Военное обозрение

Лётчик Иван Фёдоров. Ас воздушного боя

36
Так порою бывает, что непроверенные рассказы авторитетных людей складываются в легенду. Как снежный ком, сорвавшийся с горы, несётся к её подножию уже огромной лавиной, так и легенда обрастает такими новыми подробностями и эпизодами, что в правдоподобность её верит даже сам рассказчик.


Разрешите представить вам Федорова Ивана Евграфовича — Героя Советского Союза, известного лётчика-испытателя, аса воздушного боя, благодаря стараниям журналистов ставшего одним из знаменитых военных лётчиков нашей страны. Ещё бы, он — герой Испании, «Красный дьявол», единственный, кто «получил награду от Гитлера и от Сталина». Воздушный «анархист» и «командир штрафников». О нём так красноречиво рассказывали разные журналисты и писатели, что уже тогда у многих появились закономерные вопросы как к самому рассказчику, так и к авторам публикаций тоже. Позже появилось открытое письмо в редакцию газеты "Комсомольская правда" от заслуженных лётчиков-испытателей СССР С.А. Микояна и А.А. Щербакова, в котором они прямо говорят: «…его рассказы являются выдумкой, часто нелепостью и ничем не подтверждаются». Меня настолько заинтриговала эта ситуация, что я решил провести собственное непредвзятое «расследование».

Детство


Даже с точным местом рождения Ивана Федорова произошел конфуз. По документам местом его рождения указано село Харьково, Харьковской области, где-то даже г. Харьков. Но, по воспоминаниям его двоюродных сестер А.И. Рубашкиной и Е.И. Гуреевой, Ваня Федоров появился на свет в 1914 году 10 (23) февраля в станице Каменской области Войска Донского. Сейчас это город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Предки Ивана Евграфовича были из донского казачества, и со слов родственников — «старой веры». Родители происходили из двух породнившихся родов Денисовых, и его отец, Евграф Васильевич, решил сменить фамилию на Фёдоров. Сам он в детстве рано лишился отца и воспитывался дедом — Фёдором Фёдоровичем. В честь него отец и назвался фамилией Фёдоров, пообещав деду прославить свой новый род. В поисках работы Евграфу Васильевичу и его жене Надежде вскоре после свадьбы пришлось переехать из родного хутора Николаев (ныне село Литвиновка) в окружную станицу Каменскую. Когда Надежда забеременела, молодой семье пришлось купить небольшой домик у реки Северский Донец, где и родились их четверо детей.

В 1918 году, в разгар гражданской войны, их станицу заняли немцы и белоказаки. Отец ушел с красными, а мать с четырьмя детьми родственники забрали к себе на хутор. Трудно им пришлось, и от голода умерла младшая сестричка Ивана. Когда в 1923 году война закончилась, то отец, пообещавший своему погибшему другу присмотреть за женой с сыном, поехал к ним да так и остался жить с новой семьей. Надежда, не дождавшись мужа с войны и считая убитым, заказала по нему панихиду, когда от людей случайно узнала, что муж жив и живёт с новой женой в Луганске. Как истинно донская казачка, она вспылила, бросила детей и навсегда уехала на Кубань. Так и остались дети сиротами при живых-то родителях. Ивану тогда было 9 лет, когда его и двоих младших братьев Семёна и Василия родственники и сердобольные соседи сперва подкармливали, а после отвезли к их отцу в Луганск.

Путёвка в жизнь


Для отца свалившаяся «обуза» из троих мальчишек была в тягость, и Ваня вместе с братьями беспризорничал до 1927 года. В 14 лет он «взялся за ум» и сумел окончить школу за 5 классов. Он работал слесарем-инструментальщиком на Луганском паровозостроительном заводе и учился на вечернем рабфаке при Донецком институте народного образования, который окончил в 1930 году.

Без отрыва от производства он занимался в Луганской школе ОСОАВИАХИМа и летал на самодельных планерах, навсегда «заболев» небом. Он освоил и полюбил на всю жизнь мотоцикл и активно занимался спортом. Иван успел поработать и помощником машиниста, и машинистом маневрового паровоза. В 1931 году он окончил школу ФЗУ, а через год — первый курс Луганского пединститута, откуда его призвали в Красную Армию. Полёты на планерах пошли впрок, и уже в августе 1932 года Фёдоров окончил Луганскую 11-ю авиашколу военных пилотов и начал службу в строевых частях ВВС младшим лётчиком. В ноябре того же года он уже — командир звена в 35-й истребительной авиаэскадрильи 69-й истребительной авиабригады Киевского ОВО в Житомире. Его, ещё молодого лётчика, уже тогда ставили в пример за мастерство пилотажа на «ишачках» И-15 и И-16. А в 1936 году он — командир отряда 17-го истребительного авиаполка 69-й истребительной авиабригады.

В 1937 году лётчиков, участвовавших в воздушном параде над Красной площадью, пригласили в Кремль. Там они группой из двенадцати человек договорились проситься воевать в Испанию, а парламентёром выбрали Фёдорова. Потом было собеседование в НКВД, и в путь-дорогу. Пароходом во французский порт Гавр, оттуда в Париж на международную выставку. По легенде, они все ударники сельского хозяйства. Через несколько дней их самолётом переправили в Испанию.

Испанский лётчик


С мая 1937 года по февраль 1938 года Иван Федоров воюет добровольцем в небе Испании. Вспоминает советский лётчик-ас войны в Испании Н.Г. Соболев:
«Поначалу мы прикрывали от бомбежек порт Картахену и облётывали собранные «И-16», которые привозили в ящиках на пароходах. Потом на испанском пассажирском самолёте меня, Мастерова, Антонова, Фёдорова перевезли в Мадрид. По дороге испанские пилоты заблудились, и мы, опасаясь, что они ненароком отвезут нас к Франко, помогли им сориентироваться по карте».


Сражается он смело, в чем нет сомнений. Как напишет Игорь Шелест в своей книге «С крыла на крыло»:
«Но как раз об этих своих подвигах он рассказывать почему-то не любил. В то время, отправляясь в Испанию, русские летчики называли себя Педро, Хозе, Хуанами. Иван Евграфович тоже стал Хуаном, или Жуаном. Вернувшись на Родину, трансформировался в Женю».


Некоторые лётчики позже подначивали Ивана, в шутку называли его сдвоенным именем Женей-Ваней, а ему так даже больше нравилось.

Официально считается, что в небе Испании Фёдоров воевал в составе 5-й авиаэскадрильи 21-й авиагруппы и совершил более 150 боевых вылетов (боевой налёт составил 180-190 часов). На своём И-16 он в районе города Картахена лично сбил два итальянских бомбардировщика «Савоя-Маркетти SM.79», оставшихся без прикрытия. Об этом в газете «Правда» была напечатана заметка.
«Маневры были в том году очень сложные, — начал свой рассказ 24-летний лётчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Фёдоров. — В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и ещё одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков „противника“ направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу „неприятельской“ эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полёта я заметил внизу автомашину. Фары её тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? — мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолёт, и решение возникло молниеносно.
Самолёт „противника“ шёл вдоль моря. Я знал, что скоро начнётся открытое пространство, на котором можно будет дать „бой“. На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолёта „противника“, и преимущество было за мной. Я сверху атаковал „вражеский“ самолёт и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных.
Где их искать? Пилоты „противника“, конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть „противника“ и уйти к морю. — Не подумают же они, — сказал я себе, — что сухопутный истребитель рискнёт уйти в море.
Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. „Вражеский“ самолёт был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулемёты работали безотказно... Посредники зафиксировали в эту ночь 2 „сбитых“ мною самолёта...»

(Из газеты «Правда» № 228 от 19.08.1938 г.)

Лётчик Иван Фёдоров. Ас воздушного боя


Однако Ю. Смирнов в «Крыльях Родины» (№7 за 2000 г.) пишет, что в «архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании» Иван Евграфович Фёдоров «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе». Здесь исследователи ссылаются на то, что нет достоверных данных о воздушных сражениях в небе Испании. Дескать, тогда некому и некогда было вести строгий учёт, а также было распоряжение руководства, чтобы советские лётчики не выказывали своё превосходство перед испанскими «комрадами».


Истребитель И-16 тип 10 ВВС республиканской Испании на стоянке. Обед


За мужество и героизм, проявленный в небе Испании, Фёдоров был награждён двумя орденами Красного Знамени. Из его наградного листа: «Кандидат ВКПб с 1938 года. Имеет ранения: в Испании лица и руки». А вот о том, что ему была вручена испанская награда орден «Лавры Мадрида», нет документального подтверждения. К слову сказать, что маршал Малиновский, вопреки утверждениям журналистов, такую награду тоже не получал. Фёдоров также рассказывал, что сами испанцы за храбрость прозвали его «Деабле Рохо» («Красный дьявол»). Скажу честно, что в воспоминаниях лётчиков-участников войны в Испании среди отличившихся фамилия Фёдоров не встречается. А прозвищем «Красный дьявол» фашисты в то время окрестили бесстрашного испанского лётчика Франсиско Осуна, который позже погибнет в воздушном бою с фашистами.



По возвращении из Испании в феврале 1938 года капитана Фёдорова назначили командиром эскадрильи в его 17-й истребительный авиаполк 69-й истребительной авиабригады Киевского ОВО. В конце 1938 года за успехи эскадрильи он в свои 24 года будет назначен командиром 17-го истребительного авиаполка. В 1939 году его отправили в Липецк на высшие авиационные курсы усовершенствования. По возвращении его, как командира полка, отправляют в Великие Луки на формирование особого 42-го истребительного авиаполка 17-й истребительной авиабригады Калининского ВО.



В счёт 1000


Но уже в мае 1940 года майора И.Е. Фёдорова «в счёт 1000» отправят работать в Горький летчиком-испытателем на авиазавод № 21. В то время действовало постановление ЦИК и СНК СССР от 29 января 1936 г. «О зачислении 1000 резервистов в кадры РККА с оставлением на оборонной работе в гражданских наркоматах и учреждениях». Для усиления промышленности «тысяча» окончивших военно-технические академии инженеров была направлена на заводы и в КБ.

В ноябре того же года Ивана Фёдорова отправили от завода по правительственной командировке в Китай. Там в городе Урумчи на авиазаводе № 600 собирали серийные истребители И-16 для китайских ВВС. Фёдоров там работал в должности начальника летно-испытательной станции вплоть до катастрофы 24 мая 1941 года, в которой погиб лётчик-испытатель С.Н. Викторов. Запомним дату катастрофы и фамилию погибшего лётчика. Они тогда в паре с Фёдоровым производили облёт двух самолётов И-16 № 2460096 (Викторов) и № 2460034 (Фёдоров). При взлёте на высоте 15-20 метров двигатель машины Викторова вдруг задымился и заглох. Самолёт перешел в штопор и врезался в землю правым крылом, мотором. От удара самолёт разрушился, мотор оторвался и отлетел на 30 метров от места падения, лётчик погиб.

Фёдорова сняли с должности начальника ЛИС, но оставили работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем до конца командировки. В одном из его наградных листов будет указано, что майор Фёдоров принимал участие в боевых действиях в Китае в период с ноября 1940 по февраль 1941 года. Тогда благодаря нашей помощи китайским войскам удалось отбить атаки японцев на всех фронтах.

Но, вопреки всему, что писали о Фёдорове журналисты и рассказывал он сам, мне не удалось найти документальное подтверждение, что он принимал участие в боях с японцами у озера Хасан, на Халхин-Голе, а также об участии его в Финской войне.


Истребитель И-16. Бои у озера Хасан, 1938 год


69-я истребительная авиабригада, в которой мог воевать Фёдоров (на И-15 или И-16) действовала только у озера Хасан. Но в тех боях японская авиация вообще не участвовала. Наши «ишачки» вылетали на штурмовку и на сопровождение бомбардировщиков, не встречаясь с противником в воздухе. А во время сражений на Халхин-Голе Фёдоров находился на курсах в Липецке.

Накануне войны


В июне 1941 года, как рассказывал Фёдоров, его вместе с лётчиками Супруном, Стефановским и Викторовым направили в командировку в Германию в качестве экспертов. И якобы там Фёдоров за штурвалом самолёта «Хенкель-100» продемонстрировал немцам такое мастерство высшего пилотажа, что получил от Гитлера в награду железный крест…

Как выяснилось, вся эта история была выдумкой Ивана Евграфовича. Лётчик-испытатель Викторов к этому времени уже погиб, о чём не мог не знать Фёдоров, так как всё произошло на его глазах в мае 1941 года в Китае.

Лётчик-испытатель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза П.М. Стефановский в своей книге «Триста неизвестных» пишет: «…на официальном банкете в честь немецкой авиационной делегации, приехавшей в СССР вслед за посещением Германии нашими авиационными специалистами». Он не пишет о том, что сам лично был в составе делегации в Германии. Он дружил с Супруном, который действительно был в Германии, но гораздо раньше.

Лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза С.П. Супрун в марте 1940 года был в Германии в составе комиссии по закупке немецких самолетов разных типов «для ознакомления». На аэродроме в Ростоке немцы им показали свой новый истребитель Hе-100. Супрун, осмотрев самолёт, попросил разрешения на полёт. Представители фирмы "Хейнкель" пытались его отговорить, но, убедившись, что Супрун отлично разбирается в технике, взлёт разрешили. В своих мемуарах Эрнст Хейнкель так вспоминает об этом эпизоде:
"Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полётом на Не-100, самом скоростном из всех самолётов, на которых он когда-либо летал, он имел 10-минутную консультацию с одним из моих лучших лётчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять её по небу, выполняя такие фигуры, что мои лётчики почти онемели от удивления".


После приземления техники, механики, инженеры подхватили нашего лётчика на руки и понесли к аэродромному казино. Немецкие пилоты признались, что в этом полете они впервые увидели такие высокие лётно-технические возможности своего самолёта.

К сожалению, командир полка подполковник Супрун погибнет в самом начале войны, и за его смерть наши лётчики будут мстить фашистам.


У самолёта He-100, Германия, 1939г. В центре — лётчик-испытатель С.П. Супрун


Самовольно сбежал на фронт


В феврале 1942 года Фёдоров возвращается из Китая на горьковский авиазавод №21. Он, будучи кадровым военным лётчиком с 10-летним лётным опытом, неудержимо рвался воевать на фронт. Но его не отпустили, и тогда Иван Евграфович решается на отчаянный поступок – самовольно сбежать с завода, где он испытывал истребитель ЛаГГ-3, на фронт. Сам он рассказывает об этом с более красочными подробностями, такими, как три мёртвых петли под мостом через Оку, воздушную погоню и т.д.

Но вот Игорь Шелест в книге «С крыла на крыло» так описывает этот эпизод:
«В восторге от наглядного урока, летчики стали уговаривать Федорова присоединиться к ним. И однажды, не сказав никому ни слова, он взлетел вслед за группой военных машин, пристроился к ним в пеленг и улетел на фронт». Так или иначе, но в июле 1942 года, Фёдоров самовольно перегнал ЛаГГ-3 на Калининский фронт и остался там. Ему ещё повезло, что командующий в то время Михаил Громов лично защищал Фёдорова и назначил его старшим инспектором по технике пилотирования 3-й ВА, а по совместительству и командиром отряда управления. Вот как характеризуют его в тот период: «С первых же дней своего пребывания весь свой богатый опыт вложил в дело обучения молодого личного состава… проделал большую работу по переучиванию летного состава с разных конструкций самолётов на истребителей, личным примером показывая образцы умения, мужества и отваги».


Крылатый штрафбат


В августе 1942 года Фёдорова назначили командовать «группой штрафников лётного состава», и именно в этот тяжелейший период войны он применит весь свой уникальный лётный опыт на практике, покажет мастерство аса. Не бояться смерти — таким основным качеством, наверное, и должен обладать лётчик-испытатель. Холодный расчёт и отличное знание всех возможностей машины позволяли ему отчаянно бросаться в неравный бой и выходить из него победителем. Фёдоров рассказывал, как лётчики-штрафники, видимо, решили проверить «на вшивость» своего командира и бросили его одного посреди боя. Он не удрал, и даже после приземления не устроил им разнос, хотя имел полномочия расстреливать дезертиров. Он им доказал, что и один «в поле воин». После этого случая они так прониклись уважением к своему командиру, что дрались яростно, как и подобает «сталинским соколам».

Из наградного листа на майора Федорова И.Е., командира 157 истребительного авиаполка:
«23.09.42 г. над аэродромом Бошарово один вёл неравный бой с 24 самолётами противника /18 Ю-88 и 6 МЕ-109/, в котором сбил один и подбил два самолёта противника /все три Ю-88/. В этом бою тов. Фёдоров получил лёгкое ранение в ногу и на сильно повреждённом самолёте произвёл благополучно посадку на своём аэродроме».


Вдумайтесь, он сражался один против 24 немецких самолётов, защищая свой аэродром, и его не сбили!

В тот тяжелый период боёв под Ржевом нашим лётчикам приходилось вступать в бой, когда у них было вдвое, а порой и втрое меньше самолётов, чем у противника. Командовал штрафниками Фёдоров всего один месяц, но, как отмечено в наградном листе:
«За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 5 Ю-88, 1 ДО-219, 6 МЕ-109Ф и в паре с ведомым сбил 1 МЕ-109Ф, лично подбил 1 МЕ-109Ф и два Ю-88. Все сбитые самолёты подтверждены наземными войсками».


Кстати, сами военные лётчики после войны рассказывали, что за «подтверждением» сбитых самолётов к пехоте без спирта ходить было бесполезно.

В одном из боёв 1942 года, когда Фёдоров лично сбил один МЕ-109, а второй МЕ-109 подбил, его собственный самолёт был сбит, а он получил лёгкое ранение рук, ног и тяжелое ранение лица. Сам Иван Евграфович, шутя, рассказывал о своём ранении носа.

В бой идут одни асы


Однако превосходство немцев в воздухе было очевидным, а кадровый резерв лётчиков Красной Армии быстро таял. Невосполнимый урон наносили опытные ястребы люфтваффе, жестоко расправляясь с нашими молодыми пилотами, не имеющими большого опыта воздушных боёв. Фёдоров называл их «картёжниками» за изображение игральных карт на своих самолётах, а немцы их называли «пожарной командой». По-видимому, именно для ликвидации этой угрозы в сентябре 1942 года маршал авиации и возложил на полковника Фёдорова формирование полка асов на Калининском фронте при 3-й ВА. Им разрешалось вылетать на «свободную охоту», чем они с успехом и занимались, выбивая «пух и перья» из элиты люфтваффе. За успешное выполнение этого задания, руководство и командование полком Фёдорова наградили орденом Отечественной войны 1 степени.

В 1942 году его наконец-то приняли в партию ВКП(б). А ещё он обзавёлся курительной трубкой в виде головы Мефистофеля и богато украшенной саблей, доставшихся в качестве трофеев из сбитого им самолёта именитого немецкого лётчика. Сам Фёдоров рассказывал о воздушных дуэлях, как они вызывали противника на поединок, сбрасывая на аэродром «вымпел» с запиской, но я с сомнением отношусь к этим рассказам. Пролететь над вражеским аэродромом, невзирая на его охранение и ПВО лишь для того, чтобы вызвать противника на бой, – не самая удачная идея.



С декабря 1942 года по апрель 1943 года полковник Фёдоров командовал 256-й, а позже 273-й истребительной авиадивизией в 3-й ВА. Иван Евграфович, оказывается, умел не только храбро сражаться в воздухе, но и проявил немалый талант руководителя и наставника. В апреле его дивизию пополнили после переформирования в ЗАПах 157, 163 и 347 истребительные авиаполки. Их укомплектовывали молодёжью, вообще не имеющей боевого опыта. И тогда ему удалось за 10-15 дней сколотить лётный состав, обучить его ведению воздушного боя и подготовить к выполнению боевых задач. За период с мая по ноябрь 1943 года его 273-я истребительная авиадивизия сбила 509 самолётов противника (243 по подтверждениям с земли, и ещё 266 по донесениям лётчиков), потеряв 70 своих самолётов и 50 лётчиков. Они сражались за «курский выступ», участвовали в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом и Гомелем.


Командир авиадивизии Иван Федоров (пятый слева) с однополчанами


Кстати, знаменитый немецкий ас Эрих Хартманн, которого, по рассказам Фёдорова, он лично сбил, в составе JG52 (52-я истребительная эскадра) также принимал участие в операциях под Курском. Так что теоретически они могли там встретиться в воздухе, но документального подтверждения этому событию нет.

За успешное командование и продуктивную боевую работу дивизии на Белорусском фронте в декабре 1943 года полковника Федорова наградили орденом Александра Невского. Общий налет на момент его награждения составил 6700 часов.


Фёдоров Иван Евграфович с супругой Анной Артемьевной


Находясь на командных должностях, Фёдорову приходилось больше уделять времени обучению личного состава и проверке навыков молодых лётчиков, чем самому участвовать в боевых вылетах. Но он научил их драться так, что несколько его учеников стали Героями Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации В.И. Попков вспоминает боевое прошлое «Жени-Вани» Фёдорова:
«Он показал нам строгую вертикаль. И эта вертикаль спасла так много жизней лётчиков. Только за этот метод я бы дал ему вторую Звезду Героя».


Фёдоров первым показал, как можно выйти из боя весьма необычным манёвром — взмыв свечой вертикально вверх.

Два Ивана Фёдорова



Надо сказать, что в то время воевал ещё один лётчик, и его также звали Иван Фёдоров, только по отчеству он был Васильевич. Он тоже отважно бил врага, стал Героем Советского Союза и сбил лично 36 и в группе 1 самолёт противника, а ещё 9 самолётов уничтожил на аэродромах. Однажды, расстреляв весь БК, он протаранил своим крылом немецкий истребитель МЕ-109, разбив колпак его кабины. Обе машины рухнули на землю, но Иван Васильевич остался жив, успев дёрнуть за кольцо парашюта.

В июне 1944 года Ивана Евграфовича с понижением в должности назначают заместителем командира 269-й истребительной авиадивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).

Из письма генерал-лейтенанта С.И. Руденко:
«За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную работу ходатайствую о снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением».


Фёдоров рассказывал, что понижение в должности произошло из-за предвзятого отношения к нему со стороны командира корпуса. Но тогда у него снова появилась возможность боевых вылетов, и его личный счёт пополнился новыми победами. В октябре 1944 года полковника Федорова наградили орденом Отечественной войны 2-й степени «за правильное воспитание и ввод в строй молодых летчиков и лично произведенные 12 боевых вылетов». А свою «жирную точку» в войне он поставил 25 апреля 1945 года, когда в одном из боёв лично сбил два самолёта противника FW-190 возле города Пренцлау, в 93 км от Берлина. Он был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина». Так за время войны он летал на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5.



Быстрее звука


После войны Фёдоров возвращается к работе лётчика-испытателя и в сентябре 1945 года он уже работает старшим лётчиком-испытателем в ОКБ С.А. Лавочкина. Он одним из первых испытывал отечественные реактивные истребители Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174, Ла-174ТК. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч.

В своей повести «Лечу за мечтой» И. Шелест пишет:
«Году в сорок восьмом, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Семена Алексеевича Лавочкина — кажется, это был ЛА-15, — у Ивана Евграфовича Федорова произошел такой феноменальный случай.
Федоров планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как истребитель стал быстро крениться. Больше, больше... «Конец!» — обожгла всех мысль, когда самолет и вовсе перевернулся на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом еще резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней, как ни в чем не бывало».


Как выяснилось позже, один из щитков-закрылков не выдвигался и, чтобы машина не зарылась носом в землю, Фёдоров дал ей возможность завершить полный оборот вокруг собственной оси. После этого он убрал работающий щиток-закрылок и смог посадить самолёт. Уже на земле он, смеясь, материл этот щиток на чём свет стоит, а механикам сказал: «Не будь я Женей-Ваней, из-за подлейшего, факт, сыграл бы в ящик!»

В ОКБ С.А. Лавочкина создается первый советский реактивный самолет со стреловидным крылом. Конструкторы присвоили ему условный номер «160». Это был одноместный моноплан с двигателем Р-10 и тягой всего в 900 кг. При крутом снижении стреловидное крыло позволяло ему приблизиться к скорости звука. В 1947 году Фёдоров лично поднял Ла-160 в небо и провёл его испытания.

А в мае 1948 года Фёдорову пришлось покинуть аварийный реактивный самолёт Ла-174, выпрыгнув с парашютом.

В своей документальной повести «С крыла на крыло» И.Шелест пишет:
«Федоров первым испытал в 1948 году на реактивном самолете со стреловидным крылом (ЛА-15) штопор. Правда, пришлось самолет покинуть, когда вопреки всем действиям летчика он, вращаясь, продолжал падать. Прыгал Женя старым способом, перевалившись через борт: катапультные кресла на первых порах страшили, пожалуй, больше.
Так это или иначе, но Женя покинул штопорящий ЛА-15 «дедовским» способом: за борт, головой вниз. Он был все в той же своей зимне-летней куртке и в суконных галифе. В штопоре скорость не так уж велика, но все же километров триста, четыреста, а может, и больше.
Женя рассказывал, каких трудов ему стоило выбраться из кабины. Прижимала к сиденью двойная перегрузка. Уже за бортом, в силу ускорений, Женя никак не мог оттолкнуться от машины. Ее круглый фюзеляж притягивал летчика к себе, как магнит железные опилки.
Самолет упал в лес, а Женя с ссадинами и кровоподтеками опустился на парашюте».


26 декабря 1948 года при испытании самолёта Ла-176 полковнику Фёдорову одному из первых в нашей стране удалось достигнуть скорости звука «в полёте со снижением». За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 5 марта 1948 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» №8303.


Секретарь Ленинградского обкома и ЦК Н.М.Шверник вручает орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" вместе с грамотой о присвоении звания Героя Советского Союза И.Е.Федорову. Москва 20.03.1948 г.


В 1949 году Фёдоров, работая уже лётчиком-испытателем ОКБ-1 в г. Дубна, проводил испытания опытного самолёта немецких конструкторов под руководством Б. Бааде «140-Р» (проект EF-131), на базе проекта немецкого реактивного бомбардировщика Ju 287. Это был один из первых в мире военных самолетов с крылом обратной стреловидности и один из первых в нашей стране турбореактивных бомбардировщиков. Во время испытаний его максимальная скорость достигала 904 км/ч, но на высоких скоростях у самолёта обнаружилась сильная вибрация и проект позже закрыли.

Фёдоров участвовал и в испытаниях различного авиационного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28, МиГ-15.



В 1953 году Федоров проводил испытания очередного опытного истребителя на прочность. Это было крутое пикирование на полном форсаже с высоты более 15 тысяч метров. Без последствий для организма лётчика-испытателя при такой перегрузке не обошлось, и очередная врачебная комиссия постановила: «Федоров И.Е. не годен к лётной работе». И в марте 1954 года по врачебному предписанию его отправили в запас.

Об участии Федорова в Корейской войне нет никакой информации, хотя его могли туда направить в качестве лётчика-испытателя, как сейчас в Сирию летают наши конструкторы военной техники. Но говорить здесь о боевых вылетах и сбитых американских самолётах не стоит.

В 1955-1956 годах Фёдоров работал в редакции журнала «Международная жизнь», а потом до 1974 годах в МИД СССР. Был и ответственным референтом, и сотрудником посольства СССР в Тунисе. Он тоже летал, но не пилотом, а как специалист по обследованию условий перелета и посадки правительственных бортов на незнакомые аэродромы.

Были в жизни Ивана Евграфовича в своё время и «взлёты» и «падения», но он с честью держал удары судьбы. Он действительно не боялся смерти и был уникальным лётчиком-асом. Он не рассказывал о многих своих испытательских подвигах, считая их рядовой работой, а сочинял красивые байки, в которые, кажется, и сам верил. Он лично знал В.П.Чкалова, М.М.Громова, К.Е.Ворошилова и мог легко бравировать своим знакомством. Балагур и заводила, он таким запомнился окружающим его людям. Поэтому И.Шелест так и напишет:
«На платформе, где подолгу иногда приходилось ждать электричку, горячий Женя — он же Иван Евграфович — отплясывал чечетку в щегольских сапогах и рассказывал истории, придумывая их тут же, на морозе.
Должно быть, Женя подозревал, что мы не верим ни единому его слову. И мы действительно не верили. Но рассказ его лился в таком самозабвении, что ни перебивать, ни сомневаться просто не хотелось».




Многие журналисты и корреспонденты стали «жертвами обаяния» Ивана Евграфовича. Они слишком увлеклись его рассказами, не проверив эту информацию, и сами вырастили «развесистую клюкву». Просто он в силу своей натуры был юморист по жизни, как бы сейчас сказали, мастер «разговорного жанра». Но все его награды были заслуженными, а он сам был яркой и неординарной личностью.

Красный дьявол. Лётчик И.Е. Федоров
Автор:
Использованы фотографии:
airaces.ru, airaces.narod.ru, авиару.рф, testpilot.ru, savepic.org, airaces.narod.ru, rgakfd.ru
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Fitter65
    Fitter65 18 июня 2019 06:35
    +9
    Барон Мюнгхаузен советских ВВС
    В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей. Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своих слов, оказался значком прибалтийской националистической организации «Айзсарг». Примерно то же самое произошло с историей про некоего немецкого аса фон Берга, якобы лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров якобы стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляла собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.

    Эта история в устах Федорова И. Е. имела и другой сюжет. Якобы этот меч и «рыцарский крест» он лично нашёл в лично им сбитом под Ржевом самолёте известного немецкого аса Эриха Хартманна. И что этот «рыцарский крест», как и «рыцарский крест» якобы врученный Г. Герингом в придуманной поездке в Германию, он позже прибил к подошве своего сапога и носил пока тот не стёрся. Осталось только уточнить, каким образом и на каком самолёте Э. Хартманн оказался в Тверской области, если в то время его JG52 базировалась на Северном Кавказе.

    Заявляемое Федоровым число побед официального подтверждения не имеет. Существование в советских ВВС «полка штрафников» официального подтверждения не имеет

    о словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

    После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца якобы сбил 18 немецких самолётов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого, с лета 1942 до весны 1943 года, Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

    Также по словам Фёдорова, он якобы принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал аж 134 воздушные победы.

    Однако имеются свидетельства, что далеко не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

    ]Список воздушных побед И. Е. Фёдорова
    (Список воздушных побед лётчика составлен по материалам наградных листов и других личных документов, в оперативных и отчётных документах сбитые самолёты, кроме отмеченных, отсутствуют)[4]

    № п/п Дата победы Тип самолёта противника Место победы Тип своего самолёта
    1 18.06.1937 Ю-52 Испания И-16
    2 21.08.1937 Самолет Испания И-16
    3 22.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
    4 23.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
    5 26.09.1942 Ю-88 Бошарово Як-7
    6 26.09.1942 Ме-109 Бошарово Як-7
    7 27.09.1942 Ю-88 Ржев Як-7
    8 27.09.1942 Ме-109 Ржев Як-7
    9 25.04.1945 ФВ-190 юго-восточнее Пренцлау Як-9
    10 25.04.1945 ФВ-190 северо-западнее Битиков Як-9
    Также в период с августа по сентябрь 1942 г. на Калининском фронте лично сбил 1 Ме-109 и 1 До-215; с февраля по май 1944 г. на 1-м Белорусском фронте сбил 1 Ю-88 лично и 1 Ме-109 в группе (точные даты не установлены).

    Всего сбитых самолётов — 13 + 1
    Боевых вылетов — 264.
    Комментарии других ветеранов про "песни" И.Е. Фёдорова приводить неохота. Кто захочет сам найдёт...
    1. Ратник2015
      Ратник2015 18 июня 2019 18:01
      0
      Цитата: Fitter65
      Эта история в устах Федорова И. Е. имела и другой сюжет. Якобы этот меч и «рыцарский крест» он лично нашёл в лично им сбитом под Ржевом самолёте известного немецкого аса Эриха Хартманна. И что этот «рыцарский крест», как и «рыцарский крест» якобы врученный Г. Герингом в придуманной поездке в Германию, он позже прибил к подошве своего сапога и носил пока тот не стёрся. Осталось только уточнить, каким образом и на каком самолёте Э. Хартманн оказался в Тверской области, если в то время его JG52 базировалась на Северном Кавказе.

      Вот именно. Больше того, воевать на Восточном фронте Хартман начал только с конца лета или с начала осени 42, и никак не мог быть под Ржевом. Но, справедливости ради, стоит сказать, что Хартмана сбивали несколько раз, причём большую часть именно на Восточном фронте, хотя из без последствий. У немцев кстати были и крупные асы, которые пережили по 15 и 17 сбитий\прыжков с парашютом. Так что кто то из советских пилотов и Хартмана сбивал, только остался неизвестным...
  3. Аэродромный
    Аэродромный 18 июня 2019 06:38
    +1
    тот случай,когда начинаешь читать,и уже не можешь остановиться. знаем про Кожедуба и Покрышкина,а сколько не знаем про таких как Фёдоров, их ведь не мало было.
    1. Fitter65
      Fitter65 18 июня 2019 11:55
      +3
      Цитата: Аэродромный
      ,а сколько не знаем про таких как Фёдоров, их ведь не мало было.

      Такой "индивидум" был один...
  4. Cowbra
    Cowbra 18 июня 2019 06:41
    -1
    Спасибо, не знал о нем(
    1. Fitter65
      Fitter65 18 июня 2019 13:03
      +7
      Цитата: Cowbra
      Спасибо, не знал о нем(

      А о таком Иване Фёдорове уверен вы и вообще не слыхали.
      Фёдоров, Иван Васильевич (1920—2000) — военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза.
      Биография
      Родился 21 сентября 1920 года в деревне Дубье ныне Кимрского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. Работал учителем в школе.

      В РККА с 1940 года. Окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова в 1941 году. Служил на Дальнем Востоке в 307-м истребительном авиационном полку. Летал на И-153, потом на И-16. После многочисленных рапортов об отправке на фронт и инцидента с утерей комсомольского билета переведён в декабре 1942 года в 812-й иап. Закончив переучивание на аэродроме Багай-Барановка (Саратовская область) на истребитель Як-1, полк в середине апреля 1943 года вылетел на фронт.

      20 апреля 1943 года старший сержант Фёдоров открыл боевой счёт, сбив над «Малой землёй» Bf-109.

      26 апреля 1943 года после того, как Фёдоров сбил Bf-109, он пристроился к ведущему и расслабился. Внезапно зашедший в хвост Bf-109 атаковал Як-1 Фёдорова. Очередь накрыла фюзеляж. Двигатель остановился, несколько снарядов разорвались в кабине, разбив приборную доску и ранив лётчика. Практически ничего не видя от осколка, попавшего в глаз, и теряя высоту, лётчик с залитым кровью лицом стал снижаться. Вскоре Як-1, не выпуская шасси, сел в плавни в районе станицы Славянская. Вечером, подобранный на У-2 штурманом 3-го истребительного авиационного корпуса Кононовым, Фёдоров был уже в госпитале. Во время операции осколок из глаза был извлечён, и через 12 дней Фёдоров сбежал из госпиталя в полк сразу после того, как врачи убедились, что глаз удалось сохранить.

      10 мая 1943 года лётчик 2-й авиаэскадрильи 812-го иап старшина И. В. Фёдоров вылетел на истребителе Як-1Б (бортовой номер 100) в составе шестёрки в район станицы Абинской Краснодарского края. Выручая товарищей, вступил в бой сразу с шестью истребителями Bf-109. Ему удалось зайти в хвост одному «мессершмитту» и длинной очередью подбить его. Затем сбил второго. Но в это время его атаковал третий вражеский истребитель. Фёдоров уклонился от атаки и оказался у самого хвоста ещё одного «мессершмитта». Он нажал на гашетки, но патроны быстро кончились. В это время его снова атаковал противник, и опять он мастерски уклонился от атаки. Но противник продолжал атаковать. Один «мессершмитт» сменял другого. Вскоре фашисты поняли, что Фёдорову нечем стрелять, и стали действовать наглее. Пока одна пара атакует, вторая встаёт в круг и ждёт своей очереди. Вскоре самолёт Федорова загорелся, а сам он был ранен. Тогда он направил свой истребитель наперерез паре, которая находилась в вираже. Один из фашистов попытался отвернуть, переводя самолёт из левого виража в правый. На какой-то момент Bf-109 замер на месте. Этим воспользовался Фёдоров. Левым крылом своего истребителя он нанес удар по кабине «мессершмитта». Оба самолёта начали падать. В момент удара Фёдоров, оборвав ремни и пробив закрытый фонарь, был выброшен из кабины и приземлился на парашюте в расположении медсанбата. За свой подвиг награждён орденом Отечественной войны 2 степени.

      Всего на Кубани уничтожил 6 вражеских самолётов (4 Bf-109, Ju-87 и Fw-189), за что награждён орденом Красного Знамени.

      Осенью 1943 года воевал на Як-9Т в небе Украины. Летал на «свободную охоту», сбил ещё 8 самолетов врага.

      Позже выполнял разведывательные полёты на Як-9Д, Як-9Р (иногда по 2-3 в день).

      В 1944 году освобождал Крым, затем воевал в небе Белоруссии.

      К августу 1944 года совершил 285 боевых вылетов, в 62 воздушный боях сбил лично 24 самолёта противника и 9 уничтожил на аэродромах.

      16 августа 1944 года в ходе разведывательного полёта на территории Литвы, в районе аэродрома Немокшты, после повреждения самолёта ведомого оказался один против 12 Fw-190. Прикрыв отход ведомого, Фёдоров увёл самолёты противника за собой. Противник пытался посадить Як-9Р, но, подбив один «Фокке-вульф», Фёдоров сумел вырваться и вернулся невредимым на свой аэродром.

      В ходе Белорусской операции принимал участие в войсковых испытаниях модификации самолёта Як-9 с крупнокалиберной авиационной пушкой НС-45 (Як-9К).

      Командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии старший лейтенант Фёдоров 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 4506).

      В конце войны капитан Федоров воевал уже на истребителе Як-3. Освобождал Польшу, участвовал в Берлинской наступательной операции. Последнюю свою победу одержал в ночь на 21 апреля 1945 года, сбив Fw-190D над переправой через Одер.

      Всего за время войны совершил 416 боевых вылетов (из них 180 на разведку и 84 на штурмовку), в 106 воздушных боях сбил лично 36 (1 тараном) и в группе 1 самолёт противника[1], ещё 9 самолётов уничтожил на аэродромах.

      Участвовал в операциях и битвах:

      Воздушное сражение на Кубани;
      Донбасская операция;
      Мелитопольская операция;
      Никопольско-Криворожская наступательная операция;
      Крымская операция;
      Белорусская операция «Багратион»;
      Вильнюсская фронтовая наступательная операция;
      Каунасская наступательная операция;
      Варшавско-Познанская наступательная операция;
      Восточно-Померанская операция;
      Берлинская наступательная операция.
      После войны служил в войсках ПВО. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию[2].

      С 1978 года генерал-майор авиации Фёдоров — в запасе. Жил в городе Черкассы. Возглавлял Черкасский обком ДОСААФ.

      Награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 и 2 степеней, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, медалями.

      Умер 28 июля 2000 года.

      Это так кратко, я не стал искать в своих загашниках все интервью и статьи про Ивана Васильевича , которые были в своё время в разных печатных изданиях.
      Пусть не так уж "ярко" как описывает свои приключения Иван Евграфович Фёдоров, зато без вранья и друзья- ветераны уважали Ивана Васильевича Фёдорова до его последних дней жизни.


      Это модель самолёта на котором воевал Иван Васильевич Фёдоров стоит на моей полке с 1996 года...
      1. пищак
        пищак 18 июня 2019 15:09
        +3
        Благодарю, уважаемый Fitter65! good
        Глянул на модель и надпись "За Георгия!" напомнила мне давешнюю( аж на два номера-два разворота) статью, читаную несколько лет назад в центральной газете "Беларусь сегодня" www.sb.by
        Вроде там видел фото "Яка" с такой надписью и рассказом о том, что друг лётчика-Георгий, которого он считал погибшим и поклялся мстить, после войны отыскался живым. Вроде он был сбит и оказался в плену-точно уже не помню??? Про послевоенные перипетии там подробно было....и фото со встречи после войны!
        В общем, как источник дополнительной информации рекомендую эту газету( бывшую "Советская Белоруссия"), хоть она теперь всё больше с либерастическим и русофобским "душком", но не весь коллектив скурвился и в ней ещё недавно( не знаю как ныне, в набирающем силу русофобском "гостренде литвинства"?) публиковались очень интересные статьи о фронтовиках, о партизанах, о героическом пути советских лётчиков и местах их гибели на территории этой советской республики, в начальный период войны и при освобождении от гитлеровских оккупантов.
        1. Fitter65
          Fitter65 18 июня 2019 15:50
          +2
          Цитата: пищак
          Вроде там видел фото "Яка" с такой надписью и рассказом о том, что друг лётчика-Георгий, которого он считал погибшим и поклялся мстить, после войны отыскался живым. Вроде он был сбит и оказался в плену-точно уже не помню???

          Да надпись появилась в память о сбитом лётчике л-т Чуракове, но к моему стыду про судьбу лейтенанта Чуракова ни чего сказать не могу. Ещё один из действительных моментов судьбы, И.В. Фёдоров даже был осужден к 8 годам, причём приговор был таким, за каждый сбитый самолёт минус 1 год, но он не считался штрафником, в ступление приговора в силу он не был лишён ни наград ни званий... Очень подробная статья была в 1996 году, журнал Авиамастер, нулевой номер. Есть так-же не плохая статья в журнале " Авиация и Время", правда номер не помню, перелистывать их сейчас ,в каком номере, нет желания.Они у меня в бумаге. В начале 90-х может позже, я тогда ещё выписывал и "Авиацию и Космонавтику" и "Крылья Родины" в каком-то из них была статья про И.В.Фёдорова уже и не помню...
          1. пищак
            пищак 18 июня 2019 17:29
            0
            "Авиахобби", потом ставший "Авиация и Время", выписывал почти с самого начала, тоже где-то в загашниках пылится-хороший журнал был( не знаю как сейчас), с достоверными чертёжиками, мне нравился. good
            Про те треволнения и послевоенные трепания нервов допросами( чуть ли не до суицида довели ими заслуженного лётчика-воина) было в белорусской газете. Жаль, не помню год публикации.
            1. Fitter65
              Fitter65 19 июня 2019 00:29
              0
              Цитата: пищак
              Авиахобби", потом ставший "Авиация и Время", выписывал почти с самого начала, тоже где-то в загашниках пылится-хороший журнал был( не знаю как сейчас), с достоверными чертёжиками, мне нравился.

              Ещё говорят печатается, я с 2016 перестал его выписывать, как пошла в каждом журнале шняга про "российскую агрессию", пусть не много на пару страниц...В общем перестал...
      2. Катран
        18 июня 2019 18:51
        0
        Вы наверное не дочитали. В этой статье есть информация про Ивана Васильевича Фёдорова - посмотрите часть "Два Ивана Фёдорова".
      3. Катран
        18 июня 2019 19:06
        0
        Звягинцев Вячеслав «Трибунал для Героев»
        Герой Советского Союза (1944) генерал-майор Федоров Иван Васильевич, 1920 г. р. — в марте 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу и был направлен для прохождения службы на Дальний Восток. На фронте — с апреля 1943 г. В том же году осужден военным трибуналом на 8 лет лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора и оставлением в действующей армии. 28 октября 1943 г. судимость была снята.
  5. Ольгович
    Ольгович 18 июня 2019 06:54
    +5
    Как истинно донская казачка, она вспылила, бросила детей и навсегда уехала на Кубань.

    Первый раз слышу, чтобы истинные донские казачки , вспылив, бросали детей, да еще уезжали...на Кубань.... belay
    в августе 1932 года Фёдоров окончил Луганскую 11-ю авиашколу военных пилотов и начал службу в строевых частях ВВС младшим лётчиком. В ноябре того же года он уже — командир звена в 35-й истребительной авиаэскадрильи 69-й истребительной авиабригады Киевского ОВО в Житомире. Его, ещё молодого лётчика, уже тогда ставили в пример за мастерство пилотажа на «ишачках» И-15 и И-16.

    belay
    Первый полет только прототипа И-16 был совершен только через год, а на вооружение он был принят еще позже..

    Из статьи Вики:
    В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей. Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полёты на немецких самолётах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своих слов, оказался значком прибалтийской националистической организации «Айзсарг». Примерно то же самое произошло с историей про некоего немецкого аса фон Берга, якобы лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров якобы стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал её непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляла собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Лётчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.


    Летчик был, безусловно заслуженный и геройский, прожил очень длинную интересную жизнь ( почти сто лет) , но права, видимо его еще довоенная служебная характеристика:
    высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолёта, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию.
    1. Катран
      21 июня 2019 22:33
      +1
      По поводу того что мать Фёдорова, вспылив, бросила детей и уехала на Кубань потрудитесь прочитать здесь (https://etnos.ru/kazachestvo/3090-novye-svedeniya-o-geroe-sovetskogo-soyuza-letchike-istrebitele-ivane-evgrafoviche-fjodorove.html). Здесь задокументированные воспоминания его родственниц.
      По поводу того, Фёдоров летал на И-16 в 1932 году Вы сделали неправильное заключение из текста статьи. Там два разных предложения. В одном говорится о 1932 годе, а второе относится к времени когда Фёдорова назначили командиром отряда в 1936 году. Здесь нет противоречий.
      В статье изложены факты, а не домыслы, которые многие здесь цитируют в комментариях.
  6. Русфанер
    Русфанер 18 июня 2019 08:19
    +1
    "Барон Мюнгхаузен советских ВВС" (с) - скорее "Василий Тёркин советских ВВС" - "...Хорошо, когда кто врёт, весело и складно..." (с)
    1. Fitter65
      Fitter65 18 июня 2019 16:36
      +3
      Цитата: Русфанер
      скорее "Василий Тёркин советских ВВС" - "...Хорошо, когда кто врёт, весело и складно..." (с)

      Нет, Иван Евграфович не Тёркин . Тёркин не ВРАЛ, Тёркин рассказывал весело и душевно правду про войну, а И.Е. Фёдоров с каждым годом всё больше и больше врал. Конечно это можно списать на старческий маразм, но думаю не просто так писали в его характеристике
      отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию.
      Просто с возрастом это проявилось сильнее. Да и с другой стороны молодые лейтенанты и сержанты оказались то на много лучше его... Лейтенант А.Н.Ефимов стал дважды Героем Советского Союза и главкомом ВВС, а сержант Н.М. Скоморохов? Дважды Герой, маршал авиации, доктор военных наук, профессор! Я уж не говорю про его практически одногодка П.С. Кутахова...
  7. sergo1914
    sergo1914 18 июня 2019 08:38
    +1
    Неоднозначный товарищ. Но даже только за это

    За период с мая по ноябрь 1943 года его 273-я истребительная авиадивизия сбила 509 самолётов противника (243 по подтверждениям с земли, и ещё 266 по донесениям лётчиков), потеряв 70 своих самолётов и 50 лётчиков.


    заслуживает уважения.
    1. Ruger-para
      Ruger-para 18 июня 2019 15:00
      -3
      Это бред.Это как про "тучи самолетов в Сталинграде полностью закрывали небо"
      1. Катран
        18 июня 2019 18:57
        +1
        Это не "бред", а информация из архива (подчеркнуто красным)
        1. Ruger-para
          Ruger-para 19 июня 2019 09:02
          -2
          Понятно,там дай Бог всего у немцев на этом участке столько самолетов было.Как сказал какой то чин в штабах-мы делим все на два,выше еще на два и в конце,на самом верху еще на два.Вот тогда пожалуй эта цифра примерно равна реальности.
          1. Катран
            19 июня 2019 21:59
            0
            В Курской битве участвовало около боевых 2050 самолётов люфтваффе, из них потери не менее 1696 самолётов (из Wiki). Так что, поверьте, их там было предостаточно...
            1. Ruger-para
              Ruger-para 20 июня 2019 05:39
              0
              Ой не знаю. Докладные на самолеты сбитые это такая! скользкая тема . Там такого по написывали что те кто отчеты собирал диву давались как еще кто то у немцев летает.
  8. mr.ZinGer
    mr.ZinGer 18 июня 2019 09:09
    0
    В свое время читал о Федорове статью в журнале "Вокруг Света". Когда прочёл о драке в кремле со стрельбой, сразу возникли сомнения в достоверности материала. Чтобы в кремле палили из револьверов?
    1. Катран
      18 июня 2019 18:37
      0
      На одном из видео Фёдоров рассказывал, что банкет был в ресторане (а не в Кремле, как написали), вроде чей-то персональный "кабинет" ещё разгромили... Но где тут вымысел, а где правда - не берусь судить.
  9. Авиатор_
    Авиатор_ 18 июня 2019 09:09
    +3
    В предвоенной командировке в Германию в 1940 году в авиационную группу комиссии Тевосяна входили: руководитель генерал А.В. Гусев, конструктора Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев, В.П. Кузнецов, А.Д. Швецов, директор Московского авиазавода №1 П.В. Дементьев, лётчик-испытатель С.П. Супрун, генерал И.Ф. Петров (начальник ЦАГИ) и ряд авиаинженеров. На самолёте Не-100 летал Супрун. - (И.Ф. Петров, Авиация и вся жизнь, издательский отдел ЦАГИ, М,1993)
  10. NKT
    NKT 18 июня 2019 09:34
    +3
    За успешное командование и продуктивную боевую работу дивизии на Белорусском фронте в декабре 1943 года полковника Федорова наградили орденом Александра Невского. Общий налет на момент его награждения составил 6700 часов.


    Очень интересная статья, спасибо!

    Необычное награждение для командира дивизии. Хотя статус ордена и подразумевал награждение командиров вплоть до дивизии, но обычно награждали по линии взвод-рота-батальон. Поэтому, довольно редкий орден, так как многие награжденные потом погибали.
  11. Alex013
    Alex013 18 июня 2019 10:20
    +2
    "Иван Евграфович Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище лётчиков, пришёл в одну из средних школ города Симферополя, и, объявив себя участником Челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почётные пионеры. История дошла до начальства, Федоров отделался строгим выговором с занесением в личное дело".
    - точно Барон Мюнгхаузен советских ВВС.

    Но какую же яркую жизнь прожил! Статья очень интересная.
  12. Alexey RA
    Alexey RA 18 июня 2019 10:34
    +2
    А ещё он обзавёлся курительной трубкой в виде головы Мефистофеля и богато украшенной саблей, доставшихся в качестве трофеев из сбитого им самолёта именитого немецкого лётчика.

    Кхм... та сабля, которую демонстрировал Фёдоров во время интервью, была идентифицирована как наградной клинок почтового ведомства.
  13. Alexey RA
    Alexey RA 18 июня 2019 10:44
    +4
    А вот полное письмо генерал-лейтенанта Руденко Главному маршалу авиации Новикову по поводу Фёдорова:
    За руководство боевой работой частей и лично сбитые 8 самолётов противника тов. ФЁДОРОВ награждён: орденом Отечественной войны I степени в 1942 г. и орденом Александра Невского в 1943 г.
    Имея личную нескромность и пристрастие к Правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. ФЁДОРОВ стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3 подбитых самолёта противника).
    В результате настоятельных требований полковника ФЁДОРОВА командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано.
    В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично представил наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах противника. Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у меня возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник ФЁДОРОВ проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
    За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную работу как командира дивизии - ходатайствую о снятии полковника ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением.

    И письмо командующего 3 ВА генерал-лейтенанта авиации Папивина генерал-лейтенанту авиации Руденко относительно количества сбитых Фёдоровым самолётов противника:
    Бывший инспектор по технике пилотирования 3 Воздушной армии и командир группы штрафников подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван Евграфович, за всё время пребывания на Калининском фронте по данным боевых донесений и учётным данным сбил 8 самолётов противника, о чём ему Штабом Армии 5 марта 1943 года и была выдана справка. Подтверждая достоверность этой справки, сообщаю, что все остальные справки лётного состава 157 и 163 истребительных полков и телеграмма ГРОМОВА подтверждают те же самолёты, которые указаны в итоговой справке от 5.3.1943 г. о боевой работе ФЁДОРОВА на Калининском фронте.
    Оснований к представлению тов. ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского Союза' не было.
  14. Reptiloid
    Reptiloid 18 июня 2019 13:05
    -4
    Огромное спасибо Автору!
    Судьба, мастерство восхищают.
    Потрясён волей, жизнелюбием, целеустремлённостью.
    Биография---настоящего Советского человека!!!
  15. akims
    akims 18 июня 2019 22:20
    0
    Хартмана, по его собственным признаниям, только сбивали СЕМЬ раз. А подбивали и того больше. Так что..
  16. Andrey591
    Andrey591 19 июня 2019 21:24
    0
    "Так или иначе, но в июле 1942 года, Фёдоров самовольно перегнал ЛаГГ-3 на Калининский фронт и остался там. Он был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы»".
    Медалью "За оборону Москвы" награждались все участники обороны Москвы:
    все военнослужащие и вольнонаемный состав Советской Армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года;
    Медалью "За оборону Ленинграда" награждаются все участники обороны Ленинграда:

    военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города.
    1. Катран
      21 июня 2019 22:40
      0
      Так что же Вы остановились? Там ещё были медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга» и «За взятие Берлина».
      Судя Вашей логике, например, за взятие Берлина должны награждаться войск НКВД, "участвовавшие в обороне города" lol
      1. Andrey591
        Andrey591 22 июня 2019 19:35
        0
        Читайте внимательно, как он мог быть награжден за оборону Москвы, если на фронте с июля 1942.
        1. Катран
          23 июня 2019 19:35
          +1
          В Wiki есть информация по его наградам, там есть "За оборону Москвы", да и среди его колодок на фото можно разглядеть эту награду. Возможно, что Фёдорова наградили за участие в Ржевско-Сычевской операции. Хотя она действительно началась позднее, 30 июля 1942г., и не входит в период обороны Москвы. Саму награду учредили 01.05.44г., возможно что награждали части, участвовавшие в обороне.
  17. Сергей Шаршин
    Сергей Шаршин 10 июня 2020 20:37
    0
    Здравствуйте!
    Лётчик-штурмовик, налёт более 2000 часов, награждён орденами "Мужество", "За военные заслуги"...
    У меня один, но сложный вопрос: а Хартман, Рудель не были Мбнгхаузенами???
    Если Вы ответите "Нет", тогда ВСЁ с Вами понятно((((( В том, что эти "рыцари воздуха" ВРАЛИ, я, как, лётчик УВЕРЕН.
    Простите, если сказал чересчур жёстко))