СМИ узнали новые подробности аварии на борту АС-31

89
Гибель моряков-подводников на атомной глубоководной станции АС-31 произошла от взрыва аккумуляторной батареи, когда на помощь первому экипажу пришли члены второго. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на близкий к расследованию источник.

СМИ узнали новые подробности аварии на борту АС-31




Как пишет газета, пожар на борту глубоководной станции произошел вечером 1 июля во время стыковки станции с подводным носителем для буксировки ее на базу. Как развивался сам пожар, никто сейчас пояснить не может, так как все тушившие его погибли, но есть предположение, что проблемы возникли в электросистеме АС-31 из-за дефекта какого-то кабеля, который мог привести к разогреву с последующим оплавлением изоляции.

По словам собеседника издания, на первоначальной стадии пожара он не представлял большой опасности и находящийся на станции первый экипаж мог спокойно эвакуироваться через шлюз на лодку-носитель, но остался на борту АС-31 и согласно "Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок" начали бороться с задымлением. У каждого члена экипажа при себе было портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее дышать около 20 минут даже при сильном задымлении.

С началом пожара борт станции по приказу командира лодки-носителя покинули шесть человек, которые не были задействованы в борьбе с задымлением. Оставшиеся на борту АС-31 десять человек продолжили борьбу за живучесть корабля. Как удалось установить уже на базе, они полностью израсходовали все имеющиеся на борту средства пожаротушения. Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).

Также сообщается, что у подводников кончились запасы дыхательных средств. Надышавшиеся дымом люди начали терять сознание и командир экипажа запросил у командира лодки-носителя эвакуацию. У переходного шлюза первый экипаж встречали четыре подводника из второго. Люди погибли в момент, когда люк уже был открыт.

В последствии было установлено, что взорвалась аккумуляторная батарея. По словам специалистов, взрыв был достаточно мощным и стал причиной нарастающего объемного горения, которое привело к гибели четырнадцати моряков-подводников.

В настоящее время версия со взрывом аккумуляторной батареи рассматривается как одна из основных. Также не исключаются и другие версии пожара и взрыва. Всей информации по пожару на АС-31 все равно представлено не будет, поскольку при ее публикации могут быть разглашены государственные секреты.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    23 июля 2019 09:36
    Что-то мне здесь не нравиться...я далек от подводного флота, но звучит все это очень недостоверно. Доброй всем памяти
    1. +1
      23 июля 2019 10:42
      Мутное дело. "Тушить" литиевую батарею, пожар которой носит взрывной характер? Ну-ну. Что, неужели те, кто остались "тушить" "литий" об этом не знали? Даже, у нас в компании, для литиевых батареек размеров "С" и "D" в случае их пожара, предусмотрены специальные несгораемые ящики со слюдой, щипцы, фартуки, перчатки и дыхательное снаряжение и пр. А тут подводная лодка на таких батареях..... request
      1. +8
        23 июля 2019 11:43
        Откуда информация, что батарея литиевая?
        1. +7
          23 июля 2019 13:04
          Подплава мало на ветке,словоблудия много...зачем? помяните и всё...
          1. +3
            23 июля 2019 19:00
            Покойтесь с миром воины, земля пусть будет пухом. Долг свой исполнили сполна.
      2. -3
        23 июля 2019 14:22
        Цитата: Monster_Fat
        Тушить" литиевую батарею, пожар которой носит взрывной характер?

        Литиевых аккумуляторных батарей не существует. Есть литий-ионные, в которых лития нет. А вот первичные (не перезаряжаемые) литиевые ХИТ действительно есть, и они, в отличие от литий-ионных, и в самом деле могут взрываться и содержат литий. Вопрос: вы о каких ХИТ говорите? Обо всех сразу?
        1. +1
          23 июля 2019 16:24
          Цитата: astepanov
          Есть литий-ионные, в которых лития нет.

          Нет металлического лития, но есть углерод, насыщенный ионами лития, тоже в плане пожароопасности не подарок. Впрочем, я согласен с тем, что у современных Li-ion аккумов вероятность самовоспламенения минимальна. Вероятно, использовались свинцово-кислотные.
          1. -1
            23 июля 2019 17:45
            Нет, свинцово-кислотные не могут взорваться: взрывается водород при избыточном их перезаряде. Но заряд аккумуляторов всегда проводят в надводном положении. А вот литий-ионные аккумуляторы, увы, взрываются, в том числе и из-за технологических дефектов.
            Цитата: Fikys
            у современных Li-ion аккумов вероятность самовоспламенения минимальна

            Аккумуляторы большой емкости начали производить недавно. Достоверные показатели надежности вряд ли известны, поэтому говорить о "вероятности самовоспламенения" нет смысла: она неизвестна. А как это бывает, можно увидеть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=rPqq0v_ORc8
            1. 0
              2 августа 2019 11:58
              Господа минусовщики, вы хоть бы оставляли след: что именно вам не понравилось. И еще: в отличие от вас, я владею темой, потому что профессионально занимаюсь химическими источниками тока, я разработчик со стажем в четыре десятка лет, остепененный, с тьмой патентов в загашнике. А вы - дилетанты, даже не способные внятно озвучить свою позицию.
  2. +26
    23 июля 2019 09:36
    Нет ничего хуже пожара на корабле, и уж тем более подлодке!Светлая память погибшим героям!
  3. +2
    23 июля 2019 09:41
    Моряки действовали геройски и по инструкции...мое почтение и уважение им и соболезнование родным и близким.

    Спустя некоторое время можно не поддаваясь эмоциям проанализировать случившееся.
    Вопрос первый ...почему погибло так много людей?
    Почему отсек с аккумуляторной батареей не оборудован эффективной системой аварийного пожаротушения?
    Почему не продуманы дополнительные системы спасения людей на случай не хватки кислорода?
    Почему используется техническая установка...смертельно опасная при аварии...неужели нельзя придумать более безопасные источники электроэнергии еще на стадии проекта?Пускай это будет дороже но жизнь моряков выше этого.
    1. +15
      23 июля 2019 09:54
      Потому, что это подводная лодка. Компромиссы во всем.
      1. -1
        23 июля 2019 09:57
        Потому, что это подводная лодка. Компромиссы во всем.

        Неправильно так думать...нельзя соглашаться с компромиссом сидя на бочке с порохом...жизнь людей не карточная колода.

        Представьте себе что такая авария произойдет во время выполнения боевого задания...к черту такие компромиссы.
        1. +36
          23 июля 2019 10:01
          А подлодка и есть бочка с порохом. Кислород, сжатый воздух, аккумуляторы, боезапас, масла-смазки, высокое напряжение и все это в ограниченном пространстве. Как ни крути компромиссы всюду.
          1. +1
            23 июля 2019 10:05
            Значит надо свести к минимуму массовую гибель людей в случае аварии...как не цинично это звучит.
            14 человек это слишком.
      2. Комментарий был удален.
    2. -13
      23 июля 2019 09:56
      Хорошие вопросы, но правда ли жизнь моряков дороже? Человека заменить достаточно легко, даже высококвалифицированного, а построить новую лодку очень сложно. Я знаю, это звучит абсолютно кощунственно, но не кидайтесь сразу минусовать. Такое впечатление, что настоящая советская идеология считала человека расходным материалом, а "железо" - реальной ценностью. Это наследие у нас сохраняется до сих пор, в частности в технической реализации подводных лодок и т.д. Руководство СССР просчитывало стоимость "изготовления" человека (9 месяцев, и это может сделать любая женщина, даже неграмотная) и техники, плотин, заводов. Вот и клали сотнями тысяч людей на сталинских стройках. А что - жить захочешь, выживешь. Ну, или нет... Сегодня надо пересматривать ценность человека и использовать другие критерии, но не как на Западе: "вы знаете сколько стоит подготовить такого специалиста?", потому что это опять про деньги, что дешевле, что дороже. Критерий должен быть такой: вся эта техника, вся обороноспособность, промышленность, созданы для людей. Поэтому они должны иметь подчинённое положение по отношению к человеку. Рискну даже сказать, что лодку можно было бы и утопить, а моряков спасти. В следующий раз инженеры 1000 раз подумают над каждой обмоткой кабеля, над каждой батарейкой и над временем работы каждой системы индивидуальной защиты. Это их (инженеров) работа в тёплых кабинетах - делать так, чтобы не было ЧП на лодках, а если и случилось, так чтобы все выжили.
      1. +23
        23 июля 2019 10:05
        Ахинею не надо нести. Это в РФ человек- ни кто. В СССР каждый человек ценился и был хозяином в своей стране. А сейчас мы по сути холопы у буржуев, только с айфонами, машинами и хатами в ипотеке
        1. +10
          23 июля 2019 10:13
          Цитата: Osmodey
          В СССР каждый человек ценился и был хозяином в своей стране.

          laughing
        2. -1
          23 июля 2019 10:14
          Очень ценился, ага. Так же как и винтики. Особенно в сфере охраны труда. Те же грузовики возьмите - хоть один советский автомобиль оборудовался кондиционером? Хотя на проклятом западе это было обязательным условием. Хозяин в стране - посмешили.
          1. +13
            23 июля 2019 10:18
            С головой то нормально? Или в СССР не жил но мнение имею? Хотя кондиционер это заход с козырей good Про образование, медицину, отсутствие безработицы? Не не слышал? Дудей ых пересмотрели? Бывает. Личинке проникают в мозг Буратин всё активней
            1. +1
              23 июля 2019 10:26
              Жил в СССР и работал, посему и мнение имею. И сейчас ничего не изменилась - коммунисты как были у власти, так и остались, только шкурку сменили. И что не так с медициной?
              1. +13
                23 июля 2019 10:30
                Вы коммунистов с капиталистами не путаете? О правах собственности на средства производства чего нибудь слышали?
                Бесплатная медицина вымирает, запись к врачу на 2 месяца вперёд.
                1. -1
                  23 июля 2019 10:43
                  Слышал, а как же. Государственная собственность на средства производства - это неэффективная экономика и тотальный дефицит. А коммунисты быстро перекрасились в капиталистов, переобуваться на ходу они всегда умели. В кого ни плюнь в думе и правительстве - попадешь в бывшего коммуниста или комсомольского функционера. Отсюда так и живем.
                2. Комментарий был удален.
            2. -5
              23 июля 2019 10:29
              Про образование, медицину, отсутствие безработицы?

              Из трех названных только образование было достойным, а все остальное - это вам папа с мамой рассказали или газеты Правда в архиве начитались laughing
              1. +2
                23 июля 2019 11:48
                Достойная безработица?.... fool
                А сейчас медицина достойная и для всех?
                1. -4
                  23 июля 2019 12:28
                  Сейчас, хотя бы, есть альтернатива. Не нравится бесплатная - лечись за деньги. Здесь и сейчас. В отличии от медицины советской "жри, что дают" И не надо ее идеализировать: пользовался, знаю. Особенно советская стоматология с ее допотопным оборудованием и материалами.
                  1. +6
                    23 июля 2019 12:36
                    Альтернатива есть у тех, у кого на нее есть деньги. По поводу советской стоматологии - пользовался знаю, для своего времени вполне меня устраивала, давайте еще средневековье вспомним?
                  2. 0
                    23 июля 2019 14:33
                    К сожалению те, у кого есть деньги, лечатся чаще всего не за свой счет. И даже если лечатся за границей.
              2. 0
                23 июля 2019 14:36
                Цитата: Астронавт
                Про образование, медицину, отсутствие безработицы?

                Из трех названных только образование было достойным, а все остальное - это вам папа с мамой рассказали или газеты Правда в архиве начитались

                Безработицы в СССР не было, а как раз была статья за тунеядство. А в остальном вы правы, с некоторыми уточнениями.Высшее образование на Кавказе и в Ср.Азии - было отстойным. Плата за экзамены и покупка дипломов это всё оттуда.
              3. 0
                24 июля 2019 19:44
                Про советскую бесплатную медицину промолчать не смогу: мне в 1986 году в обыкновенной районной больнице делали операцию, зашивали паховую грыжу. До сих пор всё нормально, даже следа от шва не осталось и всё бесплатно и мгновенно сделали.
          2. +4
            23 июля 2019 10:36
            Так же как и винтики

            Хорошо сказали. Плюс! СССР - это была хорошо отлаженный механизм. (не очень хорошо - в 91-м полетели винтики/шпонтики просто из-за того, что у руля встал "мягкий человек")
            сша - тоже механизм, и он тоже может сломаться, но не ломается, хотя у руля была всякая дрянь - негры и артисты, бабники и бандиты... bully

            светлая память морякам подводникам!!! hi
          3. +3
            23 июля 2019 12:01
            Цитата: АС Иванов.
            Те же грузовики возьмите - хоть один советский автомобиль оборудовался кондиционером?

            А зачем грузовики? Статья о ПЛ? Ну давайте какие к примеру условия для экипажа в советской "Акуле":
            На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева[7], солярий, обшитая дубовыми досками[7] сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов
            1. -3
              23 июля 2019 12:05
              Цитата: КЕРМЕТ
              А зачем грузовики? Статья о ПЛ? Ну давайте какие к примеру условия для экипажа в советской "Акуле"

              Цитата: Анекдот
              На самолете имеются: два бассейна, три теннисных корта, четыре ресторана на 100 мест каждый, (и т. д.).

              А теперь, со всей этой фигней, мы попытаемся взлететь...

              Сравнили Акулу с Лошариком... уж лучше, ИМХО, про автомобили laughing
              1. +3
                23 июля 2019 12:30
                Цитата: Cat Man Null
                Сравнили Акулу с Лошариком... уж лучше, ИМХО, про автомобили

                Это не сравнение, это ответ на то, что в СССР не ценили человека
                1. Комментарий был удален.
                2. 0
                  23 июля 2019 12:45
                  Цитата: КЕРМЕТ
                  это ответ на то, что в СССР не ценили человека

                  А-а-аа.. ну, тоды ой.

                  Только все равно - ставить в пример монстрообразную Акулу (с экипажем 160 человек и автономностью в полгода), только потому, что там был

                  Цитата: КЕРМЕТ
                  ... плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м...

                  и прочие минимальные удобства - ИМХО, не совсем правильно.
                  1. +1
                    23 июля 2019 14:52
                    Что же здесь неправильного? По логике человека, считающего, что человек в СССР лишь винтик, взамен этих "минимальных удобств" нужно было воткнуть ещё пару ракет или торпед
                    1. 0
                      23 июля 2019 14:58
                      Цитата: КЕРМЕТ
                      По логике человека, считающего, что человек в СССР лишь винтик, взамен этих "минимальных удобств" нужно было воткнуть ещё пару ракет или торпед

                      По любой логике - 160 человек, находящихся в море полгода, как минимум, нуждаются в психологической разгрузке. Иначе мозги поехать могут. Это азбука.

                      Винтики, между прочим, тоже любят смазку wink

                      Все, давайте завязывать. Мысль вашу я понял, ваш пример считаю неудачным. Прочее мне... неинтересно, извините hi
          4. +9
            23 июля 2019 12:47
            АС Иванов, как раз с охраной труда в СССР было совсем неплохо. Нормы ТБ были довольно строгие, хотя соблюдались не всегда и не везде. Причины были разные от "план горит" до простого раздолбайства. И были специальные должности "инженер по ТБ" на предприятиях ,в т.ч. и не очень больших. Не могу сказать за всю страну, но на моем завод, за нарушение ТБ огрести от мастера, нач.цеха, инженера по ТБ можно было запросто и без вариантов. Да и со стороны контролирующих организаций работа велась. Помню СЭС провела проверку монтажного цеха и выдала предписание на его закрытие из-за превышения на стенах ПДК вредных веществ. И "план горит" по-фигу....
            Пока стены не отмыли и после повторной проверки разрешение на открытие цеха не получили, цех так и простаивал.... Т.ч. в СССР за ТБ следили.... Убежден, что сейчас ситуация намного хуже.
        3. -4
          23 июля 2019 11:05
          В СССР, в котором я родился и вырос, было по-разному. Что-то было прекрасно, что-то хорошо, что-то посредственно, что-то плохо, а что-то - (коммунистическая доктрина) абсолютная ложь. Так что СССР не оценивается одним числом. Но вот конкретно отношение к человеку было зачастую как к скотине, хотя и к ней неплохо бы относиться "по-человечески". Про кондиционеры уже сказали, и это пример принципа, на котором всё строилось. Нечего, мол, человеку, жировать, с комфортом жить и работать. Печки в машине не надо, пусть варежки надевает, кондиционер... а это чё? Туалет - дыра в г..не чтоб поср_ть мог и хватит. А ведь были ещё женщины с тряпкой, которые это мыли руками, чьи-то матери. Помыться на производстве после работы, чистую рабочую одежду? Может вам ещё парковки для личных автомобилей тут построить? Вот такое было отношение в СССР к рабочему классу, который там именовался самым главным для страны. Так что одно дело когда система решала, что ей что-то нужно (образование, медицина, тяжелое машиностроение), а другое - ради конкретного человека напрячь, например, производство. Вам что парторг скажет если вы нормальный туалет попросите на завод или чтобы освещение было не как в подземелье? Посмотрите фильм "Зеркало для героя".
          1. +10
            23 июля 2019 11:32
            Все таки было по разному! Я на завод пошел в 67 и вентиляция на рабочем месте и кондиционер и белый халат и туалет и столовая и прекрасная поликлиника, садик для детей летом бесплатный пионер лагерь, да на квартиру очередь, но кто работал лет по 10 получали! Бронь от армии, это для эстетов! Но был отбор, погнал брак, на текомиссию ,не помогает в цех на ширпотреб!
            1. -3
              23 июля 2019 11:39
              То есть, Вы были в оборонке? Да и слава Богу, что где-то было и хорошо. Я чернуху не гоню, просто пример. Но есть вероятность, что хорошие условия труда были во многом заслугой директора. который, скажем так, любил своих подчинённых. Ну или кого-то ещё наверху. А плохие - нормой внутри системы. Ведь за них не карали как за не выполнение плана. Вопрос ведь был политический: есть пролетарское государство борющихся за мировой социализм, а есть буржуазные зажравшиеся страны с обществом потребления.
              1. +2
                23 июля 2019 11:49
                Да угадали , блоки управления на "Темп с" лет через 15 столкнулся по службе. А насчет зажравшихся потребителей, так это кто-то из современных "класиков" ляпнул, что нам теперь не нужны созидатели нужны квалифицированные потребители!!!
                1. 0
                  23 июля 2019 11:53
                  Почему-то перестал мелькать термин "потребляющее животное". Это мы с их точки зрения.
        4. -1
          23 июля 2019 13:08
          Цитата: Osmodey
          В СССР каждый человек ценился и был хозяином в своей стране.
          laughing

          Цитата: Osmodey
          Ахинею не надо нести.
    3. +11
      23 июля 2019 10:05
      1) Оборудован, они ее использовали, вон в статье написано что два 100литровых баллона фреона влили. Больше - так это же не пожарная подводная лодка. И в целом зависит от пожара, если ЛиЙоновые акки горели то хоть 10000050000 литров Фреона влей, эффекта не будет. Так как в аккумуляторе есть все свое для эффективного горения.

      2) Какие системы? Патроны для дыхательного устройства скорей всего были, но было сильно не до них. Ну или потеряли счет времени и когда стало до них, уже было поздно.

      3) Любая аккумуляторная батарея может бахнуть. Вон индусы на классике лодку разорвали. Обойтись без накопителя нельзя.
      1. 0
        23 июля 2019 10:12
        Так как в аккумуляторе есть все свое для эффективного горения.

        Вроде как появилась новая разработка аккумулятора ...говорят взрывобезопасный.
        Литий-ионные аккумуляторы в смартфонах регулярно взрываются...применять их на подводной лодке это все равно что играть в русскую рулетку...рано или поздно снова взорвется.
        1. 0
          23 июля 2019 14:43
          В рулетке хоть есть шанс и довольно большой, с энергоемким акком на литии нет request Деградация структуры рано или поздно приведет к возгоранию, или менять их каждый год. Слишком много зависит от систем контроля за зарядкой, разрядкой, температурой, чем больше элементов в системе, тем меньше надежность. В отличии от кислотных и щелочных, они не саморегулирующиеся, то есть согласно теории устойчивости, литиевые склонны к потере устойчивости.
      2. 0
        23 июля 2019 10:44
        Цитата: donavi49
        Ну или потеряли счет времени и когда стало до них, уже было поздно.

        У переходного шлюза первый экипаж встречали четыре подводника из второго. Люди погибли в момент, когда люк уже был открыт.

        То есть, если бы чуть по раньше открыть люк, люди возможно были бы спасены.
    4. +1
      23 июля 2019 10:12
      В проекте были другие аккумуляторы. Литиевые, как я понимаю, поставили при модернизации. Модернизация, увы, из той же серии, как отказ от аварийных дизель-генераторов на ПД-50.
      1. +1
        23 июля 2019 12:04
        Пруфы есть???
        1. 0
          23 июля 2019 12:08
          Нет, конечно. Всё же секретное. Есть только инсинуации в СМИ: https://www.fontanka.ru/2019/07/08/098/
          1. 0
            23 июля 2019 12:30
            Эти батареи самые современные, что на ПЛ, что на электромобилях типа Теслы. Их ахилесова пята, при разгерметизации выгорают за несколько секунд, бывает что и с пассажирами.

    5. +8
      23 июля 2019 10:23
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Почему отсек с аккумуляторной батареей не оборудован эффективной системой аварийного пожаротушения?

      потому что горящую литий-ионную батарею полностью затушить невозможно. Но можно уменьшить интенсивность горения, подавив открытое пламя: потому и для этого были емкости с фреоном. Это подтверждает, что батарея - литий-ионная. Вот только чья? От питерского Ригеля? Или от Лиотеха - детища Чубайса? Есть резоны предполагать второе: Лиотех давно и усердно лезет со своими энергоустановками большой емкости для транспорта и для ВМФ. Причем, хоть это и не афишируется, пожары, связанные с этими батареями, уже были.
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Почему используется техническая установка...смертельно опасная при аварии...неужели нельзя придумать более безопасные источники электроэнергии еще на стадии проекта?

      Что ж, придумайте. Вы полагаете, что это просто? Я мог бы очень много рассказать по этому поводу - но достаточно того, что высокая энергоемкость, безопасность, простота обслуживания и приемлемая цена являются предметом забот аккумуляторщиков (и не только) уже без малого двести лет, вложения в автономную энергетику ежегодно составляют десятки миллиардов долларов - и если бы... Ну, вы поняли. Другое дело, что для ПЛ нельзя применять серийные изделия, что периферия - зарядные устройства, контрольные датчики, узлы герметизации, силовые шины, ПО должны быть очень надежными, что начинка, особенно сепараторы должны быть потолще и попрочнее - и плевать, что при этом энергетика упадет на несколько процентов, а время зарядки вырастет не несколько минут. Наконец, была ли военная приемка батареи на всех этапах изготовления? И кто был в приемке: простые "ать-два", или настоящие спецы - а они в ВМФ есть?
      1. +1
        23 июля 2019 21:32
        Цитата: astepanov
        потому и для этого были емкости с фреоном. Это подтверждает, что батарея - литий-ионная.

        Да ладно... Ничего это не подтверждает. ЛОХ появилась на подводных лодках после пожара на К-19, а это, на минуточку, начало семидесятых. Про литиевые аккумуляторы тогда только фантасты писали. Да и к тому что пишут журналисты надо бы относиться очень критически, уж такие они последнее время придумщики... все им сенсацию подавай...
        P.S. На К-152 не так давно(лет десять назад) на испытаниях ЛОХ сработала - 20 человек погибло...
    6. +3
      23 июля 2019 13:47
      Судя по статье в начале горела не батарея. Горел кабель какой-то. Возможно скрытый. От него занялось еще что-то , а батарея взорвалась уже в конце , когда экипаж понял , что не получается затушить пожар , свернул тушение и начал эвакуацию. Тут-то она и рванула, вызвав огненный шторм по сути. А затушили пожар уже после этого затоплением отсеков. Если все так , как написано в статье, то правильным было бы затопить отсек , где происходило горение с самого начала, если была такая возможность. Но это всегда послезнание.
      Сам по своей должности являюсь еще и командиром пожарного расчета на пр-ве. Пожары тушил не раз. Полной страховки от них не бывает. Даже когда куча автоматики и средств пожаротушения. А тушить электрику - еще то удовольствие. Она обычно скрыта и где реально горит или тлеет - хрен поймешь. Тлеющая изоляция провоняет всю окрестность. А если источника дыма не видно , то искать можно долго. Вообще для таких поисков хорошо иметь тепловизор - можно быстро найти очаг. Но он , блин, дорогой. Не везде есть.
  4. -8
    23 июля 2019 09:56
    Плохой аккумулятор. Засуньте его в капсулу и торпедируйте из отсека в воду.
    1. +1
      23 июля 2019 10:11
      DiViZ (Дима) Сегодня, 09:56
      -2
      Плохой аккумулятор. Засуньте его в капсулу и торпедируйте из отсека в воду
      .он как на "жигулях" ?
    2. +2
      23 июля 2019 11:41
      Кстати, отличная идея!!
      Отстреливаемый отсек с аккумами.. находящийся вне самой лодки.. соединённый лишь одним кабелем..
  5. +10
    23 июля 2019 10:10
    ПОЧЕМУ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ НЕЛЬЗЯ ПОКИНУТЬ ГОРЯЩИЙ ОТСЕК?
    На подводной лодке объявляется аварийная тревога при любом возгорании или даже запахе гари в отсеке. 25-30 коротких звонков – самая «страшная» тревога на корабле. В такие моменты никто не может предположить, чем все закончится.

    Экипаж разбегается по своим отсекам, и на переборках всех отсеков, смежных с аварийным, подводники создают «рубежи обороны», закрывая переборочную дверь, клапана по системе вентиляции и клапана других систем, чтобы полностью изолировать смежные отсеки от проникновения угарных газов из аварийного. Моряки полностью герметизируют переборку своего отсека. Те, кого закрыли в аварийном отсеке, ищут, где горит, и тушат огонь. Покинуть отсек без разрешения Центрального поста никто не позволит. Такова жизнь подводника. За свой отсек отвечает он сам.

    Почему нельзя выбраться из отсека, пока в нем пожар?

    Потому что от дыма могут погибнуть подводники в соседних неаварийных отсеках.
    1. +5
      23 июля 2019 10:15
      Цитата: Гвардейский поворот
      Почему нельзя выбраться из отсека, пока в нем пожар?

      видимо,жизни моряков,стоили того,что они сохранили.мы не узнаем. а они,несомненно ,выполнили свой долг. значит это было важно.
    2. +1
      23 июля 2019 10:17
      Ну как бы да, но как бы нет. Если они застыковались и в вывели гражданских, то на носителе (а это большая лодка) по идее можно было сформировать аварийные партии, притащить пенообразователи. Далее по шлюзовой системе (довольно безопасно для носителя) перебросить их на аварийную лодку, постепенно отбивая отсек за отсеком и выводя базовый экипаж. Тем более аварийную партию на носителе можно опять же было сформировать в 14-20 человек с кучей огнегасящих средств + свежими ПДУ для пострадавших.

      Ну, опять же, если так, то копать логичнее в эту сторону. Хотя и был бы риск получить пожар на носителе, хотя и небольшой.
      1. -4
        23 июля 2019 11:48
        постепенно отбивая отсек за отсеком и выводя базовый экипаж.

        Фишка в том, что они сами не хотели уходить..
        Час тушили АКБ, чтобы не потерять лодку.. а уйти, как выясняется, вполне могли и сами..
        Вообще, глупо. конечно.. Умирать за кусок железа.. Человеческая жизнь в этом плане бесценна!!
        Все мы смотрели фильм Марсианин (книга, кстати, на пару порядков круче).. когда человеческая нация предпринимала всё возможное, чтобы спасти одну единственную жизнь..в том числе и не жалея средств.. Да, это кинофантастика.. но примерно так и должно происходить всегда!! А тут, совершенно обратное..
        1. +1
          23 июля 2019 12:09
          Коли ЛОХ с фреоном не помог - в зону возгорания была не отглушена подача воздуха(кислорода) Почему станцию(уже пристыкованную) просто не затопить водой? Если есть разделения на отсеки - затопить горящий отсек?
          1. +2
            23 июля 2019 12:53
            Цитата: КЕРМЕТ
            Почему не... затопить горящий отсек?

            Литий в воду никогда не бросали? Или калий?

            Попробуйте - впечатляет. Только много не бросайте... а то, кхм... получится эбонит (пластмасса такая, ага).
            1. 0
              23 июля 2019 14:47
              Бросал литиевый аккумулятор от телефона-никакого "кхм" или у вас чистый литий на ПЛ брусками лежит?
        2. 0
          23 июля 2019 12:26
          К сожалению это фантастика как и фильм "Спасти рядового Раяна".
          1. +1
            23 июля 2019 12:44
            Дело не в фантастике, а в головах идиотов..
            Вон сколько минусов наставили..))
            То есть даже здесь люди отдают приоритет тому, что уцелела лодка, а не моряки..
            1. 0
              23 июля 2019 12:51
              Цитата: Роман070280
              даже здесь люди отдают приоритет тому, что уцелела лодка, а не моряки..

              Вы в армии служили, простите?
              1. -1
                23 июля 2019 12:52
                Нет..
                Это как-то меняет ценность человеческих жизней??
                1. 0
                  23 июля 2019 14:27
                  Цитата: Роман070280
                  Нет

                  Понятно.

                  Добрый вам совет - не пишите больше в этой теме.
                  1. +1
                    23 июля 2019 14:36
                    Я тогда тоже дам совет..
                    Не о том, куда вам пойти.. а о том, что надо думать о жизни/жизнях.. а не войне/армии.. и уже из этого выделять приоритеты - что для чего существует..
            2. +4
              23 июля 2019 13:24
              Из того что я читай по теме подводных лодок могу сказать, что система когда задраиваются отсеки появилась не из человеконенавистничества. И не потому что техника ценнее человека. А потому что выбор идёт между: погибнут те кто в отсеке, либо вообще все. Очень жесткий выбор. И каждый выбравший службу на подводной лодке об этом прекрасно знает, и критической ситуации они его сделали сами. Надеюсь я с такой ситуацией никогда не столкнусь.
              1. +1
                23 июля 2019 13:33
                Так здесь не шло речи о "погибнут те кто в отсеке, либо вообще все"
                Как раз "вообще все" погибли именно не спасая остальных.. а спасая лодку..
                А выбраться за час могли все.. но когда решили это сделать, уже оказалось поздновато..((
  6. 0
    23 июля 2019 10:12
    Так теперь вообще все стало на свои места . Электростатический контур различных обьектов был не сбалансирован в потенциалах. Вот и в момент их соединения произошел процесс формирования нового эл.магнитного контура , а значит и системного преобразования магнитных потоков. Кабель тут не при чем , поскольку такие процесс имеют пространственные структуры.
  7. +2
    23 июля 2019 10:26
    .Нарушение герметичности ЛИАБ: удар(хотя бы при погрузке/разгрузке или транспортировке)прокол (возможно умышленный). И потенциальная "бомба".
  8. +2
    23 июля 2019 10:52
    Сначала загорелся кабель, потушить его силами 10 членов первого экипажа не удалось, после израсходования всех средств пожаротушения командир принял решение эвакуироваться на носитель, помощь в эвакуации оказывали 4 члена второго экипажа, перешедшие с носителя. В момент открытия люка аварийного отсека произошёл взрыв литиевой батареи, от которого все 14 человек погибли.

    Вывод - в подводном флоте необходимо переходить на кабели в неорганической изоляции и карботитанатные батареи.
    1. 0
      23 июля 2019 11:51
      Вроде как даже в квартирах применяют давно негорючие кабеля.. Разве не??
      Лифты давно не делают из пластика по той же причине, а из металла..
      Как на супер дорогой лодке могут гореть кабеля?? Я чёт не понимаю..
      1. 0
        23 июля 2019 12:09
        Цитата: Роман070280
        Вроде как даже в квартирах применяют давно негорючие кабеля.. Разве не??
        Лифты давно не делают из пластика по той же причине, а из металла..
        Как на супер дорогой лодке могут гореть кабеля?? Я чёт не понимаю..

        Лодка то не новая
        1. 0
          23 июля 2019 12:46
          Кабелям ВВГ-нг сколько лет уже??
          Любая не новая лодка проходит капремонт каждые несколько лет..
    2. 0
      23 июля 2019 12:13
      Гридасов-бот .Но Гридасов посягает только на научную мысль , которая в свете новых научно технических задач не дают оптимальных и эффективных решений. Поэтому для начала нужно разобраться в совокупности всех физ процессов приведших к трагедии.
  9. +1
    23 июля 2019 10:54
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Почему используется техническая установка...смертельно опасная при аварии...неужели нельзя придумать более безопасные источники электроэнергии еще на стадии проекта?

    Наверное, таких не существует. Я, имею ввиду любой источник энергии представляет опасность. Даже солнечные батареи. На ВО спецы уже писали, там литиевые стояли. А у нас, с литиевыми.... negative
  10. +1
    23 июля 2019 11:28
    Светлая память погибшим! Скажите кто в теме, средства дыхательной защиты имеют какой либо таймер, чтоб подводник видел сколько времени у него осталось? Чтоб сменить дыхательный прибор. Как я понял пожар произошел, когда аппарат уже состыковался с носителем, почему же при закончившихся средствах дыхания им не передали новые? Почему не предусмотрена автоматическая система пожаротушения в аккумуляторном отсеке? Почему так мало этих дыхательных средств на лодке, значит надо больше чем один на человека.
  11. +2
    23 июля 2019 11:29
    Цитата: Антоха
    ....Это их (инженеров) работа в тёплых кабинетах - делать так, чтобы не было ЧП на лодках, а если и случилось, так чтобы все выжили.


    ЧП невозможно предотвратить и гарантировать спасение экипажа нигде и никогда - это энтропия в действии.
    Все со временем разрушается - это может быть просто насморк или ссадина, которая приводит к усталости и ошибкам... а оборудование - как его не разрабатывать, как не защищать экипаж от нештатных ситуаций- они непременно произойдут!

    Материал, компоненты стареют... новое оборудование выходит из строя в простейших ситуациях. Ничего нет полностью детерминированного в действиях любого экипажа на любом объекте ВВТ, в работе этого объекта... несмотря на инструкции написанные кровью и жизнями предшественников, и все меры предотвращения ЧП.

    Нет действий экипажа, работоспособности агрегатов и компонентов с вероятностью = 1! И человек, и оборудование имеет время наработки на отказ, НЕВЗИРАЯ И ВОПРЕКИ самым передовым системам контроля качества, упреждающего ремонта, замены систем и т.д.
    Взорвалась батарея, ее могли заменить за день до погружения...
    Это боевой корабль на боевом задании! Это опасно ежеминутно.
    И зря Вы так о инженерах в тёплых кабинетах... Дело не в цене человека, а в невозможности предотвратить ЧП и гарантировать спасение в условиях ЧП. И прав АС Иванов что компромиссы во всем, не только на подводных лодках... самое тривиальное устройство - это всегда компромисс. Даже кресло.

    Так что Вы требуете того, что не может существовать ни в действии, ни в бездействии.
    ————
    ...Служил. МСП на учениях. Дремлю в машине ОРНР при Шилках... Тревога!!! Построение полка... Трое бойцов погибло. У БТР вроде колесо разнесло и их раздавило. Новое, по текущему обслуживанию заменили до учений. Особый отдел исследовал на предмет саботажа.

    А экипаж любого объекта ВВТ - всегда и везде в нескольких шагах или минутах от ЧП с неизвестным исходом.
    Да и Вы в теплой квартире, не дай Вам Б-г.

    А оргвыводы будут. И кому надо - будут знать все что узнаваемо, проверят в экспериментах и допишут инструкции.

    Боевой экипаж на боевом задании погиб в борьбе. Не по чьей-то ошибке, а выполняя приказ командира.
  12. +3
    23 июля 2019 11:40
    Зачем умирать геройски в мирное время?
    Пожар не на носителе, вывести экипаж, станцию затопить, затем доставить на базу, провести анализ и сделать выводы. Железяку можно построить новую, людей не вернуть, это большая потеря для флота и для страны.
    Людей нужно ценить и оберегать,тем более в наше неспокойное время.
    вот об этом нужно думать в первую очередь, а не о спасении аварийной станции.
  13. +1
    23 июля 2019 12:09
    Источник коммерсант ,надо было сразу у новой газеты спросить или уха мцы.
  14. 0
    23 июля 2019 12:41
    со ссылкой на близкий к расследованию источник. После этого можно не читать.
  15. +2
    23 июля 2019 12:52
    Цитата: Антоха
    ".... есть вероятность, что хорошие условия труда были во многом заслугой директора. который, скажем так, любил своих подчинённых. Ну или кого-то ещё наверху. А плохие - нормой внутри системы. Ведь за них не карали как за не выполнение плана....

    Любовь-нелюбовь подчиненных это все лирика. А вот уголовное дело по факту производственного травматизма штука донельзя реальная. И начинались поиски виноватого, кто не обеспечил, не проинструктировал, не проследил и т.п. Оно директору (мастеру и т.п.) надо?...
  16. 0
    24 июля 2019 17:52
    Исходя из того как кремлёвские кураторы госдепа ведут себя с народом, точно такое же "отношение" и к ВС.
    Мы для них партнёры или что-типа того....
  17. 0
    24 июля 2019 20:35
    Цитата: КЕРМЕТ
    Откуда информация, что батарея литиевая?

    А откуда информация, что это аккумуляторная батарея? Вполне возможно, что это совершенно другой источник энергии. Опять таки вполне возможно, что экспериментальный.
    Само название аппарата говорит, что это атомная станция. Размеры этого аппарата невелики, напичкан разнообразной техникой был наверняка под завязку. Для таких универсальных и техникоемких, если можно так выразиться, глубоководных станций требуются источники питания позволяющие работать длительное время автономно и без подзарядки.
    Поэтому реальную причину пожара мы никогда не узнаем, а что загорелось - тем более.
    Надеюсь, что гибель подводников была оправдана. Вечная память.