Кавказ — дело тонкое. Абреки, психадзе, хеджреты

38
Кавказ чрезвычайно сложен в своём многообразии, даже в той его части, о которой многие предпочитают умалчивать. Более того, дать точное определение тому или иному социальному или культурному явлению практически невозможно как раз из-за пёстрого кавказского разнообразия. В разных субэтнических группах одного и того же народа один и тот же термин может трактоваться по-разному. К тому же термины не статичны не только внутри этноса (или этносов), но и во времени.


Черкесы 18-го века



Абреки


Абреки всегда занимали в культуре и социуме Кавказа особое место. Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (выпуск 1890-1907 годов), абрек – это человек, принимающий на себя обет избегать всяких жизненных удовольствий и быть неустрашимым во всех боях и столкновениях с людьми. Срок обета иногда бывает довольно долгий — до пяти лет. В течение его абрек отказывается от всех прежних связей, от родных и друзей. Абрек не имеет ничего заветного и ничего не страшится. В общем, достаточно расплывчатое определение с известной долей романтизма.

А вот другие исследователи, занимавшиеся этимологией слова, имели свой взгляд на обозначение термина «абрек». Так, Василий Иванович Абаев, советский языковед-иранист, считал, что термин «абрек» перекочевал на Кавказ из персидских земель (Персия имела существенное влияние на Кавказ, включая экспансию мюридизма) и в основе своей обозначал «грабитель, бродяга, пришелец».

В общем, толкований множество. Также и произношение слова «абрек» было различным: «апарак» (на персидский манер), «абрэдж», «абредж», «абрег» (так именовали их в Кабарде) и т.д.

Абреками становились по самым разным причинам. Кто-то добровольно отправлялся искать счастья в чужие земли, кого-то в самом деле изгоняли сородичи, кто-то давал обет ввиду пережитых несчастий, а кто-то бежал за совершение убийства (в рамках кровной мести или нет, не имеет значения). Последнее, естественно, вело за собой определённое поражение в правах абреков, в отличие от других горцев.

Так, по мнению Фёдора Ивановича Леонтовича, доктора права Российской империи и автора труда «Адаты кавказских горцев», абреки были лишены защиты адатов (совокупность обычаев и народной юридической практики), т.е. практически бесправны, и убить их или взять в рабство мог любой желающий.

Особое отношение к абрекам имелось и у различных племён и народов Кавказа, как указано выше. Так, у кабардинцев абречество в определённый период времени приобрело особый вид политического изгойства. Изгнанные из Кабарды князья порой именовались «абрегами». Однако «беглые» князья не утрачивали былых привилегий и не подвергались насилию, а само изгнание было временным, пока разногласие сторон не будет улажено какой-либо третьей силой.

Кавказ — дело тонкое. Абреки, психадзе, хеджреты

Абрек

Также интерес вызывает и тот факт, что знаменитый мятежник Машуко (по некоторым данным, простой кузнец), поднявший восстание после того, как кабардинские князья решили выплатить дань крымским татарам за счёт поборов с простого народа, именовался абреком. К тому же, когда восстание забуксовало и часть мятежников помирилась с хозяевами, Машуко начал «партизанить» — жёг дома, воровал, нанося всевозможный вред. При этом прятался он в районе Пятигорья, куда ездил и возвращался по одной и той же тропе, которая получила название «Абрек Чекео», т.е. тропа беглецов.

Стоит отметить, что политическая составляющая абречества, свойственная отношением к князю, на упорного Машуко, видимо, не распространялась. Неугомонный бунтовщик был выслежен на его же «тропе беглецов» и без затей зарезан.

Как бы ни толковали абречество, но нотка бандитизма там была всегда, а сам абрек считался человеком опасным, пошёл он этой дорогой, руководствуясь благородными мотивами или банальной жаждой наживы. Хотя не стоит забывать, что и в знаменитых отрядах охотников, одним из которых командовал сам Михаил Юрьевич Лермонтов, по преданию, служили и абреки, отбившиеся от своих родов.

Хеджреты (хиджреты, хаджреты) и психадзе (псэхадзе, псыхадзе)


Если у абреков есть определённая «репутация», и даже человек далёкий от истории сможет связать два, скорее всего, неприглядных, слова, характеризуя этот термин, то о хеджретах и психадзе не знают вовсе.

Иван Диомидович Попко, генерал-лейтенант и военный историк, родившийся в Тимашёвской станице (ныне город Тимашевск) и прослуживший большую часть жизни на Кавказе, крайне образно разделял психадзе и хеджретов:

«Психадзе тихо просачиваются сквозь кордонную плотину, в незаметные скважины, которые, при всем старании, при всех хлопотах, не могут быть прочно забиты; а хеджреты переливаются через верх, волнами внезапных и шумных приливов, для отвращения которых недостаточно одного возвышения или упрочения плотины. Психадзе — по-русски «стая водяных псов», — так называются у самих горцев пешие, неотвязные и надоедливые хищники, достигающие добычи украдкой, ползком, рядом мученических засад, — больше шакалы, чем львы набегов. Хеджрет — это открытый, доброконный, иногда закованный в кольчугу наездник, — это лев набега. Первый образ хищничества свойствен простым, по происхождению, и бедным, по состоянию, людям; а последний — дворянам и людям достаточным».



Хеджрет

При этом Попко уточняет:
«За Кубанью хеджреты то же, что за Тереком абреки. Хеджрет (от арабского хеджра, бегство) значит беглец, переселенец. Это чужое название горцы благосклонно приняли и водворили в свой язык в честь хеджры, или бегства основателя ислама из Мекки в Медину».


В последней фразе Иван Диомидович напоминает о переселении мусульманской общины во главе с пророком Мухаммедом из Мекки в Медину в 622 году н.э., известной под именем «хиджра».

В самом деле, горцы переняли это имя для своих целей с Ближнего Востока. При этом характер хеджретства был разным. Если черкес решался кормиться кинжалом в закубанских набегах на русские земли, при этом покинув отчий дом, он обретал статус хеджрета в определённом религиозном смысле. Теперь воровские набеги становились для него делом душеспасительным, а в случае гибели на поле брани хеджрет становился шахидом, т.е. мучеником за веру. Однако, вопреки мнению Попко, хеджрет не обязательно должен был быть состоятельным человеком. На черкесской же территории личность хеджрета защищалась адатами наряду с другими соотечественниками, вопреки личности абрека.

По мнению многих авторов, платье хеджретов было бедняцким, но оружие было достойно первых богачей – кинжалы украшены драгоценными камнями, винтовки в идеальном состоянии. В качестве доказательства часто приводится горская поговорка: кожа с убитого хеджрета ни на что не годится, но когти этого зверя дорого стоят. Естественно, данная фраза образная.

А кто такие психадзе, которых упоминают многие историки того времени? Сама трактовка этого термина различна, единообразия нет. Психадзе трактуется как «хитрый» или «отчаянный». Перевод Попко («стая водяных псов») также вполне жизнеспособен, т.к. «пси» («псэ», «псы») означает «вода». Но часто «психадзе» переводят как «брошенный в воду».

Действительный член Кавказского отдела Императорского Русского географического общества Леонтий Люлье считал, что психадзе – это преступники, приговорённые к смертной казни через утопление, отсюда и перевод – «брошенный в воду». В таком случае, почему у Василия Александровича Потто в его трудах «Кавказская война» наравне с хеджретами упоминаются и психадзе: «Это уже не психадзе, это – хеджреты… Но хеджреты среди белого дня не пойдут в одиночку или мелкой партией; стало быть, это собрание»?

Скорее всего, это результат длительных взаимоотношений горцев с русскими, которые, вопреки расхожим домыслам, не только насчитывают свыше 1000 лет, но и далеко не всегда были враждебными. Таким образом, термин «психадзе» как обозначение преступника мог легко перекочевать к нам. Естественно, для бойцов линии укреплений мелкие воровские шайки и были теми самыми психадзе, тогда как на самом деле они могли быть и абреками, и даже юными хеджретами, ищущими воинской славы. Кавказ — дело тонкое…
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    2 июля 2019 19:31
    Не знал о столь тонкой градации. Спасибо, познавательно
    1. +2
      2 июля 2019 19:49
      Это свой мир, со своими законами и иерархией
      1. +3
        2 июля 2019 21:45
        Сталкивался с шапсугом наших дней. И тот кого знаю - человек обалденный
      2. +7
        3 июля 2019 07:57
        альбатросу
        Вот-вот. Автор описал откровенный бандитизм который старались и до сих пор стараются прикрыть флёром романтики, утверждая что это *часть культурного наследия* и ЭТО требует уважения.
        Лучше бы автор рассмотрел а откуда на Кавказе вдруг взялось столько князей. По собственному опыту, сколько бы не встречал *жориков*, тех самых которые раньше были грузинами, так они все ПОГОЛОВНО были или *княжеского рода* или родственники какого либо князя.
        КНЯЗЬ - наследуемый титул и жалованным быть не может. Очень интересны были титулы на окраинах РОССИИ и как они соотносились к титулам РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Иногда титулы на местном наречии очень красноречивы......
        Откуда СЕГОДНЯ столько дворян? Если верить либерастам их всех, поголовно вырезали.
        1. +4
          3 июля 2019 12:54
          Среди большинства северо-кавказских народов во внутренних взаимоотношениях нет такого понятия "князь". У них есть фамилии - кланы, именно по фамилии они определяют чей род уважаемый, а чей род менее уважаемый. В самих названиях большинства фамилий, если перевести эти фамилии на русский язык можно определить статус рода. К сожалению, этот пережиток сохраняется в северо-кавказской культуре и в 21 веке, хотя многие из "менее уважаемых" крутят большими деньгами или добились успехов на поприще науки, культуры, спорта, защиты Отечества. А вот что касается русских в широком понимании этого слова (не только те кто ассоциирует себя в русским этносом) , то действительно Вы правы - у нас много тех, кто заработав деньги, превращается вдруг "из грязи в князи", оставаясь при этом грязью.
        2. 0
          3 июля 2019 16:10
          Родо-племенные отношения на окраинах РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ для дворянства РОССИИ были откровенно смешны, особенно потуги на аристократичность или *древность рода*. Поляки, прибалты или кавказцы с азиатами были одинаково нелепы в претензиях на аристократичность.
          Кстати европейские дворяне обогатили криминальный жаргон РОССИИ, зачастую открывая новые горизонты профессиональной преступности, до того экзотические и недоступные.
          Про свои древние и дворянские корни все эти смешные люди стали распространяться когда за самозванство перестали хлестать по мордасам или пороть на конюшне.
  2. +15
    2 июля 2019 19:58
    Мир застывший на уровне развития века так 9-го. Если сравнивать со Скандинавией. Почитайте саги , например исландские, там все тоже самое, только названия другие.
    1. +10
      2 июля 2019 20:45
      Совершенно верно! Период родоплеменного строя, тейпы, "демократические" общества Дагестана - все они соответствуют ситуации в Скандинавии Х - пер половине ХI вв. Это научный факт. Кстати, стадия может и ни во что не перейти, некоторые исследователи считают, что Кавказ, в силу географической специфики застыл на этой стадии.
      1. +1
        3 июля 2019 20:26
        Цитата: Эдуард Ващенко
        некоторые исследователи считают, что Кавказ, в силу географической специфики застыл на этой стадии.

        Ну вот, тупиковая ветвь обнаружилась...
  3. +1
    2 июля 2019 20:11
    Чему удивляться-персы,турки.арабы,монголы и русские. Каждый этнос внес свое.Но за информацию автору большое спасибо.
  4. +2
    2 июля 2019 20:27
    Разные "Географические общества " ещё в имперские времена довольно разносторонне исследовали и имеют обширную базу данных по Кавказу и Средней Азии. Этот факт заслуживает уважения, все таки российская разведка имеет глубокие корни. Ждём продолжения..
  5. 0
    2 июля 2019 20:42
    Спасибо! Очень содержательно!
  6. 0
    2 июля 2019 20:56
    Большое вам Спасибо! Наша история, если у нас не было письменности, известна благодаря окружению.
    1. 0
      2 июля 2019 22:07
      Цитата: Zaurbek
      Большое вам Спасибо! Наша история, если у нас не было письменности, известна благодаря окружению.

      Простите, что именно известно благодаря окружению?
      1. +1
        2 июля 2019 22:37
        Прискакали драгуны, ОКРУЖИЛИ и всё записали. Теперь мы читаем и интересуемся почему у них (у драгунов) было мало патронов. wink
      2. 0
        3 июля 2019 00:03
        Окружение-те кто вокруг живет!
  7. 0
    2 июля 2019 20:57
    С меня адыгейский сыр, если мы встретимся!
  8. +2
    3 июля 2019 02:59
    Кавказ продолжает "бурлить" и без стабилизирующей силы русского казачества на протяжении нескольких веков усмирявшего и приводившего в чувство абреков, хеджретов, психадзе просто не обойтись....
    На базе казачества, особенно в ЮФО, нужно формировать полки и бригады территориальной самообороны, обучать молодёжь военному делу, открывать учебно-тренировочные центры...
    Из "ряженых" казаки должны опять превратится в защитников Отечества.
    1. +4
      3 июля 2019 09:09
      С чего Вы вдруг решили что Кавказ бурлит? У нас вполне спокойно, ездим друг к другу в гости, приглашаем на различные мероприятия и т.д. Проблемы и противоречия есть, но они всё реже и реже решаются силовым противостоянием. Просто мы, кто живёт в ЮФО, понимаем что надо уважать друг друга, пока есть уважение будет мир на наших землях. Да военно-спортивных клубов у нас достаточно для детей, и в армию у нас на Ставрополье проблем в призывом нет. Но готовим мы молодёжь , и казаки в том числе, не для усмирения других народов, а для защиты страны и людей. Да и казаки уже не те "ряженные", что были раньше, "шелуха сама отвалилась", а вполне самостоятельное сообщество с возрождаемым укладом жизни казачества, культурой и традициями. Это при царях в казаки записывали целые сёла, а потом этого статуса их лишали. Сегодня в казаки идут те, кто желает жить по традициям казачества.
      1. +1
        3 июля 2019 15:37
        Дай Бог если так. А то наблюдал недавно в Сочи казачьи патрули с медалями. Причем казаки (?) были на разных полюсах физической формы - одни слишком толстые, а другие дистрофического вида)).
        1. +2
          3 июля 2019 16:20
          Значит у сочинских казаков атаман правильный: в патруль посылает толстого чтоб лишний вес скинул, дистрофика - чтоб мышцу накачал (шучу, а то многие в интернете привыкли всё за "чистую монету" принимать)
  9. +4
    3 июля 2019 04:56
    В современной Грузии большинство населения какие-то психадзе и истеридзе.)))
  10. +3
    3 июля 2019 08:40
    Я не думаю, что автор с Кавказа. Если бы был с Кавказа, то понимал бы, что у большинства кавказских народов понятие АБРЕК всегда было негативным. Негативным не потому что абрек занимался грабежом, в те времена на Северном Кавказе это был способ выживания, а потому что абрек не делился с родом-кланом добычей, или род по каким-то причинам отказывался принимать от него добычу от набега. Абрек - это не бандит одиночка, абрек - это в первую очередь изгой. А вот романтизму этому понятию придало российское дворянство во время войн на Кавказе. Если местные этносы не хотели иметь ничего общего с абреком, то русские и казаки с абреками "взаимодействовали" и не только покупали у абрека часть добычи, но и нанимали их для выполнения определённых задач. Кстати абреки никогда не объединялись в группы (банды), они всегда действовали в одиночку. Но всё равно автор написал интересную статью. Спасибо.
    1. 0
      4 июля 2019 12:56
      В горах абреки, в степях казаки ,в лесах тати.
    2. 0
      4 июля 2019 15:21
      Интересно то, что это понимание абрека отлично подходит как понимание "свободного человека" в либеральной традиции! Никому абрек ничего не должен, и примат его хотений над всякими там общественными, семейными, клановыми интересами полный. Отвечает абрек лишь перед законом, если его ловят. А не пойман, так и не вор, и не бандит!
      Что ж их так не любили то, непонятно?)
      1. +1
        4 июля 2019 16:03
        Абрек - понятие из прошлого и по сегодняшним меркам он не может быть ни наказан, ни оправдан. Абрек - это изгой, которого оставили существовать в соответствии с "законом гор", но лишили возможности жить в обществе. Это, было очень даже не гуманным наказанием, по тем временам... И наказание это применялось не за уголовные (в современном понимании) преступления, а за нарушение правил и традиций существовавших внутри рода (на современном языке - за административные нарушения). Абреки долго не жили.
        1. +1
          4 июля 2019 20:20
          Дато Туташхиа, "Табор уходит в небо"... Абрек выполнял роль "смазки" при осуществлении социально экономических отношений, разрешая противоречия, не могущие быть разрешенными в понятиях негибких традиционных социальных структур. Ему заказывали убить кого то, украсть нечто, устроить какой нибудь поджог...
          "Сколько ты ради выкупа
          В жизни украл красавиц?
          Так неужели
          Не можешь.
          Одну
          Украсть для себя?!"
          И да, долго они не жили. Быстро узнавали много лишнего.
          1. 0
            4 июля 2019 20:52
            Дата Туташкия - литературный герой, вроде Робин Гуда. На самом деле абрек не всегда занимался разбоем, т.к. он не мог один нападать на нескольких человек, а воровство было уже преступление за которое могли предъявить "претензии" к роду. И абрек превращался из изгнанника в бандита. Абрек в основном жил за счёт охоты, оказания услуг проводника для чужеземцев.А умирали они в основном от болезни, травм и несчастных случаев, помощи ему ждать было не откуда. Абреки не появлялись открыто в родовых и селениях, да и в другие горские селения старались не показываться ибо "слава" о нём быстро распространялась в горах. А вот в казачьи поселения они заходили и вели торг, да и своровать у иноверца или ограбить иноверца не считалось преступлением. Я где-то читал, что были абреки, которые принимали православие и становились казаками. Таким образом абрек был изгоем только для горцев, а для казаков особенно для терских он таковым не являлся. Недавно прочитал о генах терских казаков, так там кавказкой "примеси" поболее чем у кубанцев (запорожцев) и дончан.
            1. 0
              4 июля 2019 21:03
              Цитата: Виталий Цымбал
              а воровство было уже преступление за которое могли предъявить "претензии" к роду

              Не понял. Так изгой или не изгой? Какие претензии к роду, если абрека из рода выперли? Подтяните логику каким то обьяснением, пожалуйста. Ну да, открыто не появлялись. Помните эпизод из "Табор уходит в небо", когда презренные цыгане лезут на празднование к уважаемому человеку, столпу общества... Ну да, он крутил с ними дела. Но не открыто же! Нельзя же так всенародно признавать, что богатством своим "столп общества" обязан делам кручоным-верчоным с ворьем и бандитами! Вот ребята за глупую гордость и расплатились.
              У Джека Лондона есть прекрасная повесть "Клянусь черепахами Тасмана" о том же самом. Ну и насчет казаков... Забавная штука! Насколько просто было стать казаком русскому батраку? Хе-хе... А бандюк с гор, которого из рода выпнули, ему добро пожаловать! Казачий романтИк хорош, но как то того... гнильцой отдает все время.
              1. +1
                4 июля 2019 23:19
                Мы привыкли думать рационально, хотя человека от машины отличает способность поступать не рационально. Чем больше развивается человечество, тем больше оно становиться похожим на машину. Причиной способности человеком совершать не рациональные действия скорее всего является инстинкт выживания (сохранения). Понимание мироздания в начале 21 века отличается от понимания человека 17-18 веков. Именно иррациональность малых этносов позволяла им существовать и в прошлом и позволяет в настоящем. Сегодня на Северном Кавказе многие отмечают, что малые этносы, после распада СССР, вернулись к мусульманской культуре 18-19 века, хотя рациональнее было бы адаптироваться к современным условиям, жизни. Почему? Да потому что опять сработал "иррационализм" в виде инстинкта сохранения. А Кавказ - это территория многовековой борьбы за выживание. Вот и многое, что касается "абречества" более понятно с точки зрения иррационального мышления, которое нашим "евро-рациональным мыщлением" не понять. Иррациональность объясняется просто: так надо, потому что это позволяет существовать роду, причём на вопрос - "зачем?", Вам разумно никто не ответит. Не знаю удалось ли мне донести то, что многое то что вызывает у нас сегодня вопросы "почему?", "зачем?" и т.д., не найдут рационального ответа, потому что "абречество на Кавказе" это явления иррационального порядка, а иррациональное рациональным не возможно объяснить. Что касается казачества - то это отдельная тема.
                1. 0
                  5 июля 2019 09:41
                  Видите ли, особо каких то нерешенных вопросов в явлении нет. Зачем оно, я сказал еще в первом своем комменте. Жесткие рамки традиций помогают выживать и достойно существовать, но богатеть и набирать влияние не позволяют. Так что нужна "смазка" - те люди, что обычаями не связаны, и на которых можно повесить любую вину, а себе взять всю прибыль и выгоду. Так что главы родов и те люди, что стремятся к власти, организовали абречество и выжимали в абреки тех людей, которые были им максимально полезны. Логика легко решает вопросы, которые кажутся вам такими таинственными. Или вы просто не хотите видеть? Хе-хе...
                  Иррациональное поведение способствует выживанию, только не рода или племени, а всего человечества. Если исчерпаны привычные пути, людей тянет на непривычные. Потому что среди них есть один-два, ведущих к выживанию. А все остальные иррационалы, выбравшие не тот путь, погибают. Человечество идет вперед, неудачники идут в отходы.
                  Поведение малых народов Кавказа тоже строго рационально (они не такие дураки, в смысле старейшины). Русский Закон был лучше старых обычаев, потому что давал шанс идти в будущее без гримас родоплеменных кошмаров. Но русские власти больше не хотят Русского Закона. Он слишком справедлив и честен для них. Русское государство бегом бежит назад, ко временам откровенной подлости, несправедливости и бесчестия.
                  Такой "закон" у самих горных бандитов давно есть, так что лучше вернуться к своему закону, если русские из честных, совестливых и справедливых воев, могущих все эти полезные эволюционно качества поддерживать, обратились в подлое, корыстное, бесчестное дерьмо, подсуживающее "своим", будто в банде, а не в Державе.
                  Ну а казаки вернулись тоже в базу. Ко временам, когда были они станишниками, шишами гулящими, бандитами, говоря попросту...
                  1. 0
                    5 июля 2019 11:15
                    С чем то я с Вами согласен, с чем то нет, иногда мы говорим одно и тоже, но разными словами - это нормально. Главное что мы ведём диалог, высказываем своё видение темы, но мы не пытаемся навязывать своё мнение. Мы рассуждаем, а не спорим. Не знаю, получите Вы этот мой ответ или нет. Администратор банит меня без повода (чем то я ему не нравлюсь). Если получите то сообщите мне. Только давайте обозначим тему обсуждения более конкретно (узко).
                    1. 0
                      5 июля 2019 15:06
                      Да вроде ответ виден.
                      Предмета спора нет. Вы изложили свое видение положения в ваших местах. За что вам большое спасибо, весьма любопытно. Я выложил свои мысли по поводу. Пока это все.
  11. 0
    3 июля 2019 11:33
    Познавательно
  12. 0
    4 июля 2019 15:18
    Перевод Попко («стая водяных псов») также вполне жизнеспособен, т.к. «пси» («псэ», «псы») означает «вода». Но часто «психадзе» переводят как «брошенный в воду».
    Огромное количество тихих, без пафоса, но абсолютно смертельных схваток разыгрывалось в камышах волжской дельты. С одной стороны казаки, с другой стороны бандиты, пробирающиеся сквозь камыш, с островка на островок, чтобы броситься в набег там, где их не ждут совсем.
    Да и в прибрежной растительности других рек все это происходило тоже. И на конях в этих зарослях далеко не так удобно, как без них. Так что от чистой лингвистики имеет смысл почаще переходить к грубой, запачканной илом реальности.
  13. 0
    30 августа 2019 02:54
    Цитата: василий50
    Родо-племенные отношения на окраинах РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ для дворянства РОССИИ были откровенно смешны, особенно потуги на аристократичность или *древность рода*. Поляки, прибалты или кавказцы с азиатами были одинаково нелепы в претензиях на аристократичность.
    Кстати европейские дворяне обогатили криминальный жаргон РОССИИ, зачастую открывая новые горизонты профессиональной преступности, до того экзотические и недоступные.
    Про свои древние и дворянские корни все эти смешные люди стали распространяться когда за самозванство перестали хлестать по мордасам или пороть на конюшне.

    многие из них были в разы древнее всей российской аристократии вместе взятой.А местами и прочих европейцев.
  14. 0
    30 августа 2019 02:55
    Цитата: knn54
    Чему удивляться-персы,турки.арабы,монголы и русские. Каждый этнос внес свое.Но за информацию автору большое спасибо.

    не они одни, кстати, благо те же армяне и наши, и тоже древние. Но вообще в основном персы, да.
  15. 0
    30 августа 2019 02:57
    Цитата: штурм
    Кавказ продолжает "бурлить" и без стабилизирующей силы русского казачества на протяжении нескольких веков усмирявшего и приводившего в чувство абреков, хеджретов, психадзе просто не обойтись....
    На базе казачества, особенно в ЮФО, нужно формировать полки и бригады территориальной самообороны, обучать молодёжь военному делу, открывать учебно-тренировочные центры...
    Из "ряженых" казаки должны опять превратится в защитников Отечества.

    казаки никогда не были защитниками отечества, они защищали только себя и свои привилегии, и бунтовали, если на них наступали. Не говоря о том, что от других бандитов они отличались только названием.