«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug

Уже в середине двадцатых годов прошлого века Германия перестала придерживаться условий Версальского мирного договора и начала работы по развитию своих вооруженных сил. Однако делать это приходилось в обстановке строжайшей секретности. Эта секретность касалась даже названий техники: так, проекты танков значились в документах под названием traktor. По-видимому, германское руководство надеялось, что даже при утечке некоторой информации о проекте зарубежные страны не смогут ничего понять. После прихода нацистов к власти несоблюдение условий приняло еще большие масштабы. В ходе «нарушения договора» было создано несколько интересных конструкций, в том числе и Neubaufahrzeug.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug
Танки Nb.Fz. после прибытия в порт Осло, Норвегия. Апрель 1940 года


Новый проект


В конце двадцатых годов немецкие инженеры создали несколько прототипов перспективных тяжелых танков под общим названием Großtraktor. Примечательно, что по тогдашней классификации «Гросстракторы» относились к тяжелым машинам. По современным меркам с 15-19 тоннами боевой массы они тянут только на средние. Производство всех вариантов Großtraktor ограничилось всего шестью экземплярами. С опытными образцами «Гросстракторов» пришлось изрядно повозиться, поэтому было упущено время. Уже в самом начале 30-х руководство германской армии начало подумывать о создании нового проекта аналогичного класса. В 1933 году от фирмы «Рейнметалл-Борзиг» было потребовано построить новый тяжелый танк. Согласно требованиям военных, новая машина должна была иметь боевую массу порядка двадцати тонн, три башни, вооружение из спаренных 75-мм и 37-мм пушек, а также нескольких пулеметов. В техническом задании также оговаривался уровень защиты и ходовые качества. В документах применялось название проекта Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug – «Новопостроенный танк». Альтернативное обозначение – Neubaufahrzeug или Nb.Fz.

Стоит отдельно остановиться на предпосылках к затребованному облику танка. В начале тридцатых годов имела распространение мысль о танке-универсальной боевой машине. Согласно этой концепции, он должен был бороться с другими танками, укреплениями противника, пехотой и любыми видами наземной техники. Поэтому основным вооружением Nb.Fz. требовалось сделать 75- и 37-миллиметровые орудия в спарке. Подразумевалось, что две пушки в одной башне позволят командиру и наводчику танка не тратить время на наведение разного оружия и обстреливать цель из наиболее подходящего. В свою очередь, две небольшие башни с пулеметами имели возможность вести огонь по целям самостоятельно и независимо от главной башни.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug
Один из танков Nb.Fz. на марше. Норвегия, апрель 1940 года


При разработке «Новопостроенного танка» за основу для ходовой части сперва была взята конструкция проекта Großtraktor в варианте от «Рейнметалл-Борзиг». Однако большая боевая масса, требования по бронированию и ряд других аспектов вынудили инженеров почти полностью пересмотреть ее. В итоге бронекорпус Nb.Fz. стал выглядеть следующим образом. Стальной короб сложной формы, детали которого соединялись клепкой и сваркой. Два лобовых листа устанавливались под значительным углом от вертикали. В средней части корпуса разместили крупную подбашенную коробку, на которой, в свою очередь, устанавливалась главная башня. В корме танка находилось моторно-трансмиссионное отделение. Сначала в качестве двигателя для Neubaufahrzeug рассматривался авиационный карбюраторный мотор BMW Va мощностью 290 лошадиных сил. Однако позже его решили заменить на Maybach HL108R, имевшего мощность в 280 л.с. В обоих вариантах силовой установки двигатель предполагалось монтировать в центре МТО с небольшим сдвигом вправо. Это было обусловлено установкой задней пулеметной башенки, стрелку которой требовалось место внутри корпуса.

Если компоновку корпуса Nb.Fz. можно признать незначительным развитием компоновки «Гросстрактора», то гусеницы и система опорных катков претерпела куда более сильные изменения. Фактически, из всей старой системы остался только передний упорный каток, который предотвращал прогиб передней нижней части гусеницы. Пять опорных тележек на борт с балансирной пружинной подвеской были спроектированы заново. По сравнению с предыдущими немецкими танками подобная подвеска сулила гораздо большую плавность хода.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug


Главная башня танка Nb.Pz. размещалась в средней части корпуса и имела сравнительно большой внутренний объем. В боевом отделении башни располагались наводчик и командир танка. При этом последний имел в своем распоряжении радиостанцию (размещалась в задней части башни) и выполнял работу радиста. Два орудия KwK L-24 и KwK L-45 калибра 75 и 37 миллиметров соответственно разместили вертикально друг над другом – пушка меньшего калибра монтировалась выше. Две малые башни, аналогичные башне танка PzKpfw I, были расположены спереди справа и сзади слева. В каждой из них устанавливался пулемет MG-13. Кроме того, в основной башне предусматривалась шаровая установка для третьего пулемета. Вести огонь из него должен был наводчик.

Испытания и доработки

В том же самом 1933 году проект «Новопостроенного танка» был представлен заказчику. Военные были удовлетворены показанной документацией и приказали построить опытный образец. Ввиду состояния промышленности первые три экземпляра было решено делать не из броневой стали, а из более простых и дешевых сортов. Тем не менее, был принят ряд мер для того, чтобы все характеристики опытного танка соответствовали расчетным. В 1934 году был изготовлен первый экспериментальный образец из «обычного» металла. Хорошая конструкция ходовой части на испытаниях показала все свои плюсы. Немногочисленные недостатки были выявлены и устранены еще в ходе испытаний. Куда больше проблем конструкторам, инженерам и военным доставила главная башня. Во-первых, вертикальное расположение спаренных пушек было весьма неудобным. Если заряжание нижней 75-мм пушки было более-менее приемлемым, то работа с 37-мм KwK L-45 была затруднительной. Мешал казенник более солидного орудия, а в некоторых случаях и командир танка. Так или иначе, компоновку с вертикальным расположением орудий порекомендовали изменить. Не проще дело обстояло и с башенным пулеметом. Как оказалось, наводчик может либо работать с пушками, либо вести огонь из пулемета. Более того, для «переключения» между оружием наводчику приходилось ощутимо менять свое местоположение в башне. По-видимому, одних проблем с вооружением было недостаточно и танк Neubaufahrzeug «подарил» своим создателям еще и загвоздки с защитой. Боковые люки башни открывались назад в сторону. Такие люки применялись на «Гросстракторе», но при той конструкции башни, которая была у старой бронемашины, при эвакуации танкисты были защищены башней и корпусом. На Nb.Fz. башня имела другую конструкцию, поэтому при экстренном покидании от люков не было никакой пользы.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug
Ремонт танков Neubaufahrzeug в цехе завода «Рейнметалл». Широко известный кадр, создававший иллюзию массового производства этих машин. 1940 год


Тем не менее, все недостатки были учтены и исправлены. В том же году был построен второй небронированный опытный образец. На этой стадии проекта руководство «Рейнметалла» предлагало оснастить танк вместо двух пушек одной более крупного калибра. В качестве нового вооружения рассматривались пушки калибра до 105 миллиметров. В ряде источников имеются данные об установке таких орудий на опытные и серийные Neubaufahrzeug. Однако документального подтверждения этому нет, а на всех имеющихся фотодокументах опытные и серийные танки оснащены спаркой из 75- и 37-мм пушек. Для ускорения работ руководство Вермахта постановило разделить проект между двумя фирмами. Теперь «Рейнметалл-Борзиг» делали только корпуса и ходовую часть, а «Крупп» занимались постройкой башен. Получив документы по башне нового танка, инженеры последней ввели в конструкцию несколько изменений технологического характера. Прежде всего, сварное соединение деталей заменили более простым болтовым. Кроме того, из облика башни изъяли гнутые панели – их изготовление было более сложным и дорогим, а значительных преимуществ перед ровными они не имели. Наконец, инженеры фирмы «Крупп» по согласованию с «Рейнметаллом» сделали характерные скосы в нижней передней части башни. Эти «вырезы» предназначались для того, чтобы главная башня при повороте не задевала пулеметные. Позже это ноу-хау перейдет ко всем средним немецким танкам до PzKpfw IV включительно.

Непосредственно перед передачей документации «Круппу» конструкторы «Рейнметалл-Борзиг» значительно изменили систему вооружения Nb.Fz. Две пушки теперь размещались в горизонтальной спарке. Это неблагоприятно сказывалось на погоне башни – нагрузки при стрельбе были неравномерными, но значительно облегчало работу наводчика. Кроме того, для избавления наводчика от необходимости «бегать» по башне пулемет закрепили жестко и его наводку связали с системами наведения пушек. Также изменили расположение рабочего места командира. Ранее он располагался в задней части башни, теперь же его кресло перенесли в кормовую нишу. Таким образом удалось увеличить свободный объем внутри башни и исключить возможность травмирования командира танка при откате пушек. С другой стороны, понадобилось изменить кормовой «бронеящик» башни и провести ряд других изменений конструкции. И все же немецкие конструкторы поли по этому пути во избежание необходимости увеличения погона башни и сопутствующих переделок корпуса. Что касается люков новой башни, то боковые теперь стали открываться вперед, а командирскую башенку оснастили двухстворчатым люком. Примечательно, что эти решения позже тоже перекочуют на новые немецкие танки.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug


Испытания обновленного «Новопостроенного танка» показали заметное улучшение характеристик и удобства работы экипажа. Теперь единственное нарекание вызывали обновленные пулеметные башни – из-за новой конструкции их крыши пулеметчики испытывали некоторые неудобства при посадке и высадке из танка. Тем не менее, этот дискомфорт посчитали недостаточным основанием для очередной переделки. В 1935 году было заказано еще три экземпляра Nb.Fz., на этот раз они должны были быть полноценно бронированными. На этом этапе башню вновь сделали сварной и изменили ее кормовую нишу для улучшения условий работы командира. Также командир получил новую башенку, а благодаря обновленной форме кормовой ниши удалось вновь увеличить высоту пулеметных башен. Кроме того, впервые в ходе проекта Nb.Fz., пулеметные башни получили двухстворчатые люки. Теперь пулеметчики для входа и выхода не нуждались в правильном положении главной башни и имели какую-никакую защиту от пуль противника. Корпуса, их компоновка и силовая установка трех бронированных танков были полностью аналогичны корпусу второго опытного образца.

В бой?

В конце 1935 года испытания трех бронированных танков были успешно завершены. Конструкторам и рабочим «Рейнметалла» и «Круппа» удалось сделать то, что хотели получить военные. Но на судьбе нового танка неблагоприятным образом сказались новые взгляды военных. В 35-м руководство Вермахта отказалось от старых воззрений на роль танков в современной войне и полным ходом разрабатывало стратегию блицкрига. В боях новой войны для Neubaufahrzeug просто не было места. Зато оно нашлось в небоевых аспектах будущей Второй Мировой. Танк с тремя башнями и целым набором вооружения выглядел весьма сурово. Конечно, лобовая броня толщиной всего в 14,5 миллиметра уже не была чем-то непробиваемым для современной артиллерии, но про минусы машины предполагалось молчать.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug


Трем «Новопостроенным танкам» было суждено поработать в пропаганде. Все построенные бронированные Nb.Fz. были сведены в специальный взвод батальона Pz.Abt1. Zb.V 40 под командованием лейтенанта Г. Хорстманна. «Боевая задача» новых танков состояла в следующем: прибыть на место к окончанию боев, эффектно пройтись по улицам захваченного города и быть запечатленными на кадрах хроники. При умелом обращении с фото- и кинопленками три танка превращались в несокрушимую армаду. 9 апреля 1940 года специальный взвод отправился в Норвегию. 19-го числа взвод прошел по улицам Осло, чем создал слух о переброске в Норвегию тяжелых танков. При поддержке ведомства Й. Геббельса информация о «сверхмощных тяжелых танках» и их фиктивные заоблачные характеристики разошлись по всему миру. Вскоре сопротивление норвежцев было сломлено. Имеется информация об участии Neubaufahrzeug в боевых действиях. 25 апреля того же года, как минимум, один Nb.Fz. участвовал в атаке на деревню Кварн. Огнем английской артиллерии Nb.Fz. был поврежден и обездвижен. Несмотря на невозможность движения, танк продолжал поддерживать пехоту огнем. После отступления англичан танк был эвакуирован и отремонтирован. Возможно именно тот самый экземпляр «Новопостроенного танка» позже накрепко увяз в болотах под Лиллехаммером и во избежание попадания в руки англичан был подорван собственным экипажем.

После окончания боев за Норвегию два оставшихся танка были возвращены в Германию. Далее история бронемашин Nb.Fz. представляет собой настоящую загадку. Известно, что опытные экземпляры, не имевшие бронирования, некоторое время использовались в танковых училищах в качестве учебного пособия. Судьба полноценных танков, в свою очередь, достоверно неизвестна. Согласно одни источникам, все три экземпляра бронированных Nb.Fz. были уничтожены во время бомбардировок, согласно другим – в 42-м году они были разобраны. Одновременно с этим в мемуарах отечественных ветеранов порой встречаются упоминания о присутствии этих танков на Восточноевропейском театре военных действий Второй Мировой войны. Однако имеющиеся документы говорят, что Neubaufahrzeug никогда не посылались на войну с Советским Союзом. Так или иначе, ни одного экземпляра Nb.Fz. до сегодняшнего дня не дожило.

«Новопостроенный танк» Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug


По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://opoccuu.com/
http://achtungpanzer.eu/
http://vadimvswar.narod.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Pashhenko Nikolay 4 июля 2012 09:07
    Даже и не знал что такой был.Респект.
    1. Гражданский 4 июля 2012 18:13
      хм... вот тебе раз, не знал о существовании "Гросстракторов", значит ефрейтор врал, что он первым нарушил Версальский договор!
      1. bazilio 5 июля 2012 17:44
        Нужно заметить, что деза с этим танком послужила поводом для создания в СССР мощных п.т арт.систем, например Ф-22, ЗИС-2. На начальном этапе войны эти артсистемы были излишне мощными и бронебойными, но с появлением тяжелых тигров, пришлись к месту. Так что, в конечном счете, фашисты своей дезой сами себе больше навредили
  2. kapitan_21 4 июля 2012 09:48
    Статья интересная! Автору спасибо!
    kapitan_21
  3. Tirpitz 4 июля 2012 10:17
    При умелом обращении с фото- и кинопленками три танка превращались в несокрушимую армаду. 9 апреля 1940 года специальный взвод отправился в Норвегию. 19-го числа взвод прошел по улицам Осло, чем создал слух о переброске в Норвегию тяжелых танков. При поддержке ведомства Й. Геббельса информация о «сверхмощных тяжелых танках» и их фиктивные заоблачные характеристики разошлись по всему миру.

    США этот метод усвоили, приумножили и очень умело пользуются сейчас. Пора б и нашим занятся информационной войной. Статье +, не знал осуществовании сего трактора.
    Tirpitz
    1. Kars 4 июля 2012 10:20
      Германские источники утверждают, что танки NbFz входили в состав 1-ой танковой группы на Восточном фронте, и один из них был уничтожен под Дубной 28 или 29 июня 1941 года. Другой источник указывает, что оставшиеся два NbFz были уничтожены недалеко от румынской границы в июне 1941 года. Также сообщается, что оба подбитых танка были возвращены Германии в ноябре 1941 года. Единственным доказательством этого приводится фотография, где один из NbFz ремонтируется на заводе Krupp, а на заднем плане видна сборочная линия с самоходным штурмовым орудием Sturmgeschutz III(40). Вероятно, один из двух, построенных в 1934 году, прототипов NbFz остался в Германии для испытаний, после чего, 1941 году, был разобран. Разработка Leichte Traktor, Grosstraktor и Neubaufahrzeug дала германским инженерам и промышленникам большой опыт для создания танков нового поколения, более мощных и манёвренных, которые вскоре появились на свет.


      25 апреля 1940 года Gruppe Pellangahr (создана из частей 196-й пехотной дивизии и спецподразделения PzAbt zbV 40) двинулась на английские укреплённые позиции вблизи деревни Kvarn, удерживаемые 1-ым батальоном Королевской Йоркширской пехоты. Англичане не имели тяжёлого вооружения кроме двух 3-х дюймовых мортир и пяти 25мм. французских противотанковых орудий Hotchkiss. В германском авангарде двигались 3 танка. Как минимум один из них был NbFz VI. Англичане не открывали огонь, пока германские танки не подошли на дистанцию 150 метров. Открыв огонь с такой малой дистанции, англичане не дали возможности германским танкам маневрировать. Именно в этот момент снаряд одного из противотанковых орудий обездвижил NbFz VI. Немцы остановили наступление и вызвали авиацию. Англичане продержались до вечера 26 апреля, затем отступили. Остатки NbFz VI (часть дифференциала) и сегодня можно увидеть в маленьком музее в деревне Kvarn. А до конца 1980-х на месте, где его оставили англичане в апреле 1940 года, можно было видеть хорошо сохранившееся 25мм. противотанковое орудие.
      1. igor67 4 июля 2012 11:21
        Цитата: Kars
        Kars

        Мое познание о танках той поры складывалось в дтстве по фильмам о ВОВ,там всегда т34 ,немецкие Тигры(обычно оббитые фанероы БМП),но чем дальше узнаёш о таком колличестве,разнообразной бронитехники,что хочется узнать по подробнее из одного источника,а не лазить в поисках по инету,Андрей(Kars) могет сделаеш обширную статью или что то в этом роде.с уважением Игорь
        1. Kars 4 июля 2012 11:31
          Цитата: igor67
          ,Андрей(Kars) могет сделаеш обширную



          не могет

          И оприоре нельзя использовать один источник,а когда например я сделал большую компиляция материала по ИС-1/ИС-2 с приличным набором фото,то ее удалили----так как низя такое.И к тому же сейчас решаетса вопрос с удалением моего аккаунта.

          а по теме--то в инете есть несколько ресурсов с очень подробными статьями,да и монографий сейчас полно-----а когда я начинал интересоватса все что было это Герман Смирнов Рассказы об Оружии и Ибрагимов Противостояния.

          Про немцев очень рекомендую---http://www.achtungpanzer.eu/ очень непредвзято,хоть и чисто немецкий ресурс.
          Наши---http://www.battlefield.ru/
          1. igor67 4 июля 2012 11:44
            Kars,
            Это не есть гуд ,но за ссылку спасибо,
          2. Братец Сарыч 4 июля 2012 13:08
            Хотят вас забанить?
            Я за вами давно наблюдаю и, честно говоря, особых причин для этого не видел, но хозяевам виднее - если такое случится. то надеюсь на скорую реинкарнацию...
            Братец Сарыч
          3. Denzel13 4 июля 2012 15:22
            Спасибо за ссылки, очень много нашел нового для себя drinks
            Denzel13
          4. loft79 4 июля 2012 21:52
            А чем аргументируют удаление аккаунта? Администрация скажите свое мнение народу. Карс конечно не подарок, но откровенного хамства не замечал. плюс Карсу.
        2. Алекс 20 февраля 2014 21:12
          Цитата: igor67
          немецкие Тигры(обычно оббитые фанероы БМП)
          В советском кинематографе "Тиграми" Т-55 были (или "тридцатьчетверки", но из мало было). В одном выпуске "Т - М", посвященном "Мосфильму", статья была, как для фильмов технику переделывают.
    2. bazilio 5 июля 2012 17:40
      Гебельс- мастер фотошопа 80 левел, нет? )))
  4. igor67 4 июля 2012 10:43
    да век живи и познавай,получается не только советские конструкторы практиковали тяжолые многобашенные,а вот сейчас прочитал еще про одну немецкую машину ,Гусеничный бронированный транспортер Pz F


    что то она мне напоминает?
    1. SrgSoap 4 июля 2012 11:24
      Про него была статья здесь же
      http://topwar.ru/13883-amfibiynye-mashiny-germanii.html
      А то что есть некоторая схожесть с БМП согласен
      1. igor67 4 июля 2012 11:29
        SrgSoap,
        спасибо
        1. SrgSoap 4 июля 2012 11:46
          Всегда пожалуйста, обращайтесь.
    2. cth;fyn 4 июля 2012 12:45
      ПТС напоминает, только с крышей.
  5. matex 4 июля 2012 12:43
    Концепиция башни данного танка как я понял (по фото) с успехом была перенята Пнцерем 4. Видимо заделы танков вермахта все же был сделанны еще в 20х годах.
    matex
  6. cth;fyn 4 июля 2012 12:47
    Вот пример адекватной критики машины, не устраивал казенник, переделали, башня цеплялась за пулеметную башенку и тут переделали.
    не то что у нас.
  7. Братец Сарыч 4 июля 2012 13:05
    Великолепный пример пиар-танка!
    Сделали- то всего три штуки, не считая макетов из простого железа, зато попозировали практически во всех книгах по истории Второй мировой! А такого шороху на всех навели, что их десятками в мемуарах уничтожали, как несколько позже Тигры...
    В Записках советского офицера Г.Пенежко есть эпизод про то. как они громили эти машины на Украине...
    Братец Сарыч
  8. mkpda 4 июля 2012 17:24
    Где-то мне попадался отзыв одного из пехотных командиров, который в лестной форме писал о боевом применении Nb.Fz в Норвегии.
  9. Diesel 4 июля 2012 23:55
    Großtraktor


    Мне одному было смешно? lol lol
    Diesel
    1. bazilio 5 июля 2012 17:39
      Гросстрактор напомнило:
      Заявление ТАСС: «Вчера на советско-китайской границе было произведено нападение на советский мирно пашущий трактор. После того, как советский мирно пашущий трактор открыл огонь из бортовых орудий и нападавшие скрылись, были включены маршевые двигатели, и трактор вышел на околоземную орбиту.

      Трактористы чувствуют себя нормально. Председатель колхоза генерал-полковник Иванов предупреждает, что в случае повторного нападения будут приведены в действие сеялки, веялки, носилки, комбайн „Нива“ вертикального взлета и прочая сельхозтехника».
  10. Chicot 1 5 июля 2012 00:09
    Материал интересный. Автору "+" в копилку...

    А от меня арт с самым первым - опытным вариантом "новопостроенного" танка...
  11. mind1954 5 июля 2012 01:09
    Много лет видел этот танк в немецкой хронике, посвящённой посещению
    гитлером выставки, но никогда нигде не встречал о нём ничего !
    Думал, что уже никогда о нём ничего не узнаю ! Ещё один детёныш
    доктрины Дуэ ! Спасибо большое за статью !
    mind1954
  12. Алекс 20 февраля 2014 21:24
    В классе 7-м как-то в библиотеке попалась книжка "Удар и защита" об истории танков для детей. Так там тоже один ветеран пишет, как на БТ с "Рейнметалом" столкнулся. Правда, подбил его не он, а "тридцатьчетверка". Вот и верь воспоминаниям...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня