«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug

Уже в середине двадцатых годов прошлого века Германия перестала придерживаться условий Версальского мирного договора и начала работы по развитию своих вооруженных сил. Однако делать это приходилось в обстановке строжайшей секретности. Эта секретность касалась даже названий техники: так, проекты танков значились в документах под названием traktor. По-видимому, германское руководство надеялось, что даже при утечке некоторой информации о проекте зарубежные страны не смогут ничего понять. После прихода нацистов к власти несоблюдение условий приняло еще большие масштабы. В ходе «нарушения договора» было создано несколько интересных конструкций, в том числе и Neubaufahrzeug.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug
Танки Nb.Fz. после прибытия в порт Осло, Норвегия. Апрель 1940 года


Новый проект


В конце двадцатых годов немецкие инженеры создали несколько прототипов перспективных тяжелых танков под общим названием Großtraktor. Примечательно, что по тогдашней классификации «Гросстракторы» относились к тяжелым машинам. По современным меркам с 15-19 тоннами боевой массы они тянут только на средние. Производство всех вариантов Großtraktor ограничилось всего шестью экземплярами. С опытными образцами «Гросстракторов» пришлось изрядно повозиться, поэтому было упущено время. Уже в самом начале 30-х руководство германской армии начало подумывать о создании нового проекта аналогичного класса. В 1933 году от фирмы «Рейнметалл-Борзиг» было потребовано построить новый тяжелый танк. Согласно требованиям военных, новая машина должна была иметь боевую массу порядка двадцати тонн, три башни, вооружение из спаренных 75-мм и 37-мм пушек, а также нескольких пулеметов. В техническом задании также оговаривался уровень защиты и ходовые качества. В документах применялось название проекта Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug – «Новопостроенный танк». Альтернативное обозначение – Neubaufahrzeug или Nb.Fz.

Стоит отдельно остановиться на предпосылках к затребованному облику танка. В начале тридцатых годов имела распространение мысль о танке-универсальной боевой машине. Согласно этой концепции, он должен был бороться с другими танками, укреплениями противника, пехотой и любыми видами наземной техники. Поэтому основным вооружением Nb.Fz. требовалось сделать 75- и 37-миллиметровые орудия в спарке. Подразумевалось, что две пушки в одной башне позволят командиру и наводчику танка не тратить время на наведение разного оружия и обстреливать цель из наиболее подходящего. В свою очередь, две небольшие башни с пулеметами имели возможность вести огонь по целям самостоятельно и независимо от главной башни.

Один из танков Nb.Fz. на марше. Норвегия, апрель 1940 года


При разработке «Новопостроенного танка» за основу для ходовой части сперва была взята конструкция проекта Großtraktor в варианте от «Рейнметалл-Борзиг». Однако большая боевая масса, требования по бронированию и ряд других аспектов вынудили инженеров почти полностью пересмотреть ее. В итоге бронекорпус Nb.Fz. стал выглядеть следующим образом. Стальной короб сложной формы, детали которого соединялись клепкой и сваркой. Два лобовых листа устанавливались под значительным углом от вертикали. В средней части корпуса разместили крупную подбашенную коробку, на которой, в свою очередь, устанавливалась главная башня. В корме танка находилось моторно-трансмиссионное отделение. Сначала в качестве двигателя для Neubaufahrzeug рассматривался авиационный карбюраторный мотор BMW Va мощностью 290 лошадиных сил. Однако позже его решили заменить на Maybach HL108R, имевшего мощность в 280 л.с. В обоих вариантах силовой установки двигатель предполагалось монтировать в центре МТО с небольшим сдвигом вправо. Это было обусловлено установкой задней пулеметной башенки, стрелку которой требовалось место внутри корпуса.

Если компоновку корпуса Nb.Fz. можно признать незначительным развитием компоновки «Гросстрактора», то гусеницы и система опорных катков претерпела куда более сильные изменения. Фактически, из всей старой системы остался только передний упорный каток, который предотвращал прогиб передней нижней части гусеницы. Пять опорных тележек на борт с балансирной пружинной подвеской были спроектированы заново. По сравнению с предыдущими немецкими танками подобная подвеска сулила гораздо большую плавность хода.



Главная башня танка Nb.Pz. размещалась в средней части корпуса и имела сравнительно большой внутренний объем. В боевом отделении башни располагались наводчик и командир танка. При этом последний имел в своем распоряжении радиостанцию (размещалась в задней части башни) и выполнял работу радиста. Два орудия KwK L-24 и KwK L-45 калибра 75 и 37 миллиметров соответственно разместили вертикально друг над другом – пушка меньшего калибра монтировалась выше. Две малые башни, аналогичные башне танка PzKpfw I, были расположены спереди справа и сзади слева. В каждой из них устанавливался пулемет MG-13. Кроме того, в основной башне предусматривалась шаровая установка для третьего пулемета. Вести огонь из него должен был наводчик.

Испытания и доработки

В том же самом 1933 году проект «Новопостроенного танка» был представлен заказчику. Военные были удовлетворены показанной документацией и приказали построить опытный образец. Ввиду состояния промышленности первые три экземпляра было решено делать не из броневой стали, а из более простых и дешевых сортов. Тем не менее, был принят ряд мер для того, чтобы все характеристики опытного танка соответствовали расчетным. В 1934 году был изготовлен первый экспериментальный образец из «обычного» металла. Хорошая конструкция ходовой части на испытаниях показала все свои плюсы. Немногочисленные недостатки были выявлены и устранены еще в ходе испытаний. Куда больше проблем конструкторам, инженерам и военным доставила главная башня. Во-первых, вертикальное расположение спаренных пушек было весьма неудобным. Если заряжание нижней 75-мм пушки было более-менее приемлемым, то работа с 37-мм KwK L-45 была затруднительной. Мешал казенник более солидного орудия, а в некоторых случаях и командир танка. Так или иначе, компоновку с вертикальным расположением орудий порекомендовали изменить. Не проще дело обстояло и с башенным пулеметом. Как оказалось, наводчик может либо работать с пушками, либо вести огонь из пулемета. Более того, для «переключения» между оружием наводчику приходилось ощутимо менять свое местоположение в башне. По-видимому, одних проблем с вооружением было недостаточно и танк Neubaufahrzeug «подарил» своим создателям еще и загвоздки с защитой. Боковые люки башни открывались назад в сторону. Такие люки применялись на «Гросстракторе», но при той конструкции башни, которая была у старой бронемашины, при эвакуации танкисты были защищены башней и корпусом. На Nb.Fz. башня имела другую конструкцию, поэтому при экстренном покидании от люков не было никакой пользы.

Ремонт танков Neubaufahrzeug в цехе завода «Рейнметалл». Широко известный кадр, создававший иллюзию массового производства этих машин. 1940 год


Тем не менее, все недостатки были учтены и исправлены. В том же году был построен второй небронированный опытный образец. На этой стадии проекта руководство «Рейнметалла» предлагало оснастить танк вместо двух пушек одной более крупного калибра. В качестве нового вооружения рассматривались пушки калибра до 105 миллиметров. В ряде источников имеются данные об установке таких орудий на опытные и серийные Neubaufahrzeug. Однако документального подтверждения этому нет, а на всех имеющихся фотодокументах опытные и серийные танки оснащены спаркой из 75- и 37-мм пушек. Для ускорения работ руководство Вермахта постановило разделить проект между двумя фирмами. Теперь «Рейнметалл-Борзиг» делали только корпуса и ходовую часть, а «Крупп» занимались постройкой башен. Получив документы по башне нового танка, инженеры последней ввели в конструкцию несколько изменений технологического характера. Прежде всего, сварное соединение деталей заменили более простым болтовым. Кроме того, из облика башни изъяли гнутые панели – их изготовление было более сложным и дорогим, а значительных преимуществ перед ровными они не имели. Наконец, инженеры фирмы «Крупп» по согласованию с «Рейнметаллом» сделали характерные скосы в нижней передней части башни. Эти «вырезы» предназначались для того, чтобы главная башня при повороте не задевала пулеметные. Позже это ноу-хау перейдет ко всем средним немецким танкам до PzKpfw IV включительно.

Непосредственно перед передачей документации «Круппу» конструкторы «Рейнметалл-Борзиг» значительно изменили систему вооружения Nb.Fz. Две пушки теперь размещались в горизонтальной спарке. Это неблагоприятно сказывалось на погоне башни – нагрузки при стрельбе были неравномерными, но значительно облегчало работу наводчика. Кроме того, для избавления наводчика от необходимости «бегать» по башне пулемет закрепили жестко и его наводку связали с системами наведения пушек. Также изменили расположение рабочего места командира. Ранее он располагался в задней части башни, теперь же его кресло перенесли в кормовую нишу. Таким образом удалось увеличить свободный объем внутри башни и исключить возможность травмирования командира танка при откате пушек. С другой стороны, понадобилось изменить кормовой «бронеящик» башни и провести ряд других изменений конструкции. И все же немецкие конструкторы поли по этому пути во избежание необходимости увеличения погона башни и сопутствующих переделок корпуса. Что касается люков новой башни, то боковые теперь стали открываться вперед, а командирскую башенку оснастили двухстворчатым люком. Примечательно, что эти решения позже тоже перекочуют на новые немецкие танки.



Испытания обновленного «Новопостроенного танка» показали заметное улучшение характеристик и удобства работы экипажа. Теперь единственное нарекание вызывали обновленные пулеметные башни – из-за новой конструкции их крыши пулеметчики испытывали некоторые неудобства при посадке и высадке из танка. Тем не менее, этот дискомфорт посчитали недостаточным основанием для очередной переделки. В 1935 году было заказано еще три экземпляра Nb.Fz., на этот раз они должны были быть полноценно бронированными. На этом этапе башню вновь сделали сварной и изменили ее кормовую нишу для улучшения условий работы командира. Также командир получил новую башенку, а благодаря обновленной форме кормовой ниши удалось вновь увеличить высоту пулеметных башен. Кроме того, впервые в ходе проекта Nb.Fz., пулеметные башни получили двухстворчатые люки. Теперь пулеметчики для входа и выхода не нуждались в правильном положении главной башни и имели какую-никакую защиту от пуль противника. Корпуса, их компоновка и силовая установка трех бронированных танков были полностью аналогичны корпусу второго опытного образца.

В бой?

В конце 1935 года испытания трех бронированных танков были успешно завершены. Конструкторам и рабочим «Рейнметалла» и «Круппа» удалось сделать то, что хотели получить военные. Но на судьбе нового танка неблагоприятным образом сказались новые взгляды военных. В 35-м руководство Вермахта отказалось от старых воззрений на роль танков в современной войне и полным ходом разрабатывало стратегию блицкрига. В боях новой войны для Neubaufahrzeug просто не было места. Зато оно нашлось в небоевых аспектах будущей Второй Мировой. Танк с тремя башнями и целым набором вооружения выглядел весьма сурово. Конечно, лобовая броня толщиной всего в 14,5 миллиметра уже не была чем-то непробиваемым для современной артиллерии, но про минусы машины предполагалось молчать.



Трем «Новопостроенным танкам» было суждено поработать в пропаганде. Все построенные бронированные Nb.Fz. были сведены в специальный взвод батальона Pz.Abt1. Zb.V 40 под командованием лейтенанта Г. Хорстманна. «Боевая задача» новых танков состояла в следующем: прибыть на место к окончанию боев, эффектно пройтись по улицам захваченного города и быть запечатленными на кадрах хроники. При умелом обращении с фото- и кинопленками три танка превращались в несокрушимую армаду. 9 апреля 1940 года специальный взвод отправился в Норвегию. 19-го числа взвод прошел по улицам Осло, чем создал слух о переброске в Норвегию тяжелых танков. При поддержке ведомства Й. Геббельса информация о «сверхмощных тяжелых танках» и их фиктивные заоблачные характеристики разошлись по всему миру. Вскоре сопротивление норвежцев было сломлено. Имеется информация об участии Neubaufahrzeug в боевых действиях. 25 апреля того же года, как минимум, один Nb.Fz. участвовал в атаке на деревню Кварн. Огнем английской артиллерии Nb.Fz. был поврежден и обездвижен. Несмотря на невозможность движения, танк продолжал поддерживать пехоту огнем. После отступления англичан танк был эвакуирован и отремонтирован. Возможно именно тот самый экземпляр «Новопостроенного танка» позже накрепко увяз в болотах под Лиллехаммером и во избежание попадания в руки англичан был подорван собственным экипажем.

После окончания боев за Норвегию два оставшихся танка были возвращены в Германию. Далее история бронемашин Nb.Fz. представляет собой настоящую загадку. Известно, что опытные экземпляры, не имевшие бронирования, некоторое время использовались в танковых училищах в качестве учебного пособия. Судьба полноценных танков, в свою очередь, достоверно неизвестна. Согласно одни источникам, все три экземпляра бронированных Nb.Fz. были уничтожены во время бомбардировок, согласно другим – в 42-м году они были разобраны. Одновременно с этим в мемуарах отечественных ветеранов порой встречаются упоминания о присутствии этих танков на Восточноевропейском театре военных действий Второй Мировой войны. Однако имеющиеся документы говорят, что Neubaufahrzeug никогда не посылались на войну с Советским Союзом. Так или иначе, ни одного экземпляра Nb.Fz. до сегодняшнего дня не дожило.



По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://opoccuu.com/
http://achtungpanzer.eu/
http://vadimvswar.narod.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Pashhenko Nikolay 4 июля 2012 09:07
    Даже и не знал что такой был.Респект.
    1. Гражданский 4 июля 2012 18:13
      хм... вот тебе раз, не знал о существовании "Гросстракторов", значит ефрейтор врал, что он первым нарушил Версальский договор!
      1. bazilio 5 июля 2012 17:44
        Нужно заметить, что деза с этим танком послужила поводом для создания в СССР мощных п.т арт.систем, например Ф-22, ЗИС-2. На начальном этапе войны эти артсистемы были излишне мощными и бронебойными, но с появлением тяжелых тигров, пришлись к месту. Так что, в конечном счете, фашисты своей дезой сами себе больше навредили
  2. kapitan_21 4 июля 2012 09:48
    Статья интересная! Автору спасибо!
    kapitan_21
  3. Tirpitz 4 июля 2012 10:17
    При умелом обращении с фото- и кинопленками три танка превращались в несокрушимую армаду. 9 апреля 1940 года специальный взвод отправился в Норвегию. 19-го числа взвод прошел по улицам Осло, чем создал слух о переброске в Норвегию тяжелых танков. При поддержке ведомства Й. Геббельса информация о «сверхмощных тяжелых танках» и их фиктивные заоблачные характеристики разошлись по всему миру.

    США этот метод усвоили, приумножили и очень умело пользуются сейчас. Пора б и нашим занятся информационной войной. Статье +, не знал осуществовании сего трактора.
    Tirpitz
    1. Kars 4 июля 2012 10:20
      Германские источники утверждают, что танки NbFz входили в состав 1-ой танковой группы на Восточном фронте, и один из них был уничтожен под Дубной 28 или 29 июня 1941 года. Другой источник указывает, что оставшиеся два NbFz были уничтожены недалеко от румынской границы в июне 1941 года. Также сообщается, что оба подбитых танка были возвращены Германии в ноябре 1941 года. Единственным доказательством этого приводится фотография, где один из NbFz ремонтируется на заводе Krupp, а на заднем плане видна сборочная линия с самоходным штурмовым орудием Sturmgeschutz III(40). Вероятно, один из двух, построенных в 1934 году, прототипов NbFz остался в Германии для испытаний, после чего, 1941 году, был разобран. Разработка Leichte Traktor, Grosstraktor и Neubaufahrzeug дала германским инженерам и промышленникам большой опыт для создания танков нового поколения, более мощных и манёвренных, которые вскоре появились на свет.


      25 апреля 1940 года Gruppe Pellangahr (создана из частей 196-й пехотной дивизии и спецподразделения PzAbt zbV 40) двинулась на английские укреплённые позиции вблизи деревни Kvarn, удерживаемые 1-ым батальоном Королевской Йоркширской пехоты. Англичане не имели тяжёлого вооружения кроме двух 3-х дюймовых мортир и пяти 25мм. французских противотанковых орудий Hotchkiss. В германском авангарде двигались 3 танка. Как минимум один из них был NbFz VI. Англичане не открывали огонь, пока германские танки не подошли на дистанцию 150 метров. Открыв огонь с такой малой дистанции, англичане не дали возможности германским танкам маневрировать. Именно в этот момент снаряд одного из противотанковых орудий обездвижил NbFz VI. Немцы остановили наступление и вызвали авиацию. Англичане продержались до вечера 26 апреля, затем отступили. Остатки NbFz VI (часть дифференциала) и сегодня можно увидеть в маленьком музее в деревне Kvarn. А до конца 1980-х на месте, где его оставили англичане в апреле 1940 года, можно было видеть хорошо сохранившееся 25мм. противотанковое орудие.
      1. igor67 4 июля 2012 11:21
        Цитата: Kars
        Kars

        Мое познание о танках той поры складывалось в дтстве по фильмам о ВОВ,там всегда т34 ,немецкие Тигры(обычно оббитые фанероы БМП),но чем дальше узнаёш о таком колличестве,разнообразной бронитехники,что хочется узнать по подробнее из одного источника,а не лазить в поисках по инету,Андрей(Kars) могет сделаеш обширную статью или что то в этом роде.с уважением Игорь
        1. Kars 4 июля 2012 11:31
          Цитата: igor67
          ,Андрей(Kars) могет сделаеш обширную



          не могет

          И оприоре нельзя использовать один источник,а когда например я сделал большую компиляция материала по ИС-1/ИС-2 с приличным набором фото,то ее удалили----так как низя такое.И к тому же сейчас решаетса вопрос с удалением моего аккаунта.

          а по теме--то в инете есть несколько ресурсов с очень подробными статьями,да и монографий сейчас полно-----а когда я начинал интересоватса все что было это Герман Смирнов Рассказы об Оружии и Ибрагимов Противостояния.

          Про немцев очень рекомендую---http://www.achtungpanzer.eu/ очень непредвзято,хоть и чисто немецкий ресурс.
          Наши---http://www.battlefield.ru/
          1. igor67 4 июля 2012 11:44
            Kars,
            Это не есть гуд ,но за ссылку спасибо,
          2. Братец Сарыч 4 июля 2012 13:08
            Хотят вас забанить?
            Я за вами давно наблюдаю и, честно говоря, особых причин для этого не видел, но хозяевам виднее - если такое случится. то надеюсь на скорую реинкарнацию...
            Братец Сарыч
          3. Denzel13 4 июля 2012 15:22
            Спасибо за ссылки, очень много нашел нового для себя drinks
            Denzel13
          4. loft79 4 июля 2012 21:52
            А чем аргументируют удаление аккаунта? Администрация скажите свое мнение народу. Карс конечно не подарок, но откровенного хамства не замечал. плюс Карсу.
        2. Алекс 20 февраля 2014 21:12
          Цитата: igor67
          немецкие Тигры(обычно оббитые фанероы БМП)
          В советском кинематографе "Тиграми" Т-55 были (или "тридцатьчетверки", но из мало было). В одном выпуске "Т - М", посвященном "Мосфильму", статья была, как для фильмов технику переделывают.
    2. bazilio 5 июля 2012 17:40
      Гебельс- мастер фотошопа 80 левел, нет? )))
  4. igor67 4 июля 2012 10:43
    да век живи и познавай,получается не только советские конструкторы практиковали тяжолые многобашенные,а вот сейчас прочитал еще про одну немецкую машину ,Гусеничный бронированный транспортер Pz F


    что то она мне напоминает?
    1. SrgSoap 4 июля 2012 11:24
      Про него была статья здесь же
      http://topwar.ru/13883-amfibiynye-mashiny-germanii.html
      А то что есть некоторая схожесть с БМП согласен
      1. igor67 4 июля 2012 11:29
        SrgSoap,
        спасибо
        1. SrgSoap 4 июля 2012 11:46
          Всегда пожалуйста, обращайтесь.
    2. cth;fyn 4 июля 2012 12:45
      ПТС напоминает, только с крышей.
  5. matex 4 июля 2012 12:43
    Концепиция башни данного танка как я понял (по фото) с успехом была перенята Пнцерем 4. Видимо заделы танков вермахта все же был сделанны еще в 20х годах.
    matex
  6. cth;fyn 4 июля 2012 12:47
    Вот пример адекватной критики машины, не устраивал казенник, переделали, башня цеплялась за пулеметную башенку и тут переделали.
    не то что у нас.
  7. Братец Сарыч 4 июля 2012 13:05
    Великолепный пример пиар-танка!
    Сделали- то всего три штуки, не считая макетов из простого железа, зато попозировали практически во всех книгах по истории Второй мировой! А такого шороху на всех навели, что их десятками в мемуарах уничтожали, как несколько позже Тигры...
    В Записках советского офицера Г.Пенежко есть эпизод про то. как они громили эти машины на Украине...
    Братец Сарыч
  8. mkpda 4 июля 2012 17:24
    Где-то мне попадался отзыв одного из пехотных командиров, который в лестной форме писал о боевом применении Nb.Fz в Норвегии.
  9. Diesel 4 июля 2012 23:55
    Großtraktor


    Мне одному было смешно? lol lol
    Diesel
    1. bazilio 5 июля 2012 17:39
      Гросстрактор напомнило:
      Заявление ТАСС: «Вчера на советско-китайской границе было произведено нападение на советский мирно пашущий трактор. После того, как советский мирно пашущий трактор открыл огонь из бортовых орудий и нападавшие скрылись, были включены маршевые двигатели, и трактор вышел на околоземную орбиту.

      Трактористы чувствуют себя нормально. Председатель колхоза генерал-полковник Иванов предупреждает, что в случае повторного нападения будут приведены в действие сеялки, веялки, носилки, комбайн „Нива“ вертикального взлета и прочая сельхозтехника».
  10. Chicot 1 5 июля 2012 00:09
    Материал интересный. Автору "+" в копилку...

    А от меня арт с самым первым - опытным вариантом "новопостроенного" танка...
  11. mind1954 5 июля 2012 01:09
    Много лет видел этот танк в немецкой хронике, посвящённой посещению
    гитлером выставки, но никогда нигде не встречал о нём ничего !
    Думал, что уже никогда о нём ничего не узнаю ! Ещё один детёныш
    доктрины Дуэ ! Спасибо большое за статью !
    mind1954
  12. Алекс 20 февраля 2014 21:24
    В классе 7-м как-то в библиотеке попалась книжка "Удар и защита" об истории танков для детей. Так там тоже один ветеран пишет, как на БТ с "Рейнметалом" столкнулся. Правда, подбил его не он, а "тридцатьчетверка". Вот и верь воспоминаниям...
Картина дня