Самолёт-амфибия Viking Canadair CL-515 (Канада)

11
Международный рынок самолетов-амфибий не отличается большими размерами, и потому появление любого нового игрока привлекает внимание. Очередным претендентом на крупные и массовые контракты является канадская компания Viking Air Ltd, входящая в состав Longview Aviation Capital Corp. Она предлагает заказчикам многоцелевую амфибию CL-515, и ее усилия в этом направлении привели к первым результатам.


Общий вид перспективного CL-515




Проект с историей


Появлению самолета Viking Air CL-515 предшествовали интересные события. По сути, эта машина является глубокой модернизацией ранее созданного самолета CL-415 от компании Bombardier. Однако проект обновления разрабатывался не создателями исходного самолета, а совершенно другой компанией.

Амфибия Bombardier CL-415, поставленная в серию в 1993 г., являлась глубокой модернизацией более старого самолета Canadair CL-215. Серийное производство CL-415 продолжалось до середины текущего десятилетия, однако в последние годы его темпы резко упали из-за отсутствия новых заказов. В 2010-15 гг. «Бомбардье» сдали заказчикам лишь несколько самолетов, после чего была вынуждена прекратить производство. В общей сложности было построено 95 самолетов типа CL-415.

В 2016 г. все планы по восстановлению строительства амфибий свернули, а актуальный проект продали авиастроительной компании Viking Air. Новый хозяин внимательно изучил проект и принял решение о его переработке. В существующем виде амфибия CL-415 не отвечала всем нынешним требованиям и нуждалась в глубокой модернизации. Такой проект получил обозначение Viking Canadair CL-515.

На данный момент компания-разработчик проектирует новый самолет. В обозримом будущем ожидается появление опытного образца. Серийное производство стартует в первой половине двадцатых годов, и на 2024-й запланирована передача техники стартовому заказчику.

Самолет CL-515 рассматривается в качестве многоцелевой платформы, способной нести различное специальное оборудование. Прежде всего, разработана противопожарная модификация с баками для воды на борту. Также будут строиться транспортно-пассажирские, патрульные, санитарные и иные амфибии.

Доработанная конструкция


В основе самолета CL-515 лежит измененный планер серийного CL-415. Он сохраняет общую архитектуру и узнаваемый внешний вид, но отдельные его элементы перерабатываются с использованием современных технологий и материалов, а также с учетом установки нового оборудования. Несмотря на это, новый самолет остается летающей лодкой-высокопланом нормальной аэродинамической схемы с двумя турбовинтовыми двигателями и объемным грузовым отсеком в фюзеляже.


Противопожарный CL-515 выполняет сброс воды


Новый проект не предусматривает ремоторизацию базового самолета. Как и ранее, будут использоваться турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PW123AF мощностью по 2380 л.с. каждый. За счет некоторых нововведений планируется на 12-15 проц. повысить топливную эффективность. В частности, рассматривается возможность применения биотоплива.

Радикальному обновлению подвергся комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Вся авионика CL-415 удаляется и заменяется приборами из состава комплекса Collins Pro Line Fusion, а также некоторыми другими изделиями. В результате этого CL-515 получает многофункциональные жидкокристаллические дисплеи, аппаратуру «прозрачной кабины», а также новейшие пилотажно-навигационные системы. Архитектура авионики упрощает будущие модернизации, которые можно будет выполнять путем замены отдельных компонентов.

Бортовая электроника может дополняться подвесной. Для решения задач патрулирования или поиска предусматривается подвеска контейнеров с дополнительной аппаратурой. Амфибия в такой конфигурации сможет выполнять патрулирование и искать нарушителей либо участвовать в поисково-спасательных операциях.

Базовый CL-415 мог брать на борт 2900 кг груза, 6,1 т воды или 18 парашютистов. За счет совершенствования конструкции грузоподъемность нового CL-515 будет на 15% выше. В частности, он сможет перевозить и сбрасывать 7 т воды. Предусматривается строительство серийных самолетов в двух версиях – противопожарной и многоцелевой. Последняя сможет получать то или иное оборудование для решения конкретных задач, и на ее основе будут строить пассажирские, санитарные и др. самолеты.

Согласно рекламным материалам от Viking Air, CL-515 в конфигурации противопожарного самолета станет самой эффективной машиной такого класса в мире. За сутки такой самолет сможет набрать, перенести и сбросить до 690 т воды, что снизит удельную стоимость ее транспортировки до рекордных значений.


Приборное оснащение перспективного самолета


Основные массогабаритные и летно-технические характеристики самолета амфибии CL-515 останутся на уровне предшественника в виде CL-415. Главные преимущества нового образца связывают с современной авионикой, улучшенными экономическими показателями и способностью решать широкий круг задач – но не с повышением табличных данных.

С использованием наработок и решений проекта CL-515 разработан многоцелевой самолет CL-415EAF (Enhanced Aerial Firefighter). Он сохраняет планер, силовую установку и часть общесамолетных систем, но получает улучшенную радиоэлектронную аппаратуру. Все технические характеристики такого самолета остаются на уровне CL-415, но обеспечиваются преимущества эксплуатационного характера. Также разработан проект обновления самолетов CL-215 до состояния CL-415EAF. Нельзя исключать, что на основе таких наработок вскоре создадут многофункциональную амфибию.

Первый контракт


Компания Viking Air активно занимается продвижением своей продукции на международном рынке. Недавно стало известно о первом реальном результате в этой сфере. В ходе авиасалона в Ле-Бурже был подписан первый контракт на поставку серийных самолетов CL-515. Стартовым заказчиком стала Индонезия. Соглашение предусматривает поставку шести новых амфибий и глубокую модернизацию одной старой. Стоимость и часть подробностей контракта пока не сообщались.

Заказчик желает получить шесть самолетов CL-515 новой постройки. Два будут выполнены в противопожарной конфигурации, оставшиеся – в виде многоцелевых платформ для установки специального оснащения. Также Индонезия заказала один самолет CL-415EAF – его планируется перестроить из CL-215. Первые CL-515 отправятся заказчику в 2024 г., как ранее планировала компания-разработчик.

Единственный самолет CL-415EAF для Индонезии, по всей видимости, будет построен раньше. Программа перестройки CL-215 в CL-415EAF стартовала в прошлом году. Нынешние планы Viking Air предусматривают модернизацию 11 машин, принадлежащих компании Longview Aviation Asset Management (тоже входит в состав Longview Aviation Capital). Один из этих самолетов отправится в Индонезию; перспективы других неизвестны.


Амфибия Canadair CL-415 на воде


Дальнейшие перспективы


Можно предположить, что у компании Viking Air Ltd. есть все основания для оптимизма и положительных прогнозов. Даже не успев завершить опытно-конструкторскую работу по своему новому проекту, она оказывается в достаточно выгодном положении и может рассчитывать на получение заказов от разных стран и организаций. Более того, первый договор на технику уже подписан.

Выгодное положение обусловлено наличием сразу двух новых проектов. Один из них предлагает строительство самолетов с нуля, тогда как второй предусматривает модернизацию существующей техники старых моделей. Грамотная рекламная кампания и правильный поиск заказчиков могут привести к солидным заказам.

Новый самолет Viking Canadair CL-515 может заинтересовать тех или иных заказчиков, нуждающихся в современной амфибийной авиационной технике. Впрочем, ему приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией. Этот сектор рынка не слишком велик, но на нем уже присутствует несколько удачных образцов. Таким образом, компании-разработчику предстоит побороться за контракты на CL-515.

Ситуация с проектом CL-415EAF заметно проще. С 1966 по 1990 гг. компания Canadair (самостоятельно и в составе Bombardier) построила 125 амфибий CL-215. В 1993-2015 гг. «Бомбардье» выпустили 95 более новых CL-415. Большая часть этой техники до сих пор остается в эксплуатации в 12 странах мира. Таким образом, дюжина стран может рассматриваться в качестве потенциальных заказчиков на модернизацию техники по проекту CL-415EAF. По очевидным причинам, в этой сфере Viking Air не имеет прямых конкурентов.

Впрочем, пока реальные успехи летающих лодок CL-515 и CL-415EAF выглядят достаточно скромно. Имеется всего один заказ лишь на семь самолетов двух типов. Передача техники заказчику начнется в обозримом будущем, причем полностью новые машины поступят на службу лишь к середине двадцатых годов. К этому времени портфель заказов Viking Air может пополниться, однако пока нельзя исключать и негативный сценарий. Новый индонезийский заказ демонстрирует сам факт наличия интереса к подобной технике, однако ситуация на международном рынке амфибий остается сложной, и канадским авиастроителям пока не следует предаваться излишнему оптимизму.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 июня 2019 18:13
    Хорошая история у самолёта.
  2. +3
    28 июня 2019 18:42
    Ух ты. Класс. Легенда. Рад, что жизнь самолёта продолжается.
  3. +4
    28 июня 2019 18:45
    Если что - этот самолет отбил контракт у Бе-200. Индонезийцы 10 лет намеревались-намеревались купить Бе-200. То перенос производства и они не хотели рисковать. То еще что-то. Сейчас со всеми этими санкциями в итоге купили Канадца.

    Кстати будет весело:
    - индонезийцы выбрали канадца, в том числе и из-за нежелания влетать под американские санкции лишний раз.
    - американская частная компания вот в сентябре должна внести аванс. Если внесет - то тогда шестеренки завертятся и самолеты пойдут. Они планируют 10 машин купить и сделать единый Хаб. Там будут обслуживать машины, тренировать летный состав и держать 2-3 машины в ПГ. Если что-то горит - то компания будет заключать контракт со Штатом и высылать Бе-200 (в ПГ, по потребности и остальные).
  4. -2
    28 июня 2019 19:19
    Шо сказать, канадцы сплавы! А собрать бы всех "наших" кто отечественный авиапром уничтожал и ..... !!!
    Мне на ум только острый такой карандаш приходит, размером побольше, побольше, времена прежних ЦАРЕЙ! Как они со всякими воронами государства "разговор" вели!
    А шоб не повадно было, шоб болели за державу а не за все остальное, к делу не относящееся!
  5. -1
    28 июня 2019 19:58
    А мы со своим БЕ-200 и двумя заказанными самолётами... belay lol
    1. 0
      2 июля 2019 20:53
      И чего ты хочешь сказать? Как обычно кого то обгадить? аааа, понимаю, все тупые-тупые ничего не понимают и производят не то что надо. ну посмейся, пожалей тупую рашку или как там вы называете нас.
  6. +1
    28 июня 2019 20:15
    а это точно не Лего?
  7. +2
    28 июня 2019 21:24
    Красивый! Но нарисованный :)
  8. 0
    2 июля 2019 12:50
    Спасибо уважаемому Кириллу за такую статью ! очень рад, что у хорошей, едва ли не легендарной машины, пусть и западной, появилась по сути вторая жизнь в виде её глубокой модернизации как самолёта-амфибии.
  9. 0
    21 августа 2019 21:53
    Как дилетант на БЕ 12 похоже,токо зализан несколько.
  10. 0
    31 августа 2019 23:48
    Какой красивый самолёт! Летающие лодки - тема. Не думал, что канадцы сделают.