Бензиновый кризис случится не завтра

38

Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон


1-го июля многие ждут с определёнными опасениями. Уже известно, что в этот день прекратится действие осеннего соглашения о контроле цен на бензин и дизельное топливо на розничном и мелкооптовом рынках. Как известно, Минэнерго и антимонопольная служба заключили его с десяткой крупнейших нефтяных компаний ещё в ноябре 2018 года, пролонгировали в апреле, а затем продлили и до середины нынешнего лета.

Бензиновый кризис случится не завтра




Соглашение зафиксировало максимальные цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95, а также на дизельное топливо. В нём также был достаточно чётко прописан механизм индексации стоимости с января 2019 года, учитывавший текущий уровень инфляции. Кроме того, и это, пожалуй, было решающим фактором стабилизации рынка, соглашение предусматривало жёстко контролируемое ежемесячное увеличение объёмов поставок топлива на внутренний рынок. Причём эти объёмы, с подачи вице-премьера Дмитрия Козака, были расписаны адресно – по всем десяти компаниям, подписавшим соглашение.

Несмотря на то, что сейчас ситуация с бензиновыми ценами достаточно спокойная, и нет речи о каком-либо дефиците, по оценкам большинства экспертов, перемены на топливном рынке вполне могут привести к повышению цен на бензин и дизель. Однако отнюдь не сразу. Авторы уже не раз отмечали не только необходимость жёсткого регулирования внутреннего рынка топлива во избежание резких ценовых скачков, но и тот факт, что экономике крайне необходимы максимально низкие цены на топливо.

Судя по всему, решение не продлевать соглашение о заморозке оптовых цен на бензин и дизель было принято правительством с учётом предстоящей коррекции так называемого демпфирующего механизма. Именно он, по мнению чиновников, и должен сдерживать цены в пределах инфляции.

Ничего личного – просто демпфер


В технике демпфер призван гасить или вовсе предотвращать опасные колебания. В случае с бензиновыми ценами речь идёт о демпфировании колебаний только в одну сторону – сторону повышения.


Демпфер вообще-то не самый сложный из механизмов


Демпфирующий механизм — система компенсации доли разницы между экспортной ценой топлива и его стоимостью на внутреннем рынке для нефтяных компаний. Среди прочего, система предусматривает использование различных коэффициентов и обратного акциза в рамках налогового маневра.

Надо отметить, что разработка демпфирующего механизма несколько затянулась, но даже если он будет принят депутатами Думы, как ожидается, только к 25 августа, его вполне могут использовать для расчётов уже 1 июля 2019 года – то есть фактически задним числом. В Минэнерго сообщили, что источники финансирования уже определены, основные параметры демпфера согласованы, а соответствующие методические материалы для расчётов направлены нефтяным компаниям.

Итак, налоговый манёвр, как утверждают в Минэнерго, работает уже без всяких соглашений. И на смену юридически закреплённым механизмам регулирования вновь приходят некие неформальные, хотя вряд ли джентльменские, договорённости. О них с удовольствием говорят и в федеральных ведомствах, и в нефтяных компаниях, но они отнюдь не гарантируют, что рост цен топлива на АЗС в этом году действительно удастся удержать на уровне инфляции.

Главные надежды на то, что цены будут расти не слишком быстро, теперь связаны с вполне объективными причинами. В настоящее время нефтяникам самим вряд ли выгодно рьяно играть на повышение, так как много на нём в любом случае не заработаешь. Куда большие доходы способно обеспечить как раз существенное увеличение объёмов реализации бензина внутри страны, так как именно это может компенсировать потери на экспорте, которые непременно будут иметь место в случае затяжного снижения цен на нефть.

Впрочем, в настоящее время компаниям опять стало выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж. Но возможности наращивать экспорт у них сейчас очень и очень ограничены. Как из-за внутренних сложностей, так и в силу того, что Россия по-прежнему старается придерживаться соглашения ОПЕК+, которое сильно снижает возможности реализации на внешних рынках.

Против скачка бензиновых цен обязательно должно сработать и то, что с 1 июля будет использоваться новая формула для механизма компенсации нефтяным компаниям за поставку моторного топлива на внутренний рынок, и выплаты со стороны государства возрастут. В каком-то смысле отмену уже устаревающего соглашения тоже можно расценивать в качестве некоего пряника для нефтяников, сумевших проявить завидное терпение и лояльность. В чём им, впрочем, немало помогли стабильно высокие, на протяжении всего этого времени, цены на нефть и нефтепродукты на мировом рынке.


Стоит напомнить, что российская нефтянка даже сумела как-то «не заметить» критическую ситуацию с экспортом по нефтепроводу «Дружба», случившуюся весной, и не стала отыгрываться за немалые потери на потребителях. Однако, как известно, «пряники» очень редко используются сами по себе, помимо кнута. И в качестве потенциального кнута правительство по-прежнему оставило за собой возможность вводить заградительные экспортные пошлины не только на нефть, но и на все виды нефтепродуктов. В размере 90% от нефтяных.

Кто не рискует…


Тем не менее, полностью исключить риск резкого скачка цен на бензин по-прежнему нельзя. Стимулом к нему может стать уже случившийся 20-процентный рост биржевых цен на топливо, хотя биржа – это, конечно, далеко не оптовый рынок, пока ещё весьма жёстко контролируемый.

Эксперты Независимого топливного союза считают наиболее вероятным, что бензиновые цены станут повышаться ближе к осени, но рост будет плавным, который можно назвать «ползучим». Но в итоге к концу года может «наползти» до 12-15 процентов прибавки, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Надо надеяться, что правительство для сдерживания цен сумеет оперативно использовать механизм плавного повышения демпферной надбавки в обмен на лояльную ценовую политику нефтяников как в оптовом, так и в розничном секторе. Весь вопрос в том, получит ли правительство средства на перманентное повышение надбавки, хотя с имеющим место постоянным превышением уровня отсечки нефтяных цен, за это вряд ли стоит беспокоиться.

Беспокоиться, скорее всего, необходимо в связи с вполне реальной перспективой дефицита топлива на внутреннем рынке. Ведь помимо наращивания экспорта, у нефтяников есть масса возможностей манипулировать рынком, причём даже без всяких картельных сговоров. Востребованные углеводороды в достаточно больших объёмах могут уйти в любую из соседних стран для реэкспорта или же быть придержаны в хранилищах, которые на сегодня, по всем данным, отнюдь не переполнены. Косвенным свидетельством тому – как раз повышение биржевых цен.

Дефицит возможен уже хотя бы потому, что от всех маневров и договорённостей пострадала в первую очередь отечественная нефтепереработка. Ещё несколько месяцев работать себе в убыток она просто не в силах, и речь уже должна идти о том, чтобы какая-то (причём весьма значительная) часть компенсаций должна идти прямо на НПЗ. Иначе они просто остановят значительную часть оборудования, и уж тогда дефицита бензина и дизеля уже не избежать.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 июня 2019 15:04
    Весьма интересно...
    1. +10
      28 июня 2019 16:37
      Возможности экспорта ограничены, но...
      Демпфер значит, демпфер... Считали, напрягались, согласовывали, сколько ненасытным отвалить. А ничего, что во всем мире продажи автомобилей упали на 6,7 %, а в России в этом году -- на рекордные 18% ? И где он, избыточный потребитель бензина?
      Вот раскладка падения продаж.
      Lada -- 0%, продается по-прежнему;
      Kia упала на --1%
      Hyundai --6%
      Renault --13%
      Volkswagen --4%
      Audi --8%
      Lexus --15%
      Volvo --7%
      Land Rover --22%
      В плюс вышли:
      Шкода +17%
      BMW +8%
      Датсун +8%
      Geeley +242% ( аж 736 штук )
      Haval +149% ( 712 штук).
      Продажи плюсовой группы не смогли скомпенсировать отказ от покупок автомобилей в верхней группе. Итого, падение продаж на 18 %. Но цены на бензин надо поднимать -- а как же без этого? Таков обычай. А сейчас Трамп от радости встречи с Путиным санкций еще навалит. И не хотят замечать господа, как тихо наползает очередной экономический кризис, о чем свидетельствует в том числе и прогнозируемое снижение квартирных продаж.
    2. +1
      29 июня 2019 09:18
      Каждый россиянин должен получать ренту от нефти и газа, да жаль, что они принадлежат не народу, а государству. Сейчас советский рубль примерно равен 250 нынешних. Последний советский бензин марки 93 стоил сорок копеек, что равняется нынешним 100 рублям. Так что, есть куда расти цене на бензин. Еще бы среднюю российскую зарплату сделать как при советах одновременно с бесплатной медициной и образованием.
  2. +29
    28 июня 2019 15:23
    Один мой знакомый недавно побывал в Казахстане, бензин АИ 92 у них стоит в переводе на наши деньги 28 руб. за литр, причём со слов местных это российский бензин.
    Вот такой блин ёшкин кот получается, дурят нам головы и убеждают, что повышение цен на бензин это нормально, цены такие в мире....
    1. +16
      28 июня 2019 15:34
      Цитата: Qwertyarion
      Один мой знакомый недавно побывал в Казахстане, бензин АИ 92 у них стоит в переводе на наши деньги 28 руб. за литр

      там цены на бензин от 28 до 31 рубля и он из РФ....это факт....заправлялся сам, этим летом
      1. +5
        28 июня 2019 15:47
        Чем мы провинились, что дома нам такой ценник конский ломят за бензин?
        1. +12
          28 июня 2019 15:52
          Цитата: Qwertyarion
          Чем мы провинились, что дома нам такой ценник конский ломят за бензин?

          не казахи потому как...
        2. +22
          28 июня 2019 15:55
          Зайдите в налоговую службу и присмотритесь к плакатам которые там висят...
          есть там и такой
          Искусство налогообложения состоит в том, чтобы ощипать гуся так, чтобы получить максимальное количество пуха при минимальном шипении.
          1. +12
            28 июня 2019 16:31
            Нет. Не так. Чтобы корова больше давала молока и меньше ела сена-?.-.?-.надо её больше доить и меньше кормить. wink
          2. Подводный охотник
            +10
            28 июня 2019 19:26
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            Зайдите в налоговую службу и присмотритесь к плакатам которые там висят...есть там и такой

            А раньше другие плакаты висели..
        3. +7
          28 июня 2019 16:14
          Все просто-по пути в Рай кормить ни кто не обещал...
          А вообще печально все это,что кожа на твоём теле принадлежит государству и снять и продать ее( кожу) могут в любой момент...
        4. +11
          28 июня 2019 17:04
          Наш президент сказал:
          Мы сознательно пошли на потерю значительного объема золотовалютных резервов - свыше ста миллиардов долларов. Именно для того, чтобы все участники рынка поняли - в России возврата к прежнему регулированию не будет. Россия останется рыночной либеральной экономикой. И все инвесторы, которые входят в Российскую Федерацию, на российский рынок, ясно и четко должны понимать сегодня и на будущее - мы сохраним для всех этот либеральный режим, который, на мой взгляд, является одной из фундаментальных основ для полномасштабного инвестирования в экономику России.

          Владимир Путин, президент России


          В условиях либеральной экономики, содержание государства перекладывается с плеч владельцев капитала, на плечи простых простых граждан... В социальном государстве не может быть либерального режима, но поскольку такой режим установлен в России, то не то, что высоким ценам на бензин не нужно удивляться, нужно забывать обо всех социалистических завоеваниях нашего народа, как-то пенсия, бесплатные медицина, образование и многое другое... Либеральный режим в экономике всегда ведет к гаитизации самого государства...
          1. +5
            28 июня 2019 23:21
            В США капитализм и рыночная экономика.
            Взгляните на динамику цен на бензин и топливо в США - там бензин прямо зависит от цен на нефть. Нефть растет - растет и бензин; Когда нефть падает, это снижает цену на топливо
            Может проблема в монополизации нефтянного рынка РФ?
            Не думали об этом?
        5. Подводный охотник
          +7
          28 июня 2019 19:14
          Цитата: Qwertyarion
          Чем мы провинились, что дома нам такой ценник конский ломят за бензин?

          Тем что мы русские.. и нас пытаются всячески изжить.. делают это постепенно, медленно, явно наслаждаясь процессом.. все как любит их вождь.. не раз слышал от него - торопиться не надо, медленно, постепенно..
      2. +19
        28 июня 2019 18:33
        Цитата: Тикси-3

        там цены на бензин от 28 до 31 рубля

        Так правительство Медведева надо им экспортировать!
        А то Путин переживает, что с низкими зарплатами оно убежит за рубеж, а пусть бежит, только кому нужны эти клоуны!
        1. Подводный охотник
          +3
          28 июня 2019 19:16
          Цитата: Silvestr
          Цитата: Тикси-3

          там цены на бензин от 28 до 31 рубля

          Так правительство Медведева надо им экспортировать!
          А то Путин переживает, что с низкими зарплатами оно убежит за рубеж, а пусть бежит, только кому нужны эти клоуны!

          У них у самих правительство еще то.. но в отличии от наших чуть страха осталось, а у наших уже нет..
      3. 0
        29 июня 2019 14:28
        Цитата: Тикси-3
        там цены на бензин от 28 до 31 рубля и он из РФ....это факт....заправлялся сам, этим летом

        Нету российского бензина его давно запретили.
    2. +11
      28 июня 2019 16:40
      Вячеслав, не совсем так. В КЗ с момента падения цен на нефть началась модернизация 3 наших НПЗ (которая недавно завершилась). Если раньше мы завозили 1 млн. тонн ГСМ с России, то сейчас у нас избыток, который пока некуда продать. Наши чинуши заявляют, что вот-вот поставки начнутся на рынки ЦА.
      Но есть и "косяки" - забыли про дизель. Он теперь дороже АИ-98. А скоро урожай собирать. hi
      АИ-95 стоит 160-170 тенге (1$=379тенге - курс на сегодня). Вчера только заправлялся.
      1. +2
        29 июня 2019 14:31
        Цитата: Касым
        Но есть и "косяки" - забыли про дизель. Он теперь дороже АИ-98. А скоро урожай собирать.

        Просто глубокая переработка нефти идет,не до дизеля.А вот 18 мини НПЗ прикрыли,те что дизель и 80 бензин выпускали,к стати 4 ляма такая установка стоит,там много нефти ворованной перерабатывалось.
    3. +11
      28 июня 2019 17:05
      Цитата: Qwertyarion
      дин мой знакомый недавно побывал в Казахстане, бензин АИ 92 у них стоит в переводе на наши деньги 28 руб. за литр, причём со слов местных это российский бензин.

      Стоимость Аи-92 в России примерно 13,5 рубля за литр. Остальное налоги НДС, НДПИ,и акцизы. Так или иначе, в государственную казну уходит около 30 рублей с каждого проданного литра моторного топлива. Казахи очевидно имеют другие источники финансирования своего гос. бюджета.
      1. +13
        28 июня 2019 18:34
        Цитата: Nick
        Казахи очевидно имеют другие источники финансирования своего гос. бюджета.

        И другое правительство
    4. +16
      28 июня 2019 17:12
      В Казахстане запрет на вывоз из страны бензина и дизеля в товарных количествах.
      А у нас за бугор продается более 2/3 нефти и произведённой ГСМ. Просто напомню,что при СССР,и даже при Ельцине,за бугор продавалось не более 1/3. Просто кремлёвские расспробовали вкус халявы за доллары,т.к. рубли им не нужны - семьи,недвижимость,счета в валюте и не в России.Чего ж тут мелочиться.
      1. +1
        29 июня 2019 08:12
        Цитата: Shelest2000
        А у нас за бугор продается более 2/3 нефти и произведённой ГСМ.

        Точнее около 47% нефти идет на экспорт. Две трети это вы конечно загнули...
    5. +1
      29 июня 2019 14:27
      Цитата: Qwertyarion
      Один мой знакомый недавно побывал в Казахстане, бензин АИ 92 у них стоит в переводе на наши деньги 28 руб. за литр, причём со слов местных это российский бензин.Вот такой блин ёшкин кот получается, дурят нам головы и убеждают, что повышение цен на бензин это нормально, цены такие в мире....

      Бензин Местный с Трех НПЗ,просто качество и глубину переработки повысили,просто 40% лишнего на нашем рынке влиияют на Цены.
      Российская только нефть идущая на Павлодарский НПЗ,он просто заточен на легкую сибирскую нефть.
      А на остальных двух идет пререработка местной .
    6. +1
      30 июня 2019 19:02
      После этого ролика задумался о минимальной норме отпуска с НПЗ. Допустим 5 тонн. Думаю вполне реально скинуться гаражным обществом и купить эти 5 тонн по оптовой цене, а потом разлить всем скинувшимся по 200-литровым бочкам. Экономия налицо.
  3. +3
    28 июня 2019 15:43
    пострадала в первую очередь отечественная нефтепереработка. Ещё несколько месяцев работать себе в убыток она просто не в силах,
    Вот этот момент не понял... Может речь идёт о недополученной прибыли, а не об убытках как таковых?
  4. +2
    28 июня 2019 15:59
    1-го июля многие ждут с определёнными опасениями. Уже известно, что в этот день прекратится действие осеннего соглашения о контроле цен на бензин и дизельное топливо на розничном и мелкооптовом рынках. Как известно, Минэнерго и антимонопольная служба заключили его с десяткой крупнейших нефтяных компаний ещё в ноябре 2018 года, пролонгировали в апреле, а затем продлили и до середины нынешнего лета.
    ....В ФАС считают, что предпосылок для роста цен из-за окончания действия соглашений нет. Центробанк заявил о рисках ускорения инфляции. Но министр энергетики Александр Новак уверил, что рост цен на АЗС до конца года будет в рамках инфляции.И ещё,изменение, которое коснется всех жителей России, - вторая волна роста цен на тарифы ЖКХ в связи с повышением НДС. В начале года они повысились на 1,7%, сейчас - на 2,4%.
    1. +2
      28 июня 2019 16:17
      Немножко истории:
      -1 июля 1979 года бензин стал стоить 20 коп.,был 7-9
      -хлеб 20 коп.,был 14-19
      -пиво 50 коп.,было 37 и т.д. ...
      1. 0
        29 июня 2019 08:25
        Цитата: VeteranVSSSR
        -1 июля 1979 года бензин стал стоить 20 коп.,был 7-9

        А-72 стоил 5 коп. литр.
  5. +11
    28 июня 2019 16:07
    Никаких убытков в нефтепереработке нет и даже не пахнет ими. Сверхдоходы снижаются,а это совсем другая песня...
  6. +7
    28 июня 2019 16:12
    Дефицит возможен уже хотя бы потому, что от всех маневров и договорённостей пострадала в первую очередь отечественная нефтепереработка. Ещё несколько месяцев работать себе в убыток она просто не в силах, и речь уже должна идти о том, чтобы какая-то (причём весьма значительная) часть компенсаций должна идти прямо на НПЗ. Иначе они просто остановят значительную часть оборудования, и уж тогда дефицита бензина и дизеля уже не избежать.

    Надо кое-кому кое-что прищемить, и хотелки подкатать, а некоторым и лоб зеленкой намазать и выяснится, что цену и снизить можно раз в несколько...
  7. +12
    28 июня 2019 16:27
    Не верю, будет бензин дорожать, обязательно.
    1. +8
      28 июня 2019 17:10
      Цитата: machinistvl

      Не верю, будет бензин дорожать, обязательно.

      и, на этой оптимистической ноте, закончим наши комментарии
  8. +14
    28 июня 2019 17:39
    Востребованные углеводороды в достаточно больших объёмах могут уйти в любую из соседних стран для реэкспорта или же быть придержаны в хранилищах, которые на сегодня, по всем данным, отнюдь не переполнены. Косвенным свидетельством тому – как раз повышение биржевых цен.

    Как это напоминает кулачье во времена хлебного кризиса 1927 года при НЭПе. Только национализация спасет эту страну от полного краха. Это ж надо, нефтедобывающей стране грозит дефицит топлива. По моему с либеральной политикой и нынешним НЭПом пора заканчивать.
  9. +9
    28 июня 2019 18:09
    Нефтедобыча и нефтепереработка сфера где вполне можно обойтись без частных компаний, добыча в особенности. А уж гнать по трубам нефть за границу вообще проблем нет.
  10. +6
    28 июня 2019 19:59
    Надо беспокоиться о том, что народу уже надоел весь этот цирк. Если правительство не может договориться, то за него это сделает народ. Надоело это нытье про "денег нет" и бедных олигархов. Терпение народа не безгранично, и оно уже подходит к концу.
  11. +6
    28 июня 2019 20:20
    Можно было не писать столько букв. Итак все понятно. Привет бензин по 50 руб за литр. Скоро на всех бензоколонках страны. Если "умная" власть не умеет строить дороги и равномерно развивать регионы, то нужно бороться с ростом кол-ва личного автотранспорта не забывая при этом зарабатывать. Сколько за 20 лет в стране построено автомагистралей? Хрен да маленько. А то что строиться, то строиться ради освоения бюджетов или же на коммерческой основе и не решает проблемы. Возьмём ярчайший пример из города героя Москвы. Ведь все остальные регионы равняются на хлебосольную столицу. Взяли и построили на Кутузовском самую длинную в Европе эстакаду. И что? Это решило проблему пробок? Нет. Потоу что эстакада и дублёр образуют 6 полос, которые упираются в светофор и сужение. Зато бабла потратили на то чтобы можно было стоять в пробке на эстакаде немерянно... Итак во во всем. Кругом бутафория.
  12. +1
    2 июля 2019 15:30
    Цитата: Томич3
    Надо беспокоиться о том, что народу уже надоел весь этот цирк. Если правительство не может договориться, то за него это сделает народ. Надоело это нытье про "денег нет" и бедных олигархов. Терпение народа не безгранично, и оно уже подходит к концу.

    И шо тогда народ сделает может быть о даже страшно подумать кааак выберет новго царя laughing