Рассекреченные подробности «Ленинградского дела»

31
Одним из дел сталинской эпохи, которое до сих пор нуждается в осмыслении, является и так называемое «ленинградское дело». Именно оно отражало борьбу за власть в последние годы жизни Сталина.

Рассекреченные подробности «Ленинградского дела»




Под этим «делом» имелась в виду целая серия сфабрикованных судебных дел, основной целью которых было существенно ослабить Ленинградскую партийную организацию, политически дискредитировать, а после физически расправиться с рядом видных партийных и государственных деятелей. По сути, «ленинградское дело» привело к тому, что был уничтожен костяк высшего руководства страны.

Среди жертв этого нашумевшего дела, тех, кого правящая верхушка объявила изменниками Родины и подвергла жестокой расправе, оказался известный в те годы общественный и политический деятель, первый секретарь Ленинградского обкома, организатор обороны Ленинграда и прорыва блокады в годы Великой Отечественной войны, Алексей Кузнецов.

Сталин высоко ценил Кузнецова и даже как-то назвал его своим преемником. Такое отношение вождя всерьёз обеспокоило Берию и Маленкова, которые имели свои виды на власть. Маленков, воспользовавшись тем, что Сталин страдал патологической подозрительностью ко всякому проявлению инициативы и самостоятельности, стал одним из организаторов «Ленинградского дела» с целью физического уничтожения конкурентов.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 июня 2019 07:18
    Дааа, уж...
    Есть так называемое *ленинградское дело* с кучей документов, в том числе и судебными, но автор желает *переосмыслить* всё что происходило тогда в свете нынешней *конъюнктуры рынка*.
    Вот так и получаются *новые прочтения* что свидетельств очевидцев, что классической литературы, что документов.
    1. +1
      29 июня 2019 07:34
      Василий, вообще-то в "Ленинградском деле" мути много. Алексей Кузнецов которого ценил Сталин, вдруг окажется "Врагом народа"? Я вот думаю: будь Алексей Кузнецов мнение яркой личностью, а тупой служака и не оказался бы "врагом народа"? Возможно, не выдвинулся Н. С. и не было всех последующих событий,но это уже "если бы да кабы"
      1. +2
        29 июня 2019 10:04
        Влалкуб, Вы противоречиворечите сами себе:будь Кузнецов посредственный руководитель он бы не выдвинулся до такой степени, что его заметил Сталин. Блягодаря своей яркости А. Кузнецов выдвинулся,что Сталин стал смотреть на него как на преемника, а это не отвечали интересам" группы товарищей" и результ " Ленинградское дело"
        1. +1
          30 июня 2019 05:16
          Сталин вроде бы считал одно время Кузнецова преемником по партийной линии. А по государственной видел в будущем на посту Председателя Совмина Вознесенского. В комментарии ниже я уже писал про отношение Молотова к Вознесенскому. Добавлю, что Молотов и Вознесенский, несмотря на разницу в возрасте и принадлежность к разным поколениям партийно-государственного руководства, часто проявляли солидарность по многим вопросам на заседаниях ГКО, Политбюро и Совмина.
      2. +1
        30 июня 2019 04:32
        Хрущёв и до "Ленинградского дела" был третьим-четвёртым человеком по влиянию в стране. По итогам этого дела реально выиграла донецко-днепропетровская группировка внутри партийного руководства, хотя её представители вины за уничтожение "ленинградцев" не несут. И ликвидирована "великорусская" группировка.
      3. 0
        30 июня 2019 13:05
        Цитата: vladcub
        Василий, вообще-то в "Ленинградском деле" мути много. Алексей Кузнецов которого ценил Сталин, вдруг окажется "Врагом народа"? Я вот думаю: будь Алексей Кузнецов мнение яркой личностью, а тупой служака и не оказался бы "врагом народа"? Возможно, не выдвинулся Н. С. и не было всех последующих событий,но это уже "если бы да кабы"

        В отличие от генерала Павлова, Кузнецов привел в боевую готовность все флоты и вывел из бухт, поэтому морская авиация и флот понесли минимальные потери. Сталину 47 раз назвали точную дату, возможно он понимал неизбежность войны, но решил, что один на один Гитлера уничтожить будет проще, чем если он снюхается с наглосаксами.
        1. +2
          30 июня 2019 17:36
          Балу, по поводу прерваных переговоров АНТАНТА2 и " Молотов-Риббентроп" много накручено и не будем по новой молотить..
          Вы малость ошиблись :Н. Г.Кузенецов Адмирал Флота СССР (1904-1974) и А. А.Кузнецов 1 секретарь Ленинградской обкома(1905-1950)
          1. 0
            30 июня 2019 18:25
            Цитата: vladcub
            Вы малость ошиблись

            Спасибо. Принято.
        2. 0
          1 июля 2019 22:23
          Речь идёт о другом Кузнецове, секретаре ЦК и члене Политбюро.
      4. 0
        1 июля 2019 02:05
        В ролике Ленинградское дело слишком много чуши о Сталине.
    2. +3
      29 июня 2019 08:12
      Цитата: василий50
      Есть так называемое *ленинградское дело* с кучей документов, в том числе и судебными,

      Какие тогда, да и сейчас, иной раз, бывают документы и судебные решения хорошо всем известно.
      С другой стороны, Сталин знал, что за люди, по своим морально-деловым качествам, находятся у руководства и поступал с ними так, как и они поступали с другими при иных обстоятельствах. Тогда так было принято, однако. request
      Некоторых своих людей он лично уважал, например, Г.К.Жукова. Его опала ограничилась должностью командующего войсками военного округа, не ниже.
      Других, например, Абакумова он лишь использовал до поры, хотя тот вообразил себя чуть ли не основным приближенным вождя. Но, не тут то было: "ми ошиблись с Абакумовым", сионистский заговор в МГБ и нары с побоями...
  2. +3
    29 июня 2019 07:39
    Был тост Сталина за русский народ. Но «Железный закон олигархии», свойственный Библейской парадигме, с которой мы всё ещё живём, одолел и Сталина. Русофобское «Ленинградское дело» выкосило существенную часть управленцев центральных регионов.
    1. -2
      29 июня 2019 15:17
      Интересно,а будет ли ,,Ленинградское дело-2'' начиная с Собчака?
  3. +2
    29 июня 2019 07:55
    Рассекреченные подробности «Ленинградского дела»

    Ленинградское дело - это прекрасно спланированная вражеская акция , по зачистке сталинских кадров , в вертикали власти. Ей предшевствовала акция по зачистке русских врачей , после которой , отравить Сталина оказалось достаточно просто.
    1. +1
      2 июля 2019 07:48
      Цитата: lucul
      Рассекреченные подробности «Ленинградского дела»

      Ленинградское дело - это прекрасно спланированная вражеская акция , по зачистке сталинских кадров , в вертикали власти. Ей предшевствовала акция по зачистке русских врачей , после которой , отравить Сталина оказалось достаточно просто.

      Иначе как объяснить, что копия истории болезни Сталина оказалась за речкой еще при его жизни?
  4. +1
    29 июня 2019 07:57
    Очередной миф либерастов о т. Сталине. Создание компартии РСФСР вело к развалу СССР как это и произошло когда РФ объявила о своей "независимости" в 1991 году. Реабилитировать кузнецовых могут только враги народа, которых народ увидел на яву в современное время.
    1. +2
      30 июня 2019 05:31
      Многие умные сталинисты считали и считают "Ленинградское дело" провокацией. Это был элемент внутрипартийной борьбы. Кто знает, может, при ином раскладе было бы "дело маленковцев". То, что Маленков приложил руку к этому делу, несомненно. Обидно то, что неглупый человек был, и в годы жизни Сталина он много сделал для страны, в том числе для повышения обороноспособности. Хотя и в репрессиях тоже поучаствовал весьма активно. В то же время и не догматик, что показали его инициативы в области внутренней и внешней политики в 1953-1954 гг. По большому счёту, не Хрущёв, а именно Маленков начал борьбу с культом личности и ограниченную десталинизацию. Хрущёв просто продолжил эту линию. О том, что Маленков не был ортодоксальным сталинистом, свидетельствует и то, что он, в отличие от Молотова и Кагановича, уже с 70-х гг. перестал обращаться с просьбами о восстановлении в партии. Более того, вспомнил о том, что он из македонского рода, в котором было много священников, и на старости лет обратился к вере. Один из его потомков, кстати, является православным священником. То есть непростой человек был. Когда читаешь о нём литературу, проникаешься даже определённой симпатией. Однако история с "Ленинградским делом" его, конечно, не красит. В данном случае Маленков поступил подло и непорядочно.
  5. +4
    29 июня 2019 09:16
    Борьба за власть это всегда и везде было страшно. Тем более за место стареющего вождя.
    Правды там не найти, потому что её нет там в принципе.
  6. +5
    29 июня 2019 10:35
    После фразы "самый страшный драматург 20 века" стало все ясно. А не хочет ли автор исследовать драматургию англосаксов? Сколько десятков миллионов они отправили на тот свет по всему миру? И со смертью И.В. Сталина не все ясно. Сначала "вдруг" умирает Жданов. Затем зачистка охраны вождя. Да и с врачами, как-то мутненько. Самых близких и знавших Сталина тоже убрали. Очень похоже на спецоперацию англосаксов. Недаром Черчиль после смерти Сталина был награжден орденом. После победоносной войны Черчиля убрали, а тут наградили. Ну, а дальнейшие действия Хруща все ставят по своим местам. А вот лицо у Кузнецова хорошее. Светящееся лицо. Из энтузиастов 30х. Такие, как правило не предают.
    1. +1
      29 июня 2019 11:54
      А не хочет ли автор исследовать драматургию англосаксов?
      Нет. Автор хочет только бабла. А за исследование наглосаксов бабосы не дают.
    2. +2
      29 июня 2019 17:30
      Донбасс, соглашусь отчасти: отстранение Власика и "" дело врачей"- звенья одной цепи и цель одна- убрать Сталина! Как только Сталин умер и" дело врачей" пошло на" тормозах". Власика не отпустили; видимо,много знал .
      По поводу англоссаксов тут не соглашусь: Хрущев, Каганович, Маленков и Ворошилов,что тоже работали на Ми6?
  7. +2
    29 июня 2019 13:33
    Цитата: lucul
    Рассекреченные подробности «Ленинградского дела»

    Ленинградское дело - это прекрасно спланированная вражеская акция , по зачистке сталинских кадров , в вертикали власти. Ей предшевствовала акция по зачистке русских врачей , после которой , отравить Сталина оказалось достаточно просто.

    А думала,что Вовси и Коган еврейские фамилии
    1. 0
      30 июня 2019 04:34
      Большинство фигурантов "дела врачей" было отнюдь не евреями.
  8. +1
    29 июня 2019 18:00
    Цитата: VeteranVSSSR
    Интересно,а будет ли ,,Ленинградское дело-2'' начиная с Собчака?

    И помощников,даже те кто портфели носили. lol hi
  9. 0
    29 июня 2019 19:00
    Вот интересно есть ещё хоть одна страна так поливающая грязью свою историю.Если сторонний наблюдатель посмотрит передачи ,фильмы ,почитает что пишет российская пресса,то тот образ России ,что сейчас пытаются слепить запад для своих обывателей станет очень понятен.Ну а какой образ надеюсь понятно.
  10. +2
    30 июня 2019 05:08
    Фигурантов "дела врачей "обвиняли в том, что они залечили Жданова. При этом в рамках "Ленинградского дела" казнили или посадили десятки ждановских выдвиженцев, в основном русской национальности.Такое ощущение, что Маленков обвёл Сталина вокруг пальца. Настроил престарелого вождя против Кузнецова и Вознесенского, деятелей действительно неординарных. У них и внешность была не отталкивающей, по сравнению с частью других высших руководителей, хотя это, конечно, особого значения не имеет. У Вознесенского и в меньшей степени у Кузнецова,Родионова, Попкова, конечно, был уклон, не нравившийся другим нашим вождям. Они на ключевые должности предпочитали выдвигать русских. А дальше пошло-поехало. Удивительно, как Косыгина не тронули, тоже ждановского выдвиженца и коллегу Вознесенского и Кузнецова. Жёны Косыгина и Кузнецова были родными сёстрами. Сталин дал прямое указание не упоминать во время судебного процесса фамилию покойного Жданова, ибо он должен был остаться вне каких-либо подозрений, а также не трогать Косыгина. Были публикации, что Сталин якобы хотел, не афишируя этого публично, сохранить жизнь Вознесенскому, несмотря на вынесенный смертный приговор. Но якобы вождю сообщили, что Вознесенский умер во время этапирования. Но подтверждений этой информации нет.
    Ещё интересный факт. Молотов, вообще-то ярый сталинист, оправдывающий репрессии 1937-1938 гг., в отношении "Ленинградского дела" придерживался иной позиции. В беседах с Феликсом Чуевым о Вознесенском и Кузнецове отзывался хорошо.
    Такое ощущение, что в данном случае действительно шла какая-то подковёрная борьба за влияние на Сталина. И сам Сталин уже не полностью контролировал ситуацию. Парадокс, но уничтоженные Кузнецов и Вознесенский, как и Попков и Родионов, как и другие фигуранты "Ленинградского дела", были в массе своей ярыми сталинистами и, что скрывать, в некоторой степени великорусскими националистами. Что греха таить, и Вознесенский, и Кузнецов, и Попков, и Родионов поучаствовали и в организации репрессий в конце 30-х гг., благодаря им и возникшей массе вакансий выдвинулись на руководящие посты. Идеализировать их тоже не надо. А Маленков, сначала подвинувший Жданова, а после его смерти инициировавший "Ленинградское дело", уже в первые дни после смерти Сталина заявил о необходимости борьбы с культом личности. И Маленков, и Берия, и Хрущёв не собирались сохранять в незыблемости сталинские порядки. Просто в ходе верхушечной борьбы сначала Маленков и Хрущёв с помощью товарищей из Президиума ЦК и Президиума Совмина, при участии военных убрали Берию. Затем в ходе внутрипартийного соперничества Хрущёв сначала потеснил в 1954-1955 гг. Маленкова, а затем полностью лишил его власти в 1957 г. в рамках борьбы с "антипартийной группой". Характерно при этом, что в 1964 г. Хрущёва лишили власти те же люди, которые выступили в его защиту в 1957 г., которые вместе с ним не согласились с позицией большинства Президиума ЦК. Однако в принципе "контрольный пакет" власти остался в руках донецко-днепропетровской группировки. Только если при Хрущёве доминировало её "донецкое" крыло, то при Брежневе "днепропетровское". Плюс при Хрущёве и особенно при Брежневе влиянием также пользовались "уральцы" и кадры, связанные с Казахстаном и Молдавией.
  11. +1
    30 июня 2019 15:00
    Сложилось впечатление, что сценарий писал плешивый хрущь. А ведь этот ушлепок стоял за ленинградским делом и планировал расколоть партию именно он и его сподвижники
  12. +2
    30 июня 2019 22:50
    Угу. Берия с Маленковым "имели свои виды на власть" и ликвидировали конкурентов.
    Съесть-то они их могли, конечно, да кто же им дал бы? Это ведь так просто - ррраз, дело сфабриковали, конкурентов нет. Тогда все только этим бы и занимались. Только вот что-то больше подобного не припомню.
    Ленинградское дело было очень скандальным: официальные обвинения были смехотворными (какую-то выставку без разрешения ЦК устроили, что-то в цифрах подтасовали), а сколько людей репрессировали!
    Именно из-за этого желания скрыть суть дела (как это обычно бывает) оно и стало таинственным. А если чуть копнуть глубже, то возникнет совсем другая версия. Главными заговорщиками были Берия, Маленков и Хрущёв (которые вскоре и отстранят Сталина от власти). А ленинградский филиал заговора во главе с Кузнецовым чем-то спалился. И что делают главные заговорщики? Правильно, выводят дело из-под МГБ и учреждают Спецарттюрьму, которой управляет... Маленков. Там этих лузером и истязают показательно и в назидание: не болтайте, не болтайте... А потом ставят к стенке, выказывая рвение.
    Вот в этом направлении и надо копать. А от Берии с Маленковым, захотевших "избавиться от молодых конкурентов" уже все уши завяли. (Кстати, самого чрезмерно бдительного Абакумова сместят и арестуют скоро после ЛД.)
  13. 0
    2 июля 2019 06:34
    Цитата: Mavrikiy
    А не хочет ли автор исследовать драматургию англосаксов?
    Нет. Автор хочет только бабла. А за исследование наглосаксов бабосы не дают.

    А кто от откажется? Даже Бил Гейтц не откажется
  14. 0
    20 июля 2019 21:19
    Придется изучать очередную "сенсацию" очень внимательно. Как бы не вышло дело таким образом, как рассекретили недавно секретные протоколы Молотов/Риббентроп. Фальшивку пустили на официальном уровне.
    Все эти "рассекречивания" не с проста, а с определенной целью. Хрущев в свое время показал пример, как надо архивы готовить к рассекречиванию)))
    Пример привожу фальшивки http://historyfoundation.ru/2019/05/31/pakt/
    там много признаков фальсификации, разбор уже есть в сети. Обратите внимание, что Молотов подписался на немецком laughing

    Документ как минимум должен иметь сургучную печать и прошивку. Вот образец.
    [img]https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2089681407808907&set=a.114420448668356&type=3&theater[/img]
  15. -1
    18 августа 2019 11:36
    Что либо комментировать после того, как страна узнала правду (возможно не всю) о размахе репрессий сталинского режима неблагодарный труд. Впрочем, вся история КПСС - история кровавых интриг, афер и лжи. Кто-то меня (из числа "патриотов") меня может упрекать, но историю своего народа, страны нужно любить и уважать такой, какая она есть со всеми ее страницами, что радостными, что горькими.