Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»

На стыке пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века – в разгар Холодной войны – ученые обеих сверхдержав трудились над созданием нового вооружения и улучшением характеристик старого. В области оружия и новых технологий для флота исследователи видели определенные перспективы в развитии гидроакустических систем. Таким образом можно было облегчить обнаружение подлодок и морских мин противника, а также повысить эффективность средств поражения. Только ряд особенностей исследований свойств воды повлек за собой несколько проблем, для решения которых пришлось искать совершенно необычные методы. Самому интересному из них – исследовательскому судну FLIP на днях исполняется 50 лет.

Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»


Главной проблемой был шум. Надводное судно (именно такие плавсредства почти всегда используются учеными) подвержено воздействию волн. Кроме того, собственные системы судна создают заметный фоновый шум. Для сверхчувствительной аппаратуры, без которой невозможны серьезные исследования, даже незначительное гудение судового двигателя оказывается сродни реву реактивного двигателя вблизи от человеческого уха. Решением проблемы шума могло быть погружение платформы с датчиками на определенную глубину. Однако и тут были свои загвоздки: прежде всего, сказывалось течение, сносившее платформу от места спуска. Нужно было придумать нечто совершенно новое и необычное.


Свое видение стабилизации датчиков и изоляции их от паразитных шумов в самом начале шестидесятых представили ученые Ф. Фишер и Ф. Списс из Морской физической лаборатории Института океанографии Скриппса (США). По их задумке, датчики следовало размещать на борту исследовательского судна и выводить на заданную глубину при помощи его погружения. Поскольку воплотить эту идею на базе конструкции подводных лодок не удалось – сказался ряд особенностей их конструкции – Фишеру и Списсу пришлось перерабатывать идею в более конкретный и понятный для судостроителей вид. В результате совместных усилий сотрудников Института океанографии, подключившегося к программе Управления ВМС США по морским исследованиям и судостроительного завода Gunderson Brothers Engineering в 1962 году было спущено на воду исследовательское судно FLIP.

Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»


Название судна расшифровывается как FLoating Instrument Platform – Плавающая инструментальная платформа. Одновременно с исходным значением акроним звучит как английское слово «сальто» или «кувырок». Такая игра слов была не случайной: от всех прочих судов, военных и морских, FLIP отличает одна уникальная способность. Датчики исследовательской аппаратуры действительно устанавливаются на самом судне. Для них выделили объем в кормовой части. А вот беречь их от лишнего шума предлагалось совершенно неординарным методом. Перед началом исследования FLIP в буквальном смысле становится на корму.

Пару слов о конструкции необычного плавсредства. Внешне оно представляет собой некий гибрид корабля и подводной лодки: в носовой части имеется классический корпус с надстройкой, длинным трапом и стрелами кранов. Если двигаться от носа судна к корме, то можно заметить, что через 15-17 метров после начала «путешествия» надстройка резко обрывается, а нижняя часть корпуса заметно сужается. Далее, до самой кормы, 90 метров корпуса судна FLIP представляют собой цилиндрический агрегат, похожий на корпус подводной лодки. Внутри этого цилиндрического корпуса переменного сечения находятся объемы для исследовательской аппаратуры, а также десять балластных цистерн. Перед началом исследования FLIP выводится в заданную точку, после чего экипаж начинает заполнять цистерны. Первыми наполняются те из них, которые расположены в самой корме – благодаря удалению от центра тяжести судна это позволяет точнее регулировать скорость погружения. При этом носовая часть «Флипа» сохраняет положительную плавучесть. В итоге, когда балластные цистерны заполнены нужным объемом воды, над водой остается только часть цилиндрического корпуса и нос судна. По окончании исследований цистерны продуваются сжатым воздухом и FLIP возвращается в горизонтальное положение. На один подобный «кувырок» уходит порядка получаса. Во время исследовательской работы в «вертикальном положении» FLIP может находиться на месте, удерживаемое тремя якорями, а может дрейфовать.

Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»


Оригинальный способ эксплуатации, гидрологическое предназначение и наличие балластных цистерн сказались не только на компоновке судна, но и на составе его узлов и агрегатов. Так, FLIP не имеет какого-либо движителя. К месту исследований судно доставляется при помощи буксира. Для обеспечения работы систем оно оснащено двумя дизельными генераторами мощностью по 150 киловатт каждый и одним резервным на 40 кВт. Во избежание воздействия на датчики все три генератора установлены на амортизаторах в носовой части судна. Также совокупность особенностей FLIP обусловила необходимость в трех стрелах, при помощи которых судно бросает три девятитонных якоря. Кроме якорей за сохранение положения судна отвечает небольшой гребной винт с гидроприводом, установленный в средней части FLIP.

Но самое примечательное нововведение, вызванное «кувырканием» – компоновка жилых помещений. Гидрологические исследования, которыми занимается FLIP, порой требуют находиться на одном месте в течение нескольких недель. Рекорд продолжительности одной такой смены – 45 суток. В течение этого времени на судне находится пять человек экипажа и до семи ученых. Естественно, они должны иметь нормальные условия проживания. Для этого все бытовое «оборудование» выполнено так, что его можно использовать при обоих положениях «Флипа». К примеру, койки экипажа и исследовательской группы закреплены на поворотном механизме и могут фиксироваться в двух положениях. То же самое относится к оснащению камбуза, санузлов и т.д. Что касается научного оборудования, то несколько помещений на судне целиком отданы под него. При этом ряд «ящиков» научного назначения размещен на судне так, что вне зависимости от положения FLIP они находятся на полу у стены. Кроме того, некоторые панели с приборами могут поворачиваться вокруг оси для сохранения одной и той же ориентации. «Перевороты» интерьера завершаются расположением дверей. Для удобства команды все помещения имеют по две взаимно перпендикулярные двери. Как шутят моряки, которым довелось работать на FLIP, главное – не забыть, палуба перед тобой или стена.

Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»


Однако, несмотря на техническую оригинальность конструкции, FLIP все же является платформой для научного инструментария. За полвека работы судно успело побыть носителем десятков различных систем. В ходе десятилетий научной работы и сотен выходов в море команда научного судна смогла выяснить множество фактов относительно взаимодействия разных слоев воды, распространения сейсмических волн в океане, теплообмена в толще воды и на поверхности и т.д. В настоящее время на FLIP установлен комплекс ADONIS (Acoustic Daylight Ocean Noise Imaging System – Акустическая система визуализации океанического шума). Оборудование ADONIS обрабатывает сигнал со 126 микрофонов и формирует трехмерное изображение видимых, а точнее слышимых окрестностей. Интересно, что при создании комплекса было применено ноу-хау, ранее использовавшееся в тепловизионной технике. На экраны системы ADONIS выводится изображение, различные участки которого окрашены в разные цвета. Конкретный цвет зависит от частоты принимаемого звукового сигнала. Благодаря этой технологии удалось значительно облегчить работу оператора системы и упростить последующий анализ данных. Помимо ADONIS судно FLIP может перевозить и использовать ряд другой аппаратуры, но, к сожалению, на него нельзя поставить все желаемое. Компоновка судна оставляет под научную аппаратуру не так много места, как хотелось бы. Тем не менее, и в существующих условиях FLIP способно производить все измерения и записи, которые от него требуются.

Научное судно-юбиляр FLIP почти сразу после своего появления стало предметом повышенного интереса любителей морской техники. Со временем, правда, интерес уменьшился и в настоящее время про FLIP чаще вспоминают различные развлекательные издания: фото нелегкой работы судна публикуются в разделах «это интересно». Тем не менее, в научных кругах FLIP по-прежнему широко известно и уважаемо. Что касается сотрудников Института океанографии Скриппса, которому принадлежит судно, то они относятся к нему, что называется, по-свойски. Количество шуток и карикатур про FLIP давно уже перевалило за все мыслимые рамки, а на официальном сайте проекта выложена инструкция по изготовлению модели FLIP в домашних условиях. Конечно, «мини-Флип» не может производить замеры параметров среды или записывать шумы океана, но свою роль по «висению» в воде при правильном изготовлении исполняет замечательно.

Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»


Пятьдесят лет активной эксплуатации – немалый срок для научного судна. Некоторые «собратья» FLIP не успевают дожить до полувекового юбилея. А вот само судно-именинник пока никто не собирается отправлять на покой. FLIP находится в хорошем состоянии и регулярно проходит ремонты и модернизации. Таким образом, при своевременном и правильном обслуживании это научное судно может прослужить науке еще несколько десятилетий. Во всяком случае, своего преемника FLIP точно дождется.

Исследовательское судно FLIP: полвека «кувырков»


По материалам сайтов:
http://sio.ucsd.edu/
http://korabley.net/
http://vesti.ru/
http://copypast.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 12
  1. itr 4 июля 2012 09:53
    Да смотрел я про этот корабль док. филь вещь интересная
    Но там по подробнее конечно тут не указаны такие мелочи как предметы обихода и т.д. но в целом статья интересная
    itr
    1. Братец Сарыч 4 июля 2012 13:10
      Тоже смотрел фильм про это судно - ну придумают же люди! Забавный экземпляр и с такой долгой судьбой...
      Братец Сарыч
      1. 755962 4 июля 2012 16:55
        Интересная "неваляшка".Вот ведь дотумкали ..Возраст впечатлил.Автору +.
        755962
        1. Гражданский 4 июля 2012 18:06
          интересно.. а вообще было бы интересней с такой технологией смастерить буксируемую или самоходную ракетную установку с мбр)))
  2. Кастор_ка 4 июля 2012 09:53
    Автору спасибо за статью, очень интересно и познавательно. Это ж надо такое придумать - вроде судно, а по сути ванька-встанька! good
  3. Tirpitz 4 июля 2012 10:00
    Не знал о таком чуде. + А не проще было б на тросе опускать на заданую глубину гак?
    Tirpitz
    1. Glenn Witcher 4 июля 2012 15:25
      Можно, но неудобно. FLIP что по горизонтали, что по вертикали сидит стабильно, а платформу будет болтать, в том числе и из-за покачивания на волнах буксирующего судна.
  4. Максим86 4 июля 2012 10:49
    Самый необычный корабль из всех что я видел. belay
  5. suharev-52 4 июля 2012 12:18
    Спасибо автору. Каждый прожитый день приносит что то новое. Вот и сегодня узнал, о необычном корабле. Рвёмся куда то в космос, а землю-матушку изучили наверное процентов на 20 не более. Да только в СССР можно было заниматься подобным. А нынешним "нано нефтяникам" лишь бы удержатся любым способом у власти. С уважением.
  6. matex 4 июля 2012 12:40
    Едрен батон я и не знал что такие ваньки-встаньки бывают на морях . Автору огромное спасибо.
    matex
  7. askold 4 июля 2012 19:18
    Автору респект и уважуха,выражаясь языком голливуда,помимо корабля- поплавка,жду статьи о корабле- чемодане.Судно "Glomar Explorer" Говарда Хьюза,весьма достойный кандидат для обстоятельной статьи-будет что обсудить.
  8. Barvetum 4 июля 2012 20:02
    Ничего себе, удивило это легко сказано. С берега можно принять эту контсрукцию за тонущий корабль.
  9. mind1954 5 июля 2012 01:24
    Когда это судно появилось, о нём было широко известно !
    Но никакого сенсационного впечатления оно не произвело,
    потому что у нас в то время, был такой научно-исследовательский
    и "космический" флот .... !!!!
    mind1954
  10. Brummbar 5 июля 2012 07:49
    Прикольный попловок . laughing

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня