Лётчик Иван Фёдоров. Ас воздушного боя

37
Так порою бывает, что непроверенные рассказы авторитетных людей складываются в легенду. Как снежный ком, сорвавшийся с горы, несётся к её подножию уже огромной лавиной, так и легенда обрастает такими новыми подробностями и эпизодами, что в правдоподобность её верит даже сам рассказчик.

Разрешите представить вам Федорова Ивана Евграфовича — Героя Советского Союза, известного лётчика-испытателя, аса воздушного боя, благодаря стараниям журналистов ставшего одним из знаменитых военных лётчиков нашей страны. Ещё бы, он — герой Испании, «Красный дьявол», единственный, кто «получил награду от Гитлера и от Сталина». Воздушный «анархист» и «командир штрафников». О нём так красноречиво рассказывали разные журналисты и писатели, что уже тогда у многих появились закономерные вопросы как к самому рассказчику, так и к авторам публикаций тоже. Позже появилось открытое письмо в редакцию газеты "Комсомольская правда" от заслуженных лётчиков-испытателей СССР С.А. Микояна и А.А. Щербакова, в котором они прямо говорят: «…его рассказы являются выдумкой, часто нелепостью и ничем не подтверждаются». Меня настолько заинтриговала эта ситуация, что я решил провести собственное непредвзятое «расследование».



Детство


Даже с точным местом рождения Ивана Федорова произошел конфуз. По документам местом его рождения указано село Харьково, Харьковской области, где-то даже г. Харьков. Но, по воспоминаниям его двоюродных сестер А.И. Рубашкиной и Е.И. Гуреевой, Ваня Федоров появился на свет в 1914 году 10 (23) февраля в станице Каменской области Войска Донского. Сейчас это город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Предки Ивана Евграфовича были из донского казачества, и со слов родственников — «старой веры». Родители происходили из двух породнившихся родов Денисовых, и его отец, Евграф Васильевич, решил сменить фамилию на Фёдоров. Сам он в детстве рано лишился отца и воспитывался дедом — Фёдором Фёдоровичем. В честь него отец и назвался фамилией Фёдоров, пообещав деду прославить свой новый род. В поисках работы Евграфу Васильевичу и его жене Надежде вскоре после свадьбы пришлось переехать из родного хутора Николаев (ныне село Литвиновка) в окружную станицу Каменскую. Когда Надежда забеременела, молодой семье пришлось купить небольшой домик у реки Северский Донец, где и родились их четверо детей.

В 1918 году, в разгар гражданской войны, их станицу заняли немцы и белоказаки. Отец ушел с красными, а мать с четырьмя детьми родственники забрали к себе на хутор. Трудно им пришлось, и от голода умерла младшая сестричка Ивана. Когда в 1923 году война закончилась, то отец, пообещавший своему погибшему другу присмотреть за женой с сыном, поехал к ним да так и остался жить с новой семьей. Надежда, не дождавшись мужа с войны и считая убитым, заказала по нему панихиду, когда от людей случайно узнала, что муж жив и живёт с новой женой в Луганске. Как истинно донская казачка, она вспылила, бросила детей и навсегда уехала на Кубань. Так и остались дети сиротами при живых-то родителях. Ивану тогда было 9 лет, когда его и двоих младших братьев Семёна и Василия родственники и сердобольные соседи сперва подкармливали, а после отвезли к их отцу в Луганск.

Путёвка в жизнь


Для отца свалившаяся «обуза» из троих мальчишек была в тягость, и Ваня вместе с братьями беспризорничал до 1927 года. В 14 лет он «взялся за ум» и сумел окончить школу за 5 классов. Он работал слесарем-инструментальщиком на Луганском паровозостроительном заводе и учился на вечернем рабфаке при Донецком институте народного образования, который окончил в 1930 году.

Без отрыва от производства он занимался в Луганской школе ОСОАВИАХИМа и летал на самодельных планерах, навсегда «заболев» небом. Он освоил и полюбил на всю жизнь мотоцикл и активно занимался спортом. Иван успел поработать и помощником машиниста, и машинистом маневрового паровоза. В 1931 году он окончил школу ФЗУ, а через год — первый курс Луганского пединститута, откуда его призвали в Красную Армию. Полёты на планерах пошли впрок, и уже в августе 1932 года Фёдоров окончил Луганскую 11-ю авиашколу военных пилотов и начал службу в строевых частях ВВС младшим лётчиком. В ноябре того же года он уже — командир звена в 35-й истребительной авиаэскадрильи 69-й истребительной авиабригады Киевского ОВО в Житомире. Его, ещё молодого лётчика, уже тогда ставили в пример за мастерство пилотажа на «ишачках» И-15 и И-16. А в 1936 году он — командир отряда 17-го истребительного авиаполка 69-й истребительной авиабригады.

В 1937 году лётчиков, участвовавших в воздушном параде над Красной площадью, пригласили в Кремль. Там они группой из двенадцати человек договорились проситься воевать в Испанию, а парламентёром выбрали Фёдорова. Потом было собеседование в НКВД, и в путь-дорогу. Пароходом во французский порт Гавр, оттуда в Париж на международную выставку. По легенде, они все ударники сельского хозяйства. Через несколько дней их самолётом переправили в Испанию.

Испанский лётчик


С мая 1937 года по февраль 1938 года Иван Федоров воюет добровольцем в небе Испании. Вспоминает советский лётчик-ас войны в Испании Н.Г. Соболев:
«Поначалу мы прикрывали от бомбежек порт Картахену и облётывали собранные «И-16», которые привозили в ящиках на пароходах. Потом на испанском пассажирском самолёте меня, Мастерова, Антонова, Фёдорова перевезли в Мадрид. По дороге испанские пилоты заблудились, и мы, опасаясь, что они ненароком отвезут нас к Франко, помогли им сориентироваться по карте».


Сражается он смело, в чем нет сомнений. Как напишет Игорь Шелест в своей книге «С крыла на крыло»:
«Но как раз об этих своих подвигах он рассказывать почему-то не любил. В то время, отправляясь в Испанию, русские летчики называли себя Педро, Хозе, Хуанами. Иван Евграфович тоже стал Хуаном, или Жуаном. Вернувшись на Родину, трансформировался в Женю».


Некоторые лётчики позже подначивали Ивана, в шутку называли его сдвоенным именем Женей-Ваней, а ему так даже больше нравилось.

Официально считается, что в небе Испании Фёдоров воевал в составе 5-й авиаэскадрильи 21-й авиагруппы и совершил более 150 боевых вылетов (боевой налёт составил 180-190 часов). На своём И-16 он в районе города Картахена лично сбил два итальянских бомбардировщика «Савоя-Маркетти SM.79», оставшихся без прикрытия. Об этом в газете «Правда» была напечатана заметка.
«Маневры были в том году очень сложные, — начал свой рассказ 24-летний лётчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Фёдоров. — В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и ещё одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков „противника“ направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу „неприятельской“ эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полёта я заметил внизу автомашину. Фары её тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? — мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолёт, и решение возникло молниеносно.
Самолёт „противника“ шёл вдоль моря. Я знал, что скоро начнётся открытое пространство, на котором можно будет дать „бой“. На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолёта „противника“, и преимущество было за мной. Я сверху атаковал „вражеский“ самолёт и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных.
Где их искать? Пилоты „противника“, конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть „противника“ и уйти к морю. — Не подумают же они, — сказал я себе, — что сухопутный истребитель рискнёт уйти в море.
Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. „Вражеский“ самолёт был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулемёты работали безотказно... Посредники зафиксировали в эту ночь 2 „сбитых“ мною самолёта...»

(Из газеты «Правда» № 228 от 19.08.1938 г.)

Лётчик Иван Фёдоров. Ас воздушного боя


Однако Ю. Смирнов в «Крыльях Родины» (№7 за 2000 г.) пишет, что в «архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании» Иван Евграфович Фёдоров «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе». Здесь исследователи ссылаются на то, что нет достоверных данных о воздушных сражениях в небе Испании. Дескать, тогда некому и некогда было вести строгий учёт, а также было распоряжение руководства, чтобы советские лётчики не выказывали своё превосходство перед испанскими «комрадами».


Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке. Обед


За мужество и героизм, проявленный в небе Испании, Фёдоров был награждён двумя орденами Красного Знамени. Из его наградного листа: «Кандидат ВКПб с 1938 года. Имеет ранения: в Испании лица и руки». А вот о том, что ему была вручена испанская награда орден «Лавры Мадрида», нет документального подтверждения. К слову сказать, что маршал Малиновский, вопреки утверждениям журналистов, такую награду тоже не получал. Фёдоров также рассказывал, что сами испанцы за храбрость прозвали его «Деабле Рохо» («Красный дьявол»). Скажу честно, что в воспоминаниях лётчиков-участников войны в Испании среди отличившихся фамилия Фёдоров не встречается. А прозвищем «Красный дьявол» фашисты в то время окрестили бесстрашного испанского лётчика Франсиско Осуна, который позже погибнет в воздушном бою с фашистами.



По возвращении из Испании в феврале 1938 года капитана Фёдорова назначили командиром эскадрильи в его 17-й истребительный авиаполк 69-й истребительной авиабригады Киевского ОВО. В конце 1938 года за успехи эскадрильи он в свои 24 года будет назначен командиром 17-го истребительного авиаполка. В 1939 году его отправили в Липецк на высшие авиационные курсы усовершенствования. По возвращении его, как командира полка, отправляют в Великие Луки на формирование особого 42-го истребительного авиаполка 17-й истребительной авиабригады Калининского ВО.



В счёт 1000


Но уже в мае 1940 года майора И.Е. Фёдорова «в счёт 1000» отправят работать в Горький летчиком-испытателем на авиазавод № 21. В то время действовало постановление ЦИК и СНК СССР от 29 января 1936 г. «О зачислении 1000 резервистов в кадры РККА с оставлением на оборонной работе в гражданских наркоматах и учреждениях». Для усиления промышленности «тысяча» окончивших военно-технические академии инженеров была направлена на заводы и в КБ.

В ноябре того же года Ивана Фёдорова отправили от завода по правительственной командировке в Китай. Там в городе Урумчи на авиазаводе № 600 собирали серийные истребители И-16 для китайских ВВС. Фёдоров там работал в должности начальника летно-испытательной станции вплоть до катастрофы 24 мая 1941 года, в которой погиб лётчик-испытатель С.Н. Викторов. Запомним дату катастрофы и фамилию погибшего лётчика. Они тогда в паре с Фёдоровым производили облёт двух самолётов И-16 № 2460096 (Викторов) и № 2460034 (Фёдоров). При взлёте на высоте 15-20 метров двигатель машины Викторова вдруг задымился и заглох. Самолёт перешел в штопор и врезался в землю правым крылом, мотором. От удара самолёт разрушился, мотор оторвался и отлетел на 30 метров от места падения, лётчик погиб.

Фёдорова сняли с должности начальника ЛИС, но оставили работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем до конца командировки. В одном из его наградных листов будет указано, что майор Фёдоров принимал участие в боевых действиях в Китае в период с ноября 1940 по февраль 1941 года. Тогда благодаря нашей помощи китайским войскам удалось отбить атаки японцев на всех фронтах.

Но, вопреки всему, что писали о Фёдорове журналисты и рассказывал он сам, мне не удалось найти документальное подтверждение, что он принимал участие в боях с японцами у озера Хасан, на Халхин-Голе, а также об участии его в Финской войне.


Истребитель И-16. Бои у озера Хасан, 1938 год


69-я истребительная авиабригада, в которой мог воевать Фёдоров (на И-15 или И-16) действовала только у озера Хасан. Но в тех боях японская авиация вообще не участвовала. Наши «ишачки» вылетали на штурмовку и на сопровождение бомбардировщиков, не встречаясь с противником в воздухе. А во время сражений на Халхин-Голе Фёдоров находился на курсах в Липецке.

Накануне войны


В июне 1941 года, как рассказывал Фёдоров, его вместе с лётчиками Супруном, Стефановским и Викторовым направили в командировку в Германию в качестве экспертов. И якобы там Фёдоров за штурвалом самолёта «Хенкель-100» продемонстрировал немцам такое мастерство высшего пилотажа, что получил от Гитлера в награду железный крест…

Как выяснилось, вся эта история была выдумкой Ивана Евграфовича. Лётчик-испытатель Викторов к этому времени уже погиб, о чём не мог не знать Фёдоров, так как всё произошло на его глазах в мае 1941 года в Китае.

Лётчик-испытатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза П.М. Стефановский в своей книге «Триста неизвестных» пишет: «…на официальном банкете в честь немецкой авиационной делегации, приехавшей в СССР вслед за посещением Германии нашими авиационными специалистами». Он не пишет о том, что сам лично был в составе делегации в Германии. Он дружил с Супруном, который действительно был в Германии, но гораздо раньше.

Лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза С.П. Супрун в марте 1940 года был в Германии в составе комиссии по закупке немецких самолетов разных типов «для ознакомления». На аэродроме в Ростоке немцы им показали свой новый истребитель Hе-100. Супрун, осмотрев самолёт, попросил разрешения на полёт. Представители фирмы "Хейнкель" пытались его отговорить, но, убедившись, что Супрун отлично разбирается в технике, взлёт разрешили. В своих мемуарах Эрнст Хейнкель так вспоминает об этом эпизоде:
"Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полётом на Не-100, самом скоростном из всех самолётов, на которых он когда-либо летал, он имел 10-минутную консультацию с одним из моих лучших лётчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять её по небу, выполняя такие фигуры, что мои лётчики почти онемели от удивления".


После приземления техники, механики, инженеры подхватили нашего лётчика на руки и понесли к аэродромному казино. Немецкие пилоты признались, что в этом полете они впервые увидели такие высокие лётно-технические возможности своего самолёта.

К сожалению, командир полка подполковник Супрун погибнет в самом начале войны, и за его смерть наши лётчики будут мстить фашистам.


У самолёта He-100, Германия, 1939г. В центре — лётчик-испытатель С.П. Супрун


Самовольно сбежал на фронт


В феврале 1942 года Фёдоров возвращается из Китая на горьковский авиазавод №21. Он, будучи кадровым военным лётчиком с 10-летним лётным опытом, неудержимо рвался воевать на фронт. Но его не отпустили, и тогда Иван Евграфович решается на отчаянный поступок – самовольно сбежать с завода, где он испытывал истребитель ЛаГГ-3, на фронт. Сам он рассказывает об этом с более красочными подробностями, такими, как три мёртвых петли под мостом через Оку, воздушную погоню и т.д.

Но вот Игорь Шелест в книге «С крыла на крыло» так описывает этот эпизод:
«В восторге от наглядного урока, летчики стали уговаривать Федорова присоединиться к ним. И однажды, не сказав никому ни слова, он взлетел вслед за группой военных машин, пристроился к ним в пеленг и улетел на фронт». Так или иначе, но в июле 1942 года, Фёдоров самовольно перегнал ЛаГГ-3 на Калининский фронт и остался там. Ему ещё повезло, что командующий в то время Михаил Громов лично защищал Фёдорова и назначил его старшим инспектором по технике пилотирования 3-й ВА, а по совместительству и командиром отряда управления. Вот как характеризуют его в тот период: «С первых же дней своего пребывания весь свой богатый опыт вложил в дело обучения молодого личного состава… проделал большую работу по переучиванию летного состава с разных конструкций самолётов на истребителей, личным примером показывая образцы умения, мужества и отваги».


Крылатый штрафбат


В августе 1942 года Фёдорова назначили командовать «группой штрафников лётного состава», и именно в этот тяжелейший период войны он применит весь свой уникальный лётный опыт на практике, покажет мастерство аса. Не бояться смерти — таким основным качеством, наверное, и должен обладать лётчик-испытатель. Холодный расчёт и отличное знание всех возможностей машины позволяли ему отчаянно бросаться в неравный бой и выходить из него победителем. Фёдоров рассказывал, как лётчики-штрафники, видимо, решили проверить «на вшивость» своего командира и бросили его одного посреди боя. Он не удрал, и даже после приземления не устроил им разнос, хотя имел полномочия расстреливать дезертиров. Он им доказал, что и один «в поле воин». После этого случая они так прониклись уважением к своему командиру, что дрались яростно, как и подобает «сталинским соколам».

Из наградного листа на майора Федорова И.Е., командира 157 истребительного авиаполка:
«23.09.42 г. над аэродромом Бошарово один вёл неравный бой с 24 самолётами противника /18 Ю-88 и 6 МЕ-109/, в котором сбил один и подбил два самолёта противника /все три Ю-88/. В этом бою тов. Фёдоров получил лёгкое ранение в ногу и на сильно повреждённом самолёте произвёл благополучно посадку на своём аэродроме».


Вдумайтесь, он сражался один против 24 немецких самолётов, защищая свой аэродром, и его не сбили!

В тот тяжелый период боёв под Ржевом нашим лётчикам приходилось вступать в бой, когда у них было вдвое, а порой и втрое меньше самолётов, чем у противника. Командовал штрафниками Фёдоров всего один месяц, но, как отмечено в наградном листе:
«За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 5 Ю-88, 1 ДО-219, 6 МЕ-109Ф и в паре с ведомым сбил 1 МЕ-109Ф, лично подбил 1 МЕ-109Ф и два Ю-88. Все сбитые самолёты подтверждены наземными войсками».


Кстати, сами военные лётчики после войны рассказывали, что за «подтверждением» сбитых самолётов к пехоте без спирта ходить было бесполезно.

В одном из боёв 1942 года, когда Фёдоров лично сбил один МЕ-109, а второй МЕ-109 подбил, его собственный самолёт был сбит, а он получил лёгкое ранение рук, ног и тяжелое ранение лица. Сам Иван Евграфович, шутя, рассказывал о своём ранении носа.

В бой идут одни асы


Однако превосходство немцев в воздухе было очевидным, а кадровый резерв лётчиков Красной Армии быстро таял. Невосполнимый урон наносили опытные ястребы люфтваффе, жестоко расправляясь с нашими молодыми пилотами, не имеющими большого опыта воздушных боёв. Фёдоров называл их «картёжниками» за изображение игральных карт на своих самолётах, а немцы их называли «пожарной командой». По-видимому, именно для ликвидации этой угрозы в сентябре 1942 года маршал авиации и возложил на полковника Фёдорова формирование полка асов на Калининском фронте при 3-й ВА. Им разрешалось вылетать на «свободную охоту», чем они с успехом и занимались, выбивая «пух и перья» из элиты люфтваффе. За успешное выполнение этого задания, руководство и командование полком Фёдорова наградили орденом Отечественной войны 1 степени.

В 1942 году его наконец-то приняли в партию ВКП(б). А ещё он обзавёлся курительной трубкой в виде головы Мефистофеля и богато украшенной саблей, доставшихся в качестве трофеев из сбитого им самолёта именитого немецкого лётчика. Сам Фёдоров рассказывал о воздушных дуэлях, как они вызывали противника на поединок, сбрасывая на аэродром «вымпел» с запиской, но я с сомнением отношусь к этим рассказам. Пролететь над вражеским аэродромом, невзирая на его охранение и ПВО лишь для того, чтобы вызвать противника на бой, – не самая удачная идея.



С декабря 1942 года по апрель 1943 года полковник Фёдоров командовал 256-й, а позже 273-й истребительной авиадивизией в 3-й ВА. Иван Евграфович, оказывается, умел не только храбро сражаться в воздухе, но и проявил немалый талант руководителя и наставника. В апреле его дивизию пополнили после переформирования в ЗАПах 157, 163 и 347 истребительные авиаполки. Их укомплектовывали молодёжью, вообще не имеющей боевого опыта. И тогда ему удалось за 10-15 дней сколотить лётный состав, обучить его ведению воздушного боя и подготовить к выполнению боевых задач. За период с мая по ноябрь 1943 года его 273-я истребительная авиадивизия сбила 509 самолётов противника (243 по подтверждениям с земли, и ещё 266 по донесениям лётчиков), потеряв 70 своих самолётов и 50 лётчиков. Они сражались за «курский выступ», участвовали в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом и Гомелем.


Командир авиадивизии Иван Федоров (пятый слева) с однополчанами


Кстати, знаменитый немецкий ас Эрих Хартманн, которого, по рассказам Фёдорова, он лично сбил, в составе JG52 (52-я истребительная эскадра) также принимал участие в операциях под Курском. Так что теоретически они могли там встретиться в воздухе, но документального подтверждения этому событию нет.

За успешное командование и продуктивную боевую работу дивизии на Белорусском фронте в декабре 1943 года полковника Федорова наградили орденом Александра Невского. Общий налет на момент его награждения составил 6700 часов.


Фёдоров Иван Евграфович с супругой Анной Артемьевной


Находясь на командных должностях, Фёдорову приходилось больше уделять времени обучению личного состава и проверке навыков молодых лётчиков, чем самому участвовать в боевых вылетах. Но он научил их драться так, что несколько его учеников стали Героями Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации В.И. Попков вспоминает боевое прошлое «Жени-Вани» Фёдорова:
«Он показал нам строгую вертикаль. И эта вертикаль спасла так много жизней лётчиков. Только за этот метод я бы дал ему вторую Звезду Героя».


Фёдоров первым показал, как можно выйти из боя весьма необычным манёвром — взмыв свечой вертикально вверх.

Два Ивана Фёдорова



Надо сказать, что в то время воевал ещё один лётчик, и его также звали Иван Фёдоров, только по отчеству он был Васильевич. Он тоже отважно бил врага, стал Героем Советского Союза и сбил лично 36 и в группе 1 самолёт противника, а ещё 9 самолётов уничтожил на аэродромах. Однажды, расстреляв весь БК, он протаранил своим крылом немецкий истребитель МЕ-109, разбив колпак его кабины. Обе машины рухнули на землю, но Иван Васильевич остался жив, успев дёрнуть за кольцо парашюта.

В июне 1944 года Ивана Евграфовича с понижением в должности назначают заместителем командира 269-й истребительной авиадивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).

Из письма генерал-лейтенанта С.И. Руденко:
«За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную работу ходатайствую о снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением».


Фёдоров рассказывал, что понижение в должности произошло из-за предвзятого отношения к нему со стороны командира корпуса. Но тогда у него снова появилась возможность боевых вылетов, и его личный счёт пополнился новыми победами. В октябре 1944 года полковника Федорова наградили орденом Отечественной войны 2-й степени «за правильное воспитание и ввод в строй молодых летчиков и лично произведенные 12 боевых вылетов». А свою «жирную точку» в войне он поставил 25 апреля 1945 года, когда в одном из боёв лично сбил два самолёта противника FW-190 возле города Пренцлау, в 93 км от Берлина. Он был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина». Так за время войны он летал на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5.



Быстрее звука


После войны Фёдоров возвращается к работе лётчика-испытателя и в сентябре 1945 года он уже работает старшим лётчиком-испытателем в ОКБ С.А. Лавочкина. Он одним из первых испытывал отечественные реактивные истребители Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174, Ла-174ТК. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч.

В своей повести «Лечу за мечтой» И. Шелест пишет:
«Году в сорок восьмом, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Семена Алексеевича Лавочкина — кажется, это был ЛА-15, — у Ивана Евграфовича Федорова произошел такой феноменальный случай.
Федоров планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как истребитель стал быстро крениться. Больше, больше... «Конец!» — обожгла всех мысль, когда самолет и вовсе перевернулся на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом еще резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней, как ни в чем не бывало».


Как выяснилось позже, один из щитков-закрылков не выдвигался и, чтобы машина не зарылась носом в землю, Фёдоров дал ей возможность завершить полный оборот вокруг собственной оси. После этого он убрал работающий щиток-закрылок и смог посадить самолёт. Уже на земле он, смеясь, материл этот щиток на чём свет стоит, а механикам сказал: «Не будь я Женей-Ваней, из-за подлейшего, факт, сыграл бы в ящик!»

В ОКБ С.А. Лавочкина создается первый советский реактивный самолет со стреловидным крылом. Конструкторы присвоили ему условный номер «160». Это был одноместный моноплан с двигателем Р-10 и тягой всего в 900 кг. При крутом снижении стреловидное крыло позволяло ему приблизиться к скорости звука. В 1947 году Фёдоров лично поднял Ла-160 в небо и провёл его испытания.

А в мае 1948 года Фёдорову пришлось покинуть аварийный реактивный самолёт Ла-174, выпрыгнув с парашютом.

В своей документальной повести «С крыла на крыло» И.Шелест пишет:
«Федоров первым испытал в 1948 году на реактивном самолете со стреловидным крылом (ЛА-15) штопор. Правда, пришлось самолет покинуть, когда вопреки всем действиям летчика он, вращаясь, продолжал падать. Прыгал Женя старым способом, перевалившись через борт: катапультные кресла на первых порах страшили, пожалуй, больше.
Так это или иначе, но Женя покинул штопорящий ЛА-15 «дедовским» способом: за борт, головой вниз. Он был все в той же своей зимне-летней куртке и в суконных галифе. В штопоре скорость не так уж велика, но все же километров триста, четыреста, а может, и больше.
Женя рассказывал, каких трудов ему стоило выбраться из кабины. Прижимала к сиденью двойная перегрузка. Уже за бортом, в силу ускорений, Женя никак не мог оттолкнуться от машины. Ее круглый фюзеляж притягивал летчика к себе, как магнит железные опилки.
Самолет упал в лес, а Женя с ссадинами и кровоподтеками опустился на парашюте».


26 декабря 1948 года при испытании самолёта Ла-176 полковнику Фёдорову одному из первых в нашей стране удалось достигнуть скорости звука «в полёте со снижением». За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 5 марта 1948 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» №8303.


Секретарь Ленинградского обкома и ЦК Н.М.Шверник вручает орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" вместе с грамотой о присвоении звания Героя Советского Союза И.Е.Федорову. Москва 20.03.1948 г.


В 1949 году Фёдоров, работая уже лётчиком-испытателем ОКБ-1 в г. Дубна, проводил испытания опытного самолёта немецких конструкторов под руководством Б. Бааде «140-Р» (проект EF-131), на базе проекта немецкого реактивного бомбардировщика Ju 287. Это был один из первых в мире военных самолетов с крылом обратной стреловидности и один из первых в нашей стране турбореактивных бомбардировщиков. Во время испытаний его максимальная скорость достигала 904 км/ч, но на высоких скоростях у самолёта обнаружилась сильная вибрация и проект позже закрыли.

Фёдоров участвовал и в испытаниях различного авиационного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, МиГ-15.



В 1953 году Федоров проводил испытания очередного опытного истребителя на прочность. Это было крутое пикирование на полном форсаже с высоты более 15 тысяч метров. Без последствий для организма лётчика-испытателя при такой перегрузке не обошлось, и очередная врачебная комиссия постановила: «Федоров И.Е. не годен к лётной работе». И в марте 1954 года по врачебному предписанию его отправили в запас.

Об участии Федорова в Корейской войне нет никакой информации, хотя его могли туда направить в качестве лётчика-испытателя, как сейчас в Сирию летают наши конструкторы военной техники. Но говорить здесь о боевых вылетах и сбитых американских самолётах не стоит.

В 1955-1956 годах Фёдоров работал в редакции журнала «Международная жизнь», а потом до 1974 годах в МИД СССР. Был и ответственным референтом, и сотрудником посольства СССР в Тунисе. Он тоже летал, но не пилотом, а как специалист по обследованию условий перелета и посадки правительственных бортов на незнакомые аэродромы.

Были в жизни Ивана Евграфовича в своё время и «взлёты» и «падения», но он с честью держал удары судьбы. Он действительно не боялся смерти и был уникальным лётчиком-асом. Он не рассказывал о многих своих испытательских подвигах, считая их рядовой работой, а сочинял красивые байки, в которые, кажется, и сам верил. Он лично знал В.П.Чкалова, М.М.Громова, К.Е.Ворошилова и мог легко бравировать своим знакомством. Балагур и заводила, он таким запомнился окружающим его людям. Поэтому И.Шелест так и напишет:
«На платформе, где подолгу иногда приходилось ждать электричку, горячий Женя — он же Иван Евграфович — отплясывал чечетку в щегольских сапогах и рассказывал истории, придумывая их тут же, на морозе.
Должно быть, Женя подозревал, что мы не верим ни единому его слову. И мы действительно не верили. Но рассказ его лился в таком самозабвении, что ни перебивать, ни сомневаться просто не хотелось».




Многие журналисты и корреспонденты стали «жертвами обаяния» Ивана Евграфовича. Они слишком увлеклись его рассказами, не проверив эту информацию, и сами вырастили «развесистую клюкву». Просто он в силу своей натуры был юморист по жизни, как бы сейчас сказали, мастер «разговорного жанра». Но все его награды были заслуженными, а он сам был яркой и неординарной личностью.

Красный дьявол. Лётчик И.Е. Федоров
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +9
    18 июня 2019 06:35
    Барон Мюнгхаузен советских ВВС
    В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей. Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своих слов, оказался значком прибалтийской националистической организации «Айзсарг». Примерно то же самое произошло с историей про некоего немецкого аса фон Берга, якобы лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров якобы стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляла собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.

    Эта история в устах Федорова И. Е. имела и другой сюжет. Якобы этот меч и «рыцарский крест» он лично нашёл в лично им сбитом под Ржевом самолёте известного немецкого аса Эриха Хартманна. И что этот «рыцарский крест», как и «рыцарский крест» якобы врученный Г. Герингом в придуманной поездке в Германию, он позже прибил к подошве своего сапога и носил пока тот не стёрся. Осталось только уточнить, каким образом и на каком самолёте Э. Хартманн оказался в Тверской области, если в то время его JG52 базировалась на Северном Кавказе.

    Заявляемое Федоровым число побед официального подтверждения не имеет. Существование в советских ВВС «полка штрафников» официального подтверждения не имеет

    о словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

    После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца якобы сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого, с лета 1942 до весны 1943 года, Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

    Также по словам Фёдорова, он якобы принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал аж 134 воздушные победы.

    Однако имеются свидетельства, что далеко не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

    ]Список воздушных побед И. Е. Фёдорова
    (Список воздушных побед лётчика составлен по материалам наградных листов и других личных документов, в оперативных и отчётных документах сбитые самолёты, кроме отмеченных, отсутствуют)[4]

    № п/п Дата победы Тип самолёта противника Место победы Тип своего самолёта
    1 18.06.1937 Ю-52 Испания И-16
    2 21.08.1937 Самолет Испания И-16
    3 22.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
    4 23.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
    5 26.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
    6 26.09.1942 Ме-109 Бошарово Як-7
    7 27.09.1942 Ю-88 Ржев Як-7
    8 27.09.1942 Ме-109 Ржев Як-7
    9 25.04.1945 ФВ-190 юго-восточнее Пренцлау Як-9
    10 25.04.1945 ФВ-190 северо-западнее Битиков Як-9
    Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

    Всего сбитых самолётов — 13 + 1
    Боевых вылетов — 264.
    Комментарии других ветеранов про "песни" И.Е. Фёдорова приводить неохота. Кто захочет сам найдёт...
    1. 0
      18 июня 2019 18:01
      Цитата: Fitter65
      Эта история в устах Федорова И. Е. имела и другой сюжет. Якобы этот меч и «рыцарский крест» он лично нашёл в лично им сбитом под Ржевом самолёте известного немецкого аса Эриха Хартманна. И что этот «рыцарский крест», как и «рыцарский крест» якобы врученный Г. Герингом в придуманной поездке в Германию, он позже прибил к подошве своего сапога и носил пока тот не стёрся. Осталось только уточнить, каким образом и на каком самолёте Э. Хартманн оказался в Тверской области, если в то время его JG52 базировалась на Северном Кавказе.

      Вот именно. Больше того, воевать на Восточном фронте Хартман начал только с конца лета или с начала осени 42, и никак не мог быть под Ржевом. Но, справедливости ради, стоит сказать, что Хартмана сбивали несколько раз, причём большую часть именно на Восточном фронте, хотя из без последствий. У немцев кстати были и крупные асы, которые пережили по 15 и 17 сбитий\прыжков с парашютом. Так что кто то из советских пилотов и Хартмана сбивал, только остался неизвестным...
  3. +1
    18 июня 2019 06:38
    тот случай,когда начинаешь читать,и уже не можешь остановиться. знаем про Кожедуба и Покрышкина,а сколько не знаем про таких как Фёдоров, их ведь не мало было.
    1. +3
      18 июня 2019 11:55
      Цитата: Аэродромный
      ,а сколько не знаем про таких как Фёдоров, их ведь не мало было.

      Такой "индивидум" был один...
  4. -1
    18 июня 2019 06:41
    Спасибо, не знал о нем(
    1. +7
      18 июня 2019 13:03
      Цитата: Cowbra
      Спасибо, не знал о нем(

      А о таком Иване Фёдорове уверен вы и вообще не слыхали.
      Фёдоров, Иван Васильевич (1920—2000) — военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза.
      Биография
      Родился 21 сентября 1920 года в деревне Дубье ныне Кимрского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. Работал учителем в школе.

      В РККА с 1940 года. Окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова в 1941 году. Служил на Дальнем Востоке в 307-м истребительном авиационном полку. Летал на И-153, потом на И-16. После многочисленных рапортов об отправке на фронт и инцидента с утерей комсомольского билета переведён в декабре 1942 года в 812-й иап. Закончив переучивание на аэродроме Багай-Барановка (Саратовская область) на истребитель Як-1, полк в середине апреля 1943 года вылетел на фронт.

      20 апреля 1943 года старший сержант Фёдоров открыл боевой счёт, сбив над «Малой землёй» Bf-109.

      26 апреля 1943 года после того, как Фёдоров сбил Bf-109, он пристроился к ведущему и расслабился. Внезапно зашедший в хвост Bf-109 атаковал Як-1 Фёдорова. Очередь накрыла фюзеляж. Двигатель остановился, несколько снарядов разорвались в кабине, разбив приборную доску и ранив лётчика. Практически ничего не видя от осколка, попавшего в глаз, и теряя высоту, лётчик с залитым кровью лицом стал снижаться. Вскоре Як-1, не выпуская шасси, сел в плавни в районе станицы Славянская. Вечером, подобранный на У-2 штурманом 3-го истребительного авиационного корпуса Кононовым, Фёдоров был уже в госпитале. Во время операции осколок из глаза был извлечён, и через 12 дней Фёдоров сбежал из госпиталя в полк сразу после того, как врачи убедились, что глаз удалось сохранить.

      10 мая 1943 года лётчик 2-й авиаэскадрильи 812-го иап старшина И. В. Фёдоров вылетел на истребителе Як-1Б (бортовой номер 100) в составе шестёрки в район станицы Абинской Краснодарского края. Выручая товарищей, вступил в бой сразу с шестью истребителями Bf-109. Ему удалось зайти в хвост одному «мессершмитту» и длинной очередью подбить его. Затем сбил второго. Но в это время его атаковал третий вражеский истребитель. Фёдоров уклонился от атаки и оказался у самого хвоста ещё одного «мессершмитта». Он нажал на гашетки, но патроны быстро кончились. В это время его снова атаковал противник, и опять он мастерски уклонился от атаки. Но противник продолжал атаковать. Один «мессершмитт» сменял другого. Вскоре фашисты поняли, что Фёдорову нечем стрелять, и стали действовать наглее. Пока одна пара атакует, вторая встаёт в круг и ждёт своей очереди. Вскоре самолёт Федорова загорелся, а сам он был ранен. Тогда он направил свой истребитель наперерез паре, которая находилась в вираже. Один из фашистов попытался отвернуть, переводя самолёт из левого виража в правый. На какой-то момент Bf-109 замер на месте. Этим воспользовался Фёдоров. Левым крылом своего истребителя он нанес удар по кабине «мессершмитта». Оба самолёта начали падать. В момент удара Фёдоров, оборвав ремни и пробив закрытый фонарь, был выброшен из кабины и приземлился на парашюте в расположении медсанбата. За свой подвиг награждён орденом Отечественной войны 2 степени.

      Всего на Кубани уничтожил 6 вражеских самолётов (4 Bf-109, Ju-87 и Fw-189), за что награждён орденом Красного Знамени.

      Осенью 1943 года воевал на Як-9Т в небе Украины. Летал на «свободную охоту», сбил ещё 8 самолетов врага.

      Позже выполнял разведывательные полёты на Як-9Д, Як-9Р (иногда по 2-3 в день).

      В 1944 году освобождал Крым, затем воевал в небе Белоруссии.

      К августу 1944 года совершил 285 боевых вылетов, в 62 воздушный боях сбил лично 24 самолёта противника и 9 уничтожил на аэродромах.

      16 августа 1944 года в ходе разведывательного полёта на территории Литвы, в районе аэродрома Немокшты, после повреждения самолёта ведомого оказался один против 12 Fw-190. Прикрыв отход ведомого, Фёдоров увёл самолёты противника за собой. Противник пытался посадить Як-9Р, но, подбив один «Фокке-вульф», Фёдоров сумел вырваться и вернулся невредимым на свой аэродром.

      В ходе Белорусской операции принимал участие в войсковых испытаниях модификации самолёта Як-9 с крупнокалиберной авиационной пушкой НС-45 (Як-9К).

      Командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии старший лейтенант Фёдоров 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 4506).

      В конце войны капитан Федоров воевал уже на истребителе Як-3. Освобождал Польшу, участвовал в Берлинской наступательной операции. Последнюю свою победу одержал в ночь на 21 апреля 1945 года, сбив Fw-190D над переправой через Одер.

      Всего за время войны совершил 416 боевых вылетов (из них 180 на разведку и 84 на штурмовку), в 106 воздушных боях сбил лично 36 (1 тараном) и в группе 1 самолёт противника[1], ещё 9 самолётов уничтожил на аэродромах.

      Участвовал в операциях и битвах:

      Воздушное сражение на Кубани;
      Донбасская операция;
      Мелитопольская операция;
      Никопольско-Криворожская наступательная операция;
      Крымская операция;
      Белорусская операция «Багратион»;
      Вильнюсская фронтовая наступательная операция;
      Каунасская наступательная операция;
      Варшавско-Познанская наступательная операция;
      Восточно-Померанская операция;
      Берлинская наступательная операция.
      После войны служил в войсках ПВО. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию[2].

      С 1978 года генерал-майор авиации Фёдоров — в запасе. Жил в городе Черкассы. Возглавлял Черкасский обком ДОСААФ.

      Награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степеней, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, медалями.

      Умер 28 июля 2000 года.

      Это так кратко, я не стал искать в своих загашниках все интервью и статьи про Ивана Васильевича , которые были в своё время в разных печатных изданиях.
      Пусть не так уж "ярко" как описывает свои приключения Иван Евграфович Фёдоров, зато без вранья и друзья- ветераны уважали Ивана Васильевича Фёдорова до его последних дней жизни.


      Это модель самолёта на котором воевал Иван Васильевич Фёдоров стоит на моей полке с 1996 года...
      1. +3
        18 июня 2019 15:09
        Благодарю, уважаемый Fitter65! good
        Глянул на модель и надпись "За Георгия!" напомнила мне давешнюю( аж на два номера-два разворота) статью, читаную несколько лет назад в центральной газете "Беларусь сегодня" www.sb.by
        Вроде там видел фото "Яка" с такой надписью и рассказом о том, что друг лётчика-Георгий, которого он считал погибшим и поклялся мстить, после войны отыскался живым. Вроде он был сбит и оказался в плену-точно уже не помню??? Про послевоенные перипетии там подробно было....и фото со встречи после войны!
        В общем, как источник дополнительной информации рекомендую эту газету( бывшую "Советская Белоруссия"), хоть она теперь всё больше с либерастическим и русофобским "душком", но не весь коллектив скурвился и в ней ещё недавно( не знаю как ныне, в набирающем силу русофобском "гостренде литвинства"?) публиковались очень интересные статьи о фронтовиках, о партизанах, о героическом пути советских лётчиков и местах их гибели на территории этой советской республики, в начальный период войны и при освобождении от гитлеровских оккупантов.
        1. +2
          18 июня 2019 15:50
          Цитата: пищак
          Вроде там видел фото "Яка" с такой надписью и рассказом о том, что друг лётчика-Георгий, которого он считал погибшим и поклялся мстить, после войны отыскался живым. Вроде он был сбит и оказался в плену-точно уже не помню???

          Да надпись появилась в память о сбитом лётчике л-т Чуракове, но к моему стыду про судьбу лейтенанта Чуракова ни чего сказать не могу. Ещё один из действительных моментов судьбы, И.В. Фёдоров даже был осужден к 8 годам, причём приговор был таким, за каждый сбитый самолёт минус 1 год, но он не считался штрафником, в ступление приговора в силу он не был лишён ни наград ни званий... Очень подробная статья была в 1996 году, журнал Авиамастер, нулевой номер. Есть так-же не плохая статья в журнале " Авиация и Время", правда номер не помню, перелистывать их сейчас ,в каком номере, нет желания.Они у меня в бумаге. В начале 90-х может позже, я тогда ещё выписывал и "Авиацию и Космонавтику" и "Крылья Родины" в каком-то из них была статья про И.В.Фёдорова уже и не помню...
          1. 0
            18 июня 2019 17:29
            "Авиахобби", потом ставший "Авиация и Время", выписывал почти с самого начала, тоже где-то в загашниках пылится-хороший журнал был( не знаю как сейчас), с достоверными чертёжиками, мне нравился. good
            Про те треволнения и послевоенные трепания нервов допросами( чуть ли не до суицида довели ими заслуженного лётчика-воина) было в белорусской газете. Жаль, не помню год публикации.
            1. 0
              19 июня 2019 00:29
              Цитата: пищак
              Авиахобби", потом ставший "Авиация и Время", выписывал почти с самого начала, тоже где-то в загашниках пылится-хороший журнал был( не знаю как сейчас), с достоверными чертёжиками, мне нравился.

              Ещё говорят печатается, я с 2016 перестал его выписывать, как пошла в каждом журнале шняга про "российскую агрессию", пусть не много на пару страниц...В общем перестал...
      2. 0
        18 июня 2019 18:51
        Вы наверное не дочитали. В этой статье есть информация про Ивана Васильевича Фёдорова - посмотрите часть "Два Ивана Фёдорова".
      3. 0
        18 июня 2019 19:06
        Звягинцев Вячеслав «Трибунал для Героев»
        Герой Советского Союза (1944) генерал-майор Федоров Иван Васильевич, 1920 г. р. — в марте 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу и был направлен для прохождения службы на Дальний Восток. На фронте — с апреля 1943 г. В том же году осужден военным трибуналом на 8 лет лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора и оставлением в действующей армии. 28 октября 1943 г. судимость была снята.
  5. +5
    18 июня 2019 06:54
    Как истинно донская казачка, она вспылила, бросила детей и навсегда уехала на Кубань.

    Первый раз слышу, чтобы истинные донские казачки , вспылив, бросали детей, да еще уезжали...на Кубань.... belay
    в августе 1932 года Фёдоров окончил Луганскую 11-ю авиашколу военных пилотов и начал службу в строевых частях ВВС младшим лётчиком. В ноябре того же года он уже — командир звена в 35-й истребительной авиаэскадрильи 69-й истребительной авиабригады Киевского ОВО в Житомире. Его, ещё молодого лётчика, уже тогда ставили в пример за мастерство пилотажа на «ишачках» И-15 и И-16.

    belay
    Первый полет только прототипа И-16 был совершен только через год, а на вооружение он был принят еще позже..

    Из статьи Вики:
    В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей. Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своих слов, оказался значком прибалтийской националистической организации «Айзсарг». Примерно то же самое произошло с историей про некоего немецкого аса фон Берга, якобы лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров якобы стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляла собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.


    Летчик был, безусловно заслуженный и геройский, прожил очень длинную интересную жизнь ( почти сто лет) , но права, видимо его еще довоенная служебная характеристика:
    высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолёта, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию.
    1. +1
      21 июня 2019 22:33
      По поводу того что мать Фёдорова, вспылив, бросила детей и уехала на Кубань потрудитесь прочитать здесь (https://etnos.ru/kazachestvo/3090-novye-svedeniya-o-geroe-sovetskogo-soyuza-letchike-istrebitele-ivane-evgrafoviche-fjodorove.html). Здесь задокументированные воспоминания его родственниц.
      По поводу того, Фёдоров летал на И-16 в 1932 году Вы сделали неправильное заключение из текста статьи. Там два разных предложения. В одном говорится о 1932 годе, а второе относится к времени когда Фёдорова назначили командиром отряда в 1936 году. Здесь нет противоречий.
      В статье изложены факты, а не домыслы, которые многие здесь цитируют в комментариях.
  6. +1
    18 июня 2019 08:19
    "Барон Мюнгхаузен советских ВВС" (с) - скорее "Василий Тёркин советских ВВС" - "...Хорошо, когда кто врёт, весело и складно..." (с)
    1. +3
      18 июня 2019 16:36
      Цитата: Русфанер
      скорее "Василий Тёркин советских ВВС" - "...Хорошо, когда кто врёт, весело и складно..." (с)

      Нет, Иван Евграфович не Тёркин . Тёркин не ВРАЛ, Тёркин рассказывал весело и душевно правду про войну, а И.Е. Фёдоров с каждым годом всё больше и больше врал. Конечно это можно списать на старческий маразм, но думаю не просто так писали в его характеристике
      отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию.
      Просто с возрастом это проявилось сильнее. Да и с другой стороны молодые лейтенанты и сержанты оказались то на много лучше его... Лейтенант А.Н.Ефимов стал дважды Героем Советского Союза и главкомом ВВС, а сержант Н.М. Скоморохов? Дважды Герой, маршал авиации, доктор военных наук, профессор! Я уж не говорю про его практически одногодка П.С. Кутахова...
  7. +1
    18 июня 2019 08:38
    Неоднозначный товарищ. Но даже только за это

    За период с мая по ноябрь 1943 года его 273-я истребительная авиадивизия сбила 509 самолётов противника (243 по подтверждениям с земли, и ещё 266 по донесениям лётчиков), потеряв 70 своих самолётов и 50 лётчиков.


    заслуживает уважения.
    1. -3
      18 июня 2019 15:00
      Это бред.Это как про "тучи самолетов в Сталинграде полностью закрывали небо"
      1. +1
        18 июня 2019 18:57
        Это не "бред", а информация из архива (подчеркнуто красным)
        1. -2
          19 июня 2019 09:02
          Понятно,там дай Бог всего у немцев на этом участке столько самолетов было.Как сказал какой то чин в штабах-мы делим все на два,выше еще на два и в конце,на самом верху еще на два.Вот тогда пожалуй эта цифра примерно равна реальности.
          1. 0
            19 июня 2019 21:59
            В Курской битве участвовало около боевых 2050 самолётов люфтваффе, из них потери не менее 1696 самолётов (из Wiki). Так что, поверьте, их там было предостаточно...
            1. 0
              20 июня 2019 05:39
              Ой не знаю. Докладные на самолеты сбитые это такая! скользкая тема . Там такого по написывали что те кто отчеты собирал диву давались как еще кто то у немцев летает.
  8. 0
    18 июня 2019 09:09
    В свое время читал о Федорове статью в журнале "Вокруг Света". Когда прочёл о драке в кремле со стрельбой, сразу возникли сомнения в достоверности материала. Чтобы в кремле палили из револьверов?
    1. 0
      18 июня 2019 18:37
      На одном из видео Фёдоров рассказывал, что банкет был в ресторане (а не в Кремле, как написали), вроде чей-то персональный "кабинет" ещё разгромили... Но где тут вымысел, а где правда - не берусь судить.
  9. +3
    18 июня 2019 09:09
    В предвоенной командировке в Германию в 1940 году в авиационную группу комиссии Тевосяна входили: руководитель генерал А.В. Гусев, конструктора Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев, В.П. Кузнецов, А.Д. Швецов, директор Московского авиазавода №1 П.В. Дементьев, лётчик-испытатель С.П. Супрун, генерал И.Ф. Петров (начальник ЦАГИ) и ряд авиаинженеров. На самолёте Не-100 летал Супрун. - (И.Ф. Петров, Авиация и вся жизнь, издательский отдел ЦАГИ, М,1993)
  10. NKT
    +3
    18 июня 2019 09:34
    За успешное командование и продуктивную боевую работу дивизии на Белорусском фронте в декабре 1943 года полковника Федорова наградили орденом Александра Невского. Общий налет на момент его награждения составил 6700 часов.


    Очень интересная статья, спасибо!

    Необычное награждение для командира дивизии. Хотя статус ордена и подразумевал награждение командиров вплоть до дивизии, но обычно награждали по линии взвод-рота-батальон. Поэтому, довольно редкий орден, так как многие награжденные потом погибали.
  11. +2
    18 июня 2019 10:20
    "Иван Евграфович Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище лётчиков, пришёл в одну из средних школ города Симферополя, и, объявив себя участником Челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почётные пионеры. История дошла до начальства, Федоров отделался строгим выговором с занесением в личное дело".
    - точно Барон Мюнгхаузен советских ВВС.

    Но какую же яркую жизнь прожил! Статья очень интересная.
  12. +2
    18 июня 2019 10:34
    А ещё он обзавёлся курительной трубкой в виде головы Мефистофеля и богато украшенной саблей, доставшихся в качестве трофеев из сбитого им самолёта именитого немецкого лётчика.

    Кхм... та сабля, которую демонстрировал Фёдоров во время интервью, была идентифицирована как наградной клинок почтового ведомства.
  13. +4
    18 июня 2019 10:44
    А вот полное письмо генерал-лейтенанта Руденко Главному маршалу авиации Новикову по поводу Фёдорова:
    За руководство боевой работой частей и лично сбитые 8 самолётов противника тов. ФЁДОРОВ награждён: орденом Отечественной войны I степени в 1942 г. и орденом Александра Невского в 1943 г.
    Имея личную нескромность и пристрастие к Правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. ФЁДОРОВ стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3 подбитых самолёта противника).
    В результате настоятельных требований полковника ФЁДОРОВА командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано.
    В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично представил наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах противника. Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у меня возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник ФЁДОРОВ проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
    За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную работу как командира дивизии - ходатайствую о снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением.

    И письмо командующего 3 ВА генерал-лейтенанта авиации Папивина генерал-лейтенанту авиации Руденко относительно количества сбитых Фёдоровым самолётов противника:
    Бывший инспектор по технике пилотирования 3 Воздушной армии и командир группы штрафников подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван Евграфович, за всё время пребывания на Калининском фронте по данным боевых донесений и учётным данным сбил 8 самолётов противника, о чём ему Штабом Армии 5 марта 1943 года и была выдана справка. Подтверждая достоверность этой справки, сообщаю, что все остальные справки лётного состава 157 и 163 истребительных полков и телеграмма ГРОМОВА подтверждают те же самолёты, которые указаны в итоговой справке от 5.3.1943 г. о боевой работе ФЁДОРОВА на Калининском фронте.
    Оснований к представлению тов. ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского Союза' не было.
  14. -4
    18 июня 2019 13:05
    Огромное спасибо Автору!
    Судьба, мастерство восхищают.
    Потрясён волей, жизнелюбием, целеустремлённостью.
    Биография---настоящего Советского человека!!!
  15. 0
    18 июня 2019 22:20
    Хартмана, по его собственным признаниям, только сбивали СЕМЬ раз. А подбивали и того больше. Так что..
  16. 0
    19 июня 2019 21:24
    "Так или иначе, но в июле 1942 года, Фёдоров самовольно перегнал ЛаГГ-3 на Калининский фронт и остался там. Он был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»".
    Медалью "За оборону Москвы" награждались все участники обороны Москвы:
    все военнослужащие и вольнонаемный состав Советской Армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года;
    Медалью "За оборону Ленинграда" награждаются все участники обороны Ленинграда:

    военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города.
    1. 0
      21 июня 2019 22:40
      Так что же Вы остановились? Там ещё были медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина».
      Судя Вашей логике, например, за взятие Берлина должны награждаться войск НКВД, "участвовавшие в обороне города" lol
      1. 0
        22 июня 2019 19:35
        Читайте внимательно, как он мог быть награжден за оборону Москвы, если на фронте с июля 1942.
        1. +1
          23 июня 2019 19:35
          В Wiki есть информация по его наградам, там есть "За оборону Москвы", да и среди его колодок на фото можно разглядеть эту награду. Возможно, что Фёдорова наградили за участие в Ржевско-Сычевской операции. Хотя она действительно началась позднее, 30 июля 1942г., и не входит в период обороны Москвы. Саму награду учредили 01.05.44г., возможно что награждали части, участвовавшие в обороне.
  17. 0
    10 июня 2020 20:37
    Здравствуйте!
    Лётчик-штурмовик, налёт более 2000 часов, награждён орденами "Мужество", "За военные заслуги"...
    У меня один, но сложный вопрос: а Хартман, Рудель не были Мбнгхаузенами???
    Если Вы ответите "Нет", тогда ВСЁ с Вами понятно((((( В том, что эти "рыцари воздуха" ВРАЛИ, я, как, лётчик УВЕРЕН.
    Простите, если сказал чересчур жёстко))
  18. 0
    2 января 2024 22:22
    что имеем по факту:1)летчик асс.2)летчик испытатель 3)награжден за сбитие 3х самолетов - когда дрался 0дин с 24 немецкими самолетами.3) успешно дрался с немецкими асами -картежными тузами. 4) воздушный хулиган. 5) начал войну полковником, закончил тоже полковником. а теперь вопрос . мог такой человек быть не в фавореиу начальства. могли его победы не фиксировать и специально не считать. ответ очевилен. ну и вообще. спасибо батя тебе за все!!!!!!!!!!!!