Мир перестаёт рожать. Что будет с пустеющими странами и за кем будущее человечества?

145
О печальных перспективах человечества в последнее время говорят и пишут очень много. Нам прочат гибель не только и даже не столько в результате ядерной третьей мировой, сколько от техногенных катастроф, ужасающего загрязнения окружающей среды, климатических изменений. Но за кадром, как правило, остается главная и наиболее вероятная угроза человечеству – банальное физическое вымирание вследствие изменения демографической ситуации. Мир стареет, и это абсолютный факт, а способствует этому нерадостному процессу невиданное прежде сокращение рождаемости. Причем рожать меньше стали не только в «загнивающей» Европе или своеобразной Японии, но и в Турции, Иране и даже в странах арабского Востока.





Уровень рождаемости и уровень воспроизводства населения


На самом деле сокращение рождаемости идет крайне стремительными темпами. Что такое несчастные тридцать—пятьдесят лет для истории человечества? Так, погрешность. Между тем, если в 1990 году в среднем на одну женщину приходилось 3,2 ребенка, рожденных в течение жизни, то сегодня, в 2019 году, суммарный коэффициент рождаемости составляет уже 2,5. А ведь прошло всего 29 лет – сущая ерунда для истории, еще относительно молоды те, кто в 1990 году уже находился в детородном возрасте. В 2050 году, через какие-то тридцать лет, суммарный коэффициент рождаемости упадет до 2,2, а ведь 2,1 – это предельная цифра, за которой и начинается то самое вымирание человечества.

Главная причина сокращения рождаемости понятна и лежит как в социально-экономической, так и в социокультурной плоскостях. Во-первых, в отличие от традиционных аграрных обществ, в современном урбанизированном социуме рождение большого количества детей – настоящая обуза для семьи. Даже семья с относительно высоким достатком, родив трех – четырех детей, стремительно беднеет. Сравните: мужчина, получающий высокую по российским меркам заработную плату в 100 тысяч рублей, живя вдвоем с женой, получающей, пусть, 20 тысяч рублей, все равно может обеспечить приемлемый уровень жизни семьи. А если четыре ребенка? Жена в подавляющем большинстве случаев уже «выключена» из процесса заработка, а эти 100 тысяч делятся на 6 человек и получается 16 тысяч на человека – достойные деньги? Никому не хочется ухудшать свою жизнь.



Во-вторых, изменился сам институт семьи. Женятся и особенно выходят замуж намного позже, чем прежде, а разводятся чаще. В России, например, количество разводов превышает 50% от количества заключенных браков. Это позволяет социологам и демографам говорить о современной семье как о кризисной.

В-третьих, средства контрацепции позволяют контролировать рождаемость и люди просто не «заводят» детей, если не хотят их иметь. Рождение детей и сексуальная жизнь теперь весьма далеко отстоят друг от друга даже в «базовом» социальном слое, в котором прежде они шли бок о бок.

В-четвертых, женщины в большей степени ориентируются на карьеру, на самореализацию и все чаще она не связана ни с деторождением, ни с созданием семьи. В лучшем случае – два ребенка.

Конечно, перечисленные процессы наиболее характерны для Европы и «европейской» России, но надо отметить и то, что подобная модель все прочнее усваивается и в тех странах, которые прежде отличались высоким уровнем рождаемости. Например, в Турции и Иране уровень рождаемости уже приближается к европейскому. Здесь норма – два ребенка. Конечно, в сельской местности, в консервативных семьях детей больше, но эти же дети из консервативных сельских семей, отправляясь на поиски работы в города, уже усваивают совершенно иную модель семейного поведения.

Рождаемость стремительно сокращается в странах Европы, Северной и Южной Америки, в Китае, Японии, Южной Корее, России и бывших постсоветских республиках (даже в среднеазиатских рожают все меньше, чем прежде), в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Даже в таких консервативных арабских странах как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты рождаемость постепенно снижается.

Неизбежное следствие снижения рождаемости – прогрессирующее старение населения. Если рождается мало детей, то численность подростков, молодежи и представителей старших возрастных групп постепенно выравнивается. Особенно если учесть, что средняя продолжительность жизни также повышается, смертность от болезней сокращается, люди начинают жить все дольше, при этом рожая 1-2 детей в течение жизни.

Средний возраст населения во многих европейских странах перешагнул 40 лет, в России он уже на грани 40 лет, да и то прирост молодежи пока обеспечивают северокавказские республики и многочисленные мигранты из стран Закавказья и Средней Азии. Но и они, попадая в городскую среду, очень быстро усваивают соответствующие модели поведения и если не в первом, то во втором поколении количество детей у них уже снижается, особенно если возникают межнациональные браки, либо повышается уровень образования и социальный статус.

Последние цитадели рождаемости


Пожалуй, единственный регион мира, где еще держится крайне высокая рождаемость – страны Тропической Африки и несколько наиболее отсталых в социально-экономическом отношении стран Азии. Здесь общие условия жизни пока еще обеспечивают высокую рождаемость. Ключевое слово «пока», так как мигранты, отправляющиеся из этих стран «покорять» богатую Западную Европу, также стремительно сокращают рождаемость в своих семьях.



Если взглянуть на список наиболее рожающих стран, то там – почти сплошная Африка. В первой десятке – Демократическая Республика Конго, Гвинея-Бисау, Либерия, Нигер, Мали, Ангола, Бурунди, Уганда, Сьерра-Леоне и затесавшийся на пятом месте Афганистан. Во второй десятке – Чад, Руанда, Буркина-Фасо, Сомали, Малави, Бенин, Нигерия, Гвинея, Мозамбик, Эритрея и единственная страна из Юго-Восточной Азии – крохотный Восточный Тимор (15-е место).

Третья десятка – также почти сплошная Африка: Замбия, Кения, Танзания, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Того, Мадагаскар, Центральноафриканская Республика и лишь две азиатские страны – Йемен и Палестинская национальная администрация. В четвертой, пятой, шестой десятках начинают появляться отдельные страны Океании и Южной Америки, а первая европейская страна – Албания – появляется лишь на 125-м месте, да и то благодаря культурной специфике этой страны, большая часть населения которой исповедует ислам.



Сейчас 6-7 детей на женщину рожают лишь в Нигере и Анголе, 5-6 – в Мали, Чаде, Южном Судане, Уганде, Сомали, Мозамбике, Замбии, Малави, Руанде и Афганистане. 4-5 детей – норма для Судана, Эфиопии, Нигерии, ЦАР, ДРК и большинства других стран Тропической Африки. В странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко), в Саудовской Аравии, Индии и Пакистане норма – 2-3 ребенка на женщину, а Турция, Иран, Ливан, ОАЭ, Таиланд давно сравнялись с показателями европейских стран – 1-2 ребенка на женщину.

На сегодняшний день «рожающие» страны являются главным поставщиком рабочей силы на мировой рынок труда, особенно низкоквалифицированного. Европа продолжает рекрутировать рабочую силу из Африки, США – из Мексики и стран Центральной Америки (при том, что и в Мексике рождаемость уже начала сокращаться, в списке «рожающих» стран Мексика – на 102-м месте).

Проблема «пустеющих» стран


Что интересно, Западная Европа продолжает выкачивать человеческие ресурсы и из стран Восточной Европы, включая бывшие советские республики Прибалтики, Молдавию и Украину, где рождаемость и так находится на крайне низком уровне. Немногочисленная прибалтийская молодежь предпочитает перебраться в страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию, Данию, даже в Польшу, где есть хоть какая-то работа и куда более высокие зарплаты, чем в родных странах.



В результате население Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии, да и Украины стремительно стареет не только по причине снижения рождаемости, но и из-за продолжающегося оттока населения. И если Конго или Эфиопия этот отток восполняют высокой рождаемостью, то Украина или Латвия высокой рождаемостью похвастать не могут и трудовые ресурсы утекают из этих стран безвозвратно.

Во второй половине XXI века проблема «пустеющих» государств станет более чем актуальной. И ситуация усугубится тем, что те же страны Прибалтики, не говоря уже о Молдавии или Украине, не являются привлекательными для мигрантов. То есть, их даже не будут заселять выходцы из стран «третьего мира». Разве что переселенцы из самых отсталых, постоянно воюющих стран Тропической Африки вроде Центральноафриканской республики, Южного Судана или Демократической Республики Конго теоретически могут быть согласны на миграцию в эти бывшие советские республики. Но и для них она в действительности не имеет смысла, поскольку куда проще прибыть в те же страны Западной Европы.

Демографическая ситуация в России


Однако, не стоит злорадствовать по поводу Украины или стран Прибалтики. Демографическая ситуация в России также оставляет желать лучшего, что уже признают и высшие руководители российского государства. Программы вроде «материнского капитала» дали определенный эффект, но теперь ситуация вновь усложняется. И помочь не в состоянии даже те меры государственной поддержки, на которые у государства хватает сил, что говорить о пропаганде, которая воспринимается молодежью, да и более старшими поколениями, либо с насмешкой, либо в штыки – кто же поведется на призывы рожать по пять детей с зарплатами в 25-30 тысяч рублей и съемными «однушками» (и это в крупных городах).

Сейчас в пике детородного возраста находится поколение, рожденное между 1991 и 2000 годами – это те годы, когда наша страна переживала наиболее сложный период в политическом и экономическом развитии. Рожали мало, вот и мало представителей современного поколения 20-летних. И среди них, особенно если говорить о более-менее образованной и проживающей в городах части молодежи, рождение большого количества детей не рассматривается в качестве желаемой жизненной стратегии.

Конечно, можно винить во всем социальную политику государства, которое, мол, не обеспечивает достойной поддержки матерям (и отцам), включая полноценную помощь в решении жилищного вопроса, выплату нормальных детских пособий, декретных. Но сильно ли помогают «молодым семьям» власти Нигера или Эритреи? Значит, дело все же не в материальных условиях. Меняется система ценностей, меняются и ожидания от воспитания детей. Современные молодые семьи совсем не хотят, чтобы «семеро по лавкам» потом отправились грузчиками на продовольственные базы или уборщицами в «Пятерочки». Но дать достойное воспитание и образование в наши дни становится все сложнее даже для одного – двух детей, не говоря уже о четырех или пяти.



Если говорить о таком ресурсе как более традиционные регионы России вроде республик Северного Кавказа, то их население, во-первых, малочисленно, а во-вторых и там наблюдаются все те же тенденции сокращения рождаемости, особенно когда семьи перебираются в другие регионы, в крупные мегаполисы. Со среднеазиатскими мигрантами та же проблема, да и потом не стоит забывать и о национальной идентичности. Какой мы хотели бы видеть страну через пятьдесят – сто лет? И речь не о расовом, этническом составе населения, а речь о культурных кодах, о том, к какой культурной традиции будет принадлежать пусть и перемешавшееся в этническом отношении население России.

Например, в латиноамериканских странах бразильцы, аргентинцы, перуанцы вне зависимости от наличия испанских, португальских, индейских, африканских, азиатских кровей все же являются нациями романской, католической традиции. Пусть Фухимори, но Альберто! Получится ли в России такой сценарий с выходцами из тех же республик Средней Азии? С этим можно поспорить.

В любом случае, уже в ближайшие десятилетия мир столкнется с очень серьезными проблемами, вызванными старением населения, сокращением рождаемости и изменениями на рынке труда. При сохраняющейся безработице будет расти и количество «пустующих» вакансий, особенно в сфере неквалифицированного и низкоквалифицированного труда. Кто будет работать и обеспечивать все увеличивающееся и увеличивающееся количество долгожителей-пенсионеров, которые рожали в лучшем случае по одному ребенку? Ответ на этот вопрос найти пока не получается ни у маститых демографов, ни у громкоголосых политических лидеров.
145 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    2 июля 2019 18:18
    Хорошая тема затронута, важная !Можно спорить о причинах, но там целый "букет "причин -и духовное воспитание человека играет не последнюю роль.
    1. 0
      2 июля 2019 19:05
      Можно спорить о причинах,

      Причина в либерализме.
      1. +6
        2 июля 2019 20:01
        Наверное, если конкретнее, в general judaicus ideologi и ответвляющихся от нее разнообразных эрзацах, среди которых либерастизм сегодня на первом месте.
      2. -12
        2 июля 2019 20:26
        Люди не желают сильно напрягаться. Государство должно помочь принять молодым правильное решение.
        Предлагаю, пусть основная часть пенсии формируется как сейчас. Но предусмотреть, чтобы часть пенсии зависела от поступлений в пенсионный фонд от детей пенсионера. Получиться, что чем больше у тебя детей, чем выше их белый доход, тем лучше и спокойнее ты будешь жить в старости. Появиться стимул у молодых рожать детей, воспитывать и обучать их. Люди будут стараться получать официальную зарплату, ведь от этого зависит пенсия их мамы и папы.

        Стоит подумать и о возвращении налога на бездетность как было в Союзе. Только платить его должны бездетные граждане не с 18, а например с 25 лет, чтобы иметь возможность выучиться и не затягивая создать семью. Все поступления от этого налога должны целевым образом идти на поддержку семей с детьми.
        1. -3
          2 июля 2019 20:30
          Появиться стимул у молодых рожать детей, воспитывать и обучать их.

          Раньше стимула было хоть отбавляй - жили по Домострою, мне мой покойный нынче дед рассказывал , что раньше по 12-14 детей было в русских селениях.
          1. +14
            2 июля 2019 20:35
            Раньше было раньше. Больше так не будет. В крестьянских семьях каждый ребенок быстро становился работником. Сейчас же чуть не до 30 лет тянем и учим.
            1. 0
              2 июля 2019 20:38
              Раньше было раньше.

              Ясно .....
              1. -1
                2 июля 2019 22:53
                дать достойное воспитание и образование в наши дни становится всё сложнее даже для одного – двух детей, не говоря уже о четырёх или пяти.

                Это мог написать человек, у которого либо нет детей, либо один единственный, растущий или выросший эгоист. Да и сами родители единственного отпрыска – эгоисты, потому что не хотят обременять себя родительскими обязанностями и ответственностью.

                Да у нас среди русских, да и мусульман не так много, в размерах страны, многодетных семей. Но они есть. И только они могут рассказать о сложностях, каких-то тяготах, а более поведают о несравнимой ни с чем радости родительства. Раньше всегда говорили, что один – это не ребёнок, двое детей – это половинка, а вот три – это ребёнок. Смысл родительства – это ЖЕРТВЕННОСТЬ. Ныне она не многим по плечу.

                Достойное воспитание – это от родителей, от того уклада жизни, в котором родители росли и воспитывались. Никакое, даже самое лучшее образование, не заменит ВОСПИТАНИЯ.

                А с воспитанием у нас в стране БЕДА.

                – Да, мы тебя избаловали... Наверное, придётся наказывать!
                – Как это – ВЫ избаловали, а МЕНЯ наказывать??!
            2. +1
              2 июля 2019 23:34
              Цитата: сергей32
              Раньше было раньше. Больше так не будет. В крестьянских семьях каждый ребенок быстро становился работником. Сейчас же чуть не до 30 лет тянем и учим.

              30 - не 30, но учатся сейчас до 23-24 лет: окончание школы в 17-18, бакалавриат 4 года, магистратура 2 года. Парней, которые не откосили, потом ждет еще и армия - вот ему уже и 25 лет. Только в 25 лет молодой человек начинает работать. Но как не имеющий опыта молодой специалист он первое время получает зарплату, на которую семью не потянешь.
              Вот и получается, что женится он сможет лет в 28-30. И это мы не затронули вопрос жилья.
              1. +2
                5 июля 2019 15:31
                Это при условии, что по специальности устроишься и у тебя есть "перспективы роста", а если всю жизнь по 30 тыс. получать? Настоящее рабство и крепостное право не нужно.
          2. +10
            2 июля 2019 20:45
            Вот только мало кто говорит о том, сколько из этих 12-14 детей доживало до совершеннолетия.
          3. 0
            7 июля 2019 11:24
            Цитата: lucul
            Раньше стимула было хоть отбавляй - жили по Домострою, мне мой покойный нынче дед рассказывал , что раньше по 12-14 детей было в русских селениях.
            До того, как земельные наделы стали распределять на рабочие руки, детей было сильно меньше.
            Кроме того, количество детей - компенсация смертности при практически отсутствующей медицине.
            Не знаю, что там говорил Ваш дед, а я листал ревизские сказки. Смертность детей до 7 лет - дичайшая. Иногда из 15 детей до детородного возраста не доживал никто, в среднем - 2-3 человека.
        2. +5
          2 июля 2019 20:37
          Ну, будет просто еще один налог, на который будут стараться заработать еще денег и про детей можно будет совсем забыть. Не до того будет.:-)
        3. 0
          3 июля 2019 00:00
          Цитата: сергей32
          Предлагаю, пусть основная часть пенсии формируется как сейчас. Но предусмотреть, чтобы часть пенсии зависела от поступлений в пенсионный фонд от детей пенсионера. Получиться, что чем больше у тебя детей, чем выше их белый доход, тем лучше и спокойнее ты будешь жить в старости. Появиться стимул у молодых рожать детей, воспитывать и обучать их. Люди будут стараться получать официальную зарплату, ведь от этого зависит пенсия их мамы и папы.

          1) такой стимул есть и сейчас. Взрослые дети могут помочь своим пожилым родителям напрямую, без прокладок в виде пенсионного фонда.
          2) если привязывать пенсию к доходу детей, то большинство предпочтет родить одного, максимум двух детей, а не толпу. В одного-двух детей можно закачать все ресурсы, чтобы те выучились в лучших вузах, не отвлекаясь на мытье туалетов и разгрузку вагонов по ночам, и в будущем имели высокооплачиваемые профессии - ну, скажем, программистов. А на толпу ресурсов тупо не хватит, и в будущем им светит "карьера" грузчиков и кассиров, с соответствующей оплатой. Один-два программиста с зарплатой 100+ тысяч смогут отчислить родителям больше денег, чем 5-7 грузчиков и кассиров с зарплатами по 20-25 тысяч.

          Цитата: сергей32
          Стоит подумать и о возвращении налога на бездетность как было в Союзе. Только платить его должны бездетные граждане не с 18, а например с 25 лет, чтобы иметь возможность выучиться и не затягивая создать семью. Все поступления от этого налога должны целевым образом идти на поддержку семей с детьми.

          В СССР налог на яйца составлял 6%. Полагаю, большинство молодежи сейчас предпочтет платить даже 10% налога, чем поспешно рожать (а через год разводиться, получая алименты и статус "РСП") Содержание ребенка составляет сильно больше 10%. Процентов 25-30, а то и 50-60%, если жена не работает.
          Ну а если введете 30-50% - то бОльшая часть уйдет в тень и будут платить налог с официальной минималки, другие начнут сваливать за кордон, а самые буйные...да тут никакого Госдепа не потребуется, чтобы устроить майдан!
      3. +2
        3 июля 2019 06:25
        Цитата: lucul
        Причина в либерализме.

        либерализм это следствие.
      4. KLV
        0
        5 июля 2019 13:07
        Уточню: причина в либерализме в отношении женщин. Чем больше у женщины прав - тем меньше у неё детей. Чем меньше прав - тем больше она будет сориентирована на рождение детей, так как только дети дадут гарантию достойной старости, особенно если их будет много, даже и без всяких бакалавриатов-малаквариатов.
    2. Подводный охотник
      +5
      2 июля 2019 20:30
      Цитата: Бережливый
      Хорошая тема затронута

      Хорошая и особенно актуальна в свете заявлений Голиковой, что за два месяца убыль жителей России составила 148 т. человек.. жалуется, что не рожают и плохо лечат.. и тут же нам рассказывают, что мол во всем мире так... По барабану, как во всем мире, а то, что русские вымирают-это следствие преступной политики властей в отношении своих граждан.
      1. +2
        2 июля 2019 21:49
        Европа вымирает тоже вследствии преступной политики? Или, все таки причина низкой рождаемости к экономике никакого отношения не имеет?
        1. Подводный охотник
          +4
          2 июля 2019 21:59
          Цитата: АС Иванов.
          Европа вымирает тоже вследствии преступной политики? Или, все таки причина низкой рождаемости к экономике никакого отношения не имеет?

          Рождаемость - это следствие политики государства в отношении своих граждан и естественно экономика один из важнейших факторов. Если бы , государство вело социально ориентированную политику, то и с рождаемостью было бы все отлично. Естественно и образование, культура, просвещение, идеология играют важнейшую роль, тем самым, только совокупное усилие всех институтов государственных могут привести к желаемому результату.. Но усилия я наблюдаю, лишь в собственном обогащении и вывозе капитала зарубеж..
          1. +6
            3 июля 2019 06:47
            Цитата: Подводный охотник
            Рождаемость - это следствие политики государства в отношении своих граждан

            Абсолютно верно. не понимаю минусующих. Тут кое-кто даже хочет превратить баб в свиноматок, единственное назначение которых - рожать, без образования, без жизни вне семьи. Если государство сделало народ биомассой для выкачивания из нее налогов, если в фертильном возрасте люди теряют возможность экономического роста хотя бы из-за пожизненной ипотечной кабалы, если в реальное улучшение дел в стране никто уже не верит, а социальный пессимизм стал нормой для большинства - о какой рождаемости может идти речь?
            В США прирост населения за последние 4 года - 6 млн. человек, и в основном не из-за мигрантов. Ставка по ипотеке - 3,5 % годовых, а для молодых семей и ниже. Видите связь?
            1. 0
              3 июля 2019 07:47
              Приходилось путешествовать на американском круизном корабле, где большинство туристов - семейные американцы. Я обратил внимание, что в американских семьях как правило по трое детей. Это были и совсем молодые родители с маленькими детьми, так и более взрослые с подростками.А учитывая, что переселиться в США желают много людей со всего мира, причем туда едет большинство молодых профессионально состоявшихся людей, то демографические проблемы им не грозят. Кстати в статье ничего не сказано о США. Американцы смогли сделать свою страну привлекательной.
              1. -1
                5 июля 2019 14:19
                В США скоро белых не останется.
          2. +1
            4 июля 2019 06:45
            Цитата: Подводный охотник
            Рождаемость - это следствие политики государства в отношении своих граждан

            тогда надо учится политике у страны Нигер. там у лидеров голова работает как надо.
            рождаемость около 7 штук детей на женщину.

          3. -1
            5 июля 2019 14:17
            Тезис "рождаемость - следствие политики государства" абсолютно неверен. Рождаемость - это следствие проявления инстинкта продолжения рода, свойственного всему живому. У букашек, собачек, кроликов государства нет, как зарплаты и счетов в банках - но размножаются! Осмыслите!
      2. 0
        5 июля 2019 14:10
        Большая часть однокласников умела до 50-и,в основном спились. Власти виноваты?! За свою жизнь каждый отвечает ЛИЧНО. За своё благополучие -прежде всего. У людей слабеет инстинкт продолжения рода, имманентно присущий всему живому. Это социальная болезнь, ненормальность. Социум обязан таких отторгать. Бездетных и малодетных должно ПРЕЗИРАТЬ, ибо это противно общественной морали.
        Некоторые, для борьбы с позывами нормальных инстинктов материнства обзаводятся собачками и кошечками - обратите внимание и запрещайте детям, если хотите внуков.
        1. 0
          24 октября 2020 13:37
          Цитата: виктор н
          виктор н (Виктор н)
          5 июля 2019 14:10

          0
          Большая часть однокласников умела до 50-и,в основном спились. Власти виноваты?! За свою жизнь каждый отвечает ЛИЧНО. За своё благополучие -прежде всего. У людей слабеет инстинкт продолжения рода, имманентно присущий всему живому. Это социальная болезнь, ненормальность. Социум обязан таких отторгать. Бездетных и малодетных должно ПРЕЗИРАТЬ, ибо это противно общественной морали.
          Некоторые, для борьбы с позывами нормальных инстинктов материнства обзаводятся собачками и кошечками - обратите внимание и запрещайте детям, если хотите внуков.


          Какой же у Вас "гениальный" ум! Не много ли берёте на себя? С такими закладками человечишки в насекомых выродятся к ближайшему веку
    3. +3
      2 июля 2019 22:17
      Эмансипация женщин сильно влияет на рождаемость. Вообщем нужно следовать немецкой формуле " Киндер, кухен, кирх".
      1. +5
        2 июля 2019 22:54
        Ага. А еще привязывать, чтоб не сбежала, не давать образования... Вы своей жене такого хотите? Или своей дочери?
        1. KLV
          0
          5 июля 2019 13:25
          Алексей, Вы всё понимаете буквально и только в крайней степени. Вот Вам крайне острый пример: если перед государством и нацией встанет ребром вопрос: или через 50-100 лет мы вымрем, или, чтобы сберечь себя, ограничим женщин в некоторых правах (получение высшего образования, доступ к госслужбе, повышенная пенсия в старости и т.п. - только при рождении двух-трёх детей), стимулируя их на рождение и воспитание детей, то надо выбирать второй вариант. Либерализм здесь не к месту. Кстати, по поводу жены и дочери. Получили они высшее образование в своё время, но работают вообще не по профилю. Зачем было тратить время и деньги на получение ненужного образования? Чтобы было "как у людей, мы не хуже!"?
          1. 0
            5 июля 2019 17:03
            Цитата: KLV
            получение высшего образования, доступ к госслужбе, повышенная пенсия в старости и т.п. - только при рождении двух-трёх детей
            Да-да, высшее образование только после рождения трех детей - это круто. Еще лучше все эти блага предоставлять посмертно. Впрочем, это у нас и так уже делается - например, не индексируются пенсии работающим пенсионерам.
            Цитата: KLV
            или через 50-100 лет мы вымрем
            Уверяю вас, через 50 лет я точно вымру. И даже раньше. И как ни заставляй меня рожать, вымру обязательно.
            Цитата: KLV
            Получили они высшее образование в своё время, но работают вообще не по профилю.
            У меня вся семья - я, жена, дети и внучка - работаем в соответствии со специальностями. А если серьезно, то убежден: только там, где люди верят в свое будущее, в то, что жизнь будет лучше, а не хуже, рождается много детей. У меня оснований для оптимизма нет. У нас не растет экономика, у нас нет справедливого распределения доходов по результатам труда, у нас из страны выкачиваются все ресурсы - нефть, лес, газ, мозги, деньги - а вы хотите наплодить толпы нищих, чтобы они бродили по опустошенной стране и грызлись из-за последних кусков? А нужно ли это?
    4. +24
      2 июля 2019 23:29
      Цитата: Бережливый
      -и духовное воспитание человека играет не последнюю роль.

      Да-да, бабы из Сомали высокодуховные и поэтому рожают со скоростью пулемета. А у нас, значит, твари без совести, и потому рожать не хотят. Так, что ли?
      Дело в другом. С 1946 по 1991 год население России стабильно росло, затем начался спад до 2008 года, затем (и по сей день) едва заметный рост, в основном за счет мигрантов. Абсолютно очевидно, что динамика полностью совпадает по срокам с политическими и экономическими потрясениями в России. И связано всё не только с годами бедности. Поясню на своем примере. В юности я был абсолютно уверен, что жизнь - непрерывный рост, что в ВУЗе будет стипендия и общага, что работы кругом - завались, учись и вкалывай - и сложатся и карьера, и достаток, что мои дети будут ходить в бесплатный садик и бесплатную школу, что государство поможет с жильем (а не будет драть три шкуры по ипотеке). И в основном так оно и было. И потому мы с женой родили и вырастили троих, и все они получили хорошее образование. Но теперь молодая семья не может позволить себе троих детей без того, чтобы не впасть в полную нищету: сын пашет как вол, но ипотека выкачивает доходы. Жена его не работает, и мы с моей женой продолжаем работать, вместо того, чтобы сидеть с внуком - и потому что на пенсию не проживешь, и хочется помочь и сыну, и двум дочерям, и внучатам (их трое).
      Женщины охотно рожали бы, потому что возиться с детишками - большое счастье. Вот только видеть этих детишек нищими и необразованными бабы не хотят. И правильно делают. Но как только (и если) люди увидят, что в жизни есть реальные основания для надежды на лучшее, как только рождение ребенка перестанет ввергать на всю жизнь в нищету, положение с рождаемостью переменится. И зависит все только от руководства страны. Стенания этого руководства по поводу низкой рождаемости лицемерны, власти сами создали эту ситуацию. Может быть, сознательно.
      1. 0
        4 июля 2019 14:00
        Цитата: astepanov
        Вот только видеть этих детишек нищими и необразованными бабы не хотят.

        дешевая отмазка. yes значит кредит на машину она взять хочет, а необразованных детей не хочет. ну че, логично же. машина то по важнее чем дети. это вполне видимые понты и заявка на статусность, не то что дети...
        а вот в Нигерии, где по 15 детей в семье, там то да! там то никакой нищеты. там сплошное благосостояние и от этого такая выдающаяся рождаемость. а главное все такие образованные! ото с чего бы там по 15 штук рожали то?
        Цитата: astepanov
        И зависит все только от руководства страны. Стенания этого руководства по поводу низкой рождаемости лицемерны, власти сами создали эту ситуацию. Может быть, сознательно.

        нет уж! не от руководство, а от вас, тех для кого свое благосотояние важнее интересов страны, и даже собственных детей.

        ПС
        а вы знаете, наверно это и не плохо, то что так происходит. общественно ориентированные создают большие семьи, а ориентированные на личные интересы не создают и как следствие вымирают.
        естественное вымирание либеральной идеи! по моему это отлично good
        1. -2
          4 июля 2019 15:22
          Сэр, для начала вы научились бы писать без ошибок. Судя по синтаксису, вы выросли именно в многодетной сомалийской семье. Далее: приобретение машины становится всё чаще необходимостью, а не роскошью - работать иной раз приходится далеко от дома и от города. Машина стоит гораздо дешевле, чем воспитание ребенка.
          от вас, тех для кого свое благосостояние важнее интересов страны, и даже собственных детей.
          , Интересы страны меня волнуют только в том случае, если совпадают с моими коренными интересами. И интересами моих детей. И что вы понимаете под страной? Страна́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы. Территория! У нее нет интересов! Интересы могут быть у народа, государства, групп людей и у личностей. У нашего государства, похоже, интересы не совпадают с нуждами большинства. И забота об государстве в ущерб себе никак не входит мои планы. То же, вероятно, относится и к большинству сограждан.
          Цитата: SanichSan
          общественно ориентированные создают большие семьи, а ориентированные на личные интересы не создают и как следствие вымирают.

          Да-да, многочисленные и плодовитые семьи таджиков в Москве уж так общественно ориентированы, прямо кушать не могут, пока об обществе не подумают. Прям как Дмитрий Анатолич.
          Цитата: SanichSan
          а вот в Нигерии, где по 15 детей в семье, там то да!
          Вот когда будем жить как в Нигерии (а всё к тому и идет), проблема рождаемости разрешится сама собой. Вы этого хотите?
          1. -1
            4 июля 2019 15:44
            Цитата: astepanov
            Да-да, многочисленные и плодовитые семьи таджиков в Москве уж так общественно ориентированы, прямо кушать не могут, пока об обществе не подумают. Прям как Дмитрий Анатолич.

            но по вашей теории они очень хорошо социально обеспеченны и видимо только о них государство и заботится, а вот про вас, бедных и нищающих, совсем забыло. несправедливость прям ужасная! вот вы и не размножаетесь, а вот таджики совсем другое дело! им то за каждого ребенка российское государство... эм.. what раз уж вы начали это, сколько там из российского бюджета таджикская семья получает за каждого ребенка?
            или может вы лютый бред несете о отсутствие социальных гарантий, а все дело в эгоцентризме тех кто предпочитает себе телевизор купить и машину а не детей воспитывать? wink
            Цитата: astepanov
            Вот когда будем жить как в Нигерии (а всё к тому и идет), проблема рождаемости разрешится сама собой. Вы этого хотите?

            нет, этого хотите вы, а не я wink ну и еще несете бред о том что рождаемость с социалкой связанна.

            ПС
            вас дешевый подкол о грамотности выглядит пошло, и добавляет вам комичности wink
            1. 0
              4 июля 2019 17:19
              Цитата: SanichSan
              или может вы лютый бред несете о отсутствие социальных гарантий, а все дело в эгоцентризме тех кто предпочитает себе телевизор купить и машину а не детей воспитывать?
              Сэр, воспитать нормальных детей в семье, не имеющей денег на телевизор, невозможно. Как вы объясните детям причину, по которой они нищие, а их соседи - нет? Как вы объясните им, почему они никогда не поступят в ВУЗ, никогда не получат престижную работу? В вашей любимой Нигерии нет проблем - там, по данным Всемирного банка за 2010 год, 84,5 % населения Нигерии живут всего на $2 в день в условиях нехватки воды и электричества. 70% работают в сельском хозяйстве. Вот вам и причины высокой рождаемости. Что касается эгоцентризма, то эгоцентрист тот, кто плодится как кролик, не имея возможности толком вырастить детей. Впрочем, вы можете плодиться как вам заблагорассудится, вас никто не отговаривает. Плодиться даже не от любви к жене, не от чадолюбия, а по причине страстной любви государству. Редкая, кстати, форма извращения. Сходили бы вы с сексопатологу.
              А пишете вы всё так же безграмотно.
              1. KLV
                +3
                5 июля 2019 13:39
                "...почему они никогда не поступят в ВУЗ, никогда не получат престижную работу?". Учиться в школе на хорошо и отлично, а затем поступить на бесплатное образование в ВУЗ можно даже и в откровенно бедной (в финансовом плане) семье. Было бы желание у родителей правильно воспитывать и ориентировать во взрослую жизнь своих детей. Считаю, что возможности есть всегда, вот желания заниматься своими детьми, вкладываться в них многие родители-эгоисты не желают (кормим-поим, чего ещё надо?).
                1. 0
                  5 июля 2019 17:21
                  Цитата: KLV
                  Учиться в школе на хорошо и отлично, а затем поступить на бесплатное образование в ВУЗ можно даже и в откровенно бедной (в финансовом плане) семье.

                  Да-да, поступят, но не только лишь все, как говорит известный киевский боксер. Доля бюджетных мест составляет менее 10% от общего числа. А чтобы хорошо учиться, неплохо бы и школу посещать достойную, и с репетитором иной раз позаниматься. Кстати, в школах учителя зачастую принуждают к индивидуальным занятиям, занижая оценки тем детям, которые от этого оказываются. Не слышали про такое? И всё это требует денег, которых в многодетной семье нет и не может быть. Конечно, есть такой шанс - бюджетное обучение, но шанс этот невелик. И еще: много бюджетных мест там, где профессия неинтересна и не престижна. Ребенку не оставляют выбора: ибо ты учишься тому, что тебе ненавистно, либо остаешься за бортом.
              2. 0
                5 июля 2019 14:27
                посвящаю сей пост вам и тем 25 кто поставили вам плюс! laughing
                да, вы совершенно правы! именно благосостояние определяет численность детей и никак иначе. вот нагляднейшие примеры:
                Леонид Михельсон - 144 ребенка.
                Владимир Потанин - 121 ребенок.
                Виктор Вексельберг - 105 детей.
                поскольку борцунамсрыжымом так и не удалось точно установить размеры состояния Путина то точное количество его детей варьируется от 200 до 500! эти цифры наглядно подтверждают то что именно благосостояние влияет на наличие детей в семье. ну а как иначе?
                но низкие доходы это только первая часть демографической проблемы. вторая часть демографической проблемы заключается в том что манагеры, бизнесьмены, светские львицы и прочие деятели культуры, борцысрыжымом и прочие маргиналы-алкоголики, все они, в кого не плюнь, индивидуальность, сильные личности с собственным авторитетным мнением и безусловно человеки с большой буквы "Ч". у них много важных дел! они должны зарабатывать много денег чтоб закрыть кредит за автомобиль и взять кредит на новый автомобиль, они должны выполнять тяжелейшую работы "быть женщиной" и нести то что они называют "культурой" в массы, они должны бороться с кровавым рыжымом, разоблачать, протестова и осваивать инвестиции НКО, они должны бухать... все эти важнейшие цели очень возвышенны и им совершенно не до этой приземленной ерунды с зачатием и воспитанием ребенка. кто же будет решать эти мелкие проблемы? государство и только государство!
                в связи с этим срочно необходимо в думе принять закон о улучшении демографической ситуации. в рамках закона обязать руководство регионов, глав муниципалитетов и их подчиненных и конечно самого Путина, минимум раз в год опылять представительниц указанных групп и жен мужской части этой не плодовитой аудитории. в случае если рост населения не будет достигнут в нужном объеме то обратиться к Шойгу и подключить к реализации указа росгвардию и армию, а также ввести специальны квоты для моряков дальнего плавания. только так удастся поднять рождаемость!
        2. -1
          7 июля 2019 11:41
          Цитата: SanichSan
          а вот в Нигерии, где по 15 детей в семье, там то да! там то никакой нищеты. там сплошное благосостояние и от этого такая выдающаяся рождаемость. а главное все такие образованные! ото с чего бы там по 15 штук рожали то?
          Объясню тем, кто не понимает о причинах дикой (по нашим меркам) рождаемости в той же Нигерии: дети - это "пенсия" в будущем и доход в текущий момент, т.к. образование для абсолютного большинства населения - это минимальный набор навыков, а работа - минимальный набор действий; т.е. работать начинают с малых лет, но при этом сама работа не требует сильно бОльших, чем полученные в детстве, навыков.
          Ну и продолжительность жизни там - тоже аховая.
      2. -1
        5 июля 2019 14:34
        Зачем перекладывать низкий уровень собственных доходов на "руководство страны"? Недоучки, ленивые, недотёпы от рождения неспособны заработать много, но причём правительство? Оно что, должно раздавать недотёпам полученные от меня налоги? Я не согласен!
        С созданием семьи и рождением детей у нормального мужчины включаются механизмы активизации и повышаются возможности зарабатывать. Не раз наблюдал, как после рождения ребёнка резко ускорялось завершение диссертации. А родительская помощь несколько нас развращала. Хотя, сейчас уже мы развращаем своих детей, внуков - природа, однако, забота о потомстве...
        1. 0
          5 июля 2019 17:44
          Цитата: виктор н
          Зачем перекладывать низкий уровень собственных доходов на "руководство страны"? Недоучки, ленивые, недотёпы от рождения неспособны заработать много, но причём правительство? Оно что, должно раздавать недотёпам полученные от меня налоги? Я не согласен!

          А кто просит раздавать? Просят всего лишь не воровать, не мешать, не грабить. В городе, из которого я родом, многие вынуждены работать за 4000 рублей в месяц. Можно на это содержать семью, растить детей? Народ хочет работы, хочет, чтобы не грабили по ипотеке, чтобы было в достатке бюджетных мест в ВУЗах. Для всего этого нужно, чтобы страна развивалась, а не стагнировала, как сейчас, чтобы правительство заботилось о народе, а не об олигархах, чтобы сажали не только стрелочников вроде полковника Захарченко, но и их высокопоставленных подельников, чтобы все эти "планы Путина" и "нацпроекты" реально работали, а не были узаконенной кормушкой для ворья, чтобы у людей появилась, наконец, надежда - вот тогда и дети будут.
          1. -1
            10 июля 2019 17:24
            Да Вы задумайтесь, почему у Вас проблемы возникли? В таких же условиях большинство живёт вполне прилично - сумели решит проблемы! а ВЫ - не сумели! Ищите причину в себе. И осторожней с обвинениями в воровстве, если нет осуждённых - это, минимум, некрасиво. Отдельно обдумайте: среди "олигархов" много хороших работодателей, которые платят значительно больше 4000 рублей. Среди "неолигархов" таких меньше. Так Вы не чинитесь, проситесь на хорошую работу.
            Отговорки о невозможности иметь детей никому не интересны - ни тем, у кого дети есть, ни тем, у кого детей нет.. А страдать от одиночества прийдётся Вам.
            1. 0
              11 июля 2019 21:13
              А кто вам сказал, что у мня проблемы? Это у вас проблемы: лезете, не прочитав комментариев.
    5. -2
      3 июля 2019 01:25
      При чем здесь духовное воспитание. Причина единственная-экономическая. Если в России у мужчины с женщиной не будет проблем прокормить себя и детей, то рождаемость сразу скакнет. Многие с радостью бы завели еще по 2-3 ребенка, но останавливает только одно. Не вывезешь.
      Идельно сформулировал ув. astepanov чуть выше. Но теперь молодая семья не может позволить себе троих детей без того, чтобы не впасть в полную нищету
      1. KLV
        +1
        5 июля 2019 13:48
        Нет, не скакнёт. Пример - страны скандинавских стран, где доходы людей из самых максимальных в мире. Рождаемость - слабая. А причина проста: женщины "самореализуются", живут для себя, задумываясь о рождении детей только после тридцати лет. Теперь про полную нищету. Молодые люди, не могущие прокормить троих детей - сами инфанты, не умеющие/не желающие получать образование/профессию и достойный заработок. Протирать штаны в офисе на минимальную зарплату, платить в рассрочку за айфон и жаловаться - не стыдно, а вкалывать токарем у станка им - стыдно.
        1. 0
          5 июля 2019 17:48
          Цитата: KLV
          Протирать штаны в офисе на минимальную зарплату, платить в рассрочку за айфон и жаловаться - не стыдно, а вкалывать токарем у станка им - стыдно.
          Вы вкалываете токарем у станка, заработали на "трешку" и выплатили ипотеку? У вас трое детей и неработающая жена? И всё это - не в советское время, а сейчас? А не привираете ли вы, милейший?
      2. -1
        5 июля 2019 14:40
        Вы глубоко заблуждаетесь! Если не способны заработать - покопайтесь в себе.
        Вот мне никогда не нравилось признавать себя неспособным, убогим, потому никогда не жаловался. И не просил. Заработать можно ВСЕГДА! Если способности есть....
  2. +1
    2 июля 2019 18:18
    Значит, дело все же не в материальных условиях. Меняется система ценностей, меняются и ожидания от воспитания детей.
    Сейчас просто слишком много развлечений и возможностей провести досуг... Интернеты, телевидение 100500 каналов, парки развлечений, кабаки, торговые центры в конце концов... Подмена ценностей в таком ракурсе происходит незаметно. Без отключения электричества по вечерам проблему рождаемости не решить. Социалка, как ни странно, вторична.
    1. +6
      2 июля 2019 19:19
      1) зарядник и инвертор из Поднебесной и пара автомобильных аккумуляторов стоят меньше, чем одна детская коляска. А за цену коляски можно и генератор прикупить.
      2) на худой конец (и на не худой тоже:)) презерватив можно и в свете свечки надеть.
    2. +2
      2 июля 2019 19:19
      Цитата: Лесс
      Без отключения электричества по вечерам проблему рождаемости не решить.

      "гаджеты" и с внешними аккумуляторами теперь...отключать так на неделю...хотя...выкрутятся,от автомобилей заряжаться будут,лишь бы не рожать.
      1. -1
        3 июля 2019 00:06
        Цитата: Аэродромный
        "гаджеты" и с внешними аккумуляторами теперь...отключать так на неделю.

        Это будет наоборот - удар по демографии. За неделю протухнут продукты в холодильниках. Если одинокие смогут обойтись дошираком и консервами, то семьям с маленькими детьми что делать?

        Цитата: Аэродромный
        хотя...выкрутятся,от автомобилей заряжаться будут,лишь бы не рожать.

        Не стоит отождествлять половые отношения с деторождением. Они, конечно, связаны, но так же, как канал связан с канализацией. Даже имея электричество и интернет с терабайтами порева, люди по-прежнему чпокаются.
    3. +1
      3 июля 2019 13:57
      Без отключения электричества по вечерам проблему рождаемости не решить.

      Помню в 90-х во Владивостоке были веерные отключения. Побочным эффектом стало увеличение рождаемости. Так что доля истины в этом есть. wink
    4. KLV
      0
      5 июля 2019 13:49
      Браво! Мысль об электричестве верна. Были в истории прецеденты, рождаемость подскакивала!
  3. +2
    2 июля 2019 18:20
    Земля перенаселена и начался процесс сокращения.
    1. +7
      2 июля 2019 19:22
      Цитата: семург
      Земля перенаселена и начался процесс сокращения.

      совсем "перенаселена" ? толпа займёт на поверхности планеты площадь 75 квадратных километров (выделено на карте Земли красным квадратиком). Есть такие расчеты. не кажется ли вам,что о "перенаселении" кто то сознательно врёт ?
      1. -1
        2 июля 2019 19:40
        Земля явно перенаселена , и если это дело не привести к гомеостазу между потреблением ресурсов и их восстановлением , то придется искать другую землю . Или начать большую войну для сокращения населения . Колонии бактерий или убивают своего хозяина , или хозяин сокращает их численность с помощью антибиотиков и укрепления иммунитета.
      2. +3
        2 июля 2019 21:44
        Дело не в занимаемой толпой площади, а в количестве ресурсов. Как бы каждому нужно (как минимум!) что-то есть, пить, во что-то одеваться, где-то жить... А для всего этого нужны ресурсы. И тут два выхода: развитие экотехнологий (что как бы и делается, но этого не хватает), сокращение потребления (очень сложно применить без крайне жёстких мер) либо уменьшение числа потребителей, т.е. сокращение населения.

        Но есть ещё одна проблема, и она в статье не рассмотрена. Технологическая безработица. В не таком далёком будущем многие профессии могут исчезнуть — люди будут заменены автоматами и работами. Они не устают, их обслуживание намного меньше зарплаты человека, они беспрекословно выполняют свои задачи 24/7... Футурологи уже наперебой составляют список исчезающих профессий. И среди них есть крайне распространённые. Продавец, например. Вот в эпоху Возрождения были луддиты — люди, которые ломали станки, так как те решали их работы. Так вот, сейчас может быть также. Даже хуже. Если люди будут вытеснены, то куда им поддаться? На что им жить?
        1. +2
          3 июля 2019 00:00
          Но есть ещё одна проблема, и она в статье не рассмотрена. Технологическая безработица.

          Проблема технологической безработицы решается государственным планированием. Просто задач для человека в современном мироустройстве нет. Почитайте фантастику 60-х, 70-х. О чём тогда люди мечтали. Освоение Океана и Космоса, глобальный контроль над климатом (изменение океанских течений, например), озеленение пустынь... Короче всем работы хватило бы на долгие-долгие годы. А сейчас из людей сделали потребителей, а лишние потребители не нужны, да.
          1. 0
            3 июля 2019 12:46
            Да я знаю. Я до сих пор мечтаю winked
            Оно то и верно. Я сам за такой вариант всеми руками и ногами. Но если бы все было так легко.
            К примеру. В 60-70 думали, что к концу ХХ века появятся первые поселения на Луне и Марсе. Уже 2019... Сейчас ориентировочная дата для Марса — середина 2030-х, и то если все будет хорошо складываться и развиваться. И то, по самым оптимистичным подсчётам, к концу этого века там будет максимум 1 млн человек. Это слишком мало. К тому же, если кислород, воду и еду они смогут на первых этапах производить сами, то всё остальное (техника, лекарства и пр. и пр.) нужно будет доставлять с Земли. А это ещё больше затрат. Тут нужен технологический прорыв, иначе слишком дорого.
            С климатом, как мне кажется, палка на двух концах. Все взаимосвязанно. И изменение климата в одном месте в лучшую сторону может привести к изменению в худшую в другом. При этом сейчас нужно не просто озеленять, а для начала хотя бы предотвратить опустынивание.
            В любом случае, Земля катится в бездну и человечеству нужно что-то менять, пока ещё не стало слишком поздно...
            1. 0
              4 июля 2019 14:21
              Цитата: Бесконечность
              Тут нужен технологический прорыв, иначе слишком дорого.

              будет вам технологический прорыв и миллиарды, не миллионы а миллиарды, безработных! во веселуха будет laughing
            2. 0
              24 октября 2020 13:55
              Цитата: Бесконечность
              Сейчас ориентировочная дата для Марса — середина 2030-х, и то если все будет хорошо складываться и развиваться. И то, по самым оптимистичным подсчётам, к концу этого века там будет максимум 1 млн человек.


              Вы серьёзно в это верите? Тому что смишки вещают на эту тему? К середине, только 2140-х. И никак не раньше. Это естественный нормальный вариант классического межпланетного ---- сел корабль на оранжевую соседнюю планету, челы походили по грунту, посмотрели ландшафты. Да и обратно прилетели на матушку Землю. Ну если туда уже только трупы прилетят с Земли, или там только трупами им останется стать по высадке, то тогда может быть и в текущем 21
      3. +1
        3 июля 2019 03:25
        Недавно смотрел этот ролик с "расчетами". Возьми калькулятор и проведи ревизию фактов того болтуна- сюрприз будет.
      4. +1
        4 июля 2019 14:19
        ну если не считать сколько нужно территории и ресурсов чтоб эту толпу кормить, одевать, обеспечивать жильем и тд, то да. НО! все это нужно и ресурсы не бесконечны.
  4. +5
    2 июля 2019 18:21
    Проблема вся в уровне жизни, но с позиции, чем вышу уровень, тем ниже Ирода ёмкость. В странах с высоким уровнем, некогда рожать детей. Надо обеспечивать будущее себе. Воспитывается общество эгоистичных потребителей.
    Работает установка, живи сегодняшним днем, жизнь одна и прочие, которые работают на капиталистов. Если человек не заботится о детях, значит он много тратит на себя. Плюс действуют зоконы, которые косвенно запрещают иметь детей. На пример о трудовом стаде, куда годы ухода за ребёнком включаются от части или не включаются вообще.
    1. +4
      2 июля 2019 19:25
      МЫ сегодня живем в долг,в условиях нестабильности и нищеты населения.
      -Женщины не хотят плодить нищету.
      -Второй момент. У мужиков алкоголизм зашкаливает.От кого рожать нормальной женщине?
      -Третий момент.Сколько детей в интернатах?Думаю,что немало.Только государство не спешит поддерживать ни детдомы,ни семьи в целом.
      Рожать не хотят(некоторые просто не способны),но МНОГИЕ желали бы усыновить/удочерить при соответствующей программе поддержке государства,как в США.
      1. +7
        2 июля 2019 19:50
        Обеспеченные люди тоже размножаться не собираются. Люди хотят жить для себя.
        1. +6
          2 июля 2019 20:42
          Цитата: АС Иванов.
          Люди хотят жить для себя.

          идеология потребления sad "нам не нужен человек Творец, нам нужен грамотный потребитель", читай трутень
          1. 0
            4 июля 2019 14:26
            Цитата: Бармалейка
            идеология потребления "нам не нужен человек Творец, нам нужен грамотный потребитель", читай трутень

            ну дык это.. может все идет по плану? общественно ориентированные создают большие семьи, трутни и эгоцентричные не размножаются... естественный отбор так сказать. wink
      2. +4
        2 июля 2019 20:41
        Цитата: knn54
        -Женщины не хотят плодить нищету.

        бедность или богатство не имеют к этой проблеме ни какого отношения
      3. 0
        3 июля 2019 12:12
        Почему сразу об алкоголизме мужчин говорят? Женщины не меньше пьют. А у ж как упала репутация русских женщин за последнее время! Мундиаль все показал. Но стараются умалчивать. По прежнему виноваты только мужчины.
    2. +1
      4 июля 2019 14:22
      Цитата: mark2
      Проблема вся в уровне жизни

      совершенно верно! вон в Нигерии какойнибут тот самый уровень жизни при котором по 15 детей в семье. ну как? будем к этому стремиться? или не в уровне жизни дело?
  5. +10
    2 июля 2019 18:22
    у нас в стране 3 основных причины происходящего - государство отказывается помогать, людям очень трудно выйти на уровень достаточности
    и второе - эмансипация. Мужики потеряли какие-либо гарантии от вклада в семью. Законы и суды их угнетают, женщины массово (до 40-50% по оценкам социологов) вынашивают детей, не принадлежащих мужу, прав на детей у мужиков почти ноль. Влияние на жену, особенно которая симулирует побои и прочие вещи творит, ноль. Экономической основы от кучи детей тоже ноль, скорее большая демотивация.
    1. +6
      2 июля 2019 18:29
      Да вы батенька шовинист, но я с вами соглашусь)) Эмансипация - это скорее главная причина падения рождаемости. А как мужики в США или Европе вообще жениться отваживаются мне лично не понятно
      1. +1
        4 июля 2019 14:28
        Цитата: evgic
        А как мужики в США или Европе вообще жениться отваживаются мне лично не понятно

        нормально! правда друг на друге laughing
    2. +2
      2 июля 2019 18:52
      Если мужчина в семье будет зарабатывать , что бы обеспечить достойный уровень жизни своей семье , то можно как то " принудить " иметь больше детей . К примеру налогом - мало , или нет детей , плати больше налогов , при большем количестве можно и совсем освободить .
      Но это политика государственного уровня .
      Это не единственный путь , но частично могло бы увеличить население страны .
      1. +12
        2 июля 2019 19:00
        Если мужчина в семье будет зарабатывать , что бы обеспечить достойный уровень жизни своей семье

        Достойный уровень на всех жителей в стране , при капитализме, вы НИКОГДА не заработаете, просто исходя из основ капитализма. Люди готовы платить любые деньги за товары , лишь бы это было только у них одних и больше не у кого. Этот комплекс неполноценности (выделение себя через вещи , а не через деяния ) основной драйвер роста капитализма.
        Могу напомнить , как Ост-Индийская компания выжигала плантации специй на целых островах!!! , чтобы держать высоким спрос и безумно высокую цену на специи в Европе.
        Но непонимающим осликам травят красивую сказку - вы больше работайте ,чтобы зарабатывать больше. ))
        1. -4
          2 июля 2019 19:14
          Вы заблуждаетесь . Примером могут служить страны западной Европы в пятидесятые , до семидесятых годов прошлого века . Отцы семейств обеспечивали достаток , женщины рожали , воспитывали и вели домашнее хозяйство . Тогда работающую женщину не так часто можно было встретить
          В данный момент (насколько мне известно) , за ребенка государства в Европе платят около 200 евро в месяц .
          1. +1
            4 июля 2019 14:32
            самый высокий уровень рождаемости в наиболее нищих странах. "не могу обеспечить семью" это дешевая отмазка чтоб потратить деньги на себя любимого.
        2. +6
          2 июля 2019 19:42
          Именно так, чем больше работаешь, тем больше у буржуинов золотых унитазов.
          1. -3
            2 июля 2019 20:04
            При чем здесь буржуины и золотые унитазы ?
            ЗАРПЛАТА должна быть достойной . А работа ... По законодательству большинства развитых , 8 часов .
            1. +9
              2 июля 2019 21:13
              При том, что достойную зарплату буржуины платят только незаменимым (труднозаменимым) специалистам, которых очень мало. А зарплаты основной массы населения строго по Марксу стремятся к уровню простого воспроизводства. Проще говоря - чтобы ноги не протянули и завтра работать пришли.
              Ну а зачем им платить? Это же придется от золотых унитазов отказаться и вместо Рейндж Ровера ездить, как лоху, на Тойоте. Проще выгнать смутьяна, ведь за воротами проходной стоит толпа безработных и мигрантов.

              И это и есть тот самый "правильный" капитализм. Чем больше предложение на рынке труда - тем ниже этот труд стоит.
              Что же касается западных стран и послевоенного "золотого тридцатилетия", то достойная зарплата и достойные условия труда появились не благодаря капитализму, а скорее вопреки. Во-первых, тамошние рабочие долго и упорно требовали нормальных условий труда, а во-вторых - тамошний буржуин был напуган 1917 годом и Советским Союзом, который только что похоронил нацизм и в разоренной стране сделал ядерную бомбу. Буржуин здраво решил, что лучше поделиться частью, чем лишиться всего.
              (был и еще один мотив, известный с Форда - чтобы люди покупали твой товар, у них должны быть деньги)
    3. -4
      2 июля 2019 20:44
      Цитата: yehat
      Экономической основы от кучи детей тоже ноль, скорее большая демотивация.

      вы реально считаете что они думали о экономических выгодах?
      1. 0
        4 июля 2019 06:52
        Цитата: Бармалейка
        вы реально считаете что они думали о экономических выгодах?

        семья Ильича была не из бедных
        1. -2
          4 июля 2019 07:23
          и?!!
          что это означает?
          1. -1
            5 июля 2019 08:31
            Цитата: Бармалейка
            и?!!
            что это означает?


            вы привели пример богатой семьи с 5 детми. каким образом богатая семья иллюстрирует ваш вопрос:
            вы реально считаете что они думали о экономических выгодах?
            1. -2
              5 июля 2019 08:42
              внимательно ветку прочтите
              одним из постулатов было, что мол рождение большого количества детей связанно с экономической выгодой
              согласитесь, что в этом случае постулат как бы не совсем к месту
              1. 0
                5 июля 2019 08:43
                Цитата: Бармалейка
                одним из постулатов было, что мол рождение большого количества детей связанно с экономической выгодой

                с этим я также не согласен поэтому привёл пример Нигерии.
                просто не понял про Ульяновых
  6. +8
    2 июля 2019 18:51
    Знач так. Достаток и перспективы развития никогда не являлись фактором, влияющим на рождаемость. Фактор там один, и хоть убейся - уровень образования, особенно у женской половины населения - все. Малевать почему - просто лень, но это факт и описан он во многих учебниках.
    Теперь решайте сами, что делать в масштабах страны laughing А потом в масштабах мира. Это давний тупик, просто сейчас его стали замечать... Потому как раньше экологами считали Гринпис, а не именно экологов, которые эту фишку знают уже давно. А ВОЗ предпочитало истерики мастырить вокруг плевой проблемы СПИДа, чем делом заниматься...
  7. +1
    2 июля 2019 19:34
    Первому миру большая численность собственного населения уже не нужна: человек Запада просто "повышает свой чин", замещая внутренний пролетариат внешним.
  8. +3
    2 июля 2019 19:35
    Без жесткой госполитики по поддержке рождаемости, дело - швах.
    Все просто: чем больше детей, тем больше помощь. Но не субсидии, а именно адресная помощь детям.
    Детям нужно помогать, а не родителям. Чтоб они не были обузой им. (идей много, не осилю писать.)
    1. -1
      5 июля 2019 16:52
      Умные, сильные, активные создают семьи, рождают и растят детей, находят выходы из тяжёлых жизненных ситуаций. Прочие ноют и просят подачек. Это маркеры, позволяющие ориентироваться в социуме. В частности - работодателям: нет детей - толку не будет, два ребёнка - человек ответственный, три и более будет предан делу, можно на него полностью положиться. Бездетные и малодетные - ненадёжны и малопродуктивны. Проверено.
  9. +4
    2 июля 2019 19:40
    Как по мне, так второй демографический переход планете только на пользу пойдет. Хотя бы несколько снимет антропогенное давление на раздербаненную планету.
  10. +2
    2 июля 2019 19:52
    А почему численность человечества должна непрерывно расти? Планета имеет ограниченный ресурс, люди не могут плодиться бесконечно. Где-то должна быть граница, и , похоже, мы её уже нащупали. Беспредельный рост населения выгоден только с точки зрения капитала, расширяя базу извлечения прибыли. А природа такой нагрузки просто не выдерживает.
  11. +1
    2 июля 2019 20:38
    Ну вот начинаешь после универа самостоятельно жить на 30-35 т.р. на съемной гостинке за 15 т.р. и... все, тупик. На квартиру так не накопить, в ипотеку первоначальный вклад не внести и не потянуть выплаты, а без жилья детей не хочется делать. Раньше детей делали проще, по многим причинам. Как ни странно, но алкоголь в этом помогает. В этом легко убедиться, привязав день рождения к праздникам + 9 месяцев. Я лично видел такой пример - сестра матери так нарожала 4 детей от разных отцов в результате разгульного образа жизни.
    1. +6
      2 июля 2019 21:29
      Цитата: Архонт
      Ну вот начинаешь после универа самостоятельно жить на 30-35 т.р. на съемной гостинке за 15 т.р. и... все, тупик. На квартиру так не накопить, в ипотеку первоначальный вклад не внести и не потянуть выплаты, а без жилья детей не хочется делать.

      Так и есть. Буквально вчера-позавчера это все обсуждалось в темах про пенсию и демографию. Только у нас по городу 30-35 т.р. - это хорошие деньги даже для взрослого мужика. А молодым специалистам обещают 22 тысячи - и живи как хочешь.
      Наиболее реалистичный способ обзавестись своим углом - после универа продолжать жить с родителями и копить сэкономленные деньги на квартиру или хотя бы на первый взнос. Если родители дополнительно помогут - тогда есть шансы купить угол.
      Но это, во-первых, теперь не модно ("хи-хи, он в 25 с мамой живет, маменькин сынок, тряпка, не мужик"), во-вторых, объективно не позволяет завести семью (две хозяйки на одной кухне не уживаются) и вообще выстроить отношения дальше походов в кино и в кафе. И в-третьих - не всем родители могут помочь, или они живут в другом городе.

      Цитата: Архонт
      Раньше детей делали проще, по многим причинам.

      Одна из главных: СССР была очередь на жилье, в которую, как правило, ставили семьи с детьми. Одиноким и бездетным парам отдельная квартира не светила - место в общежитии, комната, в лучшем случае малосемейка.
      То есть дети приближали получение собственного жилья. Или, как минимум, не отдаляли.
      Теперь на квартиру нужно копить самому из своих доходов. А дети, во-первых, потребуют расходов на их содержание, во-вторых, потребуют сил и времени, которые можно было бы потратить, например, на подработку. То есть деторождение отдаляет получение собственного жилья.

      Цитата: Архонт
      Как ни странно, но алкоголь в этом помогает. В этом легко убедиться, привязав день рождения к праздникам + 9 месяцев. Я лично видел такой пример - сестра матери так нарожала 4 детей от разных отцов в результате разгульного образа жизни.

      Только вот качество таких детей весьма посредственное. Вряд ли нужно улучшать демографию , олигофренами, уродами и инвалидами.
      1. 0
        3 июля 2019 05:55
        Со всем согласен. К этому еще нужно добавить совершенно неоправданную цену за железобетонную коробку квартиры. Те же самые хрущевки в свое время очень быстро и дешево строились. Рекорд СССР - 5 дней. Кроме того, эти дома были в основном пятиэтажными и это очень хорошо для нагрузки на инфраструктуру. Из наблюдений сделал вывод, что дома, начиная с девятиэтажек, сильно перегружают дороги, школы, детсады и т.д. Да чисто психологически пятиэтажка не давит так, как дома с 9,11,15,20 и более этажами. У нас, в сейсмически небезопасной зоне построили 40-этажный жилой дом, потому что земля дорогая и недвижимость дорогая, жадность невероятная. Так теперь эти башни выглядят как зубы города, натыканные как попало.
    2. -1
      5 июля 2019 17:02
      А тупики многим нравятся: не надо никуда спешить. Потом, правда, тошно станет, но это уж потом. Если сразу из тупика не выберешься, потом это становится невозможным - сзади подпирают, а компания отмороженая, развлекается без комплексов. Позже остается только скулить и клянчить подаяния. Но есть и "сладенькое": ненавидеть и пакостить успешным......
  12. +7
    2 июля 2019 20:40
    интересная статья. миром правит капитал, и этим все сказано. у нас в россии просто уничтожается институт семьи.ведь пропаганда халявной жизни не сегодня началась. стоит вспомнить фильмы времен перестройки, интердевочка ,, маленькая вера,, и т.д и какая мораль тогда звучала. в союзе всё плохо - мужики одни булдыри, и делать тут нечего, надо валить на запад. а привлечь западного мужика раз плюнуть. надо хорошо........ поняли о чём разговор. и понеслись конкурсы красоты, и прочие прелести жизни. на этом уже выросло целое поколение. женщинам рожать не надо, главное быть вечно молодой, чтоб богатым нравится. потом пришло нынешнее время, и немного другие ценности. женщина- это товар который, и покупается, и продаётся. у кого есть деньги может купить все, что захочет, главное деньги. посмотрите какие передачи и фильмы идут на тв. прям про,, золушек,, из российской глубинки. и это приносит уже результат. главный аргумент- мужик ДОЛЖЕН много зарабатывать, и не важно как, хоть воруй но чтоб много. 30-50тысяч уже не деньги.а что за эти деньги мужик здоровье рвёт, на северах, на дальнобое, или в море ,не в счёт. секретаршей или девочкой по вызову за день столько можно получить ,не напрягаясь. какая семья, какие дети, о чем речь. придите в москве ,на любой вокзал, и посмотрите, сколько из глубинки россии ,приезжает молодых девчонок . и все за красивой жизнью. капитализм.
    1. -1
      5 июля 2019 17:09
      Общественная мораль деградирует, её и лечить надо в первую очередь - всем миром, а не перекладывая на государство. КАЖДОМУ.
  13. +3
    2 июля 2019 20:45
    Боюсь, что всё закончится тем, что государство вложиться в процесс искусственного зачатия и выращивания необходимого количества новых послушных граждан, которые станут собственностью этого самого государства.
    1. +1
      3 июля 2019 11:06
      Что кроме здоровья физического и умственного, послушания и хорошей управляемости позволит иметь прогнозируемые результаты... думаю за этим будущее, матрица?
      1. +1
        3 июля 2019 14:53
        Думаю что да. Если новые поколения пропитаны тем, чтобы жить для себя, то государству ничего не останется кроме как рожать детей для воспроизводства человеческого материала и затачивать его для себя - армия, полиция, чиновничий аппарат... Эти люди станут частью системы с самого рождения.
        1. 0
          3 июля 2019 15:04
          Согласен с вами.
  14. +1
    2 июля 2019 20:46
    Демография из чисто умозрительных дисцыплин, давно стала важнейшей составляющей, указывающей на жизнеспособность конкретного государства. Анализ рождаемости и структура населения по национальному составу на перспективу стал одним из неназываемых и непризнаваемых факторов распада СССР. А ведь причины то никуда не делись.
  15. -4
    2 июля 2019 20:54
    Лично я вижу выход в государственном воспитании и содержании всех детей страны. Если не можешь содержать ребенка, сдаешь в спецучреждение с профессиональный воспитателями, учителями, тренерами и всеми условиями для развития, а потом приходишь пообщаться или погулять на выходных. Можете назвать это антиутопией, бредом, но сработает лучше тех решений, что существуют. А если семья с достатком, то и детей можно самому воспитывать.
    Вообще, когда государство говорит, что нужно больше рожать, а ты видишь, что аптеке висит объявление «помогите подгузниками. наши 500 отказничков очень нуждаются», то понимаешь, что государство лукавит. Потому что, если бы это было так, то отказники были бы на 100% обеспечены всем необходимым. А иначе выходит, что это люди, лишние для государства.
    1. -1
      5 июля 2019 17:16
      Увы, социальная деградация прогрессирует. Что чувствует человек, на склоне жизни оставшийся один, никому не нужный, мерзкий и противный для молодёжи?
  16. +2
    2 июля 2019 21:09
    И что дальше ,Срочно всем в койку ? В принудительном порядке да ,налог на бездетность хотите ? Выживет самый живучий ,и все ,не стоит из мухи делать слона . Останутся одни негры ,да и ладно ,значит такова воля Вселенной .
    1. 0
      3 июля 2019 11:10
      И очередное расселение, как и раньше, начнётся с Африки... а за это время произойдёт восстановление экосистемы...
  17. +3
    2 июля 2019 21:55
    Останутся негры и азиаты .... как то так.
  18. Проблема будет решена просто: человечество уничтожит само себя, а будущие мыслящие существа будут на металлической, диэлектрической, полупроводниковой, силиконовой и прочих физико- химических основ, но, вряд ли, биологических основах.
    Человек слишком проблемный для Вселенной как вид: нерационален, загрязняет среду, убивает все вокруг, сам себя пожирает и мешает Вселенной познавать себя.
    Машины будут более совершенны.
    Умные машины научились лучше человека видеть, слышать, осязать, ощущать и обонять, а также блефовать, хакерствовать, играть в видеоигры, шахматы или Го, переводить, распознавать человеческий голос и обрабатывать естественные языки.
    Человек же- главное зло на Земле.
    1. -1
      2 июля 2019 23:32
      ... Машины будут более совершенны. .....
      ....)
      Не будет никаких машин. Если они будут более совершенны, то они на первой рефлексивной итерации сразу смекнут, что ..... им совсем не нужно, бессмысленно и не по нутру ...играть в шахматы, слышать, созерцать и обонять , хаккерствовать и внимать прямой линии механического ВВП ... и скорее всего, как и "седые пирамиды" осознанно макнутся в ... "вечный покой " ...)
  19. +1
    2 июля 2019 22:24
    Это проблема сложная, её надо решать комплексно, и она решается в каждом государстве по своему. В моем видении самое главное, это культура воспитания человека, образование, медицинское обслуживание, финансовое обеспечение, ну и самое главное это воспитание в семье. А также религия национальность, место проживания, и многое другое, короче большой комплекс мер направленный на развитие общества и государства. История показала, что если государство живет при капиталистическо либеральном строе оно начинает деградировать и стареть, социалистическое общество более развито, оно развивает человека духовно, дает больше знаний, учит заботиться о близких и т. д., помогает в социальном плане, бесплатные детские сады школы, вузы, спортивные секции, больницы, недорогие продукты питания, бесплатное жильё и хорошо оплачиваемая работа.
    1. -1
      5 июля 2019 17:22
      Паскудный капитализм в России в Х!Х - начале ХХ века породил огромное количество культурных шедевров и ярких личностей в культуре. Потом - много меньше (???- кто не согласен?). Парадокс!
  20. +1
    2 июля 2019 23:53
    Цитата: knn54
    МЫ сегодня живем в долг,в условиях нестабильности и нищеты населения.
    -Женщины не хотят плодить нищету.

    Бредите. Давайте сравним уровень жизни в нищем Мозамбике и локомотиве экономике ЕС Германии. Согласитесь, в Германии она выше. Но в Мозамбике выше рождаемость. Значит от уровня дохода это не зависит.

    Цитата: knn54
    -Второй момент. У мужиков алкоголизм зашкаливает.От кого рожать нормальной женщине?

    А давайте сравним бухающую по черному Великобританию и не пьющую Турцию. Никакой разницы. Значит от алкоголизма ничего не зависит?
  21. +2
    2 июля 2019 23:56
    средняя продолжительность жизни также повышается, смертность от болезней сокращается, люди начинают жить все дольше


    это всё лишь на бумаге а не в реальности.В реальности же стремительно "помолодело" население страдающее деменцией (старческим слабоумием) так что если им страдали 70-летние то сейчас им начинают страдать те кому за 50.Инсульт и инфаркт были раньше болезнями пенсионеров а сейчас эти болезни косят народ начиная с 30-лет.
    Уровень медицины в регионах такой что уже не проводят даже те операции которые делали в тех же самых больницах и поликлиниках при СССР,отправляя больных за сотни километров в областные больницы и центры.
    Рост налогов,поборов + одновременное повышение тарифов жкх при снижении зарплат ну никак не способствует росту рождаемости.
    Отдельно стоит упомянуть и либеральную пропаганду направленную в первую очередь на женщин чтобы снижать эту рождаемость(сделай сначала карьеру а родить всегда успеешь а пока жри противозачаточные ведрами и делай аборты).Это всё начиналось в 90-е с центров планирования семьи а сейчас дает свои плоды в виде вымирания населения.
  22. 0
    2 июля 2019 23:56
    Цитата: rocket757
    Останутся негры и азиаты .... как то так.

    ... на правах рабов. И нация господ, которая сейчас весь этот развал организует.
  23. +3
    3 июля 2019 00:04
    Либерализм, пропагандируемый капиталом. Либеральные идеи порождают общество потребления. Среднестатистическим домохозяйствам(семьям) элементарно не хватает средств на воспитание бОльшего количества детей. При том, что государство самоустранилось от создания условий комфортной среды для воспроизводства и воспитания собственных граждан. Платная медицина, образование и т.д. Это только в конституции наше государство социальное и что-то там гарантирующее. А по факту...? Задумывались ли вы сколько материальных ресурсов необходимо среднестатистической семье, например за 20 лет. Подсчитайте, и вы будете неприятно удивлены. Приведу простой пример по бытовой технике. И так, за 20 лет было приобретено: уже третий холодильник, третья стиральная машина, чайников штук 6 или 7. Замечу, техника уровня выше среднего и высокого. Не возможно сделать технику с хорошим ресурсом? Возможно. Но этого капиталу не нужно. Мы должны всё время потреблять. Поэтому домохозяйства(семьи) всё время должны оглядываться назад, а вдруг? Воспитывая 2-3 детей, замена вышедшего из строя холодильника или стиральной машины, это очередная серьёзная встряска для семейного бюджета. При том, что государство вещает о значительной среднестатистической зарплате наших граждан. Но на самом деле денег не хватает. Проблема нашего государства в неустойчивости и не эффективности экономической модели. Как мы были сырьевым государством, так им и остаёмся по сей день.
  24. +1
    3 июля 2019 01:32
    Ну, Пакистан с Бангладеш не перестали как бы
    1. 0
      3 июля 2019 04:19
      Только уровень жизни там на уровне Африки, антисанитария и смертность запредельные.
  25. +2
    3 июля 2019 05:59
    Живой пример.
    Семья, двое детей, родителям по 28.
    Муж работает, жена в декрете. На 4ых суммарный доход (зп мужа и декретные жены - 65). Ипотека, коммуналка, расходы на жизнь. Семья не голодает, одета, обута. Но лишнего позволить не может. Отпуск - у родителей на даче. Ресторан - дома на кухне. Авто, старенькая японка. О третьем даже не думают. Просто не потянут. Была бы своя квартира, было бы легче.
  26. 0
    3 июля 2019 06:39
    Необходимо в разы увеличить цену на противозачаточные средства.. laughing И ТВ с интернетом что бы не были круглосуточными... laughing
  27. -1
    3 июля 2019 07:57
    Рост уровня жизни подразумевает рост количества проблем, которые нужно решить для этого роста, чем выше уровень потребностей - тем больше требуется ресурсов и сложнее их получить. Поэтому высокая рождаемость только в примитивных социальных укладах и там где уровень потребностей ограничен минимумом для выживания. Возврат назад в первобытно-общинный строй невозможен. Количество потребностей и разрыв в уровнях потребностей, как и разрыв в уровнях реального благосостояния населения для их удовлетворения только увеличиваются и этот процесс бесконечен - капитализм диктует. А дополнительный член семьи только увеличивает количество требуемых ресурсов. В условиях глобального потребительства и ограниченности ресурсной базы, да с бонусом в виде несправедливого их распределения... имеем то, что имеем - до идеального социального устройства как до Луны на лыжах и общие тенденции оптимизма не добавляют.
    1. -1
      5 июля 2019 17:36
      А мне капитализм не мешает! У меня ЕСТЬ прекрасные внуки, жду ещё. Я их балую, они меня радуют. Жильё себе построил сам. И другим помог. Машина не нужна, обхожусь такси. Обустроен, сыт, одет. Стар. Никогда ни у кого ничего не просил. При социализме даже льготными путёвками не пользовался. При малых детях было тяжело, но был молод, активен, не ленив.
      Хныкать - некрасиво и недостойно. Успехов всем!
      1. -1
        9 июля 2019 08:48
        Цитата: виктор н
        А мне капитализм не мешает! У меня ЕСТЬ...

        Рад за вас. Но отдельно выдернутые и неоднозначные частные примеры не отражают ОБЩИХ тенденций.
        К тому же, придерживаюсь вот такого мировоззрения:
        Не сравнивай настоящее с тем что было, думай о том, что может быть. Так как в прошлое уже не вернуться, а вот будущее рано или поздно станет настоящим.

        И бонус:
        "Пессимист - это хорошо осведомлённый оптимист" smile
        1. -1
          10 июля 2019 17:29
          "...думай о том, что может быть".ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.
          1. -2
            11 июля 2019 10:50
            В лес ходят и оптимисты, и пессимисты, но первые ходят в одиночку и с надеждой не встретить волков, а вторые только группой и с ружьем. Из леса обратно вышло больше пессимистов, чем первых. winked
  28. 0
    3 июля 2019 09:08
    Цитата: Кузнец 55
    Тогда работающую женщину не так часто можно было встретить

    тогда хозяйство требовало массу труда, женского труда много нужно было дома,
    а разрываться между карьерой и домом - занятие весьма непростое.
    а сейчас все автоматизировано, даже хавчик можно купить и просто разогреть.
    женщинам почти нечего делать дома, вот и работают.
    меня поражают те женщины, которые хотят стать домохозяйками - чем они планируют заниматься? Ну я понимаю, когда семья 11 детей, но нет, скорее детей вообще нет.
  29. +2
    3 июля 2019 09:20
    Цитата: ak747
    Рейндж Ровера ездить, как лоху, на Тойоте

    вот всех этих заморочек про последний айфон или бмв х5 я вообще не понимаю
    катаюсь на тойоте и доволен как слон. телефон китайский, в 4 раза дешевле айфона, но делает то же самое.
    зарядка держит 8 дней работы.
    1. 0
      3 июля 2019 13:39
      Э-э-э, вы не любили - вам не понять!!!... :)
  30. 0
    3 июля 2019 09:43
    Имеется выбор. Какой человек нужен социуму - слабый, не шибко умный, зависимый, или сильный, умный и независимый? Отсюда все и идет. Сильный и умный уверен в своем будущем и заводит детей, потому что уверен в своей силе их содержать, кормить, учить и т.д.
    Но управляющим структурам социума угоден другой тип человека. А слабый и зависимый не хочет детей, он и в своих то силах мягко скажем не уверен, куда ему еще "обуза"?! Вот и все причины сверху донизу.
    1. -1
      3 июля 2019 13:45
      Кабы всё так просто было, вот уверены вы в себе, а кто-то менее уверенный хрясь вас уверенного, ну чтобы с барского стола объедки не кушать и-и-и? Да и нету больше сильного и уверенного... а ведь есть болезни, катаклизмы и прочие всякие человеку вредные напасти...
      1. +1
        3 июля 2019 14:47
        Вы же все равно умрете. Зачем жить тогда?
        1. 0
          3 июля 2019 14:49
          А ви таки нет? :) Не о том комментарий был. А так - да: -Летай иль ползай - конец известен...
  31. 0
    3 июля 2019 10:30
    Будет нормальная социальная составляющая государства, будет и рождаемость. Жилья нет, садики (и частично школы) раздали под церкви, цены на все растут, высшее образование бесплатное тоже становиться все меньше шансов получить. И какой смысл после этого рожать 3х-4х детей?
    1. 0
      3 июля 2019 13:56
      Смысл в том, что вы сами того не желая озвучили ещё одну проблему с названием - и какой смысл рожать...
    2. -1
      5 июля 2019 17:41
      Совершенно верно! С такими взглядами рожать категорически нельзя! Не судьба...
      1. 0
        5 июля 2019 18:10
        У меня есть 1 ребенок и я знаю о чем пишу
  32. 0
    3 июля 2019 12:37
    150 миллионов не прокормишь достойно ( ну, чтобы еще и рожали ) только на худеющие доходы от нефте-газа-лесной промышленности. Тут надо не увеличивать, а сокращать население, что ВВП успешно и демонстрирует .. (
  33. -1
    3 июля 2019 13:46
    Цитата: ССедьмой
    только на худеющие доходы от нефте-газа-лесной промышленности

    это миф. их доля в доходах меньше 25%. хотя это конечно очень много.
    в СССР их доля кажется никогда не превышала 8%.
  34. 0
    3 июля 2019 14:44
    Не знаю как весь мир, а в Германии беженцы из Африки и Ближнего Востока очень даже быстро обзаводятся потомством.
  35. +1
    3 июля 2019 16:23
    Цитата: lucul
    Можно спорить о причинах,

    Причина в либерализме.

    Причина в подмене работы головного мозга спинным laughing
  36. 0
    4 июля 2019 07:38
    Сначала были озабочены переизбытком населения.Сейчас уже повернули в другую сторону.То потепление,то похолодание.Все страны нуждаются в общественном спокойствии и в постоянстве.У нас под боком есть такая страна как Финляндия.Но у нас с ней такие разные настроения,как будто мы находимся на разных планетах.Прямо скажу,не все можно перенимать с этой страны.Но многое нам бы пригодилось.А мы по прежнему смотрим куда то вдаль.
  37. 0
    5 июля 2019 02:08
    У меня ощущение, что автор недавно читал мои комментарии на эту тему. Ещё раз повторюсь.
    Я отец семерых детей, и государству мы явно не нужны. Даже подозреваю, что государство нас почему-то боится. Наверное, потому что мы в его понимании неуправляемая общность. Ибо лишены стереотипов в поведении.
    Так вот, объясню, почему настало время рожать. Да, действительно, дать качественное образование становится невозможным даже семье с одним-двумя детьми. Бюджетные места почти исчезли даже в элитных вузах. А остальные вообще к настоящему образованию мало имеют отношение. (Не обижайтесь, владельцы непрестижных дипломов!)
    Значит, теперь настало время для домашнего образования. И даже отчасти для самообразования детей. И тут чем больше детей, тем лучше. Поверьте на слово - долго объяснять.
    Второе - в старости вы никому станете не нужны, не обольщайтесь. Вы верите, что государство одумается? Да ему не просто на вас плевать, а ему лучше, чтобы вас вообще не было уже сейчас. Вспоминаем доктрины Тетчер-Бжезинского-Чубайса и прочим, ихже несть числа.
    И только ваши дети могут дать вам какой-то шанс (хотя и не 100%-ный). А то, что дети из многодетных семей менее эгоистичные, надеюсь, доказывать не нужно.
    Теперь складывайте, господа. Надеюсь, вы понимаете, что наша модель поведения (один-два ребенка) это не столько наш осознанный выбор, сколько навязанный десятилетиями (!) стереотип (кино, реклама, шоу, банеры вдоль шоссе и т.п.), за которым маячат деньги (хотел сказать - рога) весьма сильных мира сего.
    Помните - "Пепси. Бери от жизни всё"?
    1. 0
      5 июля 2019 17:45
      Ой, хорошо сказали!! Успехов Вам!
      1. -1
        6 июля 2019 01:00
        Вам спасибо!