Военное обозрение

Сталь, рельсы и огневая мощь. Бронепоезда на полях Великой Отечественной

33
Наивысшим пиком карьеры бронепоездов была Гражданская война в России. Именно в этом конфликте они могли оказывать наибольшее влияние на ход боев. Виной тому, конечно, был во многом партизанский и иррегулярный облик самой войны: когда армии сравнительно невелики, страдают текучкой кадров и плохим снабжением, появление даже одного бронированного гиганта может изменить всё.




Грянувшая два десятилетия спустя Великая Отечественная была уже совершенно другим делом. В многомесячных упорных сражениях сходились гигантские и хорошо организованные армии: миллионы людей, десятки тысяч машин, тысячи танков, самолетов и артиллерийских орудий. На этом фоне бронепоезда уже терялись. Но все равно приносили пользу.

Что русскому хорошо, то немцу – головная боль


На Вооруженные силы СССР влиял опыт Гражданской. Все, конечно, понимали, что предстоящая война моторов будет сильно от нее отличаться. Никто не собирался на полном серьезе громить противника конными армиями. Но вот бронепоезда были довольно технологичным по меркам времени оружием, и отказываться от них не спешили.

Мало того, СССР был, пожалуй, единственной страной межвоенного периода, где их в значительном количестве изначально проектировали как боевые машины, а не переделывали наскоро из уже имеющихся составов. Те же немцы спохватились только в 1942 году, когда стали ощутимо страдать от партизан, и почувствовали нужду в бронепоездах как в средстве охраны железных дорог.

У русских же качественные бронепоезда имелись с самого начала войны. И это было на руку именно в том тяжелом положении. Бронированные железнодорожные гиганты всегда лучше в отходе, чем при наступлении. Атакующий часто идет по выжженной земле – отступающие разрушают за собой все, что успевают, в том числе, зачастую, и железнодорожные пути. И использовать бронепоезд для развития успеха часто затруднительно. Совершенно другая ситуация на другой стороне – пути, ведущие в тыл, еще целы. Способная отступить по ним, защищенная броней артиллерия бронепоезда как нельзя прикрывает отход. Экипажи бронепоездов РККА ели свой хлеб межвоенного времени точно не зря.

Наглость – второе счастье


Не каждое прикрытие отступления, впрочем, превращалось в артобстрел с последующим уходом в тыл. Временами случались и лихие рейды на бронепоездах. Как, например, на станции Жуляны под Киевом в августе 1941 года.


Рождение бронепоезда


Все началось с её внезапного захвата немецкими парашютистами. Противник уже знал о том, что РККА активно использует бронепоезда. Поэтому, едва овладев транспортным узлом, немцы выслали группу, разобравшую небольшой железнодорожный мостик и несколько секций рельс неподалеку от станции. После этого парашютисты, ощутив себя в относительной безопасности, заняли оборонительные позиции и принялись ждать подкрепления.

В Киеве тем временем рвали волосы – Жуляны не успели эвакуировать, и там, помимо прочего, осталось аж 10 вагонов, забитых дефицитными запчастями для самолетов. Дарить их просто так немцам командование не собиралось, и русские задумали дерзкое.

Для дела приготовили небольшой бронепоезд «Литер А». Это была переделка рабочих Киевского паровозоремонтного завода, а не специально построенный, как бронепоезд, состав. Всего лишь частично бронированный локомотив и три бронеплощадки из укрепленных угольных полувагонов. Но против легковооруженных парашютистов это была вполне грозная сила.

В бронепоезде находилось 120 ополченцев – по большей части, рабочих того самого завода, где перестраивали поезд. Задача была проста – ворваться на станцию, открыть огонь изо всего, что есть, быстро прицепить вагоны с дорогими запчастями, и увезти их в Киев.

Для этого к Жулянам ночью выслали отряд: ремонтники и пехотное прикрытие. Удалось восстановить мост и разобранные немцами пролеты. Противник то ли не слышал шума молотков из-за фронтовой канонады, то ли не рискнул высовываться с оборонительных позиций. В любом случае, ремонтникам никто не мешал.


Бронепоезд "Балтиец", действовавший на Ленинградском фронте, был вооружен, в том числе, крайне символичным для СССР артефактом – орудием с крейсера "Аврора"


А в 4 утра в дело вступил «Литер А» – поезд въехал на станцию на полном ходу. Тут же загрохотали 4 76-мм пушки и 14 пулеметов. Немецкие парашютисты к бою с бронепоездом оказались не готовы, и откатились за пределы станции. Этим тут же воспользовались ополченцы – искомые вагоны вскоре были прицеплены, и со всей разумной в таком деле поспешностью отбуксированы в тыл.

Маски-шоу


Немцев русские бронепоезда откровенно раздражали, и они старались их уничтожать при любом удобном случае. Когда-то это удавалось, и дело заканчивалось горелыми обломками, но иногда случался и цирк.

Так, 4 ноября 1941-го в 20 километрах от Ростова-на-Дону немцы покусились на два советских бронепоезда, стоящих на станции Хапры. Средств усиления под рукой не имелось, а то, что можно было привлечь, решало другие задачи. И тогда немцы родили казавшуюся вполне рабочей комбинацию.

Они взяли трофейный локомотив, прицепили к нему вагон со взрывчаткой, и, дождавшись ночи, коварно запустили его в сторону русских. Проблема была только в одном – советские железнодорожники оказались не менее коварны, и отогнали бронепоезда в тупики. «Сюрприз-машина» прошла мимо, прихватив с собой легкий броневик на железнодорожном ходу – экипаж, заслышав звуки мчащегося поезда, успел выскочить в последний момент. Проскочив станцию Хапры, немецкий посланник с грохотом рванул где-то за ней.

Единственное, чего добился противник, так это повреждения отрезка путей. Правда, и он был восстановлен менее чем через 10 часов.

Крымская заноза


Вокруг Ростова из вертикального рельефа разве что терриконы. А вот охотиться на бронепоезда в недалеком Крыму было еще сложнее. Скалы, многочисленные тоннели, сложный рельеф, затрудняющий даже простое визуальное обнаружение. Именно эти факторы, приправленные находчивостью экипажа, помогли бронепоезду «Железняков». Он умело злил немцев с ноября 1941-го по июнь 1942-го – учитывая тогдашнее положение на фронте, это очень долго.


Бронепоезд «Железняков» в Крыму


Типичной тактикой «Железнякова» была знаменитая «бей-беги». Но за кажущейся простотой скрывалось недюжинное мастерство. Требовался тщательный расчет и безусловное знание местности и конфигурации проходящих путей. Не раз случались экстренные ситуации, когда намеченный путь для отхода разбивался артиллерией или авиацией, и новый план приходилось рождать на лету.

На счету «Железнякова» более 140 боевых выездов. Немцы «поймали» его только 26 июня 1942 года – авиация обвалила выходы из тоннеля. Пару месяцев спустя завал был расчищен уже самими немцами, которые не преминули наложить на бронеплощадки свои руки. Увы, они служили им вплоть до эвакуации из Крыма в 1944 году.

На финальном этапе


После перелома в Сталинграде и фиаско летнего немецкого наступления 1943 года война вступила в новую фазу. РККА больше не отступала в стратегических масштабах – ей оставалось или буксовать при попытках собственных наступлений, или победоносно идти вперед. И тут ценность бронепоездов резко упала по озвученным причинам – из-за разрушения противником путей они отставали от наступающих.

Когда полотно оставалось нетронутым, их, конечно, использовали «по полной программе» – в основном, в качестве мобильной бронированной артиллерии при штурме тех или иных пунктов. Но летом 1944-го РККА провела «Багратион», и фронты стремительно покатились на запад. Возможностей для использования бронепоездов становилось все меньше. Пришлось переключиться на охрану транспортных узлов и железнодорожных путей. К началу 1945-го использование бронепоездов в боях практически сошло на нет.

Всего Великую Отечественную прошло 244 советских бронепоезда, из которых было потеряно 90 штук. Не самый плохой показатель для техники, наиболее активное применение которой пришлось на самый тяжелый период войны.
Автор:
Использованы фотографии:
waralbum.ru
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Фил77
    Фил77 15 июня 2019 18:21
    +7
    Отличная статья!Интересно и познавательно.*Железняков* судя по фото сражался с экипажем из флотских?
    1. Аэродромный
      Аэродромный 15 июня 2019 19:08
      +4
      Всего Великую Отечественную прошло 244 советских бронепоезда, из которых было потеряно 90 штук
      ничего себе... к стыду своему ,не знал. жутковато наверное воевать на БП, маневра нет,скрытность сомнительна...жесть.
      1. Torins
        Torins 16 июня 2019 00:51
        0
        За то броня есть и пушки ;)
    2. Olddetractor
      Olddetractor 15 июня 2019 19:11
      +9
      Бронепоезд №5 Береговой обороны главной базы Черноморского флота был построен на Севастопольском морском заводе. Бронепоезд защищал Севастополь, экипаж был флотский. В память о бронепоезде его бывший вспомогательный паровоз установлен возле железнодорожного вокзала города. Позже к паровозу добавили железнодорожную артсистему ТМ-1-180
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 15 июня 2019 19:33
        +2
        Немцы его называли "Зелёный призрак", и был он в соответствующем камуфляже, но платформу с орудием почему-то окрасили в шаровой цвет, а паровоз остался на памятнике чёрным.
  2. Сибиряк 66
    Сибиряк 66 15 июня 2019 18:33
    +2
    Спасибо , очень интересная и познавательная статья!
  3. parusnik
    parusnik 15 июня 2019 18:42
    +2
    Славные дела делали советские железнодорожники и русские бронепоезда..
  4. knn54
    knn54 15 июня 2019 19:07
    +6
    Автору спасибо,Особенно поразил материал про "Железнякова" .8 месяцев бить оккупантов,в условиях ограниченной маневренности! Хочется добавить,что бронепоезда уже после ВОВ несли патрульную службу в Прибалтике и на Западной Украине-охраняли пути и Ж/Д станции от налетов ОУНовцев и лесных братьев.
    1. 30 вис
      30 вис 15 июня 2019 21:38
      +5
      Выручали бронепоезд " Железняков " Севастопольские тоннели ..---Каждый поезд, — прибывает он в Севастополь или куда-то отправляется — минует шесть туннелей. И у каждого из шести есть свое имя. На участке между Севастополем и Инкерманом находятся два туннеля: Городской и Троицкий. От Инкермана до Мекензиевых гор — еще четыре подземных железнодорожных пути: Цыганский, Белый, Графский и Сухарный туннели.Команда "Железнякова" грамотно пользовалась ими !Выскочили отстрелялись и в тоннель ! В Троицкой балке, около которой находится одноимённый тоннель " Троицкий ". У западного входа установлена мемориальная доска с надписью: «В этом тоннеле 28 июня 1942 г. погиб легендарный бронепоезд «Железняков», принимавший активное участие в героической обороне Севастополя».
    2. Astra wild
      Astra wild 15 июня 2019 21:52
      +2
      В части кто-то рассказывал,что в 1969 бронепоезд дежурил на Амурской Ж/Д.
      О чем точно знаю во время "чеченской компании" тоже использовали бронепоезда. Один как буд- то сформирован был в Нижнем Новоороде-"Иван Сусанин". Наши сослуживцы видели его на Ж/Д станции. О другом :"Терик" на сайте видела
      1. Морской Кот
        Морской Кот 15 июня 2019 23:33
        0
        Добрый вечер уважаемая Астра love .

        С 1966 по 69 - й гг. служил в ЗВО. Катались из Биробиджана на стрельбы в Благовещенск и за машинами в Тагил по ж/д, за три года ни слова не слышал ни о каких бронепоездах. hi
        1. амурец
          амурец 16 июня 2019 12:04
          +2
          Цитата: Морской Кот
          С 1966 по 69 - й гг. служил в ЗВО. Катались из Биробиджана на стрельбы в Благовещенск и за машинами в Тагил по ж/д, за три года ни слова не слышал ни о каких бронепоездах

          А вы и не могли ничего видеть и слышать, потому как обстановке глубочайшей секретности, эти бронепоезда начали формироваться в1968 году. А после событий на о.Даманский было принято решение о строительстве БАМа, не того 30-х годов, а второго БАМа, начатого в 70-х.
      2. амурец
        амурец 15 июня 2019 23:38
        +4
        Цитата: Astra wild
        В части кто-то рассказывал,что в 1969 бронепоезд дежурил на Амурской Ж/Д.

        Вот, без кто-то, когда-то, где-то,"В свое время, в связи с резким ухудшением отношений с Китаем возникла необходимость в обороне прилегающих к границе участков Транссибирской магистрали, проходившей через районы, где железная дорога была единственной коммуникацией. Для этого были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых бронелетучек." Это были бронепоезда "Амур" и "Байкал"
        https://yaustal.com/s_miru_po_nitke/18725-bronepoezda-mo-rossii-amur-i-baykal.html

        1. Astra wild
          Astra wild 16 июня 2019 10:26
          +3
          Значит правда, а то Морской Кот решил,что я выдумщица
          1. Морской Кот
            Морской Кот 16 июня 2019 23:30
            +1
            Милейшая Астра love , никогда в жизни не посмел бы такое подумать о женщине. Просто удивился. Мы хорошо знали о ракетных шахтах ядерными ракетами стоявшими сравнительно недалеко от нашей части, а вот насчёт бронепоездов никакой информации не было. Спасибо коллеге Николаю -- внёс ясность. hi
    3. siemens7774
      siemens7774 15 июня 2019 23:42
      +2
      Ну вообще то бронепоезда не плохо поработали и в первую и вторую чеченскую.
  5. da Vinci
    da Vinci 15 июня 2019 20:36
    0
    Думаю, что одной из проблем использования бронепоездов в Европе была еще разница в колее.
    1. Astra wild
      Astra wild 16 июня 2019 10:38
      0
      Насколько я знаю, ещё на заре 20 в.переставляли колёса на поездах с русской на европейскую колею. А значит в 1944-1945 могли такое сделать, вероятно, небыло необходимости
  6. san4es
    san4es 15 июня 2019 21:03
    +4
    hi ...У русских же качественные бронепоезда имелись с самого начала войны. И это было на руку именно в том тяжелом положении..
    На 22 июня 1941 года Красная Армия имела полсотни бронепоездов, несколько бронедрезин и 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Для фронта бронепоезда строились на Южно-Уральской, Омской, Томской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Приморской и других магистралях. Всего советскими железнодорожниками за годы войны было создано около двухсот бронепоездов. Примечательно, что инициаторами строительства бронепоездов стали комсомольцы Куйбышевского паровозного депо.... soldier
  7. OldMichael
    OldMichael 15 июня 2019 21:10
    +2
    Испытал огромное удовольствие от статьи!
    Чаще доводится читать про вундервафли или неимеющееаналоговсуперпупер. А бронепоезда вроде бы нечастый гость на ВО — специалисты по этой теме в дефиците. Однако помня, что менее года назад была замечательная подборка о БП, фактически охватившая почти столетнюю их историю, ради спортивного интереса вбил в поисковик сайта слово "бронепоезд". Угадайте, сколько нашлось публикаций? Попробуйте сделать то же самое — результат приятно удивит!
  8. Astra wild
    Astra wild 15 июня 2019 22:09
    +3
    Автор, у Вас статья хорошая,но стиль несколько корявый:"русские задумали дерзское" в ВОВ участвовали ВСЕ народы Советского Союза, а значит уместнее несколько по другому Формулировать.
    И ещё в качестве маленького упрёка: Вы упомянули лишь о двух бронепоездах,а на иллюстрации есть и" Балтиец". Почему не рассказали и о его деятельности?
    РS. Интересно, когда немцы разбомбили тонель с" Жележняковым", экипаж весь погиб или кто-то уцелел тогда?
    1. bubalik
      bubalik 15 июня 2019 22:48
      +3
      когда немцы разбомбили тонель с" Жележняковым", экипаж весь погиб или кто-то уцелел тогда?


      Александров Николай Иванович
      "Севастопольский бронепоезд"
      Эту книгу написал участник обороны Севастополя, бывший старшина группы пулеметчиков бронепоезда 'Железняков» Н. И. Александров.
    2. hohol95
      hohol95 15 июня 2019 23:23
      0
      Бронепоездов с названием "Балтиец" было ДВА! И оба под Ленинградом!
      1. Astra wild
        Astra wild 19 июня 2019 15:53
        +1
        Было бы интересно если эти бронепоезда действовали на юге. Хотя ветер войны мог и туда занести . Хотя понадобись бронепоезд скажем в Краснодаре или ещё, где, его проще построить в том же Краснодаре или любых ж/д мастерских, Рома рассказывал как в Туле построили БП,чем гнать через всю страну+ линии фронта
        1. hohol95
          hohol95 19 июня 2019 22:17
          0
          Хотя ветер войны мог и туда занести .

          Переводили же из Балтийского флота корабли на Северный флот по Беломорканалу!
          Или перегоны судов с Дальнего востока на Север! Или переход ледокола "Анастас Микоян" из Батуми в Анадырь - 9 месяцев в пути!
          Так и БП могли при перерезании одних дорог пытаться отойти по оставшимся!
          Жизнь порой такие дороги предоставляет...
          Все помнят "выкидыш современного кинопрома" - Последний бронепоезд,но мало, кто помнит фильм 1960 года - КРЕПОСТЬ НА КОЛЁСАХ.
    3. hohol95
      hohol95 15 июня 2019 23:37
      0
      "Броненосцы железных дорог"
      Леонид Амирханов
      Есть в интернете в бесплатном доступе для чтения.
  9. hohol95
    hohol95 15 июня 2019 23:30
    +2
    Бронепоезд "Балтиец", действовавший на Ленинградском фронте, был вооружен, в том числе, крайне символичным для СССР артефактом – орудием с крейсера "Аврора"

    Уважаемый Тимур! БП с названием "Балтиец было ДВА! И фотография не соответствует подписи под ней! На фото ВТОРОЙ из "Балтийцев", а подпись дана для ПЕРВОГО!
    На заднем плане фотографии - бронеплощадка с двумя башнями от таков КВ-1. Такую конструкцию площадок имел БП "Балтиец" построенный в подъемном цехе Ленинград-Балтийского электродепо.
    Один из них, имевший поначалу лишь номер 8 (будем считать его первым) вооружался и формировался в Ижорском Укрепленном районе в период с 2 по 30 июля 1941 года силами личного состава укрепрайона.
    30 июля 1941 года бронепоезд «Балтиец» имел на вооружении два 102-мм орудия, шесть 45-мм орудий, пулеметов – четыре ДШК, два ДК и три М-1.31 января 1942 года силами артиллерийской мастерской на бронепоезде было установлено одно 130-мм орудие, снятое с крейсера «Аврора».

    "Броненосцы железных дорог"
    Леонид Амирханов
  10. Бронекот
    Бронекот 16 июня 2019 01:31
    +1
    Бронепоезда до сих пор на вооружении стоят, последняя модернизация в 80-х годах была
  11. Бронекот
    Бронекот 16 июня 2019 01:32
    +1
    И воевали бронепоезда в чеченскую правда самодельные
  12. Ruger-para
    Ruger-para 17 июня 2019 10:11
    0
    Что сталось с теми бойцами в заваленном туннеле?
    1. Astra wild
      Astra wild 19 июня 2019 15:55
      0
      Вы повторили мой вопрос. Возможно, кто-то знает?
      1. hohol95
        hohol95 19 июня 2019 22:38
        0
        Но 27 июня немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Оставшиеся в живых члены экипажа сняли с бронеплощадок уцелевшее вооружение и заняли оборону у ГРЭС.
    2. hohol95
      hohol95 19 июня 2019 22:37
      +1
      Википедия -
      26 июня 1942 года более 50 немецких бомбардировщиков нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю, где базировался бронепоезд. Завалило вторую бронеплощадку. Второй выход из тоннеля оставался свободным, бронепаровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Но 27 июня немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Оставшиеся в живых члены экипажа сняли с бронеплощадок уцелевшее вооружение и заняли оборону у ГРЭС.
      В августе 1942 года немцы расчистили Троицкий тоннель для движения поездов. Используя восстановленные бронеплощадки «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами с переоборудованными лафетами. В мае 1944 года бронесостав был взорван немцами при отступлении.