Карибский кризис ( точнее - турецкий, начался он с ракет в Турции ) отлично всё расставил по местам. И ракеты на Кубе для них смерти подобны. И "могучий" флот не помог - залез под шконку и скулил. И бомберы заводить ссыкотно.
          Главное - ясное понимание , что врежем. Не убедим в этом - полезут . Вы думаете , евреи на Ф-35 надеются ? Не, на ядерну бомбу. Прикиньте - у Ирана "тополя" с мобильным базированием и С-400. Даже дать фору Израилю - пусть нападают . Второй вылет Ф-35 придётся делать уже из Италии, Марокко или Греции . В Израиле будет уже не комфортно к этому времени.
  4. +3
    10 июня 2019 20:22
    Шестое поколение - беспилотник с искусственным интеллектом, способный принимать самостоятельные решения об уничтожении объектов противника? Отсутствие пилота позволит кратно увеличить манёвренность аппарата, расширить спектр выполняемых задач и защищённость самолёта.
    1. +1
      10 июня 2019 21:26
      Шестое поколение действительно будет принципиально другим. Слабое звено современных самолётов это человек. Маневренность можно за счёт композитов увеличить в разы, человек уже не выдержит этих перегрузок. Поэтому самолёты 6 го поколения уже будут беспилотными. Всё к тому и идёт.
      1. -1
        10 июня 2019 22:13
        Поэтому самолёты 6 го поколения уже будут беспилотными.


        И одноразовыми. laughing И без крыла. И без интеллекта. Короче , вернут в Европу "Першинги", мы свои средней и малой ... Выйдет мир из ОСВ-3, наклепает МБР так, чтоб на каждый сельсовет хватило по мегатонне и пришипится в страхе. И ведь было уже такое в 70-е. Чё не повторить ? Когда на кону 200 миллионов жизней, а всей Европе цена не больше чем муравейнику на танкодроме , быстро трезвеешь.
        1. +2
          10 июня 2019 23:00
          А при чём тут Першинги? МБР и ОСВ? Вообще при чём тут ядерное оружие? Мы говорим про новое поколение самолётов. Уже на поле боя проходят опробацию беспилотные Ураны. Всё больше функций у беспилотных летательных аппаратов. Пока никто не говорит про ИИ. Но уже пилоты сидят на земле в кунгах и не теряют сознания от перегрузок. И оператора готовить проще, чем пилота, ни физо, ни матчасти, ни годов обучения, любой геймер потенциальный оператор.
          1. 0
            10 июня 2019 23:11
            Мы говорим про новое поколение самолётов.


            Послушайте, старое от нового отличается только формой и материалом планера для уменьшения ЭПР. Всё остальное - РЭО, движки , АО и вооружение так и так бы совершенствовались . Да, пришло время одеть "уланов с пёстрыми значками" в зелёную полевую форму . А то покосят всех , не дав добежать до окопа. Понятно, что к 2030 комп с ИИ человека будет стоить под 2 тыс баксов и его можно будет совать хоть в унитаз.
            А вот как будут развиваться самолёты - xрен его знает, может вымрут как
            лошади вместе с армией Будённого. Посмотрим расклад эффективность- стоимость ( да ещё с учетом , что война на истребление), тогда и поговорим о шестом, восьмом и двадцатом поколениях.
      2. -3
        11 июня 2019 00:24
        Поэтому самолёты 6 го поколения уже будут беспилотными.

        И у 6-го поколения будет только одна проблема - связь , точнее - как её поддерживать за 1 000км и , главное защитить )).
        1. +2
          11 июня 2019 01:57
          Цитата: lucul
          Поэтому самолёты 6 го поколения уже будут беспилотными.

          И у 6-го поколения будет только одна проблема - связь , точнее - как её поддерживать за 1 000км и , главное защитить )).


          У 6-го поколения пока одна проблема - придумать, что же это такое - 6-е поколение?
        2. nks
          0
          11 июня 2019 11:52
          Для этого спутниковый канал есть, он уже в некоторых серийных МФИ присутствует .
    2. -2
      11 июня 2019 10:58
      Шестое поколение - беспилотник с искусственным интеллектом
      Тогда мы его уже сделали - это Буревестник.
  5. +1
    11 июня 2019 04:15
    через несколько лет-74 машины.....круто...островитяне сотню покупают,не говоря уже о том что у матрасов в наличии...
  6. 0
    11 июня 2019 10:56
    Сегодня и в ближайшем будущем невозможно точно сказать каким должен быть боевой самолёт 6 поколения... А сделать можно на базе существующих технологий лишь пятое. У шестого уже должен быть радар на других принципах и скорость - ближний гиперзвук, возможно. А на картинке - типичный пепелац неопределённого поколения: шестое может разительно отличаться.
    1. 0
      13 июня 2019 14:18
      Я думаю для шестого поколения главный критерий - искусственный интелект! Все остальные улучшения пятого будет пять плюс. Плюс плюс...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»