Триумф «Голубого дракона» под звуки «Варшавянки»?

89
Многие профильные военно-морские издания в зависимости от собственной лояльности и отношения к предмету и принадлежности начали либо воспевать японские подводные лодки типа «Soryu», либо заботливо сулить гроб российским «Варшавянкам».





Стоит разобраться в предмете, с чего бы это вдруг.

Японские производители заявили о некоем прорыве в технологиях, чем всех весьма и весьма напрягли. По их словам, лодки типа «Голубой дракон» (вышеупомянутый тип «Soryu»), которая и так в целом весьма неплоха, станет вообще лучшей в классе в своей второй итерации.

Речь идет о значительном повышении некоторых характеристик, после которых российская «Варшавянка» неизбежно сдаст свои позиции по малошумности и уйдет на второй план.

И здесь стоит напрячься. Россия начинает реально сдавать позиции и проигрывать тендеры для стран, которые сами не могут построит дизель-электрические подводные лодки, но хотят их иметь. А рынок вооружений, он такой: проиграл один раз – второй раз уже никто не пустит. Ну, это общеизвестно.

А японцы… А что японцы? Их безумные амбиции в плане возрождения военно-морского флота подкрепляются реальными делами. И «флот самообороны» приобретает все более внятные очертания настоящего флота. Это факт, и факт, к сожалению, неоспоримый.

Но вернёмся к «Голубому дракону».

«Голубые драконы» служат в ВМС Японии с 2009 года. Их всего 10 штук, но предстоящая модернизация, сведения о которой просочились в прессу, позволяет предположить, что строительство будет продолжено.

В чем основное достоинство «Голубых драконов»? В наличии ВНЭУ — воздухонезависимой энергетической установки. Сегодня не надо никому, наверное, растолковывать, что ВНЭУ — это изрядный дополнительный шанс на то, что лодка не будет обнаружена противолодочной авиацией или кораблями ПЛО противника.

И, кроме того, вопрос не просто малой шумности, но и скрытности, что не одно и то же. Обычная дизель-электрическая подводная лодка для зарядки аккумуляторных батарей, питающих двигатели и аппаратуру во время подводного хода, обязана всплывать.

Да, сейчас 21 век, и делать это надо не каждые сутки, как во время Второй мировой войны, но тем не менее. Период такой операции – 2-3 дня. То есть всплывать и запускать дизель-генератор для зарядки батарей.

Для этого хороши все способы: укромные бухточки, где можно замаскироваться, фьорды и так далее. В открытом море это делать не очень просто, особенно вблизи берегов. Особенно недружественных.

Идеально было бы запустить дизель, не поднимаясь на поверхность. Так и делали с помощью «шнорхелей», но это хорошо только в идеальный штиль, а самое главное – совершенно не спасает от поисковых самолетов. Кроме того, дизель под водой способен если не отравить всех выхлопом, неизбежным при запуске, то выжрать весь воздух внутри лодки.

Ну и да, единственный выход из ситуации – ВНЭУ. Основана система на так называемом двигателе Стирлинга. Статей, расписывающих преимущества этого двигателя, достаточно, вполне можно понять, как он работает. Его принцип действия заключается в создании разности температур в рабочем теле, в роли которого выступает газ. Перемещающееся в замкнутом объеме рабочее тело производит работу, которая передается на вращающийся вал.

У первых лодок КПД такой системы была весьма невелик. Пионеры, шведы, которые установили двигатель Стирлинга на свои лодки «Готвальд», смогли выжать из системы не более 500 кВт мощности, и добирали ее с помощью аккумуляторов.

Но со временем лодки в ВНЭУ научились подниматься на поверхность через 20 и более суток. И, видимо, со временем эта цифра будет только увеличиваться, по мере того как установки будут совершенствоваться.

«Голубой дракон» последней модели стал весьма продвинутой лодкой в плане энергии. Лодка водоизмещением 4200 тонн оснащена четырьмя двигателями Стирлинга, вырабатывающими мощность, равную 8 000 л.с. Плюс на всякий случай оставили и два обычных дизеля мощностью чуть менее 4 000 л.с. Очень неплохой показатель.

А на модернизированной лодке планируется разместить ВНЭУ второго поколения. Данных нет, но по-видимому, мощность будет увеличиваться с помощью увеличения КПД системы Стирлинга.

Но и это еще не все.

Модернизированные лодки, которые проходят под индексом 29SS, планируется изменить очень сильно и в плане гидродинамики. Отказаться от рубки, перенеся горизонтальные рули на корпус лодки, что однозначно сделает лодку менее шумной. И, наконец, заменить винты на водометы, как это сделали американцы на своей ударной атомной субмарине «Си Вулф».

Понятно, что у атомной подводной лодки водометы будут работать, потому что там энергии хоть залейся.

Однако если японские инженеры сделают реальный шаг по увеличению мощности своих ВНЭУ, то вопрос с «пропиской» водомета на новой подлодке будет решен.

Кроме того, японцы реально считают, что комплектация подводных лодок 29SS литий-ионными аккумуляторами – вопрос решенный. Есть сведения, что такие аккумуляторы уже производятся в Японии и будут устанавливаться на модернизированные «Голубые драконы» старых моделей.

В общем, амбиции амбициями, но когда они подкреплены серьезными разработками, – это уже не просто амбиции, это перспектива.

Неприятная для нас.

Кстати, а что там у нас?

А у нас… ничего…

У нас таких лодок нет. Более того, стало нормальной практикой проигрывать тендеры на продажу самых малошумящих ДПЛ «Варшавянка». «Варшавянка», конечно, действительно самая тихая лодка в классе, но вот беда: ее бесшумность имеет совсем небольшую временную длительность.



Про все остальные параметры проекта говорить не станем, для 70-х годов прошлого века и Советского Союза это действительно был космический проект и сумасшедшая разработка, но сегодня «черная дыра» смотрится уже не так уверенно в первую очередь именно из-за имеющейся слабости в виде отсутствия ВНЭУ.

Японцы считают, что если все пойдет как надо, то их лодка вполне сможет опустить «Варшавянку» на второе место. Или ниже.

Прошлый век в любом случае проиграет веку нынешнему, как это ни печально было бы осознавать.

Между тем у нас вполне могла бы быть ДПЛ «Лада», до которой японцам и всем остальным не было бы возможности дотянуться. Если бы не одно «но».

Уже понятно, что «но» — это полная неспособность построить для «Лады» ВНЭУ.

Проект 677 был разработан в ЦКБ «Рубин» тоже не вчера. Снова советская работа, которую овеществили уже в России. Головная лодка «Санкт-Петербург была заложена в 1997 году, а спущена на воду в 2004 году. С 2010 года и по нынешнее время находится в опытной эксплуатации на Северном флоте.



Что это значит? Только то, что подводную лодку по ее прямому назначению не используют. Идут какие-то испытания, отладки отдельных систем, возможно, обучение экипажей.

Да, «Лада» по-своему прорывная конструкция. На лодке стоит оригинальная навигационная система с повышенными возможностями ориентации. Очень высокая степень автоматизации — экипаж состоит из 35 человек (у «Варшавянки» – 52).

В ЦКБ «Рубин» говорят, что и шумность у лодки чуть ли не вдвое ниже, чем у «Варшавянки»…

И вот тут это наше «но». Нет ВНЭУ, без которой все остальное просто теряет смысл.

В качестве ВНЭУ для «Лады» конструкторы «Рубина» решили использовать принцип электрохимического генератора, в котором кислород и водород превращаются в воду и электроэнергию. Такой тип ВНЭУ очень эффективен — полное отсутствие движущихся узлов, компактность, высокий КПД. И да, полная бесшумность.

Собственно, немцы такие установки уже мало того что придумали, они из вовсю используют в лодках типа 212. В ВМФ Германии их уже 6. И шесть продали в другие страны.

У нас тоже начали создавать что-то такое для «Лады»… и не создали.

Лодку заложили, построили, спустили на воду, а обещанной ВНЭУ так и не получилось.

Для испытаний вроде бы временно установили обычный дизель и электродвигатель с аккумуляторными батареями. И началась так называемая «опытная эксплуатация», на самом деле больше напоминающая позорище, поскольку больше 20 узлов под водой «Лада» не смогла развить.

Получилось, что такая «Лада» нашим ВМС совсем не нужна, поскольку с такими характеристиками лодка уже есть. Все та же «Варшавянка». А смысл иметь две лодки для одного и того же применения?

В целом же, учитывая все новшества и разработки, вышло что-то вроде «мозгов» Ту-160, установленных на Ту-2.

Фактически, от «Лады» решили отказаться, правда, достроив в обычной дизель-электрической комплектации две уже заложенные лодки — «Кронштадт» и «Великие Луки», сборку которых начали в 2004-2005 годах. Не резать же на металл, правда?

А в 2017 году тихо и кулуарно так было принято решение о прекращении финансирования разработки ВНЭУ. Потому что всем в Минобороны стало ясно: если за 25 лет в «Рубине» не смогли создать что-то, хотя бы отдаленно похожее на ВНЭУ для современной подводной лодки, то и нет никакого смысла дальше тратить на это деньги.

Итак, подводной лодки с неядерной энергетической установкой нового поколения у нас уже не будет. Видимо, никогда. Вряд ли шведы, немцы или японцы продадут нам свои разработки, чтобы их можно было хотя бы передрать.

И не факт, что сможем собрать так, чтобы работало. Не та страна, не те возможности.

Но вот какой факт удивил и потряс до глубины души.

Возвращаясь к результатам нашего чудо-форума «Армия-2019», там произошло нечто очень странное. На форуме (понятно, что до него или после такое совершить было просто нереально, надо на весь мир раструбить о величайшей перемоге) был подписан контракт на строительство еще двух лодок проекта 677, четвертой и пятой.

И вот это странно. Это очень странно.

Зачем нашему флоту 5 (ПЯТЬ!!!) дизель-электрических подводных лодок, которые хуже «Варшавянки»? Пять подводных лодок, которые не смогут выполнять поставленные задачи?

Логику Минобороны в этом случае расшифровать не получается. У нас есть одна лодка, «Санкт-Петербург», которая ни на что не годна, кроме каких-то испытательных работ. Достроят еще две заложенных, «Кронштадт» и «Великие Луки», впихнут туда обычные дизели и электромоторы, лишь бы не выбрасывать корпуса. Хорошо, послужат как-нибудь.

Но еще две «как-нибудь» нам зачем? Видимо, да, у нас очень много денег. И мы можем их потратить на непонятно что, но с помпой и спецэффектами.

Странно, но получается сущая ерунда. Остановив работы по ВНЭУ еще два года тому назад, строить такие лодки…

А тем временем японцы будут усовершенствовать своих «Голубых драконов». Со всеми вытекающими.

Не хотелось бы стать пророком в своем Отечестве (в очередной раз), но почему-то не покидает мысль, что в будущем японский флот сможет сделать очень такой неплохой рывок вперед.

И дай бог, чтобы российский флот лет через 20 не выглядел на фоне японского флота, как сегодня смотрятся украинские ВМС на фоне Черноморского флота России.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 июля 2019 05:43
    Логику Минобороны в этом случае расшифровать не получается.

    Почему не получается? Просто договорняк. Договорились об том кто где, когда и за какие средства будет строить. Всех "парней" все устроило... А то, что там ВНЭУ нет, так я вас умоляю. не делайте мне смешно...
    То, что у нас не получается сделать ВНЭУ - тут тоже нет ничего удивительного. Кто это будет делать? Рубин? Это клоповник, оставшийся со времен развала СССР. Кто там работает? Дедули. На фиг им ВНЭУ? Они думают о том, как бы скорее домой свалить внучков нянчить. А что касается молодежи, так там образование ниже плинтуса. Зарплата копеечная. Опять же, ну взять молодежь на место "дедули" на хорошие бабки. Так нельзя. это же наш заслуженный-перезаслуженный работник! На святое покусились?!
    Работают отдельные молодые одиночки, которые перенимают опыт. Потом их сманят на запад. Но этому печалиться особо не надо, их мало... Они так и так погоды не делают.
    Я думаю, пока гром не грянет этот клоповник не вытряхнут... за шкварник и на пенсию. Потом за образование надо браться. Вот где болото начинается, Но это уже совсем другая история. wink
    1. +4
      23 июля 2019 14:56
      Все верно говорите. Помните фразу: "войну с СССР мы проиграли за школьными партами"? Вот теперь мы проигрываем.
      1. +4
        23 июля 2019 15:54
        Не думаю, что сейчас проигрываем "за партами", а вот ситуация как в 1-ю мировую, когда мы отдали победу с клеветой на Отечество прослеживается, но не думаю что наступим на "грабли" третий раз (второй при Горбатом)...
    2. 0
      23 июля 2019 22:04
      космос профукали, осталось только впк профукать и одна труба останется и лес
    3. +5
      23 июля 2019 23:54
      Цитата: Анджело Проволоне
      .......Это клоповник, оставшийся со времен развала СССР. Кто там работает? Дедули. На фиг им ВНЭУ? Они думают о том, как бы скорее домой свалить внучков нянчить. А что касается молодежи, так там образование ниже плинтуса. Зарплата копеечная. Опять же, ну взять молодежь на место "дедули" на хорошие бабки. Так нельзя. это же наш заслуженный-перезаслуженный работник! На святое покусились?!......

      А Вы часом не из эффективных менеджеров будете ?
      Когда-то в сочинские электросети пришло новое молодое начальство (правда, без профильного образования) с вот такими как у Вас мыслями. Первым делом уволили всех пенсионеров (то есть, самых опытных). Далее, перестали студентам проплачивать институт, где они учились по профилю. Уволились и студенты (лишились смены). Далее, зарплата рядового состава по-тихонечку сползла на 70-ое место среди предприятий города. Стал разбегаться и основной состав предприятия. И ни кого уже не удивило, когда за год сгорело четыре подстанции, из-за никудышной работы автоматики. А при старых пердунах один пожар лет за пять был редкостью. Теперь даже если набрать новых людей и дать им нормальную зарплату у кого они учиться будут, ведь старых кадров уже нет ?
      Думаю, и на "Рубине" та же самая фигня.
    4. -2
      24 июля 2019 16:21
      Брехня. Надоело пояснять очевидное
  2. +17
    23 июля 2019 05:47
    А я считаю.что немцы всех давным давно подвинули.
    Автор жжет о РДП в полный штиль. Заряжались именно в штормовых условиях,чтоб были "барашки" и скрыть след от РДП. И про "выжрать воздух".
    Единственное неудобство на зарядке 877 -постоянно лупит по ушам перепад давления, когда народ переходит по отсекам и открывает люки. Нормально заряжались и никакой самолет не помеха. Уметь нужно :-)
    А именно хорошо смотрится ТОЛЬКО на фоне ВМСУ. С остальными совсем не смотрится. :-) Маладца!
    1. +1
      24 июля 2019 14:47
      Цитата: VVAU
      А я считаю.что немцы всех давным давно подвинули.
      ...

      Да у них же ВСЕ лодки стоят в ремонте, ни одной боеготовой!
      Это такой прорыв в воздухонезависимых технологиях???
      1. 0
        25 июля 2019 12:53
        В ремонте.это значит интенсивная эксплуатация. Качество и сроки ремонта у них отличаются от отечественных. Все нахожится в ремонте не могут. Есть процентовка по линейности.
        "Рахав" с ВНЭУ. Сделали им,сделают и себе.
        1. Комментарий был удален.
    2. +4
      25 июля 2019 02:16
      Цитата: VVAU
      Автор жжет о РДП в полный штиль.

      "Скоморошничает Скоморозов" -- Однако! yes
      А происходит это от "глубокого знания темы" -- в основном по вершкам! Как с зарядкой батареи в штиль под РДП! Но не этим только "силен" автор! Нет! Чего стоит его перл про
      У нас есть одна лодка, «Санкт-Петербург», которая ни на что не годна, кроме каких-то испытательных работ. Достроят еще две заложенных, «Кронштадт» и «Великие Луки», впихнут туда обычные дизели и электромоторы, лишь бы не выбрасывать корпуса. Хорошо, послужат как-нибудь.
      Автор почему-то умалчивает, что опытовая эксплуатация Б-585 давно завершена. Лодка в боевом составе СФ. На ней отработаны и доведены до ума 130 (!) новейших систем и техрешений. Ей нет равных по ПЛО в арктических районах! Что именно на ее основе будут делать НАПЛ с отечественной ВНЭУ. Да, у "Рубина" не идет выше 50% эф-ть его анаэробной вундервафли. Но так и у амов она всего-то 18% (!!!). При всем при том, что они так же, как и мы, идут по пути реформинга своего JP-8. (А мы свое некачественное ДТ разлагаем на водород и электроны + вода). Амы почему-то не пошли по пути Стирлинга, отдав все наработки ю. корейцам. А с упорством обреченных выкалачивают электроны из армейского "единого топлива".
      Далее. Автор, заламывая руки, вопрошает: "Зачем нам аж 5 лодок 677 проекта с ДИЗЕЛЯМИ!?" (Ну, блин! Паяц, да и только: -- "Смейся и плачь над разбитой судьбою....") Что, в самом деле непонятно!? Поясню:
      Во-первых, они будут нести вахту на рубежах ПЛО СФ, перед входами в наши ВМБ, отсекать "хвосты" у рпкСН при их развертывании в РБД, ну и т.д.
      Во-вторых, сделают ВНЭУ (малахитовцы уже пилят единую ЭУ на основе турбины ЗЦ) и при модернизации ее установят на уже готовый корабль. Всего-то 10-метровую вставку-отсек добавят к имеющемуся корпусу -- и получай НАПЛ! Спрашивается: что Скоморохов об этом не читал нигде? -- Наверняка читал! Почему же он об этом молчит? -- Да цель его публикации другая...помазать дерьмом то немногое из хорошего, что еще теплется в загибающемся от "мудрого руководства" флотом пехотных генералов из в-м отдела ГШ ВС РФ.
      Можно было бы и еще насыпать соли на опус Скоморохова, но время позднее -- пора спать...
      А если что нужно -- заходите: всегда вразумим, в меру своего понимания сегодняшней "пользы подводного плавания"для скомороховых! laughing
      АГА.
      1. +3
        25 июля 2019 13:06
        .
        Поправлю.
        Не не рубежах,а в районах.
        Хвост обрубить не сможет( если только по войне), подтвердит факт слежения.
        Количество дпл,как и количество мпк,авиации и т.п должно находится в пропорции с количеством рпксн.
        1. +1
          25 июля 2019 18:36
          Цитата: VVAU
          Не не рубежах,а в районах.

          Ну, давай помереемся...
          Рубежи ПЛО находятся в районах (патрулирования, несения ДОЗ, РБД). Патрулирование в районе не определяет курсов ПЛ.Оно свободное. А вот "на рубеже", как правило -- перпендикулярно вероятным курсам ПЛ противника... Цель -- повышение поисковой производительности, увеличение обследуемой площади...
          Цитата: VVAU
          Хвост обрубить не сможет( если только по войне), подтвердит факт слежения.

          Это и имелось в виду...Может навести маневренные силы ПЛО (КПУГ, АвПУГ) на супостата, заставив его уклоняться. При этом, ка правило, теряется контакт с рпкСН.
          Цитата: VVAU
          Количество дпл,как и количество мпк,авиации и т.п должно находится в пропорции с количеством рпксн.

          Мысль глыбокая. Но, задачи защиты северных ВМБ будет решать, судя по ГОЗ, одна бригада ДПЛ, А вот насчет МПК, Ил-38Н и прочей прелести можно писать до устали...
          Однако.
          1. +3
            25 июля 2019 20:15
            200-я ВУСовка.(Планирование и боевое использование сил флота) Последняя должность-Старший офицер отдела противолодочной борьбы КВФ.
            Меряться нет смысла. Я не представляю что вы мне можете сказать, чего я не знаю. :-)
            1. +1
              25 июля 2019 20:44
              Цитата: VVAU
              Старший офицер отдела противолодочной борьбы КВФ.

              Ну, и как вы тогда районы лодкам нарезали!? С уважением, ЗК дивНК.
              1. +3
                25 июля 2019 21:26
                Как.
                Район, контрольные точки.чтоб не наехала. Ну или на нее не наехали:-)
                Единый замысел КП,или ППО. Мы старались динамично планировать,то есть силы все время смещались.
                Не получался рубеж у Варшав. 641 можно.
                Д у МГК-400 слишком. Было по Стерд 208 каб.по Лосу 85.
                И особенность Камчатки. Уйдет одна за рпксн,сверху от Кроноцкого подтянется на смену.
                Ну мы Варшавы в основном на Курилах применяли.
                Впрочем.все давно написано
                "Противолодочная оборона. Взгляд из С.С.С.Р " Найдете вариант с фото. Там карта обнаружений есть моя карманная.
                1. +1
                  25 июля 2019 22:23
                  Цитата: VVAU
                  Там карта обнаружений есть моя карманная.

                  Реперные точки -- это понятно. Вызывает вопрос смещение единичек в новые районы: переводили их на более высокую сетку (сеансы связи) или так и оставляли на 12 часовой?
                  И потом, 4 пролива нельзя было контролировать г/а системой? вместо того, чтобы 877 насиловать?
                  А вообще-то "плотненько" у вас на ДВ янки присели...Нужно подумать, как их побыстрее при необходимости прорядить можно будет...
                  1. +3
                    25 июля 2019 22:41
                    Это 1985-90. Га система там не пойдет,течения.Ставили в Авач заливе га для "Дамбы" и то скручивало титановые крепления.
                    Присели как Огайо пошли с 1982. Известный поход Дудко к Бангору. Видно решили брать сразу по выходу.и не только стратегов наших, а все.
                    По Курилам много могу написать,так как просчитывал им районы поиска и зарядки. По связи не помню,так как б,распор им операторы писали.
                    Рассказ есть Семенов-"Горе от ума. Или шизанутая Маша".
                    Больше чем 4. В Первый курильский проскакивала один раз в надводном. Большой шухер был.
                  2. val
                    -1
                    26 июля 2019 10:57
                    Контрольные мешаете с реперными?
                    Помоха?
                    Замполиты-политруки?
                    1. 0
                      26 июля 2019 16:50
                      Цитата: val
                      Контрольные мешаете с реперными?Помоха?
                      Замполиты-политруки?

                      Ага, писарь!
                      1. Реперные -- относительно которых брались все Д и П и т.п. хрень для опр. своего места на определенное время, либо давалось ЦУ при наведении, смешении завесы... А если РТ на берегу, то по её угловой высоте определяли Д . Лазеров раньше не было, а лопатой мазать не разрешалось.
                      2. Контрольные -- на маршруте развертывания, либо в районе... В определенное время должОн быть в ней, либо пройти...
                      И потом, ВАЛ -- "мешают" д-мо в бочке, а так обычно "путают, ошибаются", ну, или еще чего ... Умник вы наш потаенный. laughing
                      1. val
                        -1
                        26 июля 2019 18:34
                        Помоха :-):-):-):-) Спец по де-му....я вас нюхом чую.
                        Ловко обвеховался:-):-):-)
                        В районе контрольные.Так и пишите.
                      2. 0
                        26 июля 2019 19:17
                        Цитата: val
                        Спец по де-му....я вас нюхом чую.

                        Ты хоть раз в руках Лоцию к-л моря держал? И потом, не нужно клеветать на славное племя доставал и снабженцев! Мы, навигаторы, с ними всегда дружили...А кем ты, брат, был в прошлой жизни? Неужто ... людоведом!? bully
                      3. 0
                        26 июля 2019 19:35
                        Тут Все - кем-то были в прошлой жизни wink ! Как Тиссот который Сын подарил, работают исправно?
                        Мне вот Мой, уже открытку подписать может... правда с ошибками feel но ... первый класс окончил Отлично! lol wink
                      4. 0
                        26 июля 2019 19:42
                        Цитата: ЗВЕРОБОЙ
                        Как Тиссот который Сын подарил, работают исправно?

                        Алексей Саныч! С наступающим! А память у тебя отменная... Так то было на 50-летие, почитай 14 лет тому назад... Сын уже старший офицер, поменял профиль службы на глухонемую специальность...Я даже боюсь его спрашивать что да как, чтобы не навредить...А маленькими мы своих детей видели в перерывах между морями. Спасибо женам, воспитали правильно...
                        Эх, время как бежит! (И не успели, не успели оглянуться...А сыновья уходят в бой!) Вот и твой уже в школу пошел! Стареем, брат...
                        Саныч, еще раз с праздником! Здоровья главное и УДАЧИ! drinks
                      5. 0
                        26 июля 2019 19:47
                        АЛЕКСАНДЕР!!! drinks Поздравляться будем - послезавтра! Но... с хорошим Человеком не грех и сегодня рюмаху пропустить! yes
                      6. val
                        -1
                        26 июля 2019 19:42
                        Почему лоцию?
                        Лоции. Стопка в столе валялась, в красных красивых обложках :-)
                        Людоедом. Замполитов и парторгов хавал.
                      7. +2
                        26 июля 2019 20:05
                        Цитата: val
                        Лоции. Стопка в столе валялась, в красных красивых обложках :-)
                        Стопка, говоришь... Значит -- не держал...Поэтому не кораблеводитель, не КЭП... Бешеный старпом...что ли. Так это проходит (с ростом по служебной лестнице)...Но тогда, откуда такая тяга к поеданию несъедобного? Так кто же ты, загадочный незнакомец? Неужто (страшно подумать!) -- "человек в черном"!
                        Вечно подслушивающий и подглядывающий...Да и потом, это было во времена "расцвета застоя" при дорогом Леониде Ильиче.... И тогда замы всех "ели", а не их. Их пустили "на корм" в 90-е...Значит! Молод ты, друг, и не КПСС тебя воспитывала, а ЛДПР, скорее всего...(Может ты вообще -- либероид, ЕБН-утого розлива?)
                        ПС. Ну, с замулями -- понятно. А парторгов-то за что? У нас на лодке парторгом был мех. Ну авторитетный во всех отношениях чел! Мы его все уважали как батю...
  3. +3
    23 июля 2019 06:42
    Дались нам эти ВНУ. Это продукция, прежде всего, на экспорт. Есть "яйца Доллежаля", вот и "крутите" их! Лучшая ВНУ - ядерная установка.
    1. +1
      23 июля 2019 09:39
      Вот и я про то!
      Цитата: mark1
      Дались нам эти ВНУ
      малогабаритный ядерный реактор, работающий на генератор, по принципу гибридных авто... С аккумуляторами, естественно. С литиевыми? Не думаю. Авария на "Лошарике" показала, чего от них ждать можно... И не говорите мне, что это аккумуляторы "от Чубайса", а с японскими ничего не случится... С любыми случится. А если бомбежка глубинными бомбами? Ох, не любят они ударов и сотресений.
      1. 0
        23 июля 2019 13:26
        Аккумуляторы взрывались и взрываются с тех пор как появились подводные лодки. ВНУ конечно очень даже хорошо, особенно в прибрежных районах, но пока этих двигателей нет, придётся обходится тем, что имеем. Ядерные установки, тоже имеют свои недостатки, ведь с каждым годом появляются новые средства по обнаружению ЯУ.
  4. 0
    23 июля 2019 07:00
    Когда говорил, что Лады мягко говоря не удались. То меня заминусовали. Нещадно. А тут и Роман это подтвердил...
    1. +26
      23 июля 2019 07:59
      Цитата: Алсеерз
      А тут и Роман это подтвердил...

      Увы, но тут Роман не совсем прав. А может быть - и совсем неправ.
      Первое - нельзя качество ПЛ сводить к наличию/отсутствию ВНЭУ. Лада - это другая малошумность (она тише Варшавянки) это лучший гидроакусический комплекс, это новый БИУС и т.д. То есть она на голову лучше Варшавянки по множеству показателей, если же отталкиваться от логики "ВНЭУ/дизель" то что, мы будем говорить, что "щука" аналог Варшавянки что ли? Не будем, конечно. Это раз.
      Второе. ВНЭУ и ЛИАБ - это прекрасно, и очень плохо, что первого у нас нет, а второе взрывается. Но суть в том, что и то и другое изрядно удорожают ПЛ, и многие страны будут хотеть именно ДЭПЛ, просто потому что она - дешевая. Так что экспортный потенциал у Лады остается и без ВНЭУ, хотя и не такой большой.
      Третье. Для отечественного ВМФ Лады - это шаг вперед от Варшавянок. Другой вопрос, что сравнивать по возможностям с Сорю их реально тяжело, по причине отсутствия сколько-то достоверных данных по малошумности и ГАК, да и подводной автономности тоже. Я бы не рискнул.
      1. -9
        23 июля 2019 12:48
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Цитата: Алсеерз
        А тут и Роман это подтвердил...

        Для отечественного ВМФ Лады - это шаг вперед от Варшавянок.

        636.6 на порядок лучше и того и другого
        1. +7
          23 июля 2019 13:13
          Цитата: Алсеерз
          636.6 на порядок лучше и того и другого

          636.3 на порядок хуже "Лад"
          1. Комментарий был удален.
      2. +1
        25 июля 2019 21:07
          Андрей,доброго дня.  Наличие ВНЭУ напрямую влияет на скрытность.  американцы.как ни странно,вцепились в Готланд и гоняли ее несколько лет. После известных событий. Не 877,636...а Готланд.  Но,считаю.далее всех ушли израильтяне, по моему у них уже готова схема устранения подводных вибраций,именуемых у нас темой "Окно".  Впрочем,вы об этом писали.
  5. +9
    23 июля 2019 07:39
    Тема, как и проблема СЛОЖНАЯ! без реального ЗНАНИЯ, обсуждать???? Просто воду в ступе толочь!
  6. +13
    23 июля 2019 07:56
    так называемая «опытная эксплуатация», на самом деле больше напоминающая позорище, поскольку больше 20 узлов под водой «Лада» не смогла развить.
    Ну во-первых японская ПЛ тоже под водой больше 20 узлов не развивает. Во-вторых эти скорости у обеих лодок указаны при работе от дизелей, на электродвижении их скорости в 3-4 раза ниже. В-третьих дальность хода у обеих лодок в подводном положении без дизелей делает "смешно" любой атомной лодке. Наша японская вундервафля предположительно может отмотать на "стирлингах" 500 миль на скорости 4 узла, а "Варшавянка" 400 миль на 3 узлах. То есть конечно японка лучше, но тут такое дело - старая добрая атомная "Акула" 971-го проекта может под водой топить на скорости 33 узла на неограниченную дальность (правда шуметь она будет на таком режиме - ого-го). То есть пропасть между "атомом" и дизелюхами просто гигантская. Что собственно приводит нас к неизбежному выводу - дизелюхи оружие оборонительное и дешевое. Но у японцев выбора нет, и они пытаются всеми доступными им способами поднять боевые возможности своих дизелюх, чтобы хоть как-то скоратить этот разрыв между ними и АПЛ. Им это потенциально дает возможность использовать такие ПЛ в качестве наступательного оружия.
    1. +2
      23 июля 2019 09:27
      Цитата: Alex_59
      Наша японская вундервафля предположительно может отмотать на "стирлингах" 500 миль на скорости 4 узла

      Уважаемый Алексей, а откуда такие данные?
      1. +8
        23 июля 2019 09:32
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Уважаемый Алексей, а откуда такие данные?

        http://www.navypedia.org/ships/japan/jap_ss_soryu.htm
        Но это предположительно. В принципе, главное что она до АПЛ ни при каких условиях не дотягивает.
        1. +1
          23 июля 2019 13:13
          Как интересно... Спасибо!
    2. 0
      25 июля 2019 19:30
      Цитата: Alex_59
      эти скорости у обеих лодок указаны при работе от дизелей, на электродвижении их скорости в 3-4 раза ниже.

      Алексей! Наши "потаенные суда" на АБ под водой идут с Vmax=21,0 уз! Это -- "скорость подскока"...Она крайне энергоемкая. Вообще, до практически полной разрядки АБ, можно бежать не более 7 часов. Потом, как говорят летчики, -- "Сливай материал!" Лодка без ВНЭУ будет вынуждена всплыть рад глотка атмосферного воздуха для работы дизелей под РДП, бьющих заряд АБ...Имея ВНЭУ, -- можно находиться под водой и пополнять емкость АБ. В этом суть!
      Цитата: Alex_59
      японская вундервафля предположительно может отмотать на "стирлингах" 500 миль на скорости 4 узла, а "Варшавянка" 400 миль на 3 узлах.
      На японских ПЛ типа «Сорю» установлено по 4 двигателя Стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R, 8 000 л.с, С аналогичными двиглами шведский Готланд 20 суток из-под воды не вылазил...А так была инфа, что только на Стирлинге она может пройти 4 уз ходом 1500 миль! Поэтому, "скромность (500миль) --украшает, но не в данном случае!
  7. +6
    23 июля 2019 08:11
    На мой взгляд, автором тема недоисследована.
    Беглый поиск в интернете показывает, что разработка ВНЕУ для лодок Лада перенесена на более поздний срок, а не прекращена вовсе.
    А про японцев пишут, что они возвращаются к более емким литиевым АКБ.
  8. -2
    23 июля 2019 09:12

    Посидим у моря, подождём погоды...
  9. +2
    23 июля 2019 10:04
    Цитата: Анджело Проволоне
    у нас не получается сделать ВНЭУ

    нужно около 6 лет, чтобы подготовить целевую группу сотрудников, которые смогут сдвинуть эту тему, еще около 5-8 лет, чтобы с нуля подошли к каким-то результатам. еще какое-то время на опытные и тестовые работы. Итого, примерно 15 лет, если откинуть все наработки "до". Причем, расходы гораздо ниже, чем на один двигатель от су-57. Я напомню, что СССР построил первые в мире действующие без аварий термоядерные реакторы через 6 лет после постановки вопроса. Но проблема в том, что у нас перестали вообще мыслить планами - только хаотичные невидимые рыночные руки, политическая коньюктура и экономия на всем.
    1. 0
      23 июля 2019 16:04
      Ну, для начала было бы неплохо действительно захотеть это сделать. Хоть что-нибудь. Не открыть тему для "освоения выделенных средств"/попила "почтенными людьми", а именно захотеть это сделать. А вот здесь увы.... Есть небольшие коллективы, которые неплохо решают мелкие задачи. Но их на пушечный выстрел не подпустят к кормушке, бо освоение - токмо для избранных. Но вот серьезный проект может решать приличный коллектив, а их как бэ нет..... Ну, или почти нет.....
  10. -2
    23 июля 2019 10:44
    Цитата: Alex_59
    приводит нас к неизбежному выводу - дизелюхи оружие оборонительное и дешевое

    Цитата: Alex_59
    потенциально дает возможность использовать такие ПЛ в качестве наступательного оружия

    вы уж определитесь laughing
    1. +2
      23 июля 2019 11:18
      Цитата: yehat
      вы уж определитесь

      С чем определиться?
      Дизелюхи - в основном оружие бедных, технологически слабо развитых стран. Потому что все, кто может, давно обзавелись АПЛ. Но из рядов "дизельного" клуба выпадают несколько стран, у которых есть и деньги, и технологии, и амбиции - но нет атомной энергетики. Вот такие страны и пытаются обходным путём придать своим дизелюхам хотя бы малую долю возможностей АПЛ при помощи не атомных технологий. Это в первую очередь Япония и Германия. То есть сделать из оборонительного оружия - наступательное.
      1. 0
        23 июля 2019 12:08
        бедные немцы как же они несчастные на своих дизелюхах у побережья США, Африки и в индийском океане стойко держали оборону. И ведь миллионы тонн водоизмещения оборонили заразы
        1. +1
          23 июля 2019 12:23
          Цитата: yehat
          бедные немцы как же они несчастные на своих дизелюхах у побережья США, Африки и в индийском океане стойко держали оборону

          Пример плохой. Вы бы еще галеры Петра Великого вспомнили - тоже огонь-оружие в 21-м веке. И если уж на то пошло, то бедные немцы войну за Атлантику (и вообще войну в целом) - проиграли. Что ярко характеризует их потуги "стойко держать оборону". Лучше уж в пример приводить американских подводников той же войны, если уж на то пошло. Правда их японцы не давили многочисленными эскортными эсминцами с "асдиком", эскортными авианосцами и базовыми патрульными самолетами с РЛС. А то тоже оборона была бы та еще. В общем, американские подводники, почему-то, примером немецких коллег не впечатлились и радостно перешли на атом, забыв про дизель.
          1. 0
            23 июля 2019 12:58
            у США практически все ТВД связаны с океанскими походами
            там дизеля совсем не канают.
            а у Японии большинство районов для ПЛ находятся в 1-2 днях пути или даже часах
            1. +2
              23 июля 2019 13:45
              Цитата: yehat
              а у Японии большинство районов для ПЛ находятся в 1-2 днях пути или даже часах
              Зато амбиции у них в последнее время стали увеличивать свой радиус покрытия. Атомные им никто строить не дает и не даст. Отсюда страстное желание придать имеющимся ДЭПЛ более серьезные возможности при помощи ВНЭУ. Собственно только об этом и речь. Нам вроде бы тоже не мешало бы, но не так критично - у нас есть атом.
              1. 0
                23 июля 2019 13:54
                вы не понимаете. Для японии флот в 100 раз важнее армии и авиации.
                даже если они будут стрелять из луков, во флот будут идти максимальные инвестиции.
                совершенствование лодки - единственный возможный путь для инвестиций на текущий момент, вот и все. Думаю, через год-два анонсируют крупную программу по эсминцам-фрегатам.
                к слову сказать, японцы не забыли, как их мордой об стол возили американские ПЛ и сделали правильные выводы. Защита от подводного флота и строительство ПЛ - важные пункты обороны страны.
        2. +5
          23 июля 2019 14:47
          Цитата: yehat
          бедные немцы как же они несчастные на своих дизелюхах у побережья США, Африки и в индийском океане стойко держали оборону. И ведь миллионы тонн водоизмещения оборонили заразы

          Успехи немцев - это кооперативный мат, ибо ПЛО Союзников на первом этапе войны фактически отсутствовала.
          А как только Союзники взялись за ПЛО, основной задачей ПЛ стало выжить. Патрульная авиация с РЛС, РГБ и самонаводящимися противолодочными торпедами, авианосные и корабельные группы ПЛО, полное покрытие Атлантики базовой авиацией, радиоразведка и прочие мелкие радости, отравляющие жизнь подводнику, привели к тому, что борьба за выживание ПЛ начиналась уже на выходе из базы.
          1. 0
            23 июля 2019 14:53
            силы ПЛО, мягко говоря, были не слабые
            сотни патрульных кораблей и самолетов, эскортные авианосцы, перехват энигмы.
            вам не кажется, что немецкие подводники победили уже самим фактом того, что заставили так тратиться на ПЛО?
            1. +2
              23 июля 2019 15:00
              Цитата: yehat
              вам не кажется, что немецкие подводники победили уже самим фактом того, что заставили так тратиться на ПЛО?

              Нет, не кажется. Хотя бы потому, что, в отличие от ПЛ, большая часть сил ПЛО была многоцелевой и могла быть использована (и использовалась) на других ТВД в другой роли.
              Те же эскортные АВ активно применялись в десантных операциях для поддержки наземных сил и переброски армейской авиации. Эскортные корабли из "гладкопалубников" после быстрого переоборудования становились кораблями ПВО (они у янки вообще какими-то трансформерами получились - ПЛО, ПВО, быстроходные ТЩ, быстроходные десантные транспорты и т.д., причём некоторые меняли класс по нескольку раз). А ЭМЭ и ФР спецпостройки вообще не переоборудовались - им что ПЛ гонять, что от самолётов обороняться, всё едино.
              1. -1
                23 июля 2019 15:06
                А ЭМЭ и ФР спецпостройки

                ЭМЭ?
                1. +2
                  23 июля 2019 16:35
                  Цитата: yehat
                  ЭМЭ?

                  Эскортные миноносцы/эсминцы. Те самые, которые пошли в атаку на линкоры Куриты, пытаясь прикрыть эскортные АВ Спрэгью.

                  Если брать тех же янки, то они изначально хотели "дешёвый малый эсминец, которым можно заменить большие ЭМ на второстепенных направлениях и в прикрытии КОН" (знакомое ТЗ, не правда ли - именно по такой идеологии начинали проектировать литторальник smile ). Но, в отличие от нынешнего "золотого" литторальника, тогда у янки маятник качнулся в сторону дешевизны. Вынужденно качнулся - промышленность поначалу не смогла выполнить все заказы, и лучшее оружие ушло на корабли "первой линии" флота. В результате, первым сериям ЭМЭ достались дизеля вместо турбин и 76-мм вместо 127-мм универсалок. Получился скорее фрегат, нежели эсминец.
                  Впрочем, дальше ВПК раскочегарился, и последние серии ЭМЭ были своего рода "половинками" своих старших братьев - пара 127-мм АУ, 40-мм и 20-мм МЗА, торпедный аппарат, турбины.
  11. +1
    23 июля 2019 11:11
    Нет мозгов - нет вложений в разработку технологий, нет ВНЭУ. Национальная особенность. Плитку перекладывать важнее.
  12. +1
    23 июля 2019 11:21
    Зачем нашему флоту 5 (ПЯТЬ!!!) дизель-электрических подводных лодок, которые хуже «Варшавянки»? Пять подводных лодок, которые не смогут выполнять поставленные задачи?

    Новый "борт", адаптированный под современные реалии, меньше экипаж. Если класс лодок типа "Варшавянка" нужен, то какой смысл строить старую платформу если есть новая? Плюс надо учитывать перспективу создания ВНЭУ, которую на Варшавянку ещё надо будет адаптировать, а на Ладу уже заложена возможность её установки.
  13. +1
    23 июля 2019 11:31
    Есть только одно замечание: ПЛ обязана всплывать для сеансов связи... И будь она способна месяц провести под водой, ей каждый день нужно всплывать. Конечно, если нужно провести скрытную операцию в территориальных водах партнёра, то всплытие там противопоказано, и здесь нужно именно ВНЭУ. Но до берегов парнёра довольно далеко, и добраться туда - долго. Поэтому и нужна супер Пиранья, способная 12 суток следовать ходом 4 узла, что соответствует дальности в 2130 км и позволяет противостоять японским силам.
    П-750Б, 1400 т водоизмещения. Экипаж лодки до 20 чел с возможностью взять до 18 подводных морских десантников, или 12 со средствами подводного транспорта.
    А если установить на эту новые графеновые аккумуляторы удельной ёмкостью до 7 кВт*ч/кг (проект Монарх), то её параметры значительно возрастут.
    1. 0
      23 июля 2019 12:14
      что ВНЭУ не шумит? ;)
      1. 0
        23 июля 2019 13:12
        Всё шумит. Вопрос в спектре и силе: если на уровне естественных шумов, то всё в порядке.
        1. 0
          23 июля 2019 15:46
          На аккумуляторах одно дело, а вот ВНЭУ сомневаюсь плюс пожароопасность ...
    2. 0
      25 июля 2019 19:46
      Цитата: Tektor
      ПЛ обязана всплывать для сеансов связи...

      Коллега, вы про 60-е годы прошлого века, что ли?
      Нынешним всплывать не нужно для приема РДО, а передавать можно и с помощью "буя" или НПА... Сейчас все идет через космос по СБД...
      Так что, не все так плохо, как кажется из окопа! yes
  14. +1
    23 июля 2019 12:09
    Цитата: DesToeR
    Плюс надо учитывать перспективу создания ВНЭУ

    в статье правильно сказано, если ВНЭУ давно пытаются создать и ноль выхлопа, а финансирование завершено, о какой перспективе вообще речь?
    1. 0
      25 июля 2019 19:50
      Цитата: yehat
      о какой перспективе вообще речь?

      Разработки велись в инициативном порядке. Сейчас ОКР по ГТЗЦ включают в ГОЗ на 2020. Поэтому будет подписан контракт и начнется финансирование. Чере- 2-3 года Малахит пообещал поставить ГТЗЦ на лодку в качестве ЕДИНОГО двигла! Если такое случится, можно рассчитывать на инозаказы. Да и свой БФ и ЧФ облагородить качественно новым подводными силами.
      1. 0
        26 июля 2019 09:20
        интересно сравнить это с реальностью
  15. 0
    23 июля 2019 12:12
    1938 г. в СССР построена первая подводная лодка С-92 (двигатель назывался регенеративный единый двигатель особый (анаэробный))...
  16. 0
    23 июля 2019 12:16
    давно, лет 15 назад я читал об экспериментах замены винта на более эффективные и тихие механические движители (например, имитация хвоста рыбы или даже гирлянды хвостов), а так же водомет чем-то смахивающий на рельсовую пушку.
    2-й вариант интересен тем, что можно было применить технологию ракетоторпеды, которая в нашей стране уже существует, в экстренной ситуации для резкого ускорения.
  17. +1
    23 июля 2019 12:38
    Цитата: Анджело Проволоне
    Логику Минобороны в этом случае расшифровать не получается.

    Почему не получается? Просто договорняк. Договорились об том кто где, когда и за какие средства будет строить. Всех "парней" все устроило... А то, что там ВНЭУ нет, так я вас умоляю. не делайте мне смешно...
    То, что у нас не получается сделать ВНЭУ - тут тоже нет ничего удивительного. Кто это будет делать? Рубин? Это клоповник, оставшийся со времен развала СССР. Кто там работает? Дедули. На фиг им ВНЭУ? Они думают о том, как бы скорее домой свалить внучков нянчить. А что касается молодежи, так там образование ниже плинтуса. Зарплата копеечная. Опять же, ну взять молодежь на место "дедули" на хорошие бабки. Так нельзя. это же наш заслуженный-перезаслуженный работник! На святое покусились?!
    Работают отдельные молодые одиночки, которые перенимают опыт. Потом их сманят на запад. Но этому печалиться особо не надо, их мало... Они так и так погоды не делают.
    Я думаю, пока гром не грянет этот клоповник не вытряхнут... за шкварник и на пенсию. Потом за образование надо браться. Вот где болото начинается, Но это уже совсем другая история. wink

    Образование это не другая история , а то с чего всё начинается , откуда инженеры будут , от партии Единая Россия ?)))))
  18. +1
    23 июля 2019 13:06
    статья - как припевка частушки "...наша песня хороша, начинай сначала...", на ВО об этом было написано и больше, и лучше, ну а уж сколько копий было сломано в комментариях.. ну а лично мне хватило шведской подлодки "ГОТВАЛЬД", чехи ржут...
  19. 0
    23 июля 2019 13:57
    А почему никто не пишет о ВНЭУ изнутри ? Как работает, на каких компонентах.Пара кислород/водород или кислород/метан(пропан), к примеру, хранящаяся на борту в дьюарах, тоже никак не добавляет живучести ПЛ. Что такое жидкий кислород, думаю, всем известно. А требования к береговой инфраструктуре...
    Не зря японцы на аккумуляторы переходят. И нам нужно, а не фантазировать про "риформинг дизтоплива". Аккумуляторы можно вынести за прочный корпус в межкорпусное, разбить на секции. Тогда авария секции не губит всю лодку или даже всю батарею. Максимум- демаскировка на полчаса. Это же очевидные вещи.
    1. 0
      23 июля 2019 14:48
      А как предлагаете защитить АКБ от внешнего воздействия? Легкий корпус не является защитой!
      Еще вопрос с обслуживанием АКБ.
  20. -8
    23 июля 2019 14:24
    Зачем нашему флоту 5 (ПЯТЬ!!!) дизель-электрических подводных лодок, которые хуже Варшавянки?
    потому что запад отдал приказ Путину принимать на вооружение ВМФ России только г@вно!
  21. +1
    23 июля 2019 14:35
    Дальность одной обичной дизель-електрической лодки(с свинцовими аккумуляторами) на малошумний подводний ход полностью хватает для оборону 100-200 миль побережья.
    Заряжает она в базу у берега и потом в море только под водой.
    ВНЕУ имеет смисл только если надо идти к вражеским берегам через океан. Но тогда лучшая ВНЕУ ядерний реактор малой мощности - только для малошумного подводного хода.
  22. 0
    23 июля 2019 14:53
    Для работы стирлинга нужна разница температур. За счет чего будет происходить нагрев на ВНЭУ?
    1. 0
      23 июля 2019 17:41
      не могу удержаться от шутки
      За счет чего будет происходить нагрев

      за счет поджега нижних полушарий экипажа от того, что лодка стоит и никуда не плывет .
      1. 0
        23 июля 2019 17:48
        А вот если без шуток Стирлинг должен быть массивным для приемлимоц мошности. И тепловой энергии ему нужно очень и очено много. Чем выше разница температур тем эффективней двигатель. Для двухцилиндровой схемы можно цилиндры охлажде5ия забортной водой охлаждать. А нагрев кстати от ядерного "котла" вполне может быть. С этой секретностьб вопросов больше чем ответов.
        1. 0
          23 июля 2019 18:07
          вопрос на самом деле только в совершенствовании кпд двигателя.
          1. 0
            23 июля 2019 20:24
            У любого типа двигателей значение КПД предельно и меньше 100. Плюс имеет значение баланс масса/ мощностт. Плюс имеет значение такой параметр как скорость развитья полной мощности из холодного состояния.
  23. +2
    23 июля 2019 16:37
    Цитата: ved_med12
    А как предлагаете защитить АКБ от внешнего воздействия? Легкий корпус не является защитой!
    Еще вопрос с обслуживанием АКБ.

    Их не надо обслуживать- они необслуживаемые. Обслуживать нужно контактные группы, платы контроллеров, систему термостатирования и пр. Для этого вместо балластных цистерн в дополнительном отсеке размещаются капсулированные модули со всеми потрохами, внешний вид похож на кислородный баллон только с фланцевым разъемом. См. например капсулированные АКБ для космических аппаратов- их точно никто не обслуживает ;)). Модуль же и является защитой от внешнего воздействия.
  24. 0
    23 июля 2019 17:12
    Цитата: Alexey RA
    Те самые, которые пошли в атаку на линкоры Куриты, пытаясь прикрыть эскортные АВ Спрэгью

    признаться, моим мозгам стоило большого скрипа вспомнить этот эпизод bully
  25. 0
    23 июля 2019 17:38
    Цитата: Rafale
    Тогда авария секции не губит всю лодку или даже всю батарею. Максимум- демаскировка на полчаса. Это же очевидные вещи.

    не все так просто. аккумуляторы требуют присмотра и за корпусом высока вероятность, что будут быстро повреждены. Внешнее размещение опасных элементов - это правильно, но для этого достаточно компоновочное решение лучше проработать. Кто мешает особо опасные элементы сгруппировать в одном из отсеков, изоляция которого не погубит лодку?
    1. 0
      23 июля 2019 18:18
      Так и я о том же
      Цитата: Rafale
      Для этого вместо балластных цистерн в дополнительном отсеке размещаются капсулированные модули со всеми потрохами
      1. 0
        23 июля 2019 18:19
        это не работает
        вода - не космос.
  26. 0
    23 июля 2019 20:02
    Попробую добавить. Проект 636 имеет достаточные объёмы для модернизации. В первую очередь, мне кажется, необходимо заменить гидроакустический комплекс (МГК-400) на более современный, однозначно все лодки укомплектовывать ГАС с ГПБА (МГ-541 или лучше) и протяженными антеннами связи. Все это применялось, правда на атомных ПЛ, ещё в 80-х годах. ВНЭУ тоже, конечно, нужно, но если пока не получается, начинаем с минимума. БИУС однозначно нужен, доработанный на стрельбу телеуправляемыми торпедами. В противоположность некоторым высказывающимся- дизель-электрическая ПЛ нужна русскому флоту. В прибрежных морях малошумная ПЛ - замены нет.
  27. 0
    23 июля 2019 21:22
    НАПЛ это важная составляющая флота, их нужно очень много, и лучших
  28. 0
    24 июля 2019 10:26
    Цитата: frog
    Но вот серьезный проект может решать приличный коллектив

    коллектив можно надергать и построить стройными рядами.
    Есть огромное количество рутинных функций, которые просто нужно делать от утра и до забора.
    приличным должен быть костяк, относительно небольшая группа.
    технологии мотивировать несколько человек мягко говоря, отлажены.
    но мне кажется, проблемы будут на уровне стабильности поддержки проекта и его взаимодействий со смежниками.
  29. 0
    27 сентября 2019 17:11
    Автор абсолютный ноль в теме!
    Читать нет смысла, статья из темы "Все пропало, мы все умрем"

    Собственно, немцы такие установки уже мало того что придумали, они из вовсю используют в лодках типа 212.

    Ложь!
    Немцы в свою лодку закачивают водород и кислород. Мы такие технологии в 50-60х уже использовались и отказались от них в виду повышенной пожароопасности. Все это хорошо до первых боестолкновений. Ну а немцы пусть плавают на таких лодках, им бои проигрывать не впервой.
    Реформинг дизеля сейчас никто не делает кроме нас. И да, эксперименты с реформистом у нас успешные, все работает, однако, в настоящее время идут работы по снижению выделяемого тепла до заданных (Минобороны) параметров, поэтому и притормозили с лодками. Судя по всему подвижки есть. Ожидается что через несколько лет установка будет готова.
    Так что не теряйте время на сие диванное чтиво. Все хорошо. Победа будет за нами.
  30. Eug
    0
    12 октября 2019 08:50
    5 копеек - шведские ПЛ типа Готланд, а не Готвальд... Готвальд - это чешский коммунист, если не ошибаюсь, звали его Климент и в его честь на какое-то время переименовывали город Змиев в Харьковской обл.