Армения: южные ворота СНГ и ЕАЭС или шлагбаум?

Инвестиции и ложные инвесторы


В конце июня Следственный комитет Армении подтвердил, что в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» («дочка» ОАО «РЖД», концессионер железных дорог Армении с 2008 г.) была проведена проверка «для выяснения эффективности инвестиций, реального объема финансовых нарушений, выявлены новые нарушения, предъявлены обвинения». Первые заявления такого рода были еще осенью 2018-го.


Армения: южные ворота СНГ и ЕАЭС или шлагбаум?


Общая сумма претензий пока достигает 60 млн. долларов; серьёзность же ситуации проявилась и в том, что в конце июня премьер Армении Никол Пашинян не стал встречаться с находившимся в Ереване вице-президентом РЖД Александром Мишариным, поручив встречу своим заместителям.

Почему же раскручивается сей как минимум рабочий спор?

Не исключено, что означенные финансовые претензии — своего рода способ давления на ЮКЖД, чтобы были наконец реализованы проекты, стратегические значимые для Армении, России, всего ЕАЭС.

А если точнее, в Армении усиливается оппозиционность инвестиционной политике российского бизнеса, особенно в энергетике и транспортной инфраструктуре. Многие местные чиновники и эксперты регулярно отмечают, что гости из России заинтересованы в основном в овладении местными активами и вовсе не хотят «тратиться» на реализацию дорогостоящих проектов, приоритетных для этой страны.

Российское же государство в силу ряда взаимосвязанных причин не может должным образом влиять на крупный российский бизнес. А его, похоже, мало заботят насущные внутри- и внешнеэкономические интересы страны, где он «прибрал» к себе в концессию не только железные дороги, но и почти все другие отрасли.

И к сожалению, соответствующие настроения в политической и общественной среде Армении всё активнее проявляются с победой тамошней «цветной революции» осенью 2017 года. Она, как известно, вывела в лидеры страны неформального Никола Пашиняна. Хорошо, что ему хватило терпения не идти на прямой разрыв с Россией, а также выходить из интеграционных структур совершенно разного плана – СНГ и ЕАЭС.

Тем не менее, воцарение «Никола Первого», как называют премьера Пашиняна не только его оппоненты, при любых раскладах чревато очевидными политическими издержками в двусторонних отношениях. Но это, если Москва не сможет или не решится повлиять надлежащим образом на политику российского бизнеса в транспортной и энергетической отраслях Армении.

По заветам Ф. Д. Рузвельта


Великий президент поднял США из руин кризиса и вывел Штаты в мировые лидеры, сделав ставку на жилищное строительство и развитие инфраструктуры. Россия, казалось, делала нечто подобное в Армении, когда практически все железные дороги страны оказались в российской концессии. Тем не менее, уже которое десятилетие — с советских времён — маленькая страна в Закавказье так и не имеет единой железнодорожной сети.



Этот вопрос ставился коммунистическим руководством республики ещё с начала 30-х годов прошлого века. В 1952 году союзный Совмин наконец-то одобрил соответствующий проект, но уже в конце 1953 года он был отложен как не приоритетный. Не исключено, что это произошло по причине смерти Сталина и расправы над Берией – после них Закавказье, по всем признакам довольно надолго, оказалось в загоне.

Но, кажется, ничего не меняется по сей день. Между тем тот проект предусматривал в том числе создание железной дороги по кратчайшему маршруту Ленинакан (ныне Гюмри) — Вале — порт Батуми, то есть не по кружному действующему пути через Тбилиси («крюк» здесь — до 200 км).



Не столь давнее вступление Армении в ЕАЭС вернуло этот вопрос на повестку дня в связи с необходимостью добавить новый маршрут в сообщениях этой страны с РФ и Белоруссией. Кроме того, сближение Ирана с ЕАЭС реанимировало ирано-советский проект еще начала 70-х: создания сквозного железнодорожного коридора Батуми-Армения — северо-западный Иран (Меренд — Тебриз). Это, заметим, кратчайший железнодорожный маршрут в Иран и в целом на Средний Восток из СССР — теперь уже из экс-СССР, в том числе из России, с использованием трансчерноморского парома из Батуми, который тоже когда-то планировался.

Но для этого поныне требуется состыковать стальные магистрали Южной и Центральной Армении. Однако и здесь лишь дискуссии, межведомственная переписка между Москвой и Ереваном.

Тем временем армяно-азербайджанский конфликт привёл к блокаде параллельного железнодорожного маршрута транзита Россия — Иран через азербайджанскую Джульфу, существующего еще с 1908 года. Так как Джульфа, напомним, находится в Нахичеванской автономии Азербайджана, а сама эта автономия — географически располагается «внутри» Армении *.

Вот почему вполне очевидно, что линия Армения — Иран становится стратегически важной и для Еревана с Тегераном, и для Москвы. Но, как мы отметили, практического продвижения здесь нет до сих пор. И данный комплексный проект отнюдь не содержится в приоритетных планах ЮКЖД.


На сегодня ЮКЖД выглядит так


Аналогичная ситуация складывается сейчас и с давним проектом евроазиатского газопровода Иран — Армения — грузинские порты Батуми/Анаклия, имеющим, между прочим, ответвление в Россию — через территорию Грузии, что несколько осложняет дело. Кроме того, дело ещё и в том, что «Газпром Армения» под разными предлогами регулярно меняет сроки реализации этого проекта. Опять же, вопреки позиции Тегерана и Еревана, где и этот проект считают одним из приоритетных.

Между тем армянская сторона по тем же проектам апеллирует не только к Западу, но и к КНР. Подтверждение тому — состоявшийся на днях в Ереване двусторонний форум «Внешняя политика и экономика Китая: 70 лет КНР». Организованный Советом по политическим и стратегическим исследованиям "Китай — Евразия" при Госсовете КНР совместно с Армянским государственным экономическим университетом. По данным агентства «Синьхуа», дискуссии на форуме были посвящены «целям и особенностям инициативы "Пояс и путь", перспективам участия в нём Армении, назначению армянской транспортной стальной магистрали "Север — Юг" и участию Китая в её строительстве.

Возможное участие КНР в реализации приоритетных для Армении проектов обсуждалось и в ходе недавнего визита в КНР правительственной армянской делегации. Конкретных решений пока не принято, но дискуссии будут продолжены.

Транзит пока не виден


О чем же конкретно речь? Прежде всего о создании единой железнодорожной сети Армении, выходящей на Иран (через линию «Север — Юг»: Фиолетово — Зангезур — Капан — Мегри — Меренд). И о газопроводе Иран — Армения (150 км) с перспективой, по иранскому проекту, его продления в Грузию и создания на её побережье в портах Батуми или Анаклия — экспортных мощностей по сжижению или компримированию газа.

Все эти проекты, повторим, стародавние. Так, упомянутый железнодорожный проект был выдвинут руководством Армянской ССР еще в середине 1940-х годов и затем «повторялся» раз пять. Причем повторялся при неизменной поддержке от Тегерана, как это происходит и сегодня. Но Москва так же неизменно считала его «несвоевременным».

В наши дни уже становится понятно, что такое происходило ввиду куда большей влиятельности азербайджанского руководства в Москве, заинтересованного в сохранении «монополии» Азербайджана в железнодорожных перевозках между СССР и Ираном.

ЮКЖД считает проект экономически малообоснованным, а «Газпром Армения» точно так же характеризует и проект увеличения мощностей газопровода Иран — Армения и его продления в Грузию. Вероятно, потому, что такой сценарий сократит 100-процентную зависимость Армении от российского газа и от его единственно возможного транзита — через Грузию.

Тем временем, по разъяснениям министра высокотехнологичной промышленности Армении Акопа Аршакяна, «уже есть четкая договоренность, что мы идем к заключению соглашения с КНР по железнодорожным перевозкам. Черновой вариант соглашения готов». Причем с возможным подключением туда упомянутой проектной линии в Иран (Мегри — Меренд), ибо, как уточняет А. Аршакян, «обсуждался вопрос, чтобы наша программа рассматривалась не только как проект, соединяющий север и юг Армении. Но и как соединяющий страны Персидского залива и Черного моря. Прошли серьезнейшие обсуждения, китайская сторона выразила готовность рассмотреть “Север–Юг” частью проекта “Один пояс — один путь”».

В то же время о том, что большая самостоятельность Еревана в отношениях с Ираном действительно востребована, на днях прямо заявил посол Армении в Иране Арташес Туманян:

«За последние 28 лет наибольший объем торговли между двумя странами был в области энергетики и газа («обмен» с 2007 г. электроэнергии Армении на иранский трубопроводный газ, из которого вырабатывается поставляемая Ирану электроэнергия. — Прим. авт.). Нет сомнений, что между двумя странами возможно большее сотрудничество, коим пренебрегали, и в этом отношении необходимы новые решения».




Если Москва не пойдёт на реализацию проекта, то ЕС и США, заинтересованные в большем присутствии в Армении и в конкуренции российского и иранского газа, вполне могут "взяться" за этот проект. Здесь сразу напрашивается аналогия с решающим участием американцев и европейцев в создании в середине 1990-х — начале 2000-х годов нефтепроводов Азербайджан — Грузия — Турция (Баку — Тбилиси — Джейхан) и Азербайджан — Грузия (Баку — Тбилиси — Поти/Супса).

Такое «соучастие» будет, в свою очередь, безусловно "совпадать" с ужесточением санкций и всеми иными мерами США, направленными против любых новых газоэкспортных проектов России. Тем более что перспективная газовая труба Иран — Армения — Грузия – это ещё и своего рода нить для перспективного смягчения американо-иранской напряженности.

В качестве вывода отметим, что новые решения становятся всё более актуальными в обновлённых российско-армянских взаимоотношениях. Простым ростом взаимного товарооборота в рамках ЕАЭС, здесь, похоже, уже не обойтись…

* Столь «причудливые» границы между Азербайджаном и Арменией были установлены руководством РСФСР по настоянию Турции в 1921-23 годах: этим была создана «первичная» почва для перспективных армяно-азербайджанских конфликтов. Каждый из таких конфликтов, как бы Армения ни гордилась своей победой в борьбе за Карабах, способствует в основном лишь продвижению Анкарой пантюркизма в этом регионе.

Вместо послесловия


Свежим подтверждением оппозиционных настроений в Армении в отношении российского бизнеса стал тот факт, что работники крупного медеплавильного комбината в северо-армянском городе Алаверди, принадлежащего российской "Валлекс Групп", на днях перекрыли железную дорогу Армения — Грузия. Ввиду сокращения производства, увольнений и роста зарплатных долгов. Пока этот эксцесс не урегулирован.

Но характерно, что практически одновременно с этим (2-3 июля) состоялись переговоры в Тегеране президента Ирана Х. Роухани с вице-премьером Армении М. Григоряном. Обе стороны, по официальным сообщениям, снова подтвердили обоюдную заинтересованность в сооружении железной дороги Армения — Иран, развитии транзитного ирано-армянского коридора и в увеличении поставок иранского газа в Армению.

По словам М. Григоряна, были "достигнуты некоторые договоренности по энергетике, транспорту, промышленности, торговле, окружающей среде и туризму, результаты которых представлены в Меморандуме о взаимопонимании, подписанном сторонами по завершении переговоров".
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дилетант 8 июля 2019 07:11 Новый
    • 2
    • 2
    0

    Карту перекрасили, а "газопроводы, идущие к украинским границам" в Крым оставили. Модераторы, АУ-У am
    1. Комментарий был удален.
  2. Егорчик 8 июля 2019 07:27 Новый
    • 6
    • 0
    +6
    Чемодан без ручки.
    1. Алтай72 8 июля 2019 08:38 Новый
      • 8
      • 0
      +8
      Пустой чемодан без ручки))
      1. vlad106 8 июля 2019 15:55 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Алтай72
        Пустой чемодан без ручки))


        Но с амбициями...
        ну а как же? они же самие дреффние
  3. rocket757 8 июля 2019 08:34 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Тягомотина .... и пока сами не разберутся ХУ ИЗ ХУ, ничего не получится.
    Прописные ведь истины есть, для всех скакунов .... прогуливают уроки и истории тоже.
  4. knn54 8 июля 2019 08:37 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Армения окружена недругами-Турция,Азербайджан. Грузия тоже не союзник.Думаю,что даже американская и французская диаспоры/лобби не спасут страну,если РФ уйдет...
    1. Oquzyurd 8 июля 2019 18:15 Новый
      • 3
      • 1
      +2
      Все до точности наоборот.Эти страны рядом имеет недружественный,агрессивный фурункул,с претензиями на их территории.
  5. samarin1969 8 июля 2019 09:02 Новый
    • 4
    • 1
    +3
    У армян деньги есть. Пусть строят, что хотят. Причем тут РФ?
    Руководство России не может определиться с политикой в отношении Ирана. Какие могут тут быть совместные логистические проекты?
    1. g1v2 8 июля 2019 12:24 Новый
      • 14
      • 0
      +14
      В том то и дело , что денег у армян нет с распада СССР. Между Арменией и РФ лежат две страны - враждебная России Грузия и враждебный Армении Азербайджан. Армения по сути изолирована от рынков сбыта. Статья крайне лукавая и по сути лоббирует только армянские интересы. Ни о каком транзите через Армению не может идти речь пока между нами Грузия. Коридор Север-Юг в Иран и дальше реализуется уже в двух вариантах. Первый - по морю из порта Оля , в который уже вложено много денег . Второй - через Азербайджан. Армения лежит вообще в стороне от любого нужного нам коридора. Зато Армении нужны российские инвестиции и хороший транспортный коридор в Грузию и в ее порты. Это нужно не России , а Армении и Грузии. fellow Если Россия сделает такую глупость и построит удобный жд-путь из Армении в грузинские порты , то Армении не придется играть в пророссийскость и начать играть в многовекторность . Тч нам этот проект может быть нужен только в одном случае - если мы захотим сплавить вынужденного союзника и сделать ставку на Азербайджан, поборовшись за него с Турцией. request
      1. samarin1969 8 июля 2019 12:57 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Достойный комментарий, Виталий! hi Верно и про транзит, и про новые возможности с Баку.

        Только деньги у армян есть. Я не писал про саму "Армению". Владельцы доброй части кабаков, гостиниц, серых схем и сутенёрских агентств могли бы профинансировать свою древнюю Родину. laughing
        1. g1v2 8 июля 2019 16:37 Новый
          • 3
          • 1
          +2
          Могли бы . Но не финансируют. Армянская диаспора сильна в Франции. России , США и Сирии. Вот только своей прародине ни одна из них серьезно не помогает. Более того, когда тапочники резали армян в Сирии, то Армения даже озабоченность не выразила. Дейр эз Зор оставался проправительственным и не сдался игилоидам во многом потому, что там была большая армянская диаспора. Однако я не помню, чтобы Армения хоть раз попыталась что-то сделать или как-то помочь армянам Сирии. Уже сейчас , когда основные бд в местах проживания армян закончились, вроде как какую-то гуманитарку послали. Все. Тч армянские диаспоры по сути везде сами по себе и Армении помогать не рвутся, а Армения тоже не сильно озабочена их судьбой. request
    2. vlad106 8 июля 2019 15:58 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: samarin1969
      У армян деньги есть. Пусть строят, что хотят. Причем тут РФ?

      дык они норовят все нахаляву. да на чужом горбу...
  6. Комментарий был удален.
  7. Армения и тамошние армяне по своей сути те же грузины, жрут с рук России и плюют в душу ей
    1. vlad106 8 июля 2019 16:04 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Цитата: Сципион Африканский
      Армения и тамошние армяне по своей сути те же грузины, жрут с рук России и плюют в душу ей


      армения это дыра ! черная.
      но дорогу за пределы они очень хотят . за чужой конечно счет )
  8. Арташес 8 июля 2019 13:06 Новый
    • 2
    • 6
    -4
    Арташес
    g1 - ТАК и "рассуждают" и в росс. структурах: типичная неоколониальная политика. Тогда, значит, и России не нужны были "окна в Европу" при Петре I ? Кстати, они после 1991 г. почти все закрыты коллективными усилиями РФ и соседей...
    Грузия наращивает российский грузотранзит в Армению (и обратно), в т.ч. через груз. порт Поти, и при умной, подлинно российской политике это можно было грамотно использовать. А не ввязываться в базарные передряги, на посмешище Западу и Турции, в связи с недавними событиями в Тбилиси. Что-то не видно той же "смелости" в отношениях с Прибалтикой !?
    Насчёт "жрут с рук России" в Армении сегодня - полная, пардон, глупость. Как минимум - спорно. Но можно поздравить русскоязычных пропагандистов: их клише побеждают... Значит, выявление (не только в Армении) ЧУДОВИЩНЫХ фактов коррупции, вранья, ксенофобии русскоязычной олигархии и её прислуги - это, значит, "плевать России в лицо"? Вот он, "просвещённый" патриотизм...
    1. мушкетон64 8 июля 2019 15:08 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      " Грузия наращивает российский грузотранзит в Армению...". Или все - таки это Россия наращивает свой грузотранзит в Армению через Грузию? Нет? Я так полагаю значительный процент этого транзита составляет снабжение военной базы в Гюмри. Для чего там эта база для России -- ума не приложу. Геморрой да и только, лишь для спокойствия " союзной" Армении, находящейся в окружении своих "старых друзей". Насчет " жрут не жрут" , "спорно не спорно" -- бесспорно другое. Значительная часть граждан Армении подъедается именно в России. Такого количества армян в нашем городе ( центр России) я отродясь не видел. Прижились и ,похоже, в свою Армению назад и не собираются. А лет 30 назад как рвались на свободу от России, как рвались...!
      1. vlad106 8 июля 2019 16:17 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Цитата: мушкетон64
        Такого количества армян в нашем городе ( центр России) я отродясь не видел. Прижились и ,похоже, в свою Армению назад и не собираются.

        где еще они будут столько людей дурить? своих же низзя! а россияне добрые. позволяют ездить на шее
  9. wmn5500 8 июля 2019 17:42 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Это, заметим, кратчайший железнодорожный маршрут в Иран и в целом на Средний Восток из СССР — теперь уже из экс-СССР, в том числе из России, с использованием трансчерноморского парома из Батуми, который тоже когда-то планировался.


    Только вот автор забыл добавить что этот проект еще и самый затратный и трудно выполнимый чисто технически! Одних только тоннелей сквозь горы нужно построить несколько десятков и столько же мостов. Да и зачем надо тратиться на проект который нужен только одной стороне? Коридор "Север-Юг" уже реализуется с участием Азербайджана и за его же счет, кроме того есть прямой морской путь по Каспию.
  10. Арташес 8 июля 2019 18:02 Новый
    • 0
    • 5
    -5
    Арташес
    Что же это за народ такой, более 170 млн., который постоянно, якобы, "дурят" куда меньшие по численности армяне, евреи, немцы, власти, все остальные? Неуважение к себе переносить, как вину, на тех, кто вокруг - проще всего.
    Не только армяне "заелись" в советский период - то же почти все другие республики, кроме русских регионов РСФСР (и,пожалуй, Белоруссии) . А кто виноват, что у власти в центре были, мягко говоря, не русофилы, хотя под русскими фамилиями ?
    А как сов.власти более чем на 60% урезали террит. российской и первой (1918-1920-й) независимой Армении в пользу Турции, Азербайджана, даже Грузии; запрещали официально отмечать День Геноцида (кроме редких периодов). Всё это, как и уникальные соц.-экономич.достижения Армянской ССР, оставили след.
    СССР развалили, в основном, центральные сов. структуры, и другим респ. ничего другого,
    кроме,самостийности, не оставалось. А на местный национализм (полуприкрытый партбилетами) Москва боялась реагировать с хрущевского периода. Но всё более подкармливая "окраины",что еще больше стимулировало их национализм: вот, мол, как Москва от нас зависит и нас боится !
    Если РФ взяла к себе Армению, то по примеру советского периода - надо её РАЗИВАТЬ. А не смыкаться с местной олигархией, примитивно считая это главной гарантией: любая олигархия- таков мировой опыт - всегда предаёт, если ей это выгодно.
    1. Oquzyurd 8 июля 2019 18:29 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      А как сов.власти более чем на 60% урезали террит. российской и первой (1918-1920-й) независимой Армении в пользу Турции, Азербайджана, даже Грузии lol Урезали территорию не существующий Армении? Может все наоборот? Они создали Армению нынешнюю,а вам хотелось больше,чем вам начертили.Еще смеете нагло обвинять создателей Армении в том,что они мало вам территорий заготовили?
    2. мушкетон64 8 июля 2019 18:40 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Россия не брала к себе Армению. Армения не входит в состав РФ. Это Армения под давлением обстоятельств ( в основном внешних) стала ориентироваться на Россию. Развитие Армении -- это проблема в первую очередь самой Армении, а не России. Россия может только помогать Армении в своем развитии и то небескорыстно, а при определенных обязательствах Армении перед Россией. А то взяли моду -- Россия опять кому то должна.
      1. kuz363 12 июля 2019 14:00 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Если Россия что-то хочет от Армении (правда, непонятно, что) - то пусть и содержит. Потому что с точки зрения территориального положения - абсолютна бесполезна для ЕАЭС.
    3. vlad106 8 июля 2019 20:28 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Арташес (Арташес) Сегодня, 18:02
      -3
      Арташес
      "Что же это за народ такой, более 170 млн., который постоянно, якобы, "дурят..."

      вообще-то где-то 145 млн.примерно.

      ""дурят" куда меньшие по численности армяне, евреи, немцы, власти, все остальные..."

      немцы то здесь при чем? настоящие немцы бесхитростные в отличие от остальных вами перечисленных?
      " кто виноват, что у власти в центре были, мягко говоря, не русофилы, хотя под русскими фамилиями ?"

      здесь вы правы!

      "... как сов.власти более чем на 60% урезали террит. российской и первой (1918-1920-й) независимой Армении в пользу Турции, Азербайджана, даже Грузии..."

      не за это ли банда дашнаков в составе Затикяна, Степаняна и др.организовала в Москве в 70-х г.г. серию терактов,в том числе в Метрополитене?
      и на суде Затикян именно это со злобой предьявил в вину СССР и призывал своих соотечественников мстить России.
      Отсюда вопрос: не данными ли призывами Затикяна мстить России, руководствуются эти самые его соплеменники, которые за последнее время убивают мирных российских граждан, грабят, насилуют?
  11. Oquzyurd 8 июля 2019 18:08 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Бесполезная болтовня,нацеленная создать хоть какую то значимость Армении.Но тупик географический,конфликтующий с соседями,еще без денег,куда не крути,независимо от длины статьи,тупик.
  12. Арташес 9 июля 2019 08:57 Новый
    • 0
    • 2
    -2
    - А почему "не существующей" Армении? Она объявила независимость в 1918-м, признанную и РСФСР, границы были определены Севрским договором Антанты с Турцией (1919). Но вскоре и Антанта, и Москва умыли руки в связи с турецкой агрессией в Закавказье.
    "Взяла к себе" - значит, взяла к себе в союзники: даже это некоторые "знатоки" не понимают...
    А что мешает русским в СВОЕЙ стране - даже 150 млн. - владеть хотя бы "доброй частью кабаков, гостиниц, серых схем и сутенёрских агентств"? Не власть ли позволяет иным владеть столь "доброй частью"? И сколько огромных территорий РСФСР потеряла благодаря ее властям в 20-х и позже ( с тех пор - в Белоруссии, Латвии, Украине, Казахстане, Эстонии, во многих нацавтономиях)? Тоже иные виноваты?
    Да, зоологическая ксенофобия побеждает: все и вся виноваты, но вокруг...
    А власть в Армении - мало чем хуже тех, кто ныне правят почти во всех экс-республиках.
    А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры). Но почему-то допустили случившееся (понятно - почему: чтобы создать "точки" крушения страны)... Как, впрочем, допустили там же и политику по крушению СССР. Хотя в руководстве КГБ армян точно не было.
    Зато главное - в чужом глазу найти соринку, а в своём - бревна не замечать...
    1. Oquzyurd 9 июля 2019 13:57 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      "Севрским договором Антанты с Турцией " Лозаннский договор, заключенный 24 июля 1923 г вы забыли упомянут,по причине,наверно,что этот договор вашу болтовню сводит на нет.
      А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры) lol lol lol Типа отмазался)))
    2. vlad106 16 июля 2019 07:37 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Арташес
      А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры).

      Сказки Шахрезады
      впрочем, допустили там же и политику по крушению СССР. Хотя в руководстве КГБ армян точно не было.
      Как не было?
      Именно Андропов (Андропян) был у верхушки власти на разных должностях. и он приложил руку к разрушению
  13. Арташес 9 июля 2019 09:09 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: Арташес
    - А почему "не существующей" Армении? Она объявила независимость в 1918-м, признанную и РСФСР, границы были определены Севрским договором Антанты с Турцией (1919). Но вскоре и Антанта, и Москва умыли руки в связи с турецкой агрессией в Закавказье.
    "Взяла к себе" - значит, взяла к себе в союзники: даже это некоторые "знатоки" не понимают...
    А что мешает русским в СВОЕЙ стране - даже 150 млн. - владеть хотя бы "доброй частью кабаков, гостиниц, серых схем и сутенёрских агентств"? Не власть ли позволяет иным владеть столь "доброй частью"? И сколько огромных территорий РСФСР потеряла благодаря ее властям в 20-х и позже ( с тех пор - в Белоруссии, Латвии, Украине, Казахстане, Эстонии, во многих нацавтономиях)? Тоже иные виноваты?
    Да, зоологическая ксенофобия побеждает: все и вся виноваты, но вокруг...
    А власть в Армении - мало чем хуже тех, кто ныне правят почти во всех экс-республиках.
    А вот Зотикян и иже с ним - ДАВНО отслеживались КГБ, там ЗАРАНЕЕ знали об их планах (даже о замешанности в этом турецкой агентуры). Но почему-то допустили случившееся (понятно - почему: чтобы создать "точки" крушения страны)... Как, впрочем, допустили там же и политику по крушению СССР. Хотя в руководстве КГБ армян точно не было.
    Зато главное - в чужом глазу найти соринку, а в своём - бревна не замечать...
    1. Арташес 9 июля 2019 09:23 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Неудивительно.Зато другим МОЖНО почти нацоскорбительные и лично-оскорбительные выпады делать (?!).
      Дискутируют в нормальном обществе с взаимоуважением, по конкр. теме-публикации, а не провоцировать (специально?) на взаимные выпады.
  14. Арташес 9 июля 2019 10:52 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Анатолий
    Зависеть от коридора только через Азербайджан (через одну страну) - геополитически ущербно. Затраты на строительство ж.д. всегда весомы: доказано издавна, и не только Российской Империей-СССР. Тем более что ЕАЭС и ОДКБ не Азербайджан, а Армения. Правда, всё больше росс. ( и белорус.) оружия идёт в Азербайджан, что тем более "раздражает" Ереван.
    1. Oquzyurd 9 июля 2019 20:30 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      "что тем более "раздражает" Ереван." И что дальше с этим раздражением? На зло бабушке уши отморозите? "Зависеть от коридора только через Азербайджан (через одну страну) - геополитически ущербно" А зависеть от коридора через двух (Армения и Грузия) не ущербно да?))).И,поймите,РФ не интересно и не выгодно ЖД через вас.Если так горит,стройте сами.Вот Азербайджан строит сам,финансировал даже иранский и грузинский участок ЖД.Не выл и не клянчил деньги,как некоторые yes
  15. Арташес 10 июля 2019 01:00 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Не в Азербайджане российская ж.д.-концессия, а в Армении. Впрочем, нынешней РФ всё равно с кем "дружить" - лишь бы выгода была для её олигархов и их подпевал. Советско-российские танковые экпажи один деньвоевали за Армению,на другой - за Азербайджан, и наоборот. Это знают в Ереване и Баку.
    Что до транзитных стран -тогда НЕ надо было ускорять распад СССР.
    1. vlad106 16 июля 2019 07:40 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: Арташес
      Советско-российские танковые экпажи один деньвоевали за Армению,на другой - за Азербайджан, и наоборот. Это знают в Ереване и Баку.

      да вы провокатор батенька...
  16. Арташес 13 июля 2019 15:07 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Арташес: это ваша болтовня говорит об всеобщей импотенции,особенно умственной, вашей олигархии, которой вы прислуживаете и,видимо, всегда будете прислуживать. Опыт богатый и давний. Взаправду, в своём глазу бревна не замечают... А что молчите,напр., про десятки (почти все речные-озёрные) островов,что передали Китаю в 1969-2005??
  17. Арташес 13 июля 2019 16:19 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    Oquzyurd - это ваша болтовня говорит об всеобщей импотенции,особенно умственной, вашей олигархии, которой вы прислуживаете и,видимо, всегда будете прислуживать. Опыт богатый и давний. Взаправду, в своём глазу бревна не замечают... А что молчите,напр., про десятки (почти все речные-озёрные) островов,что передали Китаю в 1969-2005??
  18. Арташес 13 июля 2019 18:03 Новый
    • 0
    • 1
    -1
    То ли дело - патологическая злоба потервяших ВСЁ пигмеев...
  19. xax
    xax 13 июля 2019 22:33 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Многие местные чиновники и эксперты регулярно отмечают, что гости из России заинтересованы в основном в овладении местными активами и вовсе не хотят «тратиться» на реализацию дорогостоящих проектов, приоритетных для этой страны.

    Цивилизованный демократический инвестор ищет прибыли, а не пытается оказывать безвозмездную помощь "братской республике", как это делал нецивилизованный инвестор "коммунистический", так его растак, за оккупацию благородных республик. Пора бы всем понять, уже утомляет эта песенка - десятки лет прошли.
  20. kiril1246 16 июля 2019 23:46 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Про евреев как-то слабенько у армян вышло. Неужели непонятно кто мешает построению великой Армении.