Истребители шестого поколения для ВВС и ВМС США. Планы и желания

55
Все ведущие страны в настоящее время заняты разработкой или производством истребителей пятого поколения. Некоторые державы уже задумываются о создании принципиально новых машин, которые можно будет отнести к следующему шестому поколению. Среди прочих, подобные планы имеют США. Согласно сообщениям последних лет, Пентагон собирается разработать сразу два истребителя шестого поколения.


Концепт палубного истребителя F/A-XX от компании Boeing




Долгий путь к проекту


Первые заявления о возможной разработке истребителя следующего поколения прозвучали в конце прошлого десятилетия. Впрочем, тогда утверждалось, что подобный проект является делом отдаленного будущего, и пока следует уделять больше внимания актуальным проектам. В дальнейшем эту тему неоднократно вспоминали, но все ограничивалось обсуждениями и простыми предложениями.

Понимая сложность подобных проектов, Пентагон несколько лет назад запустил предварительные исследования. С середины текущего десятилетия выполняются различные научно-исследовательские работы, целью которых является изучение имеющихся возможностей и поиск оптимальных решений, а также формирование требований к истребителю и его возможного облика. Какие результаты были получены в ходе этих работ – неясно. Официальные лица пока обходятся самыми общими формулировками.

На данный момент все работы по шестому поколению истребителей в США ведутся под контролем агентства перспективных разработок DARPA. Авиастроительные организации тоже занимаются этой тематикой, но пока представляли только концепты самого общего вида, предусматривающие использование тех или иных идей. Ни одно из таких предложений пока не получало одобрения и не принималось к дальнейшей разработке.

По заказу Пентагона прорабатывается сразу два варианта истребителя шестого поколения. Первый, известный под рабочим обозначением F-X, предназначается для военно-воздушных сил. Военно-морские силы, предъявляющие иные требования к авиации, планируют создать самолет F/A-XX. Возможно, два образца будут основываться на общих идеях и использовать некоторые общие агрегаты.

Два проекта


В 2016 г. запустили программу Penetrating Counter Air, направленную на создание истребителя для ВВС (F-X). Пока задача проекта состоит в проведении необходимых НИР и определении оптимального облика самолета. В средней перспективе начнется проектирование, а серийное производство будет запущено в тридцатых годах.

Согласно доступным данным, проект F-X предусматривает создание многофункционального истребителя, способного дополнить или заменить ряд существующих образцов. Прежде всего, F-X / PCA заменит устаревающие машины семейства F-15, а затем свое место ему уступят более новые F-22. PCA должен будет решать задачи завоевания превосходства в воздухе, сопровождать ударные машины и самостоятельно бороться с наземными целями.

Для получения максимальной боевой эффективности предлагается обеспечить высокие летно-технические характеристики. В частности, может быть увеличена дальность полета, что позволит работать в условиях уничтожения аэродромов и заправщиков. Необходимо принять меры по сокращению заметности, в том числе для самых совершенных современных радиолокационных систем. По полезной нагрузке F-X должен превосходить нынешние самолеты.

Перспективный палубный истребитель F/A-XX или Next Generation Air Dominance с точки зрения решаемых задач должен быть похожим на F-X PCA, однако к нему должны предъявляться специфические требования, связанные с эксплуатацией на авианосцах. Прежде всего, это более прочная конструкция, обеспечивающая посадку на палубу с использованием аэрофинишера. Также могут возникать иные требования к приборному оснащению, вооружению и т.д.


Истребитель F-X от "Боинг" в версии 2016 г.


Тем не менее, точный облик двух истребителей будущего пока не определен. DARPA и смежные организации прорабатывают эти вопросы, но не спешат делиться результатами своих исследований. Представители ВВС и ВМС время от времени раскрывают свои желания и мнения, но исследователи хранят молчание.

Идеи шестого поколения


К настоящему времени прозвучало достаточно заявлений о будущем шестом поколении истребителей, что позволяет представить примерные требования к подобной технике. Кроме того, появляется возможность определить обязательные атрибуты будущего поколения и оценить их потенциал.

Прежде всего, от шестого поколения ожидают рост всех основных тактико-технических характеристик. Всерьез обсуждается возможность достижения гиперзвуковых скоростей, а также повышения дальности и высоты полета. Также новый истребитель должен будет нести больше вооружения – тоже с повышенными характеристиками.

Как и предыдущее поколение, шестое будет использовать технологии, направленные на снижение заметности для любых средств обнаружения. При их создании требуется учитывать прогресс в области радиолокации, способный сократить эффективность стелс-технологий. На уровне обсуждений также фигурирует сокращение оптической заметности за счет принципиально новых систем.

Важнейшее значение будет иметь авионика. Предлагается использовать уже известные идеи и решения, такие как максимальная автоматизация процессов, РЛС с АФАР, размещение антенных устройств в разных частях планера и т.д. Также следует внедрять элементы искусственного интеллекта, дополнительно разгружающие летчика.

Определенной популярностью пользуется концепция опционально пилотируемого самолета. В зависимости от поставленной задачи, истребитель нового поколения сможет управляться пилотом из кабины или оператором с внешнего пульта. Удаление пилота обеспечит рост части летно-технических характеристик и боевых качеств. Опционально пилотируемые самолеты смогут работать как самостоятельно, так и в связке с управляющим истребителем, на борту которого имеется экипаж. Любопытно, что необязательное наличие пилота на борту предлагается в качестве одного из ключевых критериев шестого поколения.

Самолет сможет нести и применять подвесное ракетно-бомбовое вооружение, для которого будут использоваться внутренние грузоотсеки. Необходимость использования встроенной пушки является предметом споров. Кроме того, обсуждается возможность внедрения принципиально нового оружия, такого как боевые лазеры.

Предлагаемые концепты


Еще в 2009 г. компания Boeing предложила концепт истребителя шестого поколения, пригодного для эксплуатации в ВМС. Предлагался двухдвигательный самолет с двухместной «опциональной» кабиной. По техническим и боевым характеристикам такой F/A-XX должен был превосходить существующий F/A-18E/F.


Вариант F-X от Lockheed Martin


В 2011 и 2013 гг. «Боинг» представляла другие варианты перспективного истребителя. Теперь предлагался проект универсального самолета для ВВС и ВМС. В проекте предусматривался акцент на завоевание превосходства в воздухе, но не исключалась и эффективная работа по наземным целям. При схожих габаритах и массе, предложенный самолет может иметь преимущества в летно-технических характеристиках перед существующим F-35.

В 2012-м свое видение шестого поколения раскрыла компания Lockheed Martin. Ее концепт предусматривал создание принципиально нового планера, способного обеспечить высочайшие летные характеристики и боевые качества. Также конструкция должна была иметь функции «саморемонта». Проект предлагал средства сокращения заметности в разных диапазонах. Для создания предложенной машины следовало проработать массу новых решений и технологий, но сопутствующие траты должны были полностью окупиться.

В 2015 г. о намерении участвовать в новой программе заявила компания Northrop Grumman. Ее концепт-проект похож на предложения других компаний и имеет те же особенности. Впрочем, при создании реального проекта облик самолета может заметно измениться.

Будущее проектов


По очевидным причинам, концепты от нескольких крупных авиастроительных компаний пока не получили развития. Специалисты и любители авиации получили возможность рассмотреть взгляды промышленности, но до изучения реальных образцов пока далеко. Опытные образцы новых моделей появятся, как минимум, через несколько лет.

В настоящее время проблематику шестого поколения истребителей изучают специалисты DARPA и авиастроительные компании. В обозримом будущем агентство должно будет сформировать требования к будущим F-X и F/A-XX, после чего Пентагон сможет объявить конкурс на разработку реального проекта. Сроки запуска такого конкурса пока остаются неизвестными.

Согласно самым смелым прогнозам, первый истребитель шестого поколения разработки США сможет подняться в воздух во второй половине двадцатых годов. Через несколько лет после этого возможен запуск серийного производства с поставкой техники в войска. Пока же все направление находится на самых ранних этапах, и это накладывает известные ограничения.

Впрочем, известные сроки позволяют предполагать, что реальные работы по истребителям будущего поколения начнутся в самое ближайшее время. Тогда же Пентагон сможет раскрыть свои пожелания и требуемые черты новых самолетов. После этого можно будет определить, какие из предположений последних лет были верными, и какой из предложенных концептов наиболее близок к пожеланиям военных.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 июля 2019 06:09
    Не верю, что раньше 2050 появится что то по настоящему толковое.
    1. +3
      9 июля 2019 10:46
      Толковое - появится. Но как следующие разработки 5-го поколения. Например, B-21 Raider сделать несложно. Все наработки и узлы есть. От В-2 и Ф-35. Ничего революционного. Улучшенное 5-е поколение.
      А вот всякие гипер-звуковые+стелс+высотные - цена даже по предварительной прикидке выскакивает за 250 млн за штуку. Не потянут Штаты финансоыо такой войсковой истребитель.
      1. +1
        9 июля 2019 16:05
        Что это не потянут, самолётов 150 - 200 потянут, при годовом бюджете более 700 миллиардов что не потянуть то.
        И чем этот самолёт не основа для шестого поколения
    2. 0
      9 июля 2019 13:34
      фигурирует сокращение оптической заметности за счет принципиально новых систем

      неужели шапка-невидимка?
    3. 0
      9 июля 2019 15:56
      Цитата: Арон Заави
      Не верю, что раньше 2050 появится что то по настоящему толковое.


      Кто знает. Может быть и до 2050 года что либо доведут до ума. Только вот сколько будет стоить это удовольствие?
  2. +6
    9 июля 2019 06:36
    Необходимо принять меры по сокращению заметности, в том числе для самых совершенных современных радиолокационных систем. По полезной нагрузке F-X должен превосходить нынешние самолеты

    Всерьез обсуждается возможность достижения гиперзвуковых скоростей, а также повышения дальности и высоты полета. Также новый истребитель должен будет нести больше вооружения

    Хех, данные заявления либо противоречат друг другу, либо законам физики в принципе.
    Во-первых, повышение полезной нагрузки при сохранении низкой радиолокационной заметности, возможно лишь за счет внутренних объемов самолета. Увеличение внутренних отсеков потянут за собой перестройку всего планера, увеличение его габаритных значений. Увеличение габаритов увеличит лобовое сопротивление, на преодоление которого потребуется мощность (мощность, требуемая для преодоления силы лобового сопротивления, пропорциональна кубу скорости). Увеличенная мощности это увеличенный расход и более низкий радиус действия. Компенсируется увеличением объема возимого топлива за счет внутренних отсеков или конформных баков. Что опять упирается в миделевое сечение ЛА.
    Увеличение скоростей (аж чуть ли не до ГЗ) это прямое противопоставление заметности самолета. Это и сложности с покрытием, маложивущим на таких скоростях. И с обеспечением плотности набегающего потока на входе к компрессору при S-образных ВЗ (или РБ). И заметность в видимом спектре (тепловая сигнатура). И много других "но".
    Пентагон сможет объявить конкурс на разработку реального проекта. Сроки запуска такого конкурса пока остаются неизвестными.

    а некоторые "знатоки" с ВО заявляют что в США уже лет 20 разрабатывают МФИ 6го поколения. Кому верить? laughing
    1. +3
      9 июля 2019 08:20
      Абсолютно верно! Комплекс взвимосвязанных притиворечий не дает сдвинуться с места.Все упирается в базовые принципы работы двигателей. При этом новые двигатели будут причиной создания совершенно нового планера о котором абсолютно все и не подразумевают. Принципы же работы новых двигателей создадут новые возможности и для маневрирования , взлета ,посадки , обеспечения жизнеспособности пилота на любых режимах полета и т.д. Поэтому пока не будет фундаментальных знаний о методах работы с плотностью энергии и не будут созданы первые базовые устройства позволяющие избавиться от многих пропорциональностей развития не будет.
      1. 0
        9 июля 2019 12:32
        Я с Вами согласен, почти полностью. Но конечно эволюция самолета будет развиваться по всем направлениям: двигатель, аэродинамика, автоника и средства поражения.
        Так или иначе. Где проходит качественная грань между 5 и 6 поколением не определено.
        В пятом поколении США, это незаметность, авионика и крейсерский сверхзвук, как я понимаю. У нас к этому еще добавляется сверхманевренность.
        Кроме незаметности в 4++ есть все.
        1. 0
          9 июля 2019 13:37
          Вопросы использования новой элементной составляющей электромагнитных процессов , от силовых и до ... , это отдельная тема .
          1. -1
            9 июля 2019 14:21
            Не надо отдельной темы. А то опять начнется бред типа "теории" Леонова. Та тема - для клиники Кащенко.
      2. +1
        9 июля 2019 16:19
        У шестого поколения будет новый всеракурсный радар, возможно фотонный, корпус из композиционных материалов углеродистое волокно - никель - титан - ниобий, комбинированные реактивные двигатели + ПВРД, плоское сопло с системой охлаждения отработавших газов , внутренние отсеки вооружения и соответственно новое топливо - обладающее большей энергоёмкостью чем авиационный керосин, соответственно новая система управления, как в пилотируемом так и в беспилотном варианте, и противоракетная лазерная система защиты - прототипы которой уже испытывают.
    2. 0
      9 июля 2019 13:47
      Цитата: Ка-52
      Хех, данные заявления либо противоречат друг другу, либо законам физики в принципе.

      Принципы малозаметности сами по себе накладывают ограничения серьезные не только по планеру и габаритам,но и сильно урезают возможности сверх маневренности. У нас ставка сделана на маневренность,скорость и дальность.Конечно,где можно и применили технологию малозаметности,но не с таким тупым упорством,как матрассы. Вспоминается Ф-117. Толку от его технологии стэлс,если он был тихоходен,с маневренностью там тоже была беда ,ну и радиус не рекордный.
  3. +1
    9 июля 2019 08:07
    В принципе могут. Когда и что получится, вопрос.
    Опять же вопрос, а с концепцией определились? Пока что предыдущая концепция не проверена и не доведена до ума и конца края тому не видно!
    Впрочем, не стоят на месте, а это есть ГУТ! Но дело то, предыдущее, надо хоть как то закончить, оправдать ... впрочем, опять же есть варианты.
  4. 0
    9 июля 2019 08:43
    Ни в принципе , вообще никак не могут. Заявленные желания соответствуют совершенно новому уровню энергетических процессов. Это прежде всего физика . ВСе совокупные знания человека о физических процессах это низкопотенциальные явления и опираются они на методы анализа так же соответствующих уровней. Поэтому, прежде всего ,нужны технологии анализа больших данных.Вот те кто кричит ,что они уже есть пусть и предлагает .
  5. 0
    9 июля 2019 09:32
    Я понимаю что киль дает сильную засветку на экранах РЛС. Но как они собираются управлять машиной. Через разнотяг двигателей?
    1. +1
      9 июля 2019 10:48
      Через управление потоками воздуха, проходящими сквозь крыло. И входящими и выходящими из крыла под разными углами и разным напором.
      1. 0
        9 июля 2019 11:04
        Через управление потоками воздуха, проходящими сквозь крыло. И входящими и выходящими из крыла под разными углами и разным напором.

        никогда подобная система не даст эффективности для активного маневрирования.
        1. +2
          9 июля 2019 11:22
          Плотный плоский поток воздуха ведет себя похоже на механический закрылок или предкрылок. Это уже проверяли.
          Насколько маневренным будет такой самолет? - трудно сказать.
          1. 0
            10 июля 2019 08:08
            Цитата: voyaka uh
            Плотный плоский поток воздуха

            То есть сверх маневрирования уже не будет?
            1. 0
              10 июля 2019 10:30
              Будет. Потому что изменится форма фюзеляжа. Динамически неравновесный, но надежно управляемый компом, самолет можно сделать более коротким.
              И такой планер будет резче заходить в вираж. Вопрос только, как выдержит это летчик?
              Поэтому короткие стелс-бесхвостки без механически поворотных частей станут, вероятно, беспилотными истребителями. Но они будут сверхманевренны.
      2. 0
        10 июля 2019 08:10
        Цитата: voyaka uh
        Через управление потоками воздуха, проходящими сквозь крыло.

        То есть управлять динамически не равновесной системой будет микросхема. Дай Бог ей долгих лет жизни.
        1. 0
          10 июля 2019 10:23
          Электроника гораздо надежнее механики. Большинство аварий - по причине механических поломок. В том числе, нередки отказы закрылок.
  6. 0
    9 июля 2019 09:33
    Не ВСЕ средства еще освоены...
  7. +1
    9 июля 2019 09:53
    В настоящее время еще не достаточно развиты технологии для того чтобы достигнуть упомянутые в статье характеристики, так что вторая половина 20-х годов, действительно кажется очень сомнительной
  8. +2
    9 июля 2019 10:06
    Думаю, нынешние разговоры о истребителях 6 поколения, это пока размышления о пути дальнейшего развития этого рода авиации, не более того. На самолетах 5-го поколения мы видим уже 2 разных подхода к этой технике: концепция сверхманевренности и скорости, с одной стороны, и концепция сетецентричности, невидимости и дальнего воздушного боя, с другой стороны. Какая из этих двух мыслей окажется наиболее верной? Точный ответ может дать только неоднократное противостояние в бою. Но от этого ответа будет зависеть и дальнейший путь развития - это самое 6-е поколение. Иначе - только противоречивые мечты. Автора статьи упрекают в противоречивости, но это противоречит не он, это противоречивость конструкторов Боинга и других, а их противоречивость размышлений - неуверенность в правильности выбранного пути.
    Чем выше поколение - тем жестче рамки требований, и задача авиаконструктора становится задачей впихнуть невпихуемое fellow .
    Пардон, если мои рассуждения дилетанта вызовут у кого-то благородное раздражение. hi
    А пока поведение бизнесменов выглядит, как декларация широких и разнообразных возможностей будущей техники и внимательное наблюдение: какие из перечисленных характеристик вызовут у военного покупателя наибольший интерес? То и будет предложено к продаже.
  9. +1
    9 июля 2019 10:16
    Увы ,но вопрос не стоит в противопоставлении достижений разных стран ,чтобы одна доминировала перед другой .Вопрос стоит в развитии всей цивилизации человека. Цивилизация стоит в своем развитии перед новыми задачами в обеспечении установленных алгоритмов эволюции и обеспечении своей жизнеспособности в новом состоянии.
  10. +1
    9 июля 2019 11:02
    Не получается ответить персонально .Но управление потоками , в том числе и выходящими горячими газами и без снижения оборотов двигателя или изменения используемой ими мощностей , никто не применяет потому ,что опять таки физики не разработали алгоритмы трансформации таких потоков .При этом никто не отменял ни гидрогазодинамических ударов поскольку эти потоки имеют плотность и степени сжимаемости .Поэтому нужно еще знать и уметь это организовать хотя бы теоретически.
    1. 0
      27 июля 2019 14:57
      Сегодня истребители действуют в пространстве покрытом высоко-интегрированными средствами наблюдения - возникает вопрос о превращении истребителя в "ружье с крыльями", переложив всю разведку, обработку и целеуказание на эти средства. На борту же оставить лишь высокоустойчивую США-связь для связи с узлами такой распределенной системы и пассивные датчики. Это сделает истр-ли легче, намного дешевле, существенно снизит их РЛИ-сияние. Но, минус - в разы меньшая "боевая автономность". Сложный вопрос...

      Позволю себе повизионерствовать на тему перспективных двигателей. Мне перспектива видится в освоении нелинейных и коллективных эффектов (ударных волн, различных волновых и вихревых структур различного масштаба) для создания оптимальных условий для протекания химических реакций и эффективного обмена энергией между различными масштабами (молекулярный, макроскопический) и типами движения (колебательное, волновое, вихревое, линейное). Возможно, именно это сделает реальным создание реактивного прямоточного транс-звукового двигателя без движущихся частей.
      Где рабочие объемы будут динамически формироваться самими потоками, вихрями газов,
      а ударные волны будут использоваться для воспламенения топлива.

      Отчасти эти догадки пересекаются с работами по т.н. "детонационным двигателям" (предложен Я.Б. Зельдовичем в 1940х), см.: Военное обозрение/Технологии 6 февраля 2018, Рябов Кирилл "Детонационные двигатели. Успехи и перспективы"; Детонационный двигатель НПО "Энергомаш", проект "Ифрит"; Импульсный детонационный двигатель - ИДД (Pulse Detonation Engine - PDE).

      Интересно использовать для ускорения рабочего тела, вместо обычного теплового расширения, принцип "накачки" лазера. И методы, в целом аналогичные тем, что используются в физике ускорителей (параметрический резонанс и пр.). Возможно, это позволит намного увеличить скорость потока, при относительно низких температурах в двигателе?

      Физиками создан Огромный задел, но этот задел относится к областям относительно далеким от авиации:
      * неравновесная статфизика (ударные волны, физика высокотемпературной плазмы, самоорганизация в стохастических системах, лазеры),
      * физика фазовых переходов,
      * нелинейная физика (взаимодействие волн и вихрей, солитоны),
      Физики очень хорошо освоили эти области, занимаясь термоядерными делами, токамаками, астрофизикой, лазерами, ускорителями частиц и пр. Под это подведена мощнейшая теор. база. А для инженерных применений важно, что физики научились очень хорошо считать эти задачи на ЭВМ.
      Достигнут прогресс в аддитивных технологиях и материалах.

      Т.о. все необходимые предпосылки для "большого скачка" накоплены, мы на пороге прорыва. Почему до сих пор его нет? - думаю, причина в следующем:
      * Разница в "языке", на котором говорят физики, с одной стороны и "двигателисты", с другой.
      Именно РАН и ее НИИ должны были бы объединить усилия академических ученых, прикладников и инженеров.
      Но ныне АН нет - в том смысле, какой мы привыкли вкладывать в понятие Академия Наук при СССР - как Высший научный орган, осуществляющий координацию и управление всеми прорывными научными проектами для нужд Фундаментальной науки, Гос-ва, ВПК. Все в состоянии непрерывной реформы, а НИИ РАН выведены из под ее управления.
      * Сильное разделение инженерных школ на "самолетчиков" и "ракетчиков".
      * И комплекс Инженерных проблем (технологичность, надежность, ремонтопригодность, топливо, материалы и пр.) пока не позволяет реализовать идею в виде серийного изделия.
      Извиняюсь за "простыню" .
      1. 0
        27 июля 2019 15:16
        Это целое откровение .Спасибо и со многим я соглашусь. Научный задел действительно значительный . Этого не отнять . Только учтите , что человек ,ученый ,инженер -все работают со стат данными .ЭВМ это машина накопительного процесса сбора информации.Анализ все так же осуществляет мозг отдельного индивидуума.Поэтому мало кто понимает ,что создавая ИИ мы должны на порядок поднять уровень собственных человеческих способностей совершать анализ емких и высокопотенциальных и комплексных процессов. Что я еще понял ,что с Россией, как системой бюрократов, иметь дело -бесполезный труд. Лично я не готов противопоставлять одни знания другим. Я понимаю ,что знания нужно совмещать и гармонизировать . Еще раз повторюсь , что концепция принципиального нового двигателя построена без сомнения на достижениях ученых и инженеров.Однако эти достижения и создают пропасть в понимании простых и эффективных решений. В моем понимании проблема кроится в том ,что без полноты математических знаний и того открытия о котором я говорю ,нельзя раскрыть весь потенциал и производительной работы мозга.Нет и технологии осмысления и понимания комплексных методов анализа на основе мультиполярной логики. Люди много говорят о прорыве там и сям , но на деле не способны справиться с новизной новых идей
        1. 0
          27 июля 2019 22:06
          Ув. gridasov,
          "Это целое откровение..." - ценю Ваш юмор (каюсь, получилось "по-библейски" эпично).
          Вы мыслите философскими категориями, я же о физике (а там, скорее, работает принцип "заткнись и считай"). В контексте того, о чем я писал, можно обойтись без ИИ и рассуждений о раскрытии потенциала мозга.

          Что же до "простых и эффективных решений", то вся история науки показывает, что "простота" достигается только переходом на новый уровень абстракции.Так было с введением понятия дробных и отрицательных чисел. Или возьмите модель эпициклов Птолемея. Она прекрасно работала, но была очень сложной.
          А нужно было "лишь" отказаться от геоцентрической системы, чтобы все радикально упростилось.
          Законы Кеплера, еще более математические, еще упростили понимание. Затем Ньютон в его динамикой, это вообще новый язык - язык дифференциальных уравнений. Язык становится Сложнее, но он все Проще выражает суть нашего понимания законов природы. Максвелл выводил свои уравнения, опираясь на немыслимо сложную модель из шестеренок ! - ему, сыну "века пара" так было проще мыслить вчерне.
          А мы ныне их сравнительно легко выводим из общих соображений. Но вначале приходится подучить язык (геометрию физ. полей, теорию групп и пр). И последний пример, до появления квантовой механики работали правила квантования Бора, которые были им "угаданы" на основании физической интуиции.
          Они выглядели искусственно и сложно. С появленим принципиально нового языка - кв. механики, все встало на свои места и упростилось. Но до сих пор пишут книги типа "Как понимать квантовую механику", т.к. язык очень непривычный - приходится учить "язык ирокезский". И так будет еще долго, во всяком случае, на "истребители 6..12 поколения" хватит :)

          Но, к Вашим общим размышлениям вспомнил статью «Он готов был работать сутками без сна и еды» (https://trv-science.ru/2017/10/10/voevodsky-in-memoriam/ ) о нашем соотечественнике математике Владимире Воеводском. Приведу цитату: "В последние годы Владимир Воеводский был одержим великим замыслом очередного пересмотра оснований математики; в качестве одного из приложений предполагалось обеспечить сотрудничество математика с компьютером, в котором на долю компьютера приходилось бы проведение стандартных формальных рассуждений.", т.к. он "...видел угрозу в том, что новые математические доказательства теряют прозрачность и оказываются доступными для понимания и тем более проверки лишь очень небольшому числу экспертов в той узкой области математики, к которой относится данная теорема." Может быть это как раз о том, что волнует Вас.
          1. -1
            27 июля 2019 22:24
            Именно ! Об этом я и говорю. Кодирование информации и соответствие числу позволяет свести расчеты к простейшим арифметическим действиям. Мозг человека совершенен в том ,что он адаптирован к окружающей среде , конечно если он развивается соответственно развитию этой среды.Однако нет необходимости рассчитывать каждую точку турбулентного потока если достаточно построить систему распределения поляризации или взаимодействия магнитных потоков через простые количественные параметры размерности векторов и относительной потенциальности .И все это только числом . Вы привели чудесный пример ,что расчетные методики приводят в тупик и особенно при комплексных и высокодинамичных процессах. Вот отсюда и решение которые предлагаем мы.
            1. 0
              27 июля 2019 22:27
              Цитата: gridasov
              отсюда и решение которые предлагаем мы

              Так что вы предлагаете-то, собственно?

              Имя, сестра! Имя!!
              1. 0
                27 июля 2019 22:56
                В таких людях есть большая польза.Они позволяют держать себя в форме
                1. Комментарий был удален.
                2. +1
                  27 июля 2019 23:03
                  Цитата: gridasov
                  В таких людях есть большая польза.Они позволяют держать себя в форме

                  What a shit are you talking about?
                  1. 0
                    27 июля 2019 23:32
                    Цитата: Cat Man Null
                    What a shit are you talking about?

                    Жаль, что я бейсик начистую позабыл. А то бы тоже что нибудь накарябал товарищу Гридасову. crying Очень мне антиресно, расшифровал бы он?
            2. 0
              27 июля 2019 23:06
              "Однако нет необходимости рассчитывать каждую точку турбулентного потока если достаточно построить систему распределения поляризации или взаимодействия магнитных потоков через простые количественные параметры размерности векторов и относительной потенциальности."

              Простите, но это бессмыслица, просто набор слов.
              1. -1
                27 июля 2019 23:22
                Цитата: grumbler
                это бессмыслица, просто набор слов

                Блин, это бот! С 14-го года с ним знаком.
                1. 0
                  28 июля 2019 08:58
                  Да, последнее было похоже на речь "неадеквата", или на результат работы программы, для генерации псевдонаучных текстов. Позор мне, завалил тест Тьюринга! :))
                  Тогда прошу админа удалить мой длинный ответ: grumbler (Александр) 27.07, 22:06 [Ув. gridasov,"Это целое откровение..." - ценю Ваш юмор ... это как раз о том, что волнует Вас.]
                  1. -1
                    28 июля 2019 10:28
                    Как Вы очень быстро сдались.Скажите ,а всегда ли все происходит так как Вы себе это представляли.Я же Вам и другим говорю , что за основу построения локального неразрывного пространства и всех ваоиаций собыьий ,которыеив нем могут происходить берется функция постоянного значения числа.Нл пои этом ни Вы никто другой не знаете ,что это такое .Тогда в чем моя неадекватность .Она оказывается в Вас и в Вашей способности разобраться в том ,что ранее Вам не попадалось как информация.
              2. -1
                27 июля 2019 23:35
                Набор так набор. Если бы Вы знали ,что я беру в основе таких своих выводов ,то назвали бы всех физиков поэтами и сочинителями . Сколько направлений и отраслей .Чего только не придумывают. Даже просто физические события никто не группирует по уровню динамик процесса .Отсюда масса неких физ явлений которые ,по сути, просто являются алгоритмической трансформацией . Да и само понятие динамика как таковое не определено.А ведь это оснава.
      2. 0
        27 июля 2019 22:58
        "США-связь" - происки авто-корректора ,упорно заменяет на "США",
        читать "сверхширокополосная связь".
        1. 0
          27 июля 2019 23:41
          Мне всегда интересно моделировать граничные пределы восприятия того или иного человека.Вы знаете эти предельные мысли которые способны вас поставить в различные потенциальные уровни.Так и знания .Каковы предельные определения нашего восприятия?
          1. 0
            27 июля 2019 23:43
            Цитата: gridasov
            Каковы предельные определения нашего восприятия?

            Определите значение термина: "предельное определение восприятия".

            Иначе непонятно, о чем вы, вообще, говорите request
            1. 0
              28 июля 2019 09:11
              Вы способны давать самооценку своим мыслям .Мыслям которые вас убивают и создают ощущения отвращения в существовании или простотвас убивают , и мысли которые возраждают и доставляют на вершины удовольствия и счастья. Вот эта поляризация позитивных и негативных ощущений от мысли и является определенным уровнем граничного восприятия . Эти предельные уровни не стабильны .Они изменяются по степени развития. Вы знаете свою граничную шкалу тех мыслей ,которые способны регулировать и стабилизировать ваше психофизическое состояние в различных степенях воздействия той среды которая воздействует на вас?
        2. -1
          28 июля 2019 10:29
          По моему в таких ответах проявляется неадекватность более ,чем в моих
  11. 0
    9 июля 2019 11:05

    а некоторые "знатоки" с ВО заявляют что в США уже лет 20 разрабатывают МФИ 6го поколения. Кому верить? laughing

    в США даже F-5Е уже получил 4 поколения.
    если учитывать, что он сам 3-го, то получается, что его последняя версия 7-го.
    это я к тому, что каждый сам свою шкалу поколений строит.
    например, б52 какого поколения?
  12. 0
    9 июля 2019 12:38
    Цитата: voyaka uh
    Не потянут Штаты финансоыо такой войсковой истребитель.


    Если Боингу после тотальных разрывов контрактов по всему миру с их обделавшимся восьмым/девятым максом, очень понадобятся деньги, Штаны потянут и по 300 млн $ за супер-пупер автономный стелс истребитель. Продавят во всех инстанциях. Тут бы очень пригодились байки про какой-нибудь наш Советский-Российский проект.
    1. +1
      9 июля 2019 13:52
      За Боинг не волнуйтесь....Б-737 перепрограммируют, уже платят деньги жертвам, что бы не шумели. И анонсировали смену названия модели - ребрендинг.
  13. 0
    9 июля 2019 14:02
    Если и дальше всё будет развиваться в мире как сейчас, опасаюсь что шестое поколение будет представлять собой воздушный шар, а в качестве вооружения камни и дубины.
    1. 0
      9 июля 2019 16:21
      Такого даже после ядерной войны не случится.
  14. 0
    9 июля 2019 16:09
    Цитата: Галеон
    Какая из этих двух мыслей окажется наиболее верной?

    это все 5 поколение. 6-е должно быть хоть в чем-то оригинальным.
    лично мне кажется, что они станут автоматическими и уйдут ограничения на перегрузки из-за пилотов.
  15. +1
    9 июля 2019 21:55
    Цитата: gridasov
    вопрос не стоит в противопоставлении достижений разных стран ,чтобы одна доминировала перед другой .Вопрос стоит в развитии всей цивилизации человека. Цивилизация стоит в своем развитии перед новыми задачами


    А мужики из Боинга и иже с ними того не разумеют и по старинке пытаются эволюционным путем слепить еще один пепелац за умопомрачительную цену. Христос им навстречу. На сайте была информация по эволюции ВВС бритов от 20 000 самолетов с объемами производства в 35000 ед. до нынешних 119 штук 4-го поколения с кучей проблем. Продолжим экстраполяцию на пятое, а затем и шестое поколения и итоге придем к нескольким единицам аппаратов с перманентными техническими проблемами. Тупик, однако!
    Таких примеров можно привести много, все они говорят о том, что мир на пороге революции, которая изменит мир. Для примера и наглядности можно припомнить как в прошлом веке автомобиль заменил конницу. Вот только, что заменит авиацию 4-го - 5-го поколений пока не очевидно.
  16. 0
    10 июля 2019 05:18
    Надо учитывать,что "беспилотные" самолёты можно разделить на :а) пилотируемые "чиста" пилотом ...(но пилот -"на земле"...) Функциональность самолёта во многом подобна пилотируемому ,но с учётом "симуляции"... б) пилотируемые "умным" компьютером ("искусственный интеллект") с возможностью управления боевой группой беспилотников из одного "центра" .
    Сдаётся мне,что ,если "шестёрку" хотят сделать "двуликим" ("пилотно-беспилотным"),то для такого ероплана по-любому потребуется "отдельный" пилот ! Для функционирования группой потребуется специализированный беспилотник...
  17. 0
    12 июля 2019 12:15
    Цитата: NF68
    Кто знает. Может быть и до 2050 года что либо доведут до ума. Только вот сколько будет стоить это удовольствие?

    первый ПК тоже был очень дорогой, впрочем как и первый космический корабль. Вопрос не сколько, вопрос только "когда", деньги тут не играют никако
    1. +1
      15 июля 2019 11:30
      Как можно ,что-то говорить о самолёте 6-го поколения если нет понимания роли самолёта 5 - го поколенния ? Одно могу сказать точно, самолёты 4 - го поколения в обозримом будущем не исчезнут , и ничем их заменить нельзя , как и колониальные для насаждения демократии , как Тукано и им подобные....