Военное обозрение

Перспективное САО «Магнолия». Что о нём известно?

29
До недавнего времени общественность знала не слишком много о перспективном самоходном артиллерийском орудии «Магнолия». Был известен сам факт его существования, также со временем огласили основные особенности архитектуры и возможности. На недавней выставке «Армия-2019» разработчики проекта раскрыли новые данные. Были опубликованы первые официальные изображения, а вместе с ними и основные тактико-технические характеристики. Все это серьезно дополняет имеющуюся картину и упрощает оценку проекта.



Рекламная листовка по проекту "Магнолия"


Открытая информация


Впервые о существовании проекта САО «Магнолия» стало известно в 2018 г. Новое САО разрабатывалось нижегородским ЦНИИ «Буревестник» вместе с двумя другими образцами в рамках опытно-конструкторской работы с шифром «Набросок». Сообщалось, что проект предусматривает установку боевого отделения с 120-мм универсальным орудием на шасси двухзвенного гусеничного транспортера. Подобная боевая машина предназначалась для артиллерийских соединений, несущих службу в Арктике.

Осенью прошлого года сообщалось, что все опытные образцы по ОКР «Набросок» уже перешли в финальную стадию испытаний. Утверждалось, что в скором будущем они должны будут пойти в серию и поступить в войска.

В начале мая доступные данные относительно облика «Магнолии» пополнились первыми изображениями. В начале мая в открытом доступе появилась пара любопытных фотографий. На них была изображена двухзвенная бронемашина, задний корпус которой нес башню с орудием. Заднее звено было закрыто тентом.

В конце июня, в рамках выставки «Армия-2019», организация-разработчик впервые представила рекламные материалы по САО «Магнолия». На рекламной листовке присутствовали две новые фотографии, а также цели проекта и основные ТТХ перспективного образца. Таким образом, впервые появляется возможность изучать реальные фотографии и цифры.

По новым данным


САО «Магнолия» отличается характерным обликом. Впервые в отечественной практике артиллерийское боевое отделение смонтировали на двухзвенном гусеничном шасси. Основой для самоходки является доработанный вездеход ДТ-30ПМ «Витязь» с пятикатковым шасси на переднем звене и с шестикатковым на задней. Передний корпус вмещает кабину водителя, агрегаты силовой установки и т.д. На основе заднего выполнено боевое отделение.

Двухзвенное шасси обеспечивает высокую проходимость на сложных местностях. Оно позволяет эффективно работать в труднопроходимых и заболоченных местностях – прежде всего, на Крайнем Севере. Кроме того, обеспечена унификация с другими «арктическими» образцами техники. Шасси оснащается броней и защищено от основных угроз.

На заднем корпусе «Магнолии» установлено боевое отделение – судя по фото, оно заимствовано у самоходки 2С31 «Вена», однако имеет некоторые отличия. Над корпусом возвышается характерный купол башни с 120-мм орудием и различными приборами на его поверхности. Основное оружие боевой машины – универсальное орудие 2А80, сочетающее в себе боевые качества пушки, гаубицы и миномета. Конструкция башни обеспечивает круговую горизонтальную наводку и подъем ствола от -5° до +80°.


Основные данные по проекту. На фото - стрельба из орудия 2А80


Приборное оснащение башни не уточнялось. На новых фото видно, что «Магнолия» не имеет характерного коробчатого кожуха с панорамным прицелом, присутствующего на «Вене». Это указывает на то, что по требованию заказчика в новом проекте изменили состав бортовых средств наблюдения и управления огнем.

По данным разработчика, максимальная дальность стрельбы «Магнолии» достигает 7-10 км и зависит от типа используемых боеприпасов. При использовании 120-мм осколочно-фугасных снарядов достигается дальность 8,5 км, управляемые боеприпасы летят на 10 км. Мины калибра 120 мм отправляются на 7 км. Боекомплект включает не менее 80 выстрелов всех типов. Скорострельность достигает 8-10 выстрелов в минуту.

Экипаж САО «Магнолия» состоит из четырех человек. По всей видимости, один из них находится в кабине переднего корпуса, тогда как прочие работают в боевом отделении второго.

В рекламных материалах задачей «Магнолии» называется огневое поражение широкого круга наземных и надводных целей. Орудие может атаковать живую силу и различную бронетехнику противника, средства ПВО и ПТО, артиллерийские и ракетные системы, постройки и фортификационные сооружения, десантно-высадочные средства и т.д.

Дополненная картина


Благодаря свежим рекламным материалам, мы можем представить общий облик перспективного САО «Магнолия», а также характеристики и боевые возможности этой машины. В сочетании с уже известными данными последние сообщения позволяют составить более подробную картину, а также сделать определенные оценки.

Для арктических артиллерийских подразделений создается САО на шасси улучшенной проходимости, адаптированном к особым условиям региона. При этом не исключается возможность эксплуатации такой техники в других сложных районах. Двухзвенные транспортеры семейства «Витязь» уже показали и доказали свой высокий потенциал, а также прошли проверку в качестве носителей вооружения. Теперь все их преимущества будут использованы для усиления артиллерии в труднодоступных районах.

По боевому отделению новая «Магнолия» максимально унифицирована с существующей «Веной». Это известным образом упрощает строительство и эксплуатацию перспективной техники. Кроме того, упрощается подготовка личного состава.

Унификация с существующим образцом также позволяет сохранить все его характерные преимущества. Как и другие отечественные системы баллистической схемы «орудие–выстрел», новое САО «Магнолия» способно использовать широкую номенклатуру боеприпасов разных типов и различного назначения, позволяющих решать все возникающие задачи. По сути, орудие заменяет пушки для прямой наводки, а также гаубицы и минометы для стрельбы с закрытых позиций.


Опытное САО "Магнолия" в мае 2019 г.


Таким образом, для эксплуатации в Арктике предлагается артиллерийская самоходка, сочетающая в себе высокую подвижность двухзвенного шасси и боевое отделение с универсальным вооружением. Важным следствием этого является возможность решения разных боевых задач с привлечением техники всего одного типа.

На пути в войска


Согласно сообщениям прошлой осени, все три самоходки ОКР «Набросок» проходили испытания и приближались к их завершению. В то же время, сроки окончания таких мероприятий не уточнялись. В последние дни стало известно, что «Магнолия» и другие перспективные системы все еще проходят проверку и пока не готовы к началу службы.

Как скоро перспективная техника завершит испытания и получит рекомендацию к принятию на вооружение – неизвестно. Также не вполне ясно, когда общественности и специалистам покажут опытный или серийный образец САО «Магнолия». Два других представителя проекта «Набросок» уже демонстрировались «в металле», тогда как самоходка на шасси «Витязь» пока показана лишь на фото.

На завершение текущих работ, проверку и доводку техники, а также на запуск серийного производства придется потратить некоторое время. В течение нескольких следующих лет новые образцы смогут поступить на вооружение и начать службу. Все три САО из проекта «Набросок» построены с использованием любопытных идей и решений, обеспечивающих повышение тактико-технических характеристик.

По результатам проекта «Магнолия» арктические соединения получат новую артиллерийскую самоходку, которая даст им серьезный прирост огневой мощи. Кроме того, в перспективе такой образец техники обеспечит существенное преимущество перед вероятным противником, планирующим действия в районах Крайнего Севера. В гипотетическом противостоянии в Арктике у российской армии будут серьезные артиллерийские аргументы.
Автор:
Использованы фотографии:
ЦНИИ "Буревестник", Russianarms.ru
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. andrewkor
    andrewkor 3 июля 2019 05:04
    0
    Вот интересно ,а 6" калибр влезет в данную систему?
    1. ВАШ
      ВАШ 3 июля 2019 05:13
      +1
      А зачем?
      Данное вооружение если и будет принято на вооружение выпускаться будет очень малыми сериями. Не предвидятся крупномасштабные операции на Крайнем Севере и в Арктике.
    2. yehat
      yehat 3 июля 2019 11:37
      0
      Цитата: andrewkor
      Вот интересно ,а 6" калибр влезет

      как выхлопная труба глушителя - да
    3. Лопатов
      Лопатов 3 июля 2019 20:28
      0
      Цитата: andrewkor
      Вот интересно ,а 6" калибр влезет в данную систему?

      При желании всё можно
      К примеру, 155-мм

      Но орудие будет очень сложным, а следовательно глючным и дорогим
    4. Комментарий был удален.
  2. riwas
    riwas 3 июля 2019 05:12
    +3
    Надо было бы поставить орудие от САУ "Флокс" с дальностью стрельбы 13 км.
    1. avdkrd
      avdkrd 3 июля 2019 06:45
      +4
      Странные данные приводит автор. Если верно утверждение, что боевое отделение заимствованно у Вены, то официально дальность стрельбы составляет от 0.5 до 14 км., при этом используя мины АСРМ дальность достигает 17.5 км. (Вики)
      1. Лопатов
        Лопатов 3 июля 2019 07:14
        +3
        База может серьёзно влиять на дальность стрельбы.
        Смотрят по нагрузке при выстреле, ограничивают заряды, на которых можно вести огонь
        1. garri-lin
          garri-lin 3 июля 2019 12:35
          0
          Но согласитесь что столь серёзно урезать характеристики тоже не логично. Исподьзование аутригеров с большой плошадью опоры может снять часть нагрузки с носителя. Думаю представленный образец это не готовое изделие а концепт который поспешили показать. Вооружением для севера сейчас плотно занимаются. Врядли туда будут пихать девайсы с урезанными характеристиками.
          1. Лопатов
            Лопатов 3 июля 2019 19:16
            0
            Цитата: garri-lin
            Исподьзование аутригеров с большой плошадью опоры может снять часть нагрузки с носителя.

            Всё сложнее. К примеру, у "Ноны-С", насколько помнится, снарядом нельзя было на дальнобойном заряде стрелять. Хотя там система "передачи энергии на грунт" покруче любых аутригеров
            Сам корпус тоже нагрузки испытывает.
            1. garri-lin
              garri-lin 3 июля 2019 19:21
              0
              Если так то обидно. Маневрировать в условиях севера сложней. И по обычному снегу и по растаявшему. Дальность при таком ограничении маневра лучше иметь максимальную. Надеюс все таки неверная инфа. Или деза или ошибка.
              1. Лопатов
                Лопатов 3 июля 2019 20:17
                +3
                Цитата: garri-lin
                Надеюс все таки неверная инфа. Или деза или ошибка.

                Или дурью опять маются, деньги "осваивают"

                Вернуть в строй 2С1, и все дела. Проходимость "по наследству" у неё высокая, добавить гусянки с уширителями и для северов самое то. Проходимость будет не меньше, чем у "Витязя"

                Плюс Д-30 до ума допилить, оснастив системой самодвижения со "Спрута-Б" 2а45. Думаю, уложатся в весовых пределах до 4 тонн. И сможет орудие перевозиться вертолётами в грузовой кабине, ну и немного перемещаться в пределах пары сотен метров с площадки высадки до огневой. И обратно заезжать в грузовую кабину при смене огневой. Опять таки для северов вертолёт- самое то.

                Можно "кулацкий обрез" М-30 поставить на более адекватный (и лёгкий) нижний станок. И такое орудие Ми-8 сможет тащить уже на внешней подвеске.

                Можно поставить миномёт с "Горца" на более адекватное шасси. Конкретно в этом случае на МТ-ЛБВ, у которого, между прочим, удельное давление на грунт меньше, чем у "Витязя", 0.27 против 0.29 у двузвенника.

                И не надо никаких этих непонятных машин.
                1. garri-lin
                  garri-lin 3 июля 2019 21:23
                  0
                  Ну в принципе со всем согласен. Один нюанс, погода. При холодах приполярья работа расчета с грунта почти невозможна. Особенно при ветре. А вот из отапливаемой кабины можно и пострелять. Хотя при нехорошей погоде и противник сильно не повоюет. Ну и по давлению на грунт. Витяз за счет двузвенности может сам себя вытаскивать. Можно сказать что одно звено витязя менее проходимо чем вездезод целиком.
                  1. Лопатов
                    Лопатов 3 июля 2019 21:35
                    0
                    Цитата: garri-lin
                    При холодах приполярья работа расчета с грунта почти невозможна.

                    Мой личный рекорд -32, ещё курсантом. Стрельба возможна. А вот пехота действовать в таких условиях вряд ли сможет

                    Цитата: garri-lin
                    А вот из отапливаемой кабины можно и пострелять.

                    Не получится. Пороховые газы. Посему или стрелять, нагнетая вентиляцией холодный воздух, или греться. Короче то же самое, только ещё холоднее, так как подвижность ограничена.

                    Цитата: garri-lin
                    Витяз за счет двузвенности может сам себя вытаскивать.

                    Нет, ничего он не вытаскивает. На сильно пересечённой местности за счёт сцепного устройства действительно можно несколько повысить проходимость, но при этом есть и отрицательный момент- большие радиусы поворота. Про поворот на месте вообще можно забыть.
                    Ну и не забывайте, МТ-ЛБ после посадки на брюхо продолжает двигаться. Так что ей не надо извращаться "перегибаясь" как двузвенникам- Вы, видимо, об этом.
                    1. garri-lin
                      garri-lin 3 июля 2019 21:49
                      0
                      Я при -36 мог только ходить. Активно работать при 32 градусах холода для меня немыслимо но я с юга. Неподумал. И про необходимость вентиляции неподумал.
  3. svp67
    svp67 3 июля 2019 05:32
    +8
    Эта "Магнолия" внешне напоминает или бронепоезд, или технику периода ПМВ
  4. Грац
    Грац 3 июля 2019 06:27
    +1
    возможно эта штукенция для болотистой местности приходится, может в песках, но честно говоря концепция применения вызывает сомнение
  5. Out
    Out 3 июля 2019 07:45
    +1
    Мы к войне в Арктике готовимся?
    1. denvar555
      denvar555 3 июля 2019 08:07
      +2
      Вряд ли серьезные столкновения с вероятным противником возможны в Арктике. Но как веский аргумент "застолбления" за собой места данная система жизненно необходима. Применять же ее в каком либо другом регионе естественно нет смысла.
  6. DimerVladimer
    DimerVladimer 3 июля 2019 10:17
    +1
    С учетом театра действий, в условиях болотистой местности крайнего севера, предполагающего действия высокоманевренными боевыми группами на снегоходах в зимнее время, тяжелая и медлительная арт установка на сочлененнике не будет поспевать за мобильными группами.
    В летнее время, доступ тяжелой не амфибийной техники ограничен.
    Амфибийная техника медлительна, ее военные варианты, уязвимы даже для отдельных видов стрелкового оружия.
    Например скорость труботанспортера (тип ATC-340) для строительства трубопроводов в условиях болотистой местности снижается до 2-3 км/ч, что достаточно для проведения, например восстановительных работ на трубопроводах, устранения розливов нефти и тп.



    Но для военного применения и 10-15 км час по болоту - это не много.

    Сомневаюсь, что вообще возможны боевые действия в условиях болотистой местности крайнего севера летом.
    1. voyaka uh
      voyaka uh 4 июля 2019 22:37
      +2
      Самое сложное - заманить в эту местность противника. smile
      1. DimerVladimer
        DimerVladimer 5 июля 2019 09:35
        0
        Цитата: voyaka uh
        Самое сложное - заманить в эту местность противника. smile


        :)) это точно.
        Правда эта местность производит 70% экспортного потенциала РФ - нефть, газ, газоконденсат.
        Но это скорее цели для КР, чем для отрядов коммандос.

        белые линии - отсыпанные через болота гати к газоносным месторождениям.

        Несущая способность поверхности грунта - летом никакая :)
  7. bars1
    bars1 3 июля 2019 12:38
    0
    А почему не поставили БО от САУ Лотос? У него и ТТХ выше и унификация...
    1. Лопатов
      Лопатов 3 июля 2019 15:00
      0
      Цитата: bars1
      А почему не поставили БО от САУ Лотос? У него и ТТХ выше и унификация...

      Орудие одно и то же.
      1. bars1
        bars1 3 июля 2019 19:28
        0
        У Лотоса длина ствола больше.
        1. Лопатов
          Лопатов 3 июля 2019 19:43
          0
          Цитата: bars1
          У Лотоса длина ствола больше

          ?
          Длина ствола "Лотоса" вроде как нигде не указана. Зато указана дальность стрельбы в 13 км. Такая же, как у "Вены" при стрельбе обычными снарядами на дальнобойном заряде.

          Строго говоря, да, орудия разные. По крайней мере, дульный тормоз есть, как на "Хосте" 2С34. То есть это по идее не 2А80, а 2А80-1
          Но баллистика должна быть одинаковой.
  8. Saxahorse
    Saxahorse 3 июля 2019 22:22
    0
    Настоящий сухопутный крейсер получился. :) И тоже возникает вопрос, зачем такой огород городить ради слабенькой в общем 120 мм пушки? Действительно, как уже сказали, может проще ту же Гвоздику модифицировать? Что то подсказывает что четыре Гвоздики всяко дешевле этого монстра выйдут.
  9. мих-ай
    мих-ай 3 июля 2019 23:23
    +1
    И еще - пригодно ли это орудие к авитранспортировке? Проще говоря - в Ил-76 влезет?
  10. Див Дивыч
    Див Дивыч 23 августа 2019 20:27
    0
    На севере лучше использовать буксируемые орудия, хранить их в ангарах.

    Чем меньше запчастей нужно, тем меньше проблем.

    Когда нет дорог - перевозка по воздуху лучший вариант.

    Когда есть дороги - военная техника приезжает на ж/д платформах.
  11. Печенег
    Печенег 27 сентября 2019 07:13
    0
    если честно, то не понимаю зачем российской армии такое большое разнообразие арт систем? В случае реальной войны как это все обеспечивать и обслуживать? Разве военные не были сторонниками унификации вооружения?