Семейство универсальных минных заградителей «Клещ-Г»

23
В ходе недавней выставки «Армия-2019» российская промышленность впервые показала несколько перспективных образцов техники, в том числе целое семейство новых универсальных минных заградителей «Клещ-Г». Эти машины построены на разных шасси, но используют унифицированное целевое оснащение и должны решать общие задачи. В обозримом будущем такая техника должна будет поступить на вооружение инженерных войск.


Заградитель УМЗ-Г на оригинальном шасси




Шифр «Клещ»


Первые упоминания опытно-конструкторской работы под шифром «Клещ» появились несколько лет назад. На тот момент речь шла о проведении модернизации гусеничного минного заградителя ГМЗ-2. Позже в отечественных СМИ появилось обозначение «Клещ-Г», тоже связанное с перспективной техникой для военных инженеров.

В ноябре прошлого года омская пресса сообщала, что предприятие «Омсктрансмаш» (входит в состав НПК «Уралвагонзавод») намерено построить новую испытательную трассу для военной техники. В первую очередь, на ней планировалось опробовать образцы, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Клещ-Г». Тем не менее, подробности текущих и будущих работ тогда остались неизвестными.

Официальная премьера результатов новой ОКР состоялась в рамках форума «Армия-2019». «Омсктрансмаш» в сотрудничестве с другими предприятиями представил сразу три версии минных заградителей семейства «Клещ-Г». Они отличаются типом базового шасси, что сказывается на их подвижности и рабочих характеристиках.

Универсальные элементы


ОКР «Клещ-Г» предлагает использование идей более старого проекта УМЗ, но реализует их с помощью новых компонентов. Предусматривается изготовление универсальной пусковой установки для дистанционного минирования и набора средств управления ею. Вся эта аппаратура должна монтироваться на совместимом шасси. На выставке «Армия-2019» показали возможность строительства заградителя как на специально разработанном гусеничном шасси, так и на переделанных колесных.

Пусковая установка имеет коробчатый корпус шестиугольной формы со снимаемой верхней крышкой. Внутри нее имеется 30 посадочных мест для универсальных кассет с минами. Установка монтируется на опорном устройстве со средствами вертикальной наводки. Управление отстрелом мин производится дистанционно, посредством электрической системы.

Универсальная кассета представляет собой цилиндр со сбрасываемой крышкой. Внутри нее помещаются вышибной заряд и несколько мин того или иного типа. В зависимости от типа, кассета несет от 1 до 72 мин. Общий боекомплект заградителя зависит от числа пусковых установок и количества кассет на них. Размеры полосы минирования определяются размером боекомплекта, типом используемых мин и выбранной плотностью минирования. Максимальная дальность выстрела – 40 м.

Вместе с установками заградители новой линейки получают аппаратуру управления, позволяющую осуществлять отстрел мин в разных количествах и разных режимах. Кроме того, предлагается использование современных средств спутниковой навигации. С их помощью упрощаются выход на заданные участки и составление карты минирования. Данные о проведении минирования в режиме реального времени передаются командованию.

Носители установки


На данный момент в семейство «Клещ-Г» входят три универсальных минных заградителя на разных шасси. Они построены на основе существующих образцов техники, однако эти платформы пришлось существенно переработать для установки новых изделий.


Машина УЗМ-К


Наиболее крупным и тяжелым представителем семейства стал заградитель УМЗ-Г. Он построен на оригинальном гусеничном шасси, выполненном с применением узлов и агрегатов ОБТ Т-72 и Т-90. Получившийся образец имеет сравнительно мощное бронирование и боевую массу 43,5 т. Экипаж состоит из двух человек. Для самообороны предлагается турель с пулеметом «Корд». Максимальная скорость на шоссе – 60 км/ч; скорость минирования – до 40 км/ч.

Броневой корпус УМЗ-Г имеет П-образную в плане надстройку, внутри которой помещены девять универсальных пусковых установок. Установки развернуты для стрельбы в заднюю полусферу и управляются дистанционно. Общий боекомплект УМЗ-Г – 270 кассет.

Средним представителем линейки «Клещ-Г» является универсальный заградитель УМЗ-К, выполненный на базе бронеавтомобиля «Астейс-70202-0000310». Такой заградитель представляет собой защищенный грузовик, в кузове которого смонтировано шесть пусковых установок. Машина весит 18,7 т и способна развивать скорость до 100 км/ч. Обеспечены высокая подвижность на шоссе и достаточная проходимость на бездорожье. Экипаж включает двух человек. Вооружение для самообороны не предусматривается.

На грузовой площадке УМЗ-К шесть пусковых установок смонтированы в два продольных ряда по три изделия в каждом. Боекомплект состоит из 180 кассет с минами и отстреливается в заднюю полусферу.

Третьим носителем универсальной пусковой установки стало бронированное шасси «Тайфун-ВДВ» – такой вариант заградителя назван УМЗ-Т. На нем организована грузовая площадка с посадочными местами под две пусковые установки. За установками имеются два контейнера для перевозки боекомплекта. УМЗ на основе «Тайфуна-ВДВ» имеет боевую массу 14,5 т и ходовые характеристики, сравнимые с УМЗ-К. Экипаж так же состоит из двух человек.

УМЗ-Т несет две пусковые установки с 60 кассетами. Несколько десятков кассет также могут перевозиться в кормовых ящиках. Перезарядку можно осуществлять в любой момент времени силами экипажа. Любопытно, что заградитель на базе «Тайфун-ВДВ», в отличие от других представителей семейства, способен везти не только готовый к применению боекомплект.

В дополнение к трем уже показанным заградителям «Клещ-Г» на выставке анонсировали появление двух новых унифицированных систем минирования. Первая будет выполнена в виде переносного комплекта. Его расчет будет включать от двух до четырех человек – в зависимости от поставленной задачи. Также разрабатывается новый вариант вертолетной системы по типу существующей ВСМ-1.

Для новых заградителей создаются перспективные мины. Такие боеприпасы разного назначения сохранят полную совместимость с универсальными кассетами, но будут отличаться улучшенной безопасностью для мирного населения и своих солдат. Какие-либо подробности технического характера не приводились.

Новинки для войск


Осенью прошлого года омские СМИ писали о планах предприятия «Омсктрансмаш» построить новую испытательную трассу для изделий «Клещ-Г». По всей видимости, этот комплекс уже готов и может принимать технику. В ходе «Армии-2019» разработчики проекта отметили, что сразу после завершения выставки заградители новых типов выйдут на испытания.


УЗМ-Т на базе "Тайфуна-ВДВ"


Вероятно, на проверку и отработку конструкций уйдет несколько лет, и серийные образцы смогут попасть в войска только в первой половине двадцатых годов. Позже армия сможет получить носимый и вертолетный комплекты из состава нового семейства. Для массового перевооружения инженерных частей понадобится еще несколько лет, в течение которых новые машины «Клещ-Г» будут служить совместно с имеющимися образцами.

Впрочем, сроки завершения испытаний и постановки техники в серию пока не уточнялись. Стоит ждать, что по мере продолжения работ министерство обороны или организация-разработчик будут публиковать новости и рассказывать о текущих успехах.

Очевидные преимущества


Универсальные минные заградители ОКР «Клещ-Г» имеют несколько основных преимуществ перед существующей техникой, определяющих их высокую ценность для инженерных войск. Их положительные качества связаны как с общей архитектурой, так и с конструкцией отдельных компонентов.

Прежде всего, высокий потенциал обеспечивается созданием и использованием универсальной пусковой установки под универсальные кассеты. Это известным образом упрощает строительство техники, а также ее эксплуатацию и снабжение боеприпасами. Вероятно, с новой пусковой установкой используются те же кассеты, что и на существующих образцах – это является дополнительным преимуществом логистического характера.

Заградитель «Клещ-Г» может устанавливать внаброс мины различных типов и разного назначения. Установка мин занимает минимальное время и может осуществляться прямо перед наступающим противником. Бортовая электроника заградителя обеспечивает сохранение и передачу карт минирования, что повышает безопасность собственных войск.

Три существующие машины-носителя пусковых установок имеют разные характеристики, оптимальные для работы в тех или иных условиях. Бронирование позволяет работать на переднем крае, что дает преимущества перед серийными УМЗ на небронированных автомобильных шасси. Кроме того, возможно появление новых версий «Клещ-Г» на другой основе и в иной комплектации.

Первый показ заградителей семейства «Клещ-Г» состоялся всего несколько дней назад. В ближайшее время показанные образцы должны отправиться на полигон для испытаний, которые займут некоторое время. В дальнейшем стоит ждать появление новостей о результатах испытаний и принятии техники на вооружение. Новая линейка универсальных минных заградителей может представлять большой интерес для инженерных войск и способна положительно повлиять на их возможности.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    2 июля 2019 05:42
    Тоже нужная армии техника! Если бы нечто подобное было на на вооружении республик на Донбассе, то так близко укровояки к ополченцам не смогли подойти!
  2. +1
    2 июля 2019 07:45
    Всегда радует, когда принимаются новые образцы, особенно- когда не забывают войска , не часто попадающие в герои новостей, незаметные рабочие войны, без которых невозможно нормальное функционирование любой армии
  3. -1
    2 июля 2019 07:47
    "Работа" опасная по определению. Любая автоматизация делает её безопаснее ....
    про лучше и подобное не говорю, потому что это всё страшно, не хорошо, по определению.
  4. 0
    2 июля 2019 07:59
    хорошее направление развития ... там где нужно задержать противника ... быстро создать проблемную для преодоления войсками зону ... для выигрыша времени в развёртывании своих частей (иных инженерных задач) ...
  5. 0
    2 июля 2019 08:53
    Полезность такой техники не обсуждается. Но.
    По УМЗ-Г. Снова оригинальная ходовая часть... Снова оригинальный бронекорпус... И так разунификация и разномарочность рулит.
    1. Hog
      0
      2 июля 2019 10:38
      Снова оригинальная ходовая часть

      Ходовая не уникальна (уникален лишь бронекорпус), большенство ее элементов от Т-72/90 (в статье сказано же).
      1. 0
        2 июля 2019 21:18
        Это и называется "уникальная".
        "Не уникальная" - это если бы ходовую взяли бы без изменений или от Т-72 или от Т-90.
        1. Hog
          0
          3 июля 2019 09:53
          Да хоть как вы ее назовите(уникально шасси, а ходовая не уникальна), все запчасти будут от т-72/90 (бронеплиты корпуса вы все равно менять не будете.
  6. +3
    2 июля 2019 11:37
    Добрый день, Кирилл!
    Спасибо за интересную статью, но вынужден Вас несколько разочаровать. Прежде, чем говорить о "величайших" характеристиках той или иной техники, нужно задаться вопросом: "А какова роль и место этой техники в боевых порядках сухопутных войск (по данному конкретному случаю)?" Иначе получим БМПТ - машина вроде не плохая, но кому и зачем нужна, до сих пор не могут решить ни производитель, ни (что самое важное) Заказчик. Так же и с новым семейством "Клещ". Приношу извинения, позволю себе краткий курс в историю. Системы дистанционного минирования "внаброс" (к которым относится "Клещ") были впервые спроектированы, отработаны и приняты на вооружение в блоке НАТО как ОДНО из средств борьбы с "танковыми армадами" СССР и ОВД. Их задачами было сковывание маневра и снижение темпов наступления танковых и общевойсковых армий ГСВГ, ЦГВ и ЮГВ. В том, что армии ОВД (или СА, не суть важно) выйдут к Ла-Маншу, не сомневались даже в НАТО. Вопросов было два: применение тактического ядерного оружия против СА и сроки выхода СА к проливам.
    Исходя из предназначения "сковывания маневра" вражеских сил и средств, создание тяжелой бронированной машины дистанционного минирования выглядит абсолютно не оправданным. Работа на переднем крае для этих машин противопоказана по определению - установленное "внаброс" минное поле должно быть "сюрпризом" для противника, иначе оно легко обходится или преодолевается с помощью ножевых минных тралов, бульдозеров и т.п. "Сюрприз" на переднем крае не возможен: обстановка отслеживается как визуально, так и с помощью РЛС контрбатарейной борьбы.
    "Сюрприз" в тылу противника для ухудшения условий подхода резервов, развертывания их в боевой порядок и введения в бой, устанавливается минированием "внаброс" с помощью артиллерии, РСЗО, вертолетов и авиации (хотя с вертолетами и фронтовой авиацией в РФ не "плохо", а "очень плохо"). У систем типа "Клещ" безнадежно малая дальность для этого.
    Эти же системы (артиллерия, РСЗО + вертолеты с ВСМ) могут препятствовать прорыву механизированных войск противника в глубину обороны. "Старый" УСМ отличается именно полным соответствием своим задачам. Простой пример: новый "Тайфун" несет всего 2 ПУ, весит при этом на 4,5 т тяжелее УСМ, несущего 6 (!) таких же ПУ. Учитывая предназначение этих машин, ПРОТИВОПУЛЬНОЕ (даже "Браунинг калибра 0,50 легко пробьет его с 1 км, наш 12.7*108 мощнее) бронирование "Тайфуна" - лишняя трата народных денег.
    Хорошо, что проектируется что-то новое, еще раз Вам искреннее спасибо за статью, но вопрос целесообразности никто не отменял.
    1. Out
      -1
      2 июля 2019 12:50
      Вообще любые системы надо обновлять, здесь похоже, обновление УМЗ, плюс указана замена ВСМ. А судя по количеству антен в оснащение машин добавлены системы связи и, возможно, позиционирования. К тому же у инженерных войск нет своих рсзо и вертолетов, и их могут не выделить для постановки минного поля в силу различных причин. А приехать, поставить за несколько минут минное поле и отойти - такие системы вполне. По поводу преодоления - любое не прикрытое минное поле преодолеют. Назначение современных мин для дистанционного минирования - это задержать на какое то время( например до подхода инженерных частей) противника, затруднить его маневр.
      1. +1
        2 июля 2019 13:29
        Приехать, за несколько минут поставить и отойти может и УМЗ, поставить на него систему ГЛОНАСС, кстати, абсолютно мало применимую в войне с серьезным противником типа США или НАТО в силу большой подверженности воздействию РЭБ, будет гораздо дешевле, чем делать новые на "Тайфуне", особенно с учетом того, что для замены 1 УМЗ нужно 3 машины на базе "Тайфуна". Про назначение я сам писал то же самое. Не вижу смысла тратить деньги на новые системы. Ну разве что "роспил".
        1. Out
          0
          2 июля 2019 14:33
          Базовое шасси УМЗ какое? И данные системы( в смысле сам УМЗ) делают ли ещё? Если не выпуск прекаращен, то возможно ли наладить? Да на базе Тайфун-ВДВ вряд ли нужно, мне кажется у вдв нет задач по ведению общевйскового боя. А ситсемы позиционирования в любом случае нужны, вы же не думаете что при постановке мин не ведется фиксация минного поля? В данном случае это возможно автоматизировать.По боезапасу колесный вариант данной системы равен УМЗ, хотя и тежелее на 8 тонн.
          1. 0
            2 июля 2019 19:47
            То, что шасси не производится, это не плюс, а огромный минус нашей системы. Завод ЗиЛ выкуплен, перевезен, и начал выпускать продукцию (ЗиЛ-130) в Мексике. У нас он оказался никому не нужен. Системы "позиционирования" (так у Вас) в нормальном армейском языке именуются системами ориентирования и навигации. Повторюсь, системы "ГЛОНАСС" и "НАВСТАР" (в "гражданском" варианте GPS) легко "глушатся" средствами РЭБ. Инерциальные навигационные системы ставились на командирские машины (в т.ч. инженерных войск) еще во времена СССР.
            Рад, что "новый" колесный вариант при равном боезапасе ВСЕГО ЛИШЬ на 8 т тяжелее, что по отношению к УМЗ более чем в полтора раза больше без каких-то преимуществ. Не говоря, что раза в 3 дороже. Ура Сердюкову, Рогозину и иже с ними.
            1. Out
              +1
              2 июля 2019 20:03
              А сам УМЗ производится? Про зил - 130 в Мексике это наверное анекдот. Бензиновая четырехтонка из 60-х в современном мире это анахронизм. Вы же знаете что минные поля должны документироватся - современные электронные системы позволяют автоматизировать этот процесс. К тому же эта система явно не привязанна к какой либо платформе, а установка на указанных колесных шасси - следствие унификации, вероятно при желании можно установить и на другие шасси.
              1. 0
                2 июля 2019 20:12
                Сам УМЗ не производится, но это беда, а не преимущество. Что касается завода ЗиЛ в Мексике - это чистая правда, а не анекдот. Что касается позиционирования, вынужден повторить - дешевле поставить подобные системы на УМЗ, чем вместо УМЗ делать 3 "Тайфуна" (каждый из которых ДОРОЖЕ УМЗ), либо один "новый", который ВСЕГО ЛИШЬ в полтора раза тяжелее и минимум ВДВОЕ (а то и втрое) дороже при той же эффективности. Бог с ним, с ЗиЛом, можно было поставить те же пусковушки на простой трехосный "Урал". Но так ничего не "роспилиш", не "вынешь" деньги на НИОКР и т.д. А установку на другие шасси (МТ-ЛБ, БТР-50П, прицепы и т.д.) отработали еще в СССР, ПНР и Болгарии во времена ОВД.
                1. Out
                  0
                  2 июля 2019 20:41
                  И правда, глянул есть информация о запуске зил 130 в Мексике - но сейчас это машина даже не для бедных, а для нищих.
                  А раз УМЗ сейчас не производится, а такая штука нужна - то проще создать заново, чем восстанавливать производство старой системы по остаткам документации, написанной согласно устаревшим нормативным документам, которая уже непонятна современным специалистам.
                  1. Комментарий был удален.
                    1. Out
                      0
                      2 июля 2019 21:23
                      Что вы так прицепились к шасси - суть в начале производства системы на замену старой УМЗ, а не на что её установят.
                      Да и производство нового это не плохо, а хорошо - значит есть инженеры, способные это разработать, и будет хоть какой то заработок у тех кто это делает. Для инженеров - воплощение их идей в металле так же хорошо, значит ты не тупеешь, делая одно и то же, или улучшая идеи предшественников(это я про шасси).
  7. 0
    2 июля 2019 12:11
    Очень хорошо, что тема не забыта и разработки ведутся. Из "хотелок" пожалуй, что можно обратить внимание разработчиков на создание новых прицепных платформ или хотя бы глубокую модернизацию старых. Тот же ПМЗ-4 работает будучи прицепленным к любому бортовому грузовику повышенной проходимости, и это здорово, вот его бы и "осовременить" для начала.
    1. +2
      2 июля 2019 12:25
      Цитата: Blue Fox
      Из "хотелок" пожалуй, что можно обратить внимание разработчиков на создание новых прицепных платформ или хотя бы глубокую модернизацию старых.

      Очень не плох был и ГМЗ-3
      Помнится на учениях в Германии очень нагло и лихо устанавливали мины перед носом "противника", да так, что потом саперы часа два с миноискателями по полю бегали собирая "учебные мины"
      Цитата: Blue Fox
      любому бортовому грузовику повышенной проходимости, и это здорово, вот его бы и "осовременить" для начала.
      К слову и УМЗ размещался на базе обычного бортового ЗиЛа и это было правильно
      1. 0
        2 июля 2019 16:47
        а что это за сотовые контейнеры на грузовике (и такие же у креща наверху)?
        я понимаю, что там мины, но как это работает?
        1. 0
          2 июля 2019 16:49
          Цитата: yehat
          но как это работает?

          Как обычные, но устанавливаются дистационно, выстрелом из мортирок. Очень действенное средство для постановки минного поля перед наступающим противником, внезапно
          1. 0
            2 июля 2019 16:50
            принцип нахального минирования, примененного на курской дуге?
            1. +1
              2 июля 2019 16:52
              Цитата: yehat
              принцип нахального минирования, примененного на курской дуге?

              Ну не совсем. Там наши саперы в ручную это делали, но смысл тот же
  8. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»