САУ Zuzana 2. Современный образец без большого будущего

32
В конце девяностых годов на вооружение словацкой армии поступили самоходные гаубицы Zuzana. Вскоре компания-разработчик Konštrukta-Defence, входящая в состав DMD Group, начала проектирование обновленной версии этой САУ с повышенными характеристиками. Сейчас улучшенный образец предлагается на международном рынке и известен под названием Zuzana 2.





Преемственность поколений


САУ Zuzana 2 является очередным представителем семейства словацких самоходок, корни которого уходят в семидесятые годы прошлого века. Тогда была создана САУ ShKH vz. 77 DANA, отличавшаяся необычной архитектурой и достаточно высокими характеристиками. В девяностых годах на основе этого образца разработали самоходную гаубицу 155 mm ShKH Zuzana. Главным ее отличием было 155-мм орудие, соответствующее стандартам НАТО. Позже развитие базовой концепции продолжилось, в результате чего появилась САУ Zuzana 2.

В основе всех трех проектов лежат одни и те же идеи и конструкторские решения. САУ построены на основе четырехосного шасси, платформа которого отдается под установку башни. Боевое отделение выполнено максимально автоматизированным, экипаж не соприкасается с боеприпасами и орудием. За счет таких идей обеспечиваются высокая подвижность на разных ландшафтах и безопасность экипажа.

Отличия трех словацких САУ обусловлены изменением вооружения и постепенным обновлением систем управления огнем. Впрочем, в последнем проекте Zuzana 2 предусматривается существенная переработка отдельных компонентов. Таким образом, все семейство САУ демонстрирует выгоды последовательной модернизации техники, а последний его представитель показывает потенциал конструкции.



Первый опытный образец новой САУ под названием Zuzana XA1 был впервые показан в 2008 г. В дальнейшем эта машина неоднократно участвовала в выставках и позже получила название Zuzana 2. С начала текущего десятилетия компания Konštrukta-Defence вела поиск потенциальных заказчиков. Не так давно ее усилия привели к желаемым результатам.

Главные отличия


В целом Zuzana 2 основывается на конструкции предыдущей САУ, но имеет значительные отличия. Доработку прошло как базовое шасси, так и башня с вооружением. Все эти меры обеспечили рост всех основных тактико-технических характеристик.

Базовое шасси Tatra 815 8x8 получило обновленную переднюю броневую кабину для механика-водителя с улучшенным бронированием. Такая кабина отличается меньшей шириной и иной компоновкой, а также усиленной броней. Лобовая проекция выдерживает 14,5-мм пули. В кормовом отсеке шасси помещается новый дизельный двигатель Tatra T3B-928.70 мощностью 440 л.с., сопряженный с коробкой передач типа 10TS180. Ходовая часть осталась прежней. Также сохранены гидравлические домкраты для вывешивания перед стрельбой.



Архитектура боевого отделения не изменилась. На своем месте остается башня, состоящая из двух отдельных объемов с орудийной установкой между ними. В боковых отсеках такой башни помещаются три члена экипажа и боекомплект из 40 выстрелов раздельного заряжания. Броня башни усилена для защиты от крупнокалиберного стрелкового оружия. Также башня оснащена средствами кондиционирования обитаемого отсека и противопожарной системой. Принципы работы боевого отделения не изменились – заряжание и наведение осуществляется при помощи автоматических систем с дистанционным управлением.

САУ Zuzana 2 получает 155-мм нарезную гаубицу со стволом длиной 52 калибра. Это изделие имеет длину 8,2 м и весит чуть менее 1,9 т. Для сравнения, самоходка предыдущей версии имела 45-калиберный ствол и была компактнее и легче. Используются штатный дульный тормоз и усиленные противооткатные устройства.

Орудие обслуживается автоматом заряжания, подающим снаряды и метательные заряды. Обеспечена скорострельность до 6 выстр./мин. Автомат заряжания может перемещать компоненты выстрелов длиной до 1 м. Имеются устройства для работы с программируемыми взрывателями. При необходимости САУ может работать в режиме ручного заряжания, но в таком случае экипаж обеспечивает не более 2 выстрелов в минуту.



Проект Zuzana 2 предусматривает кардинальное обновление средств управления огнем. САУ получила комбинированные дневные-ночные приборы для наблюдения и стрельбы прямой наводкой. Система управления огнем сопряжена со средствами связи и может использовать цифровые карты местности. Вычисление данных для стрельбы производится автоматически. Над стволом орудия располагается компактная РЛС для измерения начальной скорости снаряда. Навигация обеспечивается спутниковой и инерциальной системами. В зависимости от своих требований, заказчик может выбрать оптимальные средства связи и управления.

В разных ситуациях САУ Zuzana 2 может вести огонь прямой наводкой или с закрытой позиции. В последнем случае минимальная дальность стрельбы составляет 4 км. При использовании активно-реактивных снарядов максимальная дальность достигает 41 км. СУО позволяет стрелять в режиме «шквал огня», отправляя несколько снарядов по разным траекториям к одной цели.

Вспомогательное вооружение осталось прежним. Для самообороны самоходка несет 12,7-мм пулемет и набор дымовых гранатометов.



Вследствие доработок конструкции и вооружения длина САУ Zuzana 2 с пушкой вперед увеличилась до 14,2 м. Масса выросла до 32 т. Двигатель большей мощности компенсирует рост массы и позволяет сохранить подвижность на прежнем уровне.

Ограниченный успех


Словацкие самоходки линейки Zuzana показывают достаточно высокие характеристики и представляют определенный интерес для потенциальных покупателей. Тем не менее, машины двух моделей пока не добились особых успехов на рынке. К примеру, САУ ShKH Zuzana производились серийно всего по двум контрактам, и было построено менее 30 машин.

Новая САУ Zuzana 2 с начала десятых годов демонстрировалась на выставках и предлагалась армиям, но реальные успехи появились лишь недавно. В мае 2018 г. министерство обороны Словакии получило одобрение правительства на приобретение новых САУ. В ближайшее время планировалось подписать контракт на серийное производство такой техники. Армия желала получить 25 самоходок, запчасти и боеприпасы для них, а также услуги по подготовке экипажей и последующему сопровождению техники. На все это выделили 175 млн евро.



В конце 2018 г. были завершены переговоры, по результатам которых появились реальные контракты. Основным подрядчиком по контракту стала фирма Konštrukta-Defence. Производство техники освоит завод ZTS – ŠPECIÁL (г. Дубница-над-Вагом), также входящий в состав DMD Group. Строительство 25 самоходок займет несколько лет.

Первая партия из четырех машин поступит в армию Словакии к середине 2020 г. До начала 2021-го будет построено еще пять САУ. В 2021 и 2022 гг. подрядчик сдаст по восемь единиц техники. Параллельно будет осуществляться поставка вспомогательных систем и обучение личного состава.

По результатам выполнения нынешнего заказа в сухопутных войсках Словакии окажется 25 САУ Zuzana 2, которым предстоит заменить имеющиеся ShKH Zuzana. Техника базовой модификации успела выработать ресурс, и к середине следующего десятилетия ее собираются заменить более новой. Нетрудно заметить, что текущие планы командования предусматривают как количественный, так и качественный рост самоходной артиллерии. Впрочем, и в этом случае словацкие артиллерийские войска не будут слишком крупными и развитыми.

Дальнейшие перспективы


В ближайшие годы организации, занятые в проекте Zuzana 2, будут заняты производством техники для сухопутных войск Словакии. Возможно, им также придется запускать производство для третьих стран, но вероятность появления экспортного контракта не слишком велика.



Предлагаемая на рынке САУ Zuzana 2 имеет интересный облик и достаточно высокие тактико-технические характеристики, вследствие чего может представлять интерес для тех или иных зарубежных армий. Однако ситуация на рынке самоходной артиллерии такова, что словацкой промышленности вряд ли стоит рассчитывать на крупные и выгодные контракты. Кроме ShKH Zuzana 2 на рынке присутствует масса зарубежных образцов, в том числе имеющих существенные преимущества. Как следствие, потенциальные покупатели могут обратить внимание именно на них, а не на словацкую разработку.

Интересен тот факт, что современные самоходные гаубицы Zuzana и Zuzana 2, созданные с учетом стандартов НАТО и с прицелом на экспорт, оказались менее успешными, чем их предшественник DANA, соответствовавший требованиям ОВД. В прошлом было построено более 670 таких машин, тогда как общий выпуск более новых образцов не превысит нескольких десятков.

Таким образом, современная САУ Zuzana 2 представляет собой любопытный пример того, как перспективный и многообещающий образец, соответствующий актуальным требованиям, не встречает большого интереса со стороны заказчиков. К настоящему времени последний представитель семейства словацких самоходок стал предметом только одного контракта – от собственной армии. Дальнейшее коммерческое будущее неплохой самоходки остается туманным и не внушает оптимизм.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    3 августа 2019 05:24
    В России тоже что-то такое хотят изобразить ...Во всяком случае, иногда пытаются!Ну,что ж... на экспорт может и "пойти"... А по "большому счёту...
    Конечно,всяко могёт быть...депутаты обещают нам хорошие дороги,а учёные-климатологи-изменение климата... Ну ,а пока : много грунтовых дорог,меняющих свою "внешность" в период дождей...дожди,паводки, таяния снегов ...опять же...: снежные заносы, бураны...Гусеницы...это наше "всё"!
    1. 0
      2 марта 2024 15:21
      За погодные условия drinks good К стати дождь, к примеру, не одну жизнь сохранил good drinks
  2. 0
    3 августа 2019 05:29
    Потрясающие габариты. Зачем оно такое красивое и здоровенное?
    Кстати, на последнем фото, при выстреле, заметен явный перекос кормового отсека. Несущие элементы хлипковаты, или он там на каких-то демпферах?
    1. +11
      3 августа 2019 06:03
      Цитата: Kuroneko
      Потрясающие габариты. Зачем оно такое красивое и здоровенное?

      Такое здоровое и красивое уютно себя чувствует в российском ИЛ-76ТД. (На снимке) laughing
    2. +5
      3 августа 2019 07:54
      Цитата: Kuroneko
      Потрясающие габариты. Зачем оно такое красивое и здоровенное?

      Дело не в размерах. У них есть колёсные САУ на любой вкус.

      Но покупать никто не желает.
      1. +4
        3 августа 2019 10:39
        А не будут брать, отключим газ.

        Ну тот же Цезарь кое-как продают тайцам, индонезийцмам.


        Китайцы СН-15 продали Пакистану, чтобы набегами обстреливать индусов.


        Израиль свой Атмос продвинул в Африку и Тайланд.


        Другое дело, что прикрутить пушку к грузовику, по силам даже бабахам. Ну и это отличная задача загрузить региональный ВПК, выходит вот такое. Но позиция как-бы закрыта и иностранным партнерам, можно сказать, извините не надо.
        Алжирская тачанка


        Египетская
        1. +7
          3 августа 2019 10:47
          Цитата: donavi49
          Ну тот же Цезарь кое-как продают тайцам, индонезийцмам.

          Хороший пример. Кому только они не продают... Французы в этом сегменте лидеры.
          Но вот в чём прикол. Словацко-чешские колёсные САУ намного современнее, и при этом намного дешевле. Но заказчиков нет.

          Цитата: donavi49
          Другое дело, что прикрутить пушку к грузовику, по силам даже бабахам.

          Нет. На словацком уровне только шведы со своим "Арчером".
          Не стоит забывать, и у Сузаны, и у Евы полностью автоматическое заряжание
        2. +2
          3 августа 2019 21:43
          похоже не только в Африке и в Таиланде и у нас оно отметилась.
          c моим старшим
      2. +2
        3 августа 2019 11:03
        Но покупать никто не желает.
        без мощного лобби и уникальных особенностей(цены или впечатляющих характеристик) на внешнем рынке вооружений вообще делать нечего, в сегменте колесных САУ и без всяких словаков конкуренция просто зашкаливает.
        1. +6
          3 августа 2019 11:06
          Цитата: Кукуруза
          и уникальных особенностей(цены или впечатляющих характеристик)

          И то, и другое в наличии.
          1. 0
            3 августа 2019 11:20
            С китайцами и так крайне сложно конкурировать, а тут тем более 8х8 бронированная база и ее стоимость к даже рядом не будет стоять с коммерческими тягачами, которые обычно и переделывают под САУ. Также открытый вопрос по орудию, оно чьего производства? Уж наверняка не местного.
            Из характеристик, единственное преимущество в проходимости, вот только в наше время широкого распространения длинноствольных дальнобойных 152/155 мм орудий это не самое решающее качество за которое кто-либо готов переплачивать.
            1. +5
              3 августа 2019 11:26
              Цитата: Кукуруза
              С китайцами и так крайне сложно конкурировать

              У китайцев такого нет.

              Цитата: Кукуруза
              а тут тем более 8х8 бронированная база и ее стоимость к даже рядом не будет стоять с коммерческими тягачами

              Есть "Ева" на базе тягача от "Татры"

              Цитата: Кукуруза
              Из характеристик, единственное преимущество в проходимости

              8))))
              Длинный ствол, АСУНО, полностью автоматическое заряжание. Единственный аналог в мире- шведская "Арчер". Но при этом словацкая имеет нормальный БК и однозначно намного дешевле
              1. 0
                3 августа 2019 13:01
                Так у Арчера тоже вроде 40 снарядов.
                1. +3
                  3 августа 2019 13:09
                  Цитата: garri-lin
                  Так у Арчера тоже вроде 40 снарядов.

                  21 снаряд.
                  Вы перепутали её с британской ПТ САУ времён войны
                  1. 0
                    3 августа 2019 16:06
                    Щас погуглил. Получаетсе не перепутал. Некоторые источники и википедия в том числе укпзывают боезапас 20 в механизированной боеукладке. И плюс ещё 20 в немеханизированной. Это разные модификации или придумки авторов?
                    1. +4
                      3 августа 2019 19:08
                      Цитата: garri-lin
                      И плюс ещё 20 в немеханизированной. Это разные модификации или придумки авторов?

                      Для систем с полностью автоматическим заряжанием объём немеханизированной укладки не имеет значения. Выстрелы из неё она всё равно не может применять.
          2. -2
            4 августа 2019 21:58
            И что же? Современные САУ с похожим калибром стреляют на 70-80 км при 10-12 выстрелах в минуту а здесь 41 км при 6 выстр./мин...
    3. 0
      4 августа 2019 08:53
      Достаточно выокие харатеристики, достаточно высокие харатеристики. Какие высокие то?
  3. +1
    3 августа 2019 10:26
    "Сюзанна,Сюзанна,Сюзанна
    , Сюзанна мон Амур".Эх,где мои 17 лет!
  4. 0
    3 августа 2019 10:42
    ничего, так машинка, хотя не вижу надобности в таком длинном стволе на колёсном шасси, сомневаюсь в возможности стрельбы прямой наводкой набок, и было бы лучше вместо экипажа в башне разместить там дополнительный боекомплект
  5. 0
    3 августа 2019 10:51
    Имхо шведский арчер получше смотрится. А вобще колесные САУ это такая вещь в себе. С одной стороны легко перебросить на 500-600 км по шоссе, с другой стороны дороги они не везде есть, а там где есть не всегда соотвествуют прихотям 30-тонных агрегатов.
    1. +2
      3 августа 2019 11:05
      Цитата: Mastrer
      Имхо шведский арчер получше смотрится.

      Смотрится получше. В характеристиках проигрывает.
    2. -2
      3 августа 2019 11:07
      да вы что? winked колёсный Бумеранг в 35т может везде рассекать, а САУ - нет?
    3. 0
      3 августа 2019 11:14
      Калёсная САУ это замена буксируемой арты.
    4. 0
      3 августа 2019 14:23
      Арчер на базе карьерного дампера Вольво, шасси не лучшее для марша а по проходимости однозначно уступает гусеничному шасси.
      1. 0
        24 августа 2023 07:06
        Если посмотреть на эти фото, то с проходимость у Вольво нет проблем.




        Я думаю, что и у Арчера проходимость не хуже.
  6. +1
    3 августа 2019 20:49
    Всегда привлекала эта штука своей оригинальной компоновкой. Вот только... а не уж то нельзя было сделать как у крана:

    Кабина/двигатель/башня. Короче база, -1 стенка для двигательного отсека, короче цепи управления между кабиной и движком... хотя уже наверное понадобятся 4 гидроопоры под башню вместо 2-х.
    1. 0
      4 августа 2019 07:00
      так что ли?



      С башней сзади центровка тяжёлых машин на хлипкой ходовой в движении выглядит проблемно
      1. 0
        4 августа 2019 11:10
        Примерно. Только шасси как и у Даны/Сюзанны нужно специально разработанное, а не серийный тягач. В перспективе можно задуматься о 5-тиосном шасси. Так же аккуратненько как у 7-ми каткового Donar-а распределить массу наверное не получится, но нужно к этому стремиться. Что-то вроде этого:
        1. 0
          4 августа 2019 11:41
          да распределение массы ещё полбеды, высокий центр тяжести может легко спровоцировать и опрокидывание на пересечёнке
  7. 0
    4 августа 2019 16:51
    Почему колесные САУ прицепом не делают? Можно было бы получить сочетание части достоинств буксируемой артиллерии с достоинствами колесной за счет небольшого увеличения длины.
    1. 0
      4 августа 2019 19:26
      достаточно солидно смотрится только универсальный прицепной модуль на гусеничной базе, что же до колёсных, то использование при транспортировке самоходного потенциала буксируемого орудия - выглядит скорее геморрно чем идеально

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»