Развитие Северного морского пути. Цель российских вложений в СМП

25

Севморпуть. Будущее или прожектерство?


Недавно была опубликована статья «Севморпуть. Мировое транспортное будущее или грандиозное прожектерство?»

Развитие Северного морского пути. Цель российских вложений в СМП




Хорошая, добротная статья о Северном морском пути (СМП) с большим количеством фактов и их анализом. В статье сделан верный вывод:
«Развивать СМП безусловно важно и нужно, потому что это наша транспортная артерия, обеспечивающая и снабжение примерно 20 миллионов наших сограждан-северян, да и необходимость вывоза полезных ископаемых никто не отменял… В какой-то момент времени мы сможем предложить адекватные условия транзита по СМП, то некая часть грузопотока действительно может сместиться с Суэца к нам. Но СМП ни сегодня, ни в обозримом будущем ни в каком случае не сможет конкурировать с классическими маршрутами через Суэцкий канал…»


Название включает в себя вопрос: «Мировое транспортное будущее или грандиозное прожектерство?», на который в статье однозначного ответа нет. Читатели должны искать ответ сами. В статье показано, что СМП — это не «мировое транспортное будущее». Получается, что это «грандиозное прожектерство»? Халатность, разбазаривание народных средств или даже грандиозное надувательство? Некоторые пользователи именно так и ответили на этот вопрос для себя в комментариях.

В статье не затронут важный вопрос: с какой целью правительство Российской Федерации собирается вкладывать огромные средства в развитие СМП? Этот вопрос предлагаю рассмотреть в данной теме. Рассмотрение материала начнем с изменения климата.

Климатические условия Арктики


Максимальная площадь ледового покрова за год в Арктике отмечается в марте месяце.



С 2006 года наблюдалось уменьшение площади ледового покрова за зимний период. Однако в марте-апреле площадь все же укладывалась в погрешность -2 млн кв. км от среднего значения. На рисунке нанесены максимальные значения площади покрова в период 2015-2018 годов. Видно, что с 2015 года наблюдается уменьшение площади покрова и в марте месяце. Площадь морского льда в Арктике состоянию на 1.1.19 г. составила 5,47 млн кв. км, что стало минимальным значением для этой даты за всю историю наблюдений.

На рисунке ниже приведено изменение площади ледового покрова с июня по октябрь. Уменьшение площади ледового покрова начинается с апреля по сентябрь. В сентябре площадь достигает минимального значения за год.



В Арктике происходит сезонное изменение толщины и площади ледового покрова: с октября по март морской лед утолщается и разрастается по поверхности водной акватории, а с апреля по сентябрь – утончается и уменьшается в занимаемой площади.

Рассмотрим изменение ледового покрова у берегов России в марте 1983 и 2016 годов.



1982 и 1983 годы характеризовались большой площадью ледового покрова в сентябре месяце – до 7,2 млн кв.км. За период 1979-2018 гг. только в 1979 году площадь покрова превысила указанное выше значение. Поэтому можно сказать, что период с октября 1982 по март 1983 года характеризуется низкими температурами. 2016 год характеризуется достаточно небольшой площадью ледового покрова в сентябре месяце. При визуальном сравнении ледового покрова видно, что в Арктике вблизи береговой черты, относящейся к РФ, не так уж и сильно меняется ледовая обстановка. В 2016 году стало только немного меньше льда к северу и к западу от Новой Земли.

На рисунке ниже представлены минимальные годовые площади ледового покрова за 40 лет наблюдений. Из рисунка видно, что с начала 21-го века площадь стала сокращаться. Льды вдоль нашей береговой линии к сентябрю стали отступать дальше к Северному полюсу.





Имеется такой термин, как альбедо. Альбедо — это отношение светового потока, рассеянного телом во всех направлениях, к потоку, падающему на поверхность тела.

Альбедо водных поверхностей составляет 0,33-0,45 в зависимости от высоты Солнца и волнения поверхности. Другими словами, 55-97% прямой солнечной радиации (в видимом диапазоне) может поглощаться водной поверхностью.

Альбедо льда толщиной 2-3 м составляет 0,6-0,85, т.е. поглощается 15-40% прямой солнечной радиации. Наличие сухого снега на ледяной поверхности уменьшает поглощение солнечной энергии до 3-10%.

Таким образом, увеличение водных поверхностей, освобожденных от ледяного покрова, приводит к увеличению нагрева приповерхностного слоя воды. Приповерхностный слой воды достаточно большой и охлаждаться он будет дольше. Температура воды до глубины 50-100 м такая же, что и на поверхности океана. Увеличение температуры приповерхностного слоя воды приводит к увеличению периода до начала нового нарастания ледяного покрова в Северном Ледовитом океане. Иными словами, чем меньше морского льда, тем теплее становятся океаны. Поэтому в каждую последующую зиму образуется все меньше и меньше льда.

Среднегодовая температура воздуха в арктической зоне России стала превышать норму. По результатам наблюдений 2017 года она увеличилась выше нормы на 3,23°С. В Якутии и на Чукотке зафиксирована превышение норму среднегодовой температуры на 4,07°С.

Несмотря на относительно холодные весну и лето 2017 года, температуры в Арктике по-прежнему приближаются к рекордным значениям. Показатель приповерхностной температуры воздуха в сентябре 2017 года оказался вторым из максимальных значений, начиная с 1900 года. Также растет температура воды в морях Северного Ледовитого океана. Например, в августе 2017 года приповерхностные слои воды в Баренцевом и Чукотском морях оказались на 4°C теплее, чем в среднем. Повышение температур указывает на то, что осеннее похолодание приходит в северные районы все позже.

В Арктике есть льды, плавающие на воде, и есть материковые льды — толстый покров льда на обширных участках материков. Материковые льды зимой имеют толщину около 5 м, которая в летний период уменьшается до 3 м. Плавающие льды имеют толщину менее 3 м и наши ледоколы легко прорезают такие слои. Местами лед бывает гораздо толще, доходя до 10 м. Обычно толщина однолетнего слоя льда не превышает 0,8 метра, а слои 3-5 м и тем более 10 м — это многолетние льды, которые лишь подтаивают в летний период и зимой снова увеличиваются по толщине.

Согласно результатам исследований российских ученых, за 20 лет средняя толщина льда уменьшилась с 256 до 240 см. Доля старого, многолетнего льда сократилась с 36 до 13%. Таким образом, большую часть льда в Арктике составляет лед однолетний, толщиной в 120-130 см. По одному прогнозу ледовый покров в Арктике будет сокращаться до 2030 года.



По другому прогнозу, к 2030 году может начаться очередное циклическое похолодание. Однако в любом случае до 2030 года площадь ледового покрова будет значительно меньше, чем в прошлом веке и лед в зоне СМП будет потоньше…

Планы для Арктики


7 мая 2018 года принимается указ президента РФ о том, что грузопоток по СМП к 2024 году должен вырасти до 80 млн тонн. Правительству поручено разработать и до 1.10.18 г. утвердить комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры СМП. Одновременно должно быть обеспечено увеличение мощностей портов Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов.

11.12.18 г. Госдумой принят законопроект № 505745-7, согласно которому госкорпорация «Росатом» стала главным хозяйствующим субъектом в Арктике. Появилась крупная и успешная организация, с которой будет спрос за развитие всей инфраструктуры и навигации по СМП в долгосрочной перспективе. Организация авторитетная, успешная, которая ведет много проектов и доводит их до завершения. Организация, которую очень часто и тщательно проверяет Счетная палата. В 21-м веке мы не слышали ни об одной аварии на АЭС, при перевозках топлива и ядерных боеприпасов. АЭС работают в стране постоянно, а перевозки проводятся регулярно…

На рисунке представлены фактические объемы грузоперевозок до 2018 года и их планируемые объемы. Цель поставлена очень высокая. В случае ее достижения страна осуществит рывок на одном из участков своего экономического развития.



Объем транзитных грузов через Суэцкий канал в 2015 году составил 998,7 млн тонн, а в 2017 году было перевезено 1,041 млрд тонн грузов. Видно, что объемы перевозок по СМП (планируемый к 2030 году) и через Суэцкий канал (фактический) уже оцениваются разными порядками величин. Даже в дальнем будущем мы не будет серьезными конкурентами Суэцкому каналу. Но нам это и не требуется…

Движение к поставленной цели планируется проводить поэтапно, решая несколько стратегических задач:

— обеспечение грузоперевозок ледокольным флотом, портами, навигацией, системами безопасности;

— развитие инфраструктуры, энергетики, связи и транспорта;

— строительство необходимых судов;

— строительство промышленных предприятий.

Госкорпорацией «Росатом» подготавливается трехэтапный план развития инфраструктуры СПМ, чтобы синхронизировать процессы перевозки грузов, строительства портов и сооружение новых ледоколов.

Первый этап — это период до 2024 года, когда требуется достичь объема грузоперевозок в 80 млн тонн. В основном это будут перевозки в западном направлении СМП.

Второй этап – это период с 2024 по 2030 годы. В этот период начнется расширенная навигация в западном и в восточном направлениях. Первоначально загрузка СМП в восточном направлении оценивается в объеме до 20 млн тонн в год. Это сочетается с проектами компании «Новатэк» в области транспортировки сжиженного природного газа (СПГ).

Третий этап – это период после 2030 года. К этому времени будет построен и введен в эксплуатацию мощный атомный ледокол «Лидер», который даст возможность круглогодичной транспортировки грузов в первую очередь в восточном направлении. Это позволит решить задачу: по обеспечению выхода наших углеводородов на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

К этому времени появятся грузопотоки транспортировки сырой нефти из месторождений, расположенных на Ямальском и Гыданском полуостровах. По проведенным оценкам спрос на малосернистую северную нефть будет возрастать. Перекачка ее по трубам приведет к потере 20-30 долларов с тонны. Указанные финансовые средства окупят и транспортировку нефти судами и затраты на ледоколы.

По сути СПМ — это русский путь в Китай, Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2030 году «Росатом» должен показать странам АТР, что СПМ — это действительно стабильно работающая в тяжелых условиях международная судоходная трасса. С необходимой инфраструктурой, связью, портами, с проводками караванов ледоколами строго по графику, имеющая структуру по обеспечению безопасности судоходства и спасательных работ в случае аварий. В этом случае пойдут грузы из регионов стран, расположенных севернее корейского порта Пусан. Конечно же мы понимаем, что не все поголовно суда из этой зоны пойдут по СМП.

Судостроение для Арктики должно стать судостроением нового поколения. Большие корабли и мощные ледоколы. Это потребует огромных расходов. Один только ледокол «Лидер» будет стоить 127 млрд руб. с НДС. Под такое судно нужны значительные грузопотоки.

На западе от полуострова Таймыр будут работать четыре легких ледокола ЛК-40, которые «закроют» проводки в Карское море. Ледокол ЛК-40 с двухтопливной энергетической установкой (дизель + СПГ) общей мощностью 55 МВт. Закладка головного ледокола планируется в 2019 году. В его основу положен разработанный финской проектной организацией «Aker Arctic Technology» специально для «Атомфлота» проект. Это будет 160-метровое судно с шириной до 31,5 метра и осадкой 8,5-9,5 метров. Ледокол на сжиженном природном газе и дизельном топливе сможет преодолевать льды толщиной до 2,85 метра.

На востоке от Таймыра будет работать действующий атомный ледокол «50 лет Победы». Вместе с ним будут осуществлять проводку судов три атомных ледокола «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал», которым продлены сроки эксплуатации. Три новых атомных ледокола ЛК-60 (ледопроходимость 2,8-2,9 м), которые сейчас строятся, будут постепенно заменять более старые ледоколы.

Первые три ледокола ЛК-60 строятся за счет федерального бюджета. Следующие два будут обеспечиваться деньгами по схеме смешанного финансирования. Их постройка оцениваются в общую сумму около 100 млрд руб., из которых 45 млрд руб. составят федеральные средства и 9 млрд руб. поступят из инвестиционного ресурса Госкорпорации. Остальные средства будут привлечены с рынка под обеспечение «Росатома». В 2019 году будет заключен контракт еще на два ледокола ЛК-60. В проект по строительству атомоходов ЛК-60 входит и строительство плавучего дока на 30 тыс. тонн. Летом 2019 года будет подписан контракт на его строительство.

К 2030 году планируется ввести в строй атомный ледокол «Лидер». Ледокол будет проводить караваны со скоростью не ниже 10-12 узлов (18,5-22,2 км/ч) в условиях двухметрового ледяного покрова. При толщине ледяного покрова около 4,3 м ледокол сможет осуществлять проводку судов на скорости 3 узла (5,6 км/ч). Строительство «Лидера» будет осуществляться на федеральные средства. Второй ледокол будет строиться по схеме смешанного финансирования. Возможно, будут какие-то концессионные формы. Обсуждается вопрос о привлечении инвестиций из Китайской Народной Республики.

Появляется потребность в постройке транспортных судов ледового плавания:

— около 50 танкеров-нефтевозов дедвейтом 20–70 и 80–100 тыс. тонн;

— до 30 судов-газовозов вместимостью 150–200 тыс. куб. м;

— по 10 сухогрузных судов дедвейтом 10–25 и 40–70 тыс. тонн;

— 5–7 крупнотоннажных контейнеровозов.

Уменьшение притока средств с конца 2013 года несколько замедлило реализацию данных планов.

К 2030 году дополнительно требуется построить два атомных ледокола мощностью 60 МВт, лидер мощностью 110–130 МВт и вспомогательные дизельные ледоколы для обслуживания новых арктических портов и терминалов.

Окончание следует…

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 июня 2019 06:50
    Очень интересные доводы, уважаемый автор! Перед тем, как выйдет продолжение внесу свою маленькую лепту в освещение проблемы. И начну прямо с названия:
    Развитие Северного морского пути. Цель российских вложений в СМП

    Я просто сразу вспомнил, что транспортная статистика (структурная составляющая) грузоперевозок в России выглядит следующим образом:

    По размерам кружков и по "лейблам" lol мы можем образно представить настоящую картину по перемещению грузов внутри страны, что подтверждено росчерком Росстат. Из этого следует, что 68,18% + 15,86% гораздо больше 0,31%. yes
    Отсюда напрашивается, просто бьёт ногой в дверь вывод, что в стране нужно строить высокоскоростные ж/д магистрали, увеличивать пропускную способность имеющихся, повышая качество рельсов, колёсных пар, устройства полотна и развязок.
    Что касается автодорог, то тут:
    В структурном подразделении корпорации «Ростех» – холдинге «Швабе» сообщили о разработке нового высокотехнологичного дорожного покрытия с повышенной износоустойчивостью... Согласно заявлениям разработчиков, автомобильные дороги, построенные с использованием нового полимера, смогут прослужить не менее 15 лет без какого-либо промежуточного ремонта. Несущая способность «высокотехнологичного асфальта» значительно выше в сравнении с существующими на сегодняшний день стандартами. В итоге, благодаря использованию вышеупомянутой технологии, экономичность дорожного покрытия составит 30%.

    stop Мальчики! Только не все сразу!!! (как говаривала девушка, лежавшая в полудрёме на лугу, когда перешагнувшая корова задела её выменем)
    Что касается начала практического применения разработки, в корпорации «Ростех» пока не называют каких-либо сроков.
    Теперь обратимся к статистике международных перевозок. Тут не до Росстата и цифра 62%, характеризующая объём морских перевозок в общем списке, говорит сама за себя.
    Следовательно! Для самой России развитие СМП - способ зарабатывания валюты, которая пойдёт в ???
    Слово подобрать-найти не могу, возможно эти валютные вливания постигнет судьба финансовых средств, получаемых с ежегодных ПМЭФов:
    Сотни соглашений на триллионы рублей были подписаны на Петербургском международном экономическом форуме. Причем речь идет только о тех договоренностях, которые не являются коммерческой тайной.

    А возможно, их ждёт судьба выведенных из России в 2017 году - $ 42 000 000 000 (по другим подсчётам - $ 78 000 000 000) или в 2018 году - $ 63 300 000 000, что прямо пропорционально и по объёмам удивительно равнозначно подписанным на ПМЭФах этих же годов соглашениям.
    Могу только предположить, что в 2019 году объём выведенного из России капитала может быть выше 63 млрд. долларов... belay
    Вернёмся к СМП. Здесь предполагаю следующее развитие событий: деньги на инфраструктуру СМП будут востребованы их бюджета, валютная прибыль, как и всегда, пройдёт мимо. В развитие СЕВЕРА России это принесёт незначительные изменения, потому что в нашей стране Севера предназначаются либо для захоронения ТБО, либо для добычи углеводородов, а государственные вложения (даже в территории находящиеся южнее), по размерам весьма скромные, успешно (как рассказывают председатели Счётной палаты) из года в год идут на нецелевые расходы. request
    Если у кого-то другие мнения и имеющиеся данные - милости прошу в студию!
    hi
    1. +2
      9 июня 2019 09:45
      Автор не указал, что портовые сборы собираются с 2017 или 2016 г в рублях..не в у.е. как было до этого времени...Они повышаются, но за курсом доллара не поспевают...
  2. +20
    9 июня 2019 07:31
    Хорошая статья, Евгений.
    Нет сомнений, что "Росатом" при достаточном финансировании осуществит показанные Вами грандиозные планы -- такая это организация. И, как бы ни ругали Киреенко, парень сумел сохранить и укрепить достояние СССР. Но за живое задевает иное. Помимо всего прочего, вся эта грандиозная артерия предназначена для перевозки нашего сырья. В частности, СПГ. А как же переработка? Китай уже нацелился возить по СМП свои товары. Тот самый Китай, который, не срубив ни одного своего дерева, является крупнейшим в мире поставщиком изделий из древесины. За счет рубки сибирской тайги. И уже успел спустить на воду ледокол. Шустрая страна, не правда ли? И вот представьте анекдотическую ситуацию. По Северному морскому пути Китай гонит в Европу и, главное, в Россию товары, полученные за счет переработки нашего СПГ, пригнанного в Китай по тому же пути, только в обратном направлении. Что за товары? Удобрения, краски, этиловый спирт, полиэтилен, азотная кислота, карбамид, растворители, синтетический каучук, пластмассы и так далее. Но о российской перерабатывающей промышленности вдоль СПГ как-то речи не идет. А надо бы!
    1. -5
      9 июня 2019 08:26
      Цитата: депрессант
      И, как бы ни ругали Киреенко, парень сумел сохранить и укрепить достояние СССР. Но за живое задевает иное.

      Возможно я вас смогу огорчить реальностью успехов этого парня при работе в Росатоме.
      Всего в Росатоме Кириенко проработал почти 11 лет. Начиная деятельность в 2005 году, Кириенко поставил перед собой стратегические цели — построить в России 40 новых атомных энергоблоков за 25 лет и довести до 25 % долю АЭС в общем производстве электричества в стране. Фактически к моменту отставки Кириенко в 2016 году из намеченных 40 новых энергоблоков в эксплуатацию было введено три — общей мощностью 3,1 ГВт,
      К достижениям Кириенко на посту главы Росатома относят существенное снижение операционной себестоимости выработки электроэнергии на АЭС — до 60 копеек за кВтч в 2011 году. К 2015 году этот показатель, впрочем, снова вырос — до одного рубля за кВтч. При Кириенко была оптимизирована численность персонала корпорации с более 40 000 до 34 000 сотрудников. К 2015 году численность снова выросла — до 37 000 работников.

      Да! stop Несомненное достижение:
      В 2010 году доход главы «Росатома» составил 18 млн рублей, в год окончания деятельности в Росатоме (2016) Кириенко зарабатывал уже около 5 млн рублей в месяц.

      Если мне память не изменяет, то этот парень стал куратором и судьёй конкурса "Лидеры России". Вероятно делится собственным опытом, рассказывает, за какие заслуги получил "Героя России"...belay Или про то, как они с Чубайсом ловко ушли от дефолта 1998 года и сколько при этом удалось сохранить достояния России и своего собственного... feel
      Насчёт китайских "шустриков" замечание верное. Кроме вопросов такое сотрудничество ничего не вызывает, главный из которых:
      Чего в таком сотрудничестве больше - пользы для нашей страны или выгоды для конкретных лиц?
      В целом - вам good за активную позицию, хочу предложить такой вариант госконтроля:

      Цитата: депрессант
      Но о российской перерабатывающей промышленности вдоль СПГ как-то речи не идет. А надо бы!

      Наверно - СМП?
      Завод на Ямале? Разве не промышленность?
      1. +9
        9 июня 2019 09:20
        ROSS 42, Вы, конечено, правы. Как-то не очень красиво все это выглядит. Но тут надо учитывать, что Россия, как и СССР, часто занимается "благотворительностью", поставляя свои товары иностранным потребителям в кредит. В том числе, атомные электростанции. Может, дело в этом? Но если вернуться к СМП, то у меня большие сомнения в его успешности. Не столько из-за изменения толщины льдов в ту или иную сторону, сколько из-за из-за инфраструктуры и нынешних условий ее создания. Допустим, правительство не пойдет на создание собственной перерабатывающей промышленности, ограничившись строительством заводов по сжижению газа. Ну вот нашелся такой Леонид Михельсон. Затеял и создал "Ямал СПГ", а также поселок Сабетту с аэропортом, что вызвало некоторое
        воодушевление в обществе и прессе. Кто акционеры?
        Новатэк -- 50,1%, из которых 23,46% -- Тимченко, остальное -- Михельсон. То есть у этих ребят контрольный пакет акций. Вот они реально захотели вложиться и сделали это. Там же еще
        французская компания Total -- 19,4%, Газпром, китайцы. Значит нужны были не только технологии, но и деньги. А вот с деньгами сейчас будет не очень хорошо. Можно сказать, плохо. Ведь деньги на стройки, подобные той, что в Сабетте, -- это не из кармана вытащил. Такие деньги -- это банковский кредит. И без иностранного инвестора не обойтись. Между тем, мировое банковское сообщество договорилось, что кредиты любого вида могут выдавать только те банки, у которых имеется определенный резервный фонд. У нас этот договор проходит под странным названием "Базель Ш". И у каких-таких банков есть резерв? Да мало таких! Это не только игра крупного банковского капитала против мелкого конкурента, но и необходимость оздоровить банковскую сферу и снизить избыточную закредитованность населения. И вот приходит западный инвестор в свой банк и просит кредит. Хочу, мол, в Севморпуть вложиться. А ему говорят: иди в тот банк, в котором резервы есть. То же самое говорят нашим инвесторам -- хоть в России, хоть за рубежом. А на создание резервов уходят годы. В тех же банках, где они есть, очереди за кредитами на те же годы. Потому прогнозируется резкое снижение иностранных инвестиций в нашу промышленность. А в СМП с его неблизкой окупаемостью -- тем более.
        1. 0
          9 июня 2019 10:17
          Ко
          Цитата: депрессант
          Но тут надо учитывать, что Россия, как и СССР, часто занимается "благотворительностью", поставляя свои товары иностранным потребителям в кредит.

          Уважаемая, Людмила Яковлевна!
          При слове "благотворительность" у меня возникают совершенно иные ассоциации, чем поставка собственных товаров и, особенно, предоставление кредитов. Невразумительно смотрится прощение кредитов разным странам в размере $ 130 000 000 000 долларов, в то время, когда народ крохами собирает деньги на лечение российских детей. А уж МРОТы в 11 280 на фоне 5 000 000 рублей в месяц считаю издевательством, цинизмом производственных отношений между властью и людьми труда (производительного)...
          Словом, как у Жванецкого:
          Сложно пока стало играть эрудированного, мыслящего человека, и хоть исполнитель морщит лоб и прищуривается, такой перекос лица не убеждает. Сохранились костюмы и обувь, но когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что–то мешает нам поверить в ее латынь.

          Это я о Михельсоне, Тимченко и прочих господах из списка Forbes, благодаря деятельности которых, как например деятельности Дерипаски, США стали собственниками активов "Русал"...
          Цитата: депрессант
          Потому прогнозируется резкое снижение иностранных инвестиций в нашу промышленность. А в СМП с его неблизкой окупаемостью -- тем более.

          Что касается иностранных инвестиций в российскую промышленность, то даже на ПМЭФ-2019 признано, что риски вложений связаны прежде всего с неопределённостью и налоговой политикой в отношении этих производств.
          Никто не станет строить в нашей стране конкурентноспособное предприятие. НИКТО!!! Кроме нас самих. И рассчитывают на иностранные кредиты именно те, кто не рассчитывает поднимать зарплату рабочих и вкладывать средства на их подготовку. В нашей стране столько денег, что если бы они использовались на поднятие эффективности производства, а не на "поддержание эффективности" менеджеров, то дела могли бы сдвинуться с места.
          Вот вам пример. В моём городе, где трагедия в "Зимней вишне" унесла десятки жизней, в пойме р. Искитим вырубили деревья (экологи правда говорят, что хариус, который было в ней появился, - снова исчез), очистили территорию от гаражей для...строительства нового торгово-развлекательного центра.
          А стране нужен флот, самолёты, электроника, дороги в конце концов...И нашему городу необходимо предприятие по переработке ТБО, возможно тот тулеевский цех по производству лифтов активировать, подумать о каких-то градообразующих предприятиях...А пока мы чистим наследие СССР, составляя новые реестры и вписывая туда фамилии новых владельцев бывшего госимущества.
          Поэтому все результаты такой экономической деятельности измеряются (в основном!!!) в кубометрах, тоннах и единицах штук...
          1. +3
            9 июня 2019 14:25
            Цитата: ROSS 42
            как например деятельности Дерипаски, США стали собственниками активов "Русал".


            Расскажите подробнее, пожалуйста. Хочется мнение специалиста услышать...
      2. +10
        9 июня 2019 11:21
        Цитата: ROSS 42
        Возможно я вас смогу огорчить реальностью успехов этого парня при работе в Росатоме.


        Не сможете. Огорчаете Вы.

        Уж, если пишете личностную информацию о человеке, который не может Вам ответить, не сочтите за труд указать, где именно Вы зачерпнули то, что на него выливаете. Если Вы не базарная баба, конечно.
        Или не "полезныйхомячок".

        Берётесь рассуждать о Росатоме? Тогда сравните состояние отрасли в 2005-м и в 2017-ом. Или в Вашей методичке об этом ни слова?

        Цитируете человека? Потрудитесь указать, когда и где именно он это сказал.

        Кстати, Росатом строит в стране только то, что ему заказывает государство. Возведение каких объектов в указанный период было сорвано?

        По поводу "копеек" вообще смешно. Как раз для гомонящих хомячков. Вы не забыли, что тогда рубль вдвое рухнул?

        По поводу персонала? Такой же "хомячий корм". Сначала сильно сократили офисный планктон, а затем, по мере развития, набирали специалистов.

        Что осталось? Любимое занятие - порыться в чужих карманах. Не знаю, откуда Вам навесили эти цифры, да Вы и сами, наверняка, этого не знаете, но его доходы, как руководителя госкорпорации, определяются и контролируются государственными органами. У них есть какие-то вопросы?
        1. +1
          9 июня 2019 12:26
          Цитата: грохот
          но его доходы, как руководителя госкорпорации, определяются и контролируются государственными органами. У них есть какие-то вопросы?

          Да у них нет вопросов к зарплатам в 2-3-5 млн рублей в день, не то что 5 млн в месяц. У лиц из гос органов, которые должны задавать вопросы, уже дома мешки с млрд рублей (в пересчете) находят. Какие вопросы о чем Вы??? А уж про футболистов вообще можно не говорить... это какую же пользу приносит футболист с зарплатой в 1 млн долларов в месяц, стране? И уж коли Вы требуете от человека точности, то будьте так любезны, огласить список обещаний г. Кириенко и список выполненного из списка обещанного.
        2. +2
          9 июня 2019 13:15
          Уважаемый Грохот, будте справедливы! Не совсем чужими являются для нас олигархические карманы. Это все равно как если бы знакомый к Вам подошел и вытащил у Вас деньги из кармана. Обнаружив кражу, Вы пытаетесь его пристыдить, а он Вам отвечает, что, мол, я деньги выгодно вложу, получу прибыль и долг верну. Деньги ваши он вложил в банк, вклад юридически оформил на себя, прибыль получил, но не только. Он еще и гражданином другой страны стал, а банк оказался оффшорным. Потому долг он Вам не вернет на законных основаниях -- не докажете, что он Вам должен. Россия -- единственная в мире страна, вся крупная индустрия которой на 95% --оффшорная, а ее владельцы, так называемые олигархи, унаследовав индустрию от СССР, а фактически ее присвоив, приняли гражданство других стран и ничем не обязаны нашему бюджету. Их можно только уговорить вкладываться в Россию, что Путин, по словам депутата Евгения Федорова, уже 20 лет делает, но ничего не получается. А по словам Кудрина, олигархи не хотят вкладываться в российскую промышленность из-за того, что бизнес - климат напрочь испорчен правоохранительными органами. Видимо, имеется в виду что правоохранители требуют огромные взятки. Путин начал борьбу с коррупцией, задев и правоохранительные органы, но и этим не угодил олигархам, капиталы в этом году начали утекать за границу с удвоенной скоростью. Может, все дело в том, что олигархи ведут бизнес нечестно и по-другому вести его не хотят? Потому, что ни делай, делиться не будут со страной, которая так неосмотрительно их облагодетельствовала.
          Вернемся к вопросу о СМП.
          Вот еще то, что вызывает у меня беспокойство. По территории наша страна -- самая большая, и граница у нее самая длинная. А соседи -- либо избыточно корыстные, либо враждебные. То реки к ним вспять поверни, то воду из Байкала им отдай, то территории... И как-то на этом фоне спокойно воспринимался российский север. Ну, действительно, -- льды, морозы, белые медведи... В общем, как бы естественная защита. А тут вдруг -- проходной двор! Заходи, кто хочешь, бери, что хочешь! Не было границы, которую надо специально и тщательно укреплять, и вот на тебе! А она, граница, -- огромная. Это ж сколько средств понадобится? И все -- из бюджета.
          1. +3
            9 июня 2019 14:09
            Цитата: депрессант
            Уважаемый Грохот, будте справедливы! Не совсем чужими являются для нас олигархические карманы.


            Уважаемая Людмила Яковлевна, будем справедливы к себе. Статья о СМП! Что же Вас "рвёт"-то на тему "олигархических карманов"? Какое отношение к ним имеет госкорпорация Росатом? Ген. директор там, для Вашего сведения, А. Е. Лихачёв. С 5 октября 2016 года!!!
            1. +1
              9 июня 2019 14:52
              Да не рвет меня на олигархические карманы, уважаемый Грохот. Вы в этом упрекнули ROSS 42, а я просто пояснила, почему его рвет на них. Я думаю над тем, где государству деньги взять на береговую пограничную инфраструктуру СМП. Там же протяженность огромная, тяжелые северные условия. Олигархи не рвутся деньги вкладывать в ее гражданскую часть. Иностранные инвесторы вроде тоже. Наверное, у Вас есть какие-то предложения, либо детальное представление о том, как будут решаться финансовые проблемы обустройства СМП. Поделитесь. Иначе ваши возражения на высказанные здесь мысли не имеют конструктивного приложения.
              1. +2
                9 июня 2019 15:36
                Цитата: депрессант
                Да не рвет меня на олигархические карманы, уважаемый Грохот. Вы в этом упрекнули ROSS 42


                Да не делал я ничего подобного! Стесняюсь просить перечитать мой комментарий. Просто поверьте. Я указал ROSS 42-му на несуразности, которые он написал. И высказал непонимание, зачем он это сделал?

                И объяснений или возражений, по существу, как Вы видите, не последовало.
        3. -3
          9 июня 2019 14:41
          Цитата: грохот
          Не сможете. Огорчаете Вы.

          А я и не стремился вас радовать. Я родился намного раньше 1998 года и г-на Кириенко помню, даже когда он уверял всех, что никакого падения рубля (девальвации) не будет, а (видимо с его слов и по наущению сам ЕБН).
          Если вы этого не помните, то это не значит, что этого не было. Это не значит, что премьеры не менялись, как перчатки, чтобы нельзя было ни с кого спросить. Именно за это погоняло вашего Владимиралениновича стало - "киндер-сюрприз". Вы здесь можете изойти на пену, но никогда и ничем мне не докажете, что Чубайс и Кириенко не знакомы и их ничего не связывает по деятельности в правительстве в 1998 году. Но вам, видимо, лень искать самому, а в наше время не было ни господ, ни лакеев. Оставайтесь при своих...Ельцин-центр вам в помощь.
          1. +1
            10 июня 2019 09:38
            Цитата: ROSS 42
            Я родился намного раньше 1998 года и г-на Кириенко помню, даже когда он уверял всех, что никакого падения рубля (девальвации) не будет, а (видимо с его слов и по наущению сам ЕБН).

            Хоть лет Вам, видимо, не мало, но Вы так и не поняли, что экономики страны за три месяца не разваливается. Премьром его назначил ЕБН в качестве громоотвода. А тот эту роль выполнил, амбразуру закрыл. А за это его приметили и не выкинули из обоймы. Все эти "дворцовые игрища" даже рожденные после 1998 года понимают. С Вашей неутомимой энергией обличителя коррупционеров, Вы бы поиском "золота КПСС" занялись. Вот откуда пошли "большие " деньги на залоговые аукционы и прочую скупку объектов наследия СССР. Все нынешние олигархи Ваши бывшие товарищи по партии. Что, Чубайс сам приватизацию провел? Его предложения утвердил бывший секретарь ЦК КПСС+редактор журнала "Коммунист".
            Цитата: ROSS 42
            а в наше время не было ни господ, ни лакеев.

            В ваше время Вы щелкали каблуками и беспрекословно выполняли указания старшего Комитета. А они вас ки-ну-ли, и всю страну кинули, с вашего легкого одобрения. Не надо тут песен про "ваше время". Вы в ваше время страну "прохлопали" в бурных аплодисментах....
        4. -2
          9 июня 2019 14:53
          Цитата: грохот
          По поводу "копеек" вообще смешно. Как раз для гомонящих хомячков. Вы не забыли, что тогда рубль вдвое рухнул?

          Специально для вас повторю:
          [media=https://www.youtube.com/watch?v=vLx-iePeQzo]
          Гомонящие хомячки вам не нравятся? А гнилые люди, не создавшие руками ничего осязаемого, у вас в почёте? Так вот, не знаю, как у вас там рушилось, а у нас курс доллара вырос в 3-3,5 раза. По сему продолжать нашу беседу в таких тонах не имею желания. Эпитетов в русском очень много, мне подобный квасной патриотизм надоел с раздачей прозвищ надоел:

          hi
  3. 0
    9 июня 2019 13:34
    Кто получил и получает выгоду от месторождение Сибири и Средней Азии, освоенных за счёт сверхэксплуатации (прежде всего) русского народа и других народов СССР? Кто получает выгоду от освоения космоса? Кто будет получать выгоду от газопроводов, когда они будут способны перекачивать газ? Кто будет получать выгоду от Севморпути? А und В сидели auf труба. Wer сидит на труба?
  4. 0
    9 июня 2019 13:40
    Транспортные возможности Северного морского пути характеризуются совершенно другой картинкой - максимальной толщиной льда в марте-апреле, например, 2015 года


    Из неё прекрасно видно, что толщина льда на всей трассе СМП в самый "лютый" период стала проходима для российских атомных ледоколов с коммерческой скоростью проводки судов ледового класса. Иными словами, СМП уже перешел на круглогодичную навигацию.

    Ожидаемая ситуация 2030 года с проходимостью СМП судами неледового класса (в том числе без ледокольной проводки в течение 6 месяцев в году) - всего лишь вишенка на торте.

    И это при том, что пока не задействовано предложение отечественных судостроителей по постройке подводных судов (газовозов, нефтяных танкеров, сухогрухов, контейнеровозов) с атомными силовыми установками, не зависящих от наличия/отсутствия льда и способными осуществлять проход через Северный ледовитый океан по кратчайшему глубоководному маршруту - прямой линии, соединяющей Берингов пролив с мысом Нордкап на Кольском полуострове.

    В этом случае при доставке, например, контейнеров из Китая, Кореи или Японии в Западную Европу с маршрутной скоростью 20 узлов время в пути сократится более чем в два раза по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. А это значит реальная экономия для владельцев грузов денежных средств, замороженных в товарах на время их транспортировки от места производства к месту потребления. Величина экономии для примера с контейнерными перевозками составит порядка одного триллиона долларов.

    В качестве инвесторов в этот проект вполне могут выступить китайские, южнокорейские и японские судостроительные компании, обладающие большими мощностями по постройке крупнотоннажных судов, и российская корпорация "Росатом", поставившая на поток производство ядерных реакторов для гражданских судов.
    1. 0
      10 июня 2019 03:52
      Так Вы привели рисунок мартовский или апрельский? Не может же быть целый месяц одна и та же ледовая обстановка?
      Не понятно где россия
      На фотографиях в сообщениях можем увидеть лед в марте 16-го, а у вас одна вода.
      Может быть прокомментируете свой рисунок?
      1. 0
        10 июня 2019 11:48
        Вдоль левого вертикального края рисунка указан автор рисунка - все календарные вопросы с открытой водой к нему.

        Я же говорил совершенно о другом - о толщине льда (а не о площади моря, свободного ото льда), которая достаточна тонка для ледовой проводки судов даже в самый тяжелый ледовый период.
        1. 0
          11 июня 2019 05:41
          Толщина льда не связана с площадью поверхности?
          Ваш вывод:"толщина льда тонка для ледовой проводки грузов даже в самый тяжелый ледовый период"
          Вы даже не можете ответить на мой вопрос: где расположена Россия и почему в самый тяжелый период там нет льда?
          Как можно размещать непроверенную информацию, совсем ее не комментировать и что-то, ссылаясь на нее, утверждать?
          Неужели вы всегда на сайте так поступаете? И всегда за ляпы должны отвечать авторы, размещаемого материала?
  5. +3
    9 июня 2019 15:21
    Не знаю на сколько удачной будет идея использовать в дальнейшем СМП для пеервозки товаров из того же Китая, Южной Кореи или Японии, а перевозить в северные порты России и ЕС добытые Россией на сверах углеводороды и что либо еще вполне возможно.
  6. 0
    12 июня 2019 00:46
    Развитие Северного морского пути. Цель российских вложений в СМП
    Газ, и прочие углеводороды тырить у народа надо? Надо! Собственность, детишек за рубежом содержать надо? Надо! Об что вопрос? sad
  7. 0
    12 июня 2019 01:00
    Автор сам не ответил на озаглавленный в статье вопрос - одна констатация, и некоторая хронология событий! sad
  8. Eug
    0
    12 июня 2019 07:45
    Как по мне, проект надо делать за собственные деньги с приоритетом стратегических интересов, прежде всего обеспечения безопасности с северного направления. Но при этом обязательно держать в голове окупаемость проекта за счет экономического эффекта, получаемого российскими компаниями. Если он будет, то иностранцы сами в очередь станут за проводкой суден и будут дополнительные плюшки.
  9. Комментарий был удален.