Многоразовый, космический, ядерный: проект самолёта М-19

63
В прошлом советская авиационная промышленность занималась массой самых смелых идей. Прорабатывались проекты воздушно-космических самолетов, альтернативных силовых установок для авиации и т.д. Особый интерес в этом контексте представляет проект М-19 разработки бюро В.М. Мясищева. В нем планировалось объединить несколько самых смелых идей.


М-19 в полёте (в представлении художника)




Ответ на угрозу


В начале семидесятых годов советское руководство убедилось в реальности американского проекта Space Shuttle и начало проявлять беспокойство. В перспективе «Шаттл» мог стать носителем стратегического вооружения, и требовался некий ответ на подобную угрозу. В связи с этим было принято решение о форсировании отечественных проектов в области воздушно-космических систем.

В тот период к работам по космической тематике привлекался Экспериментальный машиностроительный завод (г. Жуковский), КБ которого возглавлял В.М. Мясищев. В 1974 г. завод получил новое задание. В рамках темы «Холод-2» он должен был определить возможности создания перспективной ВКС с альтернативными силовыми установками. В частности, следовало проверить концепции двигателей на жидком водородном топливе и ядерной силовой установки. На ЭМЗ новая работа получила обозначение «Тема 19». Проект ВКС позже назвали М-19.

Работу «19» разделили на несколько подпрограмм. Тема «19-1» предусматривала разработку и испытания летающей лаборатории с водородным двигателем. Задачей тем «19-2» и «19-3» являлся поиск облика гиперзвукового и воздушно-космического самолетов. В рамках «19-4» и «19-5» велись работы по ВКС с ядерной силовой установкой.

Общее руководство работами осуществлял В.М. Мясищев, главным конструктором стал А.Д. Тохунц, ведущим – И.З. Плюснин. Не обошлось без привлечения смежников. Так, к работам по ядерному двигателю присоединилось ОКБ Н.Д. Кузнецова.

Теория проекта


В.М. Мясищев изначально сомневался в целесообразности нового проекта. Он указывал, что у «традиционных» космических ракет сухая масса составляет 7-8 проц. от взлетной. У бомбардировщиков этот параметр превышает 30%. Соответственно, ВКС нуждается в силовой установке особой мощности, которая сможет компенсировать высокую массу конструкции и обеспечить вывод машины на орбиту.


Проекции самолета


На изучение подобных особенностей будущего М-19 ушло около полугода, но специалисты ЭМЗ все же смогли определить оптимальные облик и характеристики машины. Генеральный конструктор изучил техническое предложение и одобрил его развитие. Вскоре появился проект технического задания, и стартовали конструкторские работы.

М-19 предлагалось строить как многоразовый воздушно-космический самолет горизонтального взлета и посадки. ВКС мог последовательно совершать полеты в космос и обратно, нуждаясь только в некотором обслуживании и дозаправке. М-19 мог бы стать носителем различного вооружения или специальной аппаратуры военного назначения, его можно было использовать в научных целях и т.д. За счет крупного грузоотсека ВКС получал возможность перевозки грузов и людей на орбиту и обратно.

При успешном решении всех инженерных задач М-19 мог получить ядерную энергоустановку. Такое оснащение обеспечивало почти неограниченную дальность полета и возможность выхода на любую орбиту. В перспективе не исключалось применение М-19 при освоении Луны.

Для получения таких результатов требовалось решить массу сложных задач. К планеру ВКС предъявлялись особые требования по механической и тепловой прочности, силовая установка должна была развивать высочайшие характеристики и т.д. Впрочем, расчеты выглядели оптимистично. Готовый образец ВКС М-19 мог бы появиться после 1985 г.

На случай появления новых угроз и вызовов предлагались упрощенные способы применения М-19. Можно было создать «ВКС первого этапа» с меньшей скоростью и высотностью, но способный нести боевую или иную нагрузку. В частности, такой самолет предлагалось использовать в качестве носителя ракетной системы для вывода нагрузки в космос.


Компоновка М-19


Особенности конструкции


При строительстве М-19 предлагалось использовать особые инженерные решения. Так, планер следовало строить из легких алюминиевых сплавов, а обшивку оснащать многоразовым теплостойким покрытием на основе углерода или керамики. Предложенная архитектура предусматривала наличие крупных объемов внутри планера, что позволяло отдать максимальные объемы под топливо.

Оптимальный вариант М-19 имел схему «несущий корпус» с плоским днищем фюзеляжа и треугольным крылом большой стреловидности. В хвосте помещалась пара килей. Фюзеляж переменного сечения вмещал кабину экипажа с биологической защитой и грузоотсек. Хвостовая часть отдавалась под элементы комбинированной силовой установки; под днищем предусматривалась широкая гондола для двигателей. Предлагалось использовать сбрасываемый хвостовой обтекатель ракетного двигателя.

Оптимальной для ВКС посчитали комбинированную силовую установку, включающую 10 турбореактивных и 10 прямоточных двигателей, ядерный реактивный двигатель и дополнительное оснащение. Реактор предлагалось поместить в особую энергопоглощающую оболочку, способную обеспечить спасение активной зоны при различных ударах. Для маневрирования в космосе использовалась отдельная установка с жидкостными рулевыми двигателями.

ТРДДФ на водородном топливе должны были обеспечивать взлет, подъем на 12-15 км и разгон до М=2,5…2,7. Затем жидкий водород должен был передавать тепло реактора на теплообменники перед ТРДДФ, что позволяло усилить тягу и удвоить скорость. После этого можно было включать ПВРД, а ТРДДФ переводить на авторотацию. За счет прямоточных двигателей предлагалось разгоняться до М=16 и подниматься на высоту 50 км. Максимальная суммарная тяга воздушно-реактивных двигателей достигала 250 тс.

На этом режиме ВКС должен был сбрасывать хвостовой обтекатель и включать маршевый ЯРД. Последний отвечал за нагрев водорода перед выбросом через сопло. Расчетная тяга ЯРД достигала 280-300 тс; суммарная тяга всей силовой установки – не менее 530 тс. Это позволяло поддерживать высочайшую скорость и выходить на орбиту.


Компоновка силовой установки


ВКС М-19 должен был иметь длину 69 м (без сбрасываемого обтекателя) и крыло размахом 50 м. Взлетная масса достигла 500 т. Сухой вес составлял 125 т, на топливо приходилось 220 т. В грузоотсеке размером 4х4х15 м можно было поместить до 40 т нагрузки. Потребная длина взлетно-посадочной полосы составляла 4 км.

Собственный экипаж М-19 включал от трех до семи человек, в зависимости от поставленной задачи. При выполнении тех или иных миссий в грузоотсеке мог помещаться обитаемый космический аппарат со своим экипажем. Высота опорной орбиты составляла 185 км, что обеспечивало решение широкого круга научных и военных задач.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские


Еще до формирования окончательного облика ВКС «19» в рамках темы «Холод-2» стартовали различные научно-исследовательские работы, направленные на решение широкого круга задач. Профильные институты продолжили проработку вопросов создания водородных двигателей, также осуществлялся поиск новых материалов с требуемыми характеристиками.

Особое внимание уделялось созданию особой комбинированной силовой установки. Советская наука уже имела опыт в деле создания ядерных двигателей, но для проекта М-19 требовалось принципиально новое изделие. Готовые ТРДДФ и ПВРД, подходящие для «19», тоже отсутствовали. Профильным предприятиям предстояло разработать все элементы силовой установки.

Перспективный ВКС должен был решать принципиально новые задачи, из-за чего нуждался в авионике с особыми функциями. Требовалось обеспечить навигацию на всех режимах, в атмосфере и в космосе, а также выход на требуемые траектории и возвращение на аэродром. Кроме того, самолет нуждался в специфических средствах жизнеобеспечения, способных защитить экипаж от всех нагрузок и излучения реактора.


Принципы работы комбинированной силовой установки


Различные НИР продолжались до начала восьмидесятых годов. В соответствии с планом темы «19», в 1982-84 гг. следовало провести рабочее проектирование будущего М-19. К 1987-му должны были появиться три опытных ВКС. Первый полет относили к 1987-88 гг. В начале девяностых СССР мог бы освоить полноценную эксплуатацию многоразовой воздушно-космической системы.

Конец проекта


Однако эти планы так и не были выполнены. В середине семидесятых годов военное и политическое руководство страны искало дальнейшие пути развития ракетно-космической техники, в том числе в контексте ответа на Space Shuttle. Выбранная стратегия действий фактически отменяла дальнейшие работы по теме «19».

В 1976 году было решено создавать многоразовую систему «Энергия-Буран». Ведущая роль в этом проекте отдавалась вновь созданному НПО «Молния». ЭМЗ и некоторые другие предприятия передавались в его ведение. Вследствие этого конструкторское бюро В.М. Мясищева потеряло возможность полноценно развивать проект М-19.

Работы по «Теме 19» продолжались еще несколько лет, но из-за загрузки ЭМЗ другими проектами им уделялось лишь минимальное влияние. В октябре 1978 г. В.М. Мясищев ушел из жизни; перспективный проект остался без поддержки. В 1980-м все работы по М-19 окончательно прекратились. Связанные проекты и исследования к этому времени были перенацелены на программу «Энергия-Буран».

Таким образом, «Тема 19» / «Холод-2» не привела к ожидаемым результатам. СССР так и не построил воздушно-космический самолет с комбинированной силовой установкой и не использовал его для военных и научных нужд. Тем не менее, в рамках проекта «19» были проведены различные исследования, позволившие определить оптимальные пути развития многоразовых космических систем и найти наилучшие инженерные решения разного рода. НИР из состава «Темы 19» внесли заметный вклад в развитие отечественной космонавтики, а определенные наработки опередили свое время и пока не нашли применения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 июля 2019 18:31
    Я так мыслю,с учетом того,что уже на подходе Буревестник и Посейдон с ЯСУ ,то очень может быть,что в ближайшие годы и подобный проект реанимируют. Конечно,если решат вопрос радиоционной защиты экипажа.
    1. +5
      26 июля 2019 18:51
      Конечно,если решат вопрос радиационной защиты экипажа.
      Чтобы его решить, надо из 40 тонн полезной нагрузки оставить 20, а остальное пустить на эту самую защиту. Размер отсека 4Х4Х15 метро можно будет сократить и он все равно будет достаточно обширным для немалого числа применений.
      Тут ведь еще надо будет думать о загрязнении атмосферы выхлопом ЯД. Даже при учете того, что он начинает работу в самых верхних слоях атмосферы, при интенсивных полетах будет достаточно большое загрязнение. Причем густо размазываемое по обширной площади.

      И все же... как хотелось бы увидеть подобное чудо в действии. Дожить, так сказать.
      1. Смотря какой реактор. Гелий-3 безопасный реактор. Но нету столько Гелий-3 на Земле, чтобы было дёшево.
        1. +3
          26 июля 2019 23:57
          Гелий-3 - топливо для термоядерного реактора (реакция синтеза), которого на сегодня не существует даже в виде работающего наземного прототипа (ждем ITER). А вот ядерные (реакция деления) ракетные двигатели были сделаны и успешно прошли испытания как в США (NERVA), так и в СССР (РД-0410). То есть, это существующая проверенная технология. Не внедренная, так как вопросы безопасности так и не были решены - риски поломок и ядерного загрязнения обширных площадей.

          На сегодня, есть теоретические разработки и более эффективных двигателей с использованием реакций деления, но все они - только проекты, на бумаге.
          1. Потому что нету столько того же Гелий-3, чтобы имело смысл построить и запустить даже опытный реактор.

            Потому и на бумаге.

            Американский детский ядерный конструктор из 1950-х.


            Осторожно, фейк:
            1. 0
              29 июля 2019 09:09
              Потому что нету столько того же Гелий-3, чтобы имело смысл построить и запустить даже опытный реактор.

              Гелий-3 есть, столько сколько потребуется так как его умеют производить на атомных реакторах.
              А вот для реакции с Гелием-3 требуются радикально более высокие температуры чем с дитейривая-тритевая реакция которая разрабатывается сейчас. Т.е реакция с Гелием-3 это намного более сложная технология, из-за радикально более высоких температур.
      2. -2
        26 июля 2019 20:03
        Цитата: abrakadabre
        Тут ведь еще надо будет думать о загрязнении атмосферы выхлопом ЯД.

        ) ну да, АПЛ вот плывут и хлопают маленькими миничернобылями, ща отражатель покрепче сделают и будут хлопать
      3. 0
        26 июля 2019 21:46
        Ничего подобного! Уже есть у нас запатентованные материалы противорадиационной защиты с очень малым весом по сравнению с свинцом и т. д.!
        1. 0
          27 июля 2019 05:46
          Цитата: Местный с Волги
          Ничего подобного! Уже есть у нас запатентованные материалы противорадиационной защиты с очень малым весом по сравнению с свинцом и т. д.!

          Не знал. Какие?
          1. -2
            27 июля 2019 16:48
            Вопрос к росатому и Каблову!
            1. +1
              27 июля 2019 20:16
              Цитата: Местный с Волги
              Вопрос к росатому и Каблову!

              Т.е. Вы утверждаете, что очень легкие в сравнении со свинцом материалы защищающие биологические объекты от радиации в России не только имеются, но и запатентованы. Т.е. совершенно очевидно, что Вы о них должны знать хоть что-то, но на вопрос "Какие?" отправляете вопрошающего .... в даль. Ужас! Фу таким быть.
              Да будет Вам известно, что есть разные виды проникающей радиации. К примеру, от нейтронного излучения действительно хорошо помогают вода, полиэтилен. А вот против гамма излучения исключительно тяжелые металлы. К примеру, вольфрам, свинец.
              1. -1
                28 июля 2019 08:40
                Исключительно тяжелые металлы?! Смешной такой.... А графит например?
                1. 0
                  28 июля 2019 10:23
                  Цитата: Местный с Волги
                  Исключительно тяжелые металлы?! Смешной такой.... А графит например?

                  Я не буду давать оценку Вам. Лишь сообщу, что графит хорошо поглощает радиоизлучение, т.е. радиоволны, а вовсе не жёсткое гамма-излучение, которое в действительности хорошо поглощается только веществом с тяжёлыми и стабильным ядрами. Это и есть тяжёлые металлы.
                  К слову сказать природный графит и нейтронное излучение поглощает плохо. Лишь из-за примесей. Зато чистый реакторный графит используется как замедлитель для нейтронов выделяющихся при реакции распада в активной зоне ядерного реактора. Замедлять их необходимо и для того чтобы они нагревали таким образом реактор, т.е. участвовали в преобразовании энергии деления в тепловую, а также для того, чтобы замедлившиеся в графите (или другом замедлителе) нейтроны т.с. долбили другие ядра. Вот если бы графит их поглощал, то тогда бы стержни аварийные и управляющие делали бы из графита. А так нет.
                2. 0
                  28 июля 2019 13:16
                  Цитата: Местный с Волги
                  Исключительно тяжелые металлы?! Смешной такой....

                  Пока что смешным выглядите вы. Откройте букварь, потом пишите комментарии - возможно, тогда они нее будут настолько неграмотными и нелепыми. Вы о какой радиации талдычите? О нейтронной? О гамма-лучах? Бета-лучах? При каких энергиях? С бета-лучами нет проблем. Совсем. Гамма-радиация поглощается примерно пропорционально атомному номеру элемента и плотности вещества - и потому все прилично работающие материалы гамма-радиационной защиты содержат свинец. Нейтроны? Вода, графит, полиэтилен, бетон (поскольку последний содержит воду) спасают от нейтронного излучения.
        2. 0
          27 июля 2019 10:11
          Эти материалы ещё в 60ых создали - но применялись они для космических аппаратов.
          1. 0
            28 июля 2019 13:18
            Цитата: Вадим237
            Эти материалы ещё в 60ых создали - но применялись они для космических аппаратов.

            Какие "эти"?
      4. -1
        27 июля 2019 05:45
        Цитата: abrakadabre
        Конечно,если решат вопрос радиационной защиты экипажа.
        Чтобы его решить, надо из 40 тонн полезной нагрузки оставить 20, а остальное пустить на эту самую защиту. Размер отсека 4Х4Х15 метро можно будет сократить и он все равно будет достаточно обширным для немалого числа применений.
        Тут ведь еще надо будет думать о загрязнении атмосферы выхлопом ЯД. Даже при учете того, что он начинает работу в самых верхних слоях атмосферы, при интенсивных полетах будет достаточно большое загрязнение. Причем густо размазываемое по обширной площади.

        И все же... как хотелось бы увидеть подобное чудо в действии. Дожить, так сказать.

        Загрязнение чего? Двигатель выбрасывает водород. Этот газ во много раз легче воздуха. Через считанные мгновения он остывая понесётся в самые верхние слои атмосферы и даже выйдет за её пределы.
        Возникшие в результате облучения рабочего тела (водорода) элементы также будут очень лёгкими.
        1. +2
          28 июля 2019 13:23
          Совершенно верно. Речь ведь не идет о прямоточном реакторе, в котором воздух напрямую гонится через ТВЭЛы. Впрочем, и с прямоточным особых проблем с заражением не должно быть. Ни гамма-радиация, ни нейтроны не могут выдуваться потоком воздуха из реактора. А осколки деления так и остаются в ТВЭЛах, под оболочкамии.
      5. 0
        29 июля 2019 08:47
        Астронавты на Аполло, как-то, обошлись без многотонной радиационной защиты. Наверно у амеров есть секретное ноу-хау. Нужно попросить или спереть. am
        Вот честно говоря - не в курсе: что можно радиоактивно заразить в атмосфере и, тем более, в её высших слоях? ИМХО, "радиационный след" будет, но быстро рассеется без каких-либо последствий. Поясните нам ситуацию, пжста.
    2. +1
      27 июля 2019 04:38
      Да не дай бог..За Буревестник и Посейдон нам 5 лет накинули работать до пенсии,а за этот наверно вообще пенсии отменят
      1. -9
        27 июля 2019 05:46
        Либерда чи эмо-комми? По пять лет работать накинули потому что:
        1. По сравнению с 60-ми годами изрядно изменилась поло-возрастная структура населения.
        2. По сравнению с 60-ми изрядно выросла средняя продолжительность жизни.
        Иными словами: жить стали дольше, а вот детей стали рожать значительно меньше. Поэтому число работающих на одного пенсионера резко сократилось. Бюджет в дефицитах. Можно либо занимать как не в себя, либо повышать налоги, либо печатать деньги.
        Можно, конечно, расходную часть бюджета переделать. Давайте зарежем оборонку и нацбезопасность, выкинем на помойку медицину и образование, но пенсионный возраст оставим прежним.
        1. -6
          27 июля 2019 06:13
          К чему стадам дары свободы?
          Их должно резать или стричь.
          Наследство их из рода в роды
          Ярмо с гремушками да бич.
          1. +1
            27 июля 2019 07:46
            Гражданин. Давайте к делу:
            Вы приперлись в тему, которая никак не касается политики и начали тут вывешивать "искрометные шутки" (унылое г, на самом деле) на политические теме. Какого спрашивается... черта? Хотите майданить - гоу в профильные темы.
            Вам задан прямой вопрос: Вы либерда или комми? А может вообще свидомый?
            Вам дано прямо указание на дыры в Вашей (как писали в советских газетах "так называемой") логике. В ответ лишь:
            а) Стишки. Пушкин это хорошо, но вот эти конкретные строки приплести можно к чему угодно. К жителям СССР - легко, к жителям США, Германии и т.д. - да пожалуйста. Было бы желание. Ссылка на авторитет вообще не аргумент, если что. Тем более такая неконкретная.
            б) Невнятный перевод стрелок на Усманова и Соловьева. Когда мне будет интересно про Усманова и Соловьева, я про них спрошу отдельно.
            Вы отправляйтесь со своими политическими остротами по соответствующему адресу. Соответствующих ресурсов как грязи. А здесь можете рассказывать что-нибудь интересное про ЯРД или про космические программы. Если есть что интересного сказать, конечно.
            Вы на конкретные вопросы давайте конкретные ответы. На конкретные аргументы - отвечайте аргументами, а не чужими стишками и тупыми остротами. И не надо строить из себя возвышенного интеллигента, я такого ... в интернетах насмотрелся. И тему переводить мутными способами не надо.
            Я внятно изложил?
            1. -9
              27 июля 2019 12:33
              Объясню проще..Не будет у тебя ни Буревестников ни Посейдоном ни вот этой вот вундервафли..А бвдут тебе показывать мультики один другого красивей и дать налогами и поборами..
              А деньги твои пенсионные Сечину отдадут..
              Радуйся дальше..Кран то с Кузи подняли,строители Буревестников и Посейдонов? Или все,на иголки?
              1. +1
                27 июля 2019 13:04
                Мультики в основном такие как вы показывают - сплошное Бла, Бла, Бла - шелуха с желтушных сайтов и прочий навоз, как в России всё хреново и вообще скоро страны не станет, потому что потому то, мы так считаем - и мы во всём абсолютно правы.
              2. +1
                27 июля 2019 13:05
                А мы уже на "ты"? Гут.
                Откуда дровишки? Агентство "одна бабка сказала"?
                1. Ты давай инфу со ссылкой на надежные источники. Тем более такую громкую.
                2. Давай ее в профильной теме. Вот будет тема "Буревестники и Посейдоны" или "Сечин, Усманов и Соловьев" вот там и высказывайся. Если слова свои чем-то подкрепить можешь.
                3. Пока ты не привел ни одного внятного аргумента, кроме "власти воруют и обманывают" (Оу фак! Во власти не ангелы сидят. Америку открыл). И ни на один вопрос толком не ответил. "Украли и отдали Сечину" - это не ответ, а блеяние.
                Свобода слова это, конечно, прекрасно. Но ты переводишь ее на фекалии. Пока ты просто носишься по разным темам и ноешь-ноешь-ноешь, как все пропало и какая власть плохая и как все пропало.
                Текел, короче.
              3. +1
                29 июля 2019 08:53
                Вы отстали от жизни. Западные "партнёры" (тм), прежде всего сами американцы, уже признали что мультики правдивые и кинулись пытаться догонять РФ.
                Выкиньте вашу методичку трёхлетней давности и попросите новую - завывания про мультики уже не актуально.
        2. -8
          27 июля 2019 06:51
          А вы от кого обороняться собираетесь?
          Боитесь что Усманов вас атакует со своей яхты? Или Соловьев из своего итальянского поместья войной на Россию пойдет?
        3. 0
          27 июля 2019 15:00
          Я чёт не заметил чтобы у нас дефицит рабочей силы в стране возник, безработицу победили работодатели бегают за работниками?
      2. 0
        27 июля 2019 12:59
        Со своими пенсиями уже всех достали. В полную силу новая реформа вступит только в 2034 году - за 15 лет может десяток раз всё поменяться, вплоть до отмены реформы.
    3. +4
      27 июля 2019 06:45
      Я так мыслю,с учетом того,что уже на подходе Буревестник и Посейдон с ЯСУ ,то очень может быть,что в ближайшие годы и подобный проект реанимируют

      Да конечно, сразу после базы на луне в 2015 году laughing
      1. -9
        27 июля 2019 06:49
        Дураков на России на сто лет припасено,правду говорят))
    4. -1
      27 июля 2019 10:09
      В России уже создали демонстратор ПВРД+ЖРД - реактор на самолёте слишком дорого, опасно и тяжело.
      1. 0
        27 июля 2019 23:41
        Сам реактор весит понты ,килограмм 300-400. А вот биозащита (((( десяток тонн
    5. Комментарий был удален.
  2. 0
    26 июля 2019 19:09
    Хтоничненько. Жаль конечно, что не взлетело. Хотя, цена такого аппарата должна была наверное зашкаливать, да и проблемы с радиоактивным загрязнением при использование реактора не факт, что были окончательно решены. Главное, чтобы такая птичка, буде она построена, не грохнулась нигде (хотя бы не на нашей планете :))
    1. +1
      26 июля 2019 21:17
      -Корпус реактора выполнялся с "круговой" защитой-мялся,но терял герметичность при ударе об поверхность на скорости до 300 м/с.
      -Был создан уникальный теплообменник,который ПОЛНОСТЬЮ изолировал радиоактивный контур. Т.е при включении двигателя на старте исключалось радиоактивное заражение земли.
      Главной проблемой(как мне кажется) и на которую указывает автор-создание ЯД необходимой мощности,который можно было установить в "отведенные" габариты.
      1. 0
        27 июля 2019 20:43
        Дык наведенная радиация на рабочее тело двигателя все равно никуда не денется. Хотя конечно, это не прямоточный ядерный движок, загрязнение наверное будет в рамках допустимого. Конечно технические подробности было бы интересно почитать, но цена вопроса в любом случае зашкаливала.
    2. 0
      27 июля 2019 10:14
      Ту 2000 больше нравится - нет реактора, за то есть комбинация ТРДФ+ ГПВРД+ ЖРД.
  3. Больше всего в жизни я сожалею, что в результате предательства в руководстве страны не стало СССР.
    1. +13
      26 июля 2019 19:36
      Больше всего в жизни я сожалею, что в результате предательства в руководстве страны не стало СССР.
      Уважаемый, вы даже не представляете, насколько вы не одиноки в этом.
      1. +1
        26 июля 2019 20:04
        Цитата: abrakadabre
        Больше всего в жизни я сожалею, что в результате предательства в руководстве страны не стало СССР.
        Уважаемый, вы даже не представляете, насколько вы не одиноки в этом.

        Вот именно.
    2. +2
      26 июля 2019 19:39
      Не так все просто. Предательство было предопределено отрицательным кадровым отбором Хрущевско-Брежневской КПСС, а возможным стало в результате массовости проектов подобных представленному. Надорвали экономику, делая амбициозные не окупающиеся проекты и спонсируя сомнительных друзей.
      1. +1
        26 июля 2019 20:42
        Читаю книжку Хазина "Лестница в небо". С одной стороны жутко интересно, с другой стороны жутко тошно, что предмет описания заложен в людях издревле.
      2. +14
        26 июля 2019 20:51
        Предательство было предопределено отрицательным кадровым отбором Хрущевско ...

        Мало кто обращает внимание, а может и не знает, что одним из первейших решений Хрущёва, после "воцарения", был прямой запрет ведения Органами Государственной Безопасности оперативной работы в отношении партийных работников.
        Вот с этого и началась вседозволенность, а следом и развал страны.
        Эх ... request
        1. AUL
          0
          27 июля 2019 16:32
          Цитата: olegfbi
          Вот с этого и началась вседозволенность, а следом и развал страны.
          Эх ...

          А что, сейчас мы далеки от этого? Вседозволенность для определенного круга лиц и должностей налицо. Так что ждем-с...
  4. +1
    26 июля 2019 20:33
    Хорошее окончание, - "определенные наработки опередили свое время и пока не нашли применения". Будем ждать, найдут.
  5. -2
    26 июля 2019 23:36
    Ещё один пример того, как советская наука и советская инженерная школа создавала конструкции, до сих пор недоступные всем западным компаниям и всем странам НАТО вместе взятым. Современной России, к сожалению, тоже.
    1. +3
      27 июля 2019 02:56
      В данном случае только на бумаге.
      А на бумаге как известно можно и к звёздам полететь.
    2. -1
      27 июля 2019 20:35
      Space Shuttle
  6. 0
    27 июля 2019 01:45
    Тема "Холод" вообще целая история.Одни только иследования по ГПВРД чего стоят.Янки до сих пор с ними возятся.Правда подход у них какой-то дебильный.Тот двигун,чертежи и инфа по которому утекла к ним в 90е,не подходит для ракет под которые они его пытаются заточить.После закрытия темы,документация была передана в тему "Циркон".
    1. 0
      27 июля 2019 10:18
      На X 43 испытали ГПВРД который разогнал аппарат до 11850 километров в час - это было 2004ом году, надо думать что с ГПВРД у них всё в порядке - система управления аппаратами хромает.
  7. +1
    27 июля 2019 07:12
    Блин, как же Красная Звезда в космосе классно смотрится))) М-м-м.......
  8. 0
    27 июля 2019 08:24
    интересная статья
  9. +1
    27 июля 2019 08:54
    Как ни печально, а основная масса человечества забыла о звездной мечте, другие времена...
  10. 0
    27 июля 2019 11:40
    Размещение на орбите шаттлообразных боевых платформ- глупость. Период обращения на орбите в 200 км- более полутора часов. Таким образом, выход на цель, даже без учёта времени на боковое маневрирование будет в 3....5 раз больше, чем подлётное время стратегической ракеты, запущенной с Земли. И, тем более, с барражирующего над нейтральной водой стратегического бомбёра-ракетоносца. Запуск ЕДИНИЧНЫХ количеств этих невероятно дорогих вещей не решит проблемы победы в массовом применении ядерных колотушек. Закрытие программ Шаттл, Энергия, и всех подобных- результат трезвого осмысления своих прожектёрских идей, как ТАМ, так и у НАС. Безопасное приземление этого монстра, с ядерным оружием на борту, на собственную территорию- это трижды риск. Взлётная полоса в 4 км- да ещё во множественном количестве ( приземление должно быть гарантировано не только, чтобы в единственное место, бывает разное, аварии, на пример, когда ждать два- три часа- это смерть)- это ещё триллионные расходы.
  11. 0
    27 июля 2019 12:31
    Цитата: dumkopff
    По сравнению с 60-ми изрядно выросла средняя продолжительность жизни.

    Увы, но нет.

    Если в начале ХХ века в России средняя продолжительность жизни без учета детской смертности (до 14 л) была на уровне стран Европы, то на сегодня она на 20 лет меньше. И роста с упоминаемых 60-х годов нет. Это все оффтопик, конечно, но про ядерный самолет, но факты знать всегда полезно.
  12. -1
    27 июля 2019 13:28
    Жаль что подобных проектов больше нет, и шатлики тоже уже не летают, жаль что СССР и США с этими технологиями не сцепились. 1я мировая дала автомобилестроение, авиастроение, 2-я подарила компьютеры, радары. А что бы было бы сцепись не на жизнь СССР и США аж дух захватывает
    1. -2
      27 июля 2019 14:24
      земному шарику smile
  13. +1
    27 июля 2019 19:06
    Советская, а ныне Российская космическая програма начиная сразу же после первого запуска человека в космос начала неумолимо тормозится "КЕМто am ". И вот, уже как на 60 лет fool отстает от намеченого графика космической эволюции... hi
  14. 0
    27 июля 2019 23:39
    Хороший проект ,и очень нужный вот прям сейчас пригодился бы ,слишком много золота в астероидах ,слишком ,очень ,прям ваще ..
    Осталось решить некоторые технические и юридические трудности .
    1) биозащита ,должна быть лёгкой и надёжной.
    2)необходим единый ядерный двигатель,ибо проще управлять ,обслуживать ,да и весить он будет меньше чем вся вот эта мишура и т.д
    3) договор есть который запрещает использование ЯЭУ в воздухе и космосе .
    4) тепловая защита должна быть абсолютной
    Создание ядрореактивново двигателя высокой мощности и тяги не особо большая проблема ,необходимы материалы мало того что радиостойкие,так ещё и жаростойкие ,хотя бы тыщ до 5-6 Цельсия . От тогда полетим без проблем .
  15. -5
    28 июля 2019 19:47
    В плане планов и проектов СССР всегда имел лидирующие позиции. Но, в основном, эти планы и проекты не осуществлялись. Мировой революции - не произошло, социализм, даже в отдельно взятой стране - не победил, и.т.д.
    А техническим проектам всегда мешало, да и мешает сейчас, техническое отставание. В описаниях - звучит красиво, посторить ядрёный самолет, 500т, весь из титана и алюминия, а чтобы он не сгорел - плиточкой его огнеупорной. Всё чудесно, но вот только плиточки как раз и не было. А так - проект просто замечательный! И нафиг никому не нужный. Вот уже более века СССР-РФ ничего не даёт для развития человечества, для мирового прогресса. Всё что делалось и делается - создается только для того, чтобы убивать. Лучшие танки, лучшие ракеты, лучшие самолёты, космос - а для людей, даже для своих, в своей стране - полный ноль. Паразитируем на прогрессе и инновациях остального мира и только умеем размахивать дубиной.
  16. 0
    29 июля 2019 13:11
    Цитата: НЕКСУС
    уже на подходе Буревестник и Посейдон с ЯСУ

    я в детстве (примерно 79-80 год, жил под красноярском) наблюдал днем над моим городом очень странную картину, вместе с другими детьми.
    прилетел 1 просто огромный аппарат, думаю, раза в 3-4 больше боинга 747
    по форме напоминал приплюснутую бочку с крылышками в сопровождении 2 аппаратов "поменьше" - примерно размером с ту-22.
    все 3 блестели примерно так же как дюралевые самолеты, но без оксида аллюминия.
    в четком строю тройки , как и -16 на парадах в 30 годах, сделали несколько бочек, виражей на скорости около 800 кмч и ушли, ускорившись до 3-4 махов. Полет сопровождался таким же гулом, как пролетавшие регулярно миг-25. Что это было - я до сих пор не знаю. Но именно этот случай заставил меня учиться и желать стать ученым. Потом, когда уже учился в новосибирском универе, пытался распрашивать, что бы это могло быть.
    Нашел 2 человек, которые говорили, что знают, что это был за проект, но они ничего больше мне не сказали,
    а потом пришел ко мне на урок человек из органов и попросил прекратить поиски.
  17. 0
    29 июля 2019 13:22
    Цитата: МутноВидящийОРАКУЛ
    Советская, а ныне Российская космическая програма начиная сразу же после первого запуска человека в космос начала неумолимо тормозится

    советский космос начинался весь на баллистических ракетах, предназначенных для ядерных боеголовок, т.е. там вообще мирной космонавтики был ноль.
    Как только задачи стали шире, чем выплюнуть что-то на орбиту, вдруг обнаружилось, что денег на эти работы или нет, или очень мало. Вот, что "тормозило".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»