Ты их в дверь — они в окно. Политика США в отношении Турции

20
Соединенные Штаты, похоже, до сих пор не сделали правильных выводов из истории с покупкой турками экспортного варианта ЗРС С-400. Они не понимают, что их угрозы уже не действуют даже на ближайших (когда-то) союзников, а лишь медленно превращают их в будущих противников. Более того, даже посулы действуют подобным образом.





"Вам отказали, вас куда-то послали? Попробуйте повторить еще раз!"


Американцы, руководствуясь сугубо финансовыми мотивами, стремясь "нагнуть" на покупку откровенно неконкурентноспособных ЗРК по бешеной цене своего и без того норовистого и сильно обиженного союзника, действовали предельно тупо. Вся эта линия на продавливание отказа от С-400 выставляла американскую администрацию на посмешище. Начиная с тезиса о несовместимости специально адаптированной ЗРС с системами НАТО, почему-то ЗРС С-300ПМУ или ПМУ-1 у греков и ряда других стран альянса, равно как ЗРК "Оса-АКМ" или какие-то другие, не порождали таких проблем, и только вдруг у турок и с С-400 вот возникла проблема. Причем со злосчастным F-35: мол, через С-400 русские сразу узнают все его секреты. Ну очень смешная сказка, и турки в нее не поверили.

Причем, когда стало ясно, что турок не продавить никак, умные американцы бы сделали вид, что им не очень бы этого и хотелось, потому что для самопровозглашенного "гегемона" очень важно, чтобы его указания не игнорировались его союзниками, сателлитами и прихлебателями. Но у власти с каждым новым президентством все более неумные американцы. Которые, получив отказ, действуют по принципу, изложенному В.С. Высоцким в одной из песен: "Ты их в дверь — они в окно". И это продолжается до момента, пока не становится смешным.

Поэтому администрация США сначала делала одни и те же предложения Турции, включавшие в себя отказ от С-400 и закупку "Пэтриотов", хотя турки даже были готовы купить дорогущий и неэффективный "Пэтриот" в нагрузку к С-400. А затем до самого последнего момента ждали, что турки откажутся — и попадут на немалую неустойку, не говоря уж о полной утрате авторитета Эрдогана перед населением, настроенным ныне весьма антиамерикански, да еще с 2016 г., с попытки путча, эти настроения пропагандой лишь накачивались. К тому же действия американцев, пытающихся переломить союзника через колено, действуют лучше всякой пропаганды.

Когда стадия неверия сменяется стадией осознания, но понимание не приходит


Когда компоненты первого дивизиона из четырех заказанных начали прибывать в Турцию, американцы сделали новое предложение, еще тупее предыдущих: не использовать и не ставить на боевое дежурство, не доводить до боеготовности получаемые дивизионы. Предложение, равносильное тому, что вы, скажем, купили машину, причем дорогую, хорошую и красивую, а вам предлагают ее в гараж на другом конце города поставить и забыть про нее, даже не прокатившись! Согласитесь? Или покрутите пальцем у виска и объясните предложившему, что ему делать с этим предложением и куда пойти? Ответ очевиден. Как очевиден и ответ турок. Кем надо быть, чтобы до подобного маразма додуматься? Наверное, кем-то вроде Помпео и Болтона? Или это г-н Трамп такое придумал? Сложно сказать. Но, видимо, турок ждут и другие "взаимовыгодные" предложения.

Итак, вместо "пряника" у Вашингтона только какой-то подобранный на улице заплесневелый, погрызенный мышами и поклеванный птицами сухарик. Вместо же "кнута" — выкидывание Турции из программы F-35. Да, турки лишаются и самолета, в который вложены и их деньги (впрочем, их, скорее всего, вернут), и возможности для своих аэрокосмических предприятий подзаработать, ведь немало узлов делали турецкие фирмы. Но и США получают проблему, которую нужно решать, ведь выпуск этих узлов и агрегатов наладить можно и в США, но цена будет совершенно другой. И на это нужно время. Что бы там ни говорили официальные американские лица, сумма явно будет немаленькой. Сначала речь шла о 200 млн. долл., потом о 600, а затем она может расти и расти.

Но Турция уже присматривается к российским Су-35СЭ. И это будет куда более удачный выбор, да еще и за меньшую сумму. Причем нельзя исключать и того, что Эрдоган воспринимает историю с F-35 не как наказание, но как избавление. Для лидера страны, находящейся сейчас в непростых отношениях с США, крайне неразумно было бы делать ставку на самолеты, система контроля техсостояния которых постоянно сбрасывает информацию производителю о состоянии борта, а система логистического обеспечения — о его местонахождении и использовании. Даже если это твой вроде бы союзник. Устраивающий против тебя перевороты.

Что же до России, то ей выгодна Турция или достаточно независимая внутри Североатлантического альянса, или уже находящаяся вне его. Поэтому турки могут выбрать российские истребители.

Стоит вспомнить реакцию различных "турбопатриотов" у нас (вроде "турки сдадут все секреты американцам"). Их и сейчас хватает, причем люди еще и про возможную покупку турками Су-35СЭ говорят то же самое. У экспортных систем, да еще и специально подготовленных не для ближайшего союзника, секретов, способных навредить системам внутреннего пользования, практически нет. Да и меры защиты тоже, в общем, предусматриваются. К тому же стоит отметить, что, по имеющейся информации, туркам не продается версия ЗРС, способная применять экспортную версию ЗУР большой дальности 40Н6Е, с ухудшенными ТТХ — эту ракету можно применять с определенной версии пусковой установки, которая пока никак не "светилась" среди прибывающих грузов. В отличие от Китая. И не стоит думать, что и истребитель им продадут не только такой же, как у ВКС, но и такой же, как у ВВС НОАК. Доверие нужно заслужить. Турции это будет непросто, учитывая многое — и историю отношений, и ментальность.

Чем ответят турки?


Но Турция намерена и принять ответные меры. Пока их еще не пустили в дело, но уже озвучивают. В частности, Эрдоган уже озвучил, что Турция может отказаться от закупки 100 лайнеров производства "Боинг" на сумму порядка 10 млрд. долл., эта сумма даже больше возможного убытка Турции на программе F-35. И чем заменить эти самолеты, видимо, уже ищут. Там же, где и ЗРС и истребители.

В новостной ленте обнаружилось практически одновременно с высказыванием турецкого президента следующее:
Россия и Турция обсудили поставку самолетов, а также совместную сборку вертолетов. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил министр энергетики РФ Александр Новак по итогам прошедшего в Анталье заседания межправительственной российско-турецкой комиссии.
«В промышленности у нас речь идет о поставках вертолетов, о создании совместного предприятия по производству вертолетов. В перспективе это совместное производство и поставки самолетов SSJ-100, МС-21», — приводит ТАСС цитату из интервью Новака.


Причем эти сообщения многие воспринимают так же, как с С-400: "набивание цены турками перед американцами", "торг", и так далее. Хотя это уже похоже на смену вектора ориентации страны. Причем не вынужденную, а задуманную заранее. Хотя с Турцией действительно можно до последнего момента находиться в неизвестности. Уж очень "непростые" там политики.

Также среди ответных мер есть и более неприятные для США (да, конечно, интересы "Боинга" важны Белому дому, но эту корпорацию в последнее время только ленивый не пинает). А именно военные меры. На днях глава МИД Турции М. Чавушоглу в интервью одному из местных ТВ-каналов сказал:
"Если Америка будет вести себя и дальше враждебно в этом вопросе против нас, то, как мы им говорили, и у нас нет секретов — мы предпримем контрмеры. Это не угроза, не блеф, это правда. ...Мы ныне запускаем процесс, и это могут быть Инжирлик и Кюречик, и могут быть и другие меры".


Про авиабазу Инжирлик знают, наверное, многие — это крупная авиабаза НАТО, на которой имеются хранилища для ядерных авиабомб, и там хранится около 50 тактических авиабомб В61 — единственного ТЯО в арсеналах США. Кстати, такие хранилища есть и законсервированы на той базе, куда ныне привозят компоненты С-400 — это Мюртед, ранее Акинжи, авиабаза под Анкарой. Точнее, бывшая авиабаз США, затем закрытая, и бывшая авиабаза ВВС Турции, закрытая после путча несколько лет назад. Но там эти хранилища очень давно пусты. Кюречик — это радиолокационный объект. Там расположены две РЛС дальнего обнаружения, работающие в интересах ПРО — AN/TPY-2 и AN/SPY-1D. Первая секторная станция входит в состав системы ПРО ТВД THAAD и имеет дальность обнаружения надгоризонтных целей до нескольких тысяч километров. Вторая же поскромнее, но зато кругового обзора и входит в том числе в состав комплекса ПРО Aegis Ashore.

Быть выгнанными с Инжирлика для США будет крайне неприятно и с точки зрения престижа, и проблем (один вывоз В61 чего стоит), и расходов, и контроля над Турцией, который будет утрачен. А быть выгнанными с Кюречика как бы не хуже — эти станции, в общем, мало помогут в задачах ПРО, поскольку работающей эффективной системы ПРО США так пока и не создали. Зато как станции, обеспечивающие американских военных ценной информацией о ряде аспектов нашей ракетной деятельности, они им полезны и нужны. Хотя пусков по южной "короткой" испытательной трассе "Капустный Яр — Сары-Шаган" американцы и этими станциями толком не видят, но есть и иная ценная информация.

Если американские базы "попросят" из Турции, а слухи и разговоры об этом ходили давно, то это будет, несомненно, выгодно и Турции, и России. Но вот попросят ли? Это пока вопрос, не имеющий ответа.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    29 июля 2019 06:11
    Как в своё время выразился госсекретарь США Генри Киссинджер - "Враждовать с США опасно, но дружить с США смертельно опасно". Эрдоган это понял в 2016 году.
  2. +14
    29 июля 2019 06:14
    Американцы стььно деградировали в плане дипломатии, у них раз за разом прокатывал способ обычного давления на партнеров и им это настолько понравилось что они забыли что такое учитывать чужое мнение. Теперь это начинает играть против них, и не только Турция, но и страны ЕС все больше и больше убеждаются в том что США - не союзник
    1. +5
      29 июля 2019 07:01
      Александр, приветствую hi
      Цитата: САША СТАРЫЙ
      не только Турция, но и страны ЕС все больше и больше убеждаются в том что США - не союзник

      У меня, такое впечатление, что полосатые, Эрдогана с Сирией кинули... Что они, ему наобещали в начале... request Пока нефть(контрабандой) шла, было все нормально. После того, как ВКС стали бомбить "наливники", начались психи. Дальше по цепочке, Су-24 , путч... Как говориться, " таких друзей ( ) и в музей ".
      1. +2
        29 июля 2019 07:17
        Приветствую!!! hi
        Да, однозначно были договоренности, дальше цепочка событий привела к тому самому путчу, причем американцы проговорились: Керри говорил Лаврову что нет смысла рассчитывать на Эрдогана, он скоро будет далек от политики...
        Буквально за несколько дней до путча была фраза сказана.
        Этим неудавшимся переворотом США сделали из партнера почти врага, ведь не только Эрдоган страданул бы, пострадало бы и общество, и там, в обществе, насколько я понимаю, сильны антиамериканские настроения...
        Америка жеграднула в плане дипломатии...
        Привыкли "через колено", санкции...
        Политика запугивания и жесткого давления до хорошего еще никого не доводила
      2. +3
        29 июля 2019 07:19
        Видимо в планы Турции создание Курдистана не входило wassat
        1. +4
          29 июля 2019 13:34
          Видимо в планы Турции создание Курдистана не входило

          конечно. Но американцам сложно сдавать назад, тк курды их держат за причинное место. Они способны усложнить им жизнь в Ираке и одновременно являются третьей силой в сирийском многоугольнике.
  3. +4
    29 июля 2019 06:40
    C одной стороны, коммерческой,военное сотрудничество России и Турции не плохо, с другой стороны Турция в составе НАТО...
  4. +3
    29 июля 2019 06:47
    Россия во времена оные дружила с Портой против европейского ( других тогда просто не было) гегемона,правда не долго.Если ситуация позволяет,почему и сейчас не задружить?
    По любому - худой мир лучше доброй ссоры!
  5. +2
    29 июля 2019 07:07
    Они не понимают, что их угрозы уже не действуют даже на ближайших (когда-то) союзников, а лишь медленно превращают их в будущих противников.

    не понимают, что пружину до бесконечности сжимать нельзя.... однажды распрямится.... и как бы самих не задело... wink физику не учили... lol
    1. +3
      29 июля 2019 07:51
      они вообще ничего не учили, даже географию с ботаникой lol
      1. +2
        29 июля 2019 07:56
        Роман, приветик!!! love
        Цитата: роман66
        они вообще ничего не учили, даже географию с ботаникой

        не ботаники это точно.... laughing
  6. +4
    29 июля 2019 08:35
    Сейчас такое время в политике - прежние союзы и партнерства разрушаются, возникают новые, появляются новые центры силы как региональные так и мировые и все это происходит довольно быстро. Однополярный мир с матрасным гегемоном уходит в прошлое, но гегемон напоследок может сделать много гадостей, как он любит - подальше от своих границ. Что же касается турков, то они, конечно, сложные переговорщики и партнеры. Пока у нас есть совпадающие интересы и взаимовыгодное партнерство, то этим надо пользоваться. Относится к этому нужно как к бизнесу и тогда не будет разочарований. А союзники у нас все те же: армия и флот.
  7. +2
    29 июля 2019 10:41
    Имхо сша настолько достали всех на планете земля что даже ближайшии союзники в лице канады и мелкобритов с кенгурятниками до кучи скоро от них отвернутся
  8. +2
    29 июля 2019 11:03
    Без турков и серьезных военных ударов по Ирану уже не светит....
  9. 0
    29 июля 2019 11:44
    Два автора - "аналитика" на сайте, характерной особенностью "аналитики" которых является максимальное ее удаление от реальности. Это Каменев и Вяткин.
    Сегодняшнее "специально для "Военного обозрения" - яркий пример. Автор, дудя в фанфары, выдает желаемое за действительность, живописуя крах американской дипломатии и Турции и близкую перспективу ликвидации там американских военных баз. Удивительно, что автор не "наанализировал" вступление Турции в ОДКБ.
    В реальности "турецкий узел" крайне сложен, как сложно и понять то, на что сегодня рассчитывает нынешнее турецкое руководство в лице Эрдогана.
    Экономика Турции балансирует в крайне неудобной позе на грани кризиса.В этом плане все эти двойные "игры" Эрдогана с США, Россией, Европой выглядят попытками отвлечь народ от внутренних проблем.
    Сюда же можно отнести и резкий скачек националистических настроений и пантюркизма, которые Эрдоган усиленно поддерживает. В Стамбуле уже имеют место "сирийские погромы". В конце июня турки, поющие расистские гимны в Стамбуле, напали на несколько арабских магазинов. Витрины были разбиты камнями, сорваны камеры слежения и разбиты вывески.
    Сегодня в Турции проживают три с половиной миллиона сирийских беженцев, из которых, по меньшей мере, полмиллиона – живут непосредственно в Стамбуле. Как раз сирийские беженцы и претендуют на роль "козлов отпущения" в экономических проблемах.
    Поэтому "трон" под "султаном Эрдоганом" очень неустойчив и приход более реалистичного политика сразу все изменит. Так что трубить в фанфары ой как рано.
    1. 0
      29 июля 2019 13:00
      Вижу - минус. Неужели Эрдоган на сайте?
      1. 0
        29 июля 2019 15:06
        Вчера глава МВД Турции заявил,что много сирийских беженцев выведут из Стамбула на приграничные временные городки для беженцев.Сейчас перед турками стоит задача,как можно быстрее создать зону -полосу безопасности на территории Сирии и переселить туда 2 млн сирийских беженцев,которые прибыли и осели на территории Турции,в основном в приграничных районах.Кстати,эта проблема,создание безопасной зоны в Сирии вдоль границы Турции и Сирии,поддержка США курдского РПК в этих местах и тем самым ставления палки в колеса Турции) ГЛАВНАЯ в конфликте с США,если разложит по полке все разногласии создающие проблемы : Фатулла гулен,С-400,F-35,вопросы связанные с Израилем и Палестиной,Кипрский вопрос,дележ Средиземноморья и.т.д.
  10. 0
    29 июля 2019 12:46
    Попросят ,ведь власти сшс на компромиссы никогда не идут.
  11. 0
    29 июля 2019 21:09
    Чтобы получше понять Турцию, в своё время дважды просмотрела сериал "Великолепный век".
    Хюррем, Сулейман, остальные...
    Игра актёров -- выше всяких похвал. Построение эпизодов -- тоже. Каждую следующую серию ждала с нетерпением даже при повторном просмотре. И была мысль -- кто мог, тот и строил в те времена империи. Но сейчас это -- давно ушедший тренд, вчерашний день истории.
    Вот для чего Турции понадобилось вступать в НАТО? Доводилось говорить с турками в 90-е. Не о политике, а за жизнь. Очень умные люди. Нация -- технологичная, то есть способная осваивать производство и эксплуатацию техники любой сложности. Зачем НАТО? Чтоб под его прикрытием воевать чужие территории? Слава султана Сулеймана покоя не даёт? А может, общий менталитет ближнего Востока такой -- если ты не нападаешь, значит слаб, и на тебя нападут более сильные. НАТО как бы гарантия ненападения со стороны. Но в последнее время оборачивается гарантией возрождения имперских традиций. Очень жаль. Помнится, турки тут у нас строили, и строили хорошо. Лучше бы и дальше строили, экономически поднимаясь вместе с нами. Вместо того, чтобы присматривать себе Крым. Вот у меня дождевик турецкий, шитый по немецкой технологии. Ему двадцать лет. Присматриваю себе новый, а по качеству равного не нахожу. Лучше бы завалили нас своими товарами, а не амбиции наращивали.
  12. +2
    29 июля 2019 21:39
    Российские платежные карты «Мир» теперь принимаются и в Турции, причем объем операций по ним уже достиг 4 миллионов лир. Этой картой впервые воспользовался российский министр.

    Российский министр впервые воспользовался картой «Мир», позволяющей держателям осуществлять любые транзакции на территории Турции, которая является одним из самых популярных туристических направлений для россиян. Министр энергетики России Александр Новак, посетивший Турцию, снял деньги в банкомате банка «Иш банкасы» (İş Bankası), который начал принимать «Мир».
    Как то так не только С-400 едины