Южноафриканский колёсный танк Rooikat

19
Сегодня ЮАР относят к странам с развитой оборонной промышленностью. Значительных успехов южноафриканский оборонно-промышленный комплекс добился в области создания колесной бронетехники разного назначения. В стране сегодня производятся и легкие бронеавтомобили, и многоколесные MRAP, а также полноценные колесные танки Rooikat, вооруженные пушками калибра 76 мм или 105 мм. Rooikat («Каракал») – это одна из самых известных боевых машин южноафриканского производства.


Пушечный бронеавтомобиль Eland 90




История появления Rooikat


Понимание того, что пушечный колесный бронеавтомобиль Eland 90 (лицензионный вариант французских бронеавтомобилей семейства AML 245) устаревает, пришло к южноафриканским военным уже в 1968 году. Для этого понадобилось два года пограничной войны в Намибии, которая в те годы являлась колонией Южно-Африканской Республики. Боевые действия подтвердили, что бронемашины Eland обладают недостаточной проходимостью в условиях бездорожья и уязвимы для огня противника, их броня не могла противостоять даже крупнокалиберным пулеметам, а в условиях ближнего боя опасность для машины и экипажа представляли даже бронебойные пули винтовочных калибров. Максимальная толщина брони Eland не превышала 10 мм.

Боевые действия против армии Анголы подтвердили, что Eland 90 не достаточно эффективен и против танков противника, как этого хотелось бы южноафриканским военным. Орудие бронеавтомобиля без труда пробивало танки Т-34-85, но против более совершенных советских машин послевоенного производства – Т-55 и Т-62 было недостаточно эффективно. Использование кумулятивных снарядов позволяло поражать цели, обладавшие 320 мм брони (расположенной под углом 90 градусов), однако не во всех случаях пробитие танка становилось причиной его выхода из строя. В то же время попадание любого 100-мм или 115-мм танкового снаряда в бронемашину Eland 90 гарантировано вело к ее полному уничтожению и гибели экипажа. Это же касалось и более современных южноафриканских бронемашин Ratel. При этом самым страшным врагом колесной бронетехники ЮАР стали даже на танки, а гораздо более распространенные и незаметные 23-мм автоматические пушки – ЗУ-23, 23-мм снаряды данной установки без проблем поражали все типы южноафриканских бронеавтомобилей.

Южноафриканский колёсный танк Rooikat

Concept II — Eland Rooikat без башни


Обобщая полученный боевой опыт, военное руководство ЮАР уже в 1974 году сформулировало технические требования к созданию нового колесного бронеавтомобиля, который должен был стать машиной нового поколения. Основными требованиями к новой бронемашине значились: бронирование, надежно защищающее в лобовой проекции от снарядов 23-мм советских пушек; наличие дизельного двигателя; наличие длинноствольного 76-мм или 105-мм орудия, позволяющего поражать танки Т-55 и Т-62 с дистанции до 2000 метров; максимальная скорость хода – около 100 км/ч, запас хода – 1000 км. Помимо этого особо отмечалось, что новая бронемашина должна превзойти предшествующие модели по проходимости, подвижности и маневренности.

Уже к 1976 году южноафриканские конструкторы подготовили три концепта будущей бронемашины. На испытания новая техника вышла в 1978 году, продлились испытания около года. Результатом стал выбор концепта под номером два, имеющего обозначение Eland Rooikat. Данная боевая машина отличалась лучшим бронированием и больше всего соответствовала концепции колесного танка. К 1983 году был готов последний прототип будущего серийного колесного бронеавтомобиля Rooikat. Испытания, продлившиеся до 1987 года, закончились принятием новой бронемашины на вооружение южноафриканской армии. Всего за время серийного производства в ЮАР было собрано примерно 240 таких колесных танков.

Особенности конструкции бронеавтомобиля Rooikat


Все бронеавтомобили Rooikat построены по колесной формуле 8х8, при этом у экипажа имеется возможность переключения в режим 8х4. Боевая масса машины получилась достаточно внушительной и доходит до 28 тонн. Учитывая массу техники и требования военных, конструкторы уделили много внимания подвеске и ее живучести. Бронемашина в состоянии двигаться даже при потере двух колес с одного из бортов. В ходе испытаний одна из машин совершала многокилометровые марш-броски по саванне с отсутствующим передним колесом, что никак не влияло на подвижность Rooikat.


Rooikat с 76-мм орудием GT-4


Колесный танк Rooikat отличается классической компоновкой. В передней части боевой машины расположено отделение управления, в средней части корпуса расположилось боевое отделение, которое венчает вращающаяся на 360 градусов башня, в задней части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении и в МТО была размещена автоматическая система пожаротушения, которая повышает живучесть бронемашины в боевых условиях. Стальная гомогенная броня в лобовой части корпуса обеспечивает надежную защиту от советских 23-мм бронебойных боеприпасов, выпущенных даже с близкого расстояния. Бортовая броня обеспечивает защиту машины от огня из стрелкового оружия, а также осколков артиллерийских снарядов. В бортах корпуса между второй и третьей осями расположены люки, которые предназначены для аварийного покидания бронемашины. Днище бронеавтомобиля обладает противоминной защитой. Проведенные испытания показывают, что выживаемость экипажа достигается при подрыве на противотанковых минах ТМ-46 советского производства.

Место механика-водителя было расположено в передней части боевой машины по центру. Над его сидением имеется люк, позволяющий покинуть колесный танк, в люке установлено три перископических прибора наблюдения. В походном положении мехвод мог управлять боевой машиной, используя приоткрытый люк. В башне располагаются места трех оставшихся членов экипажа. Командир сидит с правой стороны от 76-мм орудия, в его распоряжении имеется командирская башенка, в которой установлено 8 неподвижных смотровых приборов. Слева от орудия находится место наводчика, в распоряжении которого имеется перископический прицел GS-35 со встроенным лазерным дальномером. Прицел установлен на крыше башни и имеет два канала (дневной 8-кратный канал и ночной 7-кратный). Помимо этого в распоряжении наводчика имеется также телескопический 5,5-кратный прицел. Также в башне находится место заряжающего, таким образом, экипаж бронеавтомобиля состоит из четырех человек.

Сердцем колесного бронеавтомобиля является 10-цилиндрованый турбированный дизельный двигатель, выдающий максимальную мощность 563 л.с. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Мощности двигателя достаточно, чтобы разогнать бронемашину с боевой массой 28 тонн до 120 км/ч (при движении по шоссе). При движении вне дорог максимальная скорость хода не превышает 50 км/ч. Дизельный двигатель «Каракала», трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого блока, такое решение упрощает процесс замены всей силовой установки в полевых условиях. Запас хода по шоссе составляет примерно 1000 км.


Rooikat с 76-мм орудием GT-4


Главной огневой мощью колесных танков Rooikat стала длинноствольная 76-мм пушка GT4, которая является вариантом морской артиллерийской установки OTO Breda Compact. Отличительная особенность орудия – длина ствола в 62 калибра. Для сравнения у наиболее массового немецкого танка периода Второй мировой войны длинноствольная 75-мм пушка имела длину ствола в 48 калибров, а у советских тридцатьчетверок, вооруженных 76-мм пушками Ф-34, длина ствола не превышала 41,5 калибра. При использовании бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) с вольфрамовым сердечником 76-мм южноафриканская пушка GT4 могла поражать танки Т-54/55, Т-62 или М-48 в любой проекции на дистанции 1500-2000 метров, при этом максимальная дальность стрельбы составляла 3000 метров. Углы наведения орудия были достаточно комфортными и составляли от -10 до +20 градусов.

Судьба проекта Rooikat


Несмотря на то, что для армии ЮАР колесный бронеавтомобиль Rooikat был выпущен достаточно большой серией в 240 единиц, особенных успехов на международном рынке машина не имела, а поучаствовать в боевых действиях подобной технике практически не пришлось. За 15 лет, которые прошли с момента выдачи технического задания до принятия на вооружение в 1989 году, многое в мире изменилось. Война в регионе подошла к концу, а на вооружении стран соседей ЮАР появилась более современная и тяжелая бронетехника. Одновременно с этим бронемашины Rooikat проходили модернизацию, менялась и роль подобной техники на поле боя.

Изначально они рассматривались южноафриканскими военными, как полноценные колесные танки или истребители танков, которые могли бороться с танками Т-55 и Т-62 противника. Но со временем их роль на поле боя сместилась к ведению активной, боевой разведки. Второстепенная роль – боевая поддержка подразделений пехоты и противопартизанская борьба. Машина по-прежнему подходит для совершения диверсионных рейдов в тыл противника или осуществления глубоких фланговых охватов, но ведение боя с бронетехникой противника стало куда более трудной задачей, часто просто бесперспективной. Как колесный танк бронеавтомобили Rooikat с длинноствольной 76-мм пушкой уже не соответствуют вызовам времени, оставаясь при этом достаточно грозной боевой машиной.


Вариант истребителя танков Rooikat со 105-мм орудием


В ЮАР имелось большое количество вариантов модернизации «Каракала», включая создание истребителя танков, вооруженного нарезным 105-мм орудием, однако подобный образец был построен в единственном экземпляре, новая бронемашина не нашла покупателей на международном рынке вооружений. Истребитель танков со 105-мм орудием был полностью готов к 1994 году, на его судьбе негативно сказалось и окончание холодной войны, и перенасыщение рынка бронетехникой разных стран (в первую очередь СССР и соцлагеря). Помимо этого южноафриканские инженеры создали на базе Rooikat несколько проектов разведывательных машин и зенитных самоходных установок. Эти разработки также не выстрелили на международном рынке, где многие страны предпочитали им проверенную временем (можно сказать более старую), но и более дешевую бронетехнику советского производства.

Тактико-технические характеристики Rooikat:
Колесная формула – 8х8.
Габаритные размеры: длина корпуса – 7,1 м (с орудием – 8,2 м), ширина – 2,9 м, высота – 2,8 м.
Боевая масса – 28 тонн.
Силовая установка – 10-цилиндровый турбированный дизельный двигатель мощностью 563 л.с.
Максимальная скорость – 120 км/ч (по шоссе), 50 км/ч (пересеченная местность).
Запас хода – 1000 км (по шоссе).
Вооружение – 76-мм пушка Denel GT4 или 105-мм пушка Denel GT7 и 2х7,62-мм пулемета.
Боекомплект: 48 выстрелов (76 мм) или 32 выстрела (105 мм), более 3000 патронов к пулеметам.
Экипаж – 4 человека.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    30 июня 2019 18:13
    Технике ЮАР уделялось достойное внимание в "ЗВО" тех лет. Надо сказать, разработчики не просто копировали зарубежные образцы, а стремились приспособить удачные инженерные решения к специфике своей территории (и методам ведения боевых действий, конечно же). В частности, та же концепция MRAP - ранее даже французами против алжирцев испробованная, обкатана была именно в ЮАР.
  2. -14
    30 июня 2019 19:03
    И тут неожиданно подкрался боец с корнетом и наступил писец машинке.
    1. -4
      30 июня 2019 19:26
      В стране сегодня производятся и легкие бронеавтомобили, и многоколесные MRAP, а также полноценные колесные танки Rooikat, вооруженные пушками калибра 76 мм или 105 мм. Rooikat («Каракал») – это одна из самых известных боевых машин южноафриканского производства.

      какая страна,такие и "танки"...для их условий-пойдёт,а восхищаться нечем..."шушпанцеры" никакие, "нигов" гонять-потянет.ИМХО
      .И тут неожиданно подкрался боец с корнетом и наступил писец машинке.
      ой...какой "корнет" ? там РПГ-7 заскучает....грамотный боец с "кордом",сделает эту ...танку,на раз.
    2. +7
      1 июля 2019 13:10
      Цитата: bmv04636
      И тут неожиданно подкрался боец с корнетом

      ... и не смог его запустить.
      В Анголе до маразма ведь доходило - сначала наши и кубинцы воевали с ЮАР и прикормленными ими оппами. А после ухода наших и кубинцев официальные ангольские власти пригласили... ЮАРовцев из небезызвестной Executive Outcomes, чтобы те помогли им воевать с теми, кого эти самые ЮАРовцы недавно поддерживали. Глава ЕО, восстанавливавшей в том числе и боеспособность ангольской "гвардии", до этого служил в подразделении, эту самую "гвардию" и разгромившем. smile
      Поначалу ЕО-шники планировали быть просто инструкторами. А кончилось тем, что им пришлось воевать за ангольцев. Ибо ангольцы воевали так, что эскадрилья ЕО (которой ангольцы выделили самые старые из своих самолётов и вертолётов) оказалась эффективнее всех ВВС Анголы.
  3. Для ЮАР - достойная боевая машина, вполне применимая в войнах с ближайшими соседями. Против каких-нибудь Зимбабве, Мозамбика или Намибии хватит за глаза. Тем более, что халявные поставки советской бронетехники соседям ЮАР закончились с распадом СССР, теперь её приходится покупать, а денег у них нет и не предвидится, даже на обслуживание и модернизацию имеющейся.
  4. +8
    30 июня 2019 19:44
    Данная ббм создана для действий на африканском континенте и именно в географических условиях саванны трудно ее представить в тайге или в северных широтах по-моему Казахстан или кто-то из из стран средней Азии мутил с ЮАР по совместным колёсным ббм
  5. +9
    30 июня 2019 20:03
    Rooikat с 76-мм орудием GT-4

    Башня этого Ройката порадовала. Королевский тигр в миниатюре. Силуэт один в один :)

    И в целом машинки интересные но.. Парни, смотрите ролики из зоны реальных боевых действий! Сирия, Йемен.. Колесная машина соскочившая с дороги под огнем это труп. Воронки, арыки, канавы какие то, россыпи битого кирпича, для колесной машины это серьезное препятствие. Пройдет конечно но трудно и медленно. По сравнению даже с древней БМП-1, не притормаживая проскакивающей сквозь сквозной пролом в 12-ти этажном здании, вся эта колесная техника - заведомо второй эшелон. Не случайно о них пишут как об истребителях танков, не более. Главный плюс -высокая оперативная подвижность. Не нужны трейлеры для перевозки на 200-300 км по рокаде. Главный минус - недостаточная подвижность и живучесть ходовой части непосредственно на поле боя. Из засады опасен. Заменить танк - не сможет ни в коем случае.

    А в целом за статью, автору большое спасибо! Сами по себе машинки очень нравятся!
    1. +5
      1 июля 2019 13:33
      Цитата: Saxahorse
      Воронки, арыки, канавы какие то, россыпи битого кирпича, для колесной машины это серьезное препятствие.

      В саванне как-то туго с кучами кирпича и арыками. smile Да и опыт использования КБМ к моменту создания "Руиката" у ЮАРовцев был приличный. А уж какие у них MRAP ездили...
      В СССР, кстати, колёсные БА точно так же пришлись ко двору в Монголии, хотя на всех остальных ТВД их ругали почём зря.
  6. +5
    30 июня 2019 20:03
    hi ...Понимание того, что пушечный колесный бронеавтомобиль Eland 90 .... устаревает, пришло к южноафриканским военным уже в 1968 году.
    Все бронеавтомобили Rooikat построены по колесной формуле 8х8, при этом у экипажа имеется возможность переключения в режим 8х4.
  7. +1
    30 июня 2019 21:36
    при этом у экипажа имеется возможность переключения в режим 8х4.

    Интересно, какая при этом становится ходовая часть-передне или заднеприводная.
    1. +1
      30 июня 2019 22:54
      Задне, конечно! Как на самосвалах 8х4
  8. +1
    30 июня 2019 22:53
    ..а потом на рынок хлынули б/у Т-72 по смешным ценам и его поражать из 76мм было уже не так весело.....а 125мм разнесет данную колесницу вдребезги любым снарядом...Но у колеса есть преимущество - не нужно танковых тягачей и тралов.
  9. Всегда был интересен ВПК ЮАР, вот вроде бы их в Африке всех в понедельник родили (как в той песне), и в самой ЮАР дела не ахти, а вот какие чудеса делают. Иногда получается лучше чем в некоторых странах Восточной Европы. Молодцы ЮАР, всё на коленке, зато и подходы грамотные и результаты порой восхищают.
    1. +6
      1 июля 2019 08:51
      Белые люди...европейские технологии и желание. Арт системы у них и сейчас на передовом уровне. На сколько хватит задела?
      1. -1
        1 июля 2019 09:42
        Пока не кончатся ресурсы в Азии, Африке, Южной Америке.....
        1. +5
          1 июля 2019 10:52
          Пока не кончаться белые люди в ЮАР.
      2. +1
        1 июля 2019 22:56
        Цитата: Zaurbek
        На сколько хватит задела?

        Пока их негры до конца не отгеноцидят.
  10. +1
    1 июля 2019 15:37
    Изумительная машина. Ну для своих условий. Отличные мобильные возможности. Хорошая защищенность.
    Но обязательно нужны решетки или сетка против ПТУР.
    Возможно я не совсем прав, но мне кажется отличная машина для десанта совместно со Спрутом.
  11. +1
    1 июля 2019 16:10
    - Такая машина могла бы работать не только в условиях полупустыни, на твердых грунтах, но и в условиях Северо-Запада. По болотам и гусеничная техника особо не пойдёт, а "колёсники" меньше разбивают имеющиеся дороги с твёрдым покрытием...