Четырехствольный реактивный огнемет M202 FLASH

28
Некоторое оружие прочно входит в нашу жизнь через кинематограф. Одним из подобных примеров является американский легкий реактивный огнемет M202 FLASH, который не получил бы такую известность и узнаваемость, если бы в свое время не попал в фильм «Коммандо». Лента, ставшая классикой в жанре боевика, активно крутилась в кинотеатрах по всему миру, а в нашей стране постоянно появлялась на экранах ТВ, начиная с 1990-х годов. В фильме герой Арнольда Шварценеггера эффектно разбирался с противниками с помощью четырехствольного гранатомета, на самом деле речь идет об огнемете, необычном образце пехотного оружия родом из США, о котором мы сегодня и поговорим.





На пути к реактивному огнемету M202 Flash


Необычное оружие, спроектированное в конце 1960-х годов и находящееся в серийном производстве с 1969 года, изначально проектировалось американскими конструкторами для замены традиционных струйных ранцевых огнеметов, широкое использование которых началось в годы Первой мировой войны. За создание нового огнемета отвечали инженеры Энджвудского арсенала и военных лабораторий крупных американских корпораций «Нортроп» и «Брунсвик». Инженеры компании «Нортроп» отвечали за создание самого огнемета и реактивного двигателя к зарядам, проведение баллистических испытаний, инженеры компании «Брунсвик» работали над огнесмесью и процессом организации серийного выпуска новой модели оружия.

Здесь следует напомнить о том, что находящиеся на вооружении американской армии огнеметы не претерпели никаких изменений после завершения Второй мировой войны. Отсутствие модернизаций стало явственно ощущаться в 1960-е годы, особенно во второй половине 60-х, когда США в полной мере ввязались в боевые действия во Вьетнаме. Именно война стала тем триггером, который сделал вопрос о разработке и принятии на вооружение новых образцов пехотного оружия очень актуальным. Созданный американскими инженерами реактивный огнемет FLASH стал ответом на вызовы нового времени.

Первоначально реактивный огнемет носил другое обозначение XM191, оружие получило аббревиатуру MPFW (Multi-Shot Portable Flame Weapon – многозарядный переносной огнемет). Новое оружие начали испытывать непосредственно в боевых условиях. Вьетнамская война стала для американцев настоящим полигоном, на котором можно было испытать в реальных боевых условиях любую военную технику и образцы вооружений, которые создавались в интересах Пентагона. Огнеметно-зажигательное оружие не стало исключением, а горящие джунгли и вьетнамские деревни навсегда станут символом этого кровавого конфликта второй половины XX века.



Первая опытная партия нового оружия поступила в армию в апреле 1969 года. Компания «Брунсвик» передала американским военным 1095 новых реактивных огнеметов XM191, а также 66 960 выстрелов к ним. От момента начала работ над огнеметом до приобретения первой опытной партии американский бюджет потратил на данный проект 10,8 миллиона долларов (в сегодняшних ценах около 76 миллионов долларов). Первыми реактивные четырехствольные огнеметы получили подразделения корпуса морской пехоты США и сухопутных войск. Первые же испытания в боевых условиях подтвердили эффективность нового оружия. Более того, американская армия даже разместила заказ на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию аналогичных по типу боеприпасов, но уже для танковых орудий.

Изначально новинку предполагалось использовать не только с зажигательными, но и с дымовыми боеприпасами, однако широкое применение нашли лишь зажигательные реактивные выстрелы. По результатам практического применения во Вьетнаме американские военные отмечали, что новое пехотное оружие не только вдвое легче ранцевых огнеметов и в четыре раза превосходит их по дальности стрельбы, но и гораздо безопаснее в обращении, что не менее важно. Благодаря новому огнемету бойцы получили возможность поражать смертоносным оружием даже точечные цели на большой дальности. По результатам боевого применения и обобщения всего накопленного опыта четырехствольный реактивный огнемет был доработан и модернизирован и в 1974 году поступил на вооружение под обозначением M202 FLASH (Вспышка).

Особенности конструкции реактивных огнеметов M202 и M202A1 Flash


Основное предназначение реактивного огнемета Flash – борьба с живой силой и небронированной техникой противника, расположенной на открытой местности, также возможно поражение целей, укрытых в густой растительности, неслучайно огнемет активно испытывался во Вьетнаме, где театр боевых действий обладал своей спецификой. M202 Flash относят к легким реактивным огнеметам, масса пустой модели M202A1 (пусковой установки) составляет 5,22 кг, масса полностью снаряженного оружия – чуть более 12 кг. В четырех пусковых трубах огнемета находятся зажигательные реактивные выстрелы M74 калибра 66 мм. Калибр новой гранаты совпадал с принятой к тому моменту на вооружение противотанковой гранатой М72, это же можно было сказать и о конструкции боеприпаса. Оба выстрела были унифицированы, в частности обладали одним твердотопливным реактивным двигателем.

Четырехствольный реактивный огнемет M202 FLASH


Конструктивно реактивный огнемет «Флеш» состоял из зажигательных гранат и пускового устройства многоразового применения. При создании оружия конструкторы уделили много внимания уменьшению веса огнемета. Так трубы пускового устройства производились из пластмассы, которая дополнительно армировалась стекловолокном, кронштейн прицела и другие приспособления изготавливались из алюминия. Пусковое устройство являлось достаточно простым и представляло собой короб прямоугольной формы с четырьмя гладкими стволами, откидывающимися вниз задней и передней крышками и складным УСМ. Сверху на коробе расположились простые прицельные приспособления. Ударно-спусковой механизм реактивного огнемета размещался на пистолетной рукоятке, как и в большинстве моделей современных гранатометов. На откидном кронштейне крепился коллиматорный прицел M30 аналогичный по конструкции тому, что устанавливался на гранатомете «Супер Базука».

Общая длина зажигательной гранаты, корпус которой производился из стекловолоконного полимерного материала, составляла 53 см, вес боеприпаса – 1,36 кг. Установленный на гранате твердотопливный реактивный двигатель M54 обеспечивал боеприпасу начальную скорость полета 114 м/с. Непосредственно зажигательная граната состояла из боевой части, снабженной носовым обтекателем, твердотопливного реактивного двигателя и соплового блока с 6 сложенными до выстрела лопастями стабилизатора. Боевая часть гранаты начинялась самовоспламеняющейся при контакте с атмосферным воздухом смесью полиизобутилена (до 0,6 кг), этого было достаточно, чтобы обеспечить эффективное поражение открытых целей в радиусе 20 метров, по своей боевой эффективности данная смесь превосходила напалм. Горение смеси происходило при температуре от 760 до 1204 градусов Цельсия. Особенностью реактивного огнемета было то, что при стрельбе за стрелком образовывалась зона поражения глубиной примерно в 15 метров, что серьезно затрудняло применение четырехствольного огнемета в помещениях и ограниченных пространствах. По индивидуальным целям дальность эффективного поражения составляла до 200 метров, по групповым целям – до 640 метров, при этом предельно возможная дальность ведения огня составляла 730 метров.

Все гранаты объединялись в кассеты, которые переносились в специальном пластиковом контейнере. Кассета с четырьмя выстрелами присоединялась к пусковой установке и с казенной части надежно фиксировалась защелкой. Стандартный боекомплект к четырехствольному реактивному огнемету «Флеш» состоял из трех кассет (12 выстрелов). Стрелок мог вести огонь из огнемета стоя, из положения лежа, а также с колена. Перевод реактивного огнемета из походного положения в боевое занимал у опытного подготовленного бойца не больше 30 секунд, перезарядка оружия новой кассетой отнимала примерно 3 секунды. Огонь по противнику можно было вести как одиночными выстрелами, так и залпом, выпуская все четыре гранаты. Продолжительность полного залпа составляла 4 секунды.

Возможности реактивного огнемета M202A1 Flash


Первоначально новое оружие должно было поступить на вооружение пехотных, разведывательных и мотопехотных отделений американской армии, в дальнейшем и подразделений воздушно-десантных войск. Оружие можно было назвать дополнительным и «сверхштатным», огнемет был средством усиления огневой мощи стрелкового отделения или взвода и был особенно эффективен в ближнем бою.



Четырехствольный реактивный огнемет M202A1 Flash позволял американским военным успешно бороться с пехотой противника, а также различной небронированной техникой. При этом специалисты отмечали, что эффективность огнемета при ведении огня по небольшим целям невысока. Это объяснялось двумя факторами: небольшим объемом огнесмеси в гранате и очень быстрым ее выгоранием. В то же время огнемет считался особенно эффективным при ведении огня по целям площадного типа, когда недостатки оружия компенсировались возможностью залпового выстрела четырьмя грантами. Так американские военные оценивали с 50-процентной вероятностью попадание в амбразуру ДОТа с дистанции 50 метров, в окно – с дистанции 125 метров, в огневую точку или стоящую технику – с дистанции 200 метров и в отряд пехоты – с дистанции 500 метров. Перед разрывом граната могла спокойно выбить раму вместе со стеклом, деревянная дверь также не была для нее препятствием, но вот против шлакоблочной или кирпичной стены боеприпас был бессилен.

К началу 1990-х годов большая часть американских реактивных огнеметов M202A1 отправилась доживать свой век на склады. Во многом это было связано с тем, что обращение с зажигательными боеприпасами в войсках по-прежнему было очень опасным. Несмотря на это, в прессе можно было встретить сообщения о том, что огнеметы «Флеш» эпизодически использовались американскими военными на территории Афганистана уже в 2000-е годы.

Ближайшим отечественным аналогом американского реактивного огнемета Flash является реактивный пехотный огнемет «Шмель». В отличие от своего заокеанского коллеги – это оружие одноразового применения и одноствольное. При этом российский огнемет обладает достаточной поражающей способностью, что подтверждается опытом его применения во время войны в Афганистане и вооруженных конфликтах на территории Северного Кавказа. По фугасному воздействию российский 93-мм реактивный пехотный огнемет «Шмель» не уступает 122-155 артиллерийским снарядам, естественно, не по всем типам целей. Известно, что площадь поражения снарядом-ракетой огнемета «Шмель» составляет до 50 квадратных метров на открытой местности и до 80 квадратных метров, если боеприпас с огнесмесью взрывается внутри помещений или любых замкнутых пространств.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 июля 2019 18:35
    У шмеля снаряд объёмного взрыва а аналог M202 FLASH это РПО «Рысь»
    1. +5
      16 июля 2019 19:46
      Цитата: Primipilus
      а аналог M202 FLASH это РПО «Рысь»

      Не только. Из "Шмелей" зажигательный РПО-З и дымовой РПД-Д Из "Бородачей"- дымозажигательный МРО-З и дымовой МРО-Д
    2. +6
      16 июля 2019 20:17
      Из зала подсказка laughing - ещё СПО "Варна" тоже может считаться аналогом.
      https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1271/89571/

      Правда, там летит исключительно зажигательная смесь


      По поводу принятия на вооружение мнения разделились.
      1. +2
        16 июля 2019 20:37
        У M202 FLASH и РПО «Рысь» нет термобарических снарядов они используют дымовые либо зажигалки.
      2. -1
        17 июля 2019 08:34
        У Варны летит "огненная сопля". Штука интересная, но мала площадь поражения, что ограничивает спектр применения. Термобара оказалась куда как универсальней. Но это уже всё современность...
        1. +2
          17 июля 2019 12:13
          Цитата: Рядовой-К
          Термобара оказалась куда как универсальней.

          Вот только термобарические боеприпасы никакого отношения к "огнеметанию" не имеют.

          А настоятельное желание химиков грести их под себя явно вредит
          1. -1
            17 июля 2019 19:56
            Да, странная сложилась оргтрадиция в РККА-СА, ну уж каково есть.
            Но, с другой стороны, командование мотострелковых войск и ГРАУ ничего и слышать не хотели о реактивном противопехотном оружии для пехоты. И только руководство войск химзащиты сумело продавить для себя и РПО Рысь и РПО Шмель. Подозреваю, что без них у нас не было реактивных огнемётов вообще. А так, у огнемётов есть свой лоббирующий "папик".
            А кроме того, имея удачный пример от химвойск, общевойсковые командиры тоже выбили для пехоты т.н. "штурмовые" реактивные гранаты (именно гранаты, а не гранатомёты) РШГ-1, -2, МРГ...
            1. +1
              17 июля 2019 20:19
              Цитата: Рядовой-К
              ничего и слышать не хотели о реактивном противопехотном оружии для пехоты.

              Вы не правы, реактивные ТБ боеприпасы у пехоты и у химиков появились одновременно, в 1988 году. У пехоты ТБГ-7В , который "танин", у "химиков" РПО-А, который "шмель".

              Цитата: Рядовой-К
              Да, странная сложилась оргтрадиция в РККА-СА, ну уж каково есть.

              Вообще это был большой залёт. Стало очень сложно объяснять, что делали огнемётчики в населённых пунктах. Несмотря на то, что ТБ не является зажигательным оружием.

              Цитата: Рядовой-К
              что без них у нас не было реактивных огнемётов вообще.

              Огнемётов- да. Но ТБ боеприпасы никакого отношения к огнемётам не имеют.
              1. -1
                18 июля 2019 09:21
                Не могу с вами согласиться.
                реактивные ТБ боеприпасы у пехоты и у химиков появились одновременно, в 1988 году.

                Вообще-то, я вёл речь о времени ДО этого - о 60-70-нач.80-х годов.
                ТБЧ была разработана именно по заказу войск химзащиты в качестве одного из вариантов БЧ для РПО Шмель. И с 1984, т.е. ДО формального принятия на вооружение, он массово пошёл в наши войска в Афгане. Низовые тактические командиры СА с самого начала афганской эпопеи принялись просить высшее военное руководство о лёгком носибельном противопехотном оружии с мощной БЧ. Но это шло в разрез с существовавшими установками! Понимаете, были защищены диссертации, были изданы инструкции и приказы - абсолютный приоритет только противотанковым, а противопехотные не нужны. (С трудом протащили выстрел ОГ-15 для БМП/БМД-1 и СПГ-9М.)
                ТБГ-7 для РПГ-7 была сделана уже как следствие успеха РПО Шмель. Но - так и не принята вооружение и не производилась! Только в 90-е развернули производство.
                По этим же причинам не производился осколочный выстрел ОГ-7 для РПГ-7 - ну не нужным считало высшее руководство таковой. А если и нужен, то не очень - противотанковые нужнее.

                Куда отнести ТОС с ТБЧ? ;)) А он ведь тоже и создан по заказу вРХБЗ, и состоит на вооружении вРХБЗ... ;))) Хотя, фактически, это РСЗО и, по смыслу, должен быть на вооружении ведомства под названием РВиА. Но в том то и дело, что ТОС, как концепт, вступает в противоречие с концептуальными установками РВиА. Точно также как вступал в проиворечие с установками МСВ и ГРАУ любой противопехотный боеприпас для пехоты.
                Кстати, ни РПО Шмель, ни новые РПО, ни ТОС, ни НУРС ТОС (она и НУРСом то не называется официально!) не имеют индексов ГРАУ - только свои, ведомственные, вРХБЗ.
                Ну что поделать с устоявшимися ведомственными особенностями? ;))
                1. +1
                  18 июля 2019 18:10
                  Цитата: Рядовой-К
                  Вообще-то, я вёл речь о времени ДО этого - о 60-70-нач.80-х годов.
                  ТБЧ была разработана именно по заказу войск химзащиты в качестве одного из вариантов БЧ для РПО Шмель.

                  Одновременно разрабатывали, одновременно приняли на вооружение.

                  Цитата: Рядовой-К
                  ТБГ-7 для РПГ-7 была сделана уже как следствие успеха РПО Шмель. Но - так и не принята вооружение и не производилась!

                  Она была принята на вооружение, она производилась и шла на склады. "Шмели", кстати, тоже. Только эпизодическое применение, в основном использовали "Рыси".

                  Цитата: Рядовой-К
                  По этим же причинам не производился осколочный выстрел ОГ-7 для РПГ-7

                  Его разрабатывали в начале 90-х, его использовали в начале Второй Чеченской, но при этом приняли на вооружение через три года, в 2002

                  Цитата: Рядовой-К
                  Куда отнести ТОС с ТБЧ? ;)) А он ведь тоже и создан по заказу вРХБЗ, и состоит на вооружении вРХБЗ... ;)))

                  К изрядной глупости.
                  Благодаря бывшему артиллеристу химики получили огневое средство, для применения которого им тупо не хватает знаний. Кстати, аналогично и с "лёгкими" огнемётными ротами со "Шмелями". Не имеющие полноценной пехотной подготовки офицеры-химики не способны нормально обучить своё подразделения и командовать им. Просто не хватает знаний для этого, как у пехоты не хватит знаний для чего-нибудь сложнее, чем проорать "Плащ в рукава, чулки перчатки одеть Газы"
                  1. -1
                    19 июля 2019 12:10
                    Она была принята на вооружение, она производилась и шла на склады. "Шмели", кстати, тоже. Только эпизодическое применение, в основном использовали "Рыси".

                    Выстрел ТБГ-7 не производился до 2-й чеченской войны. Разве что небольшие партии были поставлены в СпН. Массового примененияТБГ-7 во 1-ю чеченскую - нет.
                    Все старшие офицеры должностей уровня КБ, ЗКБ-НШБ, штабные полков/бригад/дивизий - никто и слыхом не слыхивал про ТБГ-7. Зато противотанковыми ПГ-7ВР с тандемом склады реально набивали активно! На момент разделения 98-й гв.вдд между РФ и Украиной на её складах выстрелы ПГ-7ВР составляли 1/3 от общего количества Пт выстрелов к РПГ-7.
                    Рыси, мягко говоря, популярностью не пользовались. Неудобная штука с не впечатляющим действием у цели. Поэтому, как только появился РПО Шмель, им очень быстро заменили все Рыси в очень немногочисленных огнемётных подразделениях вРХБЗ. Уже в 1-й чеченской чуть ли не единичные случаи.
                    Массовые поставки ТБГ-7 в войска начались только перед 2-й чеченской войной. И то - не очень то массовые. Денег не было, и проще было выдать со склада ранее произведённые Шмели.

                    Ещё раз - ОГ-7 это разработка тоже 1980-х, только не принятая на вооружение. Приняли в 1997 типа как новый, чуток изменив конструктив БЧ ранней разработки.

                    Кстати, для обучения применению РПО Шмель были разработаны и приняты на оснащение вРХБЗ три тренажёра обеспечивающие три этапа полной подготовки стрелка-огнемётчика. Вплоть до лазерного, весьма продвинутого на то время. Разумеется, они все были у вРХБЗ.
  2. +1
    16 июля 2019 18:54
    Там в Командо у Шварца РПК с интересным прикладом был,то же можно взять на заметку ,охотникам.
    если память не изменяет со стволом от РПК есть охотничий карабин.Как его Вепрь.
    1. +9
      16 июля 2019 20:03
      Цитата: болот
      Там в Командо у Шварца РПК с интересным прикладом был,то же можно взять на заметку ,охотникам.

      Это что за охотники, которые вынуждены пользоваться финским пулемётом? Наверное, это африканские браконьеры, которые вынуждены больше по егерям стрелять, чем по дичи...

      Года четыре назад поднимали эту тему на сайте. Лень искать. но это финский лицензионный клон нашего пулемёта
      1. +1
        16 июля 2019 20:07
        Цитата: Лопатов
        Это что за охотники, которые вынуждены пользоваться финским пулемётом? Наверное, это африканские браконьеры, которые вынуждены больше по егерям стрелять, чем по дичи...

        Да почти таких я видел,с корочками и на камазе вездеходе. laughing laughing Благо что дичь не нашли laughing Но с их разговоров -вот отдохнули.
        1. +5
          16 июля 2019 20:12
          Цитата: болот
          Да почти таких я видел

          1. +1
            16 июля 2019 20:26
            По магазинам видно что ствол под 7.62х51,я в Техасе такой калибр юзал для М-14,в гостях.
            Понравился Руггер,под 7.62х39 ,такой три года назад здесь у себя прикупил,да брату на юбелей подарил.
            А так 12 ,дичь под стать.
            Охотник,наверно ,если с 10 лет брать ,первый выстрел ,с 35 летним стажем,полу браконьер. laughing
          2. 0
            16 июля 2019 22:45


            А это снайперская винтовка на базе пулемёта Valmet M-78.
            Valmet M-78/83S.
      2. 0
        16 июля 2019 22:43
        Цитата: Лопатов
        это финский лицензионный клон нашего пулемёта

        Да,Valmet M-78...
        1. +2
          16 июля 2019 23:33
          Я видел в продаже похожий Валмет , РПК один в один , но огражданеный в полуавт. 12.000 енотов. Как то , я бы сказал , дороговато.
          1. 0
            17 июля 2019 13:02
            Завидую, для меня это офигеть как дорого! :)
    2. +1
      17 июля 2019 20:09
      hi Лопатов прав.
      У Шварца Valmet M78/83


  3. Комментарий был удален.
  4. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. +2
        17 июля 2019 10:27
        Морской Кот
        У меня вчера тоже была такая табличка. Получил за множественные изменения комментария. Думаю, это антиспам так работает.
  5. 0
    17 июля 2019 08:30
    Хорошая статья. Но в конце автор ошибся. Советским "ответом" на М202 стал реактивный многоразовый огнемёт РПО Рысь. К нему штатно шли зажигательные и дымовые выстрелы. Состоял на вооружении огнемётных подразделений войск химзащиты (позже - войск РХБЗ). Исключение - наши войска в Афгане. Там, штатно, в состав некоторых батальонов были введены огнемётные взводы. Однако, РПО Рысь популярностью не пользовался. Его БЧ оказалась слабовата, плюс - пустынно-каменный пейзаж не позволял создавать очаги огня. Поэтому, с 1982 (принят на вооружение в 1984) в войска пошёл новый РПО Шмель с тремя типами боеприпасов: традиционными зажигательными, дымовыми и, совершенно новыми термобаррическими. Вот именно вариант с термобарой и стал мегапопулярным из-за его мощи.
    Новый РПО Шмель точно также как и Рысь состоял на вооружении огнемётных подразделений войск химзащиты, но в Афгане его выдавали и мотострелковым, и десантным батальонам как дополнительное нештатное вооружение.
    1. 0
      17 июля 2019 10:05
      еще был румынский 3-х зарядный аналог, который появился даде чуиь раньше рыси.
      1. 0
        17 июля 2019 20:18
        Цитата: maximghost
        еще был румынский 3-х зарядный аналог

        hi
        Да, и назывался AGI 3X40.
        В своё время Лопатов упомянул в комменте про данное изделие, а я заинтересовался и написал статью
        https://topwar.ru/27576-agi-3x40-rumynskaya-troyka.html
        1. +1
          18 июля 2019 13:07
          Когда я узнал про этот огнемет и искал информацию по нему, то ваша статья была чуть ли не едигственной информацией на русском. Так что большое Вам спасибо!
          1. 0
            18 июля 2019 21:26
            Цитата: maximghost
            ваша статья была чуть ли не единственной информацией на русском.

            Потому что я переводил с румынского и немецкого wink

            Цитата: maximghost
            большое Вам спасибо!

            Пожалуйста!
            С тех пор я опубликовал несколько серий статей.
            Материалы для них пришлось переводить с разных языков, даже с латыни (девизы).
  6. 0
    17 июля 2019 13:05
    Очень интересное оружие и, кстати, мне кажется сейчас тоже не потеряло актуальности. Много боевых действий на ближнем востоке - горы, сложный рельеф, замкнутые пространства - как раз вполне подходит для реактивных огнеметов. Только на счет точности очень общие слова. И хотелось бы побольше о применении в реальных действиях. Когда и как использовались, какая эффективность. Но оружие не самое распространенное и скорее всего этого не найти.
  7. 0
    17 июля 2019 14:24
    Основное предназначение реактивного огнемета Flash – борьба с живой силой и небронированной техникой противника....... hi