Эффектная премьера и неопределённое будущее турецкого TF-X

34
На нынешнем авиасалоне в Ле-Бурже турецкая промышленность впервые представила полноразмерный макет перспективного истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter – Experimental) собственной разработки. До появления готового самолета пока далеко, но уже сейчас проект привлекает внимание. Интерес к этой разработке подогревают как амбициозные планы Турции, так и объективные сомнения в возможности их выполнения.

Эффектная премьера и неопределённое будущее турецкого TF-X




Громкое событие


Презентация полноразмерного макета TF-X состоялась 17 июня в присутствии представителей руководства турецкой авиационной промышленности. На выставочной площадке поместили сам макет и некоторые рекламные материалы. Звучали громкие заявления о больших планах Турции, хотя некоторые слова могли стать поводом для беспокойства.

При помощи самолета TF-X Турция планирует войти в узкий круг стран, способных создавать истребители пятого поколения. Пока такая техника имеется только у США, Китая и России. Еще несколько государств разрабатывают свои проекты, и турецкие авиастроители участвуют в этом негласном соревновании. В достижении желаемых результатов им помогают компании из зарубежных стран.

Не обошлось без неоднозначных заявлений. Так, ранее утверждалось, что первый полет TF-X состоится в 2023 г. Теперь его относят к периоду до 2025-го. С чем связан такой перенос, и удастся ли соблюсти хотя бы такие сроки – неизвестно.

Большие планы


Еще в начале нынешнего десятилетия Турция стала проявлять интерес к перспективным истребителям, что привело к появлению контракта на американские F-35. Кроме того, в 2014-15 гг. были запущены работы по созданию собственного самолета этого класса. В дальнейшем военное и политическое руководство страны, а также представители промышленности неоднократно раскрывали новые подробности планов на будущее и текущих работ.

Головным разработчиком самолета TF-X назначена турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI). Также в программе участвует ряд других компаний из Турции. В начале 2017 г. к проекту присоединилась британская BAE Systems. В прошлом году сообщалось о возможном участии российского «Ростеха». В этом контексте упоминалась возможная совместная разработка нового двигателя.

К настоящему времени TAI и другие участники проекта определили тактико-технические требования к TF-X и приступили к опытно-конструкторской работе. Время от времени публиковались различные данные о проекте, а теперь на крупной выставке состоялся показ полноразмерного макета. Проектирование продолжается, и в 2023-25 гг. Турция планирует построить опытный образец. В середине десятилетия он выйдет на испытания и пройдет необходимую доработку.

На вторую половину двадцатых годов запланирован старт серийного производства. Не позднее 2029 г. первая эскадрилья на TF-X должна достичь стадии начальной оперативной готовности. Затем перевооружение пройдут другие подразделения и соединения турецких ВВС.

При помощи истребителей TF-X в будущем планируется осуществить замену самолетов F-16, которые должны будут выработать свой ресурс. Кроме того, собственный проект рассматривается в качестве дополнения к современным импортным F-35, а также как «страховка» на случай проблем с ними. Любопытно, что такая роль проекта сейчас приобретает особое значение.

Предложенный облик


Представленный в Ле-Бурже макет построен по интегральной аэродинамической схеме с явными признаками стелс-технологий. Двухдвигательная машина со стреловидным крылом и двумя килями внешне напоминает зарубежные истребители последнего поколения. Длина макета достигает 21 м, размах крыла – 14 м. Максимальный взлетный вес полноценного самолета превысит 27 т. Он сможет развивать скорость до М=2, подниматься на высоту 17000 м и нести разнообразное вооружение.



Согласно открытым данным, планер для TF-X создается с использованием собственных и зарубежных наработок в области материаловедения и снижения заметности. Именно этим можно объяснить определенное сходство с другими самолетами. Планер с особыми обводами предлагается собирать из металла и композитов: последние будут составлять основу внешней обшивки. В 2016 г. сообщалось о запуске собственной турецкой программы по созданию такого материала.

В проекте TF-X предлагается уделить особое внимание вопросам защиты от средств поражения. В частности, самолет должен получить бронирование, прикрывающее жизненно важные узлы и кабину. Упоминалась возможность применения облегченной керамической брони турецкой разработки.

С 2017 г. турецкая компания Kale Group в сотрудничестве с несколькими зарубежными организациями работает над созданием нового турбореактивного двигателя для TF-X. Пара таких изделий с тягой более 9000 кгс должна обеспечивать требуемые летно-технические характеристики. В марте 2019-го из программы разработки двигателя вышла британская компания Rolls-Royce. Как это скажется на всем проекте – неясно. При этом прошлой осенью сообщалось, что из-за трудностей собственного проекта первые TF-X будут получать готовые двигатели американского производства.

Авионику для TF-X создают турецкие и зарубежные производители. Так, компания Aselsan работает над перспективной РЛС с АФАР, построенной на основе нитрида галлия. Эта же организация должна создать средства радиотехнической разведки, некоторые приборы управления и т.д. К разработке БРЭО привлечены зарубежные компании; возможна закупка готовых компонентов.

Будущий TF-X должен будет взять на себя роль истребителя-бомбардировщика, что предъявляет особые требования к номенклатуре вооружений и прицельно-навигационным системам. Ожидается, что во внутренних грузоотсеках и на внешней подвеске самолет сможет перевозить ракеты и бомбы разных типов – в первую очередь, современное и перспективное управляемое оружие турецкой и зарубежной разработки. В последние годы Турция представила целый ряд авиационных средств поражения, и, как минимум, большая их часть может быть использована на TF-X.

Слабые места


Проект TF-X выглядит весьма смелым и амбициозным, вследствие чего представляет большой интерес. Однако с самого начала были серьезные поводы для сомнений в его реальных перспективах. Имеет место целый ряд факторов, способных затруднить или сделать невозможной реализацию всех имеющихся планов.

В первую очередь, необходимо вспомнить, что Турция ни разу не разрабатывала собственные самолеты-истребители. Весь ее опыт в этой сфере связан с обслуживанием и модернизацией техники зарубежного производства. При этом сразу были поставлены весьма смелые цели – разработка истребителя пятого поколения.

Объективно оценивая свои возможности, Турция привлекла к проекту зарубежные компании с большим опытом в разных сферах авиастроения. Разработка в рамках международного сотрудничества с применением чужого опыта способна дать проекту TF-X определенные шансы на успешное завершение.

Схожие затруднения могут иметь место и в контексте будущего производства самолетов. Для полномасштабного выпуска серийных TF-X необходимо освоить ряд новых технологий, в том числе за счет модернизации производств. Очевидно, что эти задачи будут решаться при помощи зарубежных коллег, но реальный результат таких работ пока под вопросом.



По сути, компания TAI является ведущим разработчиком лишь формально. Основные опытно-конструкторские работы осуществляются с ее участием, но при ведущей роли зарубежных специалистов, имеющих необходимый опыт. Из-за этого в судьбу проекта могут вмешаться экономические, юридические и политические факторы. Так, британская компания «Роллс-Ройс» уже отказалась от участия в создании нового двигателя, что серьезно ударило по такому проекту. Новые отказы от сотрудничества могут поставить крест на всей программе TF-X.

По заявлениям руководителей промышленности, Турция с помощью истребителя TF-X собирается конкурировать с ведущими авиастроительными державами. Однако она уже оказывается в роли догоняющего, причем безнадежно отставшего. Первая эскадрилья на такой технике заступит на службу не ранее 2028-30 гг., и остается только гадать, как к этому времени будут выглядеть ВВС США, России и Китая, а также дружественных им стран.

Не следует забывать и политический фактор. TF-X создается как дополнение, а затем и замена для импортных F-35. Дальнейшие поставки последних сейчас под угрозой, но возможно и иное развитие событий. Не желая терять выгодного заказчика, США способны принять необходимые меры и помешать развитию турецкого проекта.

Неопределенное будущее


Таким образом, пока остаются поводы для сомнений в возможности успешного завершения текущих работ. Если же проект TF-X удастся довести до логического конца, его реальные результаты могут быть скромнее ожидаемых. Существуют риски неполного выполнения технического задания, отставания от сроков или невозможности выполнения всех планов по серии.

Впрочем, Турция сохраняет оптимизм, упорно продолжает работы и готова представлять те или иные их результаты. На днях впервые показали полноразмерный макет будущего самолета, что говорит о завершении некоторых этапов программы. В обозримом будущем TAI и другие участники проекта могут раскрыть новые подробности. Несмотря на очевидные проблемы и затруднения, турецкий проект TF-X представляет определенный интерес и за ним необходимо следить.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 июня 2019 18:02
    На нынешнем авиасалоне в Ле-Бурже турецкая промышленность впервые представила полноразмерный макет перспективного истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter – Experimental) собственной разработки. До появления готового самолета пока далеко
    жаль что это авиасалон, ато,наши бы "лидера" или "шторм" макеты вынесли,перспективы то одинаковые.
  2. +1
    20 июня 2019 18:11
    Стеклопластиковый макет это одно, а многоцелевой самолет 5 поколения это другое
    я бы порекомендовал туркам сначала взять за что то полегче из авиации для наработки опыта
    1. 0
      20 июня 2019 18:18
      мне кажется, вы недооцениваете турок
      они смогли протолкнуть свой аналог корейского танка, а это не слабый проект.
      думаю, с самиком они всерьез настроены, только вот на что, я пока не понимаю.
      1. 0
        20 июня 2019 19:49
        Чем позже запустят - тем более современный самолет может получится. В принципе. Если найдут партнёра, обладающего технологиями и финансирование
        1. 0
          20 июня 2019 20:11
          Цитата: Сергей39
          Если найдут партнёра, обладающего технологиями и финансирование

          И ради чего этому партнёру предоставлять свои технологии и деньги?
          1. 0
            20 июня 2019 20:15
            У меня же написано:"...в принципе. Если..." А с другой стороны чего только не бывает
      2. 0
        20 июня 2019 21:07
        только чисто турецкое в нем название.
      3. -2
        21 июня 2019 06:38
        они смогли протолкнуть свой аналог корейского танка

        танк это менее сложная техника, чем современный МФИ. Менее требовательный к характеристикам различных компонентов.
      4. 0
        24 июня 2019 11:10
        Вообще-то этот "аналог" туркам сами же корейцы сделали.
  3. -1
    20 июня 2019 18:15
    С такими воздухозаборниками он будет "светится "как новогодняя елка за многие сотни километров.
    1. -2
      21 июня 2019 06:40
      С такими воздухозаборниками он будет "светится "как новогодняя елка за многие сотни километров.

      светится не воздухозаборник, а лопатки компрессора. И гасить это "свечение" с определенным положительным результатом научились давным давно
      1. 0
        23 июня 2019 20:15
        А на СУ-57 не научились.
        1. 0
          24 июня 2019 11:13
          Цитата: TARS
          А на СУ-57 не научились

          1. откуда вы знаете? про ал-41ф - не для стелсов создавался
          а про 2-й этап еще никто ничего толком не знает
          2. вопрос не стоит "научились или нет", а сделали или нет, и если не сделали, то почему.
          Что американцы применяют на своих ф-35 и ф-22 , что неизвестно нашим физикам?
          Это же советские технологии.
          1. 0
            24 июня 2019 11:50
            На Су-57 не смогли в S образные каналы воздухозаборника,а следовательно лопатки компрессора не прикрыты, а следовательно и ЭПР страдает.
    2. 0
      31 августа 2019 09:58
      с такими же воздухозаборниками летают наши "невидимки" и их создатели отрицают их видимость))) А если походить технически то светятся на сами срезы воздухозаборника а вращающиеся лопатки турбокомпрессора находящиеся внутри. Для снижения заметности их прикрывают волнообразным каналом сквозь который проходит набегающий поток воздуха. Это сильно снижает производительность турбины,поэтому на существующих двигателях подобную систему эксплуатируют только американцы,так как тяга их движка позволяет терять 10-15% мощности и оставаться в лидерах
  4. 0
    20 июня 2019 18:41
    Смущает буква "Х" в названии...
    1. +2
      20 июня 2019 19:00
      Цитата: knn54
      Смущает буква "Х" в названии...

      X (читается как "экс") – Experimental (ЭКСпериментал). Одно из популярнейших современных сокращений в английском языке.
  5. 0
    20 июня 2019 18:49
    а где школа самолетостроения у турок??? может им сразу на 6 замахнуться?
    1. +4
      20 июня 2019 19:03
      Ну тут ведь все от кооперации зависит. Они ЕАДС и Дассо в партнеры возьмут. Да и сами турки не пальцем деланные. Они прямо сейчас проводят реальные боевые операции на территории Ирака и Сирии при помощи ударных БПЛА. Применяет постоянное барражирование БПЛА в опасных районах на любой глубине. Участвует в малоинвазивных операциях, в том числе и в Ливии - с использованием БПЛА Bayraktar, от чего спонсоры Хафтара аж Панцирь из ОАЭ подтащили. Чего скажем Россия с гигантской самолетостроительной школой, все еще никак не может.



    2. 0
      20 июня 2019 19:05
      Цитата: alekc75
      а где школа самолетостроения у турок???

      Ну, с чего-то начинать же надо. Индийцы же сумели выродить свой "Теджас" (и "Теджас-2" пилят). Да, он, мягко говоря, не фонтан вышел, но вот как раз наработки какие-то и появляются, как и собственная школа.
    3. +4
      20 июня 2019 19:22
      Если не случиться глобальный катаклизм или что то очень серьезное в этом роде,то турки построят этот самолет до 2025 года. Кстати,в начале 20 века у турков был самолет местной разработки,построенный авиазавод,впускающий самолеты по называнию HÜRKUŞ https://www.youtube.com/watch?v=2NKkcISQhDY После смерти Ататюрка,пришедшие к власти прозападники закрыли в турции почти все местные марки,не только самолетов,но и в других отраслях...
      1. +2
        20 июня 2019 20:23
        Турки правильно делают, что развивают своё авиостроение, молодцы.
      2. -2
        21 июня 2019 04:03
        Цитата: Oquzyurd
        Если не случиться глобальный катаклизм или что то очень серьезное в этом роде,то турки построят этот самолет до 2025 года.

        к 2125 они скорее и то его не построят, двигатели они откуда возьмут? где производить будут? авионика откуда, радар? этих фирм по пальцам пересчитать можно, да еще и все завязаны на США.
        Опять же а ракеты откуда родятся? В общем это все пыль в глаза не более.
        1. 0
          21 июня 2019 07:30
          Особенно по теме ракет рассмешили. Пробейте в поисковике ROKETSAN.
          1. -1
            21 июня 2019 16:32
            Цитата: Алтай72
            Особенно по теме ракет рассмешили. Пробейте в поисковике ROKETSAN.

            и че? онииуже начали что то самостоятельно клепать? Там куча патентов из США с комплектующими, если будут укатывать эрдогана то им вообще ничего не светит.
  6. 0
    20 июня 2019 18:57
    В проекте TF-X предлагается уделить особое внимание вопросам защиты от средств поражения. В частности, самолет должен получить бронирование, прикрывающее жизненно важные узлы и кабину. Упоминалась возможность применения облегченной керамической брони турецкой разработки.

    Горбатому припарки. Всё, что не штурмовик, бронёй против современных ракет защищать бесполезно. А такой самолёт на высотах, доступных для МЗА, точно никто использовать не станет.
    А вообще, интересно. Скорее всего, смогут выдать что-то вроде индийского "Теджаса", но самолёт явно не потянет на пятое поколение. Да и "турецким" он вряд ли станет - достаточно на их танк "Алтай" посмотреть, где турецкого - кот наплакал, один импорт сплошняком (и вообще это более чем наполовину южнокорейский К2).
  7. +3
    20 июня 2019 19:29
    Вот эти модельки сейчас только ленивый не лепит, даже Иран сподобился. Ждём Сев. Корею. Благо эпоксидка и стекловолокно дефицитом не являются.
  8. +1
    21 июня 2019 08:26
    вообще то турки производят по лицензии ф 16 со своей электроникой а возможно даже и авионикой чем не опыт
  9. +1
    21 июня 2019 09:56
    Цитата: Никомед
    Вот эти модельки сейчас только ленивый не лепит, даже Иран сподобился. Ждём Сев. Корею. Благо эпоксидка и стекловолокно дефицитом не являются.

    Очень забавно мнение что есть юберменш которие способни современние самолети делать и есть унтерменш которие неспособни ето делать. В мире сегодня есть по меньшей мере несколько десятков государств у которих индустриальная база и финансовие возможности позволяют сделать самий современий истребитель в рамках несколько лет, если на ето есть политическая воля.
    Процес можно ускорить сотрудничая с других государств.
    Зря упоминули Иран и КНДР. У них нет самолетов подобних американских, китайских и русских стелтов только потому что они им не нужни в их концепция ведения войни. Если в Турции есть политическая воля обрести настоящую независимость и она с етими странами сотрудничить то турецкий стелт будет летать раньше чем в 2025. При етом он может бить в что то хуже или лучше, но будет.
  10. 0
    24 июня 2019 11:15
    Цитата: ProkletyiPirat
    ради чего

    помидоры рулят )))
  11. +1
    24 июня 2019 11:53
    Цитата: TARS
    не смогли

    с чего вы взяли, что "не смогли"?
    откуда вообще берутся эти бредни о каком-то наличии вообще чего-то, превосходящего знания наших специалистов? Технологический рывок США в последние 20 лет в значительной степени лежит на базе советских разработок и специалистов, уехавших в США. Пора бы это вам усвоить.
    А большинство новых своих проектов, которые они затеяли, с треском проваливаются из-за элементарного неумения оценить потенциал той или иной разработки.
    Самый яркий пример - Замволт.
  12. +1
    24 июня 2019 12:31
    Цитата: mammadov teymur
    чем не опыт

    это опыт, но скорее для заказчика и подготовка инфраструктуры эксплуатации.
    Но производить свое - это другое. у Су-57 больше 1500 поставщиков в РФ. Вот что это такое.
    Турки наладили широкое производство бронетехники много чего еще, и это косвенно поддерживает авиастроение, но не более того. Для производства своих самиков, да еще и передовых, нужна сеть узких лабораторий и производств + их производственная база.
    По сути, туркам нужно пройти путь, как наши копировали ту-4 из б-29 плюс создать конструкторскую среду,
    хотя бы на уровне Китая. Уровень Ирана или Болгарии тут не канает.
    Даже с банальной копией корейской пантеры у турок было не мало проблем.
    Честно говоря, я не понимаю, куда идут турки.
    Очевидно, что аналог ф-22 или су-57 или даже гриппена они быстро не получат.
  13. -1
    17 августа 2019 22:56
    Цитата: TARS
    На Су-57 не смогли в S образные каналы воздухозаборника,а следовательно лопатки компрессора не прикрыты, а следовательно и ЭПР страдает.

    Ага, все ид анекдота, "раз рыбу ешь значит и селедку любишь, а значит и пиво пьешь.
    А раз пиво пьешь - значит и куришь, и все остальные пороки есть"
    Вы бы хоть на фотографии Су-57 в разных ракурсах посмотрели и подумали, почему конструктив именно такой.
    А конструктив практически гениальный, если разобраться, очень элегантное инженерное решение.
  14. -1
    17 августа 2019 23:02
    Цитата: yehat
    Цитата: mammadov teymur
    чем не опыт

    По сути, туркам нужно пройти путь, как наши копировали ту-4 из б-29 плюс создать конструкторскую среду,
    хотя бы на уровне Китая. Уровень Ирана или Болгарии тут не канает.
    .

    С тезисом о Болгарии согласен, но в случае с Ираном - надо бы поаккуратнее.
    Персы очень старательно учатся, очень. Не готов комментировать текущий уровень их конструкторской школы, но факт наличия таковой и ее прогресс следует признать безоговорочно

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»