Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень

131
Совершенно справедливо, говоря об авиации, поговорить об авиационных двигателях. Тех самых «пламенных моторах», на которых, собственно, летали наши самолеты в годы Второй мировой войны.





Вообще, в 30-40-е годы наша промышленность, бесспорно, сделала просто огромный рывок. От прямого ксерокопирования, что, в общем, не зазорно, а является показателем уровня развития конструкторской школы в стране, до устойчивого выпуска своей техники массово и серийно.

И если танкостроения у нас до революции вообще как такового не было, то с авиацией было худо и бедно. Худо – потому что производство авиадвигателей в России так и не наладили (давайте отверточную сборку «Гном-Рон» не брать вообще в статистику, это несерьезно), а наиболее продвинутые конструкторы типа Сикорского и Лебедева предпочли не связываться с большевиками.

Да, остались Поликарпов, Гаккель, Григорович, Туполев, подрастали молодые, но… Двигателей не было по-прежнему.

Сошлемся на мемуары Александра Яковлева. В «Цели жизни» он не раз приводил свои заявки на моторы зарубежного производства. И не потому, что молодого конструктора что-то там не устраивало, а просто потому, что своего не было. Факт, конечно, не очень утешительный.

Но, увы, тяжело отрицать то, что фактически ВСЕ советские авиамоторы были копиями импортных разработок.

Целью данной статьи совершенно не ставится некое уничижение нашей промышленности или труда советских конструкторов, скорее, наоборот. Это демонстрация в цифрах и фактах того, как из ничего получалось что надо.

Технический прогресс – вообще штука сложная. Не надо далеко ходить за примерами, не так давно, в 1966 году, в СССР был построен некий автозавод, выпускавший устаревшие итальянские автомобили. А в 2016 году, правда, уже в статусе дочерней компании концерна «Рено», с конвейера начали сходить машины с дисковыми задними тормозами и похожие на автомобили.

Да, у нас было принято раньше выставлять напоказ все лучшее, то есть отечественное, и максимально принижать заслуги зарубежных производителей в нашем техническом развитии. Сегодня, конечно, проще.

А потому сегодня я вполне нормально и без упреков в непатриотичности могу сказать, что воздушный щит и меч Страны Советов ковался по всему миру.

Начнем? От винта!



Итак, чем крутили винты советских самолетов. Понятно, что двигателями. А какими?

1. Bristol Jupiter. Великобритания.


Девятицилиндровый однорядный со звездообразно расположенными цилиндрами. Серийно выпускался с 1918 по 1930 годы.

Боевые самолёты. Об авиамоторах, своих и не очень


Конечно, британцы просто так моторчик нам не презентовали. Зато они открыли производство во Франции под маркой «Гном-Рон», а у французов вполне нормально лицензию приобрел Советский Союз. Так «Юпитер» получил официальную прописку в СССР и выпускался до 1935 года, провоевав всю Великую Отечественную. Ну первую половину точно.

М-22 (он же «Юпитер») устанавливался на И-16 и И-15.

2. Wright R-1820 Cyclone. США.


Девятицилиндровый, однорядный, звездообразный, воздушного охлаждения. Выпускался с 1931 по 1954 годы.



Лицензировано производился в Испании и Советском Союзе под маркой М-25.

М-25 устанавливался на самолеты И-15, И-15бис, И-153, И-16, КОР-1.

Дальнейшей модификацией М-25 стал М-62/АШ-62, наработки по которому, в свою очередь, пригодились при создании двухрядных звездообразных двигателей (АШ-82, например).



М-62 устанавливался на И-153, И-16 (18 и 27 серии, в базовом варианте без редуктора), Ли-2 и до сих пор под маркой АШ-62ИР применяется на уцелевших Ан-2.

М-82/АШ-82. Вот тут немного сложностей. В принципе, кто скажет, что это разработка наших инженеров – будет прав. Кто скажет, что двигатель из той же оперы, что и предшественники – тоже прав.



М-82 был двухрядным, но два ряда цилиндров – не что иной, как М-62, у которого количество цилиндров было уменьшено с 9 до 7. Был также уменьшен ход поршня, что привело к уменьшению диаметра мотора. Соответственно, снижение лобового сопротивления. Плюс М-82 стал первым инжекторным двигателем советской постройки.

Всего было произведено более 70 000 двигателей данного семейства.

М-82 устанавливался на:
— бомбардировшкиТу-2, Су-2, Пе-8;
— истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9, Ла-11;
— пассажирские Ил-12, Ил-14;
— вертолёт Ми-4.

Существовало семейство моторов Швецова, представлявших собой «необрубленные» сдвоенные «Циклоны», то есть 18-цилиндровые М-71, М-72 и М-73.


М-73/АШ-73 с турбокомпрессором ТК-1


М-73 устанавливался на Ту-4 и Бе-6, причем, на летающей лодке показал себя просто замечательно, так как Бе-6 не требовал установки высотного компрессора.

3. Hispano-Suiza 12Y. Франция.


12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения.



Про этот мотор я уже рассказывал в материалах про «Испано-Сюизу» и «Девуатин Д-520». Его тоже выпускали у нас по лицензии и дорабатывали, и HS 12Y стал родоначальником своей, не менее известной семьи двигателей водяного охлаждения В. Климова.

М-100. Устанавливался на бомбардировщиках СБ. Далее была цепочка модернизаций через М-103 к М-105.


М-100


М-105. Это был действительно сильно доработанный М-103. Мотор имел меньший рабочий объём, увеличенную степень сжатия, двухскоростной центробежный нагнетатель, два впускных (а позже и два выпускных) клапана на цилиндр.



Всего было выпущено более 90 000 моторов М-105 всех модификаций.

М-105/ВК-105 устанавливали на:
— истребители ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, Пе-3;
— бомбардировщики Як-4, Ер-2, Пе-2, Ар-2.

Форсированная версия двигателя М-105, которой стал М-107, тоже была выпущена пусть и не такой огромной серией, а всего чуть более 7 000 штук, тем не менее, имеет полное право на нахождение в списке.


ВК-107


М-107/ВК-107 устанавливался на Як-9У и Пе-2.

4. Gnome-Rhône Mistral Major. Франция.


Еще один звездообразный 14-цилиндровый двигатель. Лицензионную копию, производимую в СССР назвали М-85 а ее дальнейшую модификацию М-87. Главными конструкторами по мотору были А.С. Назаров (М-86) и С. К. Туманский (М-87).



Моторчик был откровенно слабый, но очень надежный. Вообще его по лицензии выпускали все, кто хотел: Италия, Япония, Великобритания, Румыния, Чехословакия, Венгрия. Даже немцы ставили «Мажора» на свои штурмовики Hs-129.

У нас же моторы М-85 – М-87 устанавливались на бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4.

5. BMW VI. Германия.


Еще одна линейка моторов. Немецкий исходник, V-образный 12-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением был доработан Александром Микулиным и пошел в серию как М-17. Нужно отдать должное немцам, любезно предоставившим нам право на выпуск двигателя, движки в Баварии строить умели всегда.



С этим двигателем летали Не-111 и Dо-17, его выпускали по всему миру (Румыния, Япония и др.)

М-17 устанавливался на ТБ-1, ТБ-3, Р-5, МБР-2.



Но самое интересное было впереди, в модификациях.

АМ-34 мы просто пропустим, поскольку он ставился на все те же модели, и еще летал в Америку на самолетах РД.

АМ-35. Устанавливался на МиГ-1, МиГ-3 и Пе-8. Был выпущен серией почти в 5 тысяч единиц.


Ам-35


АМ-38. Устанавливался на Ил-2. Всего было изготовлено более 40 тысяч моторов.



До сих пор на многих оружейных и авиационных сайтах люди ломают копья, как надо рассматривать именно моторы Микулина, как самостоятельные работы или как копию немецкого двигателя.

Истина, как всегда, где-то посередине будет. Если по сути – немцы создали достойный двигатель, а Микулин был сильным конструктором, сделавшим из «немца» чудовище, таскавшего в один винт бронированный короб Ил-2.

Так что спорно здесь. Но ничего неприятного лично я не ощущаю. Это скорее инженерам и конструкторам BMW должно быть неприятно.

Сейчас наверняка некоторые уже завелись, чувствую. Автор, а что, наших моторов вообще не было? Были.

Например, вот.



М-11, чудо-мотор, который вывел в небо без преувеличения несколько поколений советских летчиков, а во время войны таскал все, что придется: раненых, почту, бомбы.

Разработан мотор был КБ авиазавода № 4 в рамках конкурса на лучшую конструкцию мотора для учебных самолетов номинальной мощностью 100 л. с., в 1923 году. Начальником КБ в это время был А. Д. Швецов. Сам Швецов, хотя и был премирован, никогда не говорил, что это он автор разработки.

Двигатель не обладал выдающимися характеристиками, однако был надежен, как винтовка Мосина, технологичен в производстве, как болт, не требователен к используемым топливу и маслам.

Кто-то скажет, что мягко говоря, сравнивать сложновато, но вот, что есть – то есть. Маленький и надежный с одной стороны и заимствованные с другой. Простите, но время было такое. Никто нам, к сожалению, не подарил ни конструкторов, ни инженеров. Про заводы даже молчу.

То, что смогли и до недавнего времени у нас в стране даже не думали над такой проблемой, как авиамоторы, – достижение. Надеюсь, с этим никто спорить не станет?
131 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 июня 2019 05:56
    Интересно и познавательно, все это вижу в первые. Движок с ПО2 поразил , ресурс скорее всего крайне малый, ГРМ не смазывается.
    1. +10
      12 июня 2019 09:08
      Интересно и познавательно, все это

      Только автор ни слова не упомянул про развитое в СССР материаловедение.
      Без которого, никакое копирование было бы вообще принципиально невозможно.
      И именно развитость материаловедения определяет скорость копирования изделий да и вообще уровень технологий в стране. Это собственно сам фундамент промышленности и денег в него нужно вкладывать просто немерянно - всё вернётся сторицей.
      Напоминаю , что дамаскую сталь пытались безуспешно скопировать сотни лет .....)))
      1. 0
        1 августа 2019 00:28
        Так почему копирование? Покупали же лицензии. И передавали и технологию, даже регулярно помогали ее адаптировать под возможности производств
    2. +7
      12 июня 2019 12:47
      Почему не смазывался? ГРМ (кольцо с кулачками, приводимое от вала) у радиального двигателя внутри картера, в картере - масло. Снаружи только толкатели клапанов.
    3. Комментарий был удален.
    4. +3
      12 июня 2019 16:09
      Цитата: Вольный ветер
      Интересно и познавательно, все это вижу в первые. Движок с ПО2 поразил , ресурс скорее всего крайне малый, ГРМ не смазывается.


      Уровень первого-второго классвов начальной школы. 123456789-е повторение.
    5. +4
      12 июня 2019 16:58
      Нормальный ресурс, иначе бы с 20-х годов и до начала 60-х не выпускался бы в разных модификациях.
    6. +2
      12 июня 2019 21:36
      Цитата: Вольный ветер
      ГРМ не смазывается


      И вода через рёбра утекает.
  2. +13
    12 июня 2019 06:08
    Технический прогресс – вообще штука сложная. Не надо далеко ходить за примерами, не так давно, в 1966 году, в СССР был построен некий автозавод, выпускавший устаревшие итальянские автомобили. А в 2016 году, правда, уже в статусе дочерней компании концерна «Рено», с конвейера начали сходить машины с дисковыми задними тормозами и похожие на автомобили.
    Роман,пиши лучше про авиацию.про машины ОЧЕНЬ много некомпетенции выходит...а с конвейера ВАЗа теперь и вправду выходят "изделия,похожие на автомобили".
    1. +15
      12 июня 2019 06:41
      Роман,пиши лучше про авиацию...

      Действительно! Если "Автомобиль 1967 года в Европе" уже в 1966 был устаревшим, то что-то тут не то...
      1. +19
        12 июня 2019 12:38
        в 1966 году, в СССР был построен некий автозавод, выпускавший устаревшие итальянские автомобили
        Близнец копейки Fiat 124 выпускался с 1966 по 1974 год. А другой близнец SEAT 124 выпускался в Европе с 1968 до 1980 года. И это были не устаревшие автомобили.
        Это SEAT 124. Он выпускался в Барселоне в Испании.

        наиболее продвинутые конструкторы типа Сикорского и Лебедева предпочли не связываться с большевиками
        А может просто покинули Родину из-за Гражданской войны и разрухи? Зачем обязательно делать упор на негативной роли большевиков, там участников было больше. Далеко не все уезжали из России по политическим взглядам, некоторые просто бежали от невзгод, многие потом возвращались. Ну, а эти остались.
        1. 0
          20 июня 2019 15:27
          В отношении Сикорского есть большие подозрения на счет Туполева, который будучи в фаворе у новой власти, ласково так рекомендовал Сикорскому свалить, чтобы не создавать конкуренцию. Это вполне в духе Туполева, памятуя историю работ КБ Цыбина над своим бомбардировщиком и работы Сухого над Соткой, про разгром КБ Мясищева, вообще, молчу.
          1. 0
            26 сентября 2019 21:51
            Бред из жёлтых книжонок 90х laughing
            1. 0
              9 ноября 2019 11:52
              Юноша, вас разве кто-то звал в нашу беседу со Stas157? Подобные огульные комментарии оставьте для подростков вашего круга.
        2. 0
          1 августа 2019 00:29
          Ну....Сикорский в открытую говорил, что он русский монархист и националист и с интернационалистами большевиками ему совсем не по пути
        3. 0
          2 сентября 2019 15:52
          Цитата: Stas157
          Близнец копейки Fiat 124 выпускался с 1966 по 1974 год.


          Tofaş, Турция.
          Завод был основан по лицензии Fiat в 1968 году, и в 1970-м выпустил первый Tofaş Murat 124 (он же ВАЗ-2101, как нетрудно догадаться)
    2. +6
      12 июня 2019 08:44
      "изделия,похожие на автомобили"

      Ввели же в пищевой промышленности разделение сыр/сырный продукт или колбаса/колбасный продукт. Наверное и в автопроме так же нужно разделить: автомобиль/автомобильный продукт!
    3. +6
      12 июня 2019 16:50
      Между прочим прототип " копейки" FIAT-124 автомобиль года в1967г.А Автор :"...устаревшая модель" .Ну нет слов,какая компетенция!
    4. +1
      13 июня 2019 11:31
      Цитата: полярный лис
      а с конвейера ВАЗа теперь и вправду выходят "изделия,похожие на автомобили"

      Потому что концерн отказался в значительной степени от отечественных производителей запчастей, с которыми были невозможно договориться о прогрессе и качестве. Именно они дискредетировали АвтоВАЗ в бОльшей степени, нежели организация работ на сборочных линиях.
  3. +2
    12 июня 2019 06:10
    Читал книжку про Микулина. Там ни слова, что в основе его двигателей БМВ, все сам, все сам.
    1. +3
      12 июня 2019 07:03
      Читал книжку про Микулина. Там ни слова, что в основе его двигателей БМВ, все сам, все сам.

      Коллеги, в 1948 г. в СССР началась так называемая "борьба с космополитизмом". Направлена она была изначально против евреев, но очень быстро превратилась в борьбу со здравым смыслом вообще. В процессе этой компании все научно-технические термины в стране заменялись русскоязычными аналогами, а всем научным открытиям и техническим достижениям подыскивались отечественные авторы.Именно тогда возникло ироничное выражение: "Россия - родина слонов!", которое очень точно отражает происходившие тогда в советской науке и технике процессы.
      Со смертью Сталина эта компания быстро сошла "на нет", но традиция раздувания отечественных заслуг сохранилась.
      Так что удивляться тому, что отечественные биографы в 1950...80 гг. предпочитали скрывать истинных "творцов наших побед", не стоит! В одном знаменитом фильме, например, его главный герой заявляет Сталину, что копировать Фау-2 не стоит, так как это - "вчерашний день". Но реальный-то Королёв для начала её-таки и скопировал...
      Но это отнюдь не значит, что ничего своего у нас нет и нам нечем гордиться.
      1. +12
        12 июня 2019 07:35
        Реальный Королев скопировал Фау не сам по себе, а по указанию правительства. При этом попутно решались ещё и задачи материаловедения. Поскольку было определено, что копирование должно быть произведено с заменой на отечественные материалы, а при их отсутствии разработкой аналогичных.
        1. +1
          12 июня 2019 07:47
          Ну и что, что "не сам по себе"?
          Я не про это, а про подачу в тогдашних масс-медиа: показали, что он был против, а потом - сразу Р-7...
          Конечно, специалисты знали, что почем, но "простой народ" пришел к выводу, что уж ракеты-то у нас свои собственные!
          К тому же, даже на серийной Р-5 стоял движок от Р-1 (Фау-2), правда, уже основательно модернизированный.
        2. 0
          12 июня 2019 20:34
          Все ракеты с жидкостным реактивным двигателем это наследники ракет Вернера фон Брауна. Создатели ракет в СССР и США использовали его идеи, а США он сам их создавал.
      2. +5
        12 июня 2019 08:58
        В одном знаменитом фильме, например, его главный герой заявляет Сталину, что копировать Фау-2 не стоит, так как это - "вчерашний день". Но реальный-то Королёв для начала её-таки и скопировал...

        Как говорил сам Королёв - чтобы скопировать Фау 2, ему нужно было бы скопировать 1500 сплавов металлов , из которых была созданна Фау 2, а только на это , по его словам ушло бы лет 20, потом собственно само копирование еще лет 5-10 .
        От Фау2 он взял только принцип действия - все металлы и сплавы были разработаны и применены заново и свои.
        Так что по сути Королёв всё делал сам.
        1. +6
          12 июня 2019 12:27
          Цитата: lucul
          Так что по сути Королёв всё делал сам.

          В октябре 1946 года группа из примерно 175 немецких ученых и техников из Блайхероде, Гема и Арадо была депортирована из Германии в Калининград (Подлипки), СССР. Вскоре после прибытия в Калининград (Подлипки) в конце 1946 года около 60 немцев, входящих в группу Блейхероде, были переведены на остров Городомля близ Осташкова (57°08"N 35°05"E). В течение января, марта и мая 1948 года оставшиеся сотрудники группы были отправлены в то же место. Они взяли с собой небольшой испытательный стенд камеры сгорания с аэродрома и оборудование измерительной лаборатории. Здесь, на острове, они работали над эскизным проектом усовершенствованной ракеты A-4 (V-2; Р-10) и конструкции ракеты большой дальности (3000 км), Р-14.

          Греттруп с целой командой инженеров, техников и даже рабочих...
          После удачного запуска на полигоне Капустин Яр. 1947 год Слева-направо: Карл Шталь, Йоханес Хох, Гельмут Греттруп, Фриц Вейбах, Ганс Вальтер [Фото из архивов Олафа Пшибылски, экспонируется в музее Пеннемюнде
          1. +18
            12 июня 2019 13:06
            Греттруп с целой командой инженеров, техников и даже рабочих..

            Ну сколько раз можно повторять - самое сложное в ракетном двигателе - это его материалы . А их ,немецкие инженеры ракетостроители сделать не могли . Они берут готовые марки стали и сплавов, но эти материалы были в Германии и остались там . СССР все материалы создал заново. Именно материаловедение(металловедение) позволяет создавать новые открытия.
            Такое ощущение , что тут в комментах одни гуманитарии... Я бы понял ещё , если бы такое написала женщина , но мужчине ......
            1. +1
              12 июня 2019 13:40
              Цитата: lucul
              Такое ощущение , что тут в комментах одни гуманитарии...

              Виталий, инженер определяет требуемые в изделии характеристики металла например, Если материала с потребными характеристиками в сортаменте нет - выдается техническое задание. И только тогда специально обученные материаловеды занимаются открытиями, среди которых, к слову, в лабораториях, масса женщин.
              1. -2
                12 июня 2019 14:39
                И только тогда специально обученные материаловеды занимаются открытиями, среди которых, к слову, в лабораториях, масса женщин.

                Воооот - это то и определяет уровень технологий. Если они смогут сделать - ни о каком копировании можно даже и не мечтать.
                Я не зря приводил пример с дамасской сталью - попробуйте скопировать клинок . Нет внешне конечно можно - но вот по качеству стали ..... )))
                1. -1
                  12 июня 2019 16:34
                  Цитата: lucul
                  Я не зря приводил пример с дамасской сталью - попробуйте скопировать клинок . Нет внешне конечно можно - но вот по качеству стали ..... )))

                  Дамасскую, толедскую, шведскую низкоуглеродистую (железо) сталь близко к оригиналу крайне сложно воспроизвести, очень много зависит от руд. Булат - проще... и качество не пострадает.
                2. +2
                  13 июня 2019 23:25
                  Цитата: lucul
                  Я не зря приводил пример с дамасской сталью - попробуйте скопировать клинок . Нет внешне конечно можно - но вот по качеству стали .....

                  Дамасская сталь это композит полученный кузнечной сваркой и последующей ковкой. Ю.Гуревич, "Загадки булатного узора" Известны три разновидности этого способа, которые отличают по узорам на клинке: полосатый дамаск, наварной дамаск и цветочный дамаск. Цветочный называют также «розовым Дамаском».
                  Полосатый дамаск изготовляли простой сваркой разных по твердости стальных полос, наложенных друг на друга, причем полосы с большим содержанием углерода чередовались чередовались с полосами, содержащими очень мало углерода. Угловой дамаск делали следующим образом. Брали полосу полосатого Дамаска, нагревали и скручивали под молотом, после чего сплющивали и вновь вытягивали в полосу. К полученной полосе приваривали такую же полосу, но скрученную в противоположную сторону. В результате получали рисунок, напоминающий угольник или римскую букву V, посередине которой хорошо была видна осевая линия. Сваркой двух V-образных полос получали рисунок, напоминающий букву W. К методам получения розового Дамаска мы еще вернемся.
                  На проржавевших обломках найденных мечей обнаружили рисунки всех перечисленных видов сварочного Дамаска. Интересно, что после того, как сняли ржавчину и просмотрели структуру поперечного сечения мечей, обнаружили, что рисунок («дамасское переплетение») не проходит через всю массу металла. При исследовании прежде всего бросалась в глаза разница структуры дамаска на одной стороне клинка и на другой. После шлифовки, полировки и протравки кислотой поперечного сечения клинков на них появились темные прослойки — это были твердые куски стали с высоким содержанием углерода. Они были умышленно вварены в мягкую основу. Из этого следует, что при выработке мечей сначала ковался остов, а затем на него с двух сторон насаживались прокованные дамасские полосы.
                  Лезвия у мечей были гладкие, без рисунка, следовательно, они приваривались отдельно. На отдельных мечах лезвие представляло собой сваренные полоски углеродистой стали и Дамаска. Таким образом, все найденные мечи отличались по качеству и структуре (рисунку) железа, использованного для лезвия и тела меча.
                  Химическим анализом металла римских мечей обнаружено следующее содержание элементов в стали (в процентах): углерод — 0,6; кремний — 0,15; марганец — 0,363; фосфор — 0,054 и сера — 0,073. Содержание углерода от оси меча к лезвию увеличивалось.
                  Известны и другие способы приготовления сварочного булата. Один из них заключался в том, что полосу сваривали из 20 слоев более твердой и более мягкой стали, расположенных различным образом в зависимости от цели употребления изделия, после чего полосу перегибали и сваривали вторично 40 слоев, еще перегибали и сваривали
            2. +1
              13 июня 2019 23:46
              Цитата: lucul
              А их ,немецкие инженеры ракетостроители сделать не могли . Они берут готовые марки стали и сплавов, но эти материалы были в Германии и остались там .

              Подождите, подождите!! Я вот тут не понял, сплавы создавали НЕ инженеры?, или Вы точно знаете что среди привезенных "ракетостроителей" не было специалистов по материаловедению конкретно по сплавам металлов и прочим полимерам)) Или "сплавы" растут только в германии и их воспроизвести не возможно?
              В чем состояла проблема повторения материала при наличие людей знающих как это делать?
              Я могу понять, что в СССР не попали именно те люди или то единичное оборудование которые делали определенные детали. Но уж точно Королеву не надо было все выдумывать с чистого листа.
      3. -8
        12 июня 2019 11:11
        Цитата: PilotS37
        Коллеги, в 1948 г. в СССР началась так называемая "борьба с космополитизмом". Направлена она была изначально против евреев,
        но очень быстро превратилась в борьбу со здравым смыслом вообще.


        И. Сталин против евреев ничего не имел - участвовал в создании государства Израиль, не ссылал евреев в Еврейскую автономную область (ЕАО) в пределах СССР.
        Его мать была еврейкой.

        В процессе этой компании все научно-технические термины в стране заменялись русскоязычными аналогами, а всем научным открытиям и техническим достижениям подыскивались отечественные авторы.


        Началось все с того, что из-за отсталости советского производства, из-за чего процветало преклонение перед Западом. Это было связано с тем, что после войны военнослужащие, побывавшие за рубежом, увидели, что там промышленность развита гораздо лучше, что не соответствовало советской пропаганде.

        Выражение "безродный космополит" появилось в 1948 году. Его автор - А. А. Жданов, который в январе 1948 года, выступая на совещании деятелей советской музыки
        в ЦК КПСС, говорил: "Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает потерять своё лицо,
        стать безродным космополитом".


        Так что удивляться тому, что отечественные биографы в 1950...80 гг. предпочитали скрывать истинных "творцов наших побед", не стоит!


        История науки и техники в СССР подавалась с точки зрения безусловного приоритета советских и дореволюционных русских учёных во всех областях знаний.
        Достижения иностранных учёных и изобретателей замалчивались.
        Нередко такая установка приводила к прямым фальсификациям.
        Понимавшийся таким образом "патриотизм" с содержательной стороны наиболее ярко проявлялся в гуманитарных науках, прежде всего в истории и литературоведении. Говорилось об "исконно русских землях", о безоговорочно прогрессивной роли завоеваний русских царей.
        http://stalinism.ru/stalin-i-gosudarstvo/stalin-i-evrei.html?start=2

        То есть всего лишь пропаганда социализма, как чего-то прогрессивного.
        Пропаганда - и ничего личного.

        Со школьной скамьи детям рассказывали, что советское - значит лучшее.
        Теперь то даже отличники ЕГЭ знают, что американское, немецкое, японское,
        китайское - лучшее.
        А в СССР делали такие гробы в бытовой технике, что можно долго смеяться над ламповыми "Симфониями" и "Прибоями", "Олимпами" и "Эстониями"
        с примитивной " Радиотехникой".
        1. +8
          12 июня 2019 18:36
          А в СССР делали такие гробы в бытовой технике, что можно долго смеяться над ламповыми "Симфониями" и "Прибоями", "Олимпами" и "Эстониями"
          с примитивной " Радиотехникой"

          Не смешно. И совсем не так однозначно
          1. -8
            12 июня 2019 19:11
            Ну может у кого и сохранилось что в качестве антиквариата, а в основном было выброшено на помойку.
            Достаточно зайти в магазины, торгующими аппаратурой, чтобы понять, что пользуется спросом в основном зарубежная техника.
            1. +7
              12 июня 2019 19:44
              СССР прекратил существование более 28 лет назад. И отсталой эта страна не была, ни в техническом ни в каком-либо другом плане. Аппаратуры в союзе делалось много и разной. Так, советские ламповые усилители и сегодня уважаемы любителями хорошего звука. А на помойке в основном зарубежная техника, не верите - сходите посмотрите...
              1. 0
                14 июня 2019 00:57
                Цитата: Olddetractor
                СССР прекратил существование более 28 лет назад. И отсталой эта страна не была, ни в техническом ни в каком-либо другом плане. Аппаратуры в союзе делалось много и разной. Так, советские ламповые усилители и сегодня уважаемы любителями хорошего звука. А на помойке в основном зарубежная техника, не верите - сходите посмотрите...


                СССР был не отсталым, а отстающим по ряду причин ( участие в непопулярной империалистической войне, дворцовый переворот, революция, оккупация иностранными государствами, гражданская война, разруха...).
                Об отставании СССР говорил И. Сталин на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г. - "...Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".
                Многое было сделано для преодоления отставания, но оставалось несделанного ещё больше.
                Из-за отсталости советского производства на бытовом потребительском уровне процветало преклонение перед Западом.
                P.S. В помойках всякая техника - советская и современная. Но смотреть не на что - всю технику очень быстро разбирают на комплектующие вполне прилично одетые граждане.
                1. 0
                  14 июня 2019 07:29
                  Думаю, что преклонение перед западом "процветало" не из-за отсталости советского производства. У этого явления, как впрочем и у международного коммунистического движения явно были другие причины и источники финансирования.
                  P.S. Вряд-ли стоит судить по одежке людей, роющихся в помойках
          2. +1
            15 июня 2019 10:28
            Вот трындеть не надо.Щас в момент у меня радиотехника 77 года-паяются оконечники.мастер что тестировал ее после ремонта сказал что новоделы японские с за 50-70 тысяч с ним рядом не валялись.Это мастер радиоэлектронники сказал! фору им всем по качеству выхода дает.у брата Электронника,Бриг третьей ревизии-ты можешь паря что то подобное из новоделов купить но заплатишь ты за это минимум тыщщ 80
        2. +6
          12 июня 2019 21:04
          Цитата: Minato2020
          можно долго смеяться над ламповыми "Симфониями" и "Прибоями


          можно.особенно над ламповыми усилителями.с их чистейшим звуком и ценой в забугорье от 1тонны енотов...
        3. +2
          13 июня 2019 21:00
          Да врать то не надо...До сих пор океан 86 года выпуска работает.... Правда от розетки.. Батареек нет
        4. +2
          18 июня 2019 16:31
          Типичный случай преклонения перед Западом и Востоком. Совершенно неконструктивная и бесперспективная позиция. Кстати, ложная. Кац предлагает сдаться... И нечестный прием в полемике. На этом форуме обсуждается военная техника, а тут пришивается бытовая. К советской военной технике претензии есть? У немцев и американцев почему-то не было. Они ее реально боялись, она рвала их на части вполне себе успешно. Кстати, о бытовой технике. Наш холодильник "Ока" 1960 г.
          так и ушел на свалку в рабочем состоянии, ни разу не сломавшись. Радиола "Сакта" и комбайн "Ленинград" работают на даче до сих пор. Советские электролампочки всегда служили в разы дольше любых импортных. И светили не хуже. А что там "знают" жертвы ЕГЭ, не играет никакой роли.
    2. 0
      12 июня 2019 09:36
      Цитата: Ниточкин
      все сам, все сам.

      Александр Александрович, при всех его не малых заслугах, скромностью не отличался и вполне уверенно выдвигал сам себя на Сталинскую премию. Но в случае с М-34 и БМВ их роднит только размерность
    3. 0
      15 июня 2019 10:22
      Я давича тут на сайте разговор вел с оппонентами про движки и пытался вразумить товарищей про что написана эта статья-с веществом смешали,определенным.Столько вылили на меня помоев что мол"все наше-советское" а ты леберал.Не вижу сейчас в коментах такого количества того же самомого...
  4. +2
    12 июня 2019 06:22
    Если мне не изменяет сколероз, в 1966 году только задумались о постройке завода . первые ВАЗики пошли только в 70 том году.Не являюсь поклонником, но на тот момент вполне удачная машинка.. К сожалению на Шнивах стоит моторчик тех лет. нужен движок лошадей 120 и корбка автомат. это будет просто бомба.
    1. +12
      12 июня 2019 10:33
      Есть книга об АвтоВАЗе "Высокой мысли пламень". Там все рассказано, от принятия решения о закупке завода, через испытания претендентов, до постройки цехов и запуска в серию ВАЗ-2101. И дальнейшая жизнь завода там рассказана.
      Если в 2 словах, то итальянцы победили благодаря тому, что из завод был в состоянии выпускать 650000 авто в год, а завод Рено только 250000. Покупался завод в первую очередь. Фиат-124 на испытаниях развалился, в отличие от Рено-16. После принятия решения о постройке завода ФИАТа началась торговля по модернизации 124 модели под наши реалии. Италия хотела продать модель как есть, но СССР настоял на изменениях: верхневальный двигатель, усиленную конструкцию и много других доработок.
      Для тех времён 4 года разницы между "Лучшая модель Европы" и выпуском первых Жигулей вообще ничто.
      1. 0
        12 июня 2019 16:53
        Ну там ещё большую роль сыграла цена. КГБ выяснило, что у итальянцев проблемы и им срочно нужны деньги. В результате завод был куплен существенно дешевле, чем французы предлагали. Плюс ещё плюшек в виде доработок получили.
        1. 0
          12 июня 2019 18:29
          Факт, при обсуждении цены были свои "тайны мадридского двора".
      2. +1
        12 июня 2019 17:52
        Более 800 изменений внесли.
      3. +1
        12 июня 2019 21:07
        Цитата: Урал-4320
        но СССР настоял на изменениях:

        не только настоял,но и потом эти изменения итальянцы внесли на своих фиатах.
        у нас преподавал участник тех событий.интереснейший человек.
      4. +2
        12 июня 2019 21:30
        Причем НАМИ пришлось сильно попотеть. чтобы сделать из этого импортного драндулета нормальную точилу, поднять ресурс с 5000 часов до 100000 часов. только чего стоит.
        1. +2
          13 июня 2019 00:11
          Простите, конечно имел в виду километры. а не часы.
      5. 0
        18 июня 2019 16:42
        Мне еще тогда непонятно было, зачем было выпускать на продажу столько легковушек. Дело в том, что перед этим годами шла пропаганда о том, что СССР не пойдет по тупиковому западному пути нерационального использования ресурсов на индивидуальную автомобилизацию. Приводились разумные доводы, что индивидуалы возят воздух, создают пробки и смог, разрушают общинное сознание. Публиковались планы развития общественного транспорта и сети автопроката. А потом - как отрезало! Кончилась общественная пропаганда и началась гонка за личными машинами. Ну, почему каршеринг появился только сейчас? Почему вместо или наряду с ФИАТом нельзя было купить завод автобусов у MAN или IVECO и насытить транспорт СССР хотя бы до сегодняшнего уровня?
        Думаю, за те же деньги можно было бы все сделать в разы лучше. Но какие-то личности с дальним прицелом специально все испортили уже тогда. Результаты известны.
        1. 0
          18 июня 2019 16:52
          Зачем стране завод МАН или ИВЕКО, когда в стране есть свои ЛиАЗы, ЛАЗы, ПАЗы, КавЗы, РАФ, Курганцы и прочие. И Икарусы у венгров покупали.
          1. 0
            22 июня 2019 23:54
            Тоже верно, но я по аналогии: купили лицензию легковушки вместо автобуса. Если честно, то Мерс-то лучше Лиаза и Икаруса. Надо брать лучшее, а потом делать еще лучше. Например, это удалось с реактивным двигателем "Нин". Его советская модификация оказалась лучше следующей английской модификации.
        2. 0
          19 июня 2019 23:38
          Цитата: meandr51
          Публиковались планы развития общественного транспорта и сети автопроката. А потом - как отрезало! Кончилась общественная пропаганда и началась гонка за личными машинами.

          Надо было стерилизовать появившиеся у людей деньги. Продажей частных автомобилей сделать это проще всего в условиях плановой экономики.
          1. 0
            23 июня 2019 00:01
            Тупое решение. Не так уж много машин и их покупателей было, чтобы в масштабе Союза что-то стерилизовать. Лучше бы больше кооперативных квартир строили и выпускали больше качественного ширпотреба для всех. Опять же массовый автопрокат и общественный транспорт - чем не средство "стерилизации"? На мой взгляд, в правительстве уже сидели тупари и лентяи.
            1. 0
              24 июня 2019 01:32
              Ну, да. Судя по результату, неудачных решений в экономике было принято больше, чем правильных.
  5. +10
    12 июня 2019 06:48
    Кто-то скажет, что мягко говоря, сравнивать сложновато, но вот, что есть – то есть. Маленький и надежный с одной стороны и заимствованные с другой. Простите, но время было такое. Никто нам, к сожалению, не подарил ни конструкторов, ни инженеров. Про заводы даже молчу.
    Не всё так плохо было с конструкторами.Были В.М.Яковлев, А.А.Бессонов. Были и отечественные моторы, например М-15. М-15 «мотор пятнадцатый» — советский авиационный поршневой двигатель воздушного охлаждения. Первый мощный авиамотор оригинальной советской конструкции, один из первых советских авиадвигателей с приводным центробежным нагнетателем (ПЦН). Были и другие разработки, но по разным причинам они не дошли до конвейера.
    1. 0
      12 июня 2019 09:29
      Цитата: амурец
      Были и другие разработки, но по разным причинам они не дошли до конвейер

      Да, работа велась - М-12, М-13, М-15, М18, М-27,М-32. М-58 Урмина (особенно не плох). но нужны были отработанные технологии, а это время, а его не было (как и опыта). Недопоставка технологий по "Мажорам" привела к тяжелым последствиям аварийности, срывам сроков и посадкам. в случае с отечественными моторами было б только хуже.
      1. +6
        12 июня 2019 12:51
        Цитата: mark1
        Недопоставка технологий по "Мажорам" привела к тяжелым последствиям аварийности, срывам сроков и посадкам. в случае с отечественными моторами было б только хуже
        Да, здесь с вами спорить смыла нет. Но вот почему-то никто не вспоминает что не было ни в РИ, ни в СССР точного и прецизионного станкостроения, дефицит легированных сталей, клапанных, жаропрочных и Т.Д. вот причина отставания в отечественном моторостроении.
        1. +2
          12 июня 2019 13:22
          Цитата: амурец
          вот причина отставания в отечественном моторостроении.

          И эта, в том числе.
  6. +4
    12 июня 2019 07:23
    Кто-то скажет, что мягко говоря, сравнивать сложновато, но вот, что есть – то есть. Маленький и надежный с одной стороны и заимствованные с другой. Простите, но время было такое. Никто нам, к сожалению, не подарил ни конструкторов, ни инженеров. Про заводы даже молчу.

    Где-то во второй половине 1980-х мне привелось прочитать переводную статью из какого-то крупного иностранного авиационного журнала (в мозгу крутится "Flight", но не уверен). Она была как раз на эту тему, но зашла ещё дальше: до того, как русские скопировали Rolls-Royce Nene, превратив его в ВК-1 (РД-45).
    Так никакого ёрничания по поводу "лапотников-большевиков" не было и в помине, наоборот, как общая тенденция отмечалось, что у русских плохо с новыми идеями, но они великолепно умеют "выжимать соки" из уже готовых образцов. В частности, отмечалось, что ВК-1, будучи переработанными Nene, оказался лучше следующей модели от Rolls-Royce, RB.44 Tay.
  7. +10
    12 июня 2019 07:26
    неплохая непредвзятая статья...., на тернистом пути копирования мы далеко не первые, и ничего в этом зазорного нет...., японцы , корейцы, китайцы, да и многие европейцы не стеснялись заимствовать. Согласен с автором -- Время Было Такое, все надо было делать с нуля..., к сожалению Монархия была отсталой и достаточно отстойной, горе - монархистам..., достойные инженеры и ученые были...., но к сожалению на родине реализовать свои таланты было весьма трудно..., производственной базы не было, да и власть предпочитала заграницу, прям как сейчас..... или сейчас как тогда...
  8. -3
    12 июня 2019 07:49
    Цитата: wooja
    японцы , корейцы, китайцы, да и многие европейцы не стеснялись заимствовать.

    Так ведь и F-15 по своей схеме и пропорциям подозрительно похож на МиГ-25 (случайность, конечно!).
    1. +2
      12 июня 2019 09:16
      Если посмотреть на чертежи (вид с верху) МиГ 25 и А-5 "Виджилент" то тоже можно глубокомысленно заметить - есть что то у МиГа "от водолаза"*...
      * "Собачье сердце"
  9. +7
    12 июня 2019 07:49
    По поводу Микулина и М-34 написано не совсем корректно. Микулиным была взята размерность БМВ, и что?
    Все конструкторы используют удачные решения других разработчиков.
    Сейчас нужно говорить о современном состоянии поршневых авиамоторов в России. Их нет. Опять вернулись к временам 20-х годов прошлого века. Всё развивается по спирали, опять пытаются приспособить автомобильные моторы на лёгкие самолёты, забывая при этом что режимы работы у авиамоторов и автомобильных моторов разные. В 30-х годах прошлого века некоторые "пламенные революционеры" продвигали идею универсализма в технике. В 40-х годах СССР кровью заплатил за эти идеи. Сейчас "эффективные менеджеры" продвигают снова эти идеи. Дилетанты народ не истребимый и агрессивный, свято уверовавший в свою правоту. Тут и врагов не нужно, свои "пламенные и эффективные" наделают таких делов что потом долго "расхлёбывать придётся". Поршневые авиамоторы будут востребованы ещё как минимум лет двадцать. Авиация общего назначения в России остро нуждается в собственных авиамоторах, а их пока нет.
    1. 0
      13 июня 2019 13:05
      А еще у нас сейчас паровозов нету. Че делать?
  10. +4
    12 июня 2019 08:03
    Роман, ну если уж быть точным...в 1966 году был подписан контракт по строительству волжского автозавода, в 1967 году начато строительство, данное строительство было объявлено ударной комсомольской стройкой, а в 1970 или 1971 сошел первый автомобиль с конвейера..А на момент подписания контракта, эта марка итальянского автомобиля на 1966 была лучшей в Европе и популярной.Да к 1971 году она уже лучшей не была..
    1. -1
      12 июня 2019 11:31
      Чем лучше и современнее автомобиль для частного владения, а не для общественного движения, тем хуже для человеческого общества.
      Цитата: "Автомашина калечит людей физически и морально, как тех, кто сидит за рулем, так и пешеходов, прохожих. Участие в одном и том же улично-дорожном движении людей, вооруженных автомобилем, и безоружных пешеходов, – безнравственно и противозаконно, так как порождает неравенство по отношению к праву на жизнь. Успехи медицины по продлению человеческой жизни означают лишь то, что на первое место среди причин смерти выйдут дорожно-транспортные происшествия (ДТП)."

      http://scepsis.net/library/id_2101.html

      Там же: "...легковой автомобиль в большом городе – не столько транспортное средство, сколько спортивный снаряд, игрушка для повседневного самоутверждения. Но для игры и спорта предназначены приватные и клубные пространства. Зачем терзать своим хобби прочих, вынужденных участников дорожного движения?
      Утилитарные средства передвижения, орудия, приборы рано или поздно превращаются в спортивный инвентарь. Так было с лодками и лыжами, то же происходит с автомобилем. Ему уготовано почетное место на спортивных полигонах и трассах, а также в музеях."
  11. +10
    12 июня 2019 08:11
    Форсированная версия двигателя М-105, которой стал М-107

    С чего бы это? Со 105-м из общего только габариты, практически новая разработка. Форсированная версия 105-го это М-106.
    У нас же моторы М-85 – М-87 устанавливались на бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4.
    На Ил-4 устанавливался М-88 (1100 л.с. на 4500м)
    Моторчик был откровенно слабый, но очень надежный.

    Не плохо бы упомянуть в линейке "Мажоров" М-89 (1590 л.с. около 250 шт) 18-ти цилиндровую версию - М-90 (1700-2080л.с.) им просто не повезло.
    Микулин - взяты размеры и идеология ( переразмеренный безнаддувный двигатель) от БМВ все остальное свое. В последствии запас по литражу и установка наддува позволили более чем в три раза( 2800 л.с) увеличить мощность ( с определенными доработками) БМВ рядом не валялся.
    М-11 ресурс к 1936 году достиг 400 часов.
    Почему бы не упомянуть авиадизеля М-40 и М-30
    Из серийных отечественных в 30-е М-26, МГ-31
    1. 0
      13 июня 2019 16:02
      Вот хотелось бы поподробней, об авиадизелях: в автомобильной промышленности их не было, т.е. компетенций (как сегодня говорят) у нас небыло… Но танк Т-34 был с дизелем имевшим авиакорни… Откуда?
      1. 0
        13 июня 2019 19:36
        Если вы имеете в виду "немецкий след" то его нет или не видно, но наверняка в конце 20-х начале 30-х были контакты с "Юнкерсом" по общим вопросам. Первый "живой" авиадизель появился в СССР в 1933г конструкция А.Д.Чаромского - АН-1, М-30 и М-40 его серийное развитие. К стати на них , в первые в мире на серийных авиадвигателях, был применен турбонаддув 4 ТК Мощность 1250/1500 л.с. В последствии на мод. АЧ-30БФ было 2 ТК и 2 ПЦН мощность доведена до 1500л.с. на 6000м и 1900 л.с. взлетная. М-40 и М-30 ставились в начале войны на ТБ-7 но были быстро заменены на АМ-35А по причине ненадежности, в последствии модификация АЧ-30Б ставилась на серийных ЕР-2. На базе М-40 Яковлева в последствии созданы судовые варианты М-50. Ну а В-2 - производная АН-1.
        1. +1
          13 июня 2019 20:51
          Ничего по движки Чаромского сказать не могу, но ЮМО рядные, двухтактные с ПДП, а В2 четырехтактная V-образка. Авиакорни конечно наблюдаются, КШМ с главным и прицепным шатунами и четырехклапанная башка. Ну и люминий конечно.
        2. +1
          13 июня 2019 20:52
          На авиадизеля Юнкерса очень похож движке с Чифтена, тоже рядный, двухтактный, с ПДП и двумя коленвалами.
          1. 0
            13 июня 2019 22:29
            Цитата: Grossvater
            На авиадизеля Юнкерса очень похож движке с Чифтена, тоже рядный, двухтактный, с ПДП и двумя коленвалами.

            И 5ТД(Ф) только один вертикальный другой горизонтальный.
        3. -1
          4 июля 2019 16:33
          И все-таки: родословную дизеля В-2 кто-нибудь может расписать?
          Для меня это самая "темная" история происхождения нашей техники.
          Еще раз отправную точку моего понимания: у нас не было дизелей (от слова воооообще!) и вдруг - появился классный мотор который до сих пор трудится. Откуда? как? кем? и т.д. и т.п.
  12. +19
    12 июня 2019 08:30
    "Вообще, в 30-40-е годы наша промышленность, бесспорно, сделала просто огромный рывок. От прямого ксерокопирования, что, в общем, не зазорно, а является показателем уровня развития конструкторской школы в стране, до устойчивого выпуска своей техники массово и серийно."
    "просто огромный рывок", это не просто рывок, по степени развития это ближе к ракетному старту.
    Страна за считанные годы сделала то, что в развитых ушли десятилетия и не одно, особенно в области образования. Страна не имевшая в начале 30-х фактически своего машиностроения и системы стандартизации уже выдавала на гора продукцию способную противостоять развитым странам к середине десятилетия, испанские события. Двигатель это не просто чертежи, это специальные материалы и сплавы, все это надо было разработать своё и поставить на производство, наука, наука и еще раз наука. Станки и оборудование, то же разработать , изготовить и внедрить на производство. Но самое важное, кадры, которые решили все. Способные разработать технологию производства, которую могли выполнять не подготовленные кадры, учитывая наличие их до 60-х годов прошлого столетия.Страна не имевшая в стандартах среднего образования для населения, было начальное и то не для всех, 4 к ЦПШ, а высшее было доступно только узкой прослойке общества, вот только за решение этого вопроса стоит поставить памятники советским руководителям.
    1. 0
      12 июня 2019 08:48
      именно так....
    2. -1
      12 июня 2019 09:19
      Двигатель это не просто чертежи, это специальные материалы и сплавы, все это надо было разработать своё и поставить на производство, наука, наука и еще раз наука. Станки и оборудование, то же разработать , изготовить и внедрить на производство

      Человека с техническим образованием вижу я ))).
      У гуманитариев - электричество берётся из розетки , им легко говорить...)))
      1. -1
        12 июня 2019 10:33
        Розетки, то же бывают разные.
      2. +2
        12 июня 2019 11:36
        Цитата: Strashila
        Но самое важное, кадры, которые решили все. Способные разработать технологию производства, которую могли выполнять не подготовленные кадры, учитывая наличие их до 60-х годов прошлого столетия. Страна не имевшая в стандартах среднего образования для населения, было начальное и то не для всех, 4 к ЦПШ, а высшее было доступно только узкой прослойке общества, вот только за решение этого вопроса стоит поставить памятники советским руководителям.


        Памятники поставить легко - а где взять кадры преподавателей для обучения кадров
        на производство?
        Может привлечь достойной оплатой труда технарей, а не экономистов?
  13. 0
    12 июня 2019 08:44
    М-11, чудо-мотор, который вывел в небо без преувеличения несколько поколений советских летчиков,

    А сейчас для БПЛА не могут воспроизвести такие моторы..?
    1. +5
      12 июня 2019 08:49
      не могут..., слишком дешево и хорошо..., не распилить
    2. +2
      12 июня 2019 09:00
      А кому их воспроизводить?. У китайских товарищей решается все просто, партия сказала надо, значит надо, тупо в начале тырим технологии чертежи, благо интернет и количество китайских студентов за рубежом это позволяют... и самое важное есть кому все осваивать сильно не отсвечивая стыриной информации, как во времена СССР у нас. В России сегодня да же если стырят наши спецы, кому отдать на освоение? Вот в чем вопрос.
      1. 0
        12 июня 2019 11:45
        Цитата: Strashila
        У китайских товарищей решается все просто, партия сказала надо, значит надо, тупо в начале тырим технологии чертежи, благо интернет и количество китайских студентов за рубежом это позволяют... и самое важное есть кому все осваивать сильно не отсвечивая стыриной информации, как во времена СССР у нас. В России сегодня да же если стырят наши спецы, кому отдать на освоение? Вот в чем вопрос.


        Остается только мечтать - "Россия успешно испытала антигравитационный двигатель Леонова"
        Может китайцы построят?
        https://topwar.ru/67965-rossiya-uspeshno-ispytala-antigravitacionnyy-dvigatel-leonova.html#comment-id-8986948
        1. 0
          12 июня 2019 15:05
          Гравицапа?
    3. +1
      12 июня 2019 09:45
      Цитата: Zaurbek
      А сейчас для БПЛА не могут воспроизвести такие моторы..?

      Могут. готовится к производству целая линейка на основе М-11 с использованием современных материалов. РИТМ они называются.
      Пока писал выяснил что уже вышла первая партия - 7 цилиндров 200 л.с. 11.3 литра.
      1. +3
        12 июня 2019 12:08
        Тов.Сталин задел хороший оставил.
  14. +1
    12 июня 2019 08:56
    Цитата: Zaurbek
    А сейчас для БПЛА не могут воспроизвести такие моторы..?

    Воспроизводить некому. Заводов специализирующихся на поршневых авиамоторах не осталось, да и моторные заводы общего назначения реформаторы "славно погромили". Сейчас должен стоять вопрос о возрождении производства поршневых авиамоторов в России. У нас как всегда. "Весь Мир разрушим до основания". Вот только возникает вопрос: "А зачем?" Сейчас главное "усвоить" бюджетные деньги, а сделают или нет из автомобильного мотора авиационный уже не важно. Скажут потом: "Ну не шмогла".
    1. +5
      12 июня 2019 10:52
      Вот только большевики разрушили до основания весь старый строй, а не средства производства. Или в Ленинграде все заводы заново строили?
  15. +7
    12 июня 2019 09:54
    Истина, как всегда, где-то посередине будет. Если по сути – немцы создали достойный двигатель, а Микулин был сильным конструктором, сделавшим из «немца» чудовище, таскавшего в один винт бронированный короб Ил-2.
    Двигатель BMW VI оказал большое влияние на советское моторостроение, но Микулин не делал из "немца" чудовище. М-34 и последующие двигатели Микулина не являются развитием двигателя BMW VI и его лицензионной версии М-17. Это разные двигатели, производившиеся параллельно. На М-17 лицензию купили в 1927 году, М-34 начали разрабатывать в 1928, когда М-17 еще и не производился. У двигателей совершенно разная силовая схема блока, т.е. налицо принципиальное отличие конструкции.

    Международная авиационная выставка в Милане, 1935 год. Экспозицию двигателей осматривает принц Евгений Савойский-Генуэзский.
    К сожалению, не нашел фото осмотра экспозиции СССР именно с двигателем М-34, который на этой выставке пользовался повышенным вниманием.
    В 1936 году М-34 переименовали в АМ-34, отметив таким образом заслуги Микулина. Дальнейшим развитием АМ-34 был АМ-35.
    1. +5
      12 июня 2019 10:30
      Нужно отдать должное немцам, любезно предоставившим нам право на выпуск двигателя
      За немецкую любезность было уплачено 50 000 долларов (примерно 750 000 по сегодняшнему курсу). Кроме того, после выпуска первых 50 двигателей в течении пяти лет немцам отчислялось 7,5% от стоимости каждого произведенного двигателя, но не менее 50 000 долларов в год.
  16. +1
    12 июня 2019 12:35
    Автору респект. Есть маленькие неточности. Серия М-87/88 применялась также на бомбардировщике Су-2 и И-180. Моторчик не был слабым в конце 1943 года на модификации М-89 с впрыском вытянули с него 1560 лошадок. В добавок ко всему был очень экономичным. Опять таки отсутствие школы проэктирования двигателей не позволила быстро реализовать заложенный потенциал.
    М-82 и М-71/72/73 это воспроизводство на нашем техническом уровне того что производили в штатах в 35-37 годах! То биш (R-2600 Twin Cyclone) и (R-3350). Опять таки уровень производственной культуры не позволил запустить вовремя в серию.
    По поводу серии АМ-34/42. База немецкая исполнение наше. Фактически уже ам-34 и все остальные представляли собой полностью отечественную разработку, хотя концепция сохранялсь.
    1. +1
      12 июня 2019 13:45
      М-82 и М-71/72/73 это воспроизводство на нашем техническом уровне того что производили в штатах в 35-37 годах! То биш (R-2600 Twin Cyclone) и (R-3350). Опять таки уровень производственной культуры не позволил запустить вовремя в серию.
      Немного об американской производственной культуре и 35-37 годах.
      В 1937 двигатель Wright R-2600 еще только разрабатывался.
      Работа над двигателем Wright R-2600 началась 23 сентября 1936 года по спецификации № 439 компании, а производство началось в 1938 году.
      Начальный этап производства ознаменовался чередой скандалов. Двигатель попал под расследование сенатского комитета, который обнаружил массовое производство бракованных деталей и применение некачественных материалов, а так же массовую фальсификацию отчетов об испытаниях. Более 25% протестированных комиссией двигателей вышли из строя во время 3-х часового пробного запуска.
      Артур миллер даже написал пьесу «Все мои сыновья», в которой отец, производящий неисправные детали самолета, способствует гибели 21 пилота P-40 и своего собственного сына.
      Возникла даже версия о саботаже и к расследованию подключили ФБР.
      1. +1
        12 июня 2019 14:35
        Ну и каким боком Wright R-2600 к P-40? А швецов был в америках и бывал на заводах. Перспективные разработки также видел. Прототипы и чертежи Wright R-2600 он на руках имел. Если на них взглянуть, то наш АШ-82 имеет более длинную переднюю коробку агрегатов ибо наши заморачивались аэродинамикой звёзд. Штатовци в этом плане были более прагматичны. Там где у нас хромает аэродинамика есть моща. Ну энто если перефразировать,
        1. 0
          12 июня 2019 15:04
          Ну и каким боком Wright R-2600 к P-40?
          И то и другое выпускала одна фирма - Curtiss-Wright, производство которой стало обьектом расследования сенатской комиссии.
          1. +1
            12 июня 2019 15:47
            Ну и? Выпускала одна фирма. Двигатели разные. Вопросов к воздушникам не было. И кстати именно Wright R-2600 применялся на большой номенклатуре самолётов летавших по всему миру. Тот же В-25 никаких претензий ни у кого не имел. Зачем приплетать неприплетаемое то?
            1. +2
              12 июня 2019 16:13
              Хм, даже интересно. Попробуем еще раз.
              1. В начале производства двигателя Wright R-2600 фирмой Curtiss-Wright к качеству двигателя было много претензий, что послужило основанием для расследования деятельности фирмы Curtiss-Wright со стороны сенатского комитета, контролировавшего ход выполнения Национальной программы обороны. В ходе расследования были выявлены нарушения технологии, брак, подлог документов, дело приобрело общественный резонанс.
              2. Известный американский драматург Артур Миллер, будучи патриотом, откликнулся на проблему и создал произведение на злобу дня. Для того, чтобы показать, чем грозит выпуск бракованной и некачественной продукции и донести важность проблемы буквально до каждого американца, он написал пьесу «Все мои сыновья». В качестве главного героя - работник фирмы Curtiss-Wright, но для остроты сюжета автор вместо производства двигателей описывает производство самолетов. Драматизирует сюжет.
              3. Таким образом мы видим что:
              - в американском моторостроении, как и в советском, тоже имели место проблемы качества продукции и квалификации персонала;
              - американские деятели культуры, как и их советские коллеги в своих произведениях изображали тему массового повседневного труда людей и его значение для обороноспособности страны.
              Так понятно? Если нет, я умываю руки и снимаю вопрос.
              1. -2
                12 июня 2019 16:38
                Смеяться или плакать? по пункту ван! Дайте ссыль! Плиз! А то оно на словах как то так ни очень! Если Вы в теме то Вам не составит труда. Англицкий хоть и амеровский мы как то осилим ;). Учитывая всё дальнейшее? Не лепите ольгинские того что не лепится! ПРосто лучше уйти в тень чем изображать и делать ещё хуже!
                1. +2
                  12 июня 2019 16:51
                  По первому пункту - http://www.aviation-history.com/engines/r2600.htm, там же ссылка на Additional Report of the Special Committee Investigating the National Defense Program.
                  И пожалуйста, если это Вам по силам, не хамите и изъясняйтесь на нормальном, литературном языке.
                  1. 0
                    12 июня 2019 16:54
                    Сенкс посмотрим
              2. Комментарий был удален.
    2. +2
      13 июня 2019 15:08
      Цитата: dgonni
      М-82 и М-71/72/73 это воспроизводство на нашем техническом уровне того что производили в штатах в 35-37 годах! То биш (R-2600 Twin Cyclone) и (R-3350).

      Справедливости ради, всё же, уровень 1939 года. Отставание с учетом лицензий было всего 5 лет, но общий уровень двигателестроения был всё же лет на 12 хуже, судя по доводке и производству.
      1. +2
        13 июня 2019 16:01
        Ну и я об том же! основной вопрос в развитии заключался в том что пытались в лоб форсировать двигатели, не имея опытной базы и материалов. Там где европа и американцы весело просто подымали надув, наши утыкались на наличие высокооктанового топлива или более высокопрочных сталей и других материалов. Второй момент, алюминиевые отливки! Европа и штаты перешли на литьё под давлением, нам данную технологию только показали но и не продали. Кто стыкался с литьём понимает что одна и та же головка отлитая данными двумя способами имеет совсем разные свойства как жаростойкости так и прочности.
        П.С. Хотя нужно отддать должное конструкторам! В плане добычи кобыл из одного литра обьёма они не пасли задних никаким образом! И у Климова и у Микулина и у Швецова с Назаровым Урминым и другими было чёткое представление как и откуда их взять. Вопрос был именно в технологической отсталости производства и основное в культуре производства!
        1. +1
          13 июня 2019 18:07
          Цитата: dgonni
          Там где европа и американцы весело просто подымали надув, наши утыкались на наличие высокооктанового топлива или более высокопрочных сталей и других материалов.

          Вот это вопросы сложные. По топливу уже работали на 1938 год заводы по риформингу и модификации нефтепродуктов, и вполне могли получать бензины с октановым числом больше 110. Но это только Ленинград и Грозный. Масштабировать не получилось, несмотря на наличие большого количества платины. В итоге советские каталитические компоненты работали на англо-американский нефтехим во время войны, а советский баланс по высокооктановому топливу держался на уровне 20%.
          Жаропрочные стали. Теория была, материалы были. Не хватало электропечей, конвертеров и банально времени на установку стандартов эталонных материалов. Потому после войны пробежали этот путь за 2 года. Сухой намучился с ТК-1 и ТК-2, пока не было подходящих материалов.
  17. +3
    12 июня 2019 12:59
    Цитата: dgonni
    М-82 и М-71/72/73 это воспроизводство на нашем техническом уровне того что производили в штатах в 35-37 годах! То биш (R-2600 Twin Cyclone) и (R-3350).

    R-2600 в пригодном к употреблению виде - это всё же 38-39, а не 35-37. А R-3350 на B-29 и в 45 горел за милую душу. И на первых Скайрейдерах с ним проблемы были. Его только после войны окончательно до ума довели. Что, конечно, не отменяет относительную отсталость нашего моторостроения sad
    1. +1
      12 июня 2019 15:50
      Да восемнадцатки горели. Но горели по одной причине, турбокомпрессоры и общая поспешность с введением в строй. Хотя у нас и ЕР-2 и ПЕ-8 горели и без них весело. Опять таки поспешность. Что не умаляет факта перспективной мысли Швецова и общую технологическую отсталость промышленности для производства таких моторов.
      П.С. Первые М-82 явно также не блистали доведённостью и надёжностью.
  18. -4
    12 июня 2019 13:04
    Да конечно... Двигунов своих не было..Но зато какие самолёты выпускали..Аэродинамически более совершенные чем на западе..Ведь до сих пор на западе не создано более совершенной машины чем И-16 Поликарпова..
  19. +2
    12 июня 2019 13:07
    А что удивляться отверточным производствам, возможности которых копированием и ограничиваются? - Любой силовой агрегат начинается не с КБ, а с заводских лабораторий, с испытательных стендов, с научной, технологической, метрологической базы. Самих конструкционных материалов и тех небыло, а это и вовсе уровень земли. Увы, чего в дореволюционной не было, о том и в советской России еще долгое время приходилось лишь мечтать. Что удавалось добыть, с тем и работали, причем достойно, пусть порой и на глазок.
  20. 0
    12 июня 2019 17:35
    Земля ведь ушла лет на триста вперёд. По гнусной теории Эйнштейна.
  21. +1
    12 июня 2019 19:03
    Режет глаз пассаж об авиаконструкторах в начале статьи.
    К сведению автора: Сикорский был хорошим конструктором,
    Туполев - великим.
    1. +1
      12 июня 2019 20:07
      Ты Борис, ты (Вы) не прав! Надо быть скромнее.
    2. 0
      12 июня 2019 21:32
      Цитата: borys
      Режет глаз пассаж об авиаконструкторах в начале статьи.
      К сведению автора: Сикорский был хорошим конструктором,
      Туполев - великим.

      Нетрудно стать отличным авиаконструктором, если тебе в 41-м году дают ДОВЕДЕННЫЙ двигун в 2000 кобыл, а к 44-му из ворот Райта выкатят мотор в 2400 лошадок. А вот попробуй создать отличный бомбер с двумя по 1850...Вот кто действительно великий авиаконструктор !
      1. +1
        12 июня 2019 22:41
        Цитата: Альф
        А вот попробуй создать отличный бомбер с двумя по 1850...Вот кто действительно великий авиаконструктор !

        Этвуд и Киндлбергер, что ли? 2x1700 - отличный бомбер сделали, B-25, никто не жаловался особо winked
        1. 0
          16 июня 2019 22:22
          Цитата: vbnsh
          Цитата: Альф
          А вот попробуй создать отличный бомбер с двумя по 1850...Вот кто действительно великий авиаконструктор !

          Этвуд и Киндлбергер, что ли? 2x1700 - отличный бомбер сделали, B-25, никто не жаловался особо winked

          ТУ-2.
  22. 0
    12 июня 2019 22:22
    Нечего здесь копья ломать. Прав автор: не было двигателей, а ещё были проблемы с аллюминием, но победили.
  23. +2
    12 июня 2019 22:44
    Как говаривал один мультипликационный персонаж - "Ну все хорошо, всё на столе есть окромя рыбки да икорки..."
    Так и в этой статье почему-то пропущен САМЫЙ ПЕРВЫЙ авиационный двигатель выпускавшийся в нашей стране с 1922 по 1933 год! И он так же был копией иностранного двигателя! Но в то время по другому поступить было невозможно.
    Уважаемый Роман! Вы "запамятовали" о двигателях семейства Liberty L-12/ М-5!
    Советский мотор М-5 (копия американского двигателя Liberty L-12) устанавливался на самолёты Р1, Р-3. Не говоря уже про установку на танк БТ-5.
    А вы о нём забыли!

    Википедия -
    По имевшемуся на ГАЗ № 2 (так назывался завод «Икар») изношенному трофейному образцу мотора «Либерти» в конце 1922 года был выпущен комплект рабочих чертежей мотора в метрической системе мер, что потребовало большого числа поверочных расчетов. Были разработаны система допусков и посадок, технологии изготовления и сборки деталей и узлов, изготовлен режущий и мерительный инструмент и приспособления. Завод был реконструирован, укомплектован недостающим оборудованием и несколько расширен. Работа по выпуску документации и подготовке производства велась под руководством конструктора А. А. Бессонова и главного инженера завода М. П. Макарука.
  24. +5
    13 июня 2019 09:02
    Но, увы, тяжело отрицать то, что фактически ВСЕ советские авиамоторы были копиями импортных разработок.

    До сих пор на многих оружейных и авиационных сайтах люди ломают копья, как надо рассматривать именно моторы Микулина, как самостоятельные работы или как копию немецкого двигателя.

    Роман, "копии" кончались на М-22, М-25, М-100 и М-17. Вносимые изменения рождали другие двигатели. Уже "свои". С другими конструктивными элементами, с измененными технологиями. Другими характеристиками и осробенностямии. Утверждать, что М-62, М-63 или М-82 "копия" Wright R-1820 Cyclone , а М-105 ПФ или М-107 копия Hispano-Suiza 12Y, - мягко сказать, - не корректно.
  25. +5
    13 июня 2019 10:45
    Много неточностей, а кое-где и ошибок. Бросилось в глаза, про М-85 и М-87 автор написал, про М-86 упомянул, а про самый массовый и мощный в семействе М-88 он забыл, его ещё ставили на Су-2, кроме Ил-4. Про создание М-34 автор полностью вне темы, М-17 имел недостаточную мощность и перед Микулиным была поставлена задача создать более мощный мотор, который можно поставить на мотораму М-17 без переделки самолётов. М-34 абсолютно оригинальная конструкция!
  26. 0
    13 июня 2019 12:59
    Я вот никак не могу понять, почему у нас практически на нуле был выхлоп 2-х моторных истребителей,
    если такие проблемы были поставлять моно-моторы нужной мощности?
    причем проектов было наверное штук 15 - это и то, из чего пешку сделали, и САМ-13 и другие
    и заграничный опыт имелся (например, в англии, франции и германии стояли такие на вооружении)
    перед войной американцы лайтинг запилили, т.е. тренд налицо.
    1. +1
      14 июня 2019 11:04
      Сложная весьма проблема - сделать маневренный двухмоторный самолет. Из всех, что во Вторую мировую наклепали, нормальным истребителем (не ночным перехватчиком бомберов, а именно для воздушного боя) фактически только P-38 был - за счёт кучи конструкторских ухищрений.
  27. 0
    13 июня 2019 13:01
    Цитата: нафанаил
    е создано более совершенной машины чем И-16 Поликарпова

    не понял иронии.
    в те времена летало наверное штук 5 или 6 истребителей разных стран, которые в одинаковой окраске
    вас бы сильно затруднило отличить.
  28. 0
    13 июня 2019 13:07
    Цитата: Урал-4320
    Вот только большевики разрушили до основания весь старый строй, а не средства производства. Или в Ленинграде все заводы заново строили?

    заводы не все заново строили, но есть 2 но
    1. оборудование до революции (примерно 1910 год) и 1930 года это уже 2 большие разницы
    2. Кадры. вот что было разрушено, а с ними и до революции было очень туго.
  29. +2
    13 июня 2019 13:32
    "Маленькая ложь рождает большое недоверие"....
    К чему это я? А к тому, что утверждение "не так давно, в 1966 году, в СССР был построен некий автозавод, выпускавший устаревшие итальянские автомобили.." грешит, мягко говоря неточностями. И в отношении даты постройки завода и в отношении потребительских качеств продукции.
    После этого читая материал поневоле закладываются сомнения в его достоверности.
    Автор, кстати, подобными неточностями "балует" не в первый раз. Жаль, потому что материалы, как правило, от него интересные.
  30. 0
    13 июня 2019 20:41
    Движок с ПО2 поразил , ресурс скорее всего крайне малый

    Двигатель М-11ФР
    Технические характеристики:
    - мощность взлетная - 160 л.с. ;
    - число оборотов макс. - 1900 об./мин.;
    - масса мотора - 180 кг;
    - ресурс - 500 часов.
    https://izi.travel/browse/4344f215-38c2-456a-b1f4-e3f8afcac6c5/ru
  31. 0
    13 июня 2019 20:56
    Валерий Августинович, "Битва за скорость. История авиационного моторостроения".
    Есть в тырнете, вполне так бесплатно. Великолепная книга по теме. Настоятельно рекомендую к прочтению.
  32. 0
    14 июня 2019 10:47
    Конструктора - это да. Чтобы понять как оно вообще работает, что важно, что второстепенно, где какие посадки и материалы применить, все на бумагу перенести и удобоваримом виде.Но ведь и промышленность тоже нужна. Причем не абы какая. Даже скопировать все это надо иметь не простые станки, людей с руками, головами, обученных на этом всем работать. Плюс инструмент(режущий, мерительный и пр.), толковые организаторы, и все это далеко не в единственном экземпляре для массового производства. Кстати, и литейное и кузнечно-прессовое производство тут тоже просматривается не плохое.
  33. -2
    14 июня 2019 11:09
    Цитата: yehat
    Я вот никак не могу понять, почему у нас практически на нуле был выхлоп 2-х моторных истребителей,
    если такие проблемы были поставлять моно-моторы нужной мощности?
    причем проектов было наверное штук 15 - это и то, из чего пешку сделали, и САМ-13 и другие
    и заграничный опыт имелся (например, в англии, франции и германии стояли такие на вооружении)
    перед войной американцы лайтинг запилили, т.е. тренд налицо.

    так маневр был не так уж и нужен.
    Нам не хватало перехвата типа фокке-вульфа с высокой скоростью, вооружением и скороподъемностью
    эту нишу занимали Лагг-3,ла-5, ла-7 и даже ил-2.
    1. 0
      15 июня 2019 00:08
      Yehat
      "...Нам не хватало перехвата типа фокке-вульфа с высокой скоростью, вооружением и скороподъемностью..."
      Очередная глупость.
      С высокой скоростью и мощным вооружением ФВ-190, я пожалуй, соглашусь.
      Но вот скороподьемность у оччень тяжелого ФВ-190, была хуже всех остальных одномоторных истребителей.
      И еще вопрос: а на кой ляд нам был нужен этот "перехват типа фокке-вульфа"????
  34. 0
    14 июня 2019 14:25
    Мотор - это комплекс, а именно: хард + софт. В СССР так и не смогли достигнуть передового уровня в ДВС (отсюда проблемы автомобильной промышленности), а в авиационном двигателестроении СССР, пожалуй, наиболее близко к концу существования. Однако производство оказалось на Украине, а КБ в РФ. Это и предопределило общую деградацию "отечественного" двигателестроения. Государство с таким небольшим населением как РФ не может самостоятельно развивать авиацию долго. Надо или... или....
  35. 0
    16 июля 2019 09:28
    Цитата: Дедок
    Вот хотелось бы поподробней, об авиадизелях: в автомобильной промышленности их не было, т.е. компетенций (как сегодня говорят) у нас небыло… Но танк Т-34 был с дизелем имевшим авиакорни… Откуда?


    Я написал про авиакорни - т.к. читал, что дизеля пытались ставить на ПЕ-8.
    То, что это не наше - это понятно, но, вопрос откуда и когда к нам пришло?
  36. 0
    22 апреля 2024 17:29
    "Других конструкторов у меня для вас нЭт"(с).