Military Review

Br-2 - 152 mm gun model 1935 of the year

8
At the end of the Civil War, there was a small number of special and high-powered weapons in the Red Army. The bulk were foreign-made guns. Most of them are morally and technically obsolete, and the ability to maintain these weapons in a state of combat capability was limited. Therefore, in 26, the Revolutionary Military Council of the Soviet Union recognized the need to replace foreign-made weapons mat. part of domestic production, determined the calibers of special tools and high power. Artillery Committee GAU outlined a program for developing projects, drawings and orders of experienced tools. The 152-millimeter cannon of the 1935 model of the year was developed in accordance with this program, and the requirements of the Artillery Weapon System on the 33 – 37-e were also taken into account. The main purpose of the gun was to fight the enemy artillery, as well as the destruction of its defensive areas. Many details of the design of this gun are unified with the 203-mm howitzer model 1931 of the year. From the howitzer with small changes borrowed carriage, having a tracked course and allowing firing directly from the ground, eliminating the need to use specials. platforms. A new element of the system was the 152-millimeter barrel, having a piston gate and a plastic obturator. For firing, they used shots of split-head caps with separate projectiles. The range of high-explosive fragmentation projectile (weight 48,77 kg) was equal to 25750 meters, which is fully consistent with the requirements for this instrument.

Br-2 - 152 mm gun model 1935 of the year


For an instrument of this class, the 152 mm X model gun of the 1935 model was quite mobile, since in the traveling position it could be disassembled into two carts transported by tracked tractors at speeds up to 15 kilometers per hour. Tracked undercarriage ensured a fairly high permeability of the system. Before the war, 152-millimeter guns of the 1935 model of the year adopted a separate artillery regiment of high power RGCs (according to the staff - 36 guns of the 1935 model of the year, human 1579 personnel). In wartime, this regiment was to be the basis for the deployment of another such unit. Since the course of the fighting for the Red Army at the initial stage of the Second World War was unfavorable, 152-millimeter cannons, like almost all artillery of great power, were relegated to the rear. High-power tools came into effect only at the end of the 1942 of the year.

Br-2 was intended for the destruction of objects in the enemy’s rear area — warehouses, high-level control posts, railway stations, field airfields, long-range batteries, troop congestions, and the destruction of vertical fortifications by direct fire. Br-2 (B-30) were used during the Soviet-Finnish war, one tool was lost. In the Red Army in June 41 of the year there were 37 Br-2 (according to other data - 38), the troops also had 28 guns, which were part of the heavy cannon regiment of RVGK and 2-x separate batteries, which were located in the Arkhangelsk military district and used for coastal defense. The rest were in landfills and warehouses. They were mostly experienced guns and cannons, having a fine cut. Little is known about the combat use of Br-2, in particular, there is information about their use during the Battle of Kursk. These guns were also in service with the artillery group of the Eighth Guards Army in April, the guns were used during the Berlin offensive operation to hit targets at Seelow heights. During 1945, 1944 shots were fired at the Br-9900 cannon (on the Leningrad (2 shots), First Baltic and Second Belorussian fronts), in 7100, 45 shots, shells consumption for guns data in 3036 m-42 X-NUMX was fixed. Probably, during the Second World War the guns of this type did not suffer losses, since as of 43 in May 1, there were the same number of guns in parts of the RVGK as at the beginning of the war, that is, 45 guns. This fact is primarily associated with the cautious use of guns of this type, as well as timely evacuation from the western regions of the USSR to the rear in 28.

The Br-2 gun, however, like other high-powered guns, is rather difficult to recognize as a successful model. This is largely due to the lack of experience of the young design school of the USSR, which took one of the leading positions only at the end of the 30-x - the beginning of the 40-x. During the long path of development, not the most successful samples were created, and borrowing of foreign experience was widely used. Designing high-powered guns, due to the high complexity, was particularly difficult compared to other classes of artillery systems. The lack of experience in this field, as well as the weak use of the developments of other countries, created significant obstacles for Soviet designers. The main problem of the Br-2 was a tracked carriage. The design of the mast was conceived as providing patency during movement on arable land or virgin soil, which in theory increased the survivability of the gun due to the rapid change of the firing position of the gun without disassembly. In reality, the use of a tracked gun carriage caused the bulkiness and low mobility of the system, not only unassembled, but also disassembled. The ability to maneuver with fire was strongly limited by the angle of horizontal guidance, which was only 8 °. It took more than 25 minutes to rotate the gun beyond the horizontal guidance angle. The survivability and mobility of the system did not contribute either to the need for disassembling the cannon on the march, as well as a separate barrel wagon. The tool moved with difficulty even when using the most powerful domestic tractors. In conditions of poor permeability (ice or thaw), this system almost completely lost mobility. Br-2 thus had poor maneuverability in all respects.



Among other shortcomings should be noted low rate of fire. Despite upgrades, barrel survivability also remained low. The haste with the launch into mass production of an insufficiently tested system was the reason that the small artillery system was divided into two series, which differed in the ammunition used and the cutting of the barrel.

Problems with high-power tools of domestic production became the reason that the country's leadership decided to take a tried and tested path - the use of advanced foreign experience. With the company "Skoda" in 1938, we entered into an agreement for the supply of prototypes and those. documentation for two powerful artillery systems - the 210-millimeter cannon and the 305-millimeter howitzer, which in production were designated as Br-17 and Br-18. The main problem of cannon heavy artillery of the USSR was the small number of issued guns. As of June 41, the Red Army had only 37 — 38 Cannon Br-2, including poorly combat-able guns, which had fine-cut and ground test samples, as well as 9 Cannon Br-17, which had no ammunition at the beginning of the war.



For comparison, the Wehrmacht had several types of 150-millimeter high-power cannons - X. NUMX X. NUMX guns, more SKN / 28 16 guns, more K. 45 28 guns, and K. 101 18 guns. All of them were highly mobile artillery systems on a wheel course with powerful ballistics. For example, the K.53 39-mm cannon had the following tactical and technical characteristics: the traveling mass — 150 kg, the combat weight — 18 kg, the horizontal guidance angle on the platform — 18310 °, with the legs spread apart — 12930 °, the rate of fire — 360 shot per minute , the maximum firing range is 11 m. From this it is seen that the German K.2, with the same firing range as the Soviet Br-24740, significantly exceeded its other parameters. In addition, the German guns had a significantly larger assortment of ammunition, which included three types of high-explosive fragmentation projectiles: armor-piercing, semi-armor-piercing, and concrete-breaking projectiles. The only advantage of the Br-18 is a more powerful high-explosive fragmentation projectile that contained more explosives per kilogram than the foreign counterparts. Even heavier 2 millimeter cannons on the K.2 Mrs.Laf carriage. (in 1 — 170, 18 units were fired), who fired 41-kg by a projectile a distance of 45 m, surpassed Br-338 in mobility.

Also interesting are the comparison of the characteristics of the Br-2 cannon with the heavy 155-mm gun M1 "Long Volume" (USA). This gun, like Br-2, was developed in the middle of the 30-s. Barrel length - 45 caliber, muzzle velocity - 853 m / s. Despite the fact that the American M1 was inferior to the Br-2 in the maximum range of fire on 1800 m (23200 m against 25000 m), its mass in the stowed position was 13,9 t, which is almost 4,5 t. Less than the combat weight of the gun Br-2. In addition, "Long Tom" was mounted on a wheeled carriage, which has a special design with sliding beds. The wheels of the gun carriage rose when fired, while the support served as a special. platform that fell to the ground. Compared with the tracked gun carriage of the Br-2 cannon that rolls back when firing backwards, this made it possible to significantly win the accuracy of fire. The sector of horizontal guidance М1 was 60 °, which also provided an advantage. The mobility of the US-made 155-millimeter cannon, along with high firing accuracy and the presence of powerful tractors, puts the Br-2 at a disadvantage even despite the shorter firing range of the Long Tom.



Performance characteristics of the 155-mm gun model 1935 of the year (Br-2):
Weight in the fighting position - 18200 kg;
Mass in the stowed position: 13800 kg (carriage wagon), 11100 kg (gun wagon);
Caliber - 152,4 mm
The height of the line of fire - 1920 mm;
Barrel length - 7170 mm (47,2 klb.);
The length of the barrel - 7000 mm (45,9 CLB);
The length in the combat position - 11448 mm;
The width in the combat position - 2490 mm;
Ground carriage clearance - 320 mm;
Ground for gun wagon - 310 mm;
The initial velocity of the projectile - 880 m / s;
The angle of vertical guidance is from 0 to + 60 °;
The angle of horizontal guidance - 8 °;
Rate of Fire - 0,5 shot per minute;
Maximum firing range - 25750 m;
The weight of high-explosive fragmentation projectile - 48,770 kg;
The speed of carriage on the highway in a separate form - up to 15 km / h;
Calculation - 15 people.
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. AlexMH
    AlexMH 5 July 2012 11: 33
    +2
    The author's opinion about the shortcomings of the caterpillar track and as a result of the gun as a whole does not seem entirely reasonable. The wheel drive for such an artillery system cannot be significantly easier than the tracked one, given the more complex carriage design. As correctly noted, even the heaviest tractors with difficulty towed this gun, and with wheels it would have stuck immediately and tightly, then it would be necessary to make a system that can be disassembled into 3-4 parts, which sharply increases the deployment time. The Germans designed the guns on the basis of their conditions, we from our own, and from this point of view, the solution with a caterpillar track is justified, although after the war they produced similar guns with a wheeled drive.
    1. Gamdlislyam
      Gamdlislyam 5 July 2012 12: 00
      +2
      You are right, colleague Alexei, in the mid-30s, when the gun was designed and built, our roads were mostly unpaved. Tractor tractors developed a speed of maximum 15 km / h. There were no tractors on wheels even in the project. Wheel slopes were produced narrow and small. The resource of wheel movers on the rubber course was small.
      Therefore, they chose a caterpillar move. He gave little pressure on the ground, therefore, a good cross on soft soils.
      At the end of the 40s, when powerful high-speed tractors appeared, these guns were modernized, replacing the tracked track with a wheeled one, thereby increasing the speed of movement. By this time, our industry has mastered the production of large-sized wheels.
    2. Brother Sarych
      Brother Sarych 5 July 2012 13: 12
      0
      I have come across in many places that the use of the caterpillar track was still a serious mistake - the initial orientation to the wheels would have avoided many troubles (there are different wheels) ...
  2. Prohor
    Prohor 5 July 2012 13: 37
    -1
    Cartridge loading is justified for 203 mm and more, and from 152 mm it was quite possible to switch to a separate case.
    1579 people in a regiment with 36 guns - that's 44 people per gun! Um, why?
    The calculation of 15 people is a bit much, but tolerable, and another 29?
    1. Gamdlislyam
      Gamdlislyam 5 July 2012 19: 48
      0
      Dear colleague Sergey, 15 people is a gun crew. But the regiment still has many other services and units, without which it is impossible to maintain combat effectiveness. These are headquarters, and intelligence, and the medical unit, and the rear services, the number of which is about 40%, signalmen, author.
      In aviation during the Second World War, there were up to 20 ground personnel per pilot.
  3. AlexMH
    AlexMH 5 July 2012 14: 53
    +1
    Prohor,
    Do you think the artillery regiment is just calculations? :) The calculation of 15 people for such a heavy gun with a low degree of automation is normal, and the rest are busy with other things. For example, at the 200th air defense complex, which I was taught, the calculation is 10 people for 2 launchers, but this does not mean that there are 6 launchers and 30 people in the division. There are almost 200 people there, and this is without a technical division. Same thing here.
    1. Prohor
      Prohor 5 July 2012 16: 08
      0
      No, I don’t think ... In our separate motorized rifle battalion for 520 people there were about 40 infantry fighting vehicles, and the motorized infantry battalion was an analogue of the regiment, with repairmen, ammunition, etc. 2 rear for one warrior - bust ...
  4. alex86
    alex86 5 July 2012 22: 57
    0
    But tell me, the firing range of "Msta" is 24,7 km and only with a gas generator 28,7 km, and here in 35, 25,7 km - this suggests that there was a good weapon and at the same time - that we are underperforming today (although I understand that 30 km is the range limit for a 6-inch caliber, then there will be irrational weighting, barrel wear, etc. - but 80 years have passed! ... How's that?)

Бр-2 – 152-миллиметровая пушка образца 1935 года

По окончании Гражданской войны в РККА имелось незначительное количество орудий особой и большой мощности. Основную массу составляли орудия иностранного производства. Большинство из них морально и технически устарели, возможности поддержания в боеспособном состоянии данных орудий были ограничены. Поэтому в 26-м году Реввоенсовет Советского Союза признал необходимость замены орудия иностранного производства мат. частью отечественного производства, определил калибры орудий особой и большой мощности. Артиллерийский комитет ГАУ наметил программу разработки проектов, чертежей и заказов опытных орудий. 152-миллиметровую пушку образца 1935 года разработали в соответствии с данной программой, кроме того в учли требования Системы артвооружения на 33–37-е года. Основным предназначением пушки были борьба с артиллерией противника, а также разрушение его оборонительных районов. Многие детали конструкции данной пушки унифицированы с 203-миллиметровой гаубицей образца 1931 года. От гаубицы с небольшими изменениями заимствован лафет, имеющий гусеничный ход и допускавший ведение огня непосредственно с грунта, исключая необходимость использования спец. платформы. Новым элементом системы был 152-миллиметровый ствол, имеющий поршневой затвор и пластический обтюратор. Для ведения огня использовали выстрелы картузного раздельного заряжания со снарядами, имеющими различное назначение. Дальность ведения огня осколочно-фугасным снарядом (масса 48,77 кг) равнялась 25750 метрам, что вполне соответствовало требованиям, предъявляемым к этому орудию.

Бр-2 – 152-миллиметровая пушка образца 1935 года


Для орудия данного класса 152-миллиметровая пушка образца 1935 г. была довольно подвижной, поскольку в походном положении могла быть разобрана на две повозки, транспортируемые гусеничными тягачами на скорости до 15 километров в час. Гусеничная ходовая часть лафета обеспечивала довольно высокую проходимость системы. Перед войной 152-миллиметровые пушки образца 1935 года приняли на вооружение отдельного артполка большой мощности РГК (по штату — 36 пушек образца 1935 года, личный состав 1579 человека). В военное время данный полк должен был стать основой для развертывания еще одного такого же подразделения. Поскольку ход боевых действий для Красной Армии на начальном этапе ВОВ был неблагоприятным, 152-миллиметровые пушки, как и практически вся артиллерия большой мощности, были отведены в тыл. Орудия большой мощности вступили в действие только в конце 1942 года.


Бр-2 была предназначена для уничтожения объектов в ближнем тылу противника — складов, КП высокого уровня, железнодорожных станций, полевых аэродромов, дальнобойных батарей, скоплений войск, а также разрушения вертикальных фортификационных сооружений стрельбой прямой наводкой. Бр-2 (Б-30) использовались во время Советско-финской войне, одно орудие при этом было потеряно. В РККА в июне 41-го года имелось 37 Бр-2 (согласно другим данным — 38), в войсках же имелось 28 орудий, которые входили в состав тяжёлого пушечного полка РВГК и 2-х отдельных батарей, которые находились в Архангельском военном округе и использовались для береговой обороны. Остальные находились на полигонах и складах. В основном это были опытные орудия и пушки, имеющие мелкую нарезку. О боевом применении Бр-2 известно немного, в частности, есть сведения об их применении во время Курской битвы. Также эти орудия в апреле 1945 г. стояли на вооружении артиллерийской группы Восьмой гвардейской армии, пушки использовались во время Берлинской наступательной операции для поражения целей находящихся на Зееловских высотах. В течение 1944 года израсходовали 9900 выстрелов к пушке Бр-2 (на Ленинградском (7100 выстрелов), Первом Прибалтийском и Втором Белорусском фронтах), в 45-ом году — 3036 выстрелов, расход снарядов для данных орудий в 42-43-м годах не фиксировался. Вероятно, во время ВОВ орудия данного типа не несли потерь, так как по состоянию на 1 мая 45-го в частях РВГК насчитывалось такое же количество орудий, как и на начало войны, то есть 28 орудий. Данный факт в первую очередь связан с осторожным использованием орудий данного типа, а также своевременной эвакуацией из западных районов СССР в тыл в 1941 году.

Пушку Бр-2, впрочем, как и другие орудия большой мощности, признать удачным образцом достаточно трудно. Во многом это связано с недостатком опыта у молодой конструкторской школы СССР, занявшей одну из ведущих позиций лишь в конце 30-х — начале 40-х гг. Во время длительного пути становления были созданы не самые удачные образцы, и широко использовалось заимствование зарубежного опыта. Проектирование же орудий большой мощности, в связи с большой сложностью, представляло особую трудность по сравнению с другими классами артиллерийских систем. Недостаток опыт в данной области, а также слабое использование наработок других стран создавали значительные препятствия для советских конструкторов. Основной проблемой Бр-2 стал гусеничный лафет. Конструкция лафета задумывалась как обеспечивающая проходимость во время движения по пашне или целине, что в теории повышало живучесть орудия благодаря быстрой смене огневой позиции орудия без его разборки. В реальности применение гусеничного лафета стало причиной громоздкости и низкой мобильности системы не только в не разобранном, но и в разобранном виде. Возможность манёвра огнём сильно ограничивались углом горизонтальной наводки, составлявшим лишь 8°. Для поворота орудия за пределы угла горизонтальной наводки силами расчёта требовалось более 25 минут. Живучести и мобильности системы не способствовали и необходимость разборки пушки на походе, а также отдельная ствольная повозка. Орудие перемещалось с трудом даже при использовании самых мощных отечественных тягачей. В условиях плохой проходимости (гололёд или распутица) данная система практически полностью теряла подвижность. Бр-2 таким образом имела плохую во всех отношениях маневренность.

Бр-2 – 152-миллиметровая пушка образца 1935 года


Среди других недостатков следует отметить невысокую скорострельность. Несмотря на модернизации, живучесть ствола также оставалась низкой. Поспешность с запуском в серийное производство недостаточно испытанной системы стала причиной того, что немногочисленная артиллерийская система разделилась на две серии, которые различались используемыми боеприпасами и нарезкой ствола.

Проблемы с орудиями, имеющими большую мощность, отечественного производства стали причиной того что руководство страны решило пойти испытанным путем — использование передового зарубежного опыта. С фирмой «Шкода» в 1938 г. заключили договор на поставку опытных образцов и тех. документации на две мощные артсистемы — 210-миллиметровой пушки и 305- миллиметровой гаубицы, которые в производстве получили обозначение Бр-17 и Бр-18. Основной же проблемой пушечной тяжёлой артиллерии СССР было малое число выпущенных орудий. На июнь 41-го г., Красная Армия имела лишь 37—38 пушек Бр-2, включая мало боеспособные орудия, имеющие мелкую нарезку и полигонные образцы, а также 9 пушек Бр-17, которые в начале войны не имели боеприпасы.

Бр-2 – 152-миллиметровая пушка образца 1935 года


Для сравнения, на вооружении вермахта имелось несколько типов 150-миллиметровых пушек большой мощности — 28 орудий K.16, более 45 орудий SKC/28, более 101 орудия K.18 и 53 орудия K.39. Все они являлись высокомобильными артиллерийскими системами на колёсном ходу, имеющими мощную баллистику. Например, 150-миллиметровая пушка K.18 имела следующие тактико-технические характеристики: походная масса – 18310 кг, боевая масса — 12930 кг, угол горизонтального наведения на платформе — 360°, с раздвинутыми станинами – 11°, скорострельность — 2 выстрела в минуту, максимальная дальность стрельбы — 24740 м. Из этого видно, что немецкая K.18 при одинаковой с советской Бр-2 дальности стрельбы значительно превосходило ее по другим параметрам. Кроме того у немецких пушек имелся существенно больший ассортимент боеприпасов, который включал три разновидности осколочно-фугасных снарядов: бронебойный, полубронебойный и бетонобойный снаряды. Единственное преимущество Бр-2 – более мощный осколочно-фугасный снаряд, который содержал на 1 килограмм больше взрывчатого вещества по сравнению с зарубежными аналогами. Даже более тяжёлые 170-миллиметровые пушки на лафете K.18 Mrs.Laf. (в 41—45-м года было выпущено 338 ед.), стрелявшие 68-кг снарядом на расстояние 29500 м, превосходили Бр-2 по подвижности.

Также интересны сопоставление характеристик пушки Бр-2 с тяжёлым 155-миллиметровым орудием M1 «Длинный Том» (США). Данную пушку как и Бр-2 разработали в середине 30-х годов. Длина ствола – 45 калибров, дульная скорость – 853 м/с. Несмотря на то, что американская M1 уступала Бр-2 в максимальной дальности стрельбы на 1800 м (23200 м против 25000 м), ее масса в походном положении составляла 13,9 т, что почти на 4,5 т. меньше боевой массы пушки Бр-2. Кроме того, «Длинный Том» монтировался на колёсном лафете, имеющем особую конструкцию с раздвижными станинами. Колёса лафета при стрельбе поднимались, при этом опорой служила спец. платформа, которая опускалась на грунт. По сравнению с гусеничным лафетом пушки Бр-2, откатывающимся при стрельбе назад, это позволяло значительно выиграть в точности огня. Сектор горизонтальной наводки М1 составлял 60° что также обеспечивало преимущество. Мобильность неразборность американского 155-миллиметрового орудия вместе с высокой точностью стрельбы и наличием мощных тягачей ставит Бр-2 в невыгодное положение даже несмотря на меньшую дальность стрельбы «Длинного Тома».

Бр-2 – 152-миллиметровая пушка образца 1935 года


Тактико-технические характеристики 155-мм пушки образца 1935 года (Бр-2):
Масса в боевом положении – 18200 кг;
Масса в походном положении: 13800 кг (лафетная повозка), 11100 кг (орудийная повозка);
Калибр – 152,4 мм
Высота линии огня – 1920 мм;
Длина ствола – 7170 мм (47,2 клб.);
Длина канала ствола – 7000 мм (45,9 клб);
Длина в боевом положении – 11448 мм;
Ширина в боевом положении – 2490 мм;
Клиренс лафетной повозки – 320 мм;
Клиренс орудийной повозки – 310 мм;
Начальная скорость снаряда – 880 м/с;
Угол вертикального наведения - от 0 до +60°;
Угол горизонтального наведения – 8°;
Скорострельность – 0,5 выстрела в минуту;
Максимальная дальность стрельбы – 25750 м;
Вес осколочно-фугасного снаряда – 48,770 кг;
Скорость возки по шоссе в раздельном виде – до 15 км/ч;
Расчёт – 15 человек.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. AlexMH 5 июля 2012 11:33
    Мнение автора о недостатках гусеничного хода и как следствие орудия в целом представляется не вполне обоснованным. Колесный ход для такой артсистемы не может быть существенно легче гусеничного, учитывая более сложную конструкцию лафета. Как правильно замечено, даже самые тяжелые тягачи с трудом буксировали это орудие, а с колесами оно завязло бы сразу и намертво, тогда надо было бы делать систему, разбирающуюся на 3-4 части, что резко увеличивает время развертывания. Немцы конструировали орудия исходя из своих условий, мы - из своих, и с этой точки зрения решение с гусеничным ходом оправданно, хотя после войны выпускали аналогичные орудия и с колесным ходом.
    AlexMH
    1. Гамдлислям 5 июля 2012 12:00
      Вы правы коллега Алексей, в середине 30-х годов, когда орудие проектировалось и строилось, наши дороги были в основном грунтовые. Тракторные тягачи развивали скорость, максимум 15 км/час. Тягачей на колёсном ходу не было даже в проекте. Скаты колёс выпускались узкие и небольших размеров. Ресурс колёсных движителей на резиновом ходу был небольшой.
      Поэтому и выбрали гусеничный ход. Он давал малое давление на грунт, следовательно неплохую проходимость по слабым грунтам.
      В конце 40-х годов, когда появились мощные скоростные тягачи, то данные орудия модернизировали, заменив гусеничный ход на колёсный, тем самым повысив скорость передвижения. К этому времени наша промышленность освоила выпуск большеразмерных колёс.
    2. Братец Сарыч 5 июля 2012 13:12
      Мне во многих местах попадались упоминания, что использование гусеничного хода все-таки было серьезной ошибкой - изначальная ориентация на колеса позволила бы избежать многих неприятностей (колеса разные бывают)...
      Братец Сарыч
  2. Прохор 5 июля 2012 13:37
    Картузное заряжание оправдано для 203 мм и более, а со 152 мм вполне можно было перейти на раздельно-гильзовое.
    1579 человек в полку на 36 орудий - это 44 человека на одну пушку! Гм, а зачем?
    Расчёт 15 человек - многовато, но терпимо, а ещё 29?
    Прохор
    1. Гамдлислям 5 июля 2012 19:48
      Уважаемый коллега Сергей, 15 человек - это орудийный расчёт. Но в полку ещё много других служб и подразделений, без которых невозможно поддерживать боеспособность. Это штабы, и разведка, и медсанчасть, и службы тыла, численность которых около 40%, связисты, авторота.
      В авиации во время ВОВ на одного лётчика приходилось до 20 человек наземного состава.
  3. AlexMH 5 июля 2012 14:53
    Прохор,
    А вы думаете, артполк - это только расчеты?:) Расчет 15 человек для такого тяжелого орудия с малой степенью автоматизации - это нормально, а остальные заняты остальными делами. Например, на 200-м комплексе ПВО, на который меня учили, расчет - это 10 человек на 2 пусковые, но это не значит, что в дивизионе 6 пусковых и 30 человек. Их там почти 200 человек, и это без техдивизиона. То же и здесь.
    AlexMH
    1. Прохор 5 июля 2012 16:08
      Нет, не думаю... У нас в отдельном мотострелковом батальоне на 520 человек было около 40 БМП, а ОМСБ - аналог полка, с ремонтниками, боеприпасниками и т.п. 2 тыловика на одного воина - перебор...
      Прохор
  4. alex86 5 июля 2012 22:57
    А вот скажите, дальность стрельбы у "Мсты" 24,7 и только с газогенератором 28,7км, а тут в 35 году 25,7км - это говорит о том, что неплохое орудие было и одновременно - что мы сегодня недорабатываем (хотя и понимаю, что 30 км - предел дальности для калибра в 6 дюймов, дальше будет нерациональноеи утяжеление, износ ствола и т.п. - но прошло то 80 лет!... Это как?)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня