ОКБ Сухого разрабатывает новую модификацию истребителя Су-30СМ

121
Авиационный холдинг "Сухой" совместно с корпорацией "Иркут" начали разработку новой модификации многоцелевого истребителя Су-30СМ. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник в авиапроме.

ОКБ Сухого разрабатывает новую модификацию истребителя Су-30СМ




Как пишет издание, ОКБ Сухого начало опытно-конструкторские работы по созданию новой модификации многоцелевого истребителя под шифром Су-30СМД. Главным отличием от Су-30СМ будет установка на истребитель нового двигателя. Работы ведутся совместно с корпорацией "Иркут", которая серийно выпускает Су-30СМ.

ОКБ Сухого приступило к опытно-конструкторским работам по созданию модернизированного истребителя под шифром Су-30СМД. Эта модификация получит самый современный двигатель АЛ-41Ф-1С (изделие 117С), который сейчас устанавливается на серийные самолёты Су-35

- заявил собеседник издания.

По его словам, испытательные полеты Су-30СМД с новым двигателем запланированы на следующий год. По их итогам будет принято решение о дальнейшем оснащении новыми двигателями строевых самолетов Су-30СМ.

Авиационный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель модульной конструкции с управляемым вектором тяги и цифровым комплексным регулятором. Создан для истребителя Су-35С.

Ранее сообщалось, что Минобороны заказало программу модернизации истребителей Су-30СМ, в ходе которой самолет будет унифицирован с Су-35С, в том числе и по двигателям. Кроме того, обновление коснется бортового оборудования и вооружения.

Всего на вооружении российских ВКС находится свыше 100 самолетов Су-30СМ.
  • Минобороны РФ
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -24
    13 июля 2019 12:15
    А чего испытания на следующий год запланированы -поменяли движок, и гоните машину на эти самые испытания! Время-то идет за эти почти полгода можно будет массово начать модернизацию всех Су30, а не ждать ч неба камней.
    1. +24
      13 июля 2019 12:18
      Потому что мало установить новый двигатель. Нужно понимать что он совершеннее и следовательно его нужно адаптировать для этого истребителя. Это все время плюс возможно смена/перепрошивка электроники. Наладка всех систем. Это длительный процесс - на кону успех дела и жизнь пилота.
      1. +2
        14 июля 2019 08:24
        Эта модернизация ведётся в том числе по запросу Индии . И она подразумевает не только замену двигателей , но и всего комплекса БРЭО для более полной унификации с Су-35 , а это потребует не только замены БРЛС , средств связи , Рэб и пр. , но и новой энергетики , ибо потребляемая мощность у "Барса" совсем не как у "Ирбиса" .
        По сути это и будет двухместная версия Су-35 по всему функционалу .
        1. +1
          15 июля 2019 09:55
          Любая модернизация - это ОКР, а это не месяц или два...процесс длительный
          1. 0
            15 июля 2019 13:14
            Индусы платят . А из планера Су-35 перенести аппаратуру в планер Су-30 не такая великая сложность , да и с АЛ-41Ф особых проблем не ожидается . К тому же наработки по такой модернизации были и предлагались прежде .
    2. -11
      13 июля 2019 12:20
      Проще сделать спарку из Су-35.
      1. +5
        13 июля 2019 14:11
        У Су-30 последних модификаций есть тоже плюшки. Плюс не стоит забывать что пилотов в этом самолете два. Это бывает очень важно. Ну и он все таки дешевле. Планер давно отработан хотя скорее всего с Су-35С в этом плане так же нет трудностей.
        1. -4
          13 июля 2019 14:26
          Плюс не стоит забывать что пилотов в этом самолете два. Это бывает очень важно.

          Спарка это и есть двухместный вариант самолёта, я смотрю тут люди не имеющие отношения к авиации спешат со знанием дела ставить минусы.
          1. +12
            13 июля 2019 18:21
            Цитата: фигвам
            Спарка это и есть двухместный вариант самолёта,

            Вы АБСОЛЮТНО НЕПРАВЫ, сударь! Несмотря на то, что СУ-30СМ, по большому счёту, конструктивно "рождён" из спарки, ей, всё-таки НЕ ЯВЛЯЕТСЯ!! Спарка - это учебно-боевой самолёт, в передней кабине которого находится лётчик-УЧЕНИК, (учлёт), в задней - лётчик - ИНСТРУКТОР, т.е. экипаж состоит из ДВУХ ЛЁТЧИКОВ - "ЛЁТЧИК -ЛЁТЧИК"; В СУ-30СМ в передней кабине находится лётчик (командир экипажа), в задней - ШТУРМАН-ОПЕРАТОР, задача которого - управление СУВ (система управление вооружением) при атаке наземных (надводных) целей , навигационным комплексом, и визуальное наблюдение за окружающей обстановкой. Есть некоторый нюанс - у штурмана оператора тоже есть РУС (укороченная) (Ручка управления самолётом), Органы индикации могут переключаться в тот же режим. что и у лётчика, что сделано для повышения выживаемости экипажа в бою.
            Цитата: фигвам
            я смотрю тут люди не имеющие отношения к авиации спешат со знанием дела ставить минусы.

            Поосторожней с самомнением, и Вас не будут в фекалии лицом макать!
            1. +1
              13 июля 2019 22:38
              Сударь, у Су-30 управление дублированное и у штурмана полноценная ручка, никакая не укороченная, сажайте назад инструктора и обучайте лётчиков.

              1. +1
                14 июля 2019 08:50
                Цитата: фигвам
                Сударь, у Су-30 управление дублированное и у штурмана полноценная ручка, никакая не укороченная, сажайте назад инструктора и обучайте лётчиков.

                Кто бы сомневался , но Вы ведь предложили сделать из Су-35 спарку\двухместную версию , ведь так ?
                А Вы обратили внимание на различие планеров Су-30 и Су-35 ? Для чего это сделано ? Зачем Су-30 ПГО ? Только-ли для улучшения маневренности ? Ведь казалось бы с его двигателями с УВТ эта опция совсем излишна ?
                А необходимо это ПГО(схема "утка") для компенсации удлинённой двухместной кабины . Ибо у обычной спарки нет радара вообще , либо ставится облегчённый - навигационный , чтобы не нарушать центворку . А боевому самолёту без полноценного радара никак . Вот и сделали ПГО для компенсации нарушенного центра масс из-за удлинённой и утяжелённой кабины .
                А в остальном планер Су-30 , это то же Су-27 , как и в случае с Су-35 . Так что если понадобился двухместный Су-35 , берём планер Су-30 и ставим на него двигатели , БРЛС , РЭБ и прочее БРЭО , включая генераторы , от того же Су-35 и ... вуаля .
                Вот и индусы , чтобы не закупать одноместные Су-35 , попросили модернизировать для них Су-30 до уровня Су-35 . Разумное решение , в равной мере разумно и в случае с решением МО России .

                А ведь БРЭО Су-30 можно было бы модернизировать и до уровня Су-57 - та же "Белка" вполне может быть вписана в фюзеляж 30-го , и для бортовых полотен АФАР место имеется , и в хвостовом коке при желании ... Но это пожалуй предмет и повод для следующей модернизации .
                1. 0
                  15 июля 2019 05:08
                  Цитата: bayard
                  Ибо у обычной спарки нет радара вообще

                  У какой "обычной спарки" нет радара? ЕМНИП, у Су-27УБ и Су-30М2 РЛС имеется (но ПГО у них нет).
                  Вы часом с МиГ-29УБ, у которого не было штатной РЛС, не путаете?
                2. 0
                  15 июля 2019 12:38
                  Цитата: bayard
                  А необходимо это ПГО(схема "утка")
                  Су-30 не построен по схеме "утка". "Утка" - это Рафаль или Грипен.
                  Цитата: bayard
                  Ибо у обычной спарки нет радара вообще

                  Не подскажете, на каких физических принципах реализовано наведение ракет Р-27 полауактивной радиолокационной ГСН с Су-27УБ?
                  1. 0
                    15 июля 2019 13:05
                    Я про полноценный радар , а не облегчённый учебный . Посмотрите на носовой обтекатель Су-27 , его размер , а потом на обтекатель его однокласника Су-27УБ .
                    Как двухместный самолёт , Су-30 наиболее сбалансированная двухместная версия планера Су-27 .
                    И не натягивайте сову на глобус . Есть двухместный планер , хороший планер . Есть более мощный двигатель АЛ-41Ф , опробованный на Су-35 . Есть хороший , мощный радар "Ирбис" , более совершенное БРЭО . Всё это несложно разместить в идентичном планере . Именно такую модернизацию заказали индусы . Индусы эту модернизацию оплачивают .
                    Какие ещё вопросы ?
                    Если Вам не терпится разработать новый двухмстный планер , флаг в руки и удачи в работе . Благо ни в России , ни в Индии никто такой глупостью не озабочен .
        2. 0
          13 июля 2019 15:43
          Цитата: seti
          У Су-30 последних модификаций есть тоже плюшки. Плюс не стоит забывать что пилотов в этом самолете два. Это бывает очень важно. Ну и он все таки дешевле. Планер давно отработан хотя скорее всего с Су-35С в этом плане так же нет трудностей.

          Су-30 СМ недорогой относительно многоцеливик для поддержания определенного числа боеспособных единиц ВКС.Временная мера.Как и Су-35 до начала серийного производства Су-57.Вижу будущее ВКС в машинах Су-57,Миг-35 опять же до начала серийного производства Легкого Многофункциональности Истребителя Миг-59,Миг-41,идущего на смену Миг-31.Су-34 дорогая узкоспециализированная машина для временного затыкания дыр.Итого Су-57,Миг-59,Миг-41,ПАК ДА и несколько десятков Ту-160М2.Вот на чем надо сосредоточиться.Весь остальной зоопарк прийдётся поддерживать до окончательного списания.
          1. +2
            13 июля 2019 16:00
            Цитата: Sky Strike fighter
            Легкого Многофункциональности Истребителя Миг-59

            Это что за самолет такой?
            1. -1
              13 июля 2019 16:18
              Цитата: Тибидох
              Цитата: Sky Strike fighter
              Легкого Многофункциональности Истребителя Миг-59

              Это что за самолет такой?

              Лёгкий многофункциональный истребитель 5 поколения.
              1. +4
                13 июля 2019 16:22
                Цитата: Sky Strike fighter
                Лёгкий многофункциональный истребитель 5 поколения.

                А что уже есть такой? belay А сколько в нем двигателей? А что за двигатели? А где об этом (о 59) заявлялось?
                Не сочтите за издевку, но с нумерацией (59)Вы явно поспешили.
                1. 0
                  13 июля 2019 16:31
                  Цитата: Тибидох
                  Цитата: Sky Strike fighter
                  Лёгкий многофункциональный истребитель 5 поколения.

                  А что уже есть такой? belay А сколько в нем двигателей? А что за двигатели? А где об этом (о 59) заявлялось?
                  Не сочтите за издевку, но с нумерацией (59)Вы явно поспешили.

                  С нумерацией возможно.Но она условная по примеру Су-27/Су-57 и Миг-29/Миг-59.Заявлялось что идёт работа над лёгким истребителем с двумя движками.
                  1. +1
                    14 июля 2019 09:06
                    Цитата: Sky Strike fighter
                    Заявлялось что идёт работа над лёгким истребителем с двумя движками.

                    Это Вы наверно про эмиратовский заказ на разработку ? Что-то кроме как в году эдак 2015-16 , об этой затее ничего не слышно . И если честно , лучше бы клепали на одном двигателе "Изделие-30" - тут и унификация по двигателю с Су-57 , и упрощение\удешевление эксплуатации . Иначе снова выйдет уменьшенная версия Су-57 , но более сложная и дорогая в обслуживании , как уже было в случае с МиГ-29 .

                    А весб "зоопарк" из самолётов 4++ ещё долго будет летать на радость нам и нашим союзникам\партнёрам\покупателям . Ибо лучше них в плане аэродинамики , пилотажным характеристикам и удобству эксплуатации пока ничего не придумали . Пятое же поколение заблудилось в противоречивых хотелках .
        3. -2
          13 июля 2019 19:32
          Цитата: seti
          У Су-30 последних модификаций есть тоже плюшки. Плюс не стоит забывать что пилотов в этом самолете два. Это бывает очень важно. Ну и он все таки дешевле. Планер давно отработан хотя скорее всего с Су-35С в этом плане так же нет трудностей.

          Проще сделать двухместный Су-35, чем плодить десятки вариантов 27-го или 30-го подтягивая их то по двигателам то по РЛС то по еще чему нибудь, а суммировать если затраты на все эти подтягивания, так дешевле и эффеетивнее прлизводство двухместного Су-35 наладить.
          1. 0
            14 июля 2019 09:16
            Так Су-30СМД и есть двухместная версия Су-35 . А наполнить фюзеляж можно чем угодно . Вы у двухместной версии Су-35(ваше предложение) чем собираетесь компенсировать удлинённый и утяжелённый нос ? Ведь кабина становится ДВУХМЕСТНОЙ , при сохранении радара и прочего БРЭО ?
            Вот для этого и существует ПГО - для компенсации смещённого центра масс . То-есть - планер Су-30 . А во всём остальном , это единый планер великолепного Су-27 - и для Су-35 , и для Су-30 , и для Су-34 .
            1. 0
              14 июля 2019 13:40
              Су-30СМД это и есть двухместная версия Су-35 ???? Как интересно ! Это тот же Су-35 только радар попроще да электроника слабее. Тогда Су-27 это тоже тот же Су-35, только движки, радар и электроника другие.
              1. 0
                14 июля 2019 15:59
                Читайте внимательней - я говорил про планер . Но у нового(!) Су-30СМД(сейчас на вооружении Су-30 СМ) будут двигатели АЛ-41Ф , а так же ожидается БРЛС "Ирбис" вместо "барса" и обновлённое до уровня Су-35 БРЭО и энергетика .
                То есть должна получиться двухместная версия Су-35 . Да , ПГО для компенсации удлинения и веса кабины .
                Это делается по просьбе индусов , которые просили модернизацию Су-30 до уровня Су-35 , ибо не хотят одноместный тяжелый истребитель , но надеются на модернизацию уже имеющегося парка .
                1. 0
                  15 июля 2019 12:29
                  Цитата: bayard
                  Да , ПГО для компенсации удлинения и веса кабины .

                  Су-27УБ без ПГО с двухместной кабиной как летает?
                  1. 0
                    15 июля 2019 12:46
                    Летает хорошо , воевать не может - нет радара .
                    Радар весит много , нарушает центровку , увеличивает общую длину самолёта . Так же в случае Су-27УБ кабина смещена несколько назад , что несколько сокращает запас топлива . Так что самолёт именно УЧЕБНО-БОЕВОЙ . Вот на его базе и сделан Су-30 - кабина от Су-27УБ , полноценный фюзеляж , полноценный радар , ПГО взято от палубного Су-33(аналогичное у Су-34\32) для компенсации удлинённой и утяжелённой кабины дополнительной подъёмной силой . Повторю - ПГО не столько для улучшения маневренности\управляемости , сколько для создания дополнительной подъёмной силы , дабы не пришлось перепроектировать весь прежний планер .
                    Почитайте про историю создания Су-30 и все вопросы отпадут .
                    1. 0
                      15 июля 2019 12:57
                      Цитата: bayard
                      Летает хорошо , воевать не может - нет радара .

                      Единственное оправдание вашему бреду, который вы тут транслируете, может быть только если вы перепутали МиГ-29УБ и Су-27УБ. На первом действительно убрали РЛС. А по Су-27УБ перед тем как писать можно было хотя бы гуглом воспользоваться.
                      http://www.airwar.ru/enc/fighter/su27ub.html
    3. +3
      13 июля 2019 15:46
      Цитата: Бережливый
      поменяли движок, и гоните машину на эти самые испытания!

      Вы полностью уверены в том, что новый двигатель можно просто взять и установить вместо старого, без подгонки под него элементов планера и систем?
      1. -3
        13 июля 2019 16:05
        Цитата: Piramidon
        новый двигатель можно просто взять и установить вместо старого

        laughing
        Это знаете ли, как в машине двигатель "свапнуть" - старый движек выковырял (на Авито по сходной цене выставил), новый воткнул и гоняешь! fellow
        1. +4
          13 июля 2019 18:28
          Ну, да! а потом. набрав "полный рот земли" sad выплюнешь её вместе с зубами, (это- если повезёт выбраться из воронки глубиной до 15 метров) crying
          1. 0
            14 июля 2019 04:01
            Цитата: Игорь Авиатор
            Ну, да! а потом. набрав "полный рот земли"

  2. +9
    13 июля 2019 12:19
    Главным отличием от Су-30СМ будет установка на истребитель нового двигателя.

    Еще бы радар с активной фазированной решеткой, тогда бы вообще красавец.
    1. 0
      13 июля 2019 18:30
      очень понимаю ваше нетерпение, но, НЕ ВСЁ СРАЗУ! hi
  3. -8
    13 июля 2019 12:24
    Планер СУ-27 неистощимый источник для творчества,как всё гениальное.Только на определённом этапе это уже перебор.
    1. +16
      13 июля 2019 12:35
      Модернизировать то, что можно модернизировать - никогда не перебор
      1. -3
        13 июля 2019 12:39
        Там написано ,"Как пишет издание, ОКБ Сухого начало опытно-конструкторские работы по созданию новой модификации многоцелевого истребителя".О модернизации ни слова.
        1. +1
          13 июля 2019 13:46
          what модификация и есть модернизация, не хуже же они его делают laughing
          1. 0
            13 июля 2019 18:35
            Точно так! Ни где вы не найдете информации в ОКБ Су что СУ-30СМ, СУ-35 или СУ-34 есть МОДИФИКАЦИЯ СУ-27. Всюду заявляется, и совершенно справедливо - что это АБСОЛЮТНО НОВЫЕ самолёты, пусть и созданный на ОСНОВЕ СУ-27, что НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МОДИФИКАЦИЕЙ!
    2. +3
      13 июля 2019 12:42
      gabonskijfront
      Планер СУ-27 неистощимый источник для творчества,как всё гениальное.Только на определённом этапе это уже перебор.

      Мы всегда были лидерами в планере, но отставали в двигателях и электронике.
      Сейчас подвижки в "отсталых темах", очевидны. hi
      1. mvg
        -13
        13 июля 2019 13:05
        Мы всегда были лидерами в планере

        Оч интересно, это с каких годофф по какие? Мэйби со времен Ильи Муромца?
        1. +6
          13 июля 2019 13:50
          mvg...Оч интересно, это с каких годофф по какие? Мэйби со времен Ильи Муромца?

          Даже раньше. Потому, как своих двигателей не было - вообще.
          Мы в двигателе-строительстве всегда были "3- Д ", как сейчас китайцы.
          Тем не менее, создать "ноу хау" не получалось до сих пор. Наша постоянная проблема в двигателестроении - малый ресурс и большой расход топлива. (металл и технология в изготовлении высокотемпературных лопаток турбин, в чём китайцы до сих пор отстают).
          В последнее время (21век), мы приближаемся к передовым параметрам в этом плане, но пока не в серийном производстве. Мы 3-й год, ждём 2-й тип двигателя для Су -57, мы дольше ждём в серии, двигатель ПД-14,
          а так же ПД - 35. СМИ нам уже все уши истёрли, что ни сегодня, то завтра. Что касается планеров самолёта, то здесь мы были в постоянных лидерах, что в ГА, что в ВВС. (короче - двигатели, эта наша больная тема, в авиации, на флоте и в авто. В двух словах) yes hi
          1. 0
            13 июля 2019 15:22
            Что их ждать - оба двигателя на испытаниях.
          2. +2
            13 июля 2019 16:16
            Цитата: askort154
            металл и технология в изготовлении высокотемпературных лопаток турбин, в чём китайцы до сих пор отстают

            Китайцы до того "доотставались", что уже продают технологии изготовления лопаток турбин немцам - EADS DEUTSCHLAND GMBH.
            Сведения об отставании китайских двигателей по ресурсу относятся к периоду до 2015 года. После этого в китайском материаловедении много чего изменилось. Единственная проблема китайцев на сегодняшний момент - это отсутствие такого опыта, который есть у России и США, поэтому движки у них получаются дороже в 1,5 -2 раза, чем у нас. Ну и плюс технологию УВТ они пока осилить не могут, но с их упорством - это дело пары лет.
            Цитата: askort154
            Мы 3-й год, ждём 2-й тип двигателя для Су -57, мы дольше ждём в серии, двигатель ПД-14, а так же ПД - 35

            Тут с Вами не поспоришь... crying
            1. +1
              13 июля 2019 16:32
              Цитата: Тибидох
              Сведения об отставании китайских двигателей по ресурсу относятся к периоду до 2015 года. После этого в китайском материаловедении много чего изменилось

              Ссылочек бы... предметом в общем владею, если что. Но вот уже как 30 лет занят другим, и за новостями в этой области не следил, каюсь.
              1. +1
                13 июля 2019 17:00
                Цитата: Cat Man Null
                Ссылочек бы

                https://wenku.baidu.com/view/bc0695c404a1b0717ed5dd20.html
                http://guba.eastmoney.com/news,000697,741627992.html
                http://k.sina.com.cn/article_6448998497_18063e86100100eyxh.html?cre=tianyi&mod=pcpager_focus&loc=18&r=9&doct=0&rfunc=77&tj=none&tr=9
                Подробности искать было лень, в представленных мной ссылках содержится лишь часть информации. Полностью новость я смотрел по CCTV, ссылку на передачу искать долго, но смысл новости такой:
                Компания Chengdu Aerospace Superalloy Technology освоила выпуск монокристаллических лопаток турбин (легированных рением). Китайцы предложили Германии обмен технологиями (вспомнил, это был немецкий MTU, а не EADS DEUTSCHLAND), немцы сначала согласились на обмен, но европейское законодательство не позволило. Тогда немцы договорились о банальной покупки технологии.
                Кстати, в той передаче Китайцы без стыда и зазрения совести рассказывали как CAST занимается обратным инжинирингом 117С... вот такой вот "друг" Китай.
                1. +1
                  13 июля 2019 17:59
                  Цитата: Тибидох
                  Кстати, в той передаче Китайцы без стыда и зазрения совести рассказывали как CAST занимается обратным инжинирингом 117С

                  Это есть во второй статье.

                  Цитата: Тибидох
                  это был немецкий MTU

                  Да. Там особо отмечено, что немцев привлекла возможность дешево купить. А поскольку источник - китайский (добрый Вы! Спасибо, хром переводить на ангельский умеет!), не верить этому оснований нет.

                  Спасибо за инфу, anyway, бум, как говориться, знать yes
                  1. 0
                    14 июля 2019 04:21
                    Цитата: Cat Man Null
                    немцев привлекла возможность дешево купить

                    Да это стандартный китайский "девиз", согласитесь, никого же не привлекает возможность дорого купить... smile
                    Цитата: Cat Man Null
                    добрый Вы!

                    Добрый и ленивый. feel
                    Цитата: Cat Man Null
                    Спасибо за инфу

                    hi
            2. mvg
              +4
              13 июля 2019 21:27
              Ну и плюс технологию УВТ они пока осилить не могут

              Осилили, внимательнее в новостях на ВО
              1. 0
                14 июля 2019 04:18
                Цитата: mvg
                Осилили, внимательнее в новостях на ВО

                Нет, не осилили. Китайцы сами это признают, иначе бы уже о награждении конструкторов государственными премиями объявили (у них так принято). Более того, китайские эксперты в новостях и блогах заявляют, что УВТ появится только после всестороннего изучения 117С.
                Показуха на выставке в Чжухае, где J-10B сделал "кобру", по признанию самих китайцев, не свидетельствует о серийном УВТ на J-10B. Китайцы сначала сделали крутой FADEC для этого двигателя, потом "почти" сделали УВТ. А вот сохранить высокий ресурс и мощность с УВТ пока не совсем у них получается. Именно по этому (в отсутствие готового WS-15) на J-20 используют WS-10B.
                1. mvg
                  +2
                  20 июля 2019 20:05
                  на J-20 используют WS-10B

                  Не говорят, что на J-20. Возможно совсем другой движок. На Во статья о WS-10 , АЛ-31 и WS-15, Как копии F119. А двигатель, даже фото и ТТХ с УВТ на ВО были. А по ресурсу... посмотрите назначенный ресурс РД-33 и F404(414) или М-88-2. В общем, больше чем в 2 раза ниже.. 4000 час и 8000 и 10000 соответственно. У F119 или F135 показатели еще выше...
                  У китайцев есть еще WS-13 и модификации, а еще собственные разработки. Недавно заявили о новом сплаве для лопаток турбины. Немцы купили лицензию.
          3. mvg
            +2
            13 июля 2019 18:54
            Мы в двигателе-строительстве всегда были "3- Д ", как сейчас китайцы.

            Давайте так, китайцы отставали в движках, но, судя по всему, WS-15, например, уже точно не отстают. Может и не дотягивают Pratt & Whitney F135 или P&W F119-PW-100 или SNECMA, но уж точно не хуже изд. 117 (АЛФ-41Ф-1С), да и на гражданке С-919 летает на лицензионных французских движках, точно не хуже ПД-14.
            П.С,: А у нас МиГ-35 до сих пор будет летать на РД-33 (пусть и модернизированные РД-33МД)
            планеров самолёта, то здесь мы были в постоянных лидерах, что в ГА

            Давайте не будем сравнивать Як-1/3 со Спитфайром или Мустангом, а Ла-5 с Зерои FW-190.
            А чем Мираж-Ф1 хуже МиГ-21, и, кстати, у нас разные схемы с американскими... Су-27/МиГ-29 и F-15/F-16
        2. +3
          13 июля 2019 18:52
          Мы - это значит РУССКИЕ! (МЕНТАЛИТЕТ имею в виду. а не национальность), кстати, могли бы, не стесняясь, без ложной скромности, уточнить, что планеры "пёрлов" F-15, F18,созданы "ПО МОТИВАМ" МиГ-25 - воздухозаборники сделаны НЕСУЩИМИ, создающими почти 50% подъёмной силы на околозвуковых скоростях для повышения эффективности планера и снижения нагрузки на крыло, тем самым увеличив подъемную силу и повысив маневренность ЛА. пусть Россия, иногда, с некоторой задержой, но ВСЕГДА создаёт в ответ болеес овершенные в аэродинамическом отношении планеры. Очень показательна реплика Ген конструктора ОКБ Су, в ответ на самохвальбу конструкторов Lokheed-Martin, "создавших" F-117, что "используя новейшие технологии они способны заставить летать и кирпич", на что наши ответили - " а мы предпочитаем создавать САМОЛЁТЫ". Думаю, ВЕСЬ МИР согласится со мной - это им ПРЕКРАСНО УДАЁТСЯ, в отличие от американцев.
          1. mvg
            +3
            13 июля 2019 22:32
            что планеры "пёрлов" F-15, F18,созданы "ПО МОТИВАМ" МиГ-25

            Это Вам кто сказал? Ура-патриоты? А сами не пробовали хоть что-нибудь почитать? Ну там про А-5 Мститель, наконец.. и посмотреть даты "идей" и кто чего у кого "спер".
            но ВСЕГДА создаёт в ответ более совершенные в аэродинамическом отношении планеры

            Что то вот уже лет 40 прошло, а эти "тупые" американцы все никак не хотят переходить на более "продвинутые" планеры... Скажу больше - никто не хочет. Ни французы, ни британцы вкупе с Италией, Испанией и ФРГ. Ну вот тупые! Ничего не напоминает?
  4. +9
    13 июля 2019 12:35
    Дак надо на все самолёты Су-30,34,35 поставить один движок и унифицировать электронику и авионику,тогда и производство и логистика и эксплуатация будет намного дешевле. soldier
    1. +1
      13 июля 2019 12:45
      Кто может квалифицированно ответить, если сделать две модификации СУ 35 одиночку и спарку с АФАР и двигателем последнего поколения, они смогут перекрыть все задачи?
      1. -2
        13 июля 2019 12:55
        Теоретически да,сделать СУ-35 и СУ-35УБ и всё и делать оба в Иркутске, а в Комсомольке на Амуре делать СУ-76"Стелс" .
        1. +1
          13 июля 2019 13:03
          СУ 76 СТЕЛС request это что за аппарат такой? Предлагаете Комсомольск на самоходки времён ВОВ перевести?
          Цитата: Александр Петров1
          Теоретически да,сделать СУ-35 и СУ-35УБ и всё и делать оба в Иркутске, а в Комсомольке на Амуре делать СУ-76"Стелс" .
          1. 0
            13 июля 2019 13:07
            Описался СУ-57"Стелс" извините...
            1. +2
              13 июля 2019 15:40
              для этого ещё нужно из Су-57 сделать стэлс, пока что он явно таким не является
              1. +3
                13 июля 2019 16:15
                Ugene для этого ещё нужно из Су-57 сделать стэлс, пока что он явно таким не является

                А что такое "стэлс", в вашем понимании ? stop
                Даже топор можно отнести к системе "стэлс".
                Как говорится, матчасть надо учить самому, а потом
                учить других. yes hi
              2. +1
                13 июля 2019 16:34
                Цитата: _Ugene_
                для этого ещё нужно из Су-57 сделать стэлс, пока что он явно таким не является

                Да вы уникум.Всего остальные считают Су-57 стелс-истребителем.
                1. -2
                  13 июля 2019 19:13
                  все остальные это кто? процитируйте, пожалуйста, каких нибудь высокопоставленных военных
                  все кто в теме прекрасно видят что на данном этапе Су-57 очень далеко до стелса, сейчас это самолет с уменьшенной по сравнению с 4 поколением ЭПР, и никаких движений в эту сторону за последние годы не наблюдается, на этом же сайте уже сто раз эту тему перетёрли, для тех кто в танке всё повторять не буду, нужно будет найдёте
                  1. -1
                    13 июля 2019 20:11
                    и никаких движений в эту сторону за последние годы не наблюдается, на этом же сайте уже сто раз эту тему перетёрли

                    Так и есть , перетёрли - для СУ-57 "стелс" и не нужен, под СУ-57 почти готов РОФАР , который убивает технологию стелс просто на корню , делая сегодняшние стелс -самолёты летающими утюгами.
                    1. -2
                      13 июля 2019 20:22
                      да, да, сам Су-57 тоже уже "почти готов" много-много лет, первый раз обещали что пойдет в серию ещё в 2011г, у нас "почти готов" это почти ничего не значит, вот как будет в войсках в массовом кол-ве тогда и порадуемся
                      1. -1
                        13 июля 2019 20:52
                        да, да, сам Су-57 тоже уже "почти готов" много-много лет, первый раз обещали что пойдет в серию ещё в 2011г, у нас "почти готов" это почти ничего не значит, вот как будет в войсках в массовом кол-ве тогда и порадуемся

                        Беда наших конструкторов и военных в том , что всегда хотят оснастить самым - самым . Пока эту ноу-хау пилят , появляется новая , и как ребёнок - хочу и эту игрушку и так до бесконечности.
                        Горшкова сколько - лепили ? А всё из-за Полимент-Редута . Так и здесь - будут движки второго этапа и РОФАР - мгновенно запустят в серию.
                    2. 0
                      14 июля 2019 09:21
                      Цитата: lucul
                      РОФАР , который убивает технологию стелс просто на корню
                      Давайте расскажите каким образом? РОФАР только за счет мощности будет лучше видеть стелс самолеты. Но тогда и самолеты без стелса станут более заметными
                      1. 0
                        14 июля 2019 16:44
                        Давайте расскажите каким образом? РОФАР только за счет мощности будет лучше видеть стелс самолеты.
                        Нет, там основная фишка сверхширокополосность, если у современного локатора частота излучения 10 ГГц, 3 см с шириной спектра 1-2 ГГц, то у РОФАР эта частота может составлять от 1 Гц до 100 ГГц одновременно. На данном этапе невозможно сделать стелс в таком широком диапазоне частот, современные стелсы заточены в основном на см. диапазон, в меньшей степени на дециметровый. И ещё заглушить РОФАР традиционными средствами РЭБ нереально. Проблема в том что когда это изделие дойдёт до серийного неизвестно, такие прорывные технологии могут десятки лет вариться пока не выстрелят. И, опять же, не нужно думать что мы одни такие умные, во многих странах активно разрабатывается эта технология.
              3. -1
                14 июля 2019 00:37
                Стопроцентных стелс не у кого не бывает. smile
            2. -1
              13 июля 2019 17:17
              Цитата: Александр Петров1
              Описался СУ-57"Стелс" извините...

              Описался

              Что что?????Простите,где ставить запятую до или после Су-57"Стелс"?
      2. 0
        13 июля 2019 16:53
        Цитата: Arzt
        Кто может квалифицированно ответить, если сделать две модификации СУ 35 одиночку и спарку с АФАР и двигателем последнего поколения, они смогут перекрыть все задачи?

        Проще уже сделать ставку на выходящий в серию Су-57.Он и с АФАР и с новыми двигателями последнего поколения и он реально многофункциональный в отличие от узкоспециализированного самолёта для завоевания превосходства в воздухе Су-35,чем насиловать этот Су-35.
    2. +3
      13 июля 2019 13:00
      Наверное это было бы идеальным решением, но всё будет по другому, к сожалению.
      1. -3
        13 июля 2019 15:31
        Идеальное решение сделать ставку на Су-57,Миг-59 (ЛФИ 5 поколения),Миг-41 (перехватчик на смену Миг-31).А для временного латания дыр ВКС закупать на оставшиеся средства Миг-35,Су-30 СМ, то есть недорогие многоцеливики.Су-35 временная замена истребителя 5 поколения пока не начнётся серийный выпуск Су-57.Су-34 как дорогой и узкоспециализированный бомбардировщик излишен. Так что выпуск Су-57,Миг-35 до момента появления Миг-59 и Су-30 см временно для поддержания определенного числа боеспособных единиц,по достижении которого можно производить только Су-57,Миг-35 до выхода Миг-59 ну и ждём Миг-41.Оптимальная модель.А не тысяча модификаций самолетов.А то попахивает некомпетентностью от таких шагов.
        1. +7
          13 июля 2019 15:55
          А что такое Миг-59 и МиГ-41, где они?
          1. -2
            13 июля 2019 16:22
            Разрабатываемые самолеты Миг-59 многофункциональный истребитель 5 поколения для замены Миг-35/Миг-29 в войсках и перехватчик Миг-41 для замены Миг-31 в войсках.
            1. +2
              13 июля 2019 16:32
              МиГ-35 по моему ещё в серию толком не запущен(и вообще непонятно для чего он нужен), а уже собираемся его менять на "мифический" МиГ-59. Ничего не понимаю.
              1. +1
                13 июля 2019 17:04
                Первые 2 Миг-35 уже в войсках,до конца года будет еще 4 единицы Миг-35.Миг-35 нужен в войсках в качестве современного многофункционального относительно не дорогого истребителя среднего/легкого класса для временной замены Миг-29 до того момента как в войска пойдет Миг-59, по примеру Су-57,признанного заменить истребители тяжелого класса.Миг-59 нужен,чтобы не отстать и иметь компетенции для производства легких самых востребованных истребителей 5 поколения.Миг-35 исполнит роль Су-35 только в лёгком классе как временная мера до выпуска Миг-59.
                1. +3
                  13 июля 2019 17:22
                  Ерунда всё это. Я ещё помню историю с МиГ-23, который создавался для замены МиГ-21, а в результате был снят с производства на несколько лет раньше, чем МиГ-21, для замены которого он и создавался. Так что нет пока никакого МиГ-59 и когда он будет(и будет ли вообще) это "вилами по воде писано".
                  1. +2
                    13 июля 2019 17:51
                    Обязательно будет.Это самый перспективный и востребованный класс.Много технологий возьмут от Су-57.Та же авионика,технология стелс, возможно двигатель от Су-57 .Он будет разработан не на пустом месте.
            2. 0
              13 июля 2019 22:36
              Цитата: Sky Strike fighter
              Разрабатываемые самолеты Миг-59 многофункциональный истребитель 5 поколения для замены Миг-35/Миг-29 в войсках и перехватчик Миг-41 для замены Миг-31 в войсках.

              До последнего времени МиГ придерживался простой симтемы индексов спмолетов, каждая новая модель- следующий нечеьный номер: 29, 31, 33, 35... просто МиГ-33 в серию не пошел.
        2. 0
          13 июля 2019 19:06
          Сначала, до перевооружения на СЕРИЙНЫЕ СУ-57, (а это подразумевает не только поставку самолётов в части, но и массовую обученность ЭКИПАЖЕЙ новой матчасти, создание и преобразование инфраструктуры и логистики) необходимо быстро насытить полки НОВОЙ техникой, БЛИЗКОЙ по эргономике к имеющейся, на которой можно противостоять супостату на равных. А уже позже, на СУ-57 можно будет говорить об однозначном ПРЕВОСХОДСТВЕ в воздухе! Не всё сразу - слишком много потеряно за, почти, 30 лет!
  5. +2
    13 июля 2019 12:46
    Я немного не понимаю зачем нам одновременно и Су-30СМ и Су-35С?
    1. -3
      13 июля 2019 15:45
      Замыкает дыры тем ,что есть.Временная мера.
    2. +2
      13 июля 2019 15:52
      Цитата: Vanguard2000
      Я немного не понимаю зачем нам одновременно и Су-30СМ и Су-35С?

      Видимо, модернизировать уже существующие Су-30СМ до уровня Су-35С, быстрее и дешевле, чем выводить их "в запас" и ждать, когда построят достаточное количество Су-35.
  6. +2
    13 июля 2019 12:47
    Радует, что модернизацию заказало Минообороны. Двигателю уже больше 10 лет. Не хочется, чтобы на выходе получиться какой-нибудь Flanker-D
    1. 0
      13 июля 2019 13:20
      А приняли его на вооружение ктати когда?
      1. 0
        13 июля 2019 13:24
        Испытания закончили в 2008, а в 2011 пошел в войска
        1. +1
          13 июля 2019 15:29
          Вы ответили не на тот вопрос который вам задали. Су-35, вместе с двигателем принят на вооружение в 2017 году.
  7. -29
    13 июля 2019 12:51
    Без Авионики, на всём китайском или устарелом наши понты не проканают...
    1. +7
      13 июля 2019 13:02
      У нас вся своя авионика и на военных и на новом МС-21 и готовится своя на замену импортной для Суперджета100.
      1. -20
        13 июля 2019 13:11
        нет у нас элементной базы, от СССР что только было
        1. +4
          13 июля 2019 13:16
          Как это нет?,а на лучшем в мире С-400 И С-500, а на первых в мире подводных лодках 4 поколения"Ясень"и "Борей",чего там для нас Китайцы или нато делали электронику?
          1. -6
            13 июля 2019 13:23
            https://topwar.ru/160079-strategicheskie-bombardirovschiki-v-52-poluchat-novuju-rls-s-afar.html
            вот здесь комментарии _Ugene_ (_Ugene_) Вчера, 18:09 почитайте, мне добавить нечего, его никто так и не опроверг...)))
            1. +5
              13 июля 2019 13:25
              Вы ошибаетесь,недавно Шойгу на совещании говорил,что полностью заместили и натовское и украинское в том числе и компьютерную электронику.
              1. -9
                13 июля 2019 13:35
                Хотелось бы верить,но сомнительно...
            2. +1
              13 июля 2019 15:44
              ну почему же, опроверг, посмотрите там дальше человек фото приводит, что-то из блока управления Су-30, он с этим работал, но лучше бы не опровергал, это же реально буржуйский уровень 70х-80х годов, или советских 90х, уж лучше современное китайское чем такое наше
              1. -1
                13 июля 2019 18:49
                "Фото приводит, что-то из блока управления Су-30, он с этим работал, но лучше бы не опровергал, это же реально буржуйский уровень 70х-80х годов" Тогда и я фото приведу авионики на бомбардировщике Су 24 технически соответствующей этому блоку
                1. -1
                  13 июля 2019 19:20
                  Кому интересно производство Российской авионики - пример передового производителя в этой области http://www.aviaavtomatika.ru
            3. +1
              13 июля 2019 15:50
              Цитата: Диверсант Холуай
              https://topwar.ru/160079-strategicheskie-bombardirovschiki-v-52-poluchat-novuju-rls-s-afar.html
              вот здесь комментарии _Ugene_ (_Ugene_) Вчера, 18:09 почитайте, мне добавить нечего, его никто так и не опроверг...)))

              Если бабушек на скамейке никто не опровергает, то что они говорят тоже окажется правдой?
            4. +3
              13 июля 2019 19:19
              "дружище"! Ваш Ugene - пустозвон и провокатор! Общаться с ним - себя марать! Да будет Вам известно -ВСЯ авионика на нашей боевой авиации - НАША, то бишь, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ! Даже матрицы дисплеев и лазерные гироскопы БИНС, не говоря уже про процессоры и компьютеры! Категорически запрещено использовать даже ПРОСТО ИМПОРТНЫЕ ДЕТАЛИ! Как-то АО"Прибор" чуть не лишился контрактов, когда выплыло использование импортной флэш-памяти в поставляемых системах ОК!! после получения "трындилей" очень скоренько перешли на отечественные аналоги!
        2. +2
          13 июля 2019 15:27
          У вас нет, ни элементной базы ни серого вещества в черепной коробке, а в России есть Росэлектроника, в которую входят 123 предприятия по выпуску всех компонентов элементной базы есть КРЭТ, в который входит 20 предприятий по радиоэлектронному оборудованию, есть ШВАБЕ, в который так же входит несколько десятков приборостроительных организаций, по выпуску оптических приборов.
          1. 0
            13 июля 2019 19:23
            Цитата: Вадим237
            У вас нет, ни элементной базы ни серого вещества в черепной коробке

            Коллега, пожалуйста, старайтесь цитировать оппонента, а то я Вам чуть не нагрубил, вспылив! Только дочитав Ваш комметарий, осознал Вашу позицию hi
        3. +4
          13 июля 2019 15:48
          Цитата: Диверсант Холуай
          нет у нас элементной базы, от СССР что только было

          Как же тогда по-вашему КР Калибр летают без элементной базы?Не находите ,что ваши представления о российском ВПК не сходятся с реальностью?
          1. +1
            13 июля 2019 19:33
            Спасибо "Эльбрусам", (не "тем, которые для ПК")!! которые по вычислительной эффективности, благодаря отточенным алгоритмам, ЗНАЧИТЕЛЬНО превосходят Intel XENON!
    2. +1
      13 июля 2019 15:54
      Цитата: Диверсант Холуай
      Без Авионики, на всём китайском или устарелом наши понты не проканают...

      Чудеса да?Без авионики делаем новые истребители и КР.На чем китайском,приведите хоть один реальный пример "всего китайского"?А то как в жёлтой прессе получается одни слухи.Слышал звон,да не знаю где он.
  8. -2
    13 июля 2019 13:51
    А можно просто кабину Су30 приделать к фюзеляжу Су35? И сделать двухместный Су35.
    1. -6
      13 июля 2019 14:17
      А зачем делать двухместный?
      1. -2
        13 июля 2019 16:01
        Су-35 временное решение в виде истребителя для завоевания господства в воздухе до момента начала серийного производства Су-57.Су-30 СМ относительно недорогой многоцеливик для заполнения вакуума, образовавшегося в авиации после развала СССР и лихие 90-ых.Зачем их скрещивать?Что вы хотите этим добиться?
        Цитата: Zaurbek
        А можно просто кабину Су30 приделать к фюзеляжу Су35? И сделать двухместный Су35.

        Я надеюсь вы кабину Су-30 СМ к Су-57 пределывать не собираетесь?У Су-35 узкая специализация для завоевания господства в воздухе.
        1. 0
          13 июля 2019 18:14
          Су35С летать и летать и проходить не одну модернизацию....и если его заменит Су57, то кто заменит Су30? А Су35 - самый новый планер и самолет из Т-10х.....Логично получить двухместную версию и заменить все Сухие в ударных и ПВО версиях и разведке и ПП.
          1. 0
            13 июля 2019 18:41
            если его заменит Су57, то кто заменит Су30?

            Су-57 заменит и Су-35 и Су-30 СМ, так как он и для завоевания превосходства в воздухе и для ударника подходит.По-хорошему Су-30 СМ на время может заменить более современный Миг-35,пока не будет создана рабочая лошадка ВКС в качестве легкого многоцелевого истребителя 5 поколения Миг-59 на базе технологий, отработанных на Су-57.
            Су35С летать и летать и проходить не одну модернизацию

            А смысл,если создали машину лучше чем он,при том многофункциональную и нового поколения?Су-57. Любая модернизация Су-35 будет уступать Су-57,тогда зачем она?
            А Су35 - самый новый планер и самолет из Т-10х...

            Су-57 новее и лучше по своим качествам.
            Логично получить двухместную версию и заменить все Сухие в ударных и ПВО версиях и разведке и ПП.

            Из изначально одноместного Су-35 вы не получите двухместную модификацию без ухудшения его характеристик.Да и зачем это надо?Это не многофункционал в отличии от Су-30 СМ или Су-57. В ПВО Миг-31.Сухих в ПВО нет.
            1. 0
              13 июля 2019 19:38
              Его позиционируют как многофункционал. А 1 и2х местные версии сейчас почти по планеру едины, только планер Су36С самый современный.
            2. 0
              13 июля 2019 22:57
              Су27 в ПВО есть. А ПФАР Су35С не сильно отличается, если не лучше, чем ПФАР Миг31бм
  9. 0
    13 июля 2019 23:54
    Думаю прежде всего для Индии. су-35 не удалось продать, так хоть модернизации су-30 сделаем У них уже будет около 300 самолетов, ну и свои 100 модернизируем. Думаю еще наши планируют постепенно отказываться от 35 и будут делать 2 самолета су-30 как многофунционал и 57 как истребитель
    1. 0
      14 июля 2019 09:18
      Вот это больше похоже на правду.
  10. 0
    14 июля 2019 02:49
    Движок + рлс + под Брамос, ну и ещё по мелочи, все соединить и обкатать. Ничего не поделаешь надо время!
    По итогу получится серьезная современная птичка.
    1. 0
      14 июля 2019 13:46
      Цитата: Шахматный конь
      Движок + рлс + под Брамос, ну и ещё по мелочи, все соединить и обкатать. Ничего не поделаешь надо время!
      По итогу получится серьезная современная птичка.

      И получится опять Су-35
  11. 0
    14 июля 2019 06:46
    Все хорошо, но двигатель получился дорогой.
    Настолько дорогой, что изделие 30 обещает быть не дороже, а в эксплуатации значительно дешевле.
    Мало того, с избыточной энергией, которая действительно позволяет думать о новом БРЭО.
    Иначе овчинка не стоит выделки.
  12. 0
    14 июля 2019 12:38
    Это что надо, и СУ 30 будет на уровне СУ 35, еще новы РЛС и ........ Правильно делаю инженеры.
  13. 0
    14 июля 2019 20:02
    до дыр "затрут" похоже эту схему,будут раритеты как и В52 и Ту-95 с Ту-16,так это хоть бомберы,как и транспорту им без разницы на чем груз таскать,еще наши внуки будут их модернизировать,хотя тенденция такова,что скорее всего это будут гастарбайтеры,т.к. у нас работа на заводе или в поле,благодаря системе воспитания и образования,а так же активно культивируемая в СМИ и обществе,постыдна и позорна,ассоциируется с нищетой и неудачником по жизни.
    1. 0
      15 июля 2019 00:29
      Цитата: seacap
      у нас работа на заводе или в поле,благодаря системе воспитания и образования,а так же активно культивируемая в СМИ и обществе,постыдна и позорна,ассоциируется с нищетой и неудачником по жизни.


      Ну, дело-то не столько в пропаганде.
      Движки для этих самолетов делает предприятие "ОДК-Сатурн" в моем городе Рыбинске. Вообще, у нас много чего военного. Есть судостроительный завод "Вымпел", есть завод приборостроения, КБ "Луч", НПФ "Старт".
      Так вот, что ждет молодого выпускника на этих предприятиях? Зарплата "20 с копейками" и перспектива - плюс 2-3 тысячи через 10 лет. Спрашивается - зачем грыз гранит науки, если в итоге грузчики и кассиры в "Магните" получают столько же, сколько ты, инженер?

      Итог: неглупая молодежь активно разбегается учиться в нерезиновую Москву, Питер, Ярославль, а кто выбирает единственный в городе настоящий ВУЗ - предпочитают идти на программирование (самый большой конкурс), вычислительные системы (почти то же) или экономику. После вуза некоторые тоже сваливают в другие города.
      На специальности, связанные с авиадвигателестроением, конкурс небольшой. С такой специальностью в городе только одно рабочее место по профилю, а в других городах - тоже выбор не большой.
  14. 0
    6 января 2020 22:46
    этим нужно было заняться параллельно с разработкой Су-35 еще лет 7-8 назад и выпускать максимально унифицированные самолёты...
  15. 0
    6 января 2020 23:48
    Не мешало бы на АЛ-41 перевести также Су-34 и максимально унифицировать эти три модели Су-30СМД,Су-34Д, Су-35С

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»