Гордость российского авиапрома. «Сухому» — 80 лет

33
Сегодня 80 лет исполнилось ОКБ Сухого — одному из лучших авиаконструкторских бюро России, история которого уходит в советский период. Легендарные самолеты «Су», востребованные во всем мире, — главный продукт КБ.





Первые шаги легендарного КБ


Конец 1930-х годов был очень серьезным и ответственным периодом для нашей страны. Семимильными шагами шла индустриализация: строились всё новые и новые предприятия, выпускались новые виды оборудования, гражданской и военной техники. Особое внимание руководство СССР уделяло развитию авиации.

Прекрасно понимая, что в вероятной войне авиации будет суждено сыграть одну из ключевых ролей, советское руководство направляло все силы не только на укрепление военно-воздушных сил, но и на совершенствование научных, технологических разработок в авиастроении. 29 июля 1939 года было опубликовано постановление СНК СССР. В соответствии с ним бригада авиаконструкторов московского авиационного завода № 156 переводилась в Харьков, где предстояло начать серийное производство самолетов Су-2.

Однако история КБ началась, по сути, на девять лет раньше. В октябре 1930 года Павел Осипович Сухой возглавил бригаду № 4 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в которой и началось формирование конструкторского коллектива. В период с 1930 по 1939 гг. конструкторы разработали серийные истребители И-4 и И-14, опытные истребители И-8 и ДИП, рекордный самолет РД (на нем были совершены знаменитые полеты Валерия Чкалова и Михаила Громова), дальний бомбардировщик ДБ-2, ближний бомбардировщик Су-2.

Гордость российского авиапрома. «Сухому» — 80 лет


Первое десятилетие существования конструкторского бюро выпало на наиболее сложные и драматические годы. Через два года после создания бюро началась Великая Отечественная война. Но конструкторы, эвакуированные в Пермь, продолжали свою работу. Только в период с 1940 по 1942 гг. были выпущены 893 Су-2, которые успешно решали поставленные перед ними боевые задачи на воздушном фронте Великой Отечественной войны. После возвращения из эвакуации КБ продолжило работу в подмосковном Тушино.

Победа над гитлеровской Германией не означала, что у Советского Союза пропали противники. Наоборот, вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции уже с 1946 года стали новым вероятным коллективным врагом советского государства. И чтобы сохранять обороноспособность страны, требовались все новые и новые решения в области авиастроения.

На протяжении 1945-1949 гг. конструкторское бюро Сухого продолжало свою работу, затем был кратковременный перерыв – с 1949 по 1953 гг., когда после аварии самолета Су-15 руководство приняло решение ликвидировать конструкторское бюро. Но в мае 1953 года, спустя два месяца после смерти Иосифа Сталина, работа конструкторов под руководством Сухого была восстановлена – теперь они работали в ОКБ-1, производственной базой которого стал 51-й завод.

Отец-разработчик «Су»


Деятельность любого авиаконструкторского бюро нельзя рассматривать в отрыве от личности главного конструктора — человека, определяющего не только направление технических разработок, но и общую линию развития и работы конструкторского бюро. Поэтому и называют конструкторские бюро по фамилиям их руководителей: Туполева, Ильюшина, Сухого.

Путь Павла Осиповича Сухого в авиацию начался еще до революции. Он родился 22 июля 1895 года в семье учителя сельской школы в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. Когда в 1900 году отцу будущего авиаконструктора Осипу Андреевичу предложили возглавить школу для детей железнодорожных служащих, семья перебралась в Гомель.

В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию, которую окончил в 1914 году с серебряной медалью. Уже в гимназические годы Павел Сухой заинтересовался авиацией – многие юноши в то время были под впечатлением полетов авиатора Сергея Уточкина, который проводил свои гастроли и в Гомеле.

Павел мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, где преподавали основы воздухоплавания, однако из-за бюрократических проволочек поступить не смог (в приеме отказали, потому что были представлены копии, а не подлинники документов). Тогда Павел Сухой поступил на математический факультет Московского университета, а через год все же поступил в Императорское Высшее техническое училище. Там он вступил в Кружок воздухоплавания, организованный Николаем Жуковским.



Когда в 1915 году Павел Сухой достиг призывного возраста, его мобилизовали на военную службу и направили в Школу прапорщиков. Так Павел Осипович оказался на Западном фронте, где служил в артиллерии. После революции Сухой вернулся в Москву, но обнаружил училище закрытым. Тогда Павел вернулся в Гомель, некоторое время работал учителем в школе в городе Лунинец на западе Белоруссии, где женился на учительнице французского языка Софье Тенчинской.

Но, спасаясь от наступавших польских войск, семья вернулась в Гомель, а в 1921 году Сухой отправился в Москву – продолжать учебу в Техническом училище. К этому времени учитель и старший товарищ Павла Сухого Николай Жуковский возглавил Институт инженеров Красного Воздушного Флота, а затем и Центральный аэрогидродинамический институт. Но в марте 1921 года Жуковский скончался.

Дипломную работу Сухой писал под руководством Андрея Туполева – ближайшего соратника Жуковского. В марте 1925 года Сухой защитил диплом на тему: «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». После этого, как и следовало ожидать, Сухой продолжил работу в конструкторском бюро Андрея Туполева, стал заместителем главного конструктора, а затем возглавил свое конструкторское бюро.

Годы «холодной войны». Золотая эпоха «Су»


После того, как в 1953 году деятельность ОКБ Сухого была восстановлена, конструкторы под руководством Павла Осиповича продолжали работать над различными модификациями «Су». Самолеты «Су» быстро стали настоящим брендом.

В сентябре 1955 года впервые поднялся в воздух фронтовой истребитель С-1, а с 1957 года началось его серийное производство под названием «Су-7». На протяжении 15 лет были выпущены более 1800 самолетов Су-7. Поставки истребителя были налажены в 9 стран мира. Затем был спроектирован истребитель-перехватчик Т-3, ставший прототипом перехватчиков Су-9 и Су-11. Самолеты данного типа на протяжении 1960-х годов оставались самыми скоростными в советской военной авиации и находились на вооружении ВВС СССР до 1980-х годов.

Затем, в мае 1962 года, первый полет совершил всепогодный перехватчик Т-58, вошедший в серийное производство как Су-15. Было выпущено около 1500 самолетов данного типа. В августе 1966 года был совершен первый полет С-21И – этот самолет впервые в истории отечественной авиации имел крыло изменяемой стреловидности. На базе опытного образца началось серийное производство истребителя-бомбардировщика Су-17.



В 1962 году в ОКБ Сухого началась работа по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4 «Сотка». 22 августа 1972 года был совершен первый полет опытного образца. Впервые в мировом авиастроении использовались сварной планер из титана и высокопрочных сталей, высокотемпературная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, была установлена электродистанционная система управления.

Конструкторы задали самолету скорость до 3200 км / час. Такой скорости в то время не было не только ни у одного истребителя в мире, но и у подавляющего большинства управляемых ракет. Казалось бы, успех детищу Сухого был обеспечен. Но в октябре 1974 года ОКБ было вынуждено прекратить испытания нового самолета. Уже затем стало известно, что самолет конкурировал с разработками ОКБ Туполева, что и привело к решению вышестоящих инстанций о прекращении опытных полетов.

15 сентября 1975 года в санатории «Барвиха» скончался 80-летний Павел Осипович Сухой – главный конструктор и «символ» ОКБ, названного его именем. После смерти Сухого конструкторское бюро возглавил Е.А. Иванов. ОКБ продолжало свою работу, совершенствуя технические разработки. Были разработаны и опробованы самолеты Су-17, Су-24, Су-25 и, наконец, первая модификация Су-27. Но после гибели четырех летчиков-испытателей при испытаниях Су-27 новым главным конструктором бюро был назначен М. П. Симонов.



В 1980-е годы бюро под руководством Симонова продолжало разработки учебно-боевых Су-27УБ и Су-30, ударного Су-34, многофункционального Су-35, палубного Су-33. Помимо боевых самолетов ОКБ приступило и к разработкам и производству спортивных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Именно на них советские, а затем и российские команды получали высокие награды на международных соревнованиях по высшему пилотажу.

Когда на рубеже 1980-х – 1990-х гг. советское руководство, на фоне нарастающего экономического и политического кризиса, сократило финансирование военно-промышленного комплекса, по инициативе М.П. Симонова началась реализация экспортных программ для Су-27. В частности, были произведены первые поставки данного самолета в Китай. Именно благодаря экспортным контрактам ОКБ Сухого продолжило свое существование и в драматические для отечественной промышленности девяностые годы ХХ века.

Суперджеты и искусственное сердце


Разработки гражданских самолетов начались в ОКБ Сухого еще в 1990-е годы, именно на фоне кризиса оборонной промышленности и сокращения финансирования. В 2001 году поднялись в воздух грузопассажирский самолёт Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л. Когда в 1999 году новым генеральным директором ОКБ стал М.А. Погосян, были произведены структурные преобразования ОКБ. В 2000 году была организована дочерняя компания «Гражданские самолеты Сухого».

В гражданском подразделении ОКБ началось проектирование нового гражданского самолета для нужд отечественной пассажирской авиации. 19 мая 2008 года впервые поднялся в небо опытный экземпляр самолета Superjet SSJ-100, а с апреля 2011 года началась регулярная эксплуатация данного самолета.



Что интересно, помимо сугубо авиационной тематики, ОКБ Сухого отметилось, причем еще с 1960-х годов, и в медицинской сфере. Еще в 1960-е годы министр здравоохранения СССР Борис Петровский обратился к Павлу Сухому с просьбой помочь в разработках искусственного сердца — пневмогидравлического насоса, который мог временно заменять сердце человеку до тех пор, пока не будет установлено донорское сердце.

В настоящее время конструкторское бюро продолжает разработки боевых самолетов, в том числе разрабатываются и модернизируются ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), истребители семейства Су-27 и Су-30, штурмовики семейства Су-25.

Говоря о технических достижениях конструкторского бюро Сухого, стоит отметить, что за историю его существования коллектив создал около 100 типов самолетов, более 60 из которых поступили в серийное производство. Общее количество выпущенных в сериях самолетов Сухого составляет более 10 тысяч экземпляров. Самолеты поставлялись и поставляются в 30 государств мира.

ОКБ Сухого остается гордостью отечественного авиастроения. Проходят годы и десятилетия, двадцать лет осталось до векового юбилея, а конструкторское бюро, созданное в далекие тридцатые, продолжает работать во благо нашей страны, укрепляя ее обороноспособность, содействуя развитию и улучшению отечественной экономики.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 июля 2019 14:23
    Удачи и новых лучших в мире машин марки "Су" good
  2. +4
    29 июля 2019 14:33
    Мои поздравления всему ОКБ! Новых замечательных проектов!
  3. -9
    29 июля 2019 15:05
    Скажите что нового создали в России (РФ)? Это гордость советского, а не российского авиапрома. Или гордятся тем, что не дошли руки оптимизировать?
    1. -3
      29 июля 2019 15:29
      Цитата: Гардамир
      Гордость Советского авиапрома. «Сухому» — 80 лет

      абсолютно точно! не нужно присваивать созданое прежними поколениями! soldier
      1. 0
        29 июля 2019 17:59
        абсолютно точно!

        Ну да надо посыпать голову пеплом и распевать мантры про бензоколонку.
        А так конечно приколько работали конструкторы, технологи, рабочие делали одну модель за другой гордились этим и тут бах перцы в беловежской пуще сообразили на троих и УЖЕ НЕЧЕМ ГОРДИТЬСЯ.
    2. 0
      29 июля 2019 16:03
      Цитата: Гардамир
      Это гордость советского, а не российского авиапрома.

      И Су-57 тоже советское?
      Советского Союза уже 20 лет нет и вы всё считаете, что за это время не выросло новое поколение инженеров и конструкторов? Учителя плохие были?
      1. +2
        29 июля 2019 16:46
        И Су-57 тоже советское?

        В конце 1980-х годов Военно-воздушные силы СССР (при ведущей роли 30 ЦНИИ) выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований РСК «МиГ» разработал проект 1.44, а КБ Сухого — Су-47 «Беркут». Распад СССР и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 «Беркут» стал использоваться в качестве летающей лаборатории
        В мае 2001 года стартовала программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Предварительный проект готовился вторую половину 2001 — начало 2002 годов. Для создания ПАК ФА Росавиакосмосом и МО РФ была разработана комплексная целевая программа, одобренная правительством РФ в декабре 2002 года. В ней определены головной исполнитель (ГУП "АВПК «Сухой») и сроки выполнения основных этапов работ. Начато проведение комплекса НИОКР и эскизное проектирование, которое предполагалось завершить подачей эскизного проекта к началу 2004 года. Первоначальный бюджет проекта составил 1,5 млрд руб. К реализации программы были привлечены РСК «МиГ» и ОКБ им. Яковлева. План работ предусматривал начало лётных испытаний самолёта на 2006—2007 годы и начало поставок самолётов в войска к 2014—2015 годам.
        В проекте использовались некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта
        11 августа 2017 года главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев впервые официально сообщил серийное название истребителя, известного как Т-50, — самолёт получил обозначение Су-57.
        1. +2
          29 июля 2019 17:16
          Понятно. Только расскажите пожалуйста какие такие бортовые компьютеры тогда были были? Вся электроника тоже оттуда? Движки тоже из 80х? Да много ещё вопросов возникает.
          Знаете, мне вот на ум вот, что приходит. В СССР в середине 30х годов тоже небыло никакой индустриализации. Ведь после 17 года тоже прошло 30 лет. Судя по вашей логике, всё что тогда строилось всё наследие царского режима?
          1. +3
            29 июля 2019 18:21
            компьютеры
            1985-1987 на занятиях по АОСИ у нас уже были компьютеры.
            Пытаясь унизить Союз вы опять хвалите запад.
            1. -5
              29 июля 2019 19:44
              Цитата: Гардамир
              1985-1987 на занятиях по АОСИ у нас уже были компьютеры

              Размеры ЭВМ не подскажите какие были?
              И скорость работы и мощьность и програмное обеспечение всё из 80х?
              1. +5
                29 июля 2019 19:57
                И скорость работы и мощность
                Вы слишком строги. ведь я был только учащийся. Могу сказать, что монитор был примерно как в конце 90х, системник горизонтальный. Запись шла на обычную аудиокассету и понятно что всё это было в текстово-цифровом, естественно никакой графики.
                1. -5
                  29 июля 2019 20:04
                  Цитата: Гардамир
                  Могу сказать, что монитор был примерно как в конце 90х, системник горизонтальный. Запись шла на обычную аудиокассету и понятно что всё это было в текстово-цифровом, естественно никакой графики.

                  Такой компьютер я сам собрал. Назывался он "Зет Спектрум". Я с трудом представляю, что он сможет в Су-57 делать
                  1. +3
                    29 июля 2019 20:51
                    Процессор от ZX Spectrum стоял на американских Аполлонах. Так что немного посчитать он может.
          2. +2
            29 июля 2019 19:39
            Кстати, интересно, какая элементная база используется на Су 57, нашей разработки или все же лицензионная? Кто-то может сказать? Помнится, на МиГ 31 были такие микросхемы... Как говорил один из РЭОшников, наши микросхемы - самые большие микросхемы в мире!
            1. -5
              29 июля 2019 19:53
              Цитата: Андрей Сухарев
              Кстати, интересно, какая элементная база используется на Су 57, нашей разработки или все же лицензионная?

              Да скорее всего своя.
              Умеют у нас делать когда приспичит.
              Был у нас в 80х в командировке на заводе один парень с завода где делали радиодетали. Так вот он рассказывал, что первыми приезжали военные и отбирали лучшие детали. Те у которых характеристики были чуть хуже забирали производственники. Ну а всё оставшееся шло на народное хозяйство. То есть на телевизоры, приёмники и другую бытовую электротехнику. Поэтому при хороших тех же телевизорах, по схеме, были поломки именно по деталям.
              Не помню где читал, но американцы были поражены, что на МиГ-25 ещё применялись лампы.
              На сайте кто то написал, что один лётчик привёл такое сравнение между Су-27 и Су-57. Не дословно но по сути звучало так. Это как дискета и флешка на гигабайты
              1. 0
                29 июля 2019 22:04
                Насчёт ламп на МиГ-25. Свои функции блоки выполняли. Естественно, требовали высоковольтного питания, в отличие от полупроводниковых элементов. И ещё - в условиях применения ЯО все полупроводниковые схемы дохнут мгновенно от радиации, а лампам она не мешает работать.
                1. 0
                  29 июля 2019 22:09
                  Цитата: Авиатор_
                  Свои функции блоки выполняли.

                  И я про это. Когда надо было, наши инженеры и конструкторы из г... конфеты делали.
                  И вспомнил ещё. Американцы были поражены как мы добились чтобы лампы из гнёзд не выскакивали. Ну вы помните как в старых телевизорах их прижимали пружинами). Так вот они вроде как до такого не додумались)
          3. +5
            29 июля 2019 19:41
            Цитата: Липчанин
            Понятно. Только расскажите пожалуйста какие такие бортовые компьютеры тогда были были? Вся электроника тоже оттуда? Движки тоже из 80х?

            Расскажите какие и откуда сейчас компьютеры? На какой элементной базе? Мониторы и индикаторы чьи? А про двигатели вообще не надо. Он оттуда родной практически. Двигателя 2 этапа, по Вашему российского нет. В железе есть, но по факту нет. Как он работает, работает ли. Так что зря Вы так про Союз. А тем более, вовсю идет с начала нулевых, или даже раньше, реформа образования. Следствием которой должен явиться новый человек. Квалифицированный потребитель. Фурсенко так сказал. Вот эти потребители войдут в жизнь и начнут... То ли потреблять< где нибудь в КБ Сухого. Или творить на уровне потребления. Вот это будут уже чисто российские разработки.
            1. -2
              29 июля 2019 20:11
              Цитата: антик
              Расскажите какие и откуда сейчас компьютеры?

              Вы про мой, или который на СУ?
              Двигателя 2 этапа, по Вашему российского нет. В железе есть, но по факту нет.

              По какому факту?
              Ссылочку на "факт" не скинете?
              Следствием которой должен явиться новый человек. Квалифицированный потребитель.

              Так значит самолёт делали старые кадры? Сколько им лет сейчас? И ничему молодых не обучили?
              И ещё. Вот вам дать "не потребителю" набор деталей и предложить что то сделать, представляете, что получится?
              Так что зря Вы так про Союз.

              Про Союз это вы. По вашей логике специалисты старой закалки ничему не научили молодых?
          4. +1
            30 июля 2019 09:01
            По компътерам, какие тогда были, очень рекомендую зайти хотя бы на Вику и ознакомиться для начала со статьей https://ru.wikipedia.org/wiki/Бортовая_цифровая_вычислительная_машина/ Это раз. Например, наше предприятие (НИИСА г Минск) широко использовала бортовые ЦВМ различных моделей, изначально разработанные для использования на самолетах, в своих наземных высокомобильных АСУВ *Маневр", "Эталон". Это два.
            В частности в составе разработанного НИИСА еще в начале 70х поста обработки радиолокационной информации ПОРИ П2 использовалась самолетная БЦВМ А15, которая могла работать непрерывно как часы по несколько суток без единого сбоя.
            Были, конечно, в этой машине и недостатки. В частности, она требовала, насколько я помню, программирования на Ассемблере и жесткой прошивки команд в памяти, что обусловливало повышенную трудоемкость при разроботке ПО и его изменениях. Но это же обеспечивало и высочайшую надежность работы машины в весьма тяжелых условиях эксплуатации. И делалась эта машинка целиком на отечественной элементной базе. Да и периферийные устройства делались на той же базе. Другой не было. И хотя, конечный продукт (КШМ, ПУ) по габаритам был побольше забугорных аналогов, но при этом вполне прилично обеспечивал решение поставленных задач.
            Я это к чему? А к тому, что уже тогда в СССР была вполне развитая электронная промышленность, которая выпускала широкую номенклатуру интегральных схем и прочих полупроводниковых приборов из которых создавались вполне современные на то время приборы и системы различного назначения.
        2. 0
          29 июля 2019 18:04
          Сами -то читали свою ссылку?
          В мае 2001 года стартовала программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения

          а если Вы про
          В проекте использовались некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.


          А в 47 не использовались некоторые технологии 27?
          А в 27 семнадцатого , а в 17 седьмого?
          А там недолго до вывода, что все могущество СССР из царской России.....
          Ваша упертость просто изумляет, наверное именно таких Ленин называл закостенелыми догматиками и именно они внесли немалую лепту в развал СССР.
        3. 0
          30 июля 2019 08:09
          Смешно!
          Вы когда-нибудь видели 1.44 и "Беркута"? Конечно, по прошествии 30 лет можно и их в "5-е" записать. Но где там крейсерский сверхзвук? Где "стелс"? Где внутренние отсеки?
          За 1.44 не скажу (ну, там и так всё видно...), но то, что сегодня называют "Беркутом", изначально был самолет-демонстратор возможностей крыла обратной стреловидности, "наш ответ на X-29". Ответ получился очень большим и крайне запоздалым. И это был тупик!
          Изначально "Беркут" ничего общего с американским G5 не имел (так как проектировать его начали еще до формирования в США этой концепции), но возможно, что какие-то наработки с него на будущий Су-57 и перекочевали (например, технология производства композитного кессона крыла), но идеология Су-57 совсем другая!
          Так что Су-57 - это полноценная российская разработка. А вот насколько она удачна - покажет время. (СуперДжет, например, очень тяжело идет...)
          И уж если говорить о "советском следе", то компоновка Су-57 создавалась под влиянием идей... Бартини!
      2. +1
        30 июля 2019 01:55
        Цитата: Липчанин
        И Су-57 тоже советское?
        Советского Союза уже 20 лет нет и вы всё считаете, что за это время не выросло новое поколение инженеров и конструкторов? Учителя плохие были?

        Ну как бы вам сказать - среди моих знакомых инженеров росс.оборонки большинству глубоко за 70, и это именно старая советская конструкторская школа, не российская; и именно на них держались и держатся производственные мощности. А вот их ныне трудящиеся молодые коллеги - даже которым около 40, ну как бы сказать, далеко не дотягивают до их уровня (про более молодых, которым 20-30 лет, и говорить нечего). И это не на мой дилетантский взгляд, а мнение именно старых инженеров.
        1. +2
          30 июля 2019 04:56
          Ну как бы вам сказать - среди моих знакомых инженеров росс.оборонки большинству глубоко за 70, и это именно старая советская конструкторская школа, не российская; и именно на них держались и держатся производственные мощности.

          ну не скажите. Я сам работаю в этой так сказать среде и могу сказать что есть технические умы. Есть и плюсы и минусы у каждого поколения имхо. Старые более прагматичные и целеустремленные, с высокой самомотивацией. Но при этом иногда излишне консервативные. Порой до абсурда. Молодые более творческие, могут выдавать хорошие идеи, но сложности с доработкой. Да и мотивация на результат у них хромает. Как то так
    3. +3
      30 июля 2019 04:49
      Гардамир Вчера, 15:05
      Скажите что нового создали в России (РФ)? Это гордость советского, а не российского авиапрома. Или гордятся тем, что не дошли руки оптимизировать?

      что за бред вы пишите? Вся эволюция развивается последовательно, в том числе и техническая. И развивается она на основе опыта предыдущих поколений. Это НОРМАЛЬНАЯ практика! Или вам в вашим неуёмном бадхерде видится что каждое последующее поколение должно колесо заново изобретать???
  4. +2
    29 июля 2019 21:21
    Superjet - конская афера, не давшая ничего авиации. Больше пользы было бы от модернизации Ту 154 и Як 40- 42 под западные моторы. Быстрее, дешевле и более подходяще под наши аэродромы.
    1. +2
      29 июля 2019 22:06
      Superjet называют "супербюджет". Погосян убил полностью сертифицированный Ту-334 ради своего изделия.
  5. 0
    29 июля 2019 22:09
    Практически ничего не сказано про Су-25, модель которого впервые я увидел студентом осенью 1975 года в аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ.
  6. 0
    29 июля 2019 22:13
    ОКБ Сухого остается гордостью отечественного авиастроения.

    А как же фирма МИГ, разве не миги били американцев в Северной Корее? Разве не миги воевали с евреями на Ближнем Востоке? Разве не миги были самыми массовыми боевыми самолётами?
    И где сейчас МИГ? Мне кажется утопили его специально, не без помощи руководителей фирмы Сухого.
    1. +1
      29 июля 2019 22:54
      А как же фирма МИГ, разве не миги били американцев в Северной Корее? Разве не миги воевали с евреями на Ближнем Востоке? Разве не миги были самыми массовыми боевыми самолётами?

      И что дальше ? Простите подобное можно написать про ЯК, ТУ, ИЛ и т.д.
      И где сейчас МИГ? Мне кажется утопили его специально, не без помощи руководителей фирмы Сухого.

      Как утопили расскажите, сухой в 90-00х выжил только благодаря экспорту су-30 в Индию... Или специалисты сухого купили индийцев ? lol
      1. 0
        29 июля 2019 22:57
        Вот и жаль, что в СССР были такие фирмы как ЯК, ИЛ, ТУ и МИГ, а в России осталась одна - СУ. Почему государство не поддержало эти фирмы, почему мы сейчас летаем на Боингах, Эйрбасах и даже каких-то Фоккерах?
        А потому, что не было во власти настоящих государственников, а были и есть некомпетентные руководители.
        1. 0
          29 июля 2019 23:11
          Почему государство не поддержало эти фирмы, почему мы сейчас летаем на Боингах, Эйрбасах и даже каких-то Фоккерах?

          Потому что произошел переворот и СССР больше нет, все фирмы теперь выживают как могут государства больше не кого поддерживать ну будет, закупает хоть что-то для обеспечение вооружение и то радость, 30 лет так и слава богу что у нас за эти 30 лет хоть одно авиастроительное КБ смогло выжить, при этом пытается хоть что-то производить на уровне последних мировых новинок хоть отстает от них на 20 лет ...
          А потому, что не было во власти настоящих государственников, а были и есть некомпетентные руководители.

          Руководители компетентны, только теперь они работают на свой карман, а не на благо государства и в ближайшее время эта тенденция не измениться
        2. 0
          30 июля 2019 02:01
          Цитата: Fan-Fan
          Почему государство не поддержало эти фирмы, почему мы сейчас летаем на Боингах, Эйрбасах и даже каких-то Фоккерах?

          Потому что в СССР небыло задела на экономичные авиамоторы; ну не считались с топливорасходом и всё. Как крякнула экономика социалистической модели и пришлось выплывать на старых наработках, без НИОКР, то всё. И даже сегодня российское самолётостроение считается отличным в плане планера, частично - в плане авионики, но очень слабым в плане моторостроения (да, как не обидно, но западные моторы более эффективны и намного более экономичны). Поэтому и летаем на гражданке на западных самолётах в основном. А эпопея с Сухой Суперджет пока закончилась пшиком и многими катастрофами.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»