Ту-144: гонка за гражданским сверхзвуком

74
За чертежами уникального советского самолёта Ту-144 вели охоту разведки различных стран мира. Своих агентов для получения этих чертежей мобилизовали в первую очередь страны НАТО. Советская контрразведка при этом делала всё, чтобы наработки по уникальному отечественному авиалайнеру не вышли за пределы СССР.

Ту-144: гонка за гражданским сверхзвуком




В выпуске «НЕФАКТ» на телеканале «Звезда» рассказывается о разработках Ту-144. А также рассказывается о случае, когда подданный королевства Бельгия пытался в тайнике в поезде вывезти чертежи советского авиалайнера.

Обстановка вокруг любой информации о советских разработках сверхзвукового пассажирского самолёта накалялась буквально с каждым днём. Причиной тому являлось соперничество ведущих стран в области авиаразработок за создание такой машины.

Первый в истории гражданской авиации сверхзвуковой пассажирский самолёт поднялся в небо в декабре 1968 года. Это и был советский Ту-144, который во многом опередил время. Высокоскоростная доставка людей и грузов актуальна и сегодня. Причём сегодня вновь появились инициативы о необходимости создания сверхзвукового гражданского лайнера. Относительно недавно с инициативой выступил и глава государства Владимир Путин.

В ролике ТК "Звезда" представлена история создания сверхзвукового самолёта Ту-144, вскрыты некоторые детали, о которых ранее не говорили в СМИ.

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    74 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +3
      29 июня 2019 15:10
      Как жалко, что так быстро закончился его век.
      Красивая машина. Всем своим видом говорит для чего была создана
      1. +7
        29 июня 2019 15:15
        Машина очень красивая, на тот момент очень передовая, но недоделанная. Туполев так и не дал обещанную дальность и при этом не смог обеспечить базирование на обычные аэродромы.
        Спешка никогда до добра не доводит. Надо было изначально делать машину поменьше.
        А если уж сделали, так развивать конструкцию, а не рассказывать о экономической неэффективности. А так, слили миллиарды в никуда и сделали вундерваффе на выставках понтоваться.
        1. +5
          29 июня 2019 15:20
          Цитата: MooH
          Машина красивая, но недоделанная.

          Надо помнить в какое время она создавалась. Пресловутое "Даёшь первенство любой ценой"
          Ведь так было не только в авиации, а практически везде.
        2. +1
          29 июня 2019 18:16
          Цитата: MooH
          Туполев так и не дал обещанную дальность

          А Туполев ещё и двигателистом должен быть, да? Планер хороший, системы увязаны. А двигатель это к Кузнецову.
      2. +3
        29 июня 2019 16:04
        Цитата: Липчанин
        Как жалко, что так быстро закончился его век

        С него потом столько технологий и решений пошло,что это дало сильный скачок нашему авиастроению гражданскому. Жалко и другое,то что Т-4 "Сотка" не пошел в серию. Но он был дорогим,и на тот момент очень инновационным. И кстати, по правде,лучше ,чем ТУ-160. Туполев у Сухого много чего спер из решений по Т-4.
        1. 0
          29 июня 2019 16:19
          Цитата: НЕКСУС
          Жалко и другое,то что Т-4 "Сотка" не пошел в серию.

          Году кажется в 2012 видел её в Монино в Музее авиации.
          Красотище, а не машина.
          Туполев у Сухого много чего спер из решений по Т-4.

          А потом, как здесь уже писали "продавил" с помощью министра ТУ-160.
          Кажется это "Сотка"

          Это ТУ-144

          А эту машину помните? smile
        2. +1
          29 июня 2019 17:04
          Цитата: НЕКСУС
          Туполев у Сухого много чего спер из решений по Т-4.

          А чего спер, если не секрет? Они на столько разные и внутри и снаружи.
          Может у Мясищева а не Сухого?
          1. 0
            30 июня 2019 02:41
            Все наработки по Т-4 были переданы КБ Туполева решением Политбюро , после принятия решения о закрытии проекта Сухого . А насколько они помогли туполквцам в работе над Ту-160 , знают только сами туполевцы . Ведь в проекте Т-4 был вариант превращения его в многорежимный ракетоносец с крылом , изменяемой стреловидности ...
            1. +1
              30 июня 2019 06:24
              Цитата: bayard
              Ведь в проекте Т-4 был вариант превращения его в многорежимный ракетоносец с крылом , изменяемой стреловидности ...

              Т-4МС общего с Ту-160 только факт применения крыла с изменяемой стреловидностью а вот проект Мясищева ну просто очень похож на Ту-160.
            2. -1
              3 июля 2019 20:08
              Цитата: bayard
              Все наработки по Т-4 были переданы КБ Туполева решением Политбюро

              Документ приведёте?
              А насколько они помогли туполквцам в работе над Ту-160 , знают только сами туполевцы

              Малчег, ты сначала узнай как выглядит Ту-160, чтобы бредить про его связь с Т-4.
              1. 0
                3 июля 2019 20:37
                Минус за
                Цитата: Avis-bis
                Малчег

                И Вы видимо , молодой человек , кроме картинок с выставки тоже немного видели\слышали\знаете . Поинтересуйтесь темой .
                Вот Марк1 знает , поэтому приводит Т-4МС - вариант многорежимного бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла . Был ещё проект КБ Мясищева - очень похожий на будущий Ту-160 . Но победило КБ Туполева , как более опытное в этом деле и имеющее свою базу . Да и пробивной характер и связи Туполева сказались . Поэтому и велено было решением Политбюро все наработки по этой тематике от КБ Сухого и КБ Мясищева передать туполевцам , дабы плоды их трудов послужили на благо обороноспособности .
                А наработки по тематике тяжелого сверхзвукового бомбардировщика , это не только планер , но и двигатели , мотогондолы и воздухозаборники , шасси и системы управления , серво и гидроприводы ... много чего , что кроме планера .
                А планеры у всех трёх проектов были похожи , Вы поинтересуйтесь , всё в открытом доступе имеется .
                И кстати , Туполев очень просил у Сухого наработки по Т-4 для своего сына для проекта Ту-144 . Сухой же сам предлагал проект сверхзвукового пассажирского лайнера на базе Т-4 ... Но повезло опять Туполеву , хотя у Сухого была хорошая база и готовый проект , а сыну великого Туполева пришлось начинать всё с нуля .

                Расширяйте свой кругозор и работайте над манерами и всё у Вас получится hi
    2. 9PA
      +2
      29 июня 2019 15:12
      вернись человек-созидатель, грустно без тебя
      1. +2
        29 июня 2019 16:05
        Цитата: 9PA
        вернись человек-созидатель, грустно без тебя

        Для этого надо СССР вернуть...ага.
        1. +4
          29 июня 2019 16:08
          Остальное человечество справляется без СССР, и "человек-созидатель" у них есть.
          Как так?
          1. +2
            29 июня 2019 16:20
            Цитата: Mestny
            Остальное человечество справляется без СССР, и "человек-созидатель" у них есть.
            Как так?

            Вот смотрите...матрассы у нас РД закупают,причем уже давно.Никогда не приходил в голову вопрос-а как они на Луну то летали?На каких двигунах?Где эти созидатели-изобретатели то их?Они даже повторить СВОЕ не могут.
            1. +3
              29 июня 2019 16:26
              Нет, ну что-то закупают конечно.
              Но надо признать - СССР никогда не был лидером в некоторых ключевых областях. Например электронике, двигателестроении ( не ракетном, да и то под вопросом).
              И в гражданской авиации увы та же картина. Современные приборы, станки, материалы - всё это СССР закупал в странах капитализма. Конечно, что-то строил сам, но...чаще всего это были либо копии устаревших образцов, либо что-то менее эффективное чем аналогичное по назначению западного производства.
              Увы.
              1. +4
                29 июня 2019 16:31
                Цитата: Mestny
                Например электронике, двигателестроении

                Очень спорно...на счет первых ЭВМ изучите вопрос...кстати и инет то придумали в СССР,равно как и мобильную связь. Так что в электронике мы не уступали никому.А вот в двигателестроении...ну тут работал принцип подешевле и побольше. Но даже при этом ,например Нива наша по моему в Лимане занимала призовые места.
                Цитата: Mestny
                Современные приборы, станки, материалы - всё это СССР закупал в странах капитализма.

                Не только СССР покупал,а покупали все. Технологию например обработки и литья титана освоили в СССР,и матрассы тогда ее повторить не смогли.
                1. 0
                  29 июня 2019 16:47
                  Цитата: НЕКСУС
                  на счет первых ЭВМ изучите вопрос...кстати и инет то придумали в СССР,равно как и мобильную связь.

                  Изучал, как раз именно это. Действительно, в самом-самом начале какой то условный паритет по вычислительным возможностям сохранялся.
                  Но потом произошло то, что у нас происходило всегда - последующие достижения оказывались модернизацией "базовой" модели. Там стремительно менялись поколения - у нас цеплялись за древннюю архитектуру и элементную базу, выдавая мизерные шаги вперёд за очередную победу советской науки.
                  Вот и подумаешь, как так получилось? Либо один раз удачно украли, а потом "дорабатывали" десятилетиями, либо один человек-творец кончился, и всё кончилось вместе с ним.
                  Первый вариант более предпочтителен. Потому как во втором возникает вопрос - что же это за самая лучшая в мире система, которая не может выявить "человека-творца" в количестве больше одного на 70 лет?
                  Цитата: НЕКСУС
                  Технологию например обработки и литья титана освоили в СССР,и матрассы тогда ее повторить не смогли.

                  Если бы всё в мире было сделано из титана...
                  Есть ещё море всего разного - полимеры, химические препараты, катализаторы, медицина, пластмассы, резина. Названий огромный список.
                  1. +1
                    29 июня 2019 16:50
                    Цитата: Mestny
                    Изучал, как раз именно это.

                    Вот вам для ознакомления...интересно...

                    Цитата: Mestny
                    Если бы всё в мире было сделано из титана...

                    Практически все авиастроение сегодняшнее завязано на титане.
                2. +2
                  29 июня 2019 17:17
                  Ну мобильная связь ещё с первых раций была. laughing
                  А то что на фото 57-го года просто обычный радио удлинитель. Не имеющий к современной сотовой связи никакого отношения.
                3. +1
                  29 июня 2019 19:13
                  Цитата: НЕКСУС
                  Нива наша по моему в Лимане занимала призовые места.

                  В Красном Лимане ( город областного значения в Донецкой области Украины) наверняка наверное на пьедестале была laughing А вот в «24 часа Ле-Мана» вряд ли - "профиль" гонки иной.
                  Дакар 81 - итоговое третье место
                  Дакар 82 - итоговое второе место
                  Дакар 83 - итоговое второе место
                  все года в "призах" французские гонщики.
                  «Москвич-412», гонщики НАШИ -
                  Лондон — Мехико, апрель-май 1970 года. Участникам предстояло преодолеть 26 тыс. км по дорогам 25 стран Европы и Южной Америки, пройдя каменистыми пустынями, высокогорными (до 5 тыс. м) дорогами, по травяным зарослям, пыли, грязи, снегу.
                  Девяносто шесть экипажей стартовали 19 апреля из Лондона. 27 мая в Мехико финишировали 23 автомобиля. Четыреста часов провели участники марафона в пути
                  В командном зачете среди фирм «Москвичи» заняли почетное третье место. В личном зачете советские экипажи, стартовавшие на «Москвичах», вышли на двенадцатое, шестнадцатое и двадцатое места.
                  1. 0
                    29 июня 2019 19:56
                    Цитата: Serg Koma
                    В Красном Лимане ( город областного значения в Донецкой области Украины) наверняка наверное на пьедестале была А вот в «24 часа Ле-Мана» вряд ли - "профиль" гонки иной.

                    Не в Лимане,а в Даккаре..

                    Склероз...извиняйте)
                    1. +1
                      1 июля 2019 17:15
                      Цитата: НЕКСУС
                      Склероз...извиняйте)
                      drinks
                      Это не склероз, это у НИВЫ сильно много заслуг - всех не упомнишь good
            2. Комментарий был удален.
    3. 0
      29 июня 2019 15:18
      В Алматы летал в одно время,прилетал где то около часа ночи а утром в 4 до Домодедова,чиновникам на ковре не позднее 9 часов на ковре у министров должны быть.
      К стати все Московские рейсы точка по времени не позднее 8 часов по Московскому времени а так ЖД,к примеру 7 поезд,все были заточены ну утренние прибытие.-Наблюдения.
      Думал в детстве его по утру видел,брат старший видел,а видел остроносый ту 134.У отца стоянка его самолета рядом с ВПП была,по детству он нас на службу брал, и... не пищали. laughing
      1. +1
        29 июня 2019 16:05
        Остроносые ТУ-134УБЛ до сих пор в ЧВВАКУШе летают.
        1. -1
          29 июня 2019 16:08
          Цитата: Монар
          Остроносые ТУ-134УБЛ до сих пор в ЧВВАКУШе летают.

          А я в детстве их видел в 83/84 годах.
          Алматы ,аэропорт, аэродромом подскока для Ту -95,один к стати грохнулся,и Ту -22.ВПП позволяла.
          1. 0
            29 июня 2019 16:15
            Ту-134УБЛ редкая птица. Для ВВС в качестве летающей парты делали.
            1. -1
              29 июня 2019 16:22
              Цитата: Монар
              Ту-134УБЛ редкая птица. Для ВВС в качестве летающей парты делали.

              Да в принципе знаю его,отец мой борт-техником и потом инженером летал на ИЛ-20,после прокатки по ВПП ставили рядом,с их бортами и выставляли боевое охранение,Карарул,я щеглом был,все видел.
              Мне доходчево объяснили куда ходить можно и куда нельзя.До сих пор живой laughing Да не я такой был,по лету на дневные полеты многие брали своих детей,одни конечно в ВВС пошли а были и исключения,пограничники. laughing Страна тогда разваливалась.А брат старший вместо Балошовки в Пермьское РВСН учится пошел.
      2. +1
        29 июня 2019 16:22
        Цитата: болот
        В Алматы летал в одно время,прилетал где то около часа ночи а утром в 4 до Домодедова,чиновникам на ковре не позднее 9 часов на ковре у министров должны быть.

        Когда он совершил первый полёт в Алма Ату мы на Байконуре прикинули, что с его помощью НГ можно встречать 2 раза. smile
        Летит он до Москвы 2 часа и разница во времени тоже 2 часа smile
        1. 0
          29 июня 2019 16:36
          Цитата: Липчанин
          Когда он совершил первый полёт в Алма Ату мы на Байконуре прикинули, что с его помощью НГ можно встречать 2 раза. Летит он до Москвы 2 часа и разница во времени тоже 2 часа

          Да это точно,временные пояса.
    4. +1
      29 июня 2019 15:47
      В выпуске «НЕФАКТ» на телеканале «Звезда» рассказывается о разработках Ту-144. А также рассказывается о случае, когда подданный королевства Бельгия пытался в тайнике в поезде вывезти чертежи советского авиалайнера.

      Программа "НЕФАКТ" - очередная дебильная реинкарнация "Универа"
      Комплект документации на самолет (любой) - несколько тонн бумаги. (Сейчас- одна флэшка).
      1. -2
        29 июня 2019 16:09
        Есть другая версия, что это наши скопировали как смогли. С двигателями правда не заладилось.
        1. +3
          29 июня 2019 16:22
          Цитата: Mestny
          Есть другая версия, что это наши скопировали как смогли. С двигателями правда не заладилось.

          Глупости...и габариты разные и топливная система и многое другое. Даже потолок у нашего был выше.
          1. -1
            29 июня 2019 16:33
            Ну скажем похож таки он сильно, процентов на 90.
            Единственное в Конкорде двигатели значительно компактнее, что и определило отличие формы и размера.
            1. +3
              29 июня 2019 16:35
              Цитата: Mestny
              Ну скажем похож таки он сильно, процентов на 90.

              Вообще не похож. Площадь крыла у нашего в полтора раза больше,количество топпливных баков разное,наш на 3 метра длиннее,и нос опускается,что нет у Конкорда.Колесные тележки у нашего спаренные и втягиваются в корпус,а у Конкорда одинарные и сгибаются к фюзеляжу.Отличий много. Там все разное,от внешнего вида,до потолка,грузоподьемности и скорости. Да и крылышки у кабины тоже есть только у нашей Тушки.
              1. +1
                29 июня 2019 16:38
                Ну тогда будем считать, что создатели шли параллельными путями, как создатели шаттлов и Бурана. winked
                1. +3
                  29 июня 2019 16:40
                  Цитата: Mestny
                  Ну тогда будем считать, что создатели шли параллельными путями, как создатели шаттлов и Бурана. winked

                  Снова не корректное сравнение Шатла и Бурана. Разные совсем машины и по разному сконструированы. По сути ,Буран был первым в мире ТЯЖЕЛЫМ БПЛА.Кстати он и задумывался ,как космический бомбер. И там тоже топливные системы разные,компановка,расположение двигунов и тд...отличий капец как много.
                  1. -2
                    29 июня 2019 17:43
                    Понимаете, вы в стремлении доказать преимущества СССР используете в сравнении малозначимые детали, выдавая их за коренные, принципиальные отличия. Это мягко говоря, не так.
                    Цитата: НЕКСУС
                    По сути ,Буран был первым в мире ТЯЖЕЛЫМ БПЛА.Кстати он и задумывался ,как космический бомбер.

                    А если его покрасить в красный цвет - он был бы первым в мире красным космическим БПЛА.
                    Только зачем? Что это принципиально меняет? С учётом того, что и шаттлы задумывались тоже как космические бомберы (одно из применений). Только они долго и довольно успешно летали, а Буран только 1 раз.
                    1. 0
                      29 июня 2019 18:04
                      Цитата: Mestny
                      С учётом того, что и шаттлы задумывались тоже как космические бомберы (одно из применений).

                      Нет ,не задумывались.Тупо как челноки,которые пуляли в космос 135 раз,и только потом поняли,что это не экономично.
                    2. 0
                      29 июня 2019 20:04
                      Цитата: Mestny
                      шаттлы задумывались тоже как космические бомберы (одно из применений)

                      Кто Вам эту глупость сказал? Это наше руководство подозревало такое и планировало так использовать "Буран". Проектируемые космические ударники США (как и СССР) имели гораздо более скромные размеры.
                      довольно успешно летали

                      Это Вы про катастрофы "Челленджера" и "Колумбии"? Или про многочисленные проблемы с технической эксплуатацией STS, не бросающейся в глаза на фоне красивых репортажей со стартов? Там и многочисленные авральные переброски двигателей с орбитера на орбитер, чтобы успеть к очередному запуску, и многолетние смирения с прорывами пламени из РДТТ-ускорителей, прерванные только катастрофой "Челленджера" — о проблеме знали давно, но считали некритичной. Да много что было. Вот и допрыгались. Нельзя считать даже "довольно успешной" эксплуатацию, при которой вместо планируемых 10-20 пусков в год выполняли 3-5 пусков в год.
              2. +1
                29 июня 2019 18:12
                Цитата: НЕКСУС
                нос опускается,что нет у Конкорда

                У "конкорда" тоже опускается, только не так сильно. Это разные самолёты, но не в том, что Вы описали. Не размерами определяются различия.
            2. +3
              29 июня 2019 18:20
              Цитата: Mestny
              Ну скажем похож таки он сильно, процентов на 90..

              Алкаш из подворотни тоже "процентов на 90 похож" на Ферми. Ваши выводы?
              1. -4
                29 июня 2019 19:16
                Никакой принципиальной разницы в конструкции.
                Или вы поклонник теории оценки качеств человека по его антропометрическим параметрам?
                1. +4
                  29 июня 2019 19:44
                  Цитата: Mestny
                  Никакой принципиальной разницы в конструкции.
                  Или вы поклонник теории оценки качеств человека по его антропометрическим параметрам?

                  Охх... Это просто аналогия. Выглядят похоже, а люди разные: в смысле внутреннего мира и функционально. Так и Ту-144 с "Конкордом" — судить по внешнему виду может только полный дилетант и/или девочка-припевочка из кружка кройки и шитья. Между этими самолётами существует лишь отдалённое внешнее сходство. Сходство обусловлено законами аэродинамики, одинаковыми по обе стороны "Железного занавеса". Например, крыло — самый сложный и ответственный агрегат планера — при всём внешнем сходстве у Ту-144 и "Конкорда" абсолютно разные крылья. По-разному расположены мотогондолы, а это разные распределения весовых нагрузок и по-разному проявляет себя интерференция. От одних только перечисленных факторов сразу возникает такой "снежный ком" последствий, что ни о каком "90%-ом сходстве" речи не может идти в принципе.
                  Форма крыла начала разрабатываться — чисто умозрительно! — ещё в начале 1950-ых годов гениальным Бартини. И его наработками потом пользовались и Сухой, и Туполев, который якобы "своровал" что то у Сухого.
                  ЕМНИП, разные у них и силовые наборы — даже кол-во лонжеронов отличается. Не требуется объяснять значение лонжерона для крыла?
                  Ладно, не действуют технические доводы, приведу организационно-шпионские: на кой чёрт было создавать МиГ-21И (А-144) — ЛЛ для проверки формы крыла будущего Ту-144, если крыло было "своровано на 90%" и в проверке уже не нуждалось? И потом это крыло пришлось корректировать, кстати. Если бы своровали бы проверенное европейцами, то откуда корректировка?
          2. -1
            29 июня 2019 16:44
            Цитата: НЕКСУС
            и многое другое

            В том числе и "крылышки" в передней части. Создатели "Конкорда" опешили когда их увидели
            1. -2
              29 июня 2019 16:51
              Интересно, почему они "опешили"?
              Их машина, без всяких "крылышек" благополучно летала несколько десятилетий, тогда как наша с "крылышками" довольно быстро приказала долго жить.
              Они.эти инженеры, прекрасно знали, что их машина прекрасно летает без них.
              И вдруг - такое. Естественно возникает вопрос - нафига?
              1. -1
                29 июня 2019 17:04
                Цитата: Mestny
                Интересно, почему они "опешили"

                Потому что им в голову не приходило такое решение.
                Их машина, без всяких "крылышек" благополучно летала несколько десятилетий,

                А наш ТУ-95 до сих пор летает. Дольше чем реактивные.
                тогда как наша с "крылышками" довольно быстро приказала долго жить.

                Мягкое с круглым не путайте.
                "Значительное повышение стоимости билетов в СССР, где не было класса богатых людей (в отличие от западных потребителей «Конкорда»), не имело перспективы."

                После смерти Брежнева отношение к самолёту у нового руководства страны изменилось. Предпочтение было отдано более простым и надёжным дозвуковым аэробусам Ил-86. В начале июля 1983 года вышло постановление правительства о прекращении работ по Ту-144. Постройка последних двух экземпляров с бортовыми номерами 77115 и 77116 была прекращена в Воронеже в 1984 году, причём последний никогда не летал и был разобран в середине 90-х годов.

                И крылышки тут абсолютно не при чём
                1. -1
                  29 июня 2019 17:39
                  Причём тут я? Это английские инженеры опешили. да и было от чего опешить. Машина прекрасно летает ( у них) без крылышек и прочих плясок с бубнами, а тут такое.
                  Цитата: Липчанин
                  И крылышки тут абсолютно не при чём

                  В том что вы написали - действительно, абсолютно не причём. Такая типичная отписка о причинах отказа от неудачной в техническом плане модели. Но даже в ней есть реальная причина -
                  Цитата: Липчанин
                  Предпочтение было отдано более простым и надёжным дозвуковым
                  .
                  Это главное. Сложное осилить не получилось ни по цене ни по надёжности. Естественно, пришлось отказаться. Тем более, что пропагандистский эффект ( главное в СССР) уже был достигнут - Ту взлетел раньше Конкорда.
                  1. -1
                    29 июня 2019 18:00
                    Цитата: Mestny
                    В том что вы написали - действительно, абсолютно не причём

                    так это не я на этом акцент сделал
                    наша с "крылышками"

                    Далее.
                    Такая типичная отписка о причинах отказа от неудачной в техническом плане модели.

                    Откуда вы взяли, что это неудачная машина? В техническом плане?
                    А ничего, что на её базе был создан ТУ-160?
                    Сложное осилить не получилось ни по цене ни по надёжности.

                    Ну если это..
                    Цену на билеты не конструктор установил. И не его беда, что в СССР не так много людей могли на нём летать, хотя пустым он не разу не взлетел.
                    А вот чем надёжность не нравится, не пойму request
                    1. -1
                      29 июня 2019 18:08
                      И всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, ТУ-144 навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских, было перевезено 3194 пассажира. В дальнейшем Ту-144 совершали только испытательные полеты и полеты с целью установления мировых рекордов. 23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144.

                      «Конкорды» эксплуатировались авиакомпаниями British Airways и Air France 27 лет.

                      источник http://22-91.ru/statya/sverkhzvukovojj-samolet-tu-144---pechalnaja-istorija-avarijj-i-katastrof/03.10.2011

                      И там и там - две катастрофы.
                      При чём тут надёжность, действительно.
                  2. +1
                    29 июня 2019 18:16
                    Цитата: Mestny
                    Такая типичная отписка о причинах отказа от неудачной в техническом плане модели

                    Несмотря на то, что ход программы контролировался в ЦК КПСС, Совете Министров СССР, лично министром авиационной промышленности П.В. Дементьевым, Генеральным конструктором А.Н. Туполевым, состояние программы в 1972 году уже было предельно сложным. Чрезвычайно медленно шли летные испытания. По состоянию на май 1973 года было выполнено чуть больше 150 полетов с общим налетом 320 часов. Самолеты месяцами простаивали без двигателей НК-144. Ресурс двигателей составлял всего 50 часов. Характеристики двигателей не соответствовали ТЗ.
                    На стендах возникли проблемы совместной работы двигателя и воздухозаборника. Ресурс большинства агрегатов составлял не более 100 часов. Не были доведены автоматические режимы и практически на борту доводились НПК и АБСУ. На первых самолетах выявились неудовлетворительные характеристики резиновых профилей для дверей (двери «пели» в полете). Из-за быстрого вымывания ряда фракций быстро терял свои свойства герметик. В первых полетах стало ясно, что требуется полная переделка чертежей для выпуска самолетов в серийном варианте.
                    Кроме этого, ОКБ переживал очень сложный период, когда были допущены крупные стратегические ошибки на стыке свойств применяемых материалов.
                    Заказанные комплексы не имели полного набора заданых режимов. Плохо работала система топливоизмерения. Затянулась отработка на стендах новых систем типа ГП-16, гидравлической системы параметров по прочности и долговечности. Нагрузки, выданные на крыло серийного самолета, оказались неправильными и существенно заниженными. Летные испытания показали, что заложенная прочность крыла не обеспечивает эксплуатацию самолетов с максимальным взлетным весом и восприятие расчетных нагрузок. Для обеспечения нормальной эксплуатации было признано необходимым провести замену трех нижних и семи верхних панелей на каждой ОЧК, а также верхние панели СЧК. Пришлось усилить нижние пояса нервюр и раскосы на нескольких лонжеронах и нервюрах. На ХЧК пришлось установить накладные листы. Все дюралевые кронштейны были заменены на титановые
                    .
                    1. -2
                      29 июня 2019 19:18
                      Вами приведённая цитата говорит о технологической отсталости СССР, преодолеть которую не могли никакие единичные чудо-специалисты.
                      1. -2
                        29 июня 2019 19:21
                        Вы правильно отметили.Самолет созданный для пропаганды -не жилец изначально.Историю с трапами для него знаете?)
                      2. +1
                        29 июня 2019 19:50
                        Замена люминтия на титан это технологическая отсталость?
                        1. +1
                          29 июня 2019 19:52
                          Это значит-ошиблись с расчетами в проекте
                        2. 0
                          3 июля 2019 09:15
                          Рассчитать? Да Вы смеётесь?
                          Что наши, что любые конструкторские разработки такой инновация не могут рассчитать с достаточной точностью.
                          Более того, при всех мощи компьютеров, все современные изделия проходят натурные испытания. С необходимой корректировкой. Да и то не всегда испытания могут предсказать всех реальных вариантов.
                          Ну вы даже последнюю катастрофу "Конкорда" вспомните. КАК можно было рассчитать или испытать ту железяку, что валялась на взлётной полосе? И она так "удачно" попадёт.
                          Ну или 737 Боинг последний. Уж на что мощность вычеслительных систем повысилась. А вот с ПО проблема. А потом ещё брак с деталями предкрылков оказался....
                          Нифига нет в современных реалиях строгой математической системы расчёта такого уровня сложности систем.
                        3. +1
                          2 июля 2019 16:34
                          Это показатель того, что не смогли создать сплав алюминия подходящий для конструкции сверхзвукового авиалайнера, титановые сплавы в несколько раз дороже алюминиевых и замена алюминия на титан это значительное удорожание конструкции и всего самолёта в целом.
    5. +2
      29 июня 2019 15:57
      Был бы спрос(и экономическая целесообразность) Боинг и Аэрбас уже бы сделали.
      ГЛАВНАЯ проблема -экономичный двигатель с большим ресурсом и НИЗКИМ уровнем шума.
      1. -1
        29 июня 2019 16:25
        Цитата: knn54
        экономичный двигатель с большим ресурсом и НИЗКИМ уровнем шума.

        Да и тогда это была проблема из проблем. Нерешаемая
      2. 0
        29 июня 2019 19:39
        Цитата: knn54
        Был бы спрос(и экономическая целесообразность) Боинг и Аэрбас уже бы сделали.
        ГЛАВНАЯ проблема -экономичный двигатель с большим ресурсом и НИЗКИМ уровнем шума.


        В СССР было дешёвое топливо, так как его цена регулировалась государством. Самолёты строились в расчёте на безопасность полётов, а не на рыночность.
        Территория СССР - РФ необъятная. Была разогнана в СССР серийность авиапрома и она была сопоставима с серийностью Боинга. Зарплаты в СССР были ниже, но были ниже и цены на самолёты естественно тоже. Цены на топливо регулировались (не дотировались). Самолёты СССР прекрасно в этих условиях обслуживали потребности собственных граждан. Кстати и обслуживали бы дальше, не распадись СССР и не открыли бы настежь внутренний рынок, то есть если задача снижения удельного расхода топлива и стояла, то она по крайней мере за горло не брала.
        Но вот произошло то, что произошло. Сейчас только СУПЕРДЖЕТ и МС-21.
        P.S. Ракетные двигатели тоже создавались с учётом надёжности и ремонтоспособности без оглядки на экономичность.
    6. DPN
      -1
      29 июня 2019 17:15
      А так, слили миллиарды в никуда и сделали вундерваффе на выставках понтоваться.
      Зато сегодня и миллиарды целы и чего только в армии нет .
      Не было в Союзе ,миллионеров и миллиардеров по этому и летать на нём не кому было.
      1. -1
        29 июня 2019 17:48
        Цитата: DPN
        Не было в Союзе ,миллионеров и миллиардеров по этому и летать на нём не кому было

        А миллиарды на такие разработки откуда брались?
        У народа и брались.
        А так то да - создать создали, а летать оказывается на нём некому, дорого. Взяли и выкинули на свалку.
        Ещё один гвоздь в крышку гроба плановой экономики СССР.
        1. +1
          29 июня 2019 21:16
          Цитата: Mestny
          ...Ещё один гвоздь в крышку гроба плановой экономики СССР.


          В плановой экономике не ничего такого, что оставляло бы желать лучшего.
          Транснациональные компании и синдикаты планируют производство.
          СССР разрушил искусственно созданный на ровном месте дефицит и было использовано недовольство населения.
          https://snoochiboochi.livejournal.com/75046.html
          1. +1
            29 июня 2019 21:37
            Осталось узнать, кто его, этот дефицит, создавал.
            Неужели засланные из-за рубежа враги?
          2. +2
            29 июня 2019 22:06
            ничего такого, что оставляло бы желать лучшего.
            В царской России, тоже плановая экономика вызвала дефицит и недовольство? Почему во всем мире, за переворотами мы видим руку спецслужб, но только не в России. То, что охранка потворствовала эсерам, а гэбисты выпестовали Горби с Борькой, это пустяки.
            P.s. Извиняюсь. Ссылка познавательная.
    7. 0
      29 июня 2019 17:34
      Опередили время. Скоро будет актуальным. Причина отказа от сверхзвука в гражданской авиации-отсутствие экономичных двигателей. С тех пор много воды утекло, движки стали экономичнее, мощнее, легче-удельные показатели сравните. И вот уже истребители летают на бесфорсажном сверхзвуке-экономично и быстро. Скоро время дойдет и до гражданской авиации.
    8. -1
      29 июня 2019 18:14
      За чертежами уникального советского самолёта Ту-144 вели охоту разведки различных стран мира. Своих агентов для получения этих чертежей мобилизовали в первую очередь страны НАТО.

      Ну да, ну да... Имея свои сверхзвуковые разработки, Великобритания и Франция будут "охотиться" за советскими. Агась...
    9. +1
      29 июня 2019 19:48
      Цитата: Avis-bis
      А Туполев ещё и двигателистом должен быть, да? Планер хороший, системы увязаны. А двигатель это к Кузнецову.

      Вы это заказчику рассказывать будете. К карманам претензии есть? а к пуговицам? :)))
      Конструктор отвечает за характеристики своего творения и за эксплуатацию тоже. В данном случае Туполев создал самолет не соответствующий ТТЗ и не пригодный к эксплуатации. То, что подвели смежники - смягчающее обстоятельство, но не более того. Доводить самолет надо было, а не бросать как есть.
      1. 0
        29 июня 2019 20:22
        Цитата: MooH
        Цитата: Avis-bis
        А Туполев ещё и двигателистом должен быть, да? Планер хороший, системы увязаны. А двигатель это к Кузнецову.

        Вы это заказчику рассказывать будете. К карманам претензии есть? а к пуговицам? :)))
        Конструктор отвечает за характеристики своего творения и за эксплуатацию тоже. В данном случае Туполев создал самолет не соответствующий ТТЗ и не пригодный к эксплуатации. То, что подвели смежники - смягчающее обстоятельство, но не более того. Доводить самолет надо было, а не бросать как есть.

        Оставьте наигранное невинно-наивное хлопанье глазками девочкам-первокурсницам. Это был госзаказ с самого верха и конечным исполнителем было не КБ Туполева, а МАП целиком. Так что, Туполев лично и "КБ Туполева" в комплексе тут, действительно, ни при чём. Ну, не было в СССР нужного двигателя и тут никакими ухищрениями самолётостроительного КБ ничего поделать было нельзя. В принципе. И то, модификация Ту-144Д выдавала дальность 6200 км. Это расстояние между Москвой и Владивостоком. Дальше (и то ненамного) только от Москвы до Петропавловска-Камчатского. В принципе, бОльшего и не требовалось в тогдашних условиях. "Конкорды" летали на мЕньшие дальности. С течением времени дальность ещё увеличили бы.
        1. 0
          29 июня 2019 22:00
          Цитата: Avis-bis
          "Конкорды" летали на мЕньшие дальности.

          Лондон - Бриджтаун 6800 км, Каракас - Париж 8000 км.
          1. 0
            3 июля 2019 20:17
            Цитата: Lozovik
            Цитата: Avis-bis
            "Конкорды" летали на мЕньшие дальности.

            Лондон - Бриджтаун 6800 км, Каракас - Париж 8000 км.

            Вы это к чему написали? Основные рейсы были "Лондон-НЙ" и "Париж-НЙ". А в Каракас, скорее всего, летали с промпосадкой на дозаправку.
    10. 0
      30 июня 2019 05:12
      Цитата: НЕКСУС
      Цитата: Mestny
      Остальное человечество справляется без СССР, и "человек-созидатель" у них есть.
      Как так?

      Вот смотрите...матрассы у нас РД закупают,причем уже давно.Никогда не приходил в голову вопрос-а как они на Луну то летали?На каких двигунах?Где эти созидатели-изобретатели то их?Они даже повторить СВОЕ не могут.


      А, кто Вам сказал, что матрасники на Луну летали ?
      Материальных доказательств нет - это проблемы США, которые не могут предоставить того, чего не было.
      Что касается видеофильмов, то Стэнли Кубрик это всё и снял, например:
      https://dayonline.ru/society/article/sensaciya-kultovyy-rezhisser-stenli-kubrik-priznal-32080

      кроме лицемерии америкосов и их демократии больше ничего от них и не осталось - зажравшаяся нация "трудоголиков".
      Кроме лжи и фальши от них ничего хорошего не стоит ждать.
      1. 0
        4 июля 2019 09:15
        Цитата: Alex20042004

        А, кто Вам сказал, что матрасники на Луну летали ?
        Материальных доказательств нет - это проблемы США, которые не могут предоставить того, чего не было.
        Что касается видеофильмов, то Стэнли Кубрик это всё и снял

        Охренеть.
    11. 0
      3 июля 2019 21:20
      Цитата: bayard
      Минус за
      Цитата: Avis-bis
      Малчег

      И Вы видимо , молодой человек , кроме картинок с выставки тоже немного видели\слышали\знаете . Поинтересуйтесь темой .
      Вот Марк1 знает , поэтому приводит Т-4МС

      Все наработки по Т-4 были переданы КБ Туполева

      Малчег... Если ты не отличаешь даже "Т-4" от "Т-4МС", то не суйся в авиацию вообще. Твой потолок это курсы кройки и шитья с факультативом по русскому языку.
      В общем, не имеешь ты права что-то кому-то советовать. Не дорос ещё. Во всех смыслах.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»