Фестиваль "Крылья Пармы 2019"

В минувшие выходные на авиабазе «Сокол» Пермского края состоялся очередной авиационный праздник «Крылья Пармы». Фестиваль проходит уже 11-й раз подряд и к настоящему времени стал известен за пределами региона. На парковке гостей можно было видеть автомобили из соседних Челябинской и Свердловской областей, Удмуртии, Республики Башкортостан. Общее число посетителей превышает 20 000 человек.




Пермь имеет давнюю авиационную историю. Одно из ключевых предприятий города – Пермский моторный завод, основанный в 30-е годы 20 века. На предприятии выпускались авиационные моторы для множества самолётов. В их числе истребители Ла-5, Ла-7, МиГ-31, бомбардировщик Ту-2, пассажирские Ан-2, Ил-14, Ту-134, Ту-154М, Ту-204, Ил-96-300, транспортный Ил-76. В годы Великой Отечественной на заводе существовала «Лётно-испытательная станция» в виде аэродрома, на котором испытывались самолёты и моторы перед отправкой на фронт. В послевоенные годы на её базе создан аэродром ДОСААФ «Фролы». В разное время в Перми базировались военное авиационное-техническое училище, военно-морское авиационно-техническое училище. В последнем учился Александр Покрышкин, будущий ас. Один из первых авиаторов страны, пермяк Василий Васильевич Каменский — активный энтузиаст развития авиации, сегодня мало известный за пределами родного города.



В послевоенные годы вблизи Перми был построен новый аэродром, на котором сформирован 764-й истребительный авиационный полк войск ПВО. Задачей новой части было прикрытие уральского промышленного района и ракетных позиций РВСН, от возможных атак стратегической авиации США с северо-западного направления. Вместе с 764-м ИАП воздушное пространство Урала охраняли 763-й ИАП на аэродроме «Салка» Свердловской области и 765-й ИАП на аэродроме «Югорск». В 90-е годы оба этих полка были ликвидированы, сохранился только пермский 764-й ИАП. В разные годы полк эксплуатировал истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-25. Сегодня он летает на перехватчиках МиГ-31. Именно этот полк стал гостеприимным домом для фестиваля «Крылья Пармы».



Лётная программа праздника была открыта выступлением парашютистов пермского клуба «Скай Центр Пермь». Сильный ветер не помешал профессионалам показать традиционно красивое выступление. Высадку обеспечил старый добрый Ан-2, который периодически нырял в облака и представлял собой для зрителей аналог «самолета-невидимки», напоминая о себе только гулом мотора.



К слову, облака в этот день порадовали своей красотой, гармонично сочетаясь с голубым небом. А ведь всю неделю до этого над регионом висела плотная облачность и лили дожди. Как по заказу, погода решила проявить милость именно в день фестиваля.



Гвоздём программы стало выступление пилотажной группы «Русские витязи», на новейших истребителях Су-30СМ. Самая востребованная не только в России, но и в мире, группа высшего пилотажа, гостит в Перми уже второй раз. Это уже само по себе большая редкость – плотный график выступления не позволяет лётчикам посещать одни и те же мероприятия многократно. Поэтому в том, что пермяки смогут их увидеть второй год подряд, были большие сомнения. Но либо значение фестиваля настолько велико, либо на помощь пришло немного авиационного везения, — и «Русские витязи» снова на «Крыльях Пармы»!



Знатоков авиации немного удивил пилотаж – группа явно не показала всего, на что способна. Вероятно, для этого были какие-то причины, но точной информации на этот счёт нет. Впрочем, в подобных тонкостях разбираются немногие, а встреча с лучшими летчиками мира на превосходных самолётах для большинства посетителей сама по себе представляет большое событие.








Кроме «Витязей», на фестивале выступила на лёгких спортивных и туристических самолётах группа «Серебряные крылья» из Уфы.



В некоторые моменты пилотаж уфимцев был не менее захватывающим, чем у тяжелых сверхманевренных истребителей. Чего только стоит пролёт между двух надувных конусов на сверхмалых высотах!







К сожалению, после развала советской системы ДОСААФ в области малой авиации у нас наблюдаются большие проблемы. Самолёт, даже лёгкий – техника дорогая, её не под силу купить и содержать каждому желающему. Массовой бесплатной подготовки лётчиков и планеристов сейчас нет. Кроме того, полёты, обучение, пилотаж и прочее сильно задавлены бюрократически. Система управления воздушным движением продолжает жить и мыслить масштабами реактивных лайнеров, забывая, что правила, написанные для больших авиакомпаний, крайне сложны для пилота-частника или небольшого авиационного клуба. К слову, в большинстве развитых стран мира правила полётов для малой авиации существенно проще. Вследствие этого количество лётчиков малой авиации на порядок выше. А малая авиация — это не только экономичный и доступный способ решить множество коммерческих задач, но и в некотором смысле база кадров для ВВС и больших авиакомпаний. У нас же вся надежда малой авиации на энтузиастов, на их энергию и непреодолимое желание летать. Группа «Серебряные крылья» — пример того, как люди могут пробивать дорогу в небо через все эти трудности и добиваться серьезных успехов.



В статической экспозиции зрители увидели новейший бомбардировщик Су-34. Для многих посетителей это первая встреча с новейшей машиной.



По соседству разместился ветеран Су-24МР, разведчик на базе бомбардировщика Су-24М, так же, как и Су-34, прилетевший на праздник с аэродрома «Шагол» Челябинской области.



Новейший вертолёт Ми-8АМТШ прибыл в Пермь из Каменск-Уральского.



Ну и, конечно, представитель принимающей стороны – истребитель-перехватчик МиГ-31 из 764-го истребительного авиаполка.



Стоит отметить, что такое изобилие авиатехники разных типов жители регионов едва ли могут увидеть где-нибудь еще, кроме «Крыльев Пармы». Статическая экспозиция тянет на полноценный мини-авиасалон. Ну и, конечно, зрителей и многочисленных фотографов порадовал взлёт случайно оказавшегося на аэродроме Ан-12БК и нескольких гражданских самолётов (к сожалению, иностранного производства).



В перерывах между полётами посетителей развлекали со сцены различные музыкальные группы и исполнители. Неоднократно брал в руки гитару известный авиационный бард Николай Анисимов, по совместительству один из ведущих праздника. Он же комментировал выступлением «Русских витязей». Выступили музыкальные группы ветеранов войны в Афганистане, представители пограничных войск, солисты и исполнители авторской военной песни из Кунгура, Осы, Перми.





В части организации праздника в предыдущие годы от посетителей были некоторые нарекания. Касались они удобства доставки зрителей на аэродром, питания, уборки мусора и прочего. Надо сказать, что большинство этих замечаний на последнем фестивале были успешно решены. Мусор волшебным образом незаметно исчезал, переполненных урн было не найти. Для детей был создан детский городок с батутами, множество точек питания и прочее.



Единственной неискоренимой сложностью остается вопрос доставки посетителей на удаленный от центра города аэродром и проблема парковок. Но стоит заметить, что авиабаза «Сокол» создавалась как военный объект, по всем правилам рассредоточения и маскировки. Никто не думал, что спустя годы аэродром станет местом фестиваля с массовым посещением тысяч гражданских людей. К сожалению, многие посетители этого не понимают, требуя от организаторов невозможного и забывая, что праздник является бесплатным. Всё, что люди видят в этот день, делается личным трудом коллектива «Крыльев Пармы» и волонтёров. Хочется попросить зрителей относиться с пониманием – они получают возможность увидеть уникальный авиационный праздник. Взамен от них требуются не деньги, но некоторые усилия и терпение. По мнению автора, более чем выгодно.



Кроме этого, хочется отметить, что фестиваль «Крылья Пармы» вышел на уровень межрегионального фестиваля. Это узнаваемый бренд, известный по всему Уральскому региону и даже за его пределами. Будущее у фестиваля есть, и хочется надеяться, дальше он станет только лучше. Особенно стоит отметить важность подобных праздников для провинции. Как известно, в Москве проводится множество фестивалей и мероприятий. Чего стоит только форум «Армия-2019»! Для любителей истории и военной техники в Москве существует множество музеев. Всего этого абсолютно лишены жители провинции. Найти время для посещения авиасалона или музея в Москве семье с Урала или из Сибири крайне сложно. У множества людей просто нет на это времени и денег. Праздники, аналогичные «Крыльям Пармы», особенно важны для регионов. Это уникальная возможность увидеть то, что видят жители столицы. Поэтому, когда Министерство обороны и государство в целом подвергается критике за излишнюю увлеченность всякого рода «танковыми биатлонами», форумами и PR-акциями, следует помнить, что для провинции можно и нужно делать исключения.







Надеемся, что фестиваль "Крылья Пармы" будет жить и развиваться и порадует зрителей новыми яркими моментами!
Автор:
Алексей Поляков
Использованы фотографии:
Алексей Поляков
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти