"Плоскоголовый-6": американский мотор, на котором выехали СССР и соцлагерь

119
Когда в середине тридцатых годов главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт прорабатывал варианты модернизации легковой «эмки» — ГАЗ М1, лицензионной копии американского «Форда», то едва ли он мог предполагать то, каких тектонических масштабов шаг будет им в ходе этой работы совершён. Большую часть последствий своего выбора тогда, в тридцатых, он увидит при жизни. Но многое случится уже позже.

"Плоскоголовый-6": американский мотор, на котором выехали СССР и соцлагерь

Chrysler flathead 6. Двигатель, сыгравший феноменальную роль в истории СССР. На фото одна из моделей на "Плимуте" 1941-го года




Эта удивительная история мало где известна – в нашей стране её знают по фрагментам, а за её пределами она вообще никого не интересует. Но она как минимум заслуживает того, чтобы быть рассказанной.

Пришествие «Плоскоголового».


В 1928 году инженеры компании «Крайслер» создали, а компания запустила в производство новое поколение автомобильных моторов. Первенец его был четырёхцилиндровым, а спустя четыре года увидела свет и рядная «шестёрка». Мотор имел чугунный блок, нижнее расположение клапанов, цепной привод распределительного вала, масляный насос, термостат, и в общем был вполне современным по тем временам. За специфическую форму головки (а по факту – крышки, раз уж у нас нижневальный двигатель), мотор получил в США кличку, с которой ему суждено было остаться навсегда – flathead, что в переводе дословно «плоская голова», а применительно к двигателю можно было бы перевести как «плоскоголовый» [двигатель]. Четырёхцилиндровый вариант называли flathead-4, а шестицилиндровый – flathead-6.

Этому мотору в США суждена была славная судьба – если 4-цилиндровый вариант простоял в производстве, то шестицилиндровый только на автомобили серийно ставили до конца 60-х годов, а на различную спецтехнику и промышленное оборудование – ещё десяток лет. И по сей день к нему продаются запчасти, а энтузиасты строят «вокруг него» разные хот-роды и тому подобное. Нас, однако, интересует совсем другая «ветка» эволюции этого мотора.

Оценивая перспективы замены или модернизации двигателя, А. Липгарт понимал, что из старого мотора «эмки» много не выжмешь — те 10 л.с., которые в итоге всё-таки удалось получить, подняв мощность с 40 до 50 сил уже смотрелись чудом, ведь их получили на тогдашнем низкотехнологичном промышленном оборудовании и без потери надёжности. Но этого было мало.


Андрей Александрович Липгарт


Выход фактически был один – купить мотор за границей и производить его в СССР. В те годы подобное копирование не считалось чем-то зазорным – гражданам СССР было очевидно, что их страна в техническом плане сильно отстаёт от других развитых стран.

Липгарт исключением не был, и пошёл по традиционному для СССР тридцатых годов пути. Найти подходящий двигатель, купить лицензию, адаптировать его к суровым советским реалиям и производить, попутно обучаясь у иностранцев передовым технологиям. Где брать образец тоже вопрос не вставал – тогда в СССР мэйнстримом было сотрудничество с США, от этого и оттолкнулись, тем более американцы, только что попрощавшиеся с «Великой Депрессией» охотно продавали всё подряд.

Анализируя конструкции автомобильных двигателей Липгарт и его подчинённые обратили внимание на автомобиль «Додж Д5». Двигатель, который на нём был установлен привлёк их внимание сочетанием новизны и мощности с одной стороны, простоты и надёжности с другой. Это и был «Крайслер-плоскоголовый-6».

Сегодня в России этот двигатель ошибочно называют «Додж Д5», но это ошибка, это наименование автомобиля, на котором советские инженеры впервые «подсмотрели» этот мотор. Сам же он так никогда не назывался.

В 1937 году Липгарт с группой инженеров отправляется в США. Там наши специалисты изучили двигатель, сам Липгарт глубоко вник в технологические процессы, использовавшиеся для его производства, и сам же руководил закупкой необходимого для производства оборудования.

В конце 1938 первые отечественные двигатели уже были изготовлены на ГАЗе.

Надо сказать, что мотор глубоко переработали. Так, цепной привод ГРМ был заменен на шестерёнчатый, размеры не только пересчитаны в миллиметры, но ещё и приведены к стандартным размерным рядам.

Например, диаметр цилиндра «Крайслера» составлял 88,25 мм (3 ¼ дюйма), у нашего мотора – 88 мм ровно. И так почти во всём.

Основным направлением внесения изменений в конструкцию двигателя была его адаптация под советское топливо, смазки и более чем низкое качество технического обслуживания. И это получилось «на все сто».

Зато не совсем угадали с качеством – поначалу оно было неудовлетворительным, сказывался низкий уровень промышленной базы на ГАЗе в частности , и в СССР вообще. И 1938-й, и 1939-й, и часть 1940-го завод бился за качество, выводя новую конструкцию на готовность к массовому выпуску. И к середине сорокового всё опять получилось – мотор наконец-то заработал как надо. Можно было начинать.

В 1940-м произвели 128 моторов. План на 1941 предусматривал тысячи двигателей, с перспективой дальнейшего роста.

Серийный двигатель получил наименование ГАЗ-11. Существовало две его модификации – с чугунной головкой блока, степенью сжатия 5,6 и мощностью 76 л.с. при 3400 об/мин, и с алюминиевой ГБЦ, степенью сжатия 6,5 и мощностью 85 л.с. при 3600 об/мин.

Первой серийной машиной, получившей его, стала «Эмка». Более длинный шестицилиндровый двигатель легко встал под её капот, понадобилось только слегка «выпуклая» облицовка радиатора, чтобы моторному отсеку хватило длины. Автомбиль получил наименование ГАЗ 11-73. До войны успели произвести несколько сотен таких машин.


ГАЗ М1 со стандартным мотором



ГАЗ 11-73 с шестицилиндровым ГАЗ-11 и удлинённым капотом.


Но это серийная машина. А вообще перспективный мотор на что только не «сватали». И на новые армейские грузовики вездеходы ГАЗ 33, 62 и 63 (не путать с послевоенными моделями), на бронеатомобили ЛБ-НАТИ и ДБ-62, которые должны были бы стать первыми советскими полноприводными колёсными бронемашинами, на газовский пикап ГАЗ 415, существовали авиационный и судовой варианты…




Вверху ГАЗ-63 (довоенный), внизу ГАЗ-33. Из-за войны армия не увидела отечественных полноприводных грузовиков


Планов было много. Но 22 июня 1941 года все они резко потеряли актуальность.

Движок, который спас СССР


Великая отечественная война прочно ассоциируется в массовом сознании с танками, а последние – с Т-34 различных модификаций.

Но давайте будем помнить, что они воевали не одни. В первые же недели войны стало ясно, что одних средних и тяжёлых танков Красной Армии не хватит, да и тогдашние уставы и доктрины прямо предусматривали использование лёгких танков в массе ситуаций. При этом совершенный и высокотехнологичный лёгкий Т-50 промышленность производить оказалась не в состоянии. В этих условиях спасительное решение принял выдающийся инженер, создатель ряда лёгких бронемашин Николай Александрович Астров. Им был спроектирован простой лёгкий танк Т-60, который мог бы быстро пойти в серию на ГАЗе, и который оснащался … двигателем ГАЗ-11. Вернее, его вариантом ГАЗ-202, который отличался только электрооборудованием. В остальном это был тот же мотор.


Т-60


Сам Астров до этого спроектировал лёгкий танк-амфибию Т-40, который тоже оснащался ГАЗ-202! А ведь Т-40 воевали как минимум весь первый год войны, участвовали в битве за Москву. Часто это были единственные танки, на которые пехота могла положиться. Пусть они и были пулемётными, но лучше так, чем никак, к тому же, Т-40, прикрытый своей пехотой и действующий против противника, который здесь и сейчас не имел противотанковой артиллерии, превращался в «бесконечную величину» — как и любой другой танк. И такие случаи были.

Т-60 же уже был вооружён автоматической пушкой, и немецкой пехоте эти пушки могли наносить просто огромные потери. Лёгкие танки позволили ускоренно формировать танковые части и «ковать» нужные для войны кадры… но откуда бы они взялись, если бы не было подходящего мотора? На танках Астрова стоял вариант мощностью 76 л.с., с чугунной ГБЦ, не требовавший много лёгких сплавов для своего производства. С учётом того, что свой алюминий СССР уже на 70% потерял (ГОКи остались на оккупированной немцами территории), а до массовых поставок американского по ленд-лизу надо было ещё дожить, это был жизненно важный момент.

Спасительный.

Всего в СССР было произведено 960 танков Т-40 и 5920 танков Т-60. Все они оснащались двигателями ГАЗ-202, теми самыми «плоскоголовыми». Так что 9-го мая стоит поминать добрым словом и Липгарта, и «Крайслер». Неизвестно, как бы дело пошло, если бы не они…

Впрочем, это было даже не начало…

Т-60 на конвейере простоял недолго. Через месяц с небольшим после контрнаступления под Москвой, Астров «протолкнул» производство более мощной модели – Т-70. Более толстая броня давала больше шансов выжить даже танкистам лёгких танков, а пушка калибром 45-мм давала шансы поразить немецкий танк в бою, пусть они и были небольшими и сокращались с каждым годом. Эти улучшения в лёгком танке требовали нового, более мощного двигателя.


Т-70


Новый мощный двигатель получили путём сращивания двух ГАЗ-202 в блок из двух моторов ГАЗ-203. Двигатели чуть дефорсировали для повышения надёжности, и в сумме агрегат дал 140 л.с., «два по семьдесят». Т-70 стали вторым по массовости советским танком. Их было построено 8231 машина. И опять стоит вспомнить «Крайслер» и Липгарта.

Вот это уже было началом, без сомнений. Но только началом.

Силовой агрегат ГАЗ-203 стал «сердцем» для машины, вклад которой в Победу просто невозможно переоценить. Речь идёт о САУ Су-76М. Эта в каком-то смысле легендарная САУ стала главным средством огневой поддержки наступающей советской пехоты, и вносила существенный вклад в противотанковую оборону. Вот что бы было, если бы её не было, даже не хочется представлять. За годы войны было выпущено 14292 САУ.


Су-76М


Оценим вклад гусеничных боевых машин с «бывшим американским» «сердцем».

Танки Т-40, Т-60 и Т-70, САУ Су-76М это в сумме 29403 танков и САУ. Добавив сюда 70 единиц попавших в войска лёгких Т-80 (был и такой в те годы) получаем окончательно 29473 танка и САУ. Примерно треть всего произведённого. А ведь Липгарт мог бы выбрать мотор, который не подошёл бы к бронетехнике. И что бы тогда было?

На этом фоне 238 полноприводных вездеходов ГАЗ 61 всех модификаций уже не смотрятся, хотя опять же, можно пофантазировать на тему не вовремя застрявшего на слабосильном автомобиле Жукова… Но у него было 85 л.с. под капотом, в его вездеходной модификации «эмки». Не застрял.




Вездеходы семейства ГАЗ 61


Трудно судить, что случилось бы, не будь у нашей страны этого мотора. Видимо, ничего хорошего.

Но война была только эпизодом в жизни этого мотора.

А вот теперь всё началось!


После войны СССР оказался в трудной ситуации – страна лежала в руинах, бушевал голод, нарастала военная угроза со стороны США и Запада. И в таких условиях нужно было заниматься и восстановлением разрушенного, и развитием. В автомобильной промышленности всё обстояло даже жёстче – требовалось сделать рывок в условиях, когда несколько военных лет и работ на перспективу не производилось, и кадры просто-напросто погибли на войне.

В этих условиях ГАЗ получил сильную фору – у него был двигатель, который сразу же можно было использовать на любой перспективной технике.






Сверху вниз: ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ГАЗ-63П


Сразу же после войны «плоскоголовый» последовательно прописался на грузовом ГАЗ-51, получив такое же имя, как и автомобиль — ГАЗ-51, на его полноприводном армейском варианте ГАЗ-63 и народнохозяйственном варианте вездехода ГАЗ-63П. Скопированная кабина (без оперения) от «Студебеккера» и крайслеровский мотор дали возможность ГАЗу сэкономить время. И немало. Правда, двигатель ГАЗ-51 уже был существенно другим двигателем – но в основе своей оставался тем же самым. Мощность только слегка упала, до 75 л.с.

Любопытно, на ГАЗ разработал вариант такого двигателя с форкамерным зажиганием. Чуть более мощный, но и капризный мотор производился до конца 70-х.

Более того, бывшая американская «шестёрка» дала жизнь ещё одной «ветке эволюции» славного двигателя.

ГАЗ М20 «победа» была первой советской послевоенной легковой машиной, и, с точки зрения конструкции – ещё и самой оригинальной. И изделия МЗМА (будущий АЗЛК) и вообще отечественный автопром грешил «копированием», причём часто нелегальным. ГАЗ сделал новаторскую машину, не являвшуюся копией чего бы то ни было. Это был крупный успех.

Но какой там был двигатель? А двигателем там работала «урезанная» на пару цилиндров модификация ГАЗ-11. Меньшего рабочего объёма и уменьшенной до 50 л.с. мощности. Именно такой мотор был нужен разорённой стране, и она его получила. Чуть позже он же встанет и на следующее поколение легковых армейских внедорожников – ГАЗ-69. И это тоже будет только началом.




ГАЗ-69 и ГАЗ М20 "Победа" оснащались 4-цилиндровыми вариантами двигателей


Следующей легковой машиной, на которой «прописался» советский «плоскоголовый» оказался ГАЗ-12, известный в народе как ЗИМ. Этот не по-советски роскошный автомобиль стоимостью в фантастические 45000 рублей стал самой мощной советской легковушкой, теоретически могущей стать собственностью рядового гражданина. Ну или нерядового. Для этой машины ГАЗ «вернул» из небытия алюминиевую ГБЦ, и путём некоторых нехитрых доработок поднял мощность до 90 л.с. – весьма хороший по тем временам результат. ЗИМ вскоре перестали производить, продажа лимузинов советским гражданам прекратилась, и это машина надолго стала максимум возможного для человека, не чуждого «красивой» жизни.


ГАЗ-12


Правда практичные, но зачастую лишённые эстетического чувства советские граждане куда чаще возили на ЗИМах картошку и тому подобное, начисто убивая «люксовую» машину, и превращая её в рабочую клячу. И, конечно, мотор позволял это делать без затруднений.

Но и это был не конец истории, в жизни двигателя назревало сразу несколько новых эволюционных прорывов.

ГАЗ готовил к производству новый грузовик, более совершенный, чем ГАЗ-51. И базовым двигателем для него уже выбрали рядную «шестёрку». Этим грузовым автомобилем стал ГАЗ 52, последней модификации которого предстояло пережить СССР. И те, кто застал этот автомобиль, легко узнают и используемый на нём мотор.


Отгрузка готовых ГАЗ-52


Двигатель ГАЗ 52, сильно модернизированный по сравнению с когда-то исходным ГАЗ-11, и несколько усовершенствованный в сравнении с ГАЗ-51 стал настоящим долгожителем. Его производили в номенклатуре запасных частей до конца девяностых годов. Он ставился на погрузчики львовского завода и по сей день используемые в России не новые львовские погрузчики оснащены преимущественно этим двигателем…


И тут тоже он, да.


А что же обороноспособность? Славные традиции защиты Родины на когда-то придуманных в Америке моторах? Тут тоже было всё в порядке, и дело не только в армейских автомобилях семейства ГАЗ-63.

Модификации советского «плоскоголового» последовательно использовались на БТР-40, БТР-60, и БРДМ, а на забытой ныне, но когда-то весьма важной и востребованной авиадесантируемой самоходке АСУ-57 стоял его четырёхцилиндровый «родственник» от «Победы» и ГАЗ-69. Эти моторы «пылили» по пыльным дорогам Синая и Галелеи в арабо-израильских войнах, несли припасы и солдат по вьетнамской «Тропе Хо Ши Мина» во время войны с Америкой, именно на этих двигателях въезжала в Афганистан значительная часть «Ограниченного контингента». На них воевали и работали кубинцы и никарагуанцы.








АСУ-57, БРДМ, БТР-40 и БТР-60П


Но и это было не всё.

Из этого двигателя выросла моторостроительная промышленность Китая, Румынии и Северной Кореи. Вариант двигателя М20 производился в Румынии на заводах АРО. Китайцы развивали свою промышленность имея всего два типа автомобилей – копию советского ГАЗ 51 и копию советского ЗиС-150. Первый из них нёс под капотом потомка «Крайслера». Эти моторы производились и видоизменялись много лет, уже независимо от прототипа.

В КНДР и 4- и 6-цилиндровые потомки газовской версии «Крайслера» до сих пор производится и ещё десяток лет назад был базовой моделью местного автопрома.


Северокорейская "Сынри" 61НА. До сих пор в строю. И мотор — понятно чей. Фото 1997 года.


И конечно, мы не можем обойти вниманием Польшу. Получив возможность производить у себя «Победу» под наименованием «Варшава», поляки скопировали и двигатель. Но позже, они переработали его в … верхнеклапанный! Новая головка блока позволила поднять мощность и вместо 50 л.с. при 3600 об/минуту S-21 выдавал 70 при 4000. Совсем, что называется, другое дело.


«Варшава 223»



И мотор S-21


«Варшавы» прекратили производить в 1973 году, но моторы продолжили устанавливаться на знакомые всем, кто помнит СССР автомобили «Жук» и «Ныса».

Сегодня встретить на дороге автомобиль с потомком «плоскоголового» под капотом уже непросто – и «Победы» и ГАЗ-69, и ГАЗ-51, 52, 63 уже скорее музейные реликвии, чем «рабочие» машины. Но кое-где на них ещё ездят и работают даже в России.


Почти не отличить от ГАЗ-52. Но это американский мотор.


А в КНДР потомки этого двигателя скорее всего ещё производятся, ведь в их армии так много автомобилей от «Сынри», по крайней мере в качестве запасных частей эти моторы ещё должны поставляться.

И эта историческая роль придуманного в конце двадцатых годов мотора не может не вызывать восхищения.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    29 июня 2019 18:14
    Да уж, хоть мотор и "американец" по-рождению, но стал настоящим "русским". Спасибо "Крайслеру" и нашим инженерам и рабочим завода ГАЗ
    1. -4
      29 июня 2019 19:03
      Цитата: svp67
      Спасибо "Крайслеру" и нашим инженерам и рабочим завода ГАЗ

      К стати ,владелец Газели Некст,Крайслер такое дерьмо сейчас выпускает.а вот Газовцы,копейку имеют а так же владельцы Газелей.
      1. +21
        29 июня 2019 19:57
        История,удивительная вещь, удивляешься порой,как, благодаря одному- двум, как сейчас говорят "замороченным" людям, двигаются " тектонические пласты" этой,самой Истории. а мы,посмеиваемся над "ксероксом" Китая...тем горше,будет наше "похмелье"- ребята реально учатся,набивают руку, а скоро набьют и...всё остальное...всем похоже. мы тоже были "ксероксом",и это, выручило нас в ВОВ, и после неё.
        1. +17
          29 июня 2019 21:18
          Да мы тогда были вполне себе "китайцами". А китайцы уже давно не только копируют.
          1. 0
            29 июня 2019 21:59
            Цитата: timokhin-a-a
            Да мы тогда были вполне себе "китайцами". А китайцы уже давно не только копируют.

            Есть огромная разница между копированием у китайцев и у нас. Мы копировали, стремясь обзавестись новейшими образцами и технологиями с целью, в конечном счёте, построить пресловутую "материальную базу социализма" и сам этот социализм в отдельно взятой стране с опорой на собственные силы. Китайцы же совершенно сознательно решили интегрироваться в капиталистическую систему в качестве мировой фабрики, эксплуатируя дешёвый труд своих рабочих.
            1. +16
              29 июня 2019 22:05
              эксплуатируя дешёвый труд своих рабочих.


              Это уже давно не совсем так. Местами да, но не везде.
              1. -1
                29 июня 2019 23:14
                Цитата: timokhin-a-a
                Это уже давно не совсем так

                Я о том, на что ставили, когда это только начиналось.
              2. +1
                30 июня 2019 17:22
                Как раз именно так. И в этом весь смысл. Дешевый не только оплатой, но и социальными гарантиями. Никто не говорит что он низкотехнологичный или низкоквалифицированный. Хотя огромное количество и такого. Посмотрите на интерес к Африке Запада и Китая тоже. Впереди освоение новых рынков дешевой силы и переноса производств.
                1. +2
                  30 июня 2019 19:52
                  Впереди освоение новых рынков дешевой силы и переноса производств.


                  Это уже давно идёт, тот же Китай осваивает Вьетнам, например.
                  1. 0
                    1 июля 2019 15:31
                    Конечно идет, но таких серьезных шагов, как индустриализация Китая, перенос производств пока нет. Азиатский регион я думаю можно оставить за Китаем, а вот за Африку уже больше конкурентов. Кстати - в азиатском регионе ни одна страна, даже давно производящая технику типа Малайзии, Тайваня(если его можно назвать отдельным) не стала промышленной державой и не захватила значимую часть рынка. Возможно тому же Китаю это не надо.
                2. 0
                  1 июля 2019 10:41
                  "Не так" в том смысле, что нещадно эксплуатировать можно пролетария в первом поколении, если индустрия крепнет, возникает рабочее движение, заставляющее с собой считаться. Плюс ориентация только на внешний рынок - это абсолютная зависимость, делающая положение правящей верхушки КПК крайне некомфортным (особенно в свете начавшихся торговых войн), а переориентация на внутренний невозможна без стимуляции спроса чисто кейнсианскими методами. Поэтом труд в Китае всё-таки сильно подорожал.
                  "Так" в том смысле, что с социальными гарантиями в Китае ситуация всё ещё совершенно дикая даже по сравнению с остатками советских у нас.
            2. -1
              1 июля 2019 07:57
              Это заблуждение, бытующее в нашей стране. От идеи коммунизма Китай не отказывался, а сейчас они находятся в фазе становления - они в процессе перехода к социализму, первой и низшей фазе коммунизма. Все это в программе КПК написано. Свежую редакцию (были уточнения осенью прошлого года), на русском языке, вполне можно найти на китайских же информационных ресурсах...Так что про интеграцию в капиталистическую систему... ну это с большой натяжкой. Сейчас они решают задачу приведения в соответствие "производственных отношений и надстройки, требованиям развития производительных сил".
              1. 0
                1 июля 2019 10:48
                Ничего не могу сказать по поводу строительства коммунизма в Китае сейчас, но то, что в конце 70-х он пошёл на сделку с США (что можно расценивать как одно из крупнейших стратегических поражений соцлагеря в Холодной войне) - это исторический факт. Да и триумф неолиберализма в странах мир-системного ядра был бы вряд ли возможен без опоры на китайский производственный потенциал.
            3. 0
              2 июля 2019 23:43
              Вы немного отстали от жизни-зарплаты в китае уже давно обогнали наши и в индии тоже.
          2. +13
            30 июня 2019 00:23
            Цитата: timokhin-a-a
            Да мы тогда были вполне себе "китайцами".

            Но производство этого мотора могло и исченуть. В 1939 г. для производства шестицилиндро-
            вого мотора на Горьковском автозаводе был
            организован цех № 1, оборудованный новей-
            шими станками, привезенными из США. В кон-
            це 1940 г., после выпуска небольшой партии
            продукции, моторный цех № 1 был передан
            Наркомату авиационной промышленности. В
            корпусе разместился завод № 466 по изготовле-
            нию авиационных моторов М-105. Почти все
            оборудование и весь личный состав моторного
            цеха № 1, за исключением руководящего звена,
            были переданы этому заводу. Уникальные стан-
            ки, которые нельзя было приспособить для про-
            изводства авиационных моторов, отправили на
            склад запчастей для консервации. По существу,
            огромная работа, проделанная автозаводцами по
            созданию производства перспективного шести-
            цилиндрового двигателя, оказалась свернутой.
            Группа энтузиастов во главе с начальником
            моторного цеха № 1 Г.А. Веденяпиным, чтобы набрать необходимое количество станков для
            сохранения технологической цепочки по вы-
            пуску моторов, пошла на крайние меры. Мотор-
            щики – вероятно, при негласной поддержке ди-
            ректора и главного конструктора – вывезли
            часть станков из цеха, отданного заводу № 466.
            Авиационники, в свою очередь, подняли вопрос
            о краже имущества, и в дело вмешались органы
            НКВД. Ситуация складывалась крайне опасная.
            Поддержку автозаводцам оказали военные. Ко-
            мандование ГАБТУ Красной армии в категори-
            ческой форме заявило о необходимости сохра-
            нения производства шестицилиндровых двига-
            телей на автогиганте. Эти моторы поставлялись
            заводу № 37 (Москва), на котором выпускались
            танки. После обращения военных моторщиков
            перевели в помещение цеха запчастей. Только
            перед началом войны моторный цех, выпускав-
            ший шестицилиндровые двигатели, заработал на
            полную мощность. Подвиг, совершенный группой
            энтузиастов накануне войны по сохранению про-
            изводства моторов, позволил автозаводцам нала-
            дить выпуск боевой техники [2, с. 85–86]. УДК 338.245(47)(091)
            ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
            ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
            ВОЙНЫ (июнь 1941 – ноябрь 1942 г.)
             2015 г.
            Е.И. Подрепный, И.А. Калмыков
            Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
            1. +5
              30 июня 2019 08:02
              Спасибо, я вот про это не знал. Век живи - век учись.
        2. +7
          29 июня 2019 22:24
          Цитата: Аэродромный
          а мы,посмеиваемся над "ксероксом" Китая...тем горше,будет наше "похмелье"- ребята реально учатся,набивают руку, а скоро набьют и...всё остальное...всем похоже. мы тоже были "ксероксом",и это, выручило нас в ВОВ, и после неё.

          Мы не посмеиваемся, мы ерничаем !
          Спасибо за интересную тему и статью. Плюс
          Выход фактически был один – купить мотор за границей и производить его в СССР. В те годы подобное копирование не считалось чем-то зазорным – гражданам СССР было очевидно, что их страна в техническом плане сильно отстаёт от других развитых стран..

          А чем те годы отличаются от наших? После разрухи и разграбления страны в 90-х!
          И дело уже не в моторах. Дело в целых отраслях, глупо было бы перечислять.
          Надо нашему руководству признать, что отставание в некоторых областях исчисляется десятками лет, и просвета не видно.
          У нас полный ноль в ударных БПЛА, анонсы и рекламу не беру в расчет, показатель один, наличие в войсках.
          Долго можно перечислять проблемы. Копирование в определенных областях, не считаю зазорным, ущемляющим "национальную гордость" наших инженеров, конструкторов.
          Главное результат и экономия бюджетных средств и времени! hi
    2. +14
      29 июня 2019 19:47
      Это да. ГАЗ очень здорово освоил этот двигатель, с прямо скажем несоветским качеством. И это оказалось во многом спасительным для страны.
    3. -2
      30 июня 2019 07:08
      Не раскрыта тема покупки документации на мотор НКВД у амерского инженера, одного из разработчиков мотора.
      Сам мотор для лёгких танков не подходил, приходилось ставить два от без исходности, т.е выбор был крайне неудачный, т.к.двигатель подходил только для гражданки.
      1. +2
        30 июня 2019 08:02
        На мотор покупали лицензию насколько я знаю.
        1. -1
          30 июня 2019 09:57
          Не-а. Купили ворованную докуменцию агент(ы) НКВД у одного из обиженных фирмой "Крайслер", разработчика.
          И ещё один крупный недостаток мотора для бронетехники - не полноопорный коленвал.
          1. +3
            30 июня 2019 10:02
            Честно, не в курсе про обиженого разработчика, если есть что почитать, поделитесь.

            Не полноопорный коленвал не такой уж проблемой в итоге оказался. американцы делают ход-роды на таких моторах, с приводными нагнетателями. И не ломаются коленвалы.

            У нас на БТРах они тоже не ломались, и динамики машинам более-менее хватало.

            Что до "не подходил для танков", ну так всему есть предел. На Т-60 он вполне подошёл один. А то, что из двух таких движков сделали блок в 140 лс - так это тоже движку плюс.

            До 3800 доработанный мотор такого типа легко можно крутить, и наполнение в цилиндре можно поднимать в разумных пределах без снижения надёжности.
            Было бы зачем.
            1. 0
              30 июня 2019 10:12
              В сети есть док НКВД на эту тему.
              Про хот-роды не скажу, а на СУ-76М колена ломались. Во время войны было не очень критично, т.к. девайсы быстро подбивались, но военных и тогда это немного напрягало.
              Дык Т-60, - это не танк, а не понятно что, по сути танкетка. А для Т-70(который то ещё угробище) приходилось выпускать в два раза больше моторов, чем выпускаемых танков(и моторы лимитировали выпуск танков). А вот допустим ДВС ЗИС-5 требовался всего один(в форсированном , правда варианте ЗИС-16).
              В целом, ворованный эрзац-мотор(относительно БТТ).
              1. +3
                30 июня 2019 10:32
                А вот допустим ДВС ЗИС-5 требовался всего один(в форсированном , правда варианте ЗИС-16).


                Это который 95 л.с.? Маловато будет.

                А для Т-70(который то ещё угробище) приходилось выпускать в два раза больше моторов, чем выпускаемых танков(и моторы лимитировали выпуск танков).


                Вы в курсе про пятидвигательные Шерманы? laughing
                Времена не выбирают.

                В целом, ворованный эрзац-мотор(относительно БТТ).


                И слава Богу, что он был. Просто представьте себе, что взяли бы движок, который бы вообще для БТТ не подошёл бы.
                1. 0
                  30 июня 2019 16:09
                  Нет, 95 л.с. имел ЗИС-120. А ЗИС-16 имел 85/86 л.с. Тем не менее, суперэрзац-танку Т-45 его хватало. А вот если бы до войны построили цех по выпуску ЗИС-120(вместо слабосильного ГАЗ-11), то тогда Т-45 можно было бы сделать трёхместным и моторов в два раз меньше понадобилось бы.

                  Вы САСШ с СССР не сравнивайте, - абсолютно разные весовые категории, первые могли и 10 моторов воткнуть и им было бы по барабану на потраченные ресурсы.

                  Ну украсть что-то похуже было очень трудно, в том смысле, что документацию просто не стали бы покупать.
    4. +3
      30 июня 2019 15:07
      Идея "Крайслера" и прототип, но в остальном и мысль, и конструкторское решение, да и производственная база наша СССРовская
      и более чем низкое качество технического обслуживания. И это получилось «на все сто
      Так что получилось то, что не смогли сделать никакие умнейшие немцы, и войну выиграли благодаря и таким вот умельцам как Липгарт, склоняю голову перед ними.
      1. 0
        30 июня 2019 16:14
        Цитата: tihonmarine
        Идея "Крайслера" и прототип, но в остальном и мысль, и конструкторское решение, да и производственная база наша СССРовская
        и более чем низкое качество технического обслуживания. И это получилось «на все сто
        Так что получилось то, что не смогли сделать никакие умнейшие немцы, и войну выиграли благодаря и таким вот умельцам как Липгарт, склоняю голову перед ними.

        Шутите ? Проект амерский, детальные чертежи их же, оборудование в основном оттуда же. Липгарт перевёл чертежи в метрическую систему и ещё кой-чего по мелочи сделал. Ну в принципе, - умелец, - ничего не скажешь.
  2. +17
    29 июня 2019 18:42
    спасибо автору, интересная статья, подробностей не знал
    1. +6
      29 июня 2019 21:18
      Пожалуйста, рад, что Вам понравилось.
      1. +11
        29 июня 2019 21:59
        Цитата: САША СТАРЫЙ
        спасибо автору, интересная статья, подробностей не знал

        Вот тоже присоединюсь...
        Надо же, мой любимый мотор! После развала союза приобрел за 500 баксов ГАЗ-52 с нерабочей рядный 6 и новым блоком в придачу, это самый первый двигатель, который я перебрал в 20 лет, к тому же без посторонних, советчиков и помощников самостоятельно разобрал полностью и собрал заново и он единственный из последующих кто завелся после ремонта с пол оборота! С тех пор абсолютно пропала боязнь сложных механизмов, это моя первая школа и самый лучший урок. Какой же он всетаки простой и гениальный одновременно, удобный, надежный! Кстати машина с рабочим движком и сейчас стоит во дворе, почти не пользуюсь правда, но и не продаю, ностальгия. А вот историю движка незнал, огромное спасибо автору за исторический экскурс и американцам за отличный движок!
        1. +4
          29 июня 2019 22:07
          Пожалуйста, рад, что Вам понравилось.
          1. 0
            29 июня 2019 23:41
            Цитата: timokhin-a-a
            Пожалуйста, рад, что Вам понравилось.

            Александр! hi Вы в своей статье не упомянули ЗиЛ 157. Почему? ЕМНИП на нем стоял рядный 6-ти цилиндровый , нижнеклапанный 110л.с . .
            1. +3
              29 июня 2019 23:50
              Это был не этот мотор, другой.
  3. +6
    29 июня 2019 19:16
    Знаком мне этот двигатель не по наслышке . Для того времени был хороший , проблемой было регулировать клапана . Тяжелая доступность к ним , и практически три гаечных ключа в руках держать надо .
    На БТР 60 ПУ много километров пришлось одолеть .
    Кто не знает , там 2 двигателя от ГАЗ 52 стояли , по 90 л.с. .
    1. +6
      29 июня 2019 19:43
      Справедливости ради моторы там ГАЗ-40П, примерно тоже, что ГАЗ-52, но с другим распредвалом и зажиганием, с другим карбюратором и другим ограничением по максимальным оборотам.
      Поэтому и получилось 90 л.с.
      А у стандартного ГАЗ-52 было 75.
      1. +2
        30 июня 2019 09:55
        Цитата: timokhin-a-a
        Справедливости ради моторы там ГАЗ-40П, примерно тоже, что ГАЗ-52, но с другим распредвалом и зажиганием, с другим карбюратором и другим ограничением по максимальным оборотам.

        Цитата: timokhin-a-a
        Тяжелая доступность к ним , и практически три гаечных ключа в руках держать надо .

        Но доступность к регулировке клапанов не улучшилась, тем более, боковины капота, как на ГАЗ 51 не открутишь laughing
  4. +4
    29 июня 2019 19:18
    У меня Газ 52 работает исправно 11 лет, 1982 года,купил отремонтировал и по хозяйству пашет,двигатель простой и надежный,низкооборотистый нижнеклапанник,ещё много лет прослужит. good
    1. 0
      29 июня 2019 19:25
      Цитата: Пессимист22
      У меня Газ 52 работает исправно 11 лет, 1982 года,купил отремонтировал и по хозяйству пашет,двигатель простой и надежный,низкооборотистый нижнеклапанник,ещё много лет прослужит.

      Что серьезно?
      Там и коробка,от кого?Тормозная система,гидравлическая,но фиг найдешь и главный и рабочие а так же и сальники к ним.
      На Мереновский Юнимаг 63 года,за бабки все находится.К стати до сих пор производят.
      1. +2
        29 июня 2019 21:09
        И по сей день к нему продаются запчасти, а энтузиасты строят «вокруг него» разные хот-роды и тому подобное.

        Чисто теоретически, можно попробовать воспользоваться североамериканскими запчастями (точно потребуются доработки так как они дюймовые) или,.. северокорейскими - если эта страна с годами станет более открытой и можно будет покупать там в онлайне с пересылкой, остаётся ещё вариант найти запчасти у китайцев - например с их разборок, армейского хранения. Мир быстро и непредсказуемо меняется - лет 40 назад и в голову не пришло бы такое - искать з/ч на китайском разборе.
      2. 0
        30 июня 2019 00:49
        Цитата: болот
        Цитата: Пессимист22
        У меня Газ 52 работает исправно 11 лет, 1982 года,купил отремонтировал и по хозяйству пашет,двигатель простой и надежный,низкооборотистый нижнеклапанник,ещё много лет прослужит.

        Что серьезно?
        Там и коробка,от кого?Тормозная система,гидравлическая,но фиг найдешь и главный и рабочие а так же и сальники к ним.
        На Мереновский Юнимаг 63 года,за бабки все находится.К стати до сих пор производят.

        РТИ сейчас не проблема! Есть размеры, будет РТИ!
    2. +3
      29 июня 2019 19:45
      Его, кстати, можно и подкормить, причём без потери ресурса. Хоть и "колено" не полноопорное.
      Ну это если вдруг мощности не хватает.
  5. +1
    29 июня 2019 19:40
    Не совсем флэтхед, но его близкий потомок стоял на автомобилях Джип уже в 2000х годах. Запчасти производятся до сих пор. При желании, можно выписать из штатов абсолютно новый мотор. Думаю это проще чем из северной Кореи :) Еще автор не упомянул, что 6цилиндровые моторы классических Ягуаров происходят из этого же корня.
    1. +5
      29 июня 2019 21:20
      Там дюймовые размеры, у нас метрические, почти ничего не подойдёт, хотя разница часто меньше миллиметра.
      1. +3
        29 июня 2019 23:48
        Напильник и кувалда - наше все:)))
  6. +2
    29 июня 2019 19:41
    Спасибо, подробная историческая статья. good
    1. +4
      29 июня 2019 21:20
      Пожалуйста. Мотор интересный в части истории. Решил написать.
      1. +4
        30 июня 2019 00:43
        Цитата: timokhin-a-a
        Пожалуйста. Мотор интересный в части истории. Решил написать.

        Такой-же интересный двигатель ЗиС-5. Эпопея от идёт от первой реконструкции завода АМО-ЗиЛ:
        Дедушкой мотора ЗиЛ 157 являлся американский двигатель Hercules-WXB, ориентировочно 1928 года, имевший все те-же 6 цилиндров но другую геометрию и соответственно рабочий объем 4.9 литра.
        Мощность "Геркулеса" равнялась 66 л.с. а крутящий момент составлял 245 нм. Обрусел Hercules благодаря советскому конструктору Е.В. Важинскому, под руководством которого был увеличен рабочий объем, применен новый масляный фильтр и диафрагменный бензонасос.

        Стоит так-же упомянуть что родной брат Геркулеса WXB под названием Hercules-YXC-B (6 цилиндров, 7 литров, 94 л.с. и 380 нм), ставился еще раньше, с 1929 по 1934 годы на советские грузовики Я-5, производство которых было свернуто как раз-таки в связи с решением об отказе от импорта силовых агрегатов в СССР… https://www.drive2.ru/b/1607099/
        1. +3
          30 июня 2019 08:04
          Там речь шла не о копировании, а скорее о разработке новой конструкции с оглядкой на имеющийся образец. Ни мотор ЗиС-5 ни его последователи копиями американских моторов не являлись.
          1. +2
            30 июня 2019 10:06
            Цитата: timokhin-a-a
            Ни мотор ЗиС-5 ни его последователи копиями американских моторов не являлись.

            Этот двигатель имеет не менее важное значение для страны. Его выпуск начался в 1933 году на ЗИС 5 и продолжился с модернизациями до развала Союза (ЗИЛ-ММЗ-45021). То есть выпускался более продолжительное время, чем ГАЗоновский.
            Так что ждем статью о двигателе шестерке ЗИС-ЗИЛ.
            1. +2
              30 июня 2019 10:08
              Ну не знаю, про Зис-ЗиЛ вроде все всё знают. Посмотрим.
          2. 0
            30 июня 2019 13:44
            Цитата: timokhin-a-a
            Ни мотор ЗиС-5 ни его последователи копиями американских моторов не являлись.

            На автомобилях АМО-2 и АМО-3 стояли лицензионные Геркулесы мощностью 60л.с. но этой мощности не хватало и тогда расточили цилиндры двигателя и увеличили литраж мощность двигателя.

            Ханин: Автомобили ЗиС-5 и АМО-3
          3. 0
            30 июня 2019 16:28
            Цитата: timokhin-a-a
            Там речь шла не о копировании, а скорее о разработке новой конструкции с оглядкой на имеющийся образец. Ни мотор ЗиС-5 ни его последователи копиями американских моторов не являлись.

            Какая-такая новая конструкция, если ЗИС-5 имел, один в один, размерность Геркулеса WXC 4"х4,5". Сказки это всё про мифическую советскую расточку. Просто ЗИС-5 был дефорсирован под советский овнобензин/летомкеросин и поэтому имел мощность в 73,6 л.с., вместо 94 л.с. Когда, после войны, с бензом стало получше, то появился ЗИС-120 в 95 л.с., то бишь первоначальный Геркулес WXC.
  7. +5
    29 июня 2019 19:41
    ...эта историческая роль придуманного в конце двадцатых годов мотора не может не вызывать восхищения.

    Да, почти уже 100-летняя жизнь двигателя вызывает восхищение, именно долгая жизнь. Сам двигатель для эксплуатационников , если честно, особого восхищения не вызывал, особенно в армии, после "шкодливых" ручек наших воинов. Не любил больших оборотов и вообще нагрузки. Аварийный износ вкладышей (т.н. стук), трещины гнезд клапанов обычное дело. Но был прост, ремонтировался на ура. Этим, наверно, и брал. Других не было, поэтому и плохих слов в его адрес почти и не было.Так что в истории занимает достойное место.
    Кстати, для нас, наверно, американизм "плоскоголовый" в применении к двигателю звучит не лучшим образом.У нас другое понятие этого слова.
    1. +3
      29 июня 2019 21:22
      Ему можно подобрать вкладыши с канавкой, не помню от какого тоже нашего движка, но с ними вкладыши ходили долго, а мотор можно было "крутить".
      1. +1
        30 июня 2019 08:19
        Цитата: timokhin-a-a
        Ему можно подобрать вкладыши с канавкой, не помню от какого тоже нашего движка, но с ними вкладыши ходили долго, а мотор можно было "крутить".

        ЕМНИП от двигателя ГАЗ-12 ЗиМ.Это тот же ГАЗ-51,но имел изменения блока в задней части под установку гидромуфты. Двигатель был в целом конструктивно аналогичен ГАЗ-11, который использовался на ГАЗ-51, но для увеличения мощности был несколько доработан. Мощность мотора повысили — расширив впускные каналы, применив сдвоенный карбюратор и увеличив степень сжатия до 6,7:1, что обеспечило устойчивую работу двигателя на стандартном бензине с октановым числом 70. Для «ЗиМ»-а была разработана новая коробка передач, впервые в истории завода имевшая синхронизаторы (на II и III передачах) и переключение рычагом, расположенным на рулевой колонке — такой была тогдашняя американская мода
        Оригинальным конструктивным решением, примененным на ГАЗ-М-12 и не имеющем аналогов в отечественном легковом автомобилестроении, была гидромуфта — агрегат трансмиссии, располагавшийся между двигателем и сцеплением, и представлявший из себя картер, заполненный специальным маслом, в котором вращались не связанные друг с другом механически два ротора в форме половины тороида, разделенные лопатками на 48 отсеков (насосный ротор, игравший роль маховика) и 44 отсека (турбинный ротор, к нему крепился облегченный маховик и обычное фрикционное сцепление). Между внутренними торцами роторов существовал небольшой зазор. При работе двигатель крутил насосное колесо, которое создавало в картере движение жидкости, приводившее во вращение турбинное колесо, при этом допускалось их взаимное проскальзывание
        https://www.drive2.ru/b/3191787/
  8. +1
    29 июня 2019 20:02
    Знакомый владел ЗИМ-12, сам моряк с торговых, в машине, на секунду, был паркет, году в 1981 сменял его на "Ладу" и был очень доволен, интересно, сейчас был бы он рад этому обмену, пару лет назад мелькал "ЗИМ" в городе, но слишком затюнингованный был, несимпатичный какой-то
    1. +3
      29 июня 2019 21:22
      ЗиМ в оригинале сейчас очень дорого стоит.
      1. +2
        29 июня 2019 23:09
        Кто тогда, при Союзе, об этом думал.Батя мой в 21-ю"Волгу" коробку от 24-и всунул, магнитофон это я уже постарался,заодно и сиденья от иномарки
    2. -1
      29 июня 2019 21:47
      Цитата: Sofievka
      Знакомый владел ЗИМ-12, сам моряк с торговых, в машине, на секунду, был паркет, году в 1981 сменял его на "Ладу" и был очень доволен, интересно, сейчас был бы он рад этому обмену, пару лет назад мелькал "ЗИМ" в городе, но слишком затюнингованный был, несимпатичный какой-то

      Если менять на современную ладу - то однозначно был бы, потому что нынешняя лада - суть французско-корейская машина. А ЗИМ все равно хорош! Помню лет 10 назад такой зверь частенько мелькал в городе. Выглядел потрясно, темно-зеленого цвета, вылизан так, что смотреться в него можно было...
      1. +2
        29 июня 2019 22:30
        Если менять на современную ладу - то однозначно был бы


        Ага, особенно с учётом того, что ЗиМ в оригинале стоит как новая БМВ тройка - очень рад бы был.)))
        1. 0
          29 июня 2019 23:55
          Цитата: timokhin-a-a
          Ага, особенно с учётом того, что ЗиМ в оригинале стоит как новая БМВ тройка - очень рад бы был.)))

          "Сейчас" он бы этот ЗИМ продал за соответствующую цену и купил бэху))) Если бы ЗИМ был в приличном состоянии, конечно))))
      2. +4
        29 июня 2019 23:04
        Мальчишкой помню "ЗИМ"-ы в вариантах такси и "скорая помощь", жаль, уже и "горбатых" не видно
  9. +3
    29 июня 2019 20:27
    Интересная статья. Хоть и знал но читать всё равно интересно. Мотор конечно был очень нужен в 40-50 годы но выпускать его до 21 века это перебор.
    1. -5
      29 июня 2019 20:58
      Интересная статья. Хоть и знал но читать всё равно интересно. Мотор конечно был очень нужен в 40-50 годы но выпускать его до 21 века это перебор.

      Да потому что НИОКР авто мотора в СССР был сделан только для танкового В-2 , он и сейчас ставится во все наши танки. А остальные моторы решили копировать (не военные ) . На что надеялись непонятно - НИОКР не проводился , а при тупом копировании , ты всегда будешь в роли догоняющего.
      И эта тендендиция длится и по сей день , в лучшем случае тупо копируем движки.
      1. +8
        29 июня 2019 21:27
        Неверно.
        ЯМЗ-236,238, 240 вся 536-я серия - оригинальные и вполне удачные конструкции для своих лет, 238-й начинался как атмосферник 240 л.с, а сейчас в нём 420 и Евро-5.

        Тоже касается линейки ЯМЗ-740/КАМАЗ-740. Начинали с атмосферного движка 210 л.с., сейчас у него 400-420, Евро-5 и ресурс вдвое выше, а расход топлива почти такой же.

        ЗМЗ-53 для Газона тоже оригинал, сейчас на Пазиках можно увидеть инжекторный вариант под ГАЗ.

        ЗМЗ-402 тоже вполне оригинал, завод его полный потенциал так и не раскрыл, зато Ульяновск до сих пор лепит его "внучка" УМЗ-4216 и неплохой мотор.
        И "Эвотек" на его базе придумали.

        Короче - Вы не правы.
        1. 0
          30 июня 2019 01:05
          Цитата: timokhin-a-a
          ЗМЗ-402 тоже вполне оригинал, завод его полный потенциал так и не раскрыл, зато Ульяновск до сих пор лепит его "внучка" УМЗ-4216 и неплохой мотор.

          Давайте начнём с того, что ЗМЗ-402 , это модификация ЗМЗ-24. Если ещё глубже, то это ГАЗ-21. На счёт УМЗ-4216 я бы не стал так умиляться. По сравнению с ЗМЗ-405,406,409 вообще ни о чём! Для справки все эти двигатели эксплуатировал! 409 и 4216 до сих пор!
          1. +1
            30 июня 2019 08:06
            Ну в любом случае это оригинальные конструкции, что до 4216 то у него не изжиты имеющиеся "детские болезни" исходной конструкции.

            В своё время имел возможность ознакомиться с тем, какими методами доводят этот газовский мотор до нужной кондиции, был немало впечатлён, если честно.
    2. +2
      29 июня 2019 21:28
      У нас последняя серийная машина под этот двигатель ГАЗ 52-04 выпускалась вроде бы до 1992. Потом мотор делался на запчасти и для львовского завода погрузчиков.
      1. +1
        30 июня 2019 00:54
        Цитата: timokhin-a-a
        Потом мотор делался на запчасти и для львовского завода погрузчиков.

        Дату прекращения прозводства этого двигателя не знаю, но в 2000-х годах я видел эти новые двигателя на складе одной из торговых компаний, а один даже пришлось перебирать, был заводской брак.А главное что меня удивило, так это то что не было деления шатунов на левые и правые. Кто перебирал этот двигатель,знает, что шатуны у него ассиметричные.
        1. 0
          30 июня 2019 07:39
          Шатуны двигателей ГАЗ-51 и 53 выполнены одинаковыми, симметричными т.е., только при сборке устанавливаются в определенном порядке , с учетом меток и конструкции ( ориентируются по цилиндру).
          1. +1
            30 июня 2019 07:57
            Цитата: AlexVas44
            Шатуны двигателей ГАЗ-51 и 53 выполнены одинаковыми, симметричными

            Вы путаете. Газ-51 и Газ-53 абсолютно разные двигатели.

            В верху ГАЗ-51. Внизу, на баллоне, ГАЗ-53, модификация с с полнопоточным фильтром
            1. +1
              30 июня 2019 08:31
              Я может быть не точно донес свою мысль.
              Двигатели не путаю, Эксплуатировал их больше 30 лет, я только подчеркнул, что оба двигателя - и 51, и 53, комплектуются симметричными шатунами, без левых и правых, шатуны выполнены одинаковыми ( для своей марки двигателя). Ещё раз - только при сборке шатуны ориентируются по поршню и номеру цилиндра , т.е. поворачиваются определенной стороной вперед или назад.
              1. 0
                30 июня 2019 10:17
                Цитата: AlexVas44
                шатуны у него ассиметричные.

                Цитата: AlexVas44
                оба двигателя - и 51, и 53, комплектуются симметричными шатунами

                Симметричные шатуны пошли с ГАЗ 12 - ЗИМ.
                1. +2
                  30 июня 2019 10:57
                  Ох уж эта спешка мысли. В голове одно, на бумаге другое.
                  Назвав шатуны симметричными я имел в виду, что в каждом из этих двигателей все шатуны одинаковые. На самом деле ассиметричные они конструктивно, т. е. центр нижней головки шатуна смещен относительно центра верхней головки, ну или соответственно симметричные.
                  Остается принести извинения за искажение смысла термина.
  10. DPN
    -6
    29 июня 2019 21:55
    Хвалебная песня США ,так оно и сегодня без США не куда и что теперь на США молиться? Своих надо оберегать ,а не потрошить.
    1. +3
      29 июня 2019 22:08
      Вы что-то своё в тексте увидели, да?
      1. +1
        30 июня 2019 06:16
        Цитата: timokhin-a-a
        своё в тексте увидели, да?

        Он Вас "раскусил" - Ваша статья на деньги ГосДепа написана! angry
        Кстати, спасибо за саму статью, которая хоть и "вражеская", но очень интересная, читается на одном дыхании.
      2. DPN
        0
        30 июня 2019 07:55
        Я всегда вижу СОВЕТСКОЕ ,без которого херена бы не было ,так что вижу своё Советское,
        1. -1
          30 июня 2019 08:07
          Вы что-то странное видите временами, похоже.
          1. DPN
            -1
            30 июня 2019 11:10
            По Вашему ,давайте станем очередным штатом США и заживём красиво ,долго и счастливо как Янки. Вас можно было бы понять при условии гордости или хвалы за того же Главного конструктора ГАЗа,который смог выбрать и модернизировать этот двигатель,а не воткнул его просто так.
            1. -1
              30 июня 2019 13:45
              Не приписывайте мне ужасов из Вашей головы, я ничего такого не писал, а Липгарт, выбравший двигатель упомянут в статье несколько раз, именно в положительном ключе.
              1. 0
                30 июня 2019 16:31
                Цитата: timokhin-a-a
                Не приписывайте мне ужасов из Вашей головы, я ничего такого не писал, а Липгарт, выбравший двигатель упомянут в статье несколько раз, именно в положительном ключе.

                Ничего Липгарт не выбирал(ибо выбирать было не из чего), он только согласился с единственным предложением НКВД.
                1. -1
                  30 июня 2019 19:57
                  Мог бы и не согласиться? wink
                  1. 0
                    1 июля 2019 06:16
                    Цитата: timokhin-a-a
                    Мог бы и не согласиться? wink

                    Только теоретически, ибо тогда надо было либо покупать лицензию на другой мотор, либо самому разрабатывать двигатель.
  11. 0
    29 июня 2019 22:25
    Да ездил на Газ-52 с таким мотором, действительно неприхотлив и достаточно надежен если не газовать в пол, но при загрузке 2-3 тонны слабоват особенно в подъем. Лично мне больше нравился Зиловский двигатель тоже рядная шестерка но объемом побольше, который ставился на Зил 157 или на Зил-164 (Захар), как по мне это был шедевр в плане простоты, стабильности работы, плавности, тяговитости, надежности, до сих пор с теплотой вспоминаю именно тот мотор.
    1. +4
      29 июня 2019 22:32
      Надо всё же помнить, что изначальный крайслеровский движок предназначался для 4-х местных легковушек, максимум для пикапов.
      1. 0
        30 июня 2019 10:26
        Цитата: timokhin-a-a
        при загрузке 2-3 тонны слабоват особенно в подъем. Лично мне больше нравился Зиловский двигатель тоже рядная шестерка но объемом побольше, который ставился на Зил 157 или на Зил-164 (Захар),

        Цитата: timokhin-a-a
        изначальный крайслеровский движок предназначался для 4-х местных легковушек, максимум для пикапов.

        Красиво жить не запретишь. Американцы и сейчас на пикапы ставят 6-7 литровые движки, а европа на 1,2 скатилась.
        Сравнивать двигатели объемами 3.48 и 5.55 некорректно, даже, если они имеют одинаковую максимальную мощность.
        Не зря старая американская поговорка говорит - тянет не мощность, тянет объем (характеристика крутящего момента).
        А мне еще больше нравится ярославская восьмерка. Вот где равномерность и тяга, никакой Захар не сравнится, даже 2.
        1. +3
          30 июня 2019 13:54
          Не зря старая американская поговорка говорит - тянет не мощность, тянет объем (характеристика крутящего момента).


          Мощность продаёт автомобили, крутящий момент выигрывает гонки. (с) Кэролл Шелби))))
          Автор вот этого вот шедевра


          Классиков знать надо smile
  12. +1
    29 июня 2019 23:31
    Статья интересная, однозначно +.
    Только при написании технических статей с цифрами надо обращаться аккуратней:
    Диаметр цилиндра - не 88, а 82 мм.
    На ГАЗ 51 двиг развивал не 75, а 70 при 2800 оборотах.До 75 мощность подняли на ГАЗ 52.
    Ну и по поводу 3600 оборотов:
    В двигателе ГАЗ-12 был устранён главный недостаток моторов ГАЗ-51 — выход из строя шатунных вкладышей при больших оборотах, посредством установки симметричных шатунов максимальные обороты нижнеклапанного двигателя ЗИМа составляли всего 3600 об./мин.[i][/i]
    1. +2
      30 июня 2019 00:02
      Спасибо, подправлю статью попозже. Поторопился, видимо.
      1. +1
        30 июня 2019 03:10
        Цитата: timokhin-a-a
        подправлю статью попозже

        Так до какого года простоял в производстве 4-цилиндровый вариант?
        если 4-цилиндровый вариант простоял в производстве до, то шестицилиндровый только на автомобили серийно ставили до конца 60-х годов
        1. 0
          30 июня 2019 08:12
          Опечатка.
          До 1933.
          1. 0
            30 июня 2019 16:21
            Цитата: timokhin-a-a
            До 1933

            Спасибо. Интересная история может быть у привычных, вроде, вещей...
  13. +3
    29 июня 2019 23:32
    Хорошая, информативная статья. В очередной раз удивляюсь "всеядности" господина Тимохина. Искренне обрадован тем фактом, что не нашел в заключительных строках призыва к использованию движка для производства бронетехники для стратегического противостояния ненавистному НАТО. Мой респект!
    1. +4
      30 июня 2019 00:00
      В очередной раз удивляюсь "всеядности" господина Тимохина.


      Леонид, я прыгал с десантным парашютом в недопустимо сильный ветер, убегал по тундре от медведя, умею бодяжить напалм из общедоступных реагентов, могу сделать детонатор для СВУ из пальчиковой батарейки,говорю по английски, владею методами пыток, подрабатывал частным детективом, хорошо дерусь и стреляю "навскидку", имею знакомых в международной торговле оружием, связи в Иране, Пакистане, Египте и Нигерии, и многое такого в жизни делал, что рядовой человек может только в кино увидеть.

      Ну вот так вот получилось. Всеядность - она оттуда. laughing

      Касательно Вашего скепсиса по поводу моих статей о флоте - их читают, а иногда дают критические замечания люди "от капраза и в гору", уровня, например, командира дивизии подводных лодок. Настоящие офицеры, но не дворяне)))).

      И вобщем, нельзя сказать, чтобы я в чём-то кардинально ошибался, Леонид.
      Если на чужое мнение ориентироваться, по крайней мере.
      А Вы-то конечно оставайтесь при своём.))))
      1. -1
        30 июня 2019 00:12
        Цитата: timokhin-a-a
        я прыгал с десантным парашютом в недопустимо сильный ветер

        Верю, бывает.

        Цитата: timokhin-a-a
        убегал по тундре от медведя

        Зачем? Кто Вас заставил этим... заниматься?

        Цитата: timokhin-a-a
        умею бодяжить напалм из общедоступных реагентов

        Это... неполезно. Я тоже умею, и что?

        Цитата: timokhin-a-a
        могу сделать детонатор для СВУ из пальчиковой батарейки

        Не верю. Научите, тоже хочу )))

        хорошо дерусь и стреляю "навскидку"

        Аналогично

        имею знакомых в международной торговле оружием, связи в Иране, Пакистане, Египте и Нигерии

        Да? Точно? wink

        Вот, вспомнилось: Johny Cash, "Don't take your guns to town... son, leave your guns at home" request
        1. +1
          30 июня 2019 07:03
          Ну просто агент 007! Особо прекрасно "прыжки в страшный ветер" и бодяжение напалма на кухне по рецептам из интернета. Не стоит так себя подвергать опасности! Пишите с Андреем из Челябинска и другими авторами крепкие статьи по истории, по истории военной техники, а мы почитаем.
        2. +1
          30 июня 2019 08:14
          Зачем? Кто Вас заставил этим... заниматься?


          Медведь заставил.
          Справедливости ради - он за мной не гнался. Просто заревел. Мне хватило.

          Если бы он за мной тогда рванул, я бы тут ничего не писал сейчас.

          Johny Cash, "Don't take your guns to town... son, leave your guns at home"


          Последний раз излишне смелого гражданина я отправил на лечение три недели назад. Ну так, к слову...
          1. -4
            5 июля 2019 14:34
            Цитата: timokhin-a-a
            Последний раз излишне смелого гражданина я отправил на лечение три недели назад

            Зря вы это, ИМХО. Обоюдоострое, знаете ли, действие.

            А уж хвастать этим в интренете - вообще не комильфо.

            Цитата: timokhin-a-a
            Ну так, к слову...

            Вот-вот...
      2. 0
        30 июня 2019 06:48
        Вы, Александр, перечисляете свои достижения гражданского человека, не наигравшегося в войнушку, но никогда реально не служившего ни в Армии, ни на Флоте, ни в спецназе. Все Ваши "широкие" познания всего обо всем книжные, все Ваши умения - фрагментарные. Человек имеющий связи в торговле оружием никогда не станет бодяжить о них в открытом доступе, бахвалится перед незнакомыми. Торговля оружием, помимо официальных каналов, есть международный криминал. Те кто действительно много в жизни делали, далали и делают это молча, да и молчат об этих делах. Для здоровья полезно. То, что Вас похлопывают по плечу капразы, это означает лишь то, что они люди приличные, воспитанные и ... ничего более. Капразы, в отличе от Вас, любезный Тимохин, они служили и прошли служивый путь от курсанта до капраза и выше. Среди настоящих офицеров есть и дворяне, и не дворяне, но все они в отличие от Вас, именно настоящие офицеры, как и я, кстати. Настоящий военный человек не прыгает по верхам, особенно это касается офицера флота. На флоте, любезный, бабочек не ловят. За время жизни и службы, мне приходилось встречать таких увлеченных восторженных дилетантов и тоже покровительственно-одобряюще похлопывать их по плечам, необремененным погонами. Типа, чем бы дите не тешилось. Потому, я с уважением отношусь к Вашему военно-историческому эпистолярному творчеству, почитывая на пенсионном досуге ВО, но когда Вы выскакивает с картонным мечом на деревянном коне в сферу высокой стратегической мысли, то это вызывает лишь смех. Но, ныне такое время, что слова в псевдоученой статье, подхваченные дилетантами, могут вызвать шквал негативных явлений. Это и напрягает. Впрочем, у людей некомпетентных Вы пользуетесь известным пиететом. Это мне напоминает восторженное почитание Резуна и ему подобных в среде гуманитарной либеральной интеллегенции никогда и на дух к армии не приближавшейся. Пишите, Александр, творите, прыгайте, пуляйте, взрываться не рекомендую - это уже попахивает терроризмом, но помните о том как Ваше слово может оказаться камешком вызвашем лавину. Помните о стране. Хотел написать о Присяге, но это не про Вас. И, последнее, от великих знаний - великие горести случаются. Потому помните - болтун находка для шпиона. А участь болтунов в среде торговцев оружия еще более незавидная...
        1. 0
          30 июня 2019 08:40
          Торговля оружием, помимо официальных каналов, есть международный криминал.


          Нет, Леонид. Это только в России.
          Мне ничего не помешает купить боеприпасы у одного правительства и поставить другому, зарегистрировав перевозку должным образом, если я выполняю её сам.
          Это не является нарушением какого бы то ни было законодательства за пределами РФ.
          И в РФ не является, пока я не пытаюсь перевозить такие грузы через границу.
          Единственное последствие, что телефон иногда ставят на прослушку и всё.
          Вот банальное ТЗ с тендера на артиллерийские снаряды калибром 122 мм





          Рассылается по факсу любым заинтересованым лицам прошедшим аккредитацию в офисе военного атташе. А проблемы её пройти - нет. Я прошёл.

          Вот и всё.

          Это "белый" бизнес, люди себя в ЛинкедИн с ним рекламируют.

          Более того, даже в России можно вертеть такие дела, но нужна фирма, имеющая агентские отношения с Рособоронэкспортом. И тогда можно и наше железо продавать, но продавцом будет Рособоронэкспорт, да схема вывода прибыли будет кривая, через иностранный банк.

          Просто о конкретных сделках с участием РОЭ потом нельзя рассказывать, в РФ это гостайна и получение доступа к ней без соответствующего допуска по идее преступление. Опять же, если ты сам создал факт, который потом засекретили, то посадить тебя нельзя, но вот за болтовню - запросто.

          И всё, Леонид.

          Вы опять неправы. Мир не такой как Вы думаете, всё не такое, как Вы думаете, всё не так, как Вы считаете, а ровно наоборот.

          Это редкий случай, когда у человека в голове всё "зеркально" по отношению к реальности, но вот Вам удалось стать таким, Леонид.

          Только подздравлять Вас с этим я не буду. laughing

          UPDATE.
          Вот как это выглядит вне России - просто реклама.
          http://www.armada-group.me/ru/
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
          2. 0
            3 июля 2019 13:14
            Зачем вы перед ним оправдываетесь...
      3. 0
        3 июля 2019 14:43
        Вы в каком городе живете если не секрет
  14. +4
    30 июня 2019 00:07
    Газ 51. По тем временам отличная машина. Два года в семидесятых отработал и на уборочной и на фабрике не подводил ни разу, вспоминаю с теплотой
  15. +3
    30 июня 2019 01:20
    И конечно, мы не можем обойти вниманием Польшу. Получив возможность производить у себя «Победу» под наименованием «Варшава», поляки скопировали и двигатель.

    Так ещё был и польский Люблин-51, всё тот же ГАЗ-51А. Их ещё в в начале 80-х много у поляков было.
    1. 0
      30 июня 2019 08:41
      Да, вот с Люблиным я прокололся, надо было упомянуть.
  16. +1
    30 июня 2019 06:33
    Вот так живёшь и вроде ко всему привык, и всё знаешь, а тут приходит человек и рассказывает удивительные вещи. Александр hi , огромное спасибо за интереснейший материал. good
    1. +2
      30 июня 2019 08:42
      Пожалуйста, рад, что Вам понравилось.
  17. +1
    30 июня 2019 11:47
    Что и говорить-мотор знаковый!
  18. Диаметр цилиндра у этого мотора (Газ-51) был стандартным- 81,88 мм. И только при производстве Газ-52 его довели до-82,00 мм. А вот ремонтные размеры были: 82,5; 83,0; 83,5. К сожалению размера шеек коленвала не помню. Но если память не изменяет вместо коренных вкладышей использовали шатунные вкладыши двигателя ЗиЛ-130, протачивая в них канавки. И они ходили дольше, чем "родные". Если на Газ-51 вкладыши были бабитовые, то на ГАЗ-52 применялись сталеаллюминевые, которые тоже ходили дольше. Хороший и уравновешенный мотор, правда ресурс нового при бережной эксплуатации 60000-70000 км. После капремонта выхаживал не более 25000-30000 км. На ГАЗ-53ф был тот же мотор, только другая головка цилиндров (аллюминиевая со степенью сжатия-6,7 и под бензин А-72), другим двухдиффузорным впускным коллектором и другим карбюратором. При этом мощность поднялась до 82 л.с.
    1. 0
      30 июня 2019 13:58
      Ага, ну вот Вы и напомнили про вкладыши.

      С ними ещё и к оборотам мотор был менее чувствителен!

      Ну и портянки под шатунными крышками у этого мотора иногда в пять слоёв лежали laughing
  19. +1
    30 июня 2019 13:47
    Мотор зачётный! Вопрос в том что в тех же америках он выпускался во многих диаметрах цилиндров и имел ЕМИП под 110 лошадей в самом большом обьёме! В плане массового производства, союз к сожалению всегда пас задних. Та же версия газ-51Ф с верхнеклаппаной головкой почему то не пошла. Хотя эллементарная вещь , как задний самоподжимной сальник, и люминиевая головка добавили бы двиглу жизни , ещё в древних 67-70х годах.
  20. 0
    30 июня 2019 15:49
    Если вспомнить что Форда к Ford Model B 40A/ГАЗ-М1 был V8, жалко что наши пошли по пути экономии, и не стали осваивать этот мотор.
    1. 0
      30 июня 2019 20:00
      Это было очень сложно для тогдашней советской промышленности. И топлива в стране не хватало.
  21. 0
    30 июня 2019 18:10
    Точно, стоял и на БТР-40, на котором пришлось немало поездить wink Хороший двигатель, заводился и кривым стартером, и электрическим. Тянул не очень резво, но безотказно.
  22. 0
    30 июня 2019 19:08
    Спасибо, понравилось!
  23. 0
    8 июля 2019 08:43
    Мотор-тихоход.
    Терпеть не может больших оборотов.
    Баббитовые шатунные вкладыши-бич данных двигателей(в равной степени относится и к зиловским шестеркам тех времен для 164 и 157 моделей, пофиксили лишь на ЗиЛ-157КД)
    'рука дружбы' сквозь блок-коронный номер данных двигателей.
    Да и для ГАЗ-52 слабоват был, даже по ТЕМ временам, еле свои кости тянул, 2тонны нагрузил и все, плетешься чуть живой.
    Это от крестного дядьки(ныне покойного), который отьездил на газонах изрядно, слышал регулярно, и именно газоновские шестерки изрядно кровушки попили.
    Когда пересел на 53-го с V8 совсем другим человеком стал!
    Как он говорил, наконец то на данную машину Нормальный двигатель поставили!
  24. 0
    9 июля 2019 09:36
    Цитата: timokhin-a-a
    Честно, не в курсе про обиженого разработчика, если есть что почитать, поделитесь.

    Не полноопорный коленвал не такой уж проблемой в итоге оказался. американцы делают ход-роды на таких моторах, с приводными нагнетателями. И не ломаются коленвалы.

    У нас на БТРах они тоже не ломались, и динамики машинам более-менее хватало.

    Что до "не подходил для танков", ну так всему есть предел. На Т-60 он вполне подошёл один. А то, что из двух таких движков сделали блок в 140 лс - так это тоже движку плюс.

    До 3800 доработанный мотор такого типа легко можно крутить, и наполнение в цилиндре можно поднимать в разумных пределах без снижения надёжности.
    Было бы зачем.

    не могу согласится с таким подходом.
    Неполноопорный вал - это снижение надежности и как одной из её составлящей - долговечности. Поэтому долго такие двигатели не ходили (требовали постоянной подтяжки опор вала), для целей войны, возможно этого было достаточно.
    А если вы хотите поднять наполняемость цилиндра (цилиндровую мощность), или увеличить число оборотов, то тем более "ходимость" двигателя упадет.
    Напомните всем какие вкладыши (коленвала) были на этой технике!?
    а по ГАЗ-51 - то уже ДРУГАЯ конструкция, да корни близки, но это другая конструкция.
  25. 0
    9 июля 2019 11:39
    Цитата: timokhin-a-a
    Неверно.

    Тоже касается линейки ЯМЗ-740/КАМАЗ-740. Начинали с атмосферного движка 210 л.с., сейчас у него 400-420, Евро-5 и ресурс вдвое выше, а расход топлива почти такой же.
    Короче - Вы не правы.

    В конце 70-х годов, когда главным конструктором двигателей был Шестаков, он на совещаниях любого уровня (а не только у Баруна, говорил почти следующее - наддув? на 740? только через мой труп.
    А то-что мы видим сейчас, это не тот 740, хотя по шильде - типа тот же самый.