Перспективы «Темпестов» в противостоянии с ВКС России. О чём грезят в «BAE Systems»?

Как показал тщательный мониторинг западноевропейских и российских военно-аналитических порталов и блогов, анонсированное информационным изданием «The Telegraph» присоединение шведского авиастроительного концерна SAAB AB к программе разработки британского малозаметного истребителя 6-го поколения «Tempest» стало предметом весьма жарких дискуссий в кругах любителей военной техники в целом и тактической авиации в частности. И даже несмотря на полную «информационную размытость» относительно окончательной аэродинамической компоновки планера и архитектуры БРЭО первого лётного прототипа новой машины, интерес к амбициозной программе «Team Tempest» продолжает нарастать не по дням, а по часам.




Оперативное развёртывание серийных машин в зонах военно-политического разлома на европейском ТВД — одна из основных причин повышенного интереса к проекту «Tempest»


Объясняется это в первую очередь географией противовоздушных зон ограничения и воспрещения доступа и манёвра A2/AD, закреплённых за военно-воздушными силами потенциальных стран-операторов перспективных «Темпестов» (Великобритании и Швеции) и предусматривающих регулярные «встречи» с наиболее передовыми российскими истребителями Су-35С и Су-57 в небе над Балтийским морем. В случае повышения градуса военно-политической напряженности на европейском условном ТВД именно истребителям «Tempest» (вместе со шведскими «Gripen-E», а также F-35A ВВС Норвегии и Польши) предстоит проверить на прочность мощнейшие «зонтики» ПВО-ПРО, возведённые на дальних подступах к воздушным рубежам России в Калининградской и Ленинградской областях. Здесь-то шведы и англичане и столкнутся с серьёзными проблемами.

Как известно, после поступления на вооружение 500-го, 1488-го, 1490-го и 1544-го зенитно-ракетных полков 2-й Краснознамённой дивизии ПВО новейших зенитно-ракетных комплексов С-350 «Витязь» шансы «Темпестов» на успешную реализацию каких-либо дерзких воздушных операций близ наших западных воздушных границ будут сведены к нулю. Не спасёт ситуацию даже низковысотный режим оперирования, ведь «Витязи» смогут противопоставить противнику уникальные дальнобойные зенитные ракеты 9М96ДМ, оснащённые активными радиолокационными ГСН и способные перехватывать аэродинамические цели за пределами радиогоризонта (по целеуказанию от самолётов ДРЛО и других средств радиотехнической / радиолокационной разведки воздушного базирования).

Не на руку BAE Systems (головной подрядчик проекта «Tempest») и странам-операторам новых истребителей также играет анонсированная в ходе международного военно-технического форума «Армия-2019» сделка между «ГосМКБ «Вымпел» и Минобороны России на поставку Воздушно-космическим силам перспективных ракет воздушного боя большой дальности «Изделие 180». Безусловно, речь идёт не о «замороженном» проекте «ракетно-прямоточной» УРВВ «Изделие 180-ПД», финализация которого могла обеспечить истребительным авиаполкам ВКС тотальное господство в воздухе над истребителями ОВВС НАТО, оснащёнными ракетами «Метеор» и AIM-120D, но даже такая подвижка позволит лётчикам Су-35С и Су-57 периодически устанавливать какой-никакой, но всё же паритет в дальнем воздушном бою с новейшими истребителями ВВС европейских государств, включая распиаренный «Tempest». Ведь хорошо известно, что новое «Изделие 180» (в отличие от серийных РВВ-СД) получит мощный двухрежимный РДТТ, доводящий эффективную дальность перехвата маневрирующих целей до 140—150 км, маломаневренных — 170—180 км.

«Tempest»: инструмент, который нельзя недооценивать


Тем не менее, было бы верхом наивности недооценивать перспективное детище от BAE Systems. Ведь в дополнение к «высокоэнергетическим» ракетам «воздух-воздух» MBDA «Meteor», предсерийные и серийные «Темпесты» получат уникальную радиоэлектронную начинку, представленную: многорежимным АФАР-радаром следующего поколения на основе нитрид-галлиевых ППМ, высокочувствительными датчиками системы предупреждения об облучении и радиотехнической разведки, а возможно, и более совершенным (в сравнении с «Link-16/JTIDS») терминалом обмена тактической информацией по защищённому радиоканалу связи, разработанным специалистами SAAB и функционирующим в диапазоне от 960 до 1215 МГц.

В случае с радаром речь может идти о глубоко усовершенствованной станции «Captor-E», в разработке которой принимает участие один из подрядчиков программы «Team Tempest» — англо-итальянское подразделение «Leonardo SpA». Важной технической особенностью данного радиолокационного комплекса, изначально разрабатываемого для оснащения последних модификаций «Тайфунов», является наличие механической системы доворота полотна АФАР в азимутальной плоскости, расширяющей сектор обзора станции до 200 градусов, что позволяет лётчикам «заглянуть» на 10 градусов в заднюю полусферу без необходимости доворота истребителя.

Наиболее известные АФАР-РЛС AN/APG-77 и AN/APG-62(V)3 и даже «Жук-АЭ» данной способностью не обладают. Высокая термостойкость нитрид-галлиевых элементов данного семейства РЛС позволяет реализовать повышенные «энергетические» режимы работы, обеспечивая дальность обнаружения целей с ЭПР 0,2—0,3 кв. м (соответствует нашему Су-57) порядка 115—140 км. С учётом дальности действия «Метеоров» в 130—150 км «Темпесты» будут представлять собой достаточно грозный «инструмент» для завоевания господства в воздухе, заметно превосходящий семейство F-35A/B/C.

Что касается системы обмена тактической информацией, то наиболее вероятна интеграция глубоко модернизированного «сетецентрического терминала» CDL 39 («Common Data Link 39»), стандартный вариант которого присутствует сегодня в составе БРЭО истребителей «Грипен». Задача проектирования именно этой части элементной базы могла быть возложена на плечи специалистов SAAB AB во время обсуждения со штаб-квартирой «BAE Systems» условий присоединения к программе «Team Tempest». Отталкиваясь от данных, фигурирующих в открытых источниках, можно сделать вывод о том, что скорость передачи данных у CDL 39 значительно выше, чем у «Link-16», а высокий уровень защищённости канала реализуется не только благодаря режиму псевдослучайной перестройки рабочей частоты (ППРЧ), но и за счёт использования определённого кодирования (вероятно, кода Рида — Соломона).

Определённую пищу для размышлений предоставил нам и первый массогабаритный макет-демонстратор истребителя «Tempest», представленный на широкое обозрение публики во время проведения Международного авиакосмического салона «Farnborough Air Show 2018». Можно обратить внимание на оригинальную интегральную аэродинамическую компоновку с развитой хордой крыла, «несущим фюзеляжем», крылом огромной площади (не менее 65—80 кв. м) и «несущими» заострёнными рёбрами, обрамляющими носовую часть фюзеляжа (не менее 65—80 кв. м), что предусматривает отличную угловую скорость разворота, а также полёты с углами атаки порядка 45—50 градусов. Очевидно, что специалисты «BAE Systems», ознакомившись с маневренными возможностями Су-57 и F-22A, продемонстрированными в рамках выступлений на различных авиасалонах, делают ставки не только на ДВБ, но и на должные ЛТХ своего детища в «собачьей свалке».
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дилетант 10 июля 2019 15:18 Новый
    • 8
    • 4
    +4
    присоединение шведского авиастроительного концерна SAAB AB к программе разработки британского малозаметного истребителя 6-го поколения «Tempset»

    Были только Английские ученые, стало Шведско-английская семья "родитель№1 и родитель№2.
    Вот когда они что-то родят, вот тогда и "будем посмотреть".
    А пока нашему Нострадаманцеву лавры Тома Клэнси не есть, не спать не дают.
  2. А. К. 10 июля 2019 15:23 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Это все конечно хорошо и интересно но его еще разработать нужно кроме макета нет ни чего а когда что то сделают конкретное многое изменится и радары и ракеты ведь разработка построика и доводка такого самолёта это дело не одного дня на это нужно минимум десятилетие. Так что это все пока фантазии.
    1. Sky Strike fighter 10 июля 2019 22:45 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Этот Темпсет обещают пустить в серийное производство к 2035 году.Через 16 лет.Все эти афар, Метеор и даже Изделие 180 к тому времени безнадёжно устареют как и Су-57,который в будущем обещают превратить в истребитель поколения 5++ по примеру Су-27 и Су-35С.Темпсету скорее всего тогда прийдётся бороться с Миг-41, имеющим РОФАР и С-500.
      1. А. К. 11 июля 2019 08:50 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Миг 41 и рофар это тоже фантазии пока.
        1. jjj
          jjj 11 июля 2019 10:21 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Вчера, так получилось, пересматривал ролики, показывающие в воздухе F-22 и F-35. Меня смутил один момент. Площадь воздухозаборников двигателей у них зрительно меньше, чем у наших самолетов. Это наводит на размышления
    2. morgan 11 июля 2019 10:20 Новый
      • 0
      • 0
      0
      "а это нужно минимум десятилетие" - это не Россия которой два десятилетия мало.
      1. А. К. 11 июля 2019 13:18 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Да никто ещё быстрее десяти лет ни сделал самолёт 5го поколения.
  3. knn54 10 июля 2019 15:53 Новый
    • 4
    • 3
    +1
    Ни финансово,ни технологически не потянут. Последний истребитель СОБСТВЕННОЙ разработки был выпущен полвека назад.Про стелс-технологии вообще "0"-СЕРИЙНО выпускают аппараты только США и КНР.Где то рядом только РФ и Япония.
    А ГЛАВНОЕ-зачем?
    1. михаил3 10 июля 2019 16:59 Новый
      • 3
      • 0
      +3
      Хороший вопрос. Разве не вложились все эти страны в Ф 35, отдав на суперсамолет многие миллиарды долларов? Он все решит целиком и полностью! Странно...)
  4. Стройбат запаса 10 июля 2019 16:33 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Насколько я помню, самолет всё-таки называется "Tempest II", а никак не "темпсет"
    1. Black_PR 10 июля 2019 17:16 Новый
      • 0
      • 0
      0
      О да...) Буря !
  5. Оператор 10 июля 2019 16:43 Новый
    • 4
    • 6
    -2
    По информации китайского веб-портала Sina максимальная дальность российской РВВ СД К-77М (изделие 180) составляет 192 км, что значительно больше, чем у американской AIM-120D и европейской Meteor, плюс двухрежимный РДТТ (последнее обстоятельство ставит жирный крест на РВВ с прямоточными ВРД)
    https://politros.com/146773-tainstvennoe-izdelie-180-rossii-vpechatlilo-kitaiskie-smi

    200 градусов обзора носового радара с поворотной антенной "Темпеста" - фигня по сравнению с 360 градусами обзора Су-57 с носовым и хвостовым радарами.

    Радиолокационное обнаружение Су-57 с ЭПР 0,35 кв.м на дистанции 140 км - это ни о чем, поскольку Су-57 обнаружит "Темпест" с работающей РЛС на дистанции +300 км.После чего Су-57 легко и непринужденно собьет "Темпест" с помощью РВВ БД Р-37М (изделие 810) на дальности 150 км - т.е. еще до того, как "Темпест" его обнаружит.

    Блин, это же насколько бритам и свеям надо быть лоханутыми, чтобы закладывать в перспективный образец вооружения заведомо проигрышные характеристики bully
  6. yehat 10 июля 2019 16:57 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    должные ЛТХ своего детища в «собачьей свалке».

    вот не вижу я должных лтх на картинках никак.
    за счет чего хороший маневр заложен в аэродинамической схеме- непонятно.
    наличие увт непонятно
    наличие достаточной энерговооруженности тоже не ясно.

    отдельный вопрос об ожидаемой стоимости аппарата.
    1. Ка-52 11 июля 2019 06:26 Новый
      • 1
      • 1
      0
      за счет чего хороший маневр заложен в аэродинамической схеме- непонятно.

      утка всегда имеет высокую базовую управляемость. Без всяких дополнительных обвесов в виде ПГО, УВТ и пр. Другое дело что картинки обычно редко имеют что то общее с реальной машиной в будущем. Так как показывают просто концепцию.
    2. sgrabik 11 июля 2019 09:52 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Стоимость этого "Темпеста" в любом случае будет вплотную приближаться к стоимости F-22 и значительно превышать стоимость F-35, не говоря уже о Су-57, в плане конкурентоспособности продаж на мировом рынке вооружений шансы практически нулевые, в плане конкуренции с ведущими игроками, США, Россией и Китаем здесь всё весьма туманно, ведь за те 16 лет, которые понадобятся для создания и начала серийного производства этого самолёта, конкуренты тоже не будут сидеть сложа руки, они значительно усовершенствуют уже созданные самолёты 5-го поколения и создадут новые авиационные комплексы, относящиеся уже к 6-му поколению.
  7. Сразу и 6 - Е поколение, аж в горле пересохло, "Что, так сразу?" Ох уж эти Британские "Учёные". Микояновцы и Суховцы - упали отжались, проржались, отдохнули в выходные и на работу. Не спать! Британцы не дремлют!
    1. Росомаха 10 июля 2019 20:40 Новый
      • 0
      • 1
      -1
      Цитата: Попов Константин Иванович
      Сразу и 6 - Е поколение, аж в горле пересохло, "Что, так сразу?" Ох уж эти Британские "Учёные". Микояновцы и Суховцы - упали отжались, проржались, отдохнули в выходные и на работу. Не спать! Британцы не дремлют!

      Ну как бы ирония тут не к месту, они обьединились и спрос с этих учёных и инженеров будет, а вот мы с такими менедженерами как господин Рогозин младший да и старший в свете транспортника а-112 знаем чем закончилось.
      1. Ка-52 11 июля 2019 06:46 Новый
        • 1
        • 2
        -1
        Ну как бы ирония тут не к месту, они обьединились и спрос с этих учёных и инженеров будет, а вот мы с такими менедженерами как господин Рогозин младший да и старший в свете транспортника а-112 знаем чем закончилось.

        как все наоборот. У англичан с разработками в области авиастроения давным давно все плохо. Объединенными усилиями (с итальянцами и шведами) они конечно могут что то создать, но это "что то" пока не слишком блистало прорывными характеристиками. Например ЕФ "Тайфун". К тому же лобби из за океана скорее всегда приведет все эти потуги на создание МФИ 5-6 поколения к пусканию шепнунов. Американцам достаточно брыкастых французов с их Рафалями.
        В отличии от наших программ, которые в общем то за последние 10 лет дали Су-35, Су-57
  8. rocket757 10 июля 2019 17:49 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Рассуждать, глядя на макет ... можно, если осторожно.
    Делать какие то реальные прогнозы????? Пардон, это не к нам, мы столько "бамбука" не курили!
  9. Mark9103 10 июля 2019 19:11 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Как только прочитал несколько раз подряд неправильно написанное название самолета, понял, что читать дальше не имеет смысла.
  10. TokarevT 11 июля 2019 07:42 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Может я чего-то не понимаю, но британский истребитель 6 поколения зовется "Tempest", а не "Tempset". Если бы "Темпсет" присутствовал в 1 месте в тексте, можно было бы списать на опечатку, но так по тексту везде. Что это уровень писателя, уровень редактора или новые правила русского языка? Ждем "калидор" и еще что-то подобное в ближайших выпусках?
  11. g1washntwn 11 июля 2019 07:44 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Пока что Tempest - концептуальная платформа и не более. Какие основные функции, заявленные как отличия 6-го поколения, уже сегодня можно воткнуть в такой концепт (хотя бы в сыром виде и пропуская всякие "адвансед-стэлс" для 5-го)?
    - Виртуальная (стеклянная) кабина. Первые образцы пробуют ставить уже сегодня на 4-5 (и не только самолеты);
    - обучающийся Artificial Intelligence . Отдельные элементы ИИ уже в строю, над тем, как эти отдельные элементы (кластеры) заставить работать сообща - копошатся все (ИИ - отдельная тема которую хотелось бы обсудить отдельными циклами);
    - Дистанционное управление дронами (swarm-tech). Уже можно. Осталось соответствующие задачам дроны подтянуть и "допилить" предыдущий пункт, т.к. без него дроны от ракет будут отличаться только многоразовостью (относительно их живучести и задач).
    Что там еще заявлено? Cooperative Engagement Capability - по-русски называется сетецентрикой, оно уже внедряется (см. на эволюцию LINK). Adaptive cycle engine - это дальнейшее развитие того, что уже давно случилось (GE37/YF120, PW F119 и т.д.). Из явной футуристики осталось только оружие на новых физических принципах (намеки на лучевое, лазерное, ЭМ-оружие).
    Так что, 6-е поколение не такое уж и далекое, как может показаться - отбросив всякие "батареи турбо-лазеров" вполне реализуем.
    1. sgrabik 11 июля 2019 10:11 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Для полноценного внедрения 6-го поколения нужны серьёзные наработки хотя бы на создании и производстве 5-го поколения, у англичан этого не было и в ближайшем будущем не предвидится, "Еврофайтер" смешно называть серьёзным истребителем, у шведов, не смотря на их громкие заявления, тоже нет ничего серьёзного, их "Дракены" также имеют весьма посредственные характеристики, американцы или французы в этом проекте участвовать точно не будут, им лишние конкуренты не нужны.
      1. g1washntwn 11 июля 2019 11:06 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        Применимо к конкретному Темпесту вы правы и американское противодействие будет даже сильнее. Таких подарков как для Японии с их ATD-X для евро-островитян не будет. Если только сами на своей сборке и эксплуатации F-35 что-нибудь не подтянут. Поэтому я тоже в большей степени склоняюсь, что бодание между FCAS и Темпестом чисто симуляционные, чтоб не терять лицо, Британия так и будет сидеть на американском ВПК, а франко-германо-испано-итд FCAS в назначенное время родит 5+/++ и не выше.
  12. Jurkovs 11 июля 2019 09:03 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    У кого-то на Западе возобладала мысль. Чем более футуристичный вид тем большая боеспособность.
    1. Canecat 11 июля 2019 11:35 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      И не надо их в этом переубеждать ))
  13. Андрей83 11 июля 2019 11:01 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    О чем разговор? Да не будет его в серии никогда